Екатерина мурашева ваш непонятный ребенок психологические прописи для родителей. Ваш непонятный ребёнок Катерина мурашова ваш непонятный ребенок читать

Екатерина мурашева ваш непонятный ребенок психологические прописи для родителей. Ваш непонятный ребёнок Катерина мурашова ваш непонятный ребенок читать

К нига Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. Одно из неоспоримых достоинств этой книги - удивительное сочетание серьезного профессионального подхода и блестящего стиля изложения. Автор опирается на богатый практический опыт, накопленный за годы работы в районной детской поликлинике Санкт-Петербурга, где ей, консультанту широкого профиля, приходится сталкиваться с разнообразными проблемами детей всех возрастов. Это и задержки в развитии речи, гиперактивность, агрессивность, застенчивость, всевозможные фобии, трудности школьной адаптации, неуспеваемость, тяжелые кризисы подросткового возраста и многое другое. Именно поэтому подзаголовок книги «Психологические прописи для родителей» - не просто фигура речи. Ведь суть книги Мурашовой - помочь современному родителю, решая конкретную проблему, найти общий язык с ребенком, и часто обучение здесь начинается с самых простых, «прописных» истин.

Книг по детской психологии существует много, и среди них попадаются довольно толковые. Но эта - особенная. Ее автор не просто профессиональный психолог, работающий «на передовой» страхов, кризисов и прочих детских трудностей, но еще и детский писатель.

Ольга Мургина, «BibliоГид»

Уж если писать книги о детях, тем более обращаясь к родителям, то именно так - серьезно, но без зауми, профессионально, но с чувством, доходчиво, но не легковесно.

Сергей Степанов, «Первое сентября»

Введение. Здоровье или болезнь?

Здравствуйте, уважаемые родители и воспитатели!

Для начала давайте познакомимся. Я - возрастной психолог. Еще 10–15 лет назад девять из десяти опрошенных людей уверенно путали психолога с психиатром. Теперь ситуация изменилась к лучшему. Психолог - это не врач. Он, как правило, не имеет полного медицинского образования, не ставит диагнозов и не прописывает лекарств. Психологи в основном работают с психически здоровыми людьми. С психически больными работают психиатры - врачи по основному образованию. Основные направления работы психолога - психологическое тестирование (не имеющее никакого отношения к тестам, публикуемым в популярных газетах и журналах), индивидуальное или семейное консультирование, индивидуальная, семейная или групповая психотерапия. Сегодня существует огромное количество тестов, методик и направлений психотерапии, которые психолог может использовать в своей работе. Понятно, что ни один психолог не использует их все. У каждого практикующего психолога или психотерапевта есть свой излюбленный набор методов, который он периодически обновляет или расширяет.

Вот уже несколько лет я работаю психологом-консультантом в обычной районной детской поликлинике. В основном я работаю с семьями. Чаще всего родители приводят старших дошкольников и младших школьников. У них много проблем, и о большинстве из них мы будем говорить в данной книге. Частенько приходят и подростки. Реже - сами, насмотревшись сериалов или действительно запутавшись в собственной жизни, чаще - на поводу у разгневанных или обескураженных поведением чада родителей. С некоторыми из них удается установить контакт, с некоторыми, к сожалению, - нет. Последние уходят навсегда, а первые забегают и потом, уже выйдя из возраста детской поликлиники, просовывают в дверь повзрослевшие лица, спрашивают лукаво:

А мне можно? Это ничего, что я к вам записалась?

Иногда основная работа происходит с родителями, и уже они, изменившись, влияют на поведение или даже здоровье детей.

Екатерина Мурашова. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей

Врачам и сотрудникам

детской поликлиники № 47

г. Санкт-Петербурга

с признательностью и уважением

Введение. Здоровье или болезнь?

Здравствуйте, уважаемые родители и воспитатели!

Для начала давайте познакомимся. Я - возрастной психолог. Еще 10–15 лет назад девять из десяти опрошенных людей уверенно путали психолога с психиатром. Теперь ситуация изменилась к лучшему. Психолог - это не врач. Он, как правило, не имеет полного медицинского образования, не ставит диагнозов и не прописывает лекарств. Психологи в основном работают с психически здоровыми людьми. С психически больными работают психиатры - врачи по основному образованию. Основные направления работы психолога - психологическое тестирование (не имеющее никакого отношения к тестам, публикуемым в популярных газетах и журналах), индивидуальное или семейное консультирование, индивидуальная, семейная или групповая психотерапия. Сегодня существует огромное количество тестов, методик и направлений психотерапии, которые психолог может использовать в своей работе. Понятно, что ни один психолог не использует их все. У каждого практикующего психолога или психотерапевта есть свой излюбленный набор методов, который он периодически обновляет или расширяет.

