Дремлет лес под сказкой снежной нетрадиционное. Подготовительная группа «Дремлет лес под сказку сна

Дремлет лес под сказкой снежной нетрадиционное. Подготовительная группа «Дремлет лес под сказку сна

Шведова Лариса Александровна
Должность: педагог по изодеятельности
Учебное заведение: МАДОУ № 157 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект занятия
Тема: " Дремлет лес под сказку сна... "
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

«Дремлет лес под сказку сна…»
Нетрадиционные техники: рисование паралоном, рисование пальчиками, применение сыпучих, бросовых материалов (пенопласт, вата, салфетки). Цель: Углубление эмоционально-эстетического восприятия родной природы в поэтическом слове, музыке и живописи. Задачи:  Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке, живописи, поэзии).  Закреплять умение отображать состояние погоды в рисунках (ясно, метель) с помощью различных изобразительных техник, побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев.  Закреплять понятие: «пейзаж»  Совершенствовать владение различными приемами рисования, в том числе и нетрадиционными.  Формировать композиционные умения. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.  Воспитывать любовь к родной природе. Предварительная работа: Наблюдение за явлениями природы о зиме; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки. Материалы: Картон холодных цветов (фиолетовый, синий, голубой), гуашевые краски, клей ПВА, кисти клеевые, крупа манная, салфетки бумажные, бросовый материал (пенопласт, вата), паралон закрепленный на палочке, блюдца, розетки, салфетки матерчатые. Рекомендуемые учебно-методические пособия: Плакат «Времена года», репродукции картин художников (Шишкин «Одинокая сосна», Грабарь «Февральская лазурь», Юон «Зима»).
I. Ход занятия:
(Звучит музыка) Воспитатель с детьми входит в зал. - Ребята мы с вами попали в сказочный лес, давайте полюбуемся красотой зимы, посмотрите, в какие причудливые одежды нарядила Волшебница – зима деревья. Задаю вопрос: - Ребята, а какая бывает зима? (Ответы детей: зима бывает сердитая, вьюжная, мрачная, злая, страшная, холодная, студеная, а может быть спокойная пушистая, солнечная, снежная, мягкая, красивая и т.д.) - Чем вам нравится зима? (Ответы детей: можно кататься на коньках, на лыжах, с горки, на санках, лепить снежных баб, играть в снежки и т.д.)
Давайте полюбуемся на зимние деревья, которые находятся за нашим окном, как они красивы. (Дети любуются, а воспитатель в это время раскладывает несколько следов изображенных на бумаге по залу) - Ой, ребята, посмотрите! Кто-то оставил следы на снегу, давайте пойдем по этим следам, куда они нас приведут? Привели нас следы на зимнюю полянку. Почувствуйте, какой здесь морозный свежий воздух, вдохните глубже. - Ребята, обратите внимание, что художники тоже любят изображать зимнюю природу. (Задаю вопрос) - А когда художники изображают на своих картинах природу, как будет называться этот жанр живописи? (Ответ: пейзаж) Молодцы, правильно. Посмотрите, художники изображают свои пейзажи с натуры, а некоторые по представлению. - Может быть, кто-то из вас знает стихи про зиму? (Дети рассказывают стихи).
II.
А сейчас я попрошу вас сесть за столы. Давайте закроем глазки и представим красивые зимние пейзажи, глазки открыли и сейчас мы с вами будем рисовать свои зимние пейзажи по представлению. Вы видите, у вас на столах лежат необычные материалы, с помощью этих материалов вы должны изобразить зимний лес. Произношу правило: «Сядем прямо, не согнемся, за работу мы возьмемся!» (Звучит музыка). Дети работают.
Физминутка:
(Дети встают полукругом. Воспитатель рассказывает и показывает, дети повторяют движения) Посмотри-ка мой дружок! Выпал беленький снежок! Он пред нами как тетрадь: Хочешь, будем рисовать? Здесь рисуем дом: Здесь дорожку проведем… Интересно стало кошке- Побежала по дорожке! Прилетели стайки птичек- Воробышек и синичек, Всю дорожку истоптали- Видно, тоже рисовали! По ходу работы, воспитатель оформляет выставку из детских рисунков. - А теперь давайте встанем, подойдем к выставке. И полюбуемся своими зимними пейзажами. Сегодня мы с вами побывали в роли художников – пейзажистов. С каким вдохновением, усердием вы выполняли свои работы!
III.
(стук в дверь) - Кто это стучится к нам?
Двери открываются – входит Волшебница – зима.
Зима:
- Здравствуйте, ребята! (отвечают: Здравствуйте!)
Воспитатель:
- Ребята, это сама Волшебница – зима пожаловала к нам в гости, давайте покажем ей свои работы.
Воспитатель:
- Полюбуйся зимушка, какие ребята красивые зимние пейзажи нарисовали! Нравится?
Зима:
- Ой, какие вы молодцы! - Ну, спасибо, вам ребята! За вашу фантазию я награжу вас! Где мой волшебный сундучок? (Три раза взмахивает палочкой). Открывает сундучок, достает оттуда леденцы, раздает детям. (Дети говорят: спасибо).
Зима
прощается: - До свидания, ребята, пора мне уходить, дел много у меня накопилось. (Дети) До свидания!
Воспитатель:

-
Ребята, понравилось ли вам в сказочном зимнем лесу?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Хорошо, мы обязательно вернемся сюда в следующем году, а сейчас пора домой. Выходят из зала.

Воспитатель загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Молодцы, ребята, конечно, это зима.

Ребята, скажите – какой может быть зима?

Скажите мне, ребята, что вы любите делать в это чудесное, сказочное время года?

Давайте отправимся на прогулку по зимнему лесу

2. Имитационное упражнение "Мы шагаем по сугробам" (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали .

Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.

А теперь послушаем стих Ф. И. Тютчева о зиме

3.Презентация 1 Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою» (1, 07мин)

Ребята, видите, какая волшебница зима!

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли. Перед нами чудный зимний лес. Гордо смотрят на нас стройные высокие сосны, укутанные «Чародейкою зимой» в белые пушистые косынки. Это она, наверное, оставила следы, когда обходила свои владения. На нас смотрят лесные сторожа – ели, тянутся к нам своими еловыми лапами; так и норовят задержать нас, не пустить будить спящий зимний лес.

Посмотрите, сколько снега вокруг, как он искрится на солнышке. Что мы можем сказать про снег, какой он?

Молодцы!!! Умники!!!

Я знаю зимнюю игру про снег, хотите, я научу вас играть в нее? Давайте поиграем!

Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.

4. Игровое упражнение "Снежок" (развитие положительных эмоций, воображения)

Посмотри, как блестит ,
Под ногами хрустит,
Беленький снежок,

Легкий, как пушок,
Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел,

А потом на землю пал,
До весны там пролежал.

- Как замечательно изобразили вы снег. А какое у вас настроение?

У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться.

5. Презентация 2 (3, 56 мин)

А как бы вы назвали эти изображения леса?

Ребята, давайте не будем мешать лесу видеть зимние сны. Закроем глазки и вернемся в свою группу и нарисуем для «Чародейки зимы» красивые картины зимнего леса.

1. - Ребята, мы с вами знаем, что в лесу много разных деревьев. Как же отличить зимой одно дерево от другого?

Обращаю внимание детей на иллюстрации.

Зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по почкам.

Как по вашему, какое лиственное дерево легче всего узнать и летом и зимой и даже издалека?

Правильно. Молодцы.

Легче других, лиственных деревьев, узнавать зимой березу . Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. Крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз.

Вспомните, ребята, какие еще деревья легко узнать зимой?

- Сосна , дерево светолюбивое. Ее крона расположена вверху ствола. Нижние ветки от-пали, когда им не стало хватать света.

- Ель , напоминает пирамиду, чем ярус ниже, тем он шире. Ее ветки расположены по всему стволу.

- Ребята, мы с вами хотим нарисовать дремлющий зимний лес. Скажите мне, пожалуйста, к какому жанру живописи будут относиться наши картины?

