Аквариум исследовательская работа начальная школа. Исследовательский проект "Аквариум и его обитатели",1 класс

Аквариум исследовательская работа начальная школа. Исследовательский проект

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

по теме:

Аквариум в вашем доме

Научный руководитель: Доценко Е.Т., учитель начальных классов

Частоозерье

2011-2012 уч. год

1. Введение. ..……………………………………………. 3

2.Основная часть

    Выбор аквариума. ……………………… 4

    Что и почему растёт в аквариуме? ……….. 4-5

    Рыбы ……………………………. 5-6

    Корм и кормление 7

    Правила содержания аквариума и ухода за ним …………………

3. Вывод ……………………………… 10-12

4. Литература

Введение .

Актуальность

Изучая на уроках литературного чтения творчество В.Бианки, учитель начал урок с его высказывания о том, что « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!" Я задумалась. А ведь и правда, чем занимается человек всю жизнь - открывает тайны, исследует неизведанное. Сегодня многие держат дома различных животных. У кого-то это собака, у кого- то кошка, кто держит хомячков, а кто-то аквариумных рыбок. Такие домашние как аквариумные рыбки, (а ведь они тоже относятся к домашним животным), наверное, самые удобные из всей живности, что можно держать дома. Ведь это друзья, которые никогда не предадут, надёжные утешители в беде. А сколько они доставляют радости и удовольствия! Залюбовавшись однажды красотой подводного мира за "стеклянным берегом", мы решили приобрести аквариум. А как за ним ухаживать, пока не знали. Чтобы получать наслаждение от маленького подводного царства, необходимы были определенные знания. Правильное управление домашним водоемом требует знаний, опыта и умения.

Тема моей исследовательской работы «Аквариум в вашем доме» Это очень интересная тема, актуальна тем, что развивает любовь к природе, трудолюбие, внимательность, ответственность,

Аквариум - это и экология, и гидрохимия, и биология, и генетика, и электротехника... Но если вы его полюбите, знания усвоятся как бы сами собой.

Итак, объектом моего исследования стал – аквариум.

Предметом исследования – взаимодействие живых и неживых компонентов в нём.

Проблема, над которой я решила работать – это познание подводного мира через изучение жизни домашнего аквариума.

Цель работы – узнать об устройстве аквариума, правилах содержания рыбок, изучить поведение обитателей аквариума.

Задачи – собрать как можно больше информации для применения на практике в домашних условиях при обустройстве мини-водоема, а именно:

1.Изучить правила запуска аквариума, что и почему растёт в аквариуме.

2.Чем и как кормить рыбок

3.Узнать, поддаются ли рыбки тренировке.

4.Определить, слышат ли рыбки.

5.Провести опыты по изучению поведения рыбок при разной температуре.

6.Узнать, как рыбки спят.

7.Изучить поведение рыбок в зависимости от освещенности.

Методы исследования: опыты, наблюдения, научная литература, Интернет

Практическая значимость

Аквариум - это не только эстетика и познание подводного мира. В нём мягко переливается и загадочно блестит вода, легко колышутся экзотические растения. Из их тени выплывают изящные, разноцветные, как мозаика, рыбы и, медленно шевеля плавниками, «зависают» на фоне живописной коряги… Настоящий уголок тропической природы! Хотя это всего лишь комнатный водоём, а сколько радости и спокойствия приносит он в дом, а главное в семье! Уже установлено, что даже недолгое (около часа) наблюдение за рыбками, нормализует у человека кровяное давление, успокаивает нервную систему. Наблюдаются случаи что, в семьях, где вводятся аквариумные рыбы, дети растут спокойными. Таким семьям, имеющим детей с диагнозом: детский церебральный паралич ученые рекомендуют содержать дома аквариум. Иначе говоря, рыбки могут защитить своего хозяина от некоторых стрессов современной жизни. И ещё практическая значимость работы состоит в использовании полученных данных на уроках окружающего мира в начальном звене, во внеклассной работе.

Основная часть.

Выбор аквариума.

«Аквариум» в переводе с греческого языка означает «ёмкость для воды».

Аквариум - это не только эстетика и познание подводного мира. Уже установлено, что даже недолгое (около часа) наблюдение за рыбками, нормализует у человека кровяное давление, успокаивает нервную систему. Иначе говоря, рыбки могут защитить своего хозяина от некоторых стрессов современной жизни. Вот посудите - нет неприятного запаха, аквариум занимает немного места и вместе с тем очень здорово вписывается в интерьер комнаты, она смотрится уютнее, богаче. Правильно организованный аквариум отлично смотрится, не требует постоянного внимания. Но для того, чтобы аквариум радовал глаз, нужно приложить немало усилий. При выборе аквариума рекомендуется учитывать его объём и форму. Большой по объёму аквариум лучше, чем маленький, потому что в нём постоянно поддерживается биологическое равновесие и он не требует частой уборки. Перед заполнением водой аквариум следует продезинфицировать марганцовкой или раствором поваренной соли. При установке следует учитывать:

    его местоположение, так как рыбы и растения должны получать достаточно дневного света. Самое удачное размещение аквариума – у окна на восток и на запад. Мы пробовали ставить аквариум у окна на север – света попадает мало, на юг – света много и это приводит к цветению воды. Поэтому я и сделала вывод, что большой избыток света нежелателен;

    расстояние от окна, чтобы равномерно распределились температура и освещённость;

    доступ для чистки аквариума и уход за ним;

    устойчивость; не стоит устанавливать его так, чтобы постоянно бояться его зацепить и разбить.

Первым делом на дно аквариума необходимо засыпать грунт. Грунт – это разноцветные камешки. Их перед укладкой необходимо промыть водой. Затем грунт аккуратно выкладывается в виде рисунка.

После этого ставятся различные украшения. В моём аквариуме это большой красивый замок, белый и голубой кораллы, сундук, краб, искусственные водоросли, ракушки.

Вода перед заливкой должна постоять не меньше 1 дня для того, чтобы из неё выделился хлор, опасный для рыбок. После этого вода заливается в аквариум. Через 3 дня вода в аквариуме помутнела. Мне родственники объяснили, что это связано с тем, что в аквариуме,кроме растений и рыбок живёт еще много микроорганизмов, которые и поддерживают чистоту воды. Через 2 недели вода стала прозрачной, кристально чистой. Теперь аквариум готов к запуску рыбок и посадке растений.

Что и почему растёт в аквариуме

Приобретая новое растение, следует учитывать потребность в свете и температурный режим. Одни растения растут при слабом освещении (роголистник), другие при сильном, например: водокрас. В зависимости от потребностей в температуре растения делятся на:

- холодолюбивые, умеренные и теплолюбивые.