Вот уже несколько лет я работаю психологом-консультантом в обычной районной детской поликлинике. В основном я работаю с семьями. Чаще всего родители приводят старших дошкольников и младших школьников. У них много проблем, и о большинстве из них мы будем говорить в данной книге. Частенько приходят и подростки. Реже - сами, насмотревшись сериалов или действительно запутавшись в собственной жизни, чаще - на поводу у разгневанных или обескураженных поведением чада родителей. С некоторыми из них удается установить контакт, с некоторыми, к сожалению, - нет. Последние уходят навсегда, а первые забегают и потом, уже выйдя из возраста детской поликлиники, просовывают в дверь повзрослевшие лица, спрашивают лукаво:

А мне можно? Это ничего, что я к вам записалась?

Иногда основная работа происходит с родителями, и уже они, изменившись, влияют на поведение или даже здоровье детей.

Довольно часто на прием приглашается вся семья, и тогда это называется семейным консультированием или семейной психотерапией. Зачастую проблемы ребенка - это отражение проблем семьи в целом, и в этом случае справиться с ними удается только тогда, когда налажено конструктивное и прочное сотрудничество психолога и всех членов семьи.

Но кто бы и с чем бы ни приходил ко мне на прием, всегда все начинается с одного и того же вопроса:

Скажите, это нормально, если он (она, я, они и т. д.)?..

Продолжение может быть любым, и сам вопрос в такой именно форме может не прозвучать, но подразумевается он всегда. И это, простите за тавтологию, - нормально.

Потому что прежде чем искать причины, во что-то вмешиваться, что-то менять, убирать, добавлять или корректировать, необходимо выяснить, что перед нами: вариант возрастной нормы или действительно патологическое отклонение?

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера, и все это необходимо учитывать. Но существуют и некие общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно стабильных периодов. Общее число и точные сроки наступления этих кризисов по-разному описываются разными исследователями и зависят, главным образом, от того, на какую теорию личности этот исследователь опирается. Свою периодизацию развития человека выдвигали З. Фрейд (опора на психосексуальное развитие), В. Штерн (опора на биогенетические закономерности), отечественные исследователи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Существуют периодизации социального развития ребенка (А. В. Петровский), морального развития (Л. Кольберг), интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер). Одной из самых известных является психоаналитически ориентированная «теория психосоциальных кризисов» американского психолога Эрика Эриксона. Всего в жизни человека Эриксон выделяет восемь кризисов, из которых шесть приходятся на период от рождения человека до окончательного взросления. Другие психологи считают кризисы иначе, но в одном все сходятся: наиболее густая поросль кризисов - именно в районе детства и ранней юности. Потом вроде бы становится поспокойнее (хотя многие, разумеется, с этим не согласятся).

Каждый кризис имеет какую-то свою цель и задачу. Каждый кризис должен быть успешно разрешен. Если этого не происходит, то развитие в той или иной мере нарушается. В период кризисов человек особенно уязвим для стрессов и негативных влияний. Именно в периоды кризисов люди чаще всего заболевают различными соматическими и нервнопсихическими заболеваниями.

Первый кризис, который переживает человек, - это, несомненно, рождение. Его основная задача - приспособление к окружающему миру.

Итак, где-то во второй половине первого года (и уж наверняка к его завершению) нормально развивающийся ребенок проявляет какие-то признаки страха и недоверия по отношению к незнакомым людям. Со знакомыми и родными он ведет себя спокойно и доверчиво.

Где-то около двух лет появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. «Он как будто меня испытывает!» - говорят мамы о таких детях. Действительно испытывает, ведь одна из задач данного кризиса - установление границ приемлемого поведения. Другая задача - завоевание физической автономии (знаменитое «Я сам!»).

В возрасте четырех-пяти лет большинство детей боятся крупных животных, необычных природных явлений, иногда нешуточно пугаются чужих или даже собственных фантазий («Это Бяка-закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала… Я ее боюсь!»).