Ребята поиграем в игру «Четвертый лишний»?

Обратите внимание на экран и скажите пожалуйста, какие жанры искусства изображены? Какой вид жанра лишний?

С чего обычно мы начинаем писать пейзаж?

Скажите мне ребята, где и какими по размеру мы будем изображать деревья дальнего плана? Среднего? Ближнего?

2. Показ детям способ рисования с обсуждением техники и способов изображения:

Начинаем рисовать наш волшебный лес с того что простым карандашом на выбранном вами листе отмечаем линию горизонта. Где деревья будут какими по размеру?

Правильно! Молодцы! И деревья на дальнем плане расплывчатые. Деревья не возможно сосчитать.

Затем рисуем средний план, где деревья больше деревьев дальнего плана и изображение четче.

И уже на переднем плане деревья рисуем четкими линиями ближе к нижнему краю листа:

Стволы деревьев рисуем с низу, всей плоскостью кисти, постепенно переходим нанесению изображения кончиком кисточки; для березы используем белую краску

Веточки рисуем концом кисточки, кисточка в вертикальном положении;

Ель-зеленой краской намечаем ствол и ветки, обращаем внимание на то, что к низу ствола ветки удлиняются;

Хвою на ели и сосне изображаем методом тычка, полусухой, жесткой кистью;

Для изображения снега используем прием примакивания.

Физ. минутка :

Ветер дует нам в лицо,

З акачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

- А теперь ребята, закроем глазки и каждый представит свой лес, открываем и приступаем к рисованию. В процессе работы, воспитатель, оказывает посильную помощь, тем кто в нем нуждается. Помогает в составлении композиции.

После того, как дети прорисуют все деревья, перед изображением снега воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Физ. минутка

Заготовила зима (поочередно правую и левую руки на пояс)

Краски все, для всех сама .(поочередно руки ладонями вверх вперед, вместе к груди)

Полю – лучшие белила. (наклон, разводим руки в стороны)

Зорям – алые чернила. (руки вверх, разводим в стороны)

Всем деревьям чистые, (руки вверху, качаем ручками – влево, вправо)

Блестки серебристые -//-

А на улице ребят (кружимся вправо)

Разукрасила подряд. (кружимся влево)

Как художник красит разным : (ручки перед собой, поочередно выставляем каждый пальчик,

Кто играет, красит красным сначала на одной руке, потом на другой)

Кто боится шевелиться, (шевелим всеми пальчиками)

Краска синяя годится. («ежимся» потираем руками плечи)

Ни за что не выпросить (наклоны головой влево, вправо)

По другому выкрасить . (грозим пальчиком). (В.Фетисов)

Ребята, а чего не хватает на наших картинах?

Правильно. На наших картинах не хватает только снега. Снег может быть разных оттенков: в тени он голубоватый, светло-сиреневый; на солнце он розоватый, светло-желтый.

Дети изображают снег на деревьях.

Выкладываем рисунки на одном столе

- Заколдован неведимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалося сосна. (С.Есенин).

У нас ребята получился настоящий зимний лес, давайте вспомним, ребята к какому жанру живописи относятся наши картины?

Какими приемами изображения мы пользовались?

Что больше всего вам понравилось в нашем занятии?

Чему новому вы научились?

Как вы думаете, «Чародейке зиме» понравятся наши рисунки?

Тема: "Зимний лес".

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

2. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

3. Обогащать словарь образной лексикой.

Материал и оборудование:

· альбомные листы формата А4 тонированные

· краски акварельные

· гуашь белая

· кисть клеевая

· кисть художественная

· простой карандаш

· салфетки для промакивания

· стаканы с водой

· мольберт с образцом

· магнитофон

Предварительная работа:

упражнять детей в назывании деревьев, примет зимы. Дидактичекие игры на умение подбирать слова.

Индивидуальная работа с Вовой Т., Васей Ш., Вадимом Г. - закреплять умение правильно держать кисть во время рисования методом тычка. А также с Владом Б., Никитой Д. - закреплять работу простым карандашом(без нажима).

Ход занятия.

Столы расставлены в два ряда по три человека.

