Что такое ирония определение кратко. Ирония - что это такое? Определение и синонимы слова "ирония"

Что такое ирония определение кратко. Ирония - что это такое? Определение и синонимы слова

Ирония это осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии-двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны; в этих двух случаях характер иронии - объем отрицания, выраженный в ней, неодинаков: в первом она имеет значение уничтожающее, во втором - корректирующее, совершенствующее. Ирония появляется в начале 5 века до н.э. в древнегреческой комедии, где в числе действующих лиц выступает «ироник» - обыватель-притворщик, нарочито подчеркивающий свою скромность и незначительность. В эпоху эллинизма ирония оформляется как риторическая фигура, усиливающая высказывание намеренным его переакцентированием. В той же функции ирония переходит к римским риторам и становится одним из вариантов аллегории, который в дальнейшем используют гуманисты Возрождения (Госпожа Глупость у Эразма Роттердамского), авторы эпохи Просвещения (Дж.Свифт, Вольтер, Д.Дидро). Сохранившись до настоящего времени в качестве стилистического средства, ирония передается через речь автора или персонажей, придавая изображению комическую окраску, означающую, в отличие от юмора, не снисходительное одобрение к предмету разговора, а неприятие его. Превращение иронии в философскую категорию связывают с именем Сократа. Хотя сам Сократ не пользовался таким понятием, оно стало определением его критической манеры со времен Платона. Сократовская ирония состоит в отрицании как реальной, объективной истины, так и субъективного представления о последней; согласно иронии такого рода, единственная истина - это самодовлеющее отрицание, о чем свидетельствует, в частности, знаменитое изречение философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Принцип иронии Сократа, утверждающий оспоримость и диалектичность абсолютного, был частично поддержан Аристотелем.

Ирония у писателей нового времени

У писателей Нового времени (М.Сервантес, Ф.Кеведо или Л.Стерн) ирония служит исходной позицией повествования, что предваряет тот философско-эстетический смысл, какой придает ей литература романтизма, обратившаяся к назревшей на рубеже 18-19 веков антитезе «человек - мир». В немецкой романтической эстетике оформился особый тип романтической иронии, которая фиксирует постоянное движение мысли, беспредельность духовного начала, содержащего в себе идеальное как вечную мысль, не имеющую конечной обозначенности. Романтическая ирония противопоставляет объективному миру гибкий подвижный идеал - поэтический вымысел, т.е. игнорирование художником, создателем произведения, реальных явлений и связей: воплощенное совершенное всегда может быть игнорировано более совершенным вымышленным. Таким образом, романтическая ирония становится основополагающим художественным принципом, отличающим творчество романтиков. Как синонимы к термину «романтическая ирония» Ф.Шлегель, который его ввел («Критические фрагменты»), употреблял слова «произвол» и «трансцендентальная буффонада», означающие свободную игру творческой фантазии вокруг всех и всяких жизненных проблем и противоречий. Такая форма субъективного отрицания явилась реакцией на идеологию меркантильного рационализма, дискредитировавшего человеческую индивидуальность. Эта суть романтической иронии трансформирована у немецких романтиков второго поколения, для которых уже очерчивалась зависимость духовного начала от действительности: в их произведениях ирония относится не только к миру внешнему, но и к противопоставляемому ему внутреннему, субъективному. Сам романтический подход к жизни оказывается иронизирован - романтическая ирония естественно приходит к самоотрицанию. В эту пору кризиса романтического сознания Шлегель говорил об иронии уже только как о манере мышления, а не как об исходной позиции творчества. В новых исторических условиях, в учении К.В.Ф.Зольгера («Эрвин», 1815) ирония представляет собой признание нисхождения идеала, преломления его в реальности, взаимосвязь и взаимовлияние этих двух противоборствующих начал. В этом направлении развивается понятие иронии в философии Гегеля, вскрывающей диалектичность возвышенного и низменного, единство всеобщего идеального с частным материальным. Гегель подвергает критике романтическую иронию, усматривая в ней выражение страха перед закономерностями реального бытия и неверный творческий принцип, исключающий правдоподобие произведения. Гегель находит иронию в факте диалектики всякого развития, и прежде всего исторического. В реализме 19 века, как и в литературе доромантического периода в целом, ирония не имела статуса нормы эстетического сознания, т.к. на этих этапах субъективное мировидение было намного слабее, чем в романтизме. Здесь ирония нередко сливалась с сатирой - чего совершенно не предполагала романтическая ирония, превращалась в сарказм, становясь средством разоблачения и обличения общественного устройства или отдельных сторон жизни. С.Кьеркегор критиковал романтическую иронию за составляющую ее «игру», но в то же время шел, как и за Сократом, за немецкими романтиками, когда объявлял носителем иронии субъект, индивидуальный дух, полемизируя тем самым с гегелевским объективированием иронии («О понятии иронии с постоянным обращением к Сократу»). Его трактовка иронии как отношения личности к миру получила продолжение у экзистенциалистов (О.Ф.Больнов, К.Ясперс), отрицавших всякую истину, кроме экзистенциальной, кроме субъективного знания о жизни.