При посадке растений следует учитывать, что:

    для ценных растений в горшок насыпают многослойный грунт

    для посадки брать лучше молодые растения, они легче приживаются и более активно участвуют в процессе биологической обработки воды;

    высокие растения высаживают за низкими, а маленькие – на переднем плане;

    если растения сажают в горшок, то в нём должно быть достаточно отверстий для вентиляции;

    большинство отечественных водных растений малопригодны для аквариума, так как они погибают зимой (исключение составляют растения, произрастающие на юге России).Лучше сажать тропические и субтропические растения;

    чтобы выделить красивое растение, надо расположить его среди низких, рядом с камнем или на свободном месте.

Наполнив аквариум водой примерно на 5 – 8 см, мы стали высаживать растения. Перед высаживанием длинные корни подрезали ножницами и удалили плохие листочки. После посадки растений аквариум заполнили водой.

Чаще всего в аквариумах используются папоротниковые растения (водяная капуста, сальвиния) и водоросли (блестянка, топняк), мхи, цветковые растения (элодея, ряска). Аквариум без растений - просто сосуд с водой. Растения превращают его в действующую модель природного водоема. После посадки растений аквариум начинает "дышать", "работать", и "мертвая" водопроводная вода становится "живой". Эта вода и есть главное в творчестве аквариумиста.
Аквариумные растения - не примитивные водоросли, а весьма сложные создания, тонко "чувствующие" и отзывающиеся на изменение среды обитания. Важная задача - чтобы им жилось хорошо.

Сегодня к услугам любителя десятки технических устройств, помогающих правильно управлять работой домашнего водоема. Но никакая техника, даже самая надежная, не заменит подводного растения - живой фабрики кислорода. Практика показывает, что без техники в аквариуме можно обойтись, а без растений - вряд ли. Во всяком случае, это будет не живая, а мертвая модель.

Рыбы.

Каких же рыб поселить в аквариум? - такой вопрос задает почти каждый новичок.

Ответить на него не так-то легко. Прежде всего - это дело вкуса. Но нельзя руководствоваться только эстетическими соображениями. Начинающий аквариумист должен знать хотя бы следующее. Есть рыбы живородящие, у которых потомство рождается и сразу способно обходиться без помощи родителей. Есть рыбы икромечущие, у которых потомство в первые дни жизни нуждается в уходе родителей. И среди живородящих, и среди икромечущих рыб есть хищники, которых нельзя содержать с другими рыбами, особенно если они меньших размеров. Поэтому, прежде чем приобрести понравившуюся рыбу, надо узнать все ее особенности и повадки. Об этом можно прочитать в специальной литературе или проконсультироваться у опытных аквариумистов. Но часто даже самая квалифицированная консультация не гарантирует от неожиданностей.

Для начала не следует стремиться к приобретению крупных рыб, да и размер аквариума (50л) не дает для этого оснований. Предпочтительно приобретать не взрослых рыб, а молодых, но, конечно, не мальков, для которых нужен специальный корм. При подборе рыб, разнообразных по окраске и форме тела, следует стремиться к тому, чтобы они были сходными по условиям содержания. Важно помнить и то, что разные виды рыб предпочитают жить в разных слоях воды.

Некоторые аквариумные рыбки вообще не встречаются в природе,а являются лишь плодом, многолетних трудов селекционеров. Это различные породы золотых рыбок, меченосцы, гуппи, дискусы, скалярии и сомики. У них тоже есть предки, на которых они похожи, но значительно отличаются.

В моём аквариуме обитает 25 рыбок и различные растения. Основные и главные жители домашнего водоема – это рыбки. В моем домашнем водоеме как у начинающего аквариумиста живут не очень требовательные к условиям содержания и уже «прижившиеся» друг к другу рыбки. О них я и расскажу.

Первыми заселили водоем гуппи, данио и неоны. Через некоторое время мы подселили к ним гурами и моллинезий. Когда равновесие в аквариуме вновь установилось и все рыбки были целы и здоровы, появились еще крапчатые сомики и скалярии.

Данио - одна из наиболее популярных аквариумных рыб. (Приложение) Отличается привлекательной окраской, подвижностью и исключительным миролюбием. Не требует больших объемов для содержания, довольствуется скромным уходом.

Предпочитает жить стайкой в вытянутой в длину емкости объемом от 30 л с чистой водой, обилием растительности (в том числе плавающей) и соразмерными мирными соседями. Держится преимущественно в верхних слоях воды.
Место естественного обитания - Восточная Индия.
Максимальная длина - 6 см.
Гуппи

Самая популярная рыба. Гуппи очень неприхотливы, миролюбивы и хорошо уживаются со многими другими обитателями аквариума. Однако не рекомендуется содержать их с активными подвижными рыбами, типа барбусов. Существует множество селекционных форм, различающихся окраской и формой плавников.
Корм: некрупные мороженые корма, хлопьевидные смеси, в том числе с растительными ингредиентами и добавками для усиления окраски.

Ориентировочный размер - 2 см.

Гурами мраморный

Селекционная форма голубого гурами. Одна из наиболее популярных декоративных рыб. Совместима практически со всеми мирными обитателями тепловодных аквариумов. Привлекает внимание приятной окраской, грациозными движениями, забавным, характерным для большинства Максимальный размер - 12 см
Корм: мороженые и плавающие сухие смеси, желатированные корма.

Ориентировочный размер - 3 см.

Неон простой обычно имеет размеры до 4 см. Самки этой рыбки обладают более толстым брюшком и синяя полоса на нем изогнута, тогда как у самцов она прямая.

Если вы приобрели мальков простого неона, перед посадкой в общий аквариум желательно понемногу добавлять им жесткой воды из аквариума - мальки смогут лучше адаптироваться к той среде обитания, в которой им предстоит жить. Содержание взрослых рыбок несложно, поскольку к качеству воды и корму простые неоны нетребовательны. Рыбки едят разнообразный сухой и живой корм.

Простых неонов оптимально содержать в просторных аквариумах, густо засаженных растениями, с выделенными участками для кормления и плавания. Содержат простых неонов обычно стаями.

Сомик крапчатый

Когда мы купила сомиков и поселили их в аквариум, я заметила, что они всегда плавают около дна. Сначала я подумала, что рыбки заболели, но оказалось, что сомики – настоящие «мусорщики»: они очищают аквариум от остатков пищи. И ещё одна тайна открылась мне – все рыбы дышат кислородом, который находится в воде, а сомики, как и мы с вами дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды. Кто же ещё выполнят роль мусорщиков в аквариуме? Моллюски, раки, улитки – катушки. Освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёным ковром – мельчайшими водорослями. Они служат основным источником кислорода. Размеры крапчатых сомиков обычно не превышают 7 см.

Сомик – прилипал.(Приложение 3) Он при помощи ножек присасывается к подводным предметам и соскабливает с них наросты водорослей. Водные растения – такие же важные обитатели аквариумов, как и рыбы. С ними аквариум начинает "дышать", "работать", и вода в нём становится "живой".

В первую неделю при бросании корма рыбки не всплывали к поверхности, а начинали кушать корм, когда он падал на дно. На второй неделе во время кормления почти все рыбки всплывали к поверхности и съедали корм, не давая ему упасть на дно. На третьей неделе ближе к 8 часам вечера ещё до кормления все рыбки дружно всплывали к поверхности, дожидаясь корма.

Опыт 2. Я решила проверить, слышат ли рыбки. Время кормления ещё не пришло, рыбки спокойно плавали в аквариуме. Я подошла к аквариуму и над крышкой позвонила в звонок – почти все рыбки всплыли к поверхности. Из чего следует, что рыбки слышат. В аквариуме есть термометр. Без включения обогревателя температура воды в аквариуме была 20 градусов. Рыбки плавали медленно, не играли, большинство из них находились у дна.

Опыт 3. Я включила обогреватель. Температура воды достигла 26 градусов. Поведение рыбок изменилось, они стали активными, подвижными, плавали по всему аквариуму.

Опыт 4. Ночью, в темноте я подошла к аквариуму и увидела, что рыбки не двигаются и глаза у них открыты, не мигают. Мне стало интересно, почему рыбки спят с открытыми глазами. Из книжки я узнала, что происходит это потому, что у рыбок нет век. Я проснулась и стала следить за рыбками. Свет в аквариуме был выключен, рыбки находились в темноте. Рыбки были малоподвижными, полусонными. Я включила свет, и поведение рыбок изменилось. Они стали активными, подвижными.

Корм и кормление

Правильное полноценное питание – непременное условие нормального роста и размножения рыб. При кормлении рыб нужно придерживаться правила: рыб лучше недокормить, чем перекормить, поскольку они всегда найдут в аквариуме пищу в виде различных живых организмов и растений. Следует учитывать, что при передозировке корма вода в аквариуме портится

Изучив литературу и проделав опыты, я пришла к выводу, что:

    Рыбки поддаются тренировке. Если их кормить каждый день в одно время, они будут подплывать к поверхности в ожидании корма.

    Рыбки обладают слухом.

    При низкой температуре воды рыбки малоподвижные, грустные. При нагревании воды в аквариуме рыбки становятся активными, подвижными, игривыми.

    Я выяснила, что рыбки спят с открытыми глазами и связано это с отсутствием у них век.

    В темноте рыбки малоподвижны, при включенном свете рыбки становятся активными, подвижными.

Итак, исследовав условия жизни в аквариуме, хочу сказать, что моя гипотеза частично подтвердилась. Аквариум – это действительно маленькая искусственная экосистема. Но для его поддержания не обойтись без помощи человекаи ещё хочу добавить, что я достигла той цели, которую ставила перед собой; узнала о подводной жизни, принципах устройства аквариума, основных правилах содержания рыб и водных растений, провела опыты и эксперименты.

Вспоминая слова писателя Виталия Бианки можно сказать, что, выполняя данную работу, я открыла для себя неизведанное и интересное.

Приложение 1.

Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Староалександровская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича»

«Карбанская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича"

Исследовательская работа

«Аквариумные рыбки»

Выполнила: Ишмухаметова Рузанна Руслановна

ученица 2 класса филиал "Карбанская ООШ

им. Неатбакова Х.А."

Руководитель: Бикшанова Галия Шарифовна,

учитель начальных классов

д. Карбаны - 2016 г.

  1. Введение

Актуальность_______________________________________________2

Цель______________________________________________________ 2

Задачи_____________________________________________________2

Гипотеза___________________________________________________ 2

Методы исследования_________________________________________2

Объект исследования__________________________________________2

Предмет исследования_________________________________________2

    Основное содержание работы____________________________________

§ 1. Что такое аквариум____________________________________________ 3

§ 2. Вода для аквариума___________________________________________ 3

§ 3. Подготовка грунта___________________________________________ _4

§ 4. Значение света для рыб________________________________________ 4

§ 5. Обитатели моего аквариума___________________________________ 5-6

5.1. Рыбки – основные «едоки» аквариума_____________________________5

5.2. «Мусорщики» аквариума _______________________________________6

    Заключение__________________________________________________ 6

    Список литературы______________________________________________ 7

« Весь огромный мир вокруг меня, надо мной

и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду

их открывать всю жизнь, потому, что это самое

интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

В. Бианки

Введение

Однажды в магазине я увидела большой аквариум и долго не могла от него отойти, любуясь подводным миром за «стеклянным берегом».

И вот моя мечта сбылась. Аквариум с кристально чистой водой, разнообразными растениями и нарядными, как живые цветы, рыбками подарили мне на день рождения, и он стал украшением нашего дома.

Настоящей тайной и загадкой для меня стала жизнь обитателей этой экосистемы. Поэтому тему своего исследования я выбрала, не раздумывая – аквариум и его обитатели.

Цель моей работы заключалась в том, чтобы исследовать условия жизни обитателей аквариума. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1) изучить литературу и узнать, как правильно создать аквариум;

2) выяснить, как живут растения и животные в аквариуме

В начале своей работы я выдвинула гипотезу , т.е. предположила, что если аквариум – это водоём с рыбами, водными растениями и животными, значит это экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы я решила использовать такие методы:

Изучение литературы и Интернет-ресурсов

Опрос

Наблюдение

Эксперимент.

Итак, объектом моего исследования стал – аквариум.

Предметом исследования – взаимодействие живых и неживых компонентов.

Основное содержание работы

§ 1. Что такое аквариум

Заглянув в толковый словарь, узнала, что аквариум – это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений. Искусственный, значит, создан человеком.

Водоём с рыбами, водными животными и растениями - значит экосистема . Как и всякая экосистема, аквариум подчиняется законам природы: значит в ней должны быть едоки, кормильцы и мусорщики. Тогда почему мы так часто меняем воду в своём аквариуме. Она мутнеет, а стёкла покрываются налётом?

§ 2. Вода для аквариума

Внимательно рассмотрев аквариум, я увидела в нём почву, водоросли, трубку для подачи воздуха - компрессор, рыбок, улиток, воду, лампу для подачи света. Проверяя свою гипотезу, начала с исследования воды. Вода для аквариума должна быть, прежде всего, мягкой и чистой. Вполне можно использовать водопроводную воду, а также озерную или речную. Если в аквариум заливается вода из водопровода, то ей необходимо дать отстоятся в течение нескольких дней. Родители пояснили, что на многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Изучив литературу, узнала, что хлор опасен для рыб, поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток. Мы залили воду из колодца, но смешали её с чистой дистиллированной водой. Итак, я сделала вывод, что для поддержания экосистемы аквариума нужна подготовленная вода.

§ 3. Подготовка грунта

Далее, изучив литературу, узнала, что почва в аквариуме называется грунт . Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Перед помещением в аквариум, грунт нужно промыть от грязи, лучше всего прокипятить и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. В аквариумах с успехом используется мелкая галька с размером частиц от 4 до 8 мм. Такой грунт слеживается меньше, чем грунт, субстрат которого состоит из крупного песка, но заиливание его происходит медленнее.
Перед помещением грунта в аквариум, мы его тщательно промывали, пока сливаемая вода не стала абсолютно прозрачной. Песок можно прокипятить, мы использовали гальку и ее просто окатили кипятком.

§ 4. Значение света для рыб

Но для чего же нужна была лампа? Я решила выяснить, как освещение влияет на аквариум и сколько света ему нужно? Для этого провела эксперимент. Первую неделю добавила освещения на аквариум, а на второй неделе наоборот поставила аквариум в тёмное место. Выяснила, что аквариум, который сильно освещён, быстрее зарастал водорослями и требовал постоянной очистки.

А в аквариуме, помещённом в тёмное место, растения и рыбы через некоторое время стали чувствовать себя очень плохо и чуть не погибли. Оказывается, свет содействует образованию хлорофилла – зелёного пигмента листьев, при недостаточной его выработке растения погибают.

Я пришла к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать лампой дневного света. Освещение должно быть умеренным, но в достаточном количестве.

Из литературы узнала, что для дыхания растений и животных нужен кислород . Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Я поняла, для чего в аквариум была опущена специальная трубка – это дополнительный источник кислорода - компрессор.

§ 5. Обитатели моего аквариума

5.1. Рыбки – основные «едоки»

Основными «едоками» в экосистеме аквариума являются рыбки. Каких только видов рыб нет: живородящие рыбки, гуппи, меченосцы, лабиринтовые рыбки, золотые рыбки и много других. Большинство из них родом из пресных водоёмов тропиков, поэтому содержат их в аквариумах с тёплой водой: от +20 до +27. Исключение составляют золотые рыбки, которых давным–давно вывели в Китае из карася. Поскольку караси живут в умеренном климате, золотых рыбок содержат в более холодной воде.

Оказывается, рыбки плавают на разной глубине (ближе ко дну, на поверхности и по всему аквариуму) Для красоты, лучше заселять разных рыбок. Кроме этого, рыбки отличаются по способу питания, поэтому их нужно подбирать, чтобы не съели друг друга.

Узнав это, я пришла к выводу , заселять в аквариум лучше неприхотливых рыб - гуппи, меченосцев. Содержание рыб в благоприятных условиях, разнообразное и правильное питание, регулярный уход за аквариумом могут предупредить многие заболевания если рыба находится в полном здравии, она весела, бодра, спинной плавник её держится прямо, цвет тела ярко – блестящий, а аппетит прекрасный.

5.2. «Мусорщики» аквариума

Когда мама купила сомиков и поселила их в аквариум, я заметила, что они всегда плавают около дна. Сначала я подумала, что рыбки заболели, но оказалось, что сомики – настоящие «мусорщики »: они очищают аквариум от остатков пищи. И ещё одна тайна открылась мне – все рыбы дышат кислородом, который находится в воде, а сомики, как и мы с вами дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды. Кто же ещё выполнят роль мусорщиков в аквариуме? Моллюски, раки, водные черепахи, улитки – катушки. Освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёным ковром – мельчайшими водорослями. Они служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Однако, разрастаясь, они задерживают свет. И тут на помощь приходят улитки – катушки, которые счищают водоросли со стекла. Но поскольку аквариум – это искусственный водоём и за его чистотой следит человек, то мусорщиков может и не быть.

Заключение

Итак, исследовав условия жизни в аквариуме, хочу сказать , что моя гипотеза частично подтвердилась. Аквариум – это действительно маленькая искусственная экосистема. Но для его поддержания не обойтись без помощи человека.

А ещё я пришла к выводу, что занятия аквариумом развивают чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости. Вспоминая слова писателя Виталия Бианки можно сказать, что, выполняя данную работу, я открыла для себя неизведанное и интересное.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. « Азбучные истины аквариумной науки» - В. Третьяков

2. « Несколько советов начинающим» - Ольга Яковлева,

Денис Павлов

3. «Советы начинающему аквариумисту» - В.А.Смирнов

4. «Современный аквариум и химия» - И.Г Хомченко

А.В.Трифонов, Б.Н.Разуваев

5. Интернет - ресурс

Муниципальное Нетиповое Бюджетное Образовательное Учреждение «Лицей № 76»

ХI региональная исследовательская конференция учащихся «Первые шаги»

Тема: Подводный мир у нас дома

Секция: Мои интересы и увлечения

Выполнил: Парферов Егор

ученик 1 В класса

Научный руководитель : Кухаренко Е.О.

учитель начальных классов

г. Новокузнецк

    Введение ___________________________________________________3

    Основная часть ______________________________________________3

    История появления аквариумов __________________________ 3

    Что такое аквариум? Как он устроен ______________________4

    Исследование состава речной и аквариумной воды __________5

    Исследование мнения аквариумистов о содержании речных рыб

в аквариумах ____________________________________________6

    Заключение _________________________________________________7

    Список литературы __________________________________________8

    Приложения ________________________________________________9

1. Введение

Летом мы с родителями ходим на рыбалку. Мне очень нравится наблюдать за рыбками (мальками), которые плавают недалеко от берега небольшими стаями. Если встать в воду и не шевелится, то рыбки сразу же собираются рядом с ногами и даже пытаются укусить. А с берега можно наблюдать, как они играют, выпрыгивая из воды.

В реках и озерах для рыб созданы все условия для их жизни. И мне стало интересно, почему люди занимаются содержанием тропических аквариумных рыбок дома, а речных рыб в аквариумах в домашних условиях практически не встретишь?

Цели моей работы: выяснить, в чем сложность содержания речных рыб в домашних условиях.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

    Познакомиться с историей происхождения аквариума.

    Выяснить, что такое аквариум и понять, как он устроен.

    Выяснить опытным путем, чем отличаются условия, создаваемые в аквариуме для аквариумных рыбок от условий, необходимых для содержания речных рыб в аквариуме.

Методы исследования:

    теоретическое исследование (изучение специальной литературы);

    проведение опытов;

    анкетирование;

    анализ полученных результатов.

2. Основная часть

История появления аквариумов

Рыбок в неволе разводили еще в древнем Китае примерно четыре тысячи лет назад. Вначале искусственные водоемы с яркими рыбками были только в садах китайского императора, и любоваться обитателями этих «аквариумов» могли лишь приближенные императора из его семьи. В десятом веке такую возможность получили и остальные сословия. В Древнем Риме и Египте также имелись искусственные водоемы с проточной водой, в которых жили и плодились различные рыбы и моллюски. Европа узнала о существовании аквариумов только в шестнадцатом веке, и пришло это из Китая. И только через столетие возможность разводить аквариумных рыб получили жители России.

В настоящее время роль аквариума в квартире интересна: кусочек водной стихии, размещённый в интерьере жилища горожанина, является прекрасным элементом декора, а также средством для релаксации после трудового дня полного стрессов. Аквариумные рыбки могут принести вам много радости. Но, заводя аквариум, важно понимать, какие виды аквариумных рыбок будут в нём жить и как.