Воспитатель : ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения С.Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Воспитатель : Каое время года описано в стихотворении С.Есенина?

Дети: зима.

Воспитатель : Что это за белая косынка на сосне?

Дети: снег.

Воспитатель : С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев?

Дети: с шапкой, шубой, покрывалом.

Воспитатель : а сейчас, я прочитаю вам рассказ, который называется "Зимний лес". В этом рассказе вам встретится новое слово "убор", которое обозначает то, во что одеваются. А во что одет лес зимой?

Дети : в снег (слушают рассказ).

Воспитатель: А знаете ли вы как отличить зимой одно дерево от другого?

Дети: по цвету коры, по расположению веток, по плодам на некоторых деревьях (например-рябине, липе).

Воспитатель: Вспомните, какие еще деревья еще легко узнать зимой?

Дети: елку- иглы короткие; сосну - иглы длинные.

Воспитатель: предлагаю теперь начать нашу работу. Обратите внимание на расположение елок. Почему одни-большие, а другие -маленькие.

Дети: большие- растут давно, а маленькие - посадили недавно.

Воспитатель : когда изображено много елочек и сосен, как можно назвать такой лес?

Дети: сосновый бор.

Воспитатель: обратите ваше внимание на то, что сосны, снежинки и снег раскрашены методом тычка, а шишки на елках и стволы - художественной кистью. Сначала выполняем простым карандашом наброски больших и маленьких елей (треугольников), веток и стволов деревьев. Затем раскрашиваем тычком наши елочки.

Дети: напоминают как рисовать простым карандашом - без нажима; метод тычка - берут кисть, мокают в воду, набирают краску, промакивают на салфетке и рисуют концом клеевой кисти; художественной кистью - концом кисти или всем ворсом, не касаясь палочкой бумаги. (Рисуют простым карандашом, а затем раскрашивают тычком елочки). Во время рисования звучит музыка.

Воспитатель : пока наши елочки сохнут, давайте с вами поиграем.

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

Игра "Подбери словечко"

Воспитатель: В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег?

Дети: сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.

Воспитатель : Мы говорим: "Снег идет". А снежинки?

Дети : порхают, кружатся, летят.

Воспитатель : Когда идет сильный снег, как это можно назвать?

Дети: снегопад, вьюга, метель.

Воспитатель : а теперь разминка.

Дети : ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо,

ветер тише, тише, тише,

деревцо все выше, выше. (веточки расправили и встали на носочки).

Воспитатель: а теперь пройдите на свои места и приступим к нашим работам. Теперь нам нужно нарисовать снегопад и снег гуашью методом тычка. На елках нарисовать художественной кистью шишки и раскрасить стволы.

Дети заканчивают работу, а воспитатель вместо анализа читает стихотворение:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Ход занятия:
Организационный момент:
- Сегодня ребята я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Только тише, сейчас деревья спят. Звучит музыка (чтение стихотворения Чолиева «Деревья спят»):
Вот и мороз, забыта осень,Застыл, затих зеленый лес,Под низкой крышею небес.Деревья спят одежды сбросив,И не тревожит их немало,Ни ветра свист, не вьюги вой,Закутала их с головой,Зима в свой снег, как в одеяло.Теперь их только по весне,С дождем желанным, гром разбудит,Деревья спят, совсем как люди,И день за днем, растут во сне.
- Перед нами чудный зимний лес. Гордо смотрят на нас стройные высокие сосны, укутанные Морозом-невидимкой в белые пушистые косынки. Это он, наверное, оставил следы, когда обходил свои владения. На нас смотрят лесные сторожа – ели, тянутся к нам своими еловыми лапами; так и норовят задержать нас, не пустить будить спящий зимний лес. Все в ожидании. И, кажется, что сейчас произойдет что-то очень важное.
Встает первая снежинка: Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинание:
Встает вторая снежинка: «Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового расцвета!
(М. Пожаров.)
-Ребята, да это же снежинки, помощницы Мороза.
Вместе обе снежинки: Тише, дети, не шумите,
Спящий лес наш не будите.
Нарисуйте Зимний лес,
Полный сказок и чудес.
И отправьте их Морозу,
Положив под ту березу.
Заскучал уже Мороз,
До земли повесил нос
Праздники его прошли,
И веселье унесли.
- Ребята, давайте не будем мешать лесу видеть зимние сны. Вернемся к своим рабочим местам и нарисуем для Мороза красивые картины зимнего леса, поднимем ему настроение, согласны?

