Интересная тема для выступления перед аудиторией. Тема: Публичное выступление

Интересная тема для выступления перед аудиторией. Тема: Публичное выступление

Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;

Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;

Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.

Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).

Ди скусс ия, а уди тория, о ратор, красноречие, э мо циональность, публи цистика.

Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?

Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).

III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).

Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).

О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)

Вопросы к тексту:

1) Назовите тему и основную мысль текста.

Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.

IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.

В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:

Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.

Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.

Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.

Мораль и нравственность - это этические категории.

Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.

V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.

Задание для первой группы

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).

B. Прочитайте текст.

Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете - значит, не нашли себя.

Д.С. Лихачев.

Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.
  2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
  3. Подготовьте сообщение: “Тема выступления - тезисы”.

Задания для второй группы

A. Выполните следующие задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте:
  3. - (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;

    - (синим цветом) причину.

  4. Подготовьте краткое сообщение по теме: “Советы начинающему оратору” (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
  5. Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

    Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.

    Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.

    Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.

B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
  2. Составьте и запишите план этого отрывка.
  3. Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии".
  4. Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления.

Задание для третьей группы.

A. Выполните следующие задания.

  1. Внимательно прочитайте темы публичных выступлений.
  2. Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт.
  3. Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме.
  4. Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы.

Темы для публичного выступления

1. Доброта делает человека красивым.

2. О любви к "братьям нашим меньшим".

3. Быть порядочным хорошо или плохо?

4. Умеем ли мы дружить?

5. Чем опасен равнодушный человек?

6. О человеческой жадности.

7. О необходимости уважительного отношения к людям.

8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

9. Хорошо ли быть богатым?

10. Качества, которые я ценю в человеке.

Варианты вступления

б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..

в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …

VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.

1. Соответствует ли содержание теме выступления?

2. Логично ли высказывание?

4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?

5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?

6. Общая оценка выступления.

VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).

Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.

Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.

Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).

Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.

Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?

Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.

Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.

Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.

Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.

А теперь можешь приступать к работе. Успехов!

Вряд ли кто-то не понимает, чем отличается публичное выступление от любого другого речевого акта: конечно, выступление перед публикой, какой бы она ни была, — это монолог, устный монолог, цель которого – тем или образом воздействовать на публику. И хотя есть классическая схема ораторского искусства, состоящая из нескольких этапов, но креативное решение такого выступления всегда очень действенно.

Пример Кони

Так, например, один из основателей русской адвокатуры, А.Ф. Кони, однажды защищал в суде инвалида-горбуна, который нанес тяжкое телесное повреждение своему соседу, который изо дня в день в течение многих лет обзывал его уродцем, когда инвалид проходил мимо его дома. Подсудимый, никогда не отвечавший на обиду, однажды вдруг не выдержал, схватил камень и кинул в своего обидчика, проломив ему голову. И вот на суде А.Ф. Кони продумал оригинальное публичное выступление. Он встал и обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» — и замолчал. Выждав паузу, он повторил свою реплику и снова замолчал. Потом еще раз также. Заседатели нервно зашептались, а после четвертого такого обращения закричали на А.Ф. Кони: «Вы что, издеваетесь над нами?» Тогда Кони сказал: «Я обратился к вам вежливо всего 4 раза, и вы уже занервничали. А что должен был чувствовать мой подзащитный, изо дня в день многие годы выслушивающий оскорбления?» Инвалида оправдали. Публичное выступление А.Ф. Кони достигло своей цели.

Именно поэтому на первом – докоммуникативном – этапе выступления надо продумать его цель и четко понять его тему. А.Ф. Кони знал, чего он хочет добиться, так как далее алгоритм его подготовки был очевиден: оценить характер аудитории и обстановку, а потом уже приступать к самому тексту.