Ирония в искусстве 20 века

В искусстве 20 века ирония приобретает новые формы, одна из которых-авторская отстраненность от повествуемого через введение фигуры рассказчика (ранние новеллы и «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна; Г.Бёлля «Групповой портрет с дамой», 1971). Ирония несет в себе «эффект очуждения» в театре Б.Брехта - прием подачи привычных явлений как бы со стороны, вследствие чего зритель получает возможность заново оценить их и вынести о них нетрадиционное суждение, более истинное.

Слово ирония произошло от греческого eironeia, что в переводе означает - притворство, насмешка.

ИРОНИЯ

ИРОНИЯ

(греч. - притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИРОНИЯ

[гр. eironeia ] - 1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ИРОНИЯ

греч. eironeia , от eironeuma , насмешливое слово, или вопрос. Насмешка, употребляющая для выражения себя почтительные и похвальные слова.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ИРОНИЯ

ехидство, тонкая насмешка, выражающаяся в таких словах, настоящий смысл которых противоположен их буквальному смыслу. Угадывается чаще всего только по тону, каким произносится фраза или речь.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИРОНИЯ

тонкая и вместе несколько колкая насмешка, прибегающая для своего выражения к таким сопоставлениям, которые имеют противоположное значение. Так, назвать труса храбрецом или злодея ангелом - значит иронизировать.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Иро́ния

(гр. eironeia)

1) тонкая, скрытая насмешка;

2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр. : блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Ирония

иронии, ж. [греч. eironeia ] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. І Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, непонятная случайность.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Ирония

и, мн. нет, ж. (фр. ironie греч. eirōneia притворное самоуничижение).
1. Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Злая и . И . судьбы (перен. : странная случайность).
|| Ср. сарказм . юмор .
2. лит. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИРОНИЯ" в других словарях:

    - (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия

    - (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия

    Ирония - Ирония ♦ Ironie Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля

    ирония - и, ж. ironie f., <, ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия

    Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    См … Словарь синонимов

    Ирония - ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов

    - (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка) филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии

    ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ирония судьбы, или С легким паром! , Брагинский Эмиль, Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или С легким паром!-веселая лирическая пьеса о Жене Лукашине, Наде Шевелевой и Ипполите…

Ирония, чаще всего возникает, когда сложно сделать различие между легкой иронической аллегорией и сарказмом или насмешкой. Греки по праву считаются основателями многих философских течений, связанных с осознанием роли человека в обществе, взаимодействием каждого индивидуума и социума в целом, а также с самоопределением человека. Поэтому древнеримские мыслители не могли оставить без внимания такое понятие, как ирония. Согласно их определению, это слово означает «притворство», употребление слов и предложений в противоположном смысле, с целью насмешки.

Использование иронического контекста в античности становится одним из главных элементов в выступлениях философов и государственных деятелей. Уже тогда было понятно, что информация, поданная в ироническом ключе, более запоминаемая и интересная, чем сухое изложение фактов.

В конце девятнадцатого веке сформировался особый литературный стиль, в котором противопоставляются буквальный и скрытый смысл слов. Ирония в литературе становится одним из самых распространенных приемов для привлечения внимания читателей, для придания образности и легкости тексту. Это произошло во многом из-за появления газет, журналов. СМИ стали пользоваться невероятной популярностью благодаря ироническим комментариям журналистов. Причем данный применялся не только в рассказах о забавных происшествиях, но и в освещении новых законов и мероприятий международного значения.