Основная часть:
- Ребята, мы с вами знаем, что в лесу много разных деревьев. Как же отличить зимой одно дерево от другого?
Обращаю внимание детей на иллюстрации.
Зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по почкам, плодам.
- Легче других, лиственных деревьев, узнавать зимой березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. Крупные боковые ветки прижаты к стволу, а моло-дые веточки свисают вниз.
- Дуб, отличается от других деревьев широким стволом, мощными ветками и округлой кроной.
- Лиственницу, можно узнать по шишкам на ветках.
- Вспомните, ребята, какие еще деревья легко узнать зимой? (ель, сосну).
- Сосна, дерево светолюбивое. Ее крона расположена вверху ствола. Нижние ветки от-пали, когда им не стало хватать света.
- Ель, напоминает пирамиду, чем ярус ниже, тем он шире. Ее ветки расположены по всему стволу.
2. Игра «Составь пейзаж» на мольберте:
- Ребята, мы с вами хотим нарисовать дремлющий зимой лес, скажите мне, пожалуй-ста, к какому жанру живописи будут относиться наши картины? (пейзажу)
- С чего обычно мы начинаем писать пейзаж? (с линии горизонта).
- У нас с вами линия горизонта уже обозначена т.к. мы свои листы затонировали.
Прошу детей показать линию горизонта, дальний план, средний, ближний.
- Скажите мне ребята, где и какими по размеру мы будем изображать деревья даль-него плана? Среднего? Ближнего?
-первый ребенок составляет дальний план;
-второй, средний план;
-третий, ближний.
3. Показ детьми способов рисования с обсуждением техники и способов изображе-ния:
- стволы деревьев рисуем с верхушки, с кончика кисточки, постепенно переходим ко всей плоскости кисти; (для березы используем белую краску)
- веточки рисуем концом кисточки, кисточка в вертикальном положении;
- ель-зеленой краской намечаем ствол и ветки, обращаем внимание на то, что к низу ствола ветки удлиняются;
- хвою на ели и сосне изображаем методом тычка, полусухой, жесткой кистью;
- для изображения снега используем прием примакивания.
Практическая часть:
1. Уточняю, с чего дети начнут рисовать и последовательность их работы:
- сначала прорисовываем стволы всех деревьев; (все березы, затем все остальные деревья)
-Какими по размеру мы будем изображать деревья дальнего плана? Среднего? Ближ-него?
- потом, намечаем зеленой краской стволы елей, расположение веток;
- зеленой краской изображаем хвою;
- белой краской примакиваем снег.
2. Пальчиковая гимнастика:
-А сейчас ребята, перед работой давайте разомнем свои пальчики
Перед нами елочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка елочки)
Шишечки, иголочки, (кулачки, указательные пальчики выставлены)
Снег лежит на елочке, («комок» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики под елочкой, («ушки» из указательного и среднего пальцев)
Звездочки горят, (ладони сложены, пальцы расправлены)
Всем мохнатым елочкам (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки)
Спать велят (кулачки, указательные пальчики выставлены). Н.Нищеева.