Приблизительно в это же время - что-то вроде мировоззренческого кризиса. Ребенок впервые задумывается над основными вопросами бытия, часто задает вопросы типа: «Мама, а ты не умрешь?», «А я не умру?» и т. д. Этот кризис ни в коем случае не должен быть «проворонен» родителями, так как в этот период ребенку категорически необходима их поддержка.

Когда ребенок идет в школу, с ним может случиться, а может и не случиться кризис начала обучения в школе. Если уровень школьной зрелости ребенка (о его определении будет рассказано ниже) высокий или средневысокий, то, как правило, никакого кризиса не происходит.

На этом череда кризисов, разумеется, не обрывается, но рассмотрение кризисов взрослой жизни не входит в нашу задачу и потому остается за рамками данной книги.

Итак, первое, о чем надо помнить родителю или воспитателю, - вариативность индивидуального возрастного психологического развития.

Второе - существование кризисных возрастных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности.

И, наконец, третье: существуют симптомы, склонности и особенности поведения ребенка, которые должны насторожить внимательных родителей и привести их на консультацию к психологу.

Приведенный ниже список, разумеется, далеко не полон, но он поможет сориентироваться в проблеме. Посоветоваться со специалистом имеет смысл в том случае, если:

У ребенка имеются проблемы с наследственностью;

У ребенка имеется родовая травма или иной неврологический диагноз;

У ребенка постоянно нарушен сон, аппетит и режим дня;

Ребенок до года отстает больше чем на два месяца от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;

Приучение к чистоте вызывает упорное сопротивление; к трем годам ребенок все еще регулярно писает или какает в штанишки;

Когда я только планировала приобрести книгу, в отзывах на нее я прочитала, что книгу проглатывают чуть ли не за один присест даже те, кто обычно с трудом читает про психологию. Дескать, «Ваш непонятный ребенок» - захватывающая вещь, воспринимается практически, как художественная книга. Нуу..это кто-то загнул! Я упорный читатель, почти все дочитываю так или иначе, но этот сборник статей мне очень тяжело дался, я осиливала по главе от случая к случаю. Поэтому рекомендовать книгу не собираюсь, только отпишусь о некоторых ее особенностях.

Во-первых, «Ваш непонятный ребенок» опубликовали в 2002г., но, судя по описываемым Екатериной Мурашовой реалиям, с тех пор все очень-очень изменилось. В книге еще сильны отголоски перестройки, советских семейных установок, бума на все иностранное, когда граждане до иностранного только-только дорвались. Мне кажется, книга писалась в лихие 90-е, хотя и вышла в свет уже в нынешнем веке.

Автор пишет про семьи из Санкт-Петербурга, но часть родителей еще работает на заводах, бабушки-дедушки – деревенские («колхозники» по речи и манерам), а дети рассуждают о поступлении в ПТУ или колледж. У меня есть 15-летний племянник, судя по его разговорам, да и просто по тому, что мы видим вокруг, сейчас школьники все думают о дипломе вуза, не о «путягах» точно. По тексту меня, кстати, покоробило очень явственное деление на городских и «деревенских». Авторский снобизм книгу о популярной психологии ну вообще никак не украшает. Но дело даже не в колледжах и не в том, что герои фанатеют по Ди Каприо из «Титаника» - общее впечатление разрухи в обществе, характерное 90-м, угнетает. На самом деле, даже просто про агрессивного ребенка читать неприятно, а если попутно читаешь про безработицу, преступность и общую беспросветность жизни, неприятно вдвойне. Хотя проблема детской агрессии, разумеется, важна, и психологам нужно о ней писать. Наверняка и сейчас у детей те же проблемы часто встречаются, но социальный контекст, как он подан в книге, все же изменился. Те школьники, про которых пишет Мурашова, уже сами по несколько детей успели родить. Сейчас к детским психологам приходят и родители, и дети другой формации, других установок.