Иронией называют тонкую насмешку, выражаемую в скрытой форме (злая ирония, ирония судьбы, странная случайность). Так пишет о ней в своем толковом словаре С.И. Ожегов - один из самых известных лингвистов двадцатого века, лексикограф в области изучения русского языка.

Что такое ирония в современном смысле слова? Прежде всего, это выражение, где истинный смысл предмета обсуждения замалчивается или отрицает явный. Таким образом, создается ощущение, что предмет обсуждения не такой, как кажется. Ирония относится к риторической образной форме, которая служит для усиления художественной выразительности.

Она формируется под влиянием менталитета, национальных особенностей и приоритетов в различных Поэтому говорить о том, что такое ирония, без рассмотрения ее интерпретации в том или ином ключе невозможно.

Простой моделью такого стиля являются различные речевые обороты. Своей экспрессивной формой они помогают придать сказанному противоположный эмоциональный обличительный смысл. Примеры иронии: «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя».

В литературе часто для того, чтобы убрать напыщенность, излишнюю торжественность события, используется самоирония. Она позволяет передать отношение автора к происходящему. Например: «Мое лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание». Ироническая насмешка позволяет скрыть негативное отношение к происходящему и сделать его стиль не столь явным.

Ирония имеет различные формы.

  • Прямая используется, чтобы унизить и сделать ситуацию смешной.
  • Антиирония выполняет противоположную задачу - показать, что явление или человек лучше, чем кажется, его недооценили, не разглядели.
  • Самоирония - направленная на себя любимого.

В самоиронии и антииронии отрицательные слова подразумевают скрытый позитив: «Где ж нам, дуракам, чай пить».

Особый тип - сократовская. Самоирония, благодаря которой человек приходит к логическому выводу и находит скрытый смысл.

Что такое ирония для каждого из людей? Это особое Ироническое мировоззрение показывает, что его приверженец не верит тому, во что верит большинство, относится к общим понятиям не слишком серьезно, позволяет себе думать иначе, легче, не так однозначно.

Несмотря на сложность восприятия некоторыми людьми иронии, в жизни, в литературе, в фильмах, в театральных постановках и даже в живописи - это та изюминка, которая делают нашу жизнь интереснее, не такой пресной, скучной, загнанной в какие-то жесткие рамки. Это дает импульс посмотреть на себя со стороны. Увидеть свое несовершенство, но не безнадежность. Попытаться изменить себя в лучшую сторону и помочь этим своим действием не только себе, но и людям рядом.

На любую, даже обидную шутку не стоит отвечать агрессией, а лучше просто улыбнуться, и «от улыбки станет всем светлей».

Над всеми нами шутили так или иначе. Все мы в определенном возрасте (а кто-то, может быть, до сих пор это делает) смотрели юмористические передачи. Другими словами, тема нашей статьи всем так или иначе близка. Надо сказать, что ирония - это тонкий, интеллектуальный инструмент юмора. Чтобы узнать, какие примеры иронии могут быть, надо сначала определиться с самим понятием.

Ирония. Понятие и пример

Ирония - это скрытая насмешка. Она может быть злой или доброй. Главное в ней то, что она неявная. Чтобы уяснить суть понятия, нам нужен пример.

Один товарищ говорит другому:

Ой, ты не представляешь, вчера с женой решали два часа задачку по математике для третьего класса.

Умны, умны.

С одной стороны, в диалоге присутствует похвала, но, с другой стороны, она какого-то сомнительного качества. В этом вся суть иронии - она есть не то, чем кажется. Другими словами, противоречие между формой и содержанием конституирует ее как явление. Приведенный выше случай не исчерпывает все примеры иронии в нашей статье.

«Мастер и Маргарита» - роман одновременно ироничный и чрезвычайно серьезный

Кто сейчас не любит М.А. Булгакова? Кажется, что все от его прозы в полном восторге, особенно это касается романа о Мастере. Почему? Потому что в этой книге есть все. Тот, кто хочет найти библейские отсылки и вообще намеки на серьезные книги, читает «ершалаимские» главы. Тот, кто хочет отведать едкой сатиры и найти примеры иронии, читает и перечитывает «советские». Их можно изучать и отдельно от всей истории, главы практически не пересекаются сюжетно. Конечно, все произведение скреплено внутренней связью между ними, но если не вникать, то можно получать наслаждение от главного романа М.А. Булгакова, сепарируя его на тематические части.