Текст, как и в случае с Кони, должен быть лаконичным и ярким. Это невозможно сделать без ясного понимания оратором того, какой цели он хочет добиться. Так, незадолго до нашествия Наполеона Александр I принимал у себя французских дипломатов, уже понимая, что войны не избежать. Император четко понимал цель своей речи: надо донести до французов бессмысленность затеи Наполеона, ее обреченность. Его речь была великолепна по своей краткости и яркости воздействия: «Вот маленькая Европа, — сказал он, подходя к висевшей на стене карте, — а вот большая Россия, — он сделал пару шагов, чтобы рука коснулась Дальнего Востока. – Вам в случае неудачи можно отступать только до Парижа, а я могу отступать хоть до Камчатки! И при этом каждая пядь этой земли будет вам враждебна, ни одна баба борьбы не прекратит. Россия может проиграть отдельные сражения, но побежденной России никогда не бывать». Послы и дипломаты ушли потрясенные.

Чем точнее и выразительнее речь, тем большей подготовки она требует. И дело не только в речевом ее оформлении: надо оценить состав аудитории, суметь поставить себя на место будущих слушателей. И даже если аудитория неоднородна, надо продумать речь так, чтобы никто не скучал, чтобы цель выступления была достигнута по отношению ко всем.

Случай в Лондоне

Например, в 1777 году в Лондоне на открытом судебном процессе разбирали дело врача, который, вопреки запрету Католической церкви сделал операцию кесарево сечение многодетной матери, которая не могла разродиться десятым ребенком и умирала. Адвокат поставил цель не только защитить своего клиента, но и обратить внимание общества на то, что церковь не должна вмешиваться в такие дела. Он знал, что публика будет самая разношерстная, поэтому решил сказать о том, что понятно всем, независимо от сословия и образованности, — о праве детей иметь мать. «Господа, — обратился он к судьям, к присяжным и к публике. – Да, мой подзащитный нарушил запрет церкви. Но разве было бы лучше Богу и церкви, если бы женщина умерла, а девять детей остались бы голодными сиротами?» — и сел, давая понять, что закончил короткую речь. И достиг цели!

Павел Власов

Публичное выступление, грамотно выстроенное, тщательно подготовленное, может сильно повлиять на общественное мировоззрение и дать результаты, о которых сам автор-оратор и не предполагал. Так, например, в романе А.М. Горького «Мать» Павел Власов, арестованный по политической статье, отказался совершить побег, подготовленный его товарищами, чтобы на суде сказать речь! И он ее мучительно продумывал. Ему было все равно, какой приговор ему вынесут, но была цель – донести свою веру до большого числа людей. Если проанализировать его речь, то по ней можно учить ораторскому искусству.

Павел понимал, что речь будет в суде, поэтому он начал таким зачином: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…», — и одной этой фразой он сразу поставил себя выше обстоятельств и выше той власти, которая его судит. Он словно стал выше ростом – и зал замер. Его речь делится на четкие части, каждая из которых начинается словно рефреном: «Мы – социалисты…», «Мы – рабочие…», «Мы – революционеры…», и этот «рефрен» настолько усиливал эмоциональное напряжение, что «каждый чувствовал странную, увлекающую силу его веры», — пишет Горький.

В романе, незаслуженно забытом, дан прекрасный образец внутренней драматургии речи героя: Павел продумал не только зачин, но и завязку («Нас арестовали как бунтовщиков…»), и кульминацию («Как можно уничтожить рабочих – тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?…»), и развязку: речь Павла закончилась жизнеутверждающим «И это — будет!» — ничего не добавишь, все сказано, все понятно, все исчерпывающе. Построить такую речь – дорогого стоит.

Резюме

В публичном выступлении нет мелочей. Образовалась даже наука проксемика – наука о временной и пространственной организации общения. Даже постановка мебели (столы и стулья) играет большую роль, ведь можно встать так, что будешь себя чувствовать отделенным от аудитории; можно поставить стол и рассадить за него слушателей так, что создашь словно бы две конфронтационные стороны; можно создать с помощью мебели атмосферу конференции и т.д. Это недопустимо: современные тенденции развития публичных выступлений предполагают диалогичность.

Мы наблюдаем в СМИ публичные выступления, основанные на споре, включающие части интервью, дискуссии, полемику… Это вполне в духе античных традиций! Диалогичность выступления очень важна для адвокатов, торговых представителей, менеджеров среднего звена. Однако не надо думать, что это своеобразное ноу-хау!

В романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» сын мелкого купца просил у отца помощи в открытии своей лавки. Отец сказал, что если сын сможет убедить его товарища, очень скупого торговца, купить у них давно никому не нужную арфу, то тогда сын может рассчитывать на его помощь. И сын продумал свое «выступление», расположившись с арфой прямо на крыльце дома скупого торговца. Он заплатил найденной красивой девушке, умевшей играть на арфе, и когда торговец приехал к своему дому, это публичное выступление возымело успех: девушка так нежно играла, что «организатору» выступления не пришлось ничего говорить: сработал эффект неожиданности! — Арфа была куплена, а «продавцы» были приглашены в дом торговца. Так начался самостоятельный путь юноши…

Итак, организация публичного выступления – это дело, которому можно посвятить жизнь, постоянно совершенствуясь в таком сложном и нужном искусстве.

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

Что является главной причиной страха при публичном выступлении перед большой аудиторией? Как научиться произносить пламенные речи и перестать бояться выступать публично?

Здравствуйте, друзья! На связи Александр Бережнов и я рад видеть вас на страницах нашего блога!

Знаю, что уже заинтриговал вас таким заголовком и все это действительно будет в статье.

А как это относиться к публичным выступлениям ? – спросите вы.

Уверяю вас, все эти фишки имеют прямое отношение к преодолению страха публичных выступлений! Проверено моей 7-летней практикой.

Публичные выступления – интереснейшая тема! Заметьте, что статья называется не «Как научиться выступать публично за час (день, неделю)?», так как в действительности это невозможно, все это кропотливый и постепенный процесс. Кто в теме – подтвердит мои слова.

Если вы читали предыдущие статьи, то наверняка заметили, что все они имеют практическую направленность. Здесь я и мои друзья делимся своим опытом и обобщаем накопленные знания. Они получены в результате упорной и регулярной работы. И это не просто слова.

1. Мой опыт публичных выступлений

В 2010 году в городе Ставрополе мы с единомышленниками создали клуб «Харизматичный оратор» , в котором регулярно проводили занятия, приглашали интересных гостей (политиков, бизнесменов, актеров, телеведущих), выходили в «поля» и тренировались выступать публично, преодолевая свои страхи и комплексы.

Сегодня наш клуб перешел в новый формат и с коллегами мы также проводим тренинги по публичным выступлениям в молодежных учреждениях города Ставрополя и Ставропольского края. Все это делается на безвозмездной основе. Таким образом, каждый желающий может улучшить свои навыки ораторского мастерства.

Тема публичных выступлений мне очень близка. Со второго класса я стал выступать на сцене, занимался вокалом и хоровым пением, сольно выступал в городе Ставрополе и за его пределами в качестве исполнителя классических и патриотических песен.

Поэтому сегодня я не только не боюсь выступать, но и очень люблю это делать, обучаю этим навыкам других. Сам не раз выступал перед несколькими тысячами людей на городских и краевых мероприятиях, проводил массовые акции в качестве ведущего, был спикером на круглых столах различного уровня, проводил презентации проектов в разных городах, давал интервью на телевидении и радио.

Многие мои знакомые и друзья говорят:

«Его «хлебом не корми»» дай только выступить!»

Действительно, публичные выступления – это моя страсть! Я занимаюсь этим осознанно и регулярно уже 7 лет.

Эксперимент

Перед написанием статьи, я провел большой опрос среди своих друзей и знакомых (опросил около 50 человек). Среди опрошенных были люди как публичных, так и не публичных профессий.

Я задал им всего два вопроса:

  1. «Любите ли вы публично выступать? (да/нет) и почему?»
  2. «Чего боитесь, выступая публично?»

Выяснилось, что большинство людей действительно бояться выступать. Среди главных страхов мои знакомые выделили:

  • страх показаться нелепым перед аудиторией;
  • страх потери логики повествования;
  • боязнь подвести свой коллектив (в случае, если вы являетесь доверенным представителем такого коллектива);
  • страх «наговорить лишнего» от волнения.

В результате опроса я выяснил, что прослеживается прямая зависимость между размером аудитории, уровнем мероприятия и статусом присутствующих слушателей.

То есть, чем больше аудитория, солиднее мероприятие и выше статус гостей, тем сложнее выступать перед такой аудиторией.

