Черед гласные. Правописание корней с чередующимися гласными

Черед гласные. Правописание корней с чередующимися гласными

В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?

Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влияния

Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.

Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль.

То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит .

Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок .

Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но уравнение .

Исключениями из данного правила являются такие слова, как ровесник , уровень , поровну и равнина .

Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но мокнуть .

Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова.

Исключениями изгарь , выгарки , пригарь , утварь , зорянка и зоревать .

Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.

Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг .

То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.

Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.

Что мы узнали?

В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.

Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Чередование в корне

Правило

Чередование А и О

Буква зависит от суффикса А

Чередуются: ка са о с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

Буква зависит от соседней согласной

Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .

В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.

В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.


Буква зависит от ударения и его отсутствия

Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.

Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .

Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.

Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.

Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Буква зависит от смысла.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .

" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.

" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."

Чередование Е и И

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-

Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:

"Чередование и и е находим в следующих глаголах :


  • сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
  • раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
  • отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
  • стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
  • умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
  • избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
  • вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
  • сидеть - сесть ;
  • блистать - блестеть ."

Чередование Я и И

В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.

Примеры

Прика саться - прико сновение

Поло жить - пола гать

Тва рь - вытво рять

За ря - зо ри

Ска кать - выско чить

Ра стение - ро сток

Приго рать - га рь

Выми рать - уме реть

Отди рать - отде рёшь

Бли стать - бле стеть

Выти рать - выте реть

Упомя нуть - упоми нать

История правила

Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ

Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения: зоревАть.

В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения: скачок, скачу.

В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

В корнях бер- и бир-
Например: собирАть, беру, собирАется.

В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: замирАть, замереть, умирАть.

В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: запирАть, запереть, запирАется.

В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стирАть, стереть, затирАет.

В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: четное, читАтель.
Исключения: сочетАть, сочетАние.

В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

От чего зависит написание

Корни с чередующимися гласными

Выбор гласной

Исключения

1. От последующей согласной

перед Г пишетсяА ,

перед Ж пишетсяО

`поло г

изла гать - изло жить

раст-/рос-

перед СТ иЩ пишетсяА ,

перед С пишетсяО

ро сток

Ро стов

Ро стислав

ро стовщик

отра сль

ра сти

выра щенный

выро сли

скак-/скоч-

перед К пишетсяА,

перед Ч пишетсяО

ска чок

ска чи

ска чите

ска чу

ска кать

выско чка

2. От наличия или отсутствия суффикса -а-

блест-/блист-

стел-/стил-

И , если нет, -Е

соче тать

словосоче тание

Выби рать – выбе ру

кля-/клин-

если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я

вни мательно

если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О

ка сание

ко снуться

3. От ударения

клон-/клан-

твор-/твар-

О

`утва рь

заго` релый

укло` ниться

тво` рение

плов-/плав-

в безударном положении пишется А

зо ре`вать

пло` вец

пло в`чиха

пло в`цы

плы ву`ны

оза` рение

спла в`лять

4. От лексического значения

О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость

непромо каемый

обма кнуть

ровн-/равн-

О – в значении: ровный, прямой, гладкий;

А – в значении: равный, одинаковый

ра внина (ровный, гладкий)

заро внять

сра внить

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.

Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top