Что значит д в 3д. Советы пользователю

Что значит д в 3д. Советы пользователю

Сегодня для нас уже привычно, что объемное кино можно смотреть и дома. Раньше так называемый стереофильм можно было увидеть лишь в кинотеатре, и то не в каждом. Сейчас эта технология имеет название 3d. Что такое 3d? На самом деле, 3d – это лишь аббревиатура (3 dimensions, то есть 3 измерения). Все, что способен увидеть здоровый человек вокруг – трехмерно, изображение же на экране обычного телевизора – двухмерно. Телевизор с 3d технологией позволяет видеть картинку почти как вживую, в объеме. Однако чтобы достичь такого эффекта, производителям пришлось поработать.

На сегодняшний день очень популярны две технологии 3d для домашнего телевидения: активная и пассивная. В чем их разница? Давайте выясним это.

Технология 3d активная

Чтобы получился красивый и объемный видеоряд, часть производителей решила пойти по пути чередования картинок по времени. Для этого были созданы специальные затворные очки. Такой инструмент для просмотра достаточно сложен и стоит недешево. Очки должны синхронизироваться с сигналом телевизора, в них человек может видеть картинку только одним глазом. Однако это происходит очень динамично. Очки закрывают с помощью затемнения одной линзы просмотр для глаза. Затем через долю секунды – для второго глаза.

Такое мелькание позволяет в результате видеть объемную сцену. Экран телевизора, в свою очередь, меняет изображение, в каждый момент времени, демонстрируя картинку, предназначенную только для одного глаза. Здесь важна синхронность с очками. Образ на экране меняется часто, в среднем – 60 раз в секунду. Соответственно и меняются глаза, которые могут видеть картинку.

Затворные очки требуется подзаряжать, так как они имеют свой обособленный источник питания. Кроме того, затемнение линз приводит к общему затемнению картинки. Что и есть одним из недостатком активного 3d. Чтобы устранить его, кино для просмотра в режиме 3d делают немного ярче.

Если кино качественное, что значит 3d технология была внедрена профессионально, эффект от него будет потрясающим.

Что значит пассивное 3d

Совсем по-другому работает пассивное 3d телевидение. Очки используются простенькие, поляризационные. В комплекте с телевизором, можно получить сразу несколько таких очков, поскольку они дешевы.

Телевизор оснащен особым фильтром, который делит экран построчно. Каждый глаз видит свою картинку, однако не за счет раздела их по времени, а за счет раздела по полосам-строчкам. Правый глаз видит четные строки, левый – нечетные, или наоборот. Поэтому высота экрана становится видимой ровно наполовину. Стоит сказать, что такое 3d лояльнее к нашим кошелькам, поскольку стоит дешевле.

Эксперты отмечают, что при пассивной 3d технологии, глаза зрителя не ощущают слишком сильного дискомфорта. Зато экран будет казаться шероховатым и демонстрировать все неровности и дефекты.

Так что же лучше

Производители по сей день не пришли к единому мнению, какая технология оптимальнее. Поэтому есть бренды, которые выпускают телеоборудование исключительно с активным 3d, есть же те – которые продвигают технологии с пассивным 3d. А есть и те, кто производит телевизоры с обоими принципами внедрения трехмерной картинки.

Недостатки каждого типа 3d технологий можно считать их основы построения.

Недостатки активного 3d

  • Активное 3d достигает нужного эффекта за счет смены картинок для каждого глаза по времени. Соответственно, движение процесса на экране замедляется. Как ни крути, а «моргание» забирает какой-то период. Это становится заметно в сценах, где быстрая динамика.
  • Глаза не каждого зрителя могут спокойно вынести подобную нагрузку, поэтому некоторые киноманы жалуются на резь в глазах, иногда на головные боли.
  • Уменьшение яркости. Любой фильм будет немного темнее, если применять затворные очки.
  • Пассивное 3d достигает объема за счет показа каждому глазу одновременно только части картинки (зритель каждым глазом видит только половину экрана). Значит, высота экрана станет меньше вдвое.
  • Считается, что качество видео, которое мы видим в телевизорах с пассивным 3d ниже, чем в активном.
  • Чтобы кино просматривалось с максимальным погружением, желательно приобретать телевизор подороже, что значит 3d в нем будет наиболее эффектен. А это уже размывает границу в цене между двумя этими технологиями.
  • Смотреть кино с близкого расстояния не выйдет полноценно. Желательно рассчитывать, чтобы телевизор не стоял ближе трех метров к зрителю. Что не критично для активно-затворной технологии.

Недостатки пассивного 3d

Выбирая телевизор с 3d, важно не только определиться, каким методом будет формироваться объемное изображение. Нужно также оценить качество цветопередачи. Этот показатель архиважный для тех, кто хочет увидеть воочию, что такое 3d технология. Частота обновления экрана – тоже не последний фактор. Чем она выше, тем эффектней будет просмотр. Однако этот показатель существенно влияет на цену.

Важно также понимать, что хорошего кино выполненного в 3d технологии не так уж и много. Поэтому смотреть ежедневно новый фильм в спец очках вряд ли получится. Хотя, этот недостаток в скором времени будет исправлен, так как объемы 3d-контента растут так же, как и выпуск телевизоров.