Публичные выступления – это такое же искусство, как написание музыки, сочинение стихов, вырезание из дерева и т.д. Я бы даже сказал, что это сложнее приведенных примеров, так как в публичных выступлениях огромную роль играет психология, внутренний настрой и личность самого оратора.

Тема публичных выступлений очень обширна, она включает огромную теоретическую базу, посвященную позе оратора, внешнему виду, стилю подачи материала, искусству владения речью, мимике, жестам, умению удерживать внимание аудитории и так далее.

Я убежден, что всему этому можно научиться только в процессе регулярной практики.

А в статье речь пойдет именно о психологии публичных выступлений, а в частности о страхе, который возникает у многих людей в этот момент и о том, как его преодолеть.

2. Почему большинство людей испытывают непреодолимый страх при публичном выступлении? Главная причина

Итак, друзья, прежде чем заняться каким-либо делом, нужно обратиться к теории этого дела.

Для того, чтобы преодолеть страх при публичных выступлениях необходимо знать почему он возникает.

Страх – это защитная реакция организма, которая помогает нам избежать фатальных ошибок и угроз для жизни. Умеренный страх, а точнее легкое волнение – это полезная и нужная эмоция в момент нашего выступления. Он помогает нам лучше концентрироваться и не потерять ход мысли. Но чрезмерный страх до дрожи в коленях – это главный противник любого оратора!

2.1. Так что же является главной причиной страха при публичном выступлении?

Все дело в наших древних инстинктах.

Издревле люди все делали вместе, именно так было проще выживать. Вместе охотились и спасались от диких зверей. Вместе защищались от набегов других племен. То есть, отделяться от коллектива было не принято и даже опасно.

А любое публичное выступление – это в первую очередь выражение своей индивидуальности, чаще всего собственной точки зрения. Здесь просто необходимо выделяться из толпы и быть «не таким как все».

Большинству людей это очень трудно сделать.

3. Общественная установка «Будь как все! Не выделяйся!»

Еще с раннего детства нас учили быть послушными и смиренными, выполняя волю взрослых: родителей, воспитателей, педагогов.

Вспомните себя в детском садике… Это такое же режимное заведение, как школа, институт, армия и даже тюрьма. Здесь мы строем ходили на прогулку, на обед, посещали другие коллективные мероприятия. Еще бы, ведь человек – стадное животное и в одиночку чувствует себя некомфортно. А самое главное, что он может развиваться только в обществе.

Наверняка вы помните известную сказку про мальчика «Маугли», выросшего среди зверей. Но немногие знают, что таких примеров современное человечество знает десятки. Особенно это характерно для Индии. Там дети терялись в джунглях и воспитывались в звериных стаях. Волки и другие животные заменяли им родителей.

Даже после того, как их находили цивилизованные люди, такие дети уже никогда не могли стать людьми в современном понимании. Они не разговаривали, при этом выли на луну и бегали на четырех конечностях. Поэтому, многим из нас психологически очень сложно принять саму сущность публичных выступлений, особенно если мы воспитывались в среде «непубличных» людей.

Еще один интересный факт.

Ученые доказали, что в момент публичных выступлений у многих людей выделяется такое же количество адреналина, как и при прыжках с парашютом.

Было установлено, что страх публичных выступлений является вторым страхом после главного - страха смерти, а у некоторых даже стоит на первом месте!

3.1. Как же нам преодолеть этот древний инстинкт?

Друзья, проще всего это сделать, просто осознав, что современный мир изменился, появились новые «правила игры». Публичные выступления и само по себе лидерство как таковое, стало очень важным элементом современных людей. Особенно ярко эти качества проявляются у тех, кто имеет большие амбиции и хочет многого добиться в жизни.

Друзья, запомните!

Люди бояться выступать публично из-за страха критики, т.е. если вы боитесь публично выступать – это сигнал, эдакий маленький звоночек к тому, что вы сильно зависите от чужого мнения и у вас присутствует неуверенность в себе.

Это очень важно знать. Так как если мы хотим решить проблему, нам четко нужно понимать причину ее возникновения. Как врач, перед тем, как лечить пациента, направляет его на анализы или проводит соответствующие обследования, чтