Хомская е. д.проблема факторов в нейропсихологии

Хомская е. д.проблема факторов в нейропсихологии
ХОМСКАЯ Евгения Давыдовна (1929 – 2004)

Род. и умерла в М.

Психолог, педагог, д. психол. н. (1971), засл. проф. МУ (1996). Отец – инженер в обл. авиации, один из создателей авиац. з-дов в М., Таганроге, Казани, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. Мать – из семьи священника. Окончив шк., Х. поступила на отд-е психологии и логики филос. ф-та МУ. Науч. рук. – А.Н.Соколов. После защиты дипломн. работы «Речь и мышление» (1952) Х. была приглашена А.Р.Лурией на работу в кач-ве лаборанта во вновь организуемой лаб. Ин-та дефектологии АПН РСФСР. С тех пор проблемы нейропсихологии стали главными в ее исследованиях. Х. принимала участие в науч. творчестве Лурии, под редакцией Х. выходили его книги.

В 1957 защитила канд. дисс. «Роль речи в компенсации нейродинамических нарушений условных двигательных реакций». После работы в Ин-те дефектологии и Санатории для детей с задержками развития сотрудничество Х. с Лурией продолжилось в МУ на каф. нейро- и патопсихологии, в основании кот. Х. приняла участие. Вела пед. и исслед. работу на ф-те психологии МУ в течение всей своей жизни. Читала на ф-те психологии МУ и др. вузов курсы лекций – «Основы нейропсихологии», «Психофизиология локальных поражений мозга», «Клиническая нейропсихология», «Патология эмоций», «Нейропсихология индивидуальных различий».

В 1960-е, когда Лурия заново открыл лаб. нейропсихологии в Ин-те нейрохирургии им. Бурденко, Х. и др. его сотрудники занялись эксперимент. изучением высш. психич. функций. До 1980-х возглавляла группу психофизиологов, собрала мат-л для докт. дисс.: «Лобные доли и процессы активации», в кот. были изложены результаты исследований функций лобных долей мозга методами ЭЭГ и показана роль лобных долей в произвольн. регуляции психич. функций. Ломоносовск. пр. (1972). Награжд. также бронзов. медалью ВДНХ (1973).

В 1974 заняла должность проф. кафедры нейро- и патопсихологии в МУ, с 1977 по 1981 была и. о. зав. клинич. каф. С 1972 по 1980 Х. возглавляла лаб. нейропсихологии Ин-та психологии АН СССР, где с группой сотрудников занималась нейропсихол. и психофизиол. анализом нарушений высш. психич. функций. Эти исследования отражены в монографии «Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе» (1981) и в сб. «Функциональные состояния мозга» (1975), «А.Р.Лурия и современная нейропсихология» (1982), «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга». После смерти Лурии Х. подготовила к печати его монографии «Язык и сознание» (1979) и «Этапы пройденного пути» (1980).

С 1999 Х. возглавляла каф. клинич. психологии Ин-та психоанализа. Она была чл. двух специализир. советов – при МУ и при Ин-те психиатрии Мин-ва здравоохранения РФ, чл. редколлегии ж-ла «Вестник МГУ. Серия "Психология"». Х. является автором перв. в стране учебника «Нейропсихология», выдержавшего три изд. (1987, 2002, 2003). Участница междунар. науч. орг-ций, являлась пред. программн. к-та Перв. Междунар. конф. памяти А.Р.Лурии, проходившей в М. в 1997, и сопред. междунар. президиума конф., посв. столетию со дня рождения Лурии (М., 2002).

Специфика науч. деят-сти Х. состояла в том, что ее исследования, затрагивая малоизв. области знания, давали толчок для их развернутого изучения. В частности, Х. основала нейропсихол. подход к изучению эмоций. В посл. гг. жизни разрабатывала проблему межполушарной орг-ции психич. процессов, занималась изучением нейропсихологии индивид. различий, исследовала возможности применения нейропсихол. методов при анализе пограничн. состояний (в т.ч. у людей с «чернобыльским синдромом»), разрабатывала новые методы анализа эмоцион. и познават. процессов с применением компьютерн. технологий.