Что характерно, люди, которые посмотрели несколько видеоработ на телевизорах с разной 3d технологией, не сходятся в едином мнении, какой из них лучше. Поэтому при выборе нового ТВ, стоит решить для себя, какие недостатки для вас не принципиальны. Только потом, следует покупать оборудование.

Футуристический вертолет проходит низко над головами зрителей, закованные в экзоброню роботизованные морпехи сметают все на своем пути, здоровенный космический шаттл сотрясает воздух ревом двигателей – так близко и устрашающе реально, что непроизвольно вжимаешь голову в плечи.

Недавно вышедший на экраны «Аватар» Джеймса Камерона или трехмерная компьютерная игра заставляют зрителя, сидящего в кресле перед экраном, чувствовать себя участником фантастического действа...

Совсем скоро инопланетные монстры будут прогуливаться в каждом доме, где есть современный домашний кинотеатр.

Но каким же образом плоский экран способен показывать объемную картинку?

Человек в трехмерном объемном пространстве...

Один и тот же объект левым и правым глазом мы видим под разными углами, таким образом формируются два изображения – стереопара. Мозг соединяет обе картинки в одну, которая интерпретируется сознанием как объемная.

Различия в перспективе позволяют мозгу определить размер объекта и расстояние до него. На основании всей этой информации человек получает пространственное представление с правильными пропорциями.

Как возникает объемное изображение

Для того чтобы картинка на экране казалась объемной, каждый глаз зрителя, как в жизни, должен видеть несколько отличающееся изображение, из которых мозг сложит единую трехмерную картину.

Первые фильмы в формате 3Д , созданные с учетом этого принципа, появились на экранах кинотеатров еще в 50-е годы.

Поскольку набирающее популярность телевидение уже тогда составляло серьезную конкуренцию киноиндустрии, дельцы от кинематографа хотели заставить людей оторваться от диванов и направиться в кино, прельщая их визуальными эффектами, которые в то время не мог обеспечить ни один телевизор: цветным изображением, широким экраном, многоканальным звуком и, разумеется, трехмерностью.

Эффект объема при этом создавался несколькими разными способами.

Анаглифический метод (анаглиф – по-гречески «рельефный»). На ранних этапах 3D-кинематографа в прокат выпускались только черно-белые 3D-фильмы. В каждом соответствующим образом оснащенном кинотеатре для их показа использовались два кинопроектора.

Один проецировал фильм через красный фильтр, другой выводил на экран слегка смещенные по горизонтали кинокадры, пропуская их через зеленый фильтр.

Посетители надевали легкие картонные очки, в которые вместо стекол были установлены кусочки красной и зеленой прозрачной пленки, благодаря чему каждый глаз видел только нужную часть изображения, а зрители воспринимали «объемную» картинку.

Однако оба кинопроектора при этом должны быть направлены строго на экран и работать абсолютно синхронно.

В противном случае неизбежно раздвоение изображения и, как следствие, головные боли вместо удовольствия от просмотра – у зрителей.

Подобные очки хорошо подходят и для современных цветных 3D-фильмов , в частности, записанных методом Dolby 3D. В этом случае достаточно одного проектора с установленными перед объективом световыми фильтрами.

Каждый из фильтров пропускает для левого и правого глаза красный и синий свет. Одно изображение имеет синеватый, другое – красноватый оттенок. Световые фильтры в очках пропускают только соответствующие, предназначенные для определенного глаза кадры.

Однако данная технология позволяет добиться лишь незначительного 3D-эффекта , с малой глубиной.

Затворный метод. Оптимален для просмотра цветных фильмов. В отличие от анаглифического этот метод предусматривает попеременную демонстрацию проектором изображений, предназначенных для левого и правого глаза.

Благодаря тому, что чередование изображений осуществляется с высокой частотой – от 30 до 100 раз в секунду – мозг выстраивает целостную пространственную картину и зритель видит на экране цельное трехмерное изображение.

Ранее данный метод назывался NuVision, в настоящее время он чаще именуется XpanD. Для просмотра 3D-фильмов по этому методу используются затворные очки, в которые вместо стекол или фильтров установлены два оптических затвора.

Эти небольшие светопропускающие ЖК-матрицы способны по команде от контроллера менять прозрачность – то затемняясь, то просветляясь в зависимости от того, на какой глаз в данный момент необходимо подать изображение.

Затворный метод используется не только в кинотеатрах: применяется он и в телевизорах, и в компьютерных мониторах. В кинотеатре подача команд осуществляется с помощью ИК-передатчика.

Некоторые модели затворных очков 90-х годов, предназначенных для ПК, подключались к компьютеру с помощью кабеля (современные модели имеют беспроводной интерфейс).

Недостаток данного метода в том, что затворные очки являются сложным электронным устройством, потребляющим электроэнергию. Следовательно, они имеют достаточно высокую (особенно по сравнению с картонными очками) стоимость и значительный вес.

Поляризационный метод. В сфере кино такое решение носит название RealD. Его суть в том, что проектор попеременно демонстрирует кинокадры, в которых световые волны имеют разное направление поляризации светового потока.

