Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры. Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы

Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры. Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы

Объединение разделенного или разделение объединенного - две стороны единого целого. В человеческом восприятии слово «объединение» чаще всего ассоциируется со знаком «плюс», а «разделение» - со знаком «минус». Почему так происходит - неизвестно. Ясно одно, что приобретенные в течение жизни или же, наоборот, заложенные с детства стереотипы мешают нам увидеть в плюсе минус, а в минусе - плюс. Это ограничивает. Это мешает видеть истину. Это лишает возможности прикоснуться к красоте. Сегодня поговорим о таком языковом явлении, как парцелляция в русском языке, и убедимся «воочию», что разделение, разбивка, разъединение - это тоже красиво, интересно, талантливо и дивно.

Что такое парцелляция?

Термин «парцеллярция» дословно переводится с латыни (parcellatio) как «разделение» и с французского (parcelle) как «частица». В языкознании это представляющий собой намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей: «Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа.»; «Слышу чьи-то сдавленные рыдания. Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет…» Приведенные примеры - парцеллированная конструкция, которая состоит из базовой части и парцеллятов. Они связаны между собой по смыслу. Предложение «Ребенок подрастает», а также «Слышу чьи-то сдавленные рыдания» - базовые или основные элементы конструкции, которые являются её семантическими центрами.

«Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа»; «Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет……» - парцелляты - фрагменты, отрезки, которые появились в результате расчленения. Они отделяются от базовой части с помощью интонации, в письменной речи - точкой, вопросительным или реже - точкой с запятой или запятой.

Не следует путать парцелляцию с присоединительными конструкциями, которые являются членами Они содержат дополнительную информацию или пояснение, замечание, что объединяет их с парцеллятами, однако они, как правило, находятся в середине или конце предложения, выделяются запятыми и сопровождаются такими словами, как, например, даже, таким образом, главным образом и так далее: «Я любила наши разговоры, долгие, глубокие, искренние, особенно по вечерам».

Основные функции парцелляции в тексте

С вопросом о том, что такое парцелляция, или, если быть точнее, что такое парцелляция в русском языке, мы разобрались. Однако существенным и немаловажным вопросом является функционирование парцелляции в речи и тексте. В она употребляется бессознательно. В парцеллированные конструкции -это авторский прием, который несет в себе следующие функции:

  • создание и выделение новой ремы;
  • изобразительная функция - подчеркивание отдельных деталей, описание, фиксация внимания читателя на каждом этапе действия, растягивание действия («Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку» .);
  • характерологическая функция - имитация внутреннего монолога человека, его эмоционального состояния («Он бежал, спотыкаясь и падая. Только бы успеть. Не опоздать. Быстрее. Еще быстрее» .);
  • эмоционально-выделительная функция («Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» - сказал он, пожимая плечами);
  • экспрессивно-грамматическая функция - изменение связей между членами предложения.

В заключение хочется отметить, что можно много говорить о том, что такое парцелляция, перечислять ее основные функции, спорить и выяснять природу её возникновения… Это, бесспорно, интересно и познавательно, но это лишь теория. Сухая. Пресная. Безвкусная (Сама начала употреблять парцелляты). А хочется чего-то яркого и «аппетитного». Поэтому тему «Что такое парцелляция» хочется закончить самым ярким примером и часто цитируемым стихотворением Алекандра Блока: « Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века, Всё будет так. Исхода нет».

В связи с введением в практику единого государственного экзамена по русскому языку назрела необходимость более подробно остановиться на отдельных вопросах орфографии и синтаксиса, в частности на проблеме выделения в текстах парцеллированных конструкций, выявления их стилистической роли в текстах разной стилевой принадлежности. Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10-11 классов эта тема не представлена, можно найти материал только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и там он носит рекомендательный характер, не представлены упражнения по теме.

Урок в 11 классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности. Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для боле качественной подготовки выпускников необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи. Активное привлечение старшеклассников на этапе подготовки к уроку, использование информационной технологии при изучении данной темы делает процесс обучения более мотивированным и привлекательным. Сочетание на уроке теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.

Цель урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

Задачи:

  • изучить структурные особенности парцеллированных конструкций;
  • выявить суть парцелляции как средства выразительности в русском языке;
  • рассмотреть случаи различного употребления данных конструкций.

ХОД УРОКА

I этап урока. Вступительное слово учителя

Обратите внимание на тему урока. Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложении и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств выразительности речи через синтаксис.

II этап урока. Реализация домашнего задания. (Задания были даны индивидуально и по группам с учётом интересов и способностей учащихся).

1. История вопроса (1 ученик)

«Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В.В.Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Идеи В.В.Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцелляция, сегментация, лексический повтор, с синтаксическим распространением, номинативные предложения и прочее. Это были работы Е. А. Иванчиковой, А.С.Попова, К.А.Роговой, А.П.Сковородникова. С тех пор парцелляция была описана во многих аспектах, немало сделано и для установления продуктивности отдельных парцеллированных структур и их роли в разных стилях и жанрах речи.»

2. Выступление группы «лингвистов» со слайдовой презентацией «Что такое парцелляция?» (Приложение 1 )

III этап урока. Самостоятельная работа

Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.

По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что он чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.

Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.

Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами, травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать привычную – весёлую жизнь.

После проверки полученных вариантов ответов необходимо подвести итог: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано. Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили писатели и поэты.

IV этап урока. Выступление группы «литературоведов»

1 ученик: «Первым периодом внедрения парцелляции в литературную речь по праву можно считать конец 19 начало 20 века – эпоху появления авангардной литературы. (Например, творчество В.В. Маяковского, М. Цветаевой.) С модернизмом в начале века в язык художественной литературы пришло желание «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, симметричную логику».

Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?

(В.В.Маяковский)

2 ученик: «Вторым этапом можно считать использование парцелляции в художественной литературе 60-70-х годов, причём не только авторами авангардной молодёжной прозы, но и ориентированными на традицию и классику «деревенщиками», почвенниками 20 века – В. Астафьевым, В. Распутиным, Ф. Абрамовым, В. Шукшиным. Широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи. Например, «А городской старик смотрел на него. Внимательно, Грустно.»
Новый всплеск в этом процессе произошёл в перестроечные времена. Бунтарство, анархизм, бессистемность проявились в беспрецедентном расшатывании норм языка. На смену единообразному соцреализму приходит многоликий постмодернизм. Ярким примером может служить творчество С. Довлатова. У этого писателя есть излюбленные средства экспрессивного синтаксиса: номинативные цепочки, парцелляции, вставные конструкции.

(В качестве домашнего задания ученикам предлагается подыскать примеры использования парцелляции в произведениях этого писателя)

V этап урока. «Проба пера…» – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции. Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» (Приложение 2) На доске записан пример: «Витамины для больных диабетом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их в аптеках вашего города!»

После выполнения этого задания зачитываются наиболее удачные работы, исправляются неточности в использовании приёма парцелляции, даются рекомендации.

VI этап урока. Выводы:

  • Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
  • С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
  • Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
  • Именно в синтаксисе в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»

Приложение 2

Карточка-информатор

  1. Рекламное объявление имеет свою структуру: рекламный лозунг, аргументирующий текст, сведенья – адрес, средства связи, условия поставки.
  2. Реклама должна быть краткой, ведь потребитель способен запомнить немногое.
  3. Сообщение о достоинствах товара необходимо показать так, чтобы это было привлекательно.
  4. Помните, что парцеллированные конструкции помогут выделить главную информацию, выбрать доверительный тон с потенциальным покупателем.

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя » – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы.

Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.

Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.

Примеры :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! » – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин » – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры :

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно » – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть » – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! » – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака » – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.

Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:

  • Анафора;
  • Градация;
  • Гипербола;
  • Инверсия;
  • Ирония;
  • Литота;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос;
  • Сравнение;
  • Синекдоха;
  • Эпифора;
  • Эллипсис .

Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.

Парцелляция - синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Строение парцелляции

Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.

Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:

«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.

Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент , вложить новый смысл в звучание предложения.

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

«Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…» (А. Фет.)

«Били копыта. Пели будто:

— Груб…»

«Что ж, выходите.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс покойника…»

«Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне — наплевать!

Я — хороший…»

«Приду в четыре,» — сказала Мария.

Десять…»

(В. Маяковский.)

«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»

«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)

«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»

Это способ организации текста по принципу присоединения, но при той степени завершенности предшествующей части, которая позволяет говорящему (пишущему) поставить точку перед присоединением. Например: Дед Нечай опять заплакал.

Громко (Шукш.); Его необходимо взять! Не теряя времени, живым (Богом.). В отличие от присоединения и обособления, парцелляция выводит интонационно отчлененную часть за пределы высказывания. Парцелляция – это такое строение двух неразрывно связанных высказываний, когда в них обоих вместе взятых реализуется одна синтаксическая структура. Так, в последнем примере реализована структура осложненного предложения с деепричастным оборотом. Второе высказывание представляет собой парцеллят, то есть отчлененную несамостоятельную часть какой-либо конструкции. Парцеллированным может быть как осложненное предложение, так и элементарное. Любой член предложения (кроме предиката) может быть вынесен в парцеллят, но при соблюдении общих условий парцелляции. Примеры:

а) элементарное предложение: Братишку моего старшего в сорок первом убило. Под городом Лида (Бонд.); Человек смотрит прямо в глаза. Мне. Тебе. Нам (Рожд.);

б) осложненное предложение: В этих стихах я тогда ощутил нечто трагическое. Отчаяние. Ужас, Покорность (Кат.); Звук шел справа. И слева (из газ.). Интонационное расчленение подчинено общему правилу – автосемантичность и собственное АЧ основной части.

При парцелляции действуют особые законы порядка слов: поскольку парцеллят всегда стоит после основного высказывания, синтаксически связанные слова легко оказываются в неконтактном (дистантном) расположении. Например: Когда судят людей, ему их жалко. Даже виноватых (Сарт.); Им придется, очевидно, каждому позаботиться о своей судьбе. В том числе и этому мальчику (Сарт.).

Парцелляция, как и субъективно мотивированное обособление, факультативна; она является принадлежностью индивидуального синтаксиса и стилистически маркирована. Одни авторы более склонны применять этот речевой прием, другие – менее. Примеры из текстов В. Шукшина: К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью; А я здесь всем нужен. Людям, земле; [В избушке] было тепло и как-то очень уютно. И нестрашно; Анна Афанасьевна приходила в легкое движение – смеялась. Молча. Парцелляция относится к средствам речевой экспрессии и составляет предмет стилистического синтаксиса.

Еще по теме § 49. Парцелляция:

  1. 29. Синтаксические конструкции расчленения Парцелляция, сегментация. Присоединение.
  2. 21. Понятие «слова- предложения». Конструкции расчленения (парцелляция, сегментация, делиберативный оборот).
  3. 6, Парцелляция - использование распространителей в качестве отдельного высказывания - подчеркивает рему (тема легко восстанавливается из предыдущего предложения),
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  5. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top