Индивидуальная программа реабилитации пациента инвалида. Что входит в программу реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации пациента инвалида. Что входит в программу реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис .

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА , касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР , то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы ;

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА , иначе ситуация с их разработкой не изменится.

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА , указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю , указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.

По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА , содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.

К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…

5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель . Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.

Отметим также нововведения в формах ИПРА.

1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными . Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.

2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни . Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.

Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:

1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью . Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом . Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;

2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства . Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;

3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.

3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений , занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.

4. Сокращен раздел , посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом . Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.

5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров , препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.

7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию» , в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения , если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.

8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования , что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.

9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей : раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида . Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ .

Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами , которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.

Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.

10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Формирование Индивидуальной программы реабилитации было и остаётся одним из самых актуальных вопросов для людей с инвалидностью. Сейчас инвалиду невозможно получить никаких реабилитационных услуг со стороны государства, если у него не заполнен этот документ. В предлагаемой брошюре мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с процессом формирования ИПР, со структурой карты Индивидуальной программы реабилитации и тем, что может в неё войти.

Введение
1. Что такое реабилитация инвалидов?
2. Что такое Индивидуальная программа реабилитации инвалида?
3. Зачем человеку с инвалидностью индивидуальная программа реабилитации?
4. Как происходит формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида?
5. Что может войти в индивидуальную программу реабилитации инвалида?
6. Как может поступить инвалид в случае противоречий с бюро медико-социальной экспертизы по поводу формирования ИПР?
7. Какова роль человека с инвалидностью при формированиидля него ИПР?
8. На какой срок разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации инвалида?
9. Кто и как будет реализовывать записанные в ИПР реабилитационные мероприятия и услуги?
10. Что будет после окончания срока действия ИПР?
Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования Индивидуальной программы реабилитации
Участники проекта "Создание модели трудоустройства инвалидов"

Введение

Формирование Индивидуальной программы реабилитации было и остаётся одним из самых актуальных вопросов для людей с инвалидностью. Сейчас инвалиду невозможно получить никаких реабилитационных услуг со стороны государства, если у него не заполнен этот документ. В предлагаемой брошюре мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с процессом формирования ИПР, со структурой карты Индивидуальной программы реабилитации и тем, что может в неё войти. Особое внимание уделено роли человека с инвалидностью при взаимодействии с сотрудниками службы медико-социальной экспертизы. Это очень важно для того, чтобы добиться максимально полноценного заполнения ИПР и в дальнейшем получить весь возможный комплекс реабилитационных услуг. Весь материал брошюры соответствует действующему российскому законодательству на 1 мая 2006 года.
Брошюра выпущена в рамках проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов", который реализуется с февраля 2005 года.
Целями проекта является пропаганда "равного", интегрированного подхода к трудоустройству инвалидов, а также мотивация самих инвалидов на получение достойной работы и повышение квалификации.
Организации - участники проекта:
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива", г. Москва
Самарская общественная организация инвалидов- колясочников "Ассоциация "Десница", г. Самара
Тольятинская городская общественная организация инвалидов "Центр независимой жизни", г. Тольятти
Ростовская городская общественная организация инвалидов "Феникс", г. Ростов-на-Дону
Выражаем благодарность Гвоздицких Анне, юристу АНО "Центр социально-трудовых прав", и Борисовой Яне, юристу РООИ "Перспектива", за помощь к подготовке материала к печати.
Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу

1. Что такое реабилитация инвалидов?

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или по возможности более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов пре-дусматривает использование инвалидами технических средств реа-билитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей ин-формацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов состоит из трёх реабилитационных программ: медицинской, профессиональной и социальной.
Медицинская реабилитация включает в себя комплекс мер, на-правленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью: терапевтические виды лечения, реконструктивные хирургические операции, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация включает в себя профессио-нальную ориентацию, профессиональное образование, профессио-нально-производственную адаптацию и трудоустройство инвалида.
Социальная реабилитация - это совокупность мер, которая должна позволить человеку с инвалидностью полноценно интегрироваться в общественную жизнь. Социальная реабилитация состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

2. Что такое Индивидуальная программа реабилитации инвалида?