Воланд и его свита как банда ироников, пробующих на прочность советскую реальность. Разговор на Патриарших

Конечно, персонажи, которые буквально излучают иронию, - это Воланд и его сопровождающие. Булгаков, зная, что роман в советское время, скорее всего, никогда не опубликуют, не стал отказывать себе в удовольствии поиздеваться над интеллектуалами того времени. И начал он почти с порога, с третьей главы. Если вам нужны примеры иронии, то вы найдете их на страницах «Мастера и Маргариты».

Воланд спрашивает:

А дьявола тоже нет? (…)

Нету никакого дьявола! (…)

Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Все это отражает, с одной стороны, реальное положение вещей той эпохи, в которой ни Бога, ни дьявола, ни даже секса не было. Нам немного жаль прерывать повествование на тему «Ирония: примеры из литературы», но этот случай стоит того, чтобы о нем рассказать.

«В СССР секса нет»

Крылатая фраза родилась в 1986 году, во время телемоста с Америкой. На самом деле таких слов сказано не было. Имелись в виду телевидение и реклама, в которых не содержалось никакой эротики. Но выражение вошло в народный лексикон именно так и стало символом общего замалчивания проблемы секса в советской культуре. Вот такая вот ирония. Примеры мы стараемся подбирать очевидные.

Однако возвращаемся к профессору Воланду. С одной стороны, дьявол констатирует некоторый факт: действительно, в советском государстве ничего нет. А с другой стороны, подождите, ну как же нет, если вот он - дьявол, страшно сказать, во плоти.

Сцена с буфетчиком варьете

Диалог Воланда с Андреем Фокичом вообще один из самых смешных в романе. Профессор предлагает советскому человеку вино днем. Далее еще лучше. Ирония (примеры ее, соответственно, можно найти там же) дает представление и разворачивается во всю ширь, когда маг разговаривает с А.Ф. Соковым о деньгах, на которые «наказали буфет». Всему виной спектакль, данный темной свитой.

Даниил Хармс и его ироническая насмешка над человеческим любопытством

Д.И. Хармс много над чем смеялся едко и зло. Но один из самых известных его образов - это вываливающиеся из окон старушки. Начинается все так: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась». Потом другая решила посмотреть, что случилось с первой, и от чрезмерного любопытства также вывалилась из окна. Так старушки и падали. Чем дело кончилось, мы не знаем, ибо лирический герой Хармса ушел с места событий, когда подобным образом приказала долго жить шестая бабулька.

Кто-то спросит: «Это ирония? Примеры из литературы?» Конечно! Еще бы! Во-первых, описывается определенное событие, но оно смешно не само по себе, а лишь потому, что высмеиваются глупость и любопытство, присущие человеку.

Русский - язык иронии

Русский язык хорош тем, что на нем можно иронизировать, используя одну только интонацию. Например, один человек очень ценит свою работу, считает свою персону очень важной. Тут он встречает друга, и тот, зная склонность своего товарища к самолюбованию, спрашивает его о работе. Будущая жертва насмешки разливается соловьем о себе и своей должности. Злоумышленник долго и внимательно слушает, а потом спрашивает: «Неужели? Правда? Очень ответственная у тебя работа». Тщеславный человек понимает, что случилось, и откликается мгновенно: «Да иди ты… в баню, ты давно не мылся».

Согласитесь, что на письме трудно показать интонацию, хотя каждый из читающих хорошо понимает, о чем именно мы говорим. Ирония в русском языке (примеры вы, дорогие читатели, можете подобрать самостоятельно) чувствует себя замечательно.

Изображая отрицательное явление в положительном виде, ирония противопоставляет, таким образом, то, что должно быть, - тому, что есть, осмеивает данное с точки зрения должного. В этой функции иронии - ее сходство с юмором, тоже подобно иронии вскрывающим недостатки различных явлений, сопоставляя два плана - данного и должного. Подобно иронии и в юморе основанием, сигналом для сопоставления двух планов - данного и должного - служит откровенно, подчеркнуто демонстрируемое притворство говорящего, как бы предупреждающего, что его слов нельзя понимать всерьез; однако если ирония притворно изображает должное в качестве данного, то юмор, наоборот, притворно изображает данное в качестве должного. Юмор гоголевских повестей и поэмы «Мертвые души» осуществляется именно через притворно-серьезный тон рассказчика, якобы наивно приемлющего все нелепости и недостатки изображаемой жизни, якобы рассматривающего изображаемую жизнь глазами своих героев. И в иронии и в юморе даются два отношения автора к изображаемому: одно притворное, другое - подлинное, и в иронии и в юморе интонация противополагается буквальному смыслу высказывания, но в иронии интонация несет в себе подлинное дискредитирующее отношение, в юморе - притворное уважительное отношение.

Различимые теоретически, ирония и юмор часто переходят друг в друга и до неразличимости переплетаются в художественной практике, чему способствует не только наличие общих элементов, общность функций, но и общая интеллектуалистическая природа этих двух методов художественного дискредитирования: игра со смысловыми контрастами, противопоставление логически противоположных понятий требуют четкости мысли в процессе своего создания и к ней же апеллируют в процессе читательского восприятия.

Ведя к дискредитированию явления, т.е. выражая акт оценки, юмор лишь подсказывает эту оценку при помощи группировки фактов, заставляет факты говорить за себя, - ирония же высказывает оценку, передает в интонации отношение говорящего.

Принято отличать еще особый вид иронии - сарказм, который обычно характеризуется как злая ирония; однако определение «злая ирония» требует уточнения. Ирония может быть названа злой и в зависимости от своей меткости и в зависимости от проявляемого в интонации отношения говорящего. Точнее поэтому будет определить сарказм как иронию, выражающую страстно-отрицательное, негодующее отношение к чему-либо. Саркастически звучат полные социального негодования и морального возмущения монологи Чацкого.

Ирония не только подчеркивает недостатки, т.е. служит целям дискредитирования, но также обладает возможностью высмеивать, разоблачать неосновательные претензии, придавая самим этим претензиям иронический смысл, как бы заставляя высмеиваемое явление иронизировать само над собой.

Ирония как полемический прием была уже хорошо известна греческим риторам и римским ораторам. Ирония - испытанное орудие современных публицистов. В зависимости от серьезности задач, какие ставит себе полемика, ирония может приобретать большую или меньшую идеологическую углубленность, то замещая собой всякую иную логическую аргументацию, служа непосредственным выражением враждебности, то лишь венчая логическую аргументацию в качестве стилистического заострения.

В своем стилистическом осуществлении ирония пользуется целым рядом форм, охватывающих самый разнообразный по объему и характеру материал, - то локализирующихся в отдельном слове, то проникающих все произведение в целом.

Из форм, которыми пользуется ирония, самой распространенной и самой элементарной представляется антифраза - употребление слова в значении, прямо противоположном его обычному смыслу («Хорош, нечего сказать»). В крыловском “а философ - без огурцов” насмешка сосредоточивается на звании философа, любителя мудрости, мудреца, спасовавшего перед здравым смыслом крестьянина, но здесь нет антифразы, ибо звание философа не оспаривается за объектом иронии, высмеиваются лишь претензии такого рода философии на мудрость, на знание жизни, следовательно слово «философ» употреблено здесь одновременно и в прямом своем смысле, правильно обозначая человека, занимающегося философией, и в смысле ироническом - таким образом, дается как бы частичная антифраза, относящаяся лишь к некоторым признакам выражаемого этим словом понятия. Контраст между данным и должным может быть еще больше подчеркнут при помощи гиперболы, доводящей иронически утверждаемое явление до в высшей степени преувеличенных, с целью большей выразительности, размеров: так, вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным. Все указанные только что формы иронии обладают тем общим признаком, что они основываются на особом словоупотреблении, касаются словесной семантики, построены на игре смыслов отдельных слов и выражений, т.е. дают ироническое называние предмета; однако называние предмета - лишь элементарнейший способ изображения, так сказать, минимальное изображение. Поэтому ирония может проявиться не только в словесном обозначении предмета, но и в характере его показа, даже при отсутствии иронического словоупотребления в обрисовке характера, в ситуации. Так, слова Хлестакова о посланных за ним из департамента тридцати пяти тысячах курьеров произносятся им, конечно, не иронически, но вся ситуация, созданная этими словами, развертывается Гоголем как ироническая. Простейший вид такой объективированной иронии заключается в инсценировке иронического суждения: она вкладывается в уста действующего лица и произносится им в своем первоначальном, прямом неироническом смысле, а ироническое отношение автора вытекает из всего контекста. Так построена ирония в приписываемой Пушкину эпиграмме:

“Сказал деспот: “Мои сыны,

Законы будут вам даны,

Я возвращу вам дни златые

Благословенной тишины”.

И обновленная Россия

Надела с выпушкой штаны”.

Для того, чтобы объективироваться в ситуации, в обрисовке характера и т.п., ирония требует прежде всего объективации авторского отношения к изображаемому. Это авторское отношение, иронический тон может быть иногда с необходимостью выведен из сообщенных автором особенностей изображаемого, не допускающих иного толкования, кроме иронического. Сообщенные Гоголем сведения не допускают никакой другой трактовки, кроме иронической, по отношению к рассказам Хлестакова об его петербургских успехах. Таким же способом подсказать ироническое отношение к явлению служат карикатура, гротеск и т.п. К гротеску как к излюбленной форме своей злой, беспощадной, издевающейся иронии прибегает знаменитый английский сатирик XVIII века - Свифт. Особую законченность и выразительность гротескная ирония Свифта приобрела в его «Путешествиях Гулливера», аллегорическом памфлете, в котором высмеиваются все устои тогдашнего общества.

Ирония может возникать и из столкновения ситуации с языком, в котором автор эту ситуацию развертывает, например, при стилизации авторской речи под высокий торжественный слог. В этой роли выступают словарные и синтаксические архаизмы у Щедрина, в этой роли они вошли и в нашу публицистическую традицию. Таким же орудием иронической стилизации может послужить и самый ритм стихотворения, например, в пушкинском двустишии по поводу русского перевода «Илиады»:

«Крив был Гнедич-поэт, прелагатель слепого Гомера,

Боком одним с образцом схож и его перевод»,

где иронически проводимая параллель между Гнедичем и Гомером подчеркивается применением античного ритма - элегического дистиха. В указанных приемах иронической стилизации можно обнаружить уже зачатки пародии. Не только эпизодическое пародирование стиля, но и пародия как литературный жанр может целиком выполнять ироническую функцию. Так, ироничен весь замысел «Дон-Кихота». Характерно, что эпохи расцвета иронии совпадают с эпохами расцвета пародии.

Определяемая в социально-художественной своей целеустремленности тенденцией дискредитировать - разоблачить и изобличить изображаемое явление и осуществляя ее через приведение к абсурду, подчеркивание нелепости, игру противоречиями и несуразностями, И., естественно, находит особенно широкое применение в двух жанрах: 1. сатире, - жанре, использующем прием иронического дискредитирования как один из самых острых приемов идеологической борьбы, и 2. комедии, использующей для создания комического положения, для возбуждения смеха заключенную в иронии игру противоречиями и несуразностями. Комбинирует изобличительные и комические возможности иронии в особенности так называемая комедия высокого стиля, иначе сатирическая комедия, а также комедия бытовая Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Никольскина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК Интервалк, 2001. - С. 234..

Пример полновесного использования комедийных возможностей иронии находим в творчестве Аристофана, крупнейшего мастера сатирической, по преимуществу политической, комедии в древнегреческой литературе. Так, в комедии-памфлете «Всадник» под видом старика Демоса изображается афинский народ, иронически высмеиваемый с точки зрения консервативной идеологии Аристофана, сочувствовавшего земельной аристократии. В комедии «Облака» иронически изображается увлечение релятивистической философией софистов, в которых Аристофан не мог не видеть своих идеологических противников Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - С. 65.. В XVII в., в произведениях Мольера, ирония как прием комедийного творчества, развиваясь по линии сатирической борьбы, приобретает вместе с тем в небывалой до Мольера степени конкретно-бытовой характер. Наиболее острое применение иронии дает мольеровский «Тартюф», где ироничны не только отдельные фразы или ситуации, но и самый замысел, связанный с разоблачением лицемера-ханжи, где средством иронического изображения служат и лицемерие мнимого святоши и безнадежная наивность уверовавших в него недалеких буржуа. У Б. Шоу мы встречаемся с примером применения иронии во всем разнообразии ее комедийных возможностей: и по линии сатирической комедии, и по линии комедии бытовой, и по линии комедии положений.