В необходимых для просмотра специальных очках установлены фильтры, пропускающие только световые волны, поляризованные определенным образом. Так оба глаза получают изображения с различной информацией, на основании которой мозг формирует объемную картинку.

Поляризационные очки несколько тяжелее картонных, но поскольку они работают без источника электроэнергии, то весят и стоят значительно меньше, чем затворные.

Однако наряду с поляризационными фильтрами, устанавливаемыми на кинопроекторы и в очки, для показа 3D-фильмов по этому методу требуется дорогой экран со специальным покрытием.

На данный момент предпочтение окончательно не отдано ни одному из названных методов. Стоит, однако, отметить, что с двумя проекторами (по анаглифическому методу) работает все меньшее количество кинотеатров.

Как создаются 3D-фильмы

Использование сложных технических приемов требуется уже на этапе съемки, а не только в процессе просмотра 3D-фильмов.

Для создания иллюзии трехмерности каждую сцену необходимо снимать одновременно двумя камерами, с разных ракурсов.

Как и глаза человека, обе камеры размещают близко друг к другу, причем обязательно на одинаковой высоте.

3D-технологии домашнего применения

Для просмотра 3D-фильмов на DVD до сих пор используются простые картонные очки, наследие далеких 50-х. Этим объясняется и скромный результат – плохая цветопередача и недостаточная глубина изображения.

Однако даже современные 3D-технологии привязаны к специальным очкам, и такое положение вещей, по всей видимости, изменится не скоро.

Хотя в 2008 году компания Philips и представила прототип 42-дюймового жидкокристаллического 3D-телевизора, не требующего использования очков, данная технология достигнет своей рыночной зрелости минимум через 3–4 года.

А вот о выпуске 3D-телевизоров, работающих в тандеме с очками, на международной выставке IFA 2009 объявили сразу несколько производителей.

К примеру, Panasonic намерен уже к середине 2010 года выпустить модели телевизоров с поддержкой 3D, так же, как Sony и Loewe, делая ставку на затворный метод.

Компании JVC, Philips и Toshiba также стремятся взойти на «3D-подиум», однако они отдают предпочтение поляризационному методу. LG и Samsung разрабатывают свои устройства на основе обеих технологий.

Контент для 3D

Основным источником трехмерного видеоконтента являются Blu-ray-диски. Контент передается на источник изображения через интерфейс HDMI.

Для этого телевизор и проигрыватель должны поддерживать соответствующие технологии, а также недавно принятый стандарт HDMI 1.4 – одновременную передачу двух потоков данных формата 1080p обеспечивает только он. Пока что устройства с поддержкой HDMI 1.4 можно пересчитать по пальцам.

3D-технологии на компьютере

Первоначально просмотр трехмерного изображения на компьютере был доступен только с помощью очков или специальных шлемов виртуальной реальности. И те и другие были оснащены двумя цветными ЖК-дисплеями – для каждого из глаз.

Качество результирующего изображения при использовании данной технологии зависело от качества применяемых ЖК-экранов.

Однако данные устройства обладали целым рядом недостатков, которые отпугивали большинство покупателей. Кибершлем фирмы Forte, появившийся в середине 90-х, был громоздким, неэффективным и напоминал средневековое орудие пытки.

Скромного разрешения в 640х480 точек для компьютерных программ и игр было явно недостаточно. И хотя позднее были выпущены более совершенные очки, к примеру модель LDI-D 100 фирмы Sony, но даже они были достаточно тяжелыми и вызывали сильный дискомфорт.

Выдержав почти десятилетнюю паузу, технологии формирования стереоизображения на экране монитора вышли на новый этап своего развития. Не может не радовать то обстоятельство, что по крайней мере один из двух крупных производителей графических адаптеров, фирма NVIDIA, разработал нечто инновационное.

Комплекс 3D Vision стоимостью около 6 тыс. руб. включает в себя затворные очки и ИК-передатчик. Однако для создания пространственной 3д картинки при помощи этих очков требуется соответствующее аппаратное обеспечение: ПК должен быть оснащен мощной видеоплатой NVIDIA.

А для того чтобы псевдотрехмерная картинка не мерцала, монитор с разрешением в 1280х1024 точки должен обеспечивать частоту обновления экрана минимум в 120 Гц (по 60 Гц на каждый глаз). Первым ноутбуком, оснащенным данной технологией, стал ASUS G51J 3D.

В настоящее время доступны также так называемые 3D-профили более чем для 350 игр, которые можно скачать с веб-сайта NVIDIA (www.nvidia.ru). В их число входят как современные игры жанра экшн, к примеру Borderlands, так и выпущенные ранее.

В продолжение темы компьютерных игр, альтернативой затворному 3D является поляризационный метод. Для его реализации нужен монитор с поляризационным экраном, например Hyundai W220S.

Объемное изображение становится доступно при наличии любой мощной видеокарты ATI или NVIDIA. Однако при этом разрешение снижается с 1680x1050 до 1680x525 точек, поскольку используется чересстрочный вывод кадров.

По материалам журнала ComputerBild

Раздел постоянно пополняется полезностями:

Напишите свое мнение ниже в комментариях. Обсудим.

3D телевидение становится все более доступным, новая технология для некоторых телезрителей представляется волшебным экраном, другими представляется подчас ящиком Пандоры. Что же такое современное 3D ТВ? Теперь вы cможете получить ответы на все интересующие вас вопросы.