Что такое аквариум? Как он устроен

Если брать поверхностно, то аквариум – сосуд наполненный водой, в котором растут астения и плавают рыбки.

Как нам кажется, аквариум – это маленький уголок, кусочек природы в нашем доме, небольшая копия любого закрытого водоема (пруд, озеро), и жизнь в нем протекает по одним и тем же законам. Поэтому занятия аквариумом - это познание жизни интересных и разнообразных видов рыб и водных растений, окно в мир природы.

Современный аквариум оснащен необходимыми материалами и оборудованием, которые позволяют создавать условия для жизни рыб, регулировать их. Это -

    Аквариумный фильтр - желателен внешний фильтр со множеством наполнителей. Чем больше наполнителей, тем лучше очистка воды.

    Аквариумный термометр - проверьте правильность его показаний. Лучше тот, который не смогут разбить рыбы и будет всегда виден Вам. Не используйте ртутные, они очень опасные

    Аквариумные лампы - надо подбирать по длине аквариума, цветности и мощности.

    Кормушка - можно вырезать кормушку из чистого пенопласта, а можно купить автоматическую. Главное, чтобы корм не расплывался по всему аквариуму, каждой рыбке доставалась своя маленькая порция и корм не гнил в аквариуме.

    Корма для рыб - разнообразные корма. Некоторым рыбам необходимы специализированные.

    Тесты воды.

    Грунт - грунт для большинства аквариумов с растениями и мирными рыбами должен быть темный, крупинками не более 2-7 мм в диаметре, неострый. Засыпать его будем на 5-7 см высотой. Если Ваш аквариум не предназначен для содержания рыб, предпочитающих жесткую воду, обязательно проверьте грунт на уксус. (Просто бросьте в уксус пару крупинок грунта. Если образуется хотя бы один крошечный пузырек газа - будет со временем увеличивать жесткость воды). Если Ваши рыбы роют грунт и выдергивают из него растения, то посадите растения в горшки.

    Растения - желательно подбирать по условиям содержания и параметрам воды, которые Вы им можете обеспечить.

    Коряга - некоторые виды рыб нуждаются в ней. Она также служит украшением аквариума. Желательны коряги твердых пород деревьев. Подходят яблоня, ольха, ива.

    Крышка аквариума. Она предохранит Ваш аквариум от пыли и грязи и не позволит рыбам выпрыгнуть из него.

Условия содержания аквариумных и речных рыб

Аквариумные рыбки являются прекрасным и неповторимым украшением помещений. Однако далеко не каждый знает, откуда произошли эти красавцы. А между тем история их происхождения чрезвычайно увлекательна.

Так, популярные рыбки гуппи являются тепловодными и родом из Южной Америки . Они обитают в крупных болотах, ручьях Венесуэлы, Гвианы, Барбадоса и Тринидада. Также к наиболее неприхотливым рыбкам относятся пецилии . Их родиной считается Мексика и Гватемала .

Особой популярностью среди большинства пользуются такие рыбки как светящиеся неоны , которые обитают в реках верховья Амазонки , т.е. их родиной являются тропические реки Америки . Следует отметить, что неоны размножаются лишь в затемненных местах, так как при ярком свете их икринки гибнут. Еще один особо популярный представитель аквариумных рыбок – петушок . Его родиной считается субтропическая Юго-Восточная Азия.

В Приложении 1 привожу таблицу «Родина аквариумных рыбок и условия их содержания» для наиболее распространенных аквариумных рыб.

Таким образом, практически все рыбки для разведения в аквариуме произошли из теплых стран, где более мягкий и влажный климат. С учетом условий их обитания и создается микроклимат «подводного мира» в домашних условиях.

Речная «местная» рыба приспособлена к совершенно другим условиям. Температура воды в реке колеблется от 0 – 4 С зимой и от 15-19 С летом. Площадь даже самого большого аквариума уступает площади естественной среды обитания. Кроме того вода в реке имеет течение.

Исследование состава речной и аквариумной воды

Чтобы выяснить, насколько состав воды в реке отличается от аквариумной воды, провожу опыты.

    Для определения степени прозрачности воду слоем 20 см наливаю в прозрачный стакан. Пробую прочитать текст на бумаге, глядя через стакан с водой. Если это сделать легко - вода прозрачная. Приложение 2.

    Цветность воды определяю аналогичным образом: наливаю 100 мл воды в прозрачный стакан и рассматриваю его на фоне белой бумаги. Органические вещества, разлагающиеся в воде, придают ей темный цвет.

    Запах воды также может многое рассказать о ее чистоте. Сначала прогреваю воду до 20 °С, затем - до 60 °С. Гнилостный запах воды говорит о наличии в ее составе сероводорода. Приложение 3.

    Степень жесткости воды определяю по наличию осадка после кипячении. Более мягкая вода образует при кипячении меньше осадка в виде хлопьев светлого (белого) цвета.

    Для проверки степени качества воды на зеркало наношу небольшую каплю воды. После того, как жидкость испарилась, определяю: если поверхность зеркала осталась чистой - вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна - это признак низкого качества воды (результат разложения органических веществ). Приложение 4.

    Для определения рН среды использую самодельные тест – полоски (рецепт их изготовления описан в Приложении 5 ). На тест полоску пипеткой капаю одну – две капли испытуемого раствора (речной воды или воды из аквариума). Даю одну две минуты на то чтобы влага растворила сухой индикатор и прореагировала с ним. В результате этой реакции цвет бумаги изменяется в зависимости от ph воды , который можно определить, сравнив цвет тест полоски с цветной шкалой (Приложение 6 ).

Данные полученные в результате проведенных опытов, конечно, не достаточно точны (привожу их в таблице в Приложении 7) , однако сравнивая состав исследуемых образцов воды, могу предположить следующее:

1. речная рыба в отличие от аквариумных рыб выдерживает большие перепады температуры воды, корме того, температуру воды в аквариуме придется понижать, т.к. она будет не такой низкой, к какой привыкла рыба в естественных условиях обитания.

2. речная вода более чистая, следовательно, в аквариум, в котором будет содержаться речная рыба, необходимо будет поставить большее количество приборов очистки воды, чем это бы потребовалось для аквариумных рыб.

Исследование мнения аквариумистов

Мне стало интересно, совпадает ли мое предположение с мнением людей занимающихся содержанием и разведением рыбок в аквариумах. Я составил вопросы и провел анкетирование среди любителей аквариумных рыб.

Анкета.

    Пробовали ли вы держать речных рыб в аквариуме?

    Как долго речные рыбы находились в вашем аквариуме?

А. недолго Б. долго В. живут до сих пор

    Могут ли ужиться речные рыбы с аквариумными рыбками в одном аквариуме?

    Какие рыбы более требовательны в уходе?

