Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам. Рубцов по вечерам анализ стихотворения

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам. Рубцов по вечерам анализ стихотворения

Николай Рубцов — По вечерам

Известное стихотворение Николая Рубцова «По вечерам» имеет очень точное и определенное название. Вечер – это переходное время. Это граница между царством Света (день) и царством Тьмы (ночь). В это время зачастую иначе смотрят на реальные события, находят в них нечто такое, что было ранее и что ушло, и такое, что еще не наступило, но вполне может произойти.

С моста идет дорога в гору.

А на горе — какая грусть!-

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Руси свойственна соборность, и не только потому, что она православная, но и потому, что слово СОБОР родственно слову СОБИРАТЬ, СОБИРАТЬСЯ. Старая Россия известна своей мощью, которая заключается в силе единства. И потому развалины собора – это не только неверие, атеизм (идеология советской власти), но и разобщенность, раздробленность. Неслучайным оказывается и символ горы. Гора обозрима всем и каждому, это как будто негласное напоминание человечеству о чем-либо. Так, скрижали завета с Богом были вручены Моисею именно на горе. И на горе мы видим, что старой Руси больше нет, что настали иные времена. Кроме того, церкви и соборы часто строили на возвышениях в знак особой близости к небу.

Былая Русь! Не в те ли годы

Наш день, как будто у груди,

Был вскормлен образом свободы,

Всегда мелькавшей впереди!

Сила Руси состояла в свободолюбивости ее народа. Русь была могущественна и действительно необъятна. Например, Финляндия и Аляска, крайне далекие друг от друга регионы, когда-то были в составе единой Российской империи. День, вскормленный образом свободного существования, это менталитет русского народа. Он никогда и никому не покорился.

Какая жизнь отликовала,

Отгоревала, отошла!

И все ж я слышу с перевала,

Как веет здесь, чем Русь жила.

Рубцов жалеет о том, что старой жизни больше нет. Но здесь, на перевале, время как будто остановилось. Все остается именно таким, каким оно жило сто лет назад и ранее. Это место остается как будто нетронутым временем. И если такие места сохранились, то где-то внутри остается и надежда на возрождение былой славы и великолепия.

Все так же весело и властно

Здесь парни ладят стремена,

По вечерам тепло и ясно,

Как в те былые времена…

Автор говорит, что веселье, оптимизм и свободолюбие остаются где-то глубоко в народной душе, все-таки не умерла окончательно старая Русь. Здесь так же любят работу, а вечером не горюют, а радуются жизни. Таким образом, рубцовская старая Русь еще живет.

В этом стихотворении Рубцов создает настроение ностальгии по былой Руси. Он использует устаревшие слова ("стремена"). Например, для описания работы мастеров, он применяет глагол "ладить".

Поэт рисует печальную картину разрушенного собора. (Кстати, слово очень символично, ведь второе его значение - сбор народа, когда люди объединялись, чтобы принять важное для всего общества решение. Здесь Рубцов намекает на разобщенность русского общества в наши дни.) Его "обломки" лежат на земле, и поэт сравнивает их с нашей старой-доброй Русью. Это символизирует разрушение устоев, забвение традиций, неуважение к истории родной страны. Все это печально видеть поэту.

С возмущением он восклицает: "Какая грусть!" В стихотворении довольно много эмоций. К примеру, его автор обращается к стране как к человеку: "Былая Русь!" Неужели, она осталась лишь в сказках и легендах? Неужели, все навсегда разрушено, как тот собор? Кстати, тема разрушения церквей как памятников архитектуры и центров духовности также очень важна в стихотворении.

Но в середине предпоследней строфы происходит перелом восприятия, ведь поэт чувствует "здесь" по вечерам все то, чем жила та сказочная Русь - великая страна. Да, она отгоревала и отликовала, за всеми горестями и радостями она отошла в прошлое. И все-таки в воздухе ясно. И это не только к погоде можно отнести, а к четкости мысли, к силе веры. Люди, которых видит поэт, веселы и работящи, они похожи на сказочных богатырей. И поэт понимает, что Русь спит, но ее можно разбудить как царевну из сказки. Восстановить ее духовность и мощь можно просто, благодаря природе этих мест, благодаря людям.

Без "розовых очков" поэт смотрит на разрушения, на упадок родной страны, но он сам верит в ее возрождение и вселяет надежду в окружающих людей.

Анализ стихотворения По вечерам по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я входил вместо дикого зверя Бродского

    Произведение представляет собой отображение второй сущности поэта и имеет в качестве своей основы описание важнейших событий жизненного пути автора.

  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое

    С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

  • Анализ стихотворения Ночь Бунина

    Красивое философское стихотворение начинается с признания автора, что он в этом мире ищет соединение прекрасного и вечного. Ведь, в основном, прекрасное (молодость, цветы, радость) быстро проходит

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.