1. Что такое 3D ТВ?

3D TВ это общее обозначение дисплейных технологий, которые позволяют при просмотре по 3D телевизору телепрограмм, фильмов, видеоматериалов, а также игр представить их в стерескопическом виде. 3D ТВ добавляет к давно существующей дисплейной технологии иллюзию третьего измерения и глубины пространства. Тогда как изображение на обычных телевизорах (2D) ограничено лишь двумя измерениями, высотой и шириной.

2. Как получают 3D изображение на обычном экране?

3D телевизор, как и кинотеатральный экран, представляя объемную картинку, отображает последовательно в одной сцене по два изображения, одно предназначено для правого глаза зрителя, другое для левого глаза. Два полноразмерных изображения, занимая весь экран, предстают наложенными друг на друга. Если смотришь на них без специальных очков, объекты одного изображения часто дублируют другое или слегка смещаются влево (или вправо) от соотвествующего объекта в другом изображении. А когда телезрители одевают специальные очки, они могут воспринимать эти два изображения, как одно объемное - 3D изображение.

Новая 3D система основывается на визуальном стереоскопическом представлении. Глаза взрослого человека располагаются друг от друга примерно в 2,5 дюймах и за счет этого видят объекты на экране под немного различающимися углами. Воспринимаемые с помощью активных очков два изображения на экране 3D телевизора объединяются в человеческом мозге, за счет чего и создается иллюзия объемного изображения.

3. Чем новая 3D технология отличается от прежней?

Многие знакомы с используемой ранее анаглифической 3D технологией, для которой нужны простые очки с разноцветными линзами (красной и голубой) для объединения двух спектрозональных изображений. Видимое в этом случае объемное изображение предстает обесцвеченным и, как правило, в более низком разрешении, чем при новой 3D технологии с попеременным чередованием показываемых кадров и использованием при просмотре активных очков.

Принципиальные усовершенствования новой 3D технологии позволяют видеть на экранах 3D телевизоров полноцветное изображение в высоком разрешении форматов 1080р или 720р.

Для наблюдения 3D изображения требуются очки с управляемыми жидкокристаллическими линзами, которые попеременно и очень быстро блокируют картинку для каждого глаза (120 раз в секунду). В таких LCD очках кроме линз есть схема управления и батарейки питания (обычно хватает на 80 и более часов). Очки синхронизируются с телевизором по инфракрасному или Bluetooth каналу.

Замечание: Любое последующее упоминание термина «3D» относится к новой полноцветной HD версии технологии, а не к старой анаглифической, если прямо не указывается иное толкование.

4. Чем 3D по телевизору отличается от 3D в кинотеатре?

Многие уже смотрели 3D фильмы в таких кинотеатрах как IMAX 3D. Этот вариант технологии отличается от домашнего 3D ТВ, но незначительно. Так, в большинстве кинотеатров используются пассивные поляризационные 3D очки. А основное различие между 3D кинотеатром и 3D телевизором – размер экрана. Дома изображение значительно меньше и занимает меньший угол поля зрения. Среди опрошенных производителей телевизоров только Panasonic рекомендует для наилучшего восприятия смотреть на экран с близкого расстояния, равного 3-х кратному размеру экрана по диагонали, получается несколько более 3 метров при 50 дюймовом экране. Однако, мы предполагаем, что расположение ближе определенно предпочтительнее при любой домашней 3D презентации и тем более игре. Маленькие экраны могут иметь другие присущие 3D проблемы, такие как сравнительно узкий угол обзора.

Основное преимущество домашнего телевизионного 3D над кинотеатральным полный контроль над происходящим. Дома вы можете выбрать удобное место перед экраном, а некоторые 3D совместимые телевизоры позволяют регулировать 3D эффект. Модели Samsung, например, позволяют настраивать «G-ось» или глубину 3D эффекта для более комфортного просмотра и компенсации разницы в расстоянии между глазами.

5. Все ли могут смотреть 3D?

Нет. В соотвествии с данными специалистов по изучению зрения, от 5% до 10% американцев страдают стерео слепотой. Они зачастую имеют хорошее ощущение реальной глубины пространства, но не могут воспринимать виртуальное 3D измерение. Некоторые зрители могут смотреть программы с 3D эффектом, но они и в очках видят картинку как обычную 2D. Другие могут испытывать головные боли, напряжение глаз и прочие проблемы.

6. Я слышал 3D вызывает головные боли. Это правда?

Большая часть смотрящих 3D программы не испытывает неприятных ощущений, после краткого (в несколько секунд) периода ориентации, когда снимают очки и зрение адаптируется к реальной обстановке. Но в некоторых случаях 3D может вызывать нарушение ориентации или головные боли в течение длительного времени. Зрительский комфорт во многом зависит от производителя 3D материала. Обилие 3D эффектов может быть утомительно, а резкое перемещение камеры может дезориентировать, смазать экранные объекты. Создатели детских 3D фильмов должны учитывать, что у детей глаза находятся ближе друг к другу (около 5 см), чем у взрослых.

7. Чтобы смотреть 3D телевизор каждому нужны очки?