А. аквариумные рыбы Б. речные рыбы

5. В чем сложность содержания речных рыб в домашних условиях?

В результате выяснил следующее:

    67% опрошенных людей занимающихся аквариумными рыбками пробовали держать в аквариуме речных обитателей.

    Рыбы прожили в неволе недолго у 50% (3 чел), и лишь у 1 живут до сих пор.

    17% опрошенных считают, что аквариумные рыбки могут ужиться с речными обитателями, 83 % уверены, что нет.

    33% считают, что аквариумные рыбы более требовательны в уходе, 67% (те, кто уже пробовал держать речных рыб в домашнем аквариуме) ответили, что более требовательны в уходе речные рыбы.

    На вопрос «В чем сложность содержания речных рыб в домашних условиях?» были получены ответы:

    комнатная температура воды подходит не всем речным обитателям -67%

    сложно подобрать корм – 50%

    многие речные обитатели – хищники, поедают более мелкие особи 67%

    речные обитатели – переносчики инфекции, заражают других рыб, от чего аквариумные рыбы гибнут – 100%

    для речных рыб нужны аквариумы больших размеров – 83%

    в аквариумах, где содержатся речные рыбы необходимо устанавливать дополнительные приборы очистки воды - 67%.

3. Заключение

Таким образом, в ходе проведения исследовательской деятельности, целью которой было выяснение, в чем сложность содержания речных рыб в домашних условиях, мной была выполнена следующая работа:

    я познакомился с историей происхождения аквариума;

    выяснил, что такое аквариум и постарался понять, как он устроен;

    в ходе проведения различных опытов над составом воды, выяснил, чем отличается состав воды в аквариуме от состава речной воды;

    провел анкетирование среди людей, занимающихся разведением аквариумных рыб.

В результате проведенной работы я выяснил, что содержание рыб в аквариумах не только интересное, но и достаточно ответственное занятие, а пытаться содержать речную рыбу в аквариумах еще и очень сложно, хотя и возможно.

Существует достаточно много факторов, создающих сложности в содержании речной рыбы в домашних условиях (их я уже называл ранее), но главное это то, что естественная среда обитания для любого живого организма всегда будет лучше даже самой приближенной к ней копии, созданной искусственно. Аквариум – это не река, и жизнь речным обитателям в нем будет в тягость.

Если ваша цель создать живой уголок с речными жителями, то отнеситесь к этому как можно серьезнее. Постарайтесь создать аквариум как можно больше и свободнее, так как рыбы в сильной тесноте долго не проживут.

4. Список литературы:

    Баев С.Я. Из опыта изучения состава местных вод. Журнал “Химия в школе”№3,1999г. - 96с.

    Кульский Л.А., Гороновский И.Т., Когановский А.М., Шевченко М.А., Справочник по свойствам, методам анализа и очистке воды.- Киев: Наукова думка, 2000. - 680с.

    Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. - М.: Мир, 2005. - 296с.

Интернет-ресурсы

www.koshcheev.ru

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика Юниор» малой академии наук учащихся Кубани

Мой аквариум

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

Ст. Переправная 2012г.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Краткая аннотация

В работе раскрывается значение аквариума и его обитателей для людей. Аквариум, как экзотический островок природы удивляет и радует глаз. А аквариумные рыбки – это фантастическое богатство красок и форм. Благодаря своим грациозным движениям они позволяют отдыхать, забывать о невзгодах и тревогах. В работе рассказывается о периодах развития экосистемы в аквариуме.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Аннотация

Актуальность можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

    Цель: Какое значение для человека имеет аквариум?

    Задачи:

    Выявить первых аквариумистов;

    Три периода развития экосистемы в аквариуме;

    Значение аквариума в моей жизни.

Методы исследования : поисковый, систематизация, сравнительный анализ

Выводы: люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

Содержание

1.Введение.

2. Мой аквариум.

3. Первые аквариумисты.

4 . Становление системы.

5. Биологическое равновесие.

6.Разрушение экосистемы.

7.Заключение.

8.Литература.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Введение

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной

и подо мной полон неизведанных тайн.

И я буду открывать их всю жизнь, потому,

Что это самое интересное, самое

Увлекательное занятие в мире!

В. Бианки

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Аквариум является моделью водной экосистемы. И, несмотря на множество различий между природным водоёмом и аквариумом, основные законы развития у них общие, во многом сходны и протекающие процессы.

Обычно аквариум считают изолированной системой. Однако это далеко не так. Человек постоянно вмешивается в его жизнь.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Глава 1. Мой аквариум

У меня дома есть аквариум и я постоянно вмешиваюсь в его жизнь. Он небольших размеров, объём 30 литров, со встроенным освещением, искусственным подогревом воды, нагнетателем воздуха и очистителем воды.

Кроме ежедневного кормления, мы раз в неделю убираем остатки со дна аквариума. Чистим его стенки изнутри и добавляем чистую отстоявшуюся воду. Наши питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению. Это тёмная и самая большая в нашем аквариуме красавица скалярия. Здесь же обитают усатые сомики, разноцветные и шаловливые неоны, серые с красными крапинками на хвосте кардиналы и неприхотливые меченосцы.

Кроме рыбок в аквариуме находятся водоросли для питания и переработки углекислого газа. Но, тем не менее, основную массу мелких водорослей, растущих на стенках аквариума, съедают улитки. Я очень люблю свой аквариум и меня заинтересовало, кто же придумал его.

Глава1.2 Первые аквариумисты

Первыми аквариумистами были китайцы. Около четырёх тысяч лет они содержат и разводят различных рыб (сначала в искусственных водоёмах, впоследствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция знаменитых золотых рыбок, для жизнедеятельности которых в аквариуме необходимо регулировать температуру и химический состав воды, газообмен, определять по своему вкусу количественный и качественный состав обитателей.

В этой маленькой экосистеме есть свои производители. Это растения. Потребители - рыбки, разрушители – улитки и некоторые виды рыбок. Вот только мусорщиков не может быть в аквариуме, потому что за чистотой следит человек.

Глава 1.3 Становление системы (этап первый)

Для того чтобы рыбкам комфортно жилось в аквариуме, я стал искать необходимую литературу. Много интересного услышал на уроках окружающего мира, на мои «почему» нашёл ответы в детских энциклопедиях, в интернете.

Оказывается, в аквариуме происходит три периода развития экосистемы. Первый этап – это становление системы. В это время в аквариум помещается грунт, заливается вода. Обычно наблюдается интенсивное развитие микроорганизмов.

С одной стороны, свежая вода богата питательными веществами, а с другой –

первые поселенцы не имеют врагов и конкурентов. Обычно через 2-3 дня вода приобретает молочный цвет из-за активного размножения бактерий.

Ещё через несколько дней её прозрачность восстанавливается. Через 5-6 дней сажают растения, а на следующий день запускают рыб. В первое время в аквариуме следует держать максимально возможное число рыб.