Все люди, имеющие физические ограничения или ограничения по интеллектуальному развитию, несмотря на обобщающее название "инвалиды", совершенно естественно имеют разные возможности для ведения активной, независимой жизни. Невозможно сравнивать потребности инвалида на коляске и невидящего человека. И даже в рамках одного типа физических ограничений очень сильно различаются интересы, желания, потребности и жизненные устремления конкретных людей. Поэтому и возвращение каждого инвалида к полноценной жизни - это индивидуальный процесс. Для учёта всех особенностей реабилитации каждого инвалида и была задумана Индивидуальная Программа Реабилитации (ИПР).
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Он включает в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. А также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие либо сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

3. Зачем человеку с инвалидностью Индивидуальная программа реабилитации?

Без сформированной ИПР инвалид не может получать от государства никаких реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения. Также, без индивидуальной программы реабилитации человек с инвалидностью не сможет встать на учёт в службе занятости населения, как безработный гражданин, а значит - воспользоваться услугами по профессиональному обучению и получать пособие по безработице.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей- инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для обращения в федеральную государственную службу занятости населения за поиском подходящего места работы инвалид должен быть признан медико-социальной экспертизой "трудоспособным". Это отмечается установлением соответствующей степени ограничения способности к трудовой деятельности (СОСТД).
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможности выполнять работу по своей специальности;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень - неспособность или противопоказанность к трудовой деятельности.
Человеку с инвалидностью, при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности, СОСТД может не устанавливаться вовсе (своего рода "нулевая" степень).
Степень ограничения способности к трудовой деятельности также влияет на размер базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за отменённые льготы. Самые высокие социальные выплаты обеспечиваются при третьей СОСТД, а при "нулевой" степени их объём минимален.
Многие инвалиды не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности. В таком случае размер указанных ранее государственных выплат привязывается к группе инвалидности. При этом первая группа инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, вторая - ко второй, а третья группа инвалидности к первой степени. Но в случае, если человек обратится в службу медико-социальной экспертизы за пересмотром документации об его инвалидности или за формированием Индивидуальной программы реабилитации, ему будет присвоена степень ограничения способности к трудовой деятельности и в соответствии с ней пересмотрены указанные государственные социальные выплаты.
Для людей, которым инвалидность установлена бессрочно, это может стать непростой ситуацией. Например, инвалид первой группы сейчас получает максимальный размер социальных выплат и в то же время имеет право работать. При обращении в службу медико-социальной экспертизы за формированием Индивидуальной программы реабилитации ему обязательно установят степень ограничения способности к трудовой деятельности. И, если будет установлена третья СОСТД, то по существующим законодательным актам он будет признан "нетрудоспособным" гражданином. А если будет установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалид потеряет в размере базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за льготы (разница в выплатах может составить до 1500 рублей). Частично потери можно компенсировать, зарегистрировавшись в Центре занятости населения и получая пособие по безработице.

4. Как происходит формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида?

Сейчас формирование Индивидуальной программы реабилитации происходит автоматически при первичном или очередном осви-детельствовании на инвалидность в учреждении медико-социальной экспертизы. Если группа инвалидности установлена бессрочно, то необходимо обратиться в службу МСЭ с письменным заявлением о формировании ИПР.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В случае обжалования инвалидом решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, медико-социальная экспертиза может проводиться в главном бюро МСЭ региона или в федеральном бюро МСЭ.
При формировании Индивидуальной программы реабилитации проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно- профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол, который потом хранится в течение 10 лет.
Для заполнения раздела по медицинской реабилитации человека направляют на врачебное освидетельствование в местную поликлинику или, если нужно стационарное обследование, в больницу. При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке Индивидуальной программы реабилитации.
Сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации подписывается руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю). Если инвалид (или его законный представитель) не согласны с содержанием карты ИПР, то имеют право не подписывать документ. В таком случае, Индивидуальная программа реабилитации приобщается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

5. Что может войти в индивидуальную программу реабилитации инвалида?