Во-вторых, чувствуется, что автор работает в детской поликлинике. Чуть что – предполагает родовые травмы и проблемы по неврологической части. Я не согласна с категоричностью ее суждений, например, о том, что, если в два года ребенок не говорит, то надо бросать все ресурсы семьи на лечение. Мой мысленный комментарий: «оставьте здорового ребенка в покое». А все те, кто проходили выписку из роддома, в курсе про то, что пишут неонатологи: у всех-то была гипоксия, обязательно кисты в мозгу, подозрения на пороки сердца, увеличенная печень и дальше по списку. Придя домой, я лично выбросила выписку в мусорную корзину (и в дальнейшем держалась подальше от государственной медицины). Не принимаете мои слова на веру – посмотрите выпуски «Школы доктора Комаровского». Усач не истина в последней инстанции, конечно, но он доступно объясняет, почему неонатологи в роддоме и врачи в детской поликлинике ну просто вынуждены находить в каждом ребенке кучу отклонений. Если все отклонения, про которые вам «напели», принимать на веру, то первый год жизни ребенка, а то и дольше проведете, слоняясь по неврологам и другим «логам», а оно вам надо? Учитывая, что любой вменяемый врач вам сходу скажет, что «псевдокиста» в мозгу – это черти что и сбоку бантик, а не диагноз, и лечения уж точно не требует. Поэтому вера Мурашовой во всякие микро повреждения мозга при родах меня обескуражила, если честно. Работая в поликлинике, она, конечно, в этом варится, но родителям-то незачем, по-моему.

Да и вообще, Мурашова – тетка категоричная и жесткая, чтобы в этом убедиться, необязательно читать всю книгу, просто погуглите ее статью «Неизбежность зеленых носков». Немногие родители смогут воплотить такие суровые методы. Это равносильно «дать проораться» от Марка Вайсблута (да, я утрирую, я понимаю, что его метод сложнее и многограннее). Неслучайно Вайсблут приводит просто сотню «рассказов очевидцев» о том, как его метод помог, и практически во всех родители сообщают, что им было больно и плохо, но они рады, что перетерпели ночь, две, неделю безутешных воплей, потому что видят результат. Если бы Вайсблут привел парочку таких отчетов, это бы читателей не убедило бы. Метод настолько суров, что требуется больше подтверждений от тех, кто его применил, и он сработал. А Мурашова в статье безапелляционно предлагает полнейшее зверство, на мой вкус, и на одном-единственном примере к тому же. Негибкая она, в общем. Во всяком случае, так выражается на письме, что меня подобный стиль отталкивает.

Во-третьих, для тех, кто уже знаком с потоком психологической литературы для родителей, вряд ли что-то прямо уж новое для себя почерпнут. Если для вас «Ваш непонятный ребенок» станет первой книгой такого рода, то вы узнаете, что

Психологические проблемы у детей чаще всего означают, что помощь специалиста требуется в первую очередь взрослым;
Фигура родителя должна быть наделена авторитетом, и старшие в семье не должны прятаться от ответственности (взрослому надо соответствовать своей роли лидера);
Всем, и детям в частности важна «референтная группа», т.е. значимые люди, помогающие оценить свои поступки, определить, что такое норма, разобраться в переживаниях и т.п. Иногда психолог берет на себя функцию референтной группы;
В том, что касается детей, нет пустяков и неважных событий, потому что ребенок еще мало что видел, и ему важно все, что происходит и все, к чему у него душа лежит. Родителям важно знать, что ребенок любит, к чему у него интерес.

Касательно проблем, про которые пишет Екатерина Мурашова: если вы думаете, что, прочитав главу про молчащего трехлетнего ребенка, вы узнаете, что делать, чтобы ваш заговорил, то нет. Во всяком случае, никакого чудодейственного способа автор не раскрывает. Обычные советы: обратиться к неврологу, логопеду, психологу. И так практически насчет всех прочих сложностей. Главный совет: не запускайте, если сомневаетесь – запишитесь к психологу. К сожалению, прошло уже лет 20 с момента написания сего труда, а доступность детских психологов оставляет желать лучшего. Возможно, сейчас еще психологи по скайпу многих выручают. С другой стороны, немало же и шарлатанов так зарабатывает деньги на тех, кому нужна помощь настоящего специалиста.


Екатерина Мурашова. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей

Врачам и сотрудникам

детской поликлиники № 47

г. Санкт-Петербурга

с признательностью и уважением

Введение. Здоровье или болезнь?

Здравствуйте, уважаемые родители и воспитатели!