После накопления достаточного количества органических веществ, число рыб можно сократить. Этим мы поддерживаем энергетический баланс, потому что всё большее количество энергии будет выделяться в результате разложения накопившихся органических частиц.

При избытке органических веществ в аквариуме убирают гниющие листья, мусор и регулярно меняют воду. Важным источником энергии является освещение.

Глава 1.4 Биологическое равновесие (этап второй)

И если в аквариуме всё благополучно: освещение выбрано правильно, растения прижились и активно развиваются, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход во второй этап развития экосистемы. Его часто называют «биологическое равновесие». В этот период аквариум обладает способностью к саморегуляции. Например, подмена до одной трети части воды проходит практически незаметно и без отрицательных последствий.

Все организмы всегда тесно связаны друг с другом и окружающей средой. Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Глава 1.5 Разрушение экосистемы (этап третий)

Постоянно в аквариуме происходит накопление отходов жизнедеятельности растений, рыб и других животных. Те виды водных организмов, которые наиболее требовательны к чистоте воды, перестают расти, а другие растения, предпочитающие заиленные грунты, интенсивно разрастаются, заполняя аквариум.

Со дна начинают подниматься пузырьки с характерным неприятным запахом. Это означает, что экосистема переходит в третий этап развития – разрушение. Необходимо проводить обновление и основательную чистку аквариума.

При правильном распределении сил, балансе между теми, кто производит, потребляет и разрушает энергию, экосистема аквариума способна поддерживать сама себя как любой организм.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Заключение

Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление.

Несмотря на то, что рыбы, растения, беспозвоночные существуют в аквариуме автономно, мы считаем себя неотъемлемой частью экосистемы аквариума. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.

Литература

1.Большая энциклопедия знаний школьника. Москва «ФОМЕО», 2009

2.Д. Доз «Ваш аквариум». Москва «Аквариум», 2008г.

3. В. Михайлов «Аквариум». Практические советы опытного аквариумиста. Москва, 2006г.

4.А. А. Плешаков «От земли до неба». Атлас – определитель. Москва «Просвещение», 2008г.

Приложение 1

Наблюдение за ростом элодии.

01.10

Ларионова Елизавета

Исследовательская работа ученицы 3 класса Ларионовой Елизаветы "Аквариумные рыбки"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Симбирская средняя общеобразовательная школа»

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АКВАРИУМНЫМИ РЫБКАМИ

Выполнила: Ларионова Елизавета,

2 класс

Руководитель: Стрекалина Т.Л.,

Учитель начальных классов

Апрель 2013 год

Введение

Глава 1

  1. Наблюдение за аквариумными рыбками:

2.1 характеристика аквариумных рыбок скалярии

2.2 организация жизненного пространства

2.3 мои наблюдения:

а) кормление рыбок

б) температурный и световой режим

В) выработка условных рефлексов

3.Выводы

4. Список литературы

1.Введение

В аквариуме – рыбки

У них есть свой мирок

Там камни и улитки

И пузырьков поток.

Аквариум – уголок отдыха, окно в природу. Особенно велико его значение у нас в Сибири. Ведь лето здесь короткое, не успеешь оглянуться и уже наступает осень, а потом и затяжная зима. В аквариуме же весь год может быть лето и это придает любой квартире уют и комфорт.

Уход за обитателями аквариума дисциплинирует и воспитывает чувство ответственности: когда от человека зависит чья-то жизнь, это помогает развитию главных качеств гармоничной личности. После трудного дня приятно возвратиться домой и погрузиться в тишину, покой, наблюдая за медленным непрерывным движением в стеклянном сосуде с рыбками и посмотреть на их жизнь со стороны.

Вода успокаивает, расслабляет, приводит к душевному равновесию.

Я всегда мечтала иметь у себя дома небольшой уголок живой природы. Увлечение тогда приятно и доставляет радость, когда оно отнимает мало времени. Поэтому аквариум стал для меня уголком отдыха и окном в природу. При свете лампы, когда в комнате совсем темно и в доме очень тихо, аквариум особенно красив, там продолжается своя иная жизнь. Сейчас у меня в аквариуме живут три скалярии, три барбуса, два крапчатых сомика и одна улитка.

Я люблю заботиться о рыбках, каждый день узнавать о них что-то новое.

Актуальность исследовательского проекта отражает смысл потребности человека в общении с природой. Так как у меня есть аквариум, то я решила изучить и провести наблюдения за аквариумными рыбками.

Гипотеза: изучение научной литературы о жизни аквариумных рыб и применение полученных знаний для ухода за питомцами.

Цель моего исследования : провести наблюдение за жизнедеятельностью аквариумных рыбок и их поведением во время эксперимента.

Задачи:

  1. Организовать жизненное пространство для аквариумных рыб «Скалярии».
  2. Установить, какой корм предпочитают рыбки.
  3. Пронаблюдать свойство раздражимости у рыбок (на свет, тепло).

Объект исследования: аквариум - 45 литров, рыбки скалярии

Методом исследования я выбрала наблюдение за рыбками во время кормления, их реакцию на свет, тепло и эксперимент по выработке условных рефлексов у скалярии.

Глава 1. Наблюдение за аквариумными рыбками

1.1 Характеристика аквариумных рыбок скалярии

Скалярия – род рыб отряда окунеобразных, относятся к семейству Цихлиды . Длина рыбок достигает 15 см., высота до 26 см. Тело этих рыбок имеет дисковидную форму, больше выдается высоту, чем в длину. Благодаря сильно удлиненным плавникам приобретает форму, напоминающую полумесяц. Основная окраска тела скалярий сильно варьируется. Она может иметь различные оттенки, начиная от зеленовато-серой и заканчивая оливковой с серебристым отливом. Спина рыб темнее брюшка. По их телу проходят вертикальные темные полосы, насыщенность которых зависит от состояния рыбы.

Родиной скалярий является северная часть Южной Америки, среднее течение реки Амазонки и её притоки. Там обитают в медленнотекущих речках с густой растительностью. Родовое название этой рыбки переводится, как «крылатый лист». На западе её называют «рыбка - ангел». В нашей стране эти рыбы появились в начале 20 века.

Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум не менее 50 см. высоты. В аквариуме должна быть густая растительность, но вместе с этим также необходимо и свободное пространство для плавания. (приложение 1)

1.2 Организация жизненного пространства

Рыбы и растения, содержащиеся в аквариуме, в большинстве своем родом из тропических областей. Поэтому первое, что мне нужно было обязательно выполнить,- создать хорошие условия содержания для моих питомцев.