Современная структура Индивидуальной программы реабилитации состоит из следующих мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и фак-торов, обуславливающих инвалидность:
Восстановительная терапия.
Вносится запись о конкретных видах восстановительной терапии, в которых нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Реконструктивная хирургия.
Вносится запись о конкретных видах реконструктивной хирургии, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Протезно-ортопедическая помощь.
Вносится запись о конкретных видах протезирования и ортези- рования, в которых нуждается инвалид согласно заключению феде-рального учреждения МСЭ.

Вносится запись о санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока са-наторного лечения, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства медицинской реабилитации.
Вносится запись о перечне технических средств медицинской ре-абилитации, в которых нуждается инвалид согласно заключению фе-дерального учреждения МСЭ.
Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида.

Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше)
Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда.
Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональная ориентация.
Вносится запись о видах профессиональной ориентации (про-фессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональное обучение (переобучение).
Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Содействие в трудоустройстве.
Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях со-действия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места для трудоустройства, в том числе, на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, професси-ональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.
Программа социальной реабилитации
Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Оказание юридической помощи.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности.
Вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приёмам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и др.), в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального уч-реждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Психологическая реабилитация.
Вносится запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Социокультурная реабилитация.
Вносится запись о потребности в информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации, оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства согласно заключению бюро федерального учреждения МСЭ.
Реабилитация средствами физической культуры и спорта.
Вносится запись о потребности в информировании и консультировании по вопросам физической культуры и спорта, обучению навыкам занятий физкультурой и спортом, оказании содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендациях о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта согласно заключению учреждения МСЭ.
Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет)
Получение дошкольного воспитания и обучения.
Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Получение общего образования.
Вносится запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное, общеобра-зовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребё-нок-инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Психолого-педагогическая коррекционная работа.
Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированно- сти высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для обучения.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребёнок-инвалид для обучения согласно заклю-чению учреждения федерального учреждения МСЭ.
Социально - педагогический патронаж семьи, имеющей ребён-ка-инвалида.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитацион-ных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмо-тренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
На данный момент Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предостав-ляемых инвалиду, выглядит следующим образом:
Реабилитационные мероприятия:
Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
Санаторно-курортное лечение.
Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Технические средства реабилитации:
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Протезы, в том числе, эндопротезы, и ортезы.
Ортопедическая обувь.
Противопролежневые матрацы и подушки.
Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
Специальная одежда.
Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения.
Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
Слуховые аппараты, в том числе, с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
Телефонные устройства с текстовым выходом.
Голосообразующие аппараты.
Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Абсорбирующее белье, памперсы.
Кресла-стулья с санитарным оснащением.
Услуги:
Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно- ортопедические изделия.
Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
Предоставление услуг по сурдопереводу.

6. Как может поступить инвалид в случае противоречий с бюро медико-социальной экспертизы по поводу формирования ИПР?

В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием сформированной Индивидуальной программы реаби-литации (например, не все нужные технические средства и реабили-тационные услуги были включены в ИПР) не надо её подписывать. В этом случае гражданин (его законный представитель) может обжаловать это решение в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившем медико-социальную экспертизу, либо в главном бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствую-щему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившем медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Какова роль человека с инвалидностью при формировании для него ИПР?