3.- А теперь ребята, закроем глазки и каждый представит свой лес, открываем и прис-тупаем к рисованию. В процессе работы, если требуется, оказываю посильную по-мощь. Помогаю в составлении композиции.
После того, как дети прорисуют все деревья, перед изображением снега предлагаю им отдохнуть.
4.Физминутка
Ребята выходят из-за столов:
Заготовила зима (поочередно правую и левую руки на пояс)
Краски все, для всех сама. (поочередно руки ладонями вверх вперед, вместе к груди)
Полю – лучшие белила. (наклон, разводим руки в стороны)
Зорям – алые чернила. (руки вверх, разводим в стороны)
Всем деревьям чистые, (руки вверху, качаем ручками – влево, вправо)
Блестки серебристые -//-
А на улице ребят (кружимся вправо)
Разукрасила подряд. (кружимся влево)
Как художник красит разным: (ручки перед собой, поочередно выставляем каждый пальчик,
Кто играет, красит красным сначала на одной руке, потом на другой)
Кто боится шевелиться, (шевелим всеми пальчиками)
Краска синяя годится. («ежимся» потираем руками плечи)
Ни за что не выпросить (наклоны головой влево, вправо)
По другому выкрасить. (грозим пальчиком).
(В.Фетисов)
5.Дидактическая игра «Подбери словечко»
- В яркий солнечный морозный день, каким вам кажется снег? (сверкающим, искристым, блес-тящим, серебристым, хрустящим, холодным)
- Мы говорим: «снег идет». А снежинки?...Подберите слова. (порхают, кружатся, летят)
- Когда идет сильный снег, как это можно назвать? (снегопад, вьюга, метель).
(Из книги «Придумай слово» / Под ред. О.С.Ушаковой.-М.,1996)
6. – На наших картинах не хватает только снега. Снег может быть разных оттенков: в тени он голубоватый, светло-сиреневый; на солнце он розоватый, светло-желтый.
Чтобы изобразить его, давайте в палитрах разведем гуашь. Если смешать белую крас-ку с каплей желтой – получится светло-желтый оттенок, с каплей синей – голубой, с каплей красной – розовый.
Дети выполняют, затем изображают снег на деревьях.
Анализ детских работ:
Выкладываем рисунки на одном столе
- Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалося сосна. (С.Есенин).
-Унас ребята получился настоящий зимний лес, скажите, ребята к какому жанру живо-писи относятся наши картины?
- Какими приемами изображения мы пользовались?
- Что больше всего вам понравилось в нашем занятии?
- Чему новому вы научились?
- Как вы думаете, Морозу понравятся наши рисунки?
Находим подарки от Мороза под «снегом». Общая благодарность за рисунки.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зим-него пейзажа, вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразитель-ном творчестве.
Задачи:
- Учить детей создавать картину зимнего леса, видеть цветовые богатства зимней при-роды, получать нежные оттенки путем смешения трех основных цветов с белилами, для изображения снега.
- Развивать композиционные умения, закреплять понятие о линии горизонта, даль-нем, среднем, ближнем плане.
- Воспитывать интерес к отражению в художественной форме своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.
Словарь: обогащать словарь образной лексикой.