Аквариум – маленький искусственный водоем. Для аквариума мне понадобились: плавающая кормушка, обогреватель, термометр, лампа, сачок для отлова рыб, компрессор, фильтр. (приложение 2)

Чтобы обеспечить аквариумным растениям субстрат, а рыбам «почву под ногами» на дно аквариума я помещаю грунт из мелких камушек и различных ракушек.(приложение 3)

Для оформления жизненного пространства аквариума потребуется также водные растения и определенные декоративные материалы. В грунт высаживаю водяные растения. Для декорации аквариума на центр помещаю глиняный горшок. И заполнила стеклянный сосуд водой предварительно её отстоять в течение двух-трех дней. Сначала вода была мутной, но постепенно мелкие частички грунта осели, вода стала прозрачной. Обитателей аквариума запустила в отстоявшуюся и нагретую до нужной температуры воду.

РЫБКИ ЖИВУТ ТОЛЬКО В ЧИСТОЙ ВОДЕ. (приложение 1)

Глава 2. Практическая работа

2.1 Уход и содержание скалярий

а) кормление рыбок

Главный фактор в долгой жизни рыбок – правильное кормление. Кормить рыб надо обязательно не торопясь и внимательно наблюдая за их реакцией на корм.

Однако из главных правил для аквариумиста звучит так: лучше не докормить, чем перекормить. Если в аквариуме остаётся не съеденный корм, то он начинает загнивать, вода мутнеет, а следствием этого может быть массовая гибель рыб.

После моего наблюдения, я определила, что взяв какую-либо меру корма его надо вносить небольшими порциями так, чтобы рыбы мгновенно его съедали , а случайно упавший на дно корм собрали примерно за пять минут. Корм я посыпала в плавающую кормушку. Такое количество корма, то есть съеденного за пять минут, я стала давать и в следующие дни. А излишки корма удаляю сачком.

Идеальным кормом можно считать разнообразный живой корм. Но не всегда удаётся в наших условиях его приобрести, поэтому приходиться обходиться сухим кормом. Корм сухой лучше всего приобретать в специальных зоомагазинах. Там продаётся высококачественный витаминный корм.

Мы купили два вида корма «Универсал» и «Коктейль» - ежедневный корм для аквариумных рыб. Это сбалансированный по всем основным питательным веществам, витаминам и микроэлементам, корм. Производится из натуральных продуктов животного и растительного происхождения методом сухого прессования. В состав корма входят: рыбная, пшеничная, травяная и соевая мука, крапива, микроэлементы, витамины А,В,С,Д,Е,К,Н и специальные добавки.

Кормила рыбок 2 раза в сутки утром и вечером, чередуя корм. Но старалась в одно и тоже время. Рыбкам очень нравилась еда, которой я их кормила. (приложение 4)

Вывод: Рыбам нравится любой из данных кормов, они быстро привыкают к режиму кормления. Обитатели аквариума любят разнообразный корм, поэтому корма лучше чередовать. Не следует давать рыбам слишком много корма, это приводит к нарушению биологического равновесия в аквариуме и ухудшает состояние его обитателей.

б) температурный и световой режим

Далее я провела следующее наблюдение. Когда вода в моём аквариуме была 20-22°, то при такой температуре рыбы плавали сверху. Я решила проверить, как рыбы будут реагировать на тепло. Когда у обогревателя температуру увеличила, то рыбки быстро облюбовали тепленькое местечко и плавали там, где вода нагрелась от обогревателя. (приложение 5)

Продолжая эксперимент поместила скалярий в отдельную банку с температурой 28°С.

Я увидела, что при очень высокой температуре - выше 28°С становится плохо, им не хватает кислорода, и они начинают задыхаться. Ведь в теплой воде кислорода растворяется меньше, чем в холодной. Если же температура 28°С, то нужно, чтобы вентиляция воздуха в аквариуме была постоянной. Оптимальная температура для содержания скалярий 24°С, а для того чтобы они стали размножаться температуру нужно увеличить до 26°С-28°С. Но при этой температуре воду обязательно нужно продувать и фильтровать. А если температура в аквариуме снизится до 17°, то болезнь, а следом и гибель чудесных рыбок неминуема.

Вывод: Лучшая температура воды для скалярий 24-26°С. При этой температуре рыбки выглядят особенно яркими.

Особое внимание я обратила на освещение аквариума, где живут рыбки. У моего аквариума нет специального освещения, и поэтому я использую настольную лампу дневного света. Я заметила, что если вкрутить в светильник простую лампочку вода в аквариуме быстро становиться мутной и рыбы начинают терять свои яркие краски. Так же скалярии очень пугливы. Внезапный свет может их напугать и тогда их краска тоже бледнеет. Если горит свет в аквариуме, то рыбки ведут себя более оживленно, плавают вблизи света, им нравится искусственное солнышко, но не более 12 часов в сутки.

Вывод моего наблюдения: скалярии любят яркий свет, но при длительном освещении теряют свою окраску.

2.2. Выработка условных рефлексов

В течении пяти дней я со своими рыбками провела эксперимент по выработке условных рефлексов. Кормила рыб в одно и то же время.

1 день Я постучала ложечкой по аквариуму. На стук рыбки не подплыли. Посыпала корм. Рыбки подплыли.

2 день. Я постучала ложечкой по аквариуму. Подплыли пять рыбок. Посыпала корм. Рыбки все подплыли.

3 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Почти все большие рыбки подплыли и несколько маленьких. Посыпала корм. Рыбки подплыли все

4 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Подплыли все рыбки за некоторым исключением. Посыпала корм. Рыбки подплыли все.

5 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Все рыбы подплыли к кормушке. Посыпала корм. (приложение 7)

Вывод: Таким образом, мне понадобилось всего 5 дней для выработки условного рефлекса у рыб на звук. Чтобы выработать условный рефлекс нужно кормить рыб в одно и то же время, стучать по стенке аквариума в определенном месте.

Вывод моих наблюдений

На основе моих наблюдений и эксперимента, я сделала вывод, что эти рыбки легко уживаются с другими породами рыб. Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум высотой не менее 50 см., так удобнее за ними наблюдать. Едят скалярии любой корм. Кормить их нужно небольшими порциями в одно и то же время 1 раз в день или даже через день. Корм лучше чередовать. Избыток корма плохо влияет на воду в аквариуме и его обитателей. Скалярии любят тепло, оптимальная температура воды в аквариуме 24-26 градусов. А слишком теплая вода погубит рыб. Также скалярии любят свет, но при длительном освещении они теряют краски. У этих рыбок легко выработать условный рефлекс. Нужно всего лишь кормить рыбок в одно и то же время, но прежде стучать по аквариуму каким-нибудь предметом.

В будущем я планирую понаблюдать за появлением на свет мальков и за их поведением в первые дни жизни. Хочу понаблюдать, за какое время мальки достигнут размеров взрослых рыб? Ответы на эти вопросы мне еще предстоит узнать.

Литература :

  1. А.В.Ефремов Аквариум и его обитатели. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992- 192 с.
  1. М. Б. Цирлинг 99 советов. Аквариум в каждом доме/ - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2007. – 112с.
  1. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/ Сост. С.Т. Исмаилова. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Аванта, 1996. – 704с.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top