Сегодня формирование Индивидуальной программы реабилитации слишком сильно зависит от субъективных факторов, к которым, прежде всего, нужно отнести неоднозначность оценок критериев инвалидности и то, что многие спорные вопросы по трактовке потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации в правовом плане не отрегулированы. Почти всё отнесено к компетенции сотрудников службы медико-социальной экспертизы, а их квалификация и разное отношение к схожим проблемам ещё более создаёт возможность различных практических ситуаций.
И здесь настойчивость и правовая грамотность инвалида или его законного представителя являются очень важными и позволяют добиться того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всём дальнейшем реабилитационном процессе.
К сожалению, большинство людей с инвалидностью пассивно относятся к своей роли при формировании Индивидуальной программы реабилитации и чаще всего по истечении месячного срока они получают уже готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу результата, в виде неудовлетворяющей Вас ИПР, советуем активно включиться в этот процесс ещё на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно обозначить перед сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые Вам необходимы. Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений, которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения). В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Сотрудники медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в этом случае они будут спорить не с самим инвалидом (или его законным представителем), а с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.

8. На какой срок разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации инвалида?

Обязательный срок, на который разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации, в действующем законодательстве не определён. Обычно он привязывается к дате очередного переосвидетельствования на инвалидность и составляет для инвалидов первой группы два года, для инвалидов второй и третьей группы - один год, для категории ребёнок-инвалид - один или два года (или до достижения 18-тилетнего возраста). В любом случае, при формировании карты ИПР должен быть определён срок, на который она действует, и по истечении которого должно быть сделано письменное заключение с оценкой её результатов по всем сформированным реабилитационным программам.

9. Кто и как будет реализовывать записанные в ИПР реабилитационные мероприятия и услуги

Рядом с обозначенными в карте Индивидуальной программы реабилитации мероприятиями заполняются три графы о сроках выполнения, исполнителе и отметке о выполнении:
в графе "Срок исполнения" указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации согласно заключению федерального учреждения МСЭ;
в графе "Исполнитель" по соответствующим разделам запись об исполнителе реабилитационного мероприятия подписывается руководителем федерального учреждения МСЭ (исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации, территориального органа социальной защиты населения), указавшего исполнителя, и заверяется печатью;
в графе "Отметка о выполнении" по соответствующим разделам делается запись "выполнено" или "не выполнено" указанной в качестве исполнителя организацией независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется печатью.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла- коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Предусмотренные индивидуальными программами
реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации или услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.
Выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).
Отказ инвалида или лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием, рекомендованными индивидуальными программами реабилитации, а также приобретение им технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, не рекомендованных индивидуальными программами реабилитации, не дают инвалиду права на получение компенсации.

10. Что будет после окончания срока действия ИПР?

По окончанию срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой её результатов по всем сформированным реабилитационным программам, которое в карте Индивидуальной программы реабилитации выглядит следующим образом:
Оценка результатов медицинской реабилитации:
достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная), восстановлены нарушенные функции (полностью, частично), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов профессиональной реабилитации:
получена новая профессия, повышена квалификация, повышен уровень общего (профессионального) образования, подобрано подходящее рабочее место, создано специальное рабочее место, обеспечена занятость (полная, неполная), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов социальной реабилитации:
достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная), достигнута возможность самостоятельного проживания, обеспечена интеграция в семью и общество, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации:
восстановлена (компенсирована) мотивация к обучению, восстановлена (компенсирована) функция общения и контроля за своим поведением, восстановлена (компенсирована) мотивация к игровой (трудовой) деятельности; реализована возможность получения начального, среднего, высшего профессионального образования, получения профессии, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Особые отметки о реализации ИПР:
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий)
На основании заключения и оценки результатов реализованной ИПР составляется новая Индивидуальная программа реабилитации, которая должна позволить вывести реабилитационный процесс человека с инвалидностью на новый уровень.

Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования Индивидуальной программы реабилитации.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 г. N 643 "Об утверждении форм до-кументов о результатах установления федеральными государ-ственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
7. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (сокращенно — ИПР) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью (в том числе ребенка-инвалида). Разработкой занимаются специалисты во время медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья, а также ряда других факторов (психологических, профессионально-трудовых, социально-бытовых и прочих). Результаты ИПР утверждаются руководителем МСЭ.