Для начала давайте познакомимся. Я - возрастной психолог. Еще 10–15 лет назад девять из десяти опрошенных людей уверенно путали психолога с психиатром. Теперь ситуация изменилась к лучшему. Психолог - это не врач. Он, как правило, не имеет полного медицинского образования, не ставит диагнозов и не прописывает лекарств. Психологи в основном работают с психически здоровыми людьми. С психически больными работают психиатры - врачи по основному образованию. Основные направления работы психолога - психологическое тестирование (не имеющее никакого отношения к тестам, публикуемым в популярных газетах и журналах), индивидуальное или семейное консультирование, индивидуальная, семейная или групповая психотерапия. Сегодня существует огромное количество тестов, методик и направлений психотерапии, которые психолог может использовать в своей работе. Понятно, что ни один психолог не использует их все. У каждого практикующего психолога или психотерапевта есть свой излюбленный набор методов, который он периодически обновляет или расширяет.

Вот уже несколько лет я работаю психологом-консультантом в обычной районной детской поликлинике. В основном я работаю с семьями. Чаще всего родители приводят старших дошкольников и младших школьников. У них много проблем, и о большинстве из них мы будем говорить в данной книге. Частенько приходят и подростки. Реже - сами, насмотревшись сериалов или действительно запутавшись в собственной жизни, чаще - на поводу у разгневанных или обескураженных поведением чада родителей. С некоторыми из них удается установить контакт, с некоторыми, к сожалению, - нет. Последние уходят навсегда, а первые забегают и потом, уже выйдя из возраста детской поликлиники, просовывают в дверь повзрослевшие лица, спрашивают лукаво:

А мне можно? Это ничего, что я к вам записалась?

Иногда основная работа происходит с родителями, и уже они, изменившись, влияют на поведение или даже здоровье детей.

Довольно часто на прием приглашается вся семья, и тогда это называется семейным консультированием или семейной психотерапией. Зачастую проблемы ребенка - это отражение проблем семьи в целом, и в этом случае справиться с ними удается только тогда, когда налажено конструктивное и прочное сотрудничество психолога и всех членов семьи.

Но кто бы и с чем бы ни приходил ко мне на прием, всегда все начинается с одного и того же вопроса:

Скажите, это нормально, если он (она, я, они и т. д.)?..

Продолжение может быть любым, и сам вопрос в такой именно форме может не прозвучать, но подразумевается он всегда. И это, простите за тавтологию, - нормально.

Потому что прежде чем искать причины, во что-то вмешиваться, что-то менять, убирать, добавлять или корректировать, необходимо выяснить, что перед нами: вариант возрастной нормы или действительно патологическое отклонение?

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера, и все это необходимо учитывать. Но существуют и некие общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно стабильных периодов. Общее число и точные сроки наступления этих кризисов по-разному описываются разными исследователями и зависят, главным образом, от того, на какую теорию личности этот исследователь опирается. Свою периодизацию развития человека выдвигали З. Фрейд (опора на психосексуальное развитие), В. Штерн (опора на биогенетические закономерности), отечественные исследователи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Существуют периодизации социального развития ребенка (А. В. Петровский), морального развития (Л. Кольберг), интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер). Одной из самых известных является психоаналитически ориентированная «теория психосоциальных кризисов» американского психолога Эрика Эриксона. Всего в жизни человека Эриксон выделяет восемь кризисов, из которых шесть приходятся на период от рождения человека до окончательного взросления. Другие психологи считают кризисы иначе, но в одном все сходятся: наиболее густая поросль кризисов - именно в районе детства и ранней юности. Потом вроде бы становится поспокойнее (хотя многие, разумеется, с этим не согласятся).

Здравствуйте, уважаемые родители и воспитатели!

Для начала давайте познакомимся. Я - возрастной психолог. Еще 10–15 лет назад девять из десяти опрошенных людей уверенно путали психолога с психиатром. Теперь ситуация изменилась к лучшему. Психолог - это не врач. Он, как правило, не имеет полного медицинского образования, не ставит диагнозов и не прописывает лекарств. Психологи в основном работают с психически здоровыми людьми. С психически больными работают психиатры - врачи по основному образованию. Основные направления работы психолога - психологическое тестирование (не имеющее никакого отношения к тестам, публикуемым в популярных газетах и журналах), индивидуальное или семейное консультирование, индивидуальная, семейная или групповая психотерапия. Сегодня существует огромное количество тестов, методик и направлений психотерапии, которые психолог может использовать в своей работе. Понятно, что ни один психолог не использует их все. У каждого практикующего психолога или психотерапевта есть свой излюбленный набор методов, который он периодически обновляет или расширяет.