Давыдова Татьяна Минеевна, учитель русского языка и литературы, г.Сочи

Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.

Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания

Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.

Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.

Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.

Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:

1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)

2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя) встречают, смеясь, взрослые и дети

3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.

4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому: «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».

Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.

Время пробуждения природы, описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.

Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.

В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.

Через метафорическое значение слов «заря горит » «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет », «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)

В стихотворении всего три предложения.

1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.

2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.

3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.

В стихотворении живут образы Времени (утро),

Пространства (лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),

образы персонажей (взрослые и дети),

образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.

Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.

Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.

У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.

Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.

Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»

Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.

Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»

КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,

ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,

И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,

И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,

КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм

ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-

ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм

И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.

ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,

ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.

И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,

Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...

Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.

Рифма перекрёстная.

Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

«По вечерам» Николай Рубцов

С моста идет дорога в гору.
А на горе — какая грусть!-
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена…

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам»

Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями была тема религии, к которой поэт относился с трепетом и уважением. И не потому, что верил в Бога, а из-за того, что считал веру неотъемлемой частью русской культуры, многогранной и самобытной.

В своем стихотворении «По вечерам» Николай Рубцов вновь затрагивает тему религии, подчеркивая, что ее уничтожение фактически перечеркнуло будущее не только всей страны, но и лишило опоры русский народ , сила которого во все времена была именно в вере. При этом разрушенный собор, который автор описывает в своем произведении, ассоциируется у него с крахом могучей державы. Тем не менее, поэт подчеркивает, что Русь не умерла, она просто «спит», дожидаясь лучших времен, когда новые поколения смогут возродить ее былую мощь и славу.

Несмотря на то, что это стихотворение было написано спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, победой в которой Советский Союз по праву может гордиться, Николай Рубцов все же считает, что это – заслуга той старой Руси, того образа мышления и воспитания, которое прививалось будущим защитникам родины с самого рождения. Патриотизм советских граждан, по мнению поэта, «был вскормлен образом свобод, всегда мелькавшей впереди». И именно это свободолюбие, считает автор, является неотъемлемой частью русской веры, которая еще не до конца уничтожена и растоптана.

Рассматривая руины старого собора, Николай Рубцов верит в то, что когда-нибудь наступит тот момент, когда храм будет восстановлен . Причем, не как памятник архитектуры, а как прибежище для мятежной славянской души, которая, лишившись веры, утратила многие добродетели. Поэтому поэт отмечает: «И все ж я слышу с перевала, как веет здесь, чем Русь жила». Автор подчеркивает, что, несмотря на глобальные перемены в обществе, которые произошли после революции, русское село по-прежнему живет своей размеренной жизнью, тут еще сохранились прежние традиции и обычаи. «Все также весело и властно здесь парни ладят стремена», — отмечает Николай Рубцов, хотя вторая половина 20 века по праву считается эпохой модернизации и технического прогресса. Не изменилась и сдержанная русская природа, поэтому в селах «по вечерам тело и ясно, как в те былые времена». А значит, историю можно повернуть вспять и вернуть людям то, чего они лишились вопреки собственным желаниям.


Основной темой стихотворения Н.Рубцова "По вечерам" являются раздумья о судьбе свое Родины. Герой видит развалины собора, представляющие собой святыню Руси, и понимает, что "Былая Русь" спит. Он искренне желает возрождения своей Родины. А дальше его раздумья переходят в ностальгические воспоминания по былому величию и силе.

Стихотворение состоит из четырех строф и трёх смысловых частей. Размером является четырёхстопный ямб, а рифма - перекрёстная (властно-стремена-ясно-времена)

Рассмотрим средства художественной выразительности:

С моста идёт дорога в гору

А на горе - какая грусть!..

Здесь использована аллитерация, повторение однородных согласных (в данном случае г), придающая стихотворению особую интонацию и выразительность, а также риторическое восклицание, передающее кульминацию чувств автора.

Какая жизнь отликовала,

Она служит для усиления эмоциональной значимости стихотворения.

Всё так же весело и властно

Здесь парни ладят стремена,

По вечерам тепло и ясно,

Как в те былые времена...

В этом отрывке ясно виден параллелизм (весело и властно - тепло и ясно - однородные обстоятельства). Он придаёт художественной речи ритмичность, усиливая её эмоциональность.

Лирический герой - явный консерватор, не желающий принимать перемены, которые всё же достигают его. Он ощущает скорее разочарование, чем грусть, но в конце концов понимает, что жизнь меняется, и с этим нужно смириться. Это ощущает каждый человек, ведь изменения происходят всегда и везде, и никто не сможет предотвратить это, поэтому тема стихотворения остаётся актуальной и по сей день.

Обновлено: 2017-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

платная клиника дерматолог


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top