Да. Чтобы смотреть телевизор в 3D формате для каждого члена семьи придется купить очки. Для тех, кто смотрит без очков, картинка на экране будет двоиться, искривляться, иметь другие искажения, что сделает просмотр невозможным. Сейчас нет технологии, позволяющей одновременно видеть на экране 2D и 3D картинку.

Те, кто носит обычные очки для коррекции зрения, также могут в полной мере наслаждаться эффектом объемности, для них разработаны 3D очки специальной конструкции, надеваемые поверх обычных. Правда, некоторые могут испытывать при этом определенный дискомфорт.

8. Действительно ли необходим новый телевизор?

Да. Ни один из производителей телевизоров (кроме Mitsubishi, но это особый случай) не заявил о возможности доработки их телевизоров для просмотра 3D фильмов и телепрограмм. Одна из причин заключается в том, что телевизор должен иметь возможность приема широкополосного видеосигнала (с кадровой частотой 120 Гц) для отображения 3D изображения. Старые телевизоры обычно принимают видеосигнал с относительно низкой частотной полосой (кадровая частота 60 Гц и ниже). Это утверждение может показаться странным, ведь многие старые LCD телевизоры имеют частоту обновления экранного изображения 120 Гц и 240 Гц, а плазменные и 600 Гц. Независимо от количества таких герц, старые телевизоры принимают входной сигнал лишь с частотой 60 Гц или меньше. Более высокая частота обновления экранной картинки результат внутреннего умножения исходной кадровой частоты входного сигнала.

Еще одна причина в том, что 3D требует особой обработки видеосигнала и дополнительного оборудования для управления очками посредством инфракрасных или Bluetooth сигналов.

В настоящее время нельзя переделать старый телевизор для работы в 3D режиме, но нельзя исключать появления в будущем подобных решений от сторонних производителей.

Исключение касается примерно 4 миллионов 3D совместимых проекционных телевизоров DLP типа выпущенных в последние годы Mitsubishi и Samsung. А Samsung продавал еще и две серии 3D Ready плазм – PNB450 (2009 год) и PNA450 (2008 год). Все эти телевизоры при наличии специального комплекта (3D kit) могут отображать получаемое от компьютера 3D видео. Mitsubishi недавно представила специальный конвертор (3DC-1000) позволяющий без компьютера отображать на многоих моделях телевизоров Mitsubishi 3D фильмы и 3D телепрограммы в объемном виде. Samsung же заявил, что не планирует производство подобного конвертора. Остается сравнить по качеству изображения старые 3D совместимые телевизоры и новые 3D модели.

9. Мне теперь нужны новые Blu-ray плеер, кабельная приставка, игровая консоль и аудио/видео ресивер?

Что касается Blu-ray плеера, можно сказать да, при одном исключении. Производители плееров не заявили о возможности апгрейда ранее выпущенных моделей для воспроизведения 3D дисков. Так что многим для просмотра фильмов с 3D дисков придется покупать новый 3D Blu-ray плеер. Исключение касается владельцев игровых приставок Sony PS3. Компания заявила, что выполнит два апгрейда программной прошивки PS3. Первая позволит играть в 3D игры, а вторая смотреть фильмы с 3D Blu-ray дисков. Первоначально были сомнения, будут ли возможности консоли соответствовать Full HD разрешению, но компания заявила, что будут, несмотря на тот факт, что PS3 не сертифицирована на соответствие интерфейсу HDMI 1.4 (вопрос 10). Когда мы попросили подтвердить слухи, что консоль будет работать только с телевизорами Sony, последовал ответ, что PS3 будет работать в 3D режиме с любыми 3D совместимыми телевизорами, независимо от марки.


Что касается игровых приставок Xbox 360 и Wii, ни Microsoft, ни Nintendo не представили пока свои планы по развитию 3D игр.

Телекомпания DirecTV заявила, что их 3D система с пониженным разрешением потребует лишь свободной замены прошивки для используемой сейчас HD телеприставки. Как поступят другие телевещательные компании пока не известно. Можно предположить, что некоторые последуют подобному подходу с возможностью перехода на 3D формат путем замены прошивки существующего телеприемника.

Если вы используете ресивер лишь для переключения между HDMI входами источников, и хотите смотреть 3D Blu-ray фильмы, можете, не меняя ресивера, выбрать 3D Blu-ray плеер с двумя HDMI выходами, такой как Panasonic DMP-BDT350 или отказаться от звука в высоком разрешении (Dolby True HD или DTS Master Audio), которое требует HDMI соединения с ресивером. Если же хотите оставить ресивер, как переключатель HDMI источников (даже если он всего один), придется покупать 3D ресивер или подобную систему домашнего театра. Уже многие производители ресиверов представили модели с поддержкой 3D.

10. Могу ли я использовать старые HDMI кабели?

В настоящее время можете. Мы слышали противоречивые сообщения от производителей, но последняя верная информация указывает, что большинство недорогих HDMI кабелей будет прекрасно работать и в новом 3D формате. Стоит лишь учесть, что при длине кабелей более трех футов могут быть проблемы. Мы можем подтвердить, что тестировали новые 3D телевизоры и 3D Blu-ray плееры, и можем рекомендовать использовать временно ваши старые кабели, не тратясь на новые «высокоскоростные» сертифицированные на соответствие HDMI 1.4.

Есть также некоторая путаница в связи с сертификацией в новейшем стандарте HDMI, известном как HDMI 1.4 и HDMI 1.4а, кабелей, телевизоров и прочей видео техники для корректной обработки 3D. Если сказать кратко, HDMI спецификация – грязный бизнес. Согласно компетентных источников, включая Sony, мы говорим «нет». Понятие сертификации на HDMI 1.4 не означает что определенные (широкие) возможности новой спецификации обязательно включены и используются в вашем оборудовании. Наш совет, игнорировать HDMI версию отдельного продукта, а обращать больше внимания на заявляемые производителем действительные возможности продукта, такие как возможность обрабатывать 3D.

  • Recovery Mode

Все мы слышали о 3D графике (далее просто 3D, не путать со способом отображения - голограммами, 3D-мониторами и т.п.), многие прекрасно знают, что такое 3D и с чем его едят. Но, все же, есть и те, кто смутно себе представляет, что кроется под этой короткой аббревиатурой. Статья рассчитана на тех, кто не имеет представления о компьютерной графике. Также будет немного экскурса в историю компьютерной графики (в следующих планируемых частях).
Почему именно 3D? Как нетрудно догадаться, речь идет о 3 Dimension, или о трех измерениях. И не обязательно при этом, чтобы и отображение было в 3D. Речь идет о способе построения картинки.

Часть 1. Собственно, моделирование
Традиционно рисуют в 2D (по осям X и Y) - на бумаге, холсте, дереве и т.п. При этом отображают какую-то одну из сторон предмета. Картинка сама по себе плоская. Но если мы хотим получить представление обо всех сторонах предмета, то необходимо нарисовать несколько рисунков. Так поступают в традиционной рисованной анимации. Но, вместе с тем, существует, (кстати, в СССР была довольно хорошо развита) т.н. кукольная анимация. Один раз изготовленную куклу снимают в необходимых позах и ракурсах, получая серию «плоских картинок». 3D (к X и Y добавляется координата глубины Z) визуализация - это те же «куклы», только существующие в цифровом виде. Другими словами, в специальных программах (Blender, 3ds Max, Maya, Cinema 4D и т.п.) создается объемное изображение, например авто.


Преимущество данного метода в том, что в распоряжении, скажем, аниматора есть объемная модель, необходимо лишь поместить ее должным образом в кадр, анимировать (задать траекторию передвижения или рассчитать с помощью симулятора) при необходимости, а уж отображение авто в финальной картинке ложится на специальную программу называемую визуализатором (render). Еще одно преимущество в том, что модель достаточно нарисовать один раз, а потом использовать в других проектах (скопировав), изменять, деформировать и т.п. по своему усмотрению. Для обычного 2D рисунка, в общем случае, такое невозможно. Третье преимущество - можно создавать практически бесконечно детализированные модели, например смоделировать даже винтики на часах и т.п. На общем плане этот винтик может быть и неразличим, но стоит нам приблизить камеру, программа-визуализатор сама рассчитает, что видно в кадре, а что - нет.

Существует несколько способов моделирования, но самым популярным является полигональное моделирование. Нередко можно увидеть в роликах о 3D или фантастических фильмах как тот или иной объект представляется в виде т.н. сетки. (см. рисунок выше) Это и есть пример полигонального моделирования. Суть его в том, что поверхности представляются в виде простых геометрических двумерных примитивов. В компьютерных играх это треугольники, для других целей обычно используют четырехугольники и фигуры с большим кол-вом углов. Эти примитивы, из которых состоит модель, называют полигонами . Но при создании 3D объекта стараются обойтись, как правило, четырехугольниками. При необходимости четырехугольники (полигоны) без проблем превращаются в треугольники при экспорте в игровой движок, а при необходимости сглаживания или тесселяции модель из четырехугольников получается, как правило, без артефактов.
Что такое тесселяция? Если какой-то объект представляется в виде полигонов (особенно органические объекты, например человек), то понятно, что чем меньше размер полигонов, чем их больше, тем более близкой может быть модель к оригиналу. На этом основан метод тесселяции: сначала изготавливают грубую болванку из небольшого кол-ва полигонов, затем применяют операцию тесселяции, при этом каждый полигон делится на 4 части. Так вот, если полигон четырехугольный (а еще лучше, близок к квадрату) то алгоритмы тесселяции дают более качественный и предсказуемый результат. Также операция сглаживания, а это та же тесселяция, только с изменением углов на более тупые, при близких к квадрату полигонах, позволяет получить хороший результат.


Как было сказано выше, чем больше полигонов, тем более модель может (может, потому, что модель должна быть еще похожа на оригинал, а это вопрос мастерства моделера, а не полигонов) походить на оригинал. Но у большого кол-ва полигонов есть обратная сторона: понижение производительности. Чем больше полигонов, тем больше точек по которым они строятся, тем больше данных приходится обрабатывать процессору. Поэтому 3D графика - это всегда компромисс между детализацией модели и производительностью. В связи с этим даже возникли термины: hight poly и low poly, соответственно высоко полигональная модель и низко полигональная модель. В играх применяются низко полигональные модели, так как в них выполняется визуализация в реальном времени. Кстати, модели в играх представлены треугольниками для повышения производительности: графические процессоры умеют на аппаратном уровне быстро обрабатывать сотни миллионов треугольников за секунду.

Как правило, полигональное моделирование относится к пустотелому моделированию, где объект имеет только объем, но внутри пустой. Это означает, что если мы смоделируем куб, а потом удалим одну из стенок, то увидим внутри пустоту. Также имеются программы для твердотельного моделирования, где тот же самый куб представлен в виде монолитного объекта. В таких программах (к примеру, Autodesk Inventor) применяются математические модели отличные от тех, что в полигональном моделировании. Алгоритмы твердотельного моделирования лучше подходят для моделирования механизмов при разработке техники. Программы вроде Autodesk Inventor имеют средства для моделирования с учетом особенностей технологического процесса, как то фаски, сверление отверстий, проставление размеров, допусков и т.п. Получаемые модели можно сразу отправить на подходящий станок для получения изделия в металле или другом материале.
Также существуют так называемые программы 3D лепки (ZBrush, Autodesk Mudbox) в которых моделирование сводится (грубо говоря) к созданию углублений или выпуклостей. Такая техника похожа на то, как скульпторы лепят из глины - убирая ненужное и добавляя необходимое. С помощью таких программ можно добиться реалистичного рельефа поверхности, например морщин на коже или складок ткани. В настоящее время высокополигональные (а для лепки модель должна обладать солидным кол-вом полигонов) реалистичные модели людей и вообще животного мира выполняются, в большинстве своем, с применение программы лепки. Распространена практика когда заготовка модели создается с помощью полигонального моделирования, а затем в программе лепки тесселируется и добавляются мелкие детали.

Но вот у нас есть готовая модель, скажем, танка. Но на танк, собственно, она не совсем похожа. В чем же тут дело? На данном этапе у нас всего лишь математическая модель содержащая данные только о геометрической форме. Но у реального объекта кроме формы есть еще и цвет, плотность, отражающая способность, и, возможно, запах. Последнее пока в 3D графике не применяется, а вот все остальное можно смоделировать. Придание модели нужного цвета и блеска называют текстурированием, от слова текстура.


В общем случае текстура - это двумерный рисунок который накладывается на 3D модель. Текстура может быть как процедурной - сгенерированной при помощи алгоритма, так и нарисованная в графическом редакторе, или фотографией реального объекта. С помощью текстуры задается рисунок и цвет модели, но реальная поверхность обладает и другими параметрами: отражающей способностью, преломлением, рельефом, позрачностью и т.п. Все эти параметры задаются в свойствах материала. Т.е. материал с точки зрения 3D графики - это некая математическая модель описывающая параметры поверхности. Например, для воды обязательно необходимо указать прозрачность и преломляющую, отражающую способности.
Перед «нанесением» материала на 3D модель необходимо создать ее развертку, т.е. представить все (несколько, одну) поверхности в виде проекции на плоскость. Это необходимо для того, чтобы затем двумерная текстура правильно «лягла» на модель.
Таким образом изготовление 3D модели в общем случае состоит из следующих стадий:
1. Получение изображений референса (т.е. того, с чего будет моделироваться) или самого референса. Или отрисовка экскиза.
2. Моделирование геометрии на основе референса.
3. Создание развертки.
4. Отрисовка текстур или получение их другим способом в виде файлов.
5. Настройка параметров материала (текстуры, преломление, отражение, прозрачность).
Теперь 3D модель готова для визуализации - получении картинки.
Первый и четвертый пункт могут быть быть опущены если модель простая, но, как правило, хороших результатов без всех 5 шагов не добиться.
Подытожим.
Между обычным рисунком, скажем, на бумаге, и построением 3D изображения есть существенные различия в самом процессе. Двумерный рисунок, как правило, создается в два этапа: эскиз и раскрашивание. В 3D графике после изготовления модели ее необходимо поместить в сцену к другим объектам (или в так называемую студию), добавить освещение, камеру и лишь затем можно надеяться получить финальную картинку. Изображение в 3Dграфике просчитывается на основе физической модели, как правило, это модель распространения луча света с учетом отражения, преломления, рассеивания и т.п. Рисуя красками мы сами отрисовываем тени, блики и т.д., а в трехмерной графике мы подготавливаем сцену с учетом освещения, материалов, геометрии, свойств камеры, программа рассчитывает итоговую картинку сама.

Вот, на сегодня пока и все. Комментарии, а особенно вопросы и замечания по существу приветствуются.

P.S. В следующих частях (если Хабрабществу будет интересно) мы более подробно поговорим о трехмерном моделировании для игр, будет затронута визуализация, моделирование динамических сред, таких как вода, разрушение объекта и затронем динамическое взаимодействие между 3D объектами, историю 3D графики.

Трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ. Однако с созданием и внедрением 3D-дисплеев и 3D-принтеров трёхмерная графика не обязательно включает в себя проецирование на плоскость.

Применение

Трёхмерная графика активно применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в науке и промышленности , например, в системах автоматизации проектных работ (САПР; для создания твердотельных элементов: зданий, деталей машин, механизмов), архитектурной визуализации (сюда относится и так называемая «виртуальная археология »), в современных системах медицинской визуализации .