Жила на ул. Панферова, 11. Похоронена на Донском кладб.

Соч.: Мозг и активация. М., 1972; Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе. М., 1981 (в соавт.); Мозг и эмоции. М., 1992 (в соавт.); Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М., 1995 (в соавт.).

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

4-е издание. — СПб.: Питер, 2005г. -496с., ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.Оглавление.
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение.
Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.
Теория системной динамической локализации высших психических функций.
Основные принципы строения мозга.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Нейропсихология и практика.
Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа.
Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Проблема высших психических функций в нейропсихологии.
Сенсорные и гностические зрительные расстройства.
Зрительные агнозии.
Общие принципы работы анализаторных систем.
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства.
Гностические зрительные расстройства.
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.
Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства.
Гностические кожно-кинестетические расстройства.
Сенсорные и гностические слуховые расстройства.
Слуховые агнозии.
Слуховой анализатор. Сенсорные слуховые расстройства.
Гностические слуховые расстройства.

Проблема апраксий.
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы.
Элементарные двигательные расстройства.
Нарушения произвольных движений и действий.
Нарушения произвольной регуляции высших психических.
функций и поведения в целом.
Нарушения речи при локальных поражениях мозга.
Проблема афазий.
Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
Проблема амнезий.
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческий анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии.
Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальныхпоражениях мозга.
Нейропсихологический подход к изучению нарушенийсознания при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологаческие синдромы при локальных поражениях мозга Глава.
Синдромный анализ нарушений высших психических.
функций.
Проблема факторов в нейропсихологии.
Нейропсихологические синдромы поражения корковых.
отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения глубоких.
подкорковых структур мозга.Приложения.
Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и.
эмоционально-личностной сферы.
Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина).
Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера— Ханина).
Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга).
Опросник для оценки эмоциональности как черты.

В работе с пациентами, перенёсшими инсульт, нередко приходится встречать проблемы не только двигательного характера. Порой пациенты с сохранными двигательными функциями восстанавливаются гораздо хуже прогнозируемых ожиданий.

В своих трудах, посвящённых уровням построения движений, Николай Александрович Бернштейн уделял огромное внимание аферентным связям в процессе двигательной деятельности человека и последний (пятый), описываемый им уровень носил название «Уровень высших психических функций». Описывая функции уровня, Бернштейн ссылался на не менее именитого учёного Александра Романовича Лурия.

А.Р. Лурия является основателем нейропсихологии – одним из направлений клинической психологии. В биографии учёного сотрудничество с ведущими специалистами школы психологии своего времени Выготским, Леонтьевым, Запорожцем, которые входили в так называемый «Круг Выготского» (группа состояла из учёных психологов, физиологов, неврологов, педагогов, психиатров и.т.д.). Подход Лурия был направлен на изучение патологических процессов со стороны высших психических функций, во многом определяя ход и стратегию дальнейшей реабилитации пациентов, имеющих такие нарушения. Подход получил мировое признание и широко применяется на сегодняшний день.

Автор учебника «Нейропсихология», Евгения Давыдовна Хомская,– ученица и продолжатель великого дела А.Р. Лурия, заслуженный профессор МГУ, доктор психологических наук, более 40 лет проработала в области клинической психологии.

Достоинства учебника Е.Д. Хомской «Нейропсихология».

Учебник содержит в себе информацию о ряде теоретических положений, анализе нарушения высших психических функций, а также описывает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. При этом автор не забывает ссылаться на произведения своего учителя А.Р. Лурия.

Кому будет полезен учебник «Нейропсихология»:

  • врачам неврологам / нейрофоизиологам /ординаторам / студентам медицинских ВУЗов – т.к. в книге содержится полезная информация как по теоретической, так и практической части анализа нарушения высших психических функций мозга человека;
  • клиническим психологам/психофизиологам – для пополнения знаний в практической деятельности;
  • специалистам по физической реабилитации – для расширения кругозора и понимания особенностей нейропсихологических симптомов у пациентов с повреждением головного мозга.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top