Вот уже несколько лет я работаю психологом-консультантом в обычной районной детской поликлинике. В основном я работаю с семьями. Чаще всего родители приводят старших дошкольников и младших школьников. У них много проблем, и о большинстве из них мы будем говорить в данной книге. Частенько приходят и подростки. Реже - сами, насмотревшись сериалов или действительно запутавшись в собственной жизни, чаще - на поводу у разгневанных или обескураженных поведением чада родителей. С некоторыми из них удается установить контакт, с некоторыми, к сожалению, - нет. Последние уходят навсегда, а первые забегают и потом, уже выйдя из возраста детской поликлиники, просовывают в дверь повзрослевшие лица, спрашивают лукаво:

А мне можно? Это ничего, что я к вам записалась?

Иногда основная работа происходит с родителями, и уже они, изменившись, влияют на поведение или даже здоровье детей.

Довольно часто на прием приглашается вся семья, и тогда это называется семейным консультированием или семейной психотерапией. Зачастую проблемы ребенка - это отражение проблем семьи в целом, и в этом случае справиться с ними удается только тогда, когда налажено конструктивное и прочное сотрудничество психолога и всех членов семьи.

Но кто бы и с чем бы ни приходил ко мне на прием, всегда все начинается с одного и того же вопроса:

Скажите, это нормально, если он (она, я, они и т. д.)? …

Продолжение может быть любым, и сам вопрос в такой именно форме может не прозвучать, но подразумевается он всегда. И это, простите за тавтологию, - нормально.

Потому что прежде чем искать причины, во что-то вмешиваться, что-то менять, убирать, добавлять или корректировать, необходимо выяснить, что перед нами: вариант возрастной нормы или действительно патологическое отклонение?

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера, и все это необходимо учитывать. Но существуют и некие общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно стабильных периодов. Общее число и точные сроки наступления этих кризисов по-разному описываются разными исследователями и зависят, главным образом, от того, на какую теорию личности этот исследователь опирается. Свою периодизацию развития человека выдвигали З. Фрейд (опора на психосексуальное развитие), В. Штерн (опора на биогенетические закономерности), отечественные исследователи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Существуют периодизации социального развития ребенка (А. В. Петровский), морального развития (Л. Кольберг), интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер). Одной из самых известных является психоаналитически ориентированная «теория психосоциальных кризисов» американского психолога Эрика Эриксона. Всего в жизни человека Эриксон выделяет восемь кризисов, из которых шесть приходятся на период от рождения человека до окончательного взросления. Другие психологи считают кризисы иначе, но в одном все сходятся: наиболее густая поросль кризисов - именно в районе детства и ранней юности. Потом вроде бы становится поспокойнее (хотя многие, разумеется, с этим не согласятся).

Каждый кризис имеет какую-то свою цель и задачу. Каждый кризис должен быть успешно разрешен. Если этого не происходит, то развитие в той или иной мере нарушается. В период кризисов человек особенно уязвим для стрессов и негативных влияний. Именно в периоды кризисов люди чаще всего заболевают различными соматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Первый кризис, который переживает человек, - это, несомненно, рождение. Его основная задача - приспособление к окружающему миру.

Итак, где-то во второй половине первого года (и уж наверняка к его завершению) нормально развивающийся ребенок проявляет какие-то признаки страха и недоверия по отношению к незнакомым людям. Со знакомыми и родными он ведет себя спокойно и доверчиво.

Где-то около двух лет появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. «Он как будто меня испытывает!» - говорят мамы о таких детях. Действительно испытывает, ведь одна из задач данного кризиса - установление границ приемлемого поведения. Другая задача - завоевание физической автономии (знаменитое «Я сам!»).

В возрасте четырех-пяти лет большинство детей боятся крупных животных, необычных природных явлений, иногда нешуточно пугаются чужих или даже собственных фантазий («Это Бяка-закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала… Я ее боюсь!»).

Приблизительно в это же время - что-то вроде мировоззренческого кризиса. Ребенок впервые задумывается над основными вопросами бытия, часто задает вопросы типа: «Мама, а ты не умрешь?», «А я не умру?» и т. д. Этот кризис ни в коем случае не должен быть «проворонен» родителями, так как в этот период ребенку категорически необходима их поддержка.