Материал: репродукции или иллюстрации картин, тонированная детьми бумага (тони-рованный верх, белый низ), краски гуашь (всех цветов), палитры, жесткие и мягкие кисти, салфетки, вода.
Предварительная работа:
- Оформление композиции «Дремлет лес под сказку сна»;
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением зимних пейзажей (Д.Алек-сандров «Зимняя сказка», И.Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», А.Куинджи «Солнечные пятна»; плакаты «Зима», «Зимний лес»);
- чтение литературных произведений о зиме (С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев «Чародей-ка зима», Д.Зуев «Зимний лес», В.Фетисов «Краски зимы», М.Пожаров «Заклинание зимы», А.Пушкин «Идет волшебница зима»);
-тонирование листов бумаги.
Методы и приемы:
- художественное слово;
- музыкальное сопровождение;
- объяснение, инструктаж, демонстрация;
- игра;
- индивидуальная помощь.
Дифференциация подачи материала:
- в первой группе дети работают самостоятельно;
- во второй группе дети пользуются советом, помощью товарищей, воспитателя.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РИСОВАНИЕ
«ДРЕМЛЕТ ЛЕС ПОД СКАЗКУ СНА».

Воспитатель: Демина В.А.
2010 год.

Ход занятия:

Организационный момент:

Сегодня ребята я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Только тише, сейчас деревья спят. Звучит музыка (чтение стихотворения Чолиева «Деревья спят» ):

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

Перед нами чудный зимний лес. Гордо смотрят на нас стройные высокие сосны, укутанные Морозом-невидимкой в белые пушистые косынки. Это он, наверное, оставил следы, когда обходил свои владения. На нас смотрят лесные сторожа – ели, тянутся к нам своими еловыми лапами; так и норовят задержать нас, не пустить будить спящий зимний лес. Все в ожидании. И, кажется, что сейчас произойдет что-то очень важное.

Встает первая снежинка: Разукрасилась Зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек, снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинание:

Встает вторая снежинка: «Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового расцвета!

(М. Пожаров.)

Ребята, да это же снежинки, помощницы Мороза.

Вместе обе снежинки : Тише, дети, не шумите,

Спящий лес наш не будите.

Нарисуйте Зимний лес,

Полный сказок и чудес.

И отправьте их Морозу,

Положив под ту березу.

Заскучал уже Мороз,

До земли повесил нос

Праздники его прошли,

И веселье унесли.

Ребята, давайте не будем мешать лесу видеть зимние сны. Вернемся к своим рабочим местам и нарисуем для Мороза красивые картины зимнего леса, поднимем ему настроение, согласны?

Основная часть:

  1. - Ребята, мы с вами знаем, что в лесу много разных деревьев. Как же отличить зимой одно дерево от другого?

Обращаю внимание детей на иллюстрации.

Зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по почкам, плодам.

Легче других, лиственных деревьев, узнавать зимой березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. Крупные боковые ветки прижаты к стволу, а моло-дые веточки свисают вниз.

Дуб, отличается от других деревьев широким стволом, мощными ветками и округлой кроной.

Лиственницу, можно узнать по шишкам на ветках.

Вспомните, ребята, какие еще деревья легко узнать зимой? (ель, сосну).

Сосна, дерево светолюбивое. Ее крона расположена вверху ствола. Нижние ветки от-пали, когда им не стало хватать света.

Ель, напоминает пирамиду, чем ярус ниже, тем он шире. Ее ветки расположены по всему стволу.

2. Игра «Составь пейзаж» на мольберте:

Ребята, мы с вами хотим нарисовать дремлющий зимой лес, скажите мне, пожалуй-ста, к какому жанру живописи будут относиться наши картины? (пейзажу)

С чего обычно мы начинаем писать пейзаж? (с линии горизонта).

У нас с вами линия горизонта уже обозначена т.к. мы свои листы затонировали.

Прошу детей показать линию горизонта, дальний план, средний, ближний.

Скажите мне ребята, где и какими по размеру мы будем изображать деревья даль-него плана? Среднего? Ближнего?

Первый ребенок составляет дальний план;

Второй, средний план ;

Третий, ближний .

3. Показ детьми способов рисования с обсуждением техники и способов изображе-ния:

Стволы деревьев рисуем с верхушки, с кончика кисточки, постепенно переходим ко всей плоскости кисти; (для березы используем белую краску)

Веточки рисуем концом кисточки, кисточка в вертикальном положении;

Ель-зеленой краской намечаем ствол и ветки, обращаем внимание на то, что к низу ствола ветки удлиняются;

Хвою на ели и сосне изображаем методом тычка, полусухой, жесткой кистью;

Для изображения снега используем прием примакивания.

Практическая часть:

1. Уточняю, с чего дети начнут рисовать и последовательность их работы:

Сначала прорисовываем стволы всех деревьев; (все березы, затем все остальные деревья)

Какими по размеру мы будем изображать деревья дальнего плана? Среднего? Ближ-него?

Потом, намечаем зеленой краской стволы елей, расположение веток;

Зеленой краской изображаем хвою;

Белой краской примакиваем снег.

2. Пальчиковая гимнастика:

А сейчас ребята, перед работой давайте разомнем свои пальчики

Перед нами елочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка елочки)

Шишечки, иголочки, (кулачки, указательные пальчики выставлены)

Снег лежит на елочке, («комок» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики под елочкой, («ушки» из указательного и среднего пальцев)

Звездочки горят, (ладони сложены, пальцы расправлены)

Всем мохнатым елочкам (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки)

Спать велят (кулачки, указательные пальчики выставлены). Н.Нищеева.