Самое широкое применение - во многих современных компьютерных играх , а также как элемент кинематографа , телевидения , печатной продукции .

Трёхмерная графика обычно имеет дело с виртуальным , воображаемым трёхмерным пространством, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги. В настоящее время известно несколько способов отображения трёхмерной информации в объемном виде, хотя большинство из них представляет объёмные характеристики весьма условно, поскольку работают со стереоизображением. Из этой области можно отметить стереоочки, виртуальные шлемы, 3D-дисплеи, способные демонстрировать трёхмерное изображение. Несколько производителей продемонстрировали готовые к серийному производству трёхмерные дисплеи . Но, чтобы насладиться объёмной картинкой, зрителю необходимо расположиться строго по центру. Шаг вправо, шаг влево, равно как и неосторожный поворот головы, карается превращением трёхмерности в несимпатичное зазубренное изображение. Решение этой проблемы уже созрело в научных лабораториях. Германский Институт Фраунгофера демонстрировал 3D-дисплей, при помощи двух камер отслеживающий положение глаз зрителя и соответствующим образом подстраивающий изображение, в этом году [когда? ] пошёл ещё дальше. Теперь отслеживается положение не только глаз, но и пальца, которым можно «нажимать» трёхмерные кнопки. А команда исследователей Токийского университета создали систему, позволяющую почувствовать изображение. Излучатель фокусируется на точке, где находится палец человека, и в зависимости от его положения меняет силу акустического давления. Таким образом, становится возможным не только видеть объемную картинку, но и взаимодействовать с изображенными на ней предметами.

Однако и 3D-дисплеи по-прежнему не позволяют создавать полноценной физической, осязаемой копии математической модели, создаваемой методами трёхмерной графики.

Развивающиеся с 1990-х годов технологии быстрого прототипирования ликвидируют этот пробел. Следует заметить, что в технологиях быстрого прототипирования используется представление математической модели объекта в виде твердого тела (воксельная модель).

Создание

Для получения трёхмерного изображения на плоскости требуются следующие шаги:

  • моделирование - создание трёхмерной математической модели сцены и объектов в ней;
  • текстурирование - назначение поверхностям моделей растровых или процедурных текстур (подразумевает также настройку свойств материалов - прозрачность, отражения, шероховатость и пр.);
  • освещение - установка и настройка ;
  • анимация (в некоторых случаях) - придание движения объектам;
  • динамическая симуляция (в некоторых случаях) - автоматический расчёт взаимодействия частиц, твёрдых/мягких тел и пр. с моделируемыми силами гравитации , ветра , выталкивания и др., а также друг с другом;
  • рендеринг (визуализация) - построение проекции в соответствии с выбранной физической моделью;
  • композитинг (компоновка) - доработка изображения;
  • вывод полученного изображения на устройство вывода - дисплей или специальный принтер.

Моделирование

Схема проецирования сцены на экран компьютера

Наиболее популярными пакетами сугубо для моделирования являются:

  • Robert McNeel & Assoc. Rhinoceros 3D ;

Для создания трёхмерной модели человека или существа может быть использована как прообраз (в большинстве случаев) Скульптура .

Текстурирование

SketchUp

Визуализация трёхмерной графики в играх и прикладных программах

Есть ряд программных библиотек для визуализации трёхмерной графики в прикладных программах - DirectX, OpenGL и так далее.

Есть ряд подходов по представлению 3D-графики в играх - полное 3D, псевдо-3D.

Такие пакеты даже не всегда дают пользователю оперировать 3D-моделью напрямую, например, есть пакет OpenSCAD , модель в котором формируется выполнением формируемого пользователем скрипта, написанного на специализированном языке.

Трёхмерные дисплеи

Трёхмерные, или стереоскопические дисплеи , (3D displays, 3D screens) - дисплеи, посредством стереоскопического или какого-либо другого эффекта создающие иллюзию реального объёма у демонстрируемых изображений.

В настоящее время подавляющее большинство трёхмерных изображений показывается при помощи стереоскопического эффекта, как наиболее лёгкого в реализации, хотя использование одной лишь стереоскопии нельзя назвать достаточным для объёмного восприятия. Человеческий глаз как в паре, так и в одиночку одинаково хорошо отличает объёмные объекты от плоских изображений [ ] .

Стереоскопические дисплеи

Методы технической реализации стереоэффекта включают использование в комбинации со специальным дисплеем поляризованных или затворных очков , синхронизированных с дисплеем, анаглифических фильтров в комбинации со специально адаптированным изображением.

Существует также относительно новый класс стереодисплеев, не требующих использования дополнительных устройств, но имеющих массу ограничений. В частности, это конечное и очень небольшое количество ракурсов, в которых стереоизображение сохраняет чёткость. Стереодисплеи, выполненные на базе технологии New Sight x3d , обеспечивают восемь ракурсов, Philips WOWvx - девять ракурсов. В октябре 2008 года компания Philips представила прототип стереодисплея с разрешением 3840×2160 точек и с рекордными 46 ракурсами «безопасного» просмотра. Вскоре после этого, однако, Philips объявил о приостановке разработок и исследований в области стереодисплеев




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top