Когда ребенок идет в школу, с ним может случиться, а может и не случиться кризис начала обучения в школе. Если уровень школьной зрелости ребенка (о его определении будет рассказано ниже) высокий или средне-высокий, то, как правило, никакого кризиса не происходит.

На этом череда кризисов, разумеется, не обрывается, но рассмотрение кризисов взрослой жизни не входит в нашу задачу и потому остается за рамками данной книги.

Итак, первое , о чем надо помнить родителю или воспитателю, - вариативность индивидуального возрастного психологического развития .

Второе - существование кризисных возрастных периодов , для каждого из которых характерны свои особенности.

И, наконец, третье : существуют симптомы, склонности и особенности поведения ребенка, которые должны насторожить внимательных родителей и привести их на консультацию к психологу .

Приведенный ниже список, разумеется, далеко не полон, но он поможет сориентироваться в проблеме. Посоветоваться со специалистом имеет смысл в том случае, если::

У ребенка имеются проблемы с наследственностью;

У ребенка имеется родовая травма или иной неврологический диагноз;

У ребенка постоянно нарушен сон, аппетит и режим дня;

Ребенок до года отстает больше чем на два месяца от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;

Приучение к чистоте вызывает упорное сопротивление; к трем годам ребенок все еще регулярно писает или какает в штанишки;

К двум годам речь ребенка состоит всего из нескольких слов; в три года ребенок не говорит предложениями;

Упрямство ребенка носит особенно «злостный» характер, доставляет серьезные неудобства и даже приносит прямой вред самому ребенку или окружающим;

Ребенок чрезмерно агрессивен, регулярно бьет детей, животных или родителей. На увещевания не реагирует;

У ребенка много страхов, он не спит по ночам, просыпается с криком, не остается один даже в светлой комнате;

Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет целый букет функциональных расстройств;

Внимательность ребенка, на ваш взгляд, оставляет желать много лучшего. Он чрезмерно расторможен, беспрестанно отвлекается, ничего не доделывает до конца;

Вам кажется, что другие дети намного умнее (или глупее) вашего ребенка. Может быть, он умственно отсталый (или вундеркинд)?

Учебные проблемы младшего школьника не спешат уменьшаться после усиленных занятий с ним;

У вашего ребенка нет ни друзей, ни постоянных приятелей;

В средней школе у ребенка нет абсолютно никаких увлечений или они меняются по несколько раз за месяц;

Постоянно происходят конфликты между ребенком и кем-то из членов семьи;

Вы абсолютно перестали понимать, что происходит с вашим сыном или дочерью. Его (ее) душа для вас - «черный ящик»;

В школе все жалуются на вашего ребенка. Вам кажется, что они несправедливы;

Ребенок часто уходит из дома и вы не знаете, где и с кем он проводит время;

Ребенок совершил один или больше поступков, которые принято называть асоциальными;

Ваш подросток совершенно запустил учебу. Похоже, его это совершенно не волнует;

Ваш сын или дочь неоднократно утверждали, что жизнь - нестоящая штука, или в пылу ссоры с вами угрожали покончить с собой;

Отношения между членами семьи настолько сложны и запутанны, что вы понимаете: это не может не отразиться на психике ребенка.

Иногда (в последние годы все чаще, так как психологическая грамотность населения медленно, но неуклонно растет) ко мне приходят родители, которые просто хотят побольше узнать о своем ребенке, о том, как правильно строить свои отношения с ним, как развивать его интеллект и эмоциональность. С такими родителями мы говорим и о ближайших возрастных кризисах, которые предстоят их ребенку, и о его личностных особенностях, и о том, к чему это может привести в дальнейшем, а также о том, как наиболее продуктивно использовать сильные стороны личности и интеллекта ребенка. Такое «профилактическое» направление работы представляется мне особенно перспективным, потому что известно, что любую проблему легче предупредить, чем потом с ней бороться.

Предлагаемая вам книга построена по очень простому принципу. В каждой главе обсуждается одна из проблем, типичных для определенного возраста (например, детские страхи или подростковый кризис). Начало и конец главы посвящены реальному случаю из практики автора. В начале - завязка, в конце - анализ проблемы конкретного ребенка или семьи, методы терапии, окончание истории. Середина главы посвящена научно-популярному изложению всего, что связано с данной проблемой. Опять же, с опорой на многочисленные примеры.

С уважением,
Екатерина Мурашова




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top