Для чего нужна такая программа? Как ее получить? Что учесть при оформлении? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Назначение

В состав ИПР входит полный комплекс мероприятий, а также технических средств, используемых человеком для дальнейшей реабилитации. В программе указываются формы и виды процедур, требования к их выполнению и сроки.

В ИПР также включается направление на лечение, адаптацию в социальном обществе, профессиональное обучение и иные мероприятия. В комплексе такая методика обеспечивает прогресс реабилитационных процедур и повышает качество жизни пациента.

Цель оформления ИПР — помочь инвалиду восстановить здоровье при условии четкого следования программе. Она имеет рекомендательную форму, поэтому человек может отказаться от тех или иных мероприятий или вообще игнорировать установленные рекомендации.

Отказ инвалида или представителя ребенка-инвалида от ИПР (частично или полностью) освобождает составителей от ответственности за невыполнение рекомендаций. При этом человек теряет право на компенсацию расходов за самостоятельно купленные технические средства.

Вопрос финансирования

Проблема финансирования программ ИПР лежит на государственном или региональном бюджетах РФ. В первом случае деньги выделяются для покупки технических устройств и оплаты услуг, включенных в специальный государственный перечень. Остальные средства, не входящие в федеральный список и необходимые для проведения восстановительных мероприятий, финансируются из регионального бюджета.

При покупке технического или иного оборудования, предусмотренного программой ИПР за собственные деньги, инвалид вправе рассчитывать на компенсацию. Ее размер определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ.

Правила получения — инструкция

Для получения индивидуальной программы реабилитации выполняются следующие шаги:

  • Посещение местной поликлиники и обращение к профильному доктору (в зависимости от проблемы).
  • Получение справки (форма №088/у-06). Суть документа заключается в направлении инвалида на прохождение МСЭ (медико-социальной экспертизы уполномоченной организацией). На этом этапе важно контролировать состав реабилитационных мер (оговаривается в упомянутой выше справке).
  • Посещение филиала Главного бюро МСЭ по адресу проживания.

В процессе составления программы важно быть внимательным и обратить внимание на записи в ИПР. Важно, чтобы в нем были указаны следующие элементы — протез или отрез, купальный протез, костыли, трость, ортопедическая обувь, а также чехлы (на культю из х/б или полимерного материала). Перечень необходимых изделий зависит от проблемы. Главное, чтобы перечисленных средств было достаточно для прохождения восстановительных процедур.

Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.

Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.

Вопросы и ответы

При оформлении индивидуальной программы реабилитации у инвалидов (детей или взрослых), а также их представителей часто возникают вопросы по оформлению услуги. Рассмотрим их подробнее:

  1. Что делать в случае несогласия с рекомендациями ИПР? Человек вправе отказаться полностью или частично от указанных в программе мероприятий. Такой шаг влечет за собой ряд последствий — невозможность получения компенсации за технические средства и процедуры, предоставляемые бесплатно, а также отказ уполномоченных органов от ответственности.

При нежелании подписывать ИПР инвалид (его представитель) не получают карту (она подкрепляется к акту освидетельствования). В случае претензий к содержанию программы заинтересованное лицо вправе обратиться в ГБ МСЭ. Главное бюро обязано в срок до 30 дней с момента обращения вынести решение по сделанным замечаниям.

  1. Бывают ли ситуации, когда человек имеет инвалидность, но никогда не получал ИПР? По законодательству инвалид (совершеннолетний или ребенок) получает справку. В документе подтверждается факт наличия инвалидности, указывается группа и индивидуальная реабилитационная программа. ИПР может отсутствовать в случае, если человек от нее отказался или не нуждался в прохождении процедур. В такой ситуации процесс создания ИПР производится с учетом действующего порядка. Это значит, что для получения программы обязательно направление на МСЭ, выданной органом соцзащиты или ЛПУ.
  2. Как поступить в случае утери ИПР? Бывают ситуации, когда человек не может найти программу, необходимую для прохождения реабилитационных процедур. В этом случае нужно обратиться в бюро МСЭ, выдавшее документ, и попросить выдать копию бумаги.