3.- А теперь ребята, закроем глазки и каждый представит свой лес, открываем и прис-тупаем к рисованию. В процессе работы, если требуется, оказываю посильную по-мощь. Помогаю в составлении композиции.

После того, как дети прорисуют все деревья, перед изображением снега предлагаю им отдохнуть.

4.Физминутка

Ребята выходят из-за столов:

Заготовила зима (поочередно правую и левую руки на пояс)

Краски все, для всех сама. (поочередно руки ладонями вверх вперед, вместе к груди)

Полю – лучшие белила. (наклон, разводим руки в стороны)

Зорям – алые чернила. (руки вверх, разводим в стороны)

Всем деревьям чистые, (руки вверху, качаем ручками – влево, вправо)

Блестки серебристые -//-

А на улице ребят (кружимся вправо)

Разукрасила подряд. (кружимся влево)

Как художник красит разным: (ручки перед собой, поочередно выставляем каждый пальчик,

Кто играет, красит красным сначала на одной руке, потом на другой)

Кто боится шевелиться, (шевелим всеми пальчиками)

Краска синяя годится. («ежимся» потираем руками плечи)

Ни за что не выпросить (наклоны головой влево, вправо)

По другому выкрасить. (грозим пальчиком).

(В.Фетисов)

5.Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день, каким вам кажется снег? (сверкающим, искристым, блес-тящим, серебристым, хрустящим, холодным)

- Мы говорим: «снег идет». А снежинки?...Подберите слова. (порхают, кружатся, летят)

- Когда идет сильный снег, как это можно назвать? (снегопад, вьюга, метель).

(Из книги «Придумай слово» / Под ред. О.С.Ушаковой.-М.,1996)

6. – На наших картинах не хватает только снега. Снег может быть разных оттенков: в тени он голубоватый, светло-сиреневый; на солнце он розоватый, светло-желтый.

Чтобы изобразить его, давайте в палитрах разведем гуашь. Если смешать белую крас-ку с каплей желтой – получится светло-желтый оттенок, с каплей синей – голубой, с каплей красной – розовый.

Дети выполняют, затем изображают снег на деревьях.

Анализ детских работ:

Выкладываем рисунки на одном столе

Заколдован неведимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалося сосна. (С.Есенин).

Унас ребята получился настоящий зимний лес, скажите, ребята к какому жанру живо-писи относятся наши картины?

Какими приемами изображения мы пользовались?

Что больше всего вам понравилось в нашем занятии?

Чему новому вы научились?

Как вы думаете, Морозу понравятся наши рисунки?

Находим подарки от Мороза под «снегом». Общая благодарность за рисунки.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зим-него пейзажа, вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразитель-ном творчестве.

Задачи:

- Учить детей создавать картину зимнего леса, видеть цветовые богатства зимней при-роды, получать нежные оттенки путем смешения трех основных цветов с белилами, для изображения снега.

Развивать композиционные умения, закреплять понятие о линии горизонта, даль-нем, среднем, ближнем плане.

Воспитывать интерес к отражению в художественной форме своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Словарь: обогащать словарь образной лексикой.

Материал: репродукции или иллюстрации картин, тонированная детьми бумага (тони-рованный верх, белый низ), краски гуашь (всех цветов), палитры, жесткие и мягкие кисти, салфетки, вода.

Предварительная работа:

Оформление композиции «Дремлет лес под сказку сна»;

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением зимних пейзажей (Д.Алек-сандров «Зимняя сказка», И.Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», А.Куинджи «Солнечные пятна»; плакаты «Зима», «Зимний лес»);

Чтение литературных произведений о зиме (С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев «Чародей-ка зима», Д.Зуев «Зимний лес», В.Фетисов «Краски зимы», М.Пожаров «Заклинание зимы», А.Пушкин «Идет волшебница зима»);

Тонирование листов бумаги.

Методы и приемы:

Художественное слово;

Музыкальное сопровождение;

Объяснение, инструктаж, демонстрация;

Игра;

Индивидуальная помощь.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top