Комического эффекта ирония, разумеется, может достигать не только в комедии, но и в повествовательных и в лирических жанрах. И вместе с тем, давая так часто повод к комическому использованию, ироническое изображение, в котором предмет 1. представляется в нелепом виде и 2. дискредитируется, может быть использовано и для достижения прямо противоположного эффекта, точнее - и этим снимается возникшее на первый взгляд противоречие - 1. комический эффект иронии может способствовать повышению серьезности тона, 2. осуществляемое в иронии дискредитирование может, в конечном счете, создать повышение симпатии к предмету иронизирования Сергиенко А.В. Языковые возможности реализации иронии как разновидности импликации в художественных текстах: Автореф. дис. … канд. филолог. наук - Саратов, 1995. - С. 7.. Действительно, в так называемой трагической иронии мы встречаемся с образцом того, как нелепость, несуразность, противоречивость ситуации содействует повышению трагического эффекта: Эдип трагедии Софокла, совершивший двойной грех отцеубийства и кровосмешения и, не зная о своем преступлении, отдающий приказ покарать преступника (т.е. самого себя), мог бы быть смешон в ином контексте, но в том трагическом плане, какой внушается всем произведением, эта нелепая, ироническая ситуация еще повышает жалость и сострадание к трагическому герою. На аналогичном же отраженном, вторичном эффекте иронии покоится и лирическая ирония Гейне, особенно своеобразно сказавшаяся в его знаменитых концовках, где неожиданная насмешка поэта над самим собою или над своим чувством создает своеобразное впечатление нервности тона, стыдливости сердца, не смеющего себя обнаружить и прикрывающегося наигранным цинизмом, наигранной трезвостью. Традицию Гейне в этом отношении продолжает в русской литературе А. Блок (особенно в лирических драмах «Балаганчик» и «Незнакомка»).

Ирония определяет собой структуру двух замечательных памфлетов - «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского и «Писем темных людей», - обнаруживая всю силу своей полемической природы. Если иронию Лукиана и Апулея можно назвать иронией саморазложения, то иронию гуманистов можно назвать воинствующей. Так же далека от настроений упадочничества ирония Боккаччо, развенчивающего в своем «Декамероне» христианский аскетизм. Иронизируя над аскетизмом и его проповедниками, Боккаччо развенчивал обветшавший идеал феодального общества с точки зрения своего молодого класса, выражал классовые интересы городской республиканской буржуазии.

Законченный образец воинствующей, боевой иронии находим в творчестве Вольтера, остающегося публицистом даже в своих художественных произведениях. Ироническая насмешка Вольтера выражает собой точку зрения нового “просветительного” миросозерцания, психоидеологию высших слоев растущего буржуазного общества, выдвигая взамен ненавистного Вольтеру самодержавного деспотизма идею просвещенной монархии, опирающейся на буржуазную интеллигенцию, а взамен не раз подвергавшегося его саркастическим насмешкам церковного учения - идею деизма.

Наибольшего развития в качестве стилеобразующего начала, в качестве основного метода художественного воссоздания мира ирония достигла в творчестве Анатоля Франса. При не раз отмечаемом сходстве между методами иронического изображения Франса и Вольтера, при несомненных подражаниях Вольтеру и даже прямых, иногда дословных, заимствованиях природа франсовской иронии в социально-идеологических корнях своих совершенно иная, чем природа иронии вольтеровской. В иронии Вольтера чувствуется пафос просветителя, в иронии Франса этого пафоса нет. Ирония Франса выражает безысходно-скептическое восприятие действительности, отрицание дискредитировавшей себя буржуазной культуры, но она не может противопоставить иронически развенчиваемой действительности никаких других представлений, других идеологических ценностей, для писателя бесспорных; таким образом, ирония Франса по социально-идеологической природе своей не может быть воинствующей. Боевой характер она принимает только тогда, когда касается проявлений церковного, философского или политического догматизма, т.е. всего того, что враждебно ее скептической природе. Естественно, что ирония Франса обнаруживает постоянное тяготение к парадоксу, безответственно сталкивающему две точки зрения, ведущему к дискредитированию их обеих. Недаром и современный читатель воспринимает в А. Франсе лишь подрывную силу его злой и меткой критики, направленной на старое, но не спрашивает у него путей к новому Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - С. 51..




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top