Индивидуальную программу реабилитации нельзя недооценивать. Ее преимущества заключаются в подробном описании необходимых процедур и технических средств, используемых для восстановления. Дополнительный плюс — возможность экономии на покупке дорогостоящих изделий или услуг, необходимых для улучшения самочувствия, качества жизни, а, возможно, и полного восстановления.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это совокупность мероприятий, разработанный бюро МСЭ на основании предоставленного пакета документов, об организации социально-медицинских мероприятий, действие которых направлено на восстановление здоровья гражданина и обеспечение его всеми средствами реабилитации и восстановления, для того чтобы инвалид мог вести разносторонний образ жизни.

Карта ИПР разрабатывается специалистами бюро медико — социальной экспертизы и включает в себя несколько блоков. Карта содержит в себе полную информацию о лице, на которое она выписывается. Это некое подобие анкеты, в которой прописана общая информация об инвалиде также уровень его образования и профессиональная деятельность, сведения о группе инвалидности и о возможности дальнейшего осуществления трудовой деятельности.

Карта реабилитации состоит из следующих разделов:

  • Меры медицинской реабилитации.
  • Меры социальной реабилитации.
  • Реабилитация профессиональной деятельности.
  • Психолого-педагогическая реабилитация необходимая детям.
  • Медицинская реабилитация – это совокупность мер, помогающих восстановить и укрепить здоровье инвалида, она включает в себя следующие аспекты:
  • Терапия, направленная на восстановление здоровья.
  • Необходимые хирургические операции.
  • Проведение мероприятий по протезированию.
  • Обеспечение тех. средствами.
  • Направление на льготное лечение в санаторий ().

Социальная реабилитация – это совокупность мер государственной социальной поддержки. Она включает в себя:

  • Предоставление всей необходимой информации по вопросам реабилитации ().
  • Помощь в юридической сфере.
  • Патронаж семьи, где проживает инвалид.
    Мероприятия по адаптации инвалида к новым жизненным обстоятельствам.
  • Обеспечение тех. средствами реабилитации.
  • Психологическая помощь.
  • Социально-культурная реабилитация.
  • Физкультурно-спортивная реабилитация.

Профессиональная реабилитация – ее действия направлены на создание условий, способствующих осуществлению рабочей деятельности инвалидом. Она предусматривает:

  • Разъяснения о возможных и невозможных условиях труда.
  • Проф. ориентация и проф. обучение.
  • Содействие в устройстве на работу.
  • Обеспечение техническими средствами реабилитации, которые необходимы для осуществления рабочей деятельности.

Психолого – педагогическая реабилитация детей включает в себя:

  • Возможность посещения детских садов.
  • Возможность получения общего образования.
  • Проведение психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Обеспечение тех. средствами реабилитации для учебы.

Каждый раздел карты ИПР состоит из двух частей. Первая включает в себя лист назначений, а вторая лист исполнения реабилитационных мероприятий.
Карта ИПР разрабатывается на основании справки об инвалидности, которую выдает бюро МСЭ (). Направляет туда инвалида, как правило, врач из поликлиники по месту жительства. Орган, который осуществляет контроль над БМСЭ – это министерство здравоохранения.

Карта ИПР разрабатывается и заполняется специалистом в течение месяца со дня получения инвалидности. Никаких заявлений писать для этого не нужно. Но сейчас, к сожалению, иногда из-за бюрократических проволочек, инвалиды вынуждены обращаться за направлением в МСЭ к своему лечащему врачу и нести в бюро заявление о заполнении карты ИПР.


После того как карта будет готова, инвалида с ней должны ознакомить, и он расписывается в каждой заполненной графе о своем согласии или несогласии с назначениями. Свои претензии гражданин может обжаловать в главное региональное бюро МСЭ. Заявление с копией карты ИПР рассматривают, и на основании беседы и документов выносится решение об изменении или нет назначений. Оформление карты ИПР является важным этапом в восстановлении здоровья и обеспечения комфортных условий жизни для инвалида.

Посмотрите интересное видео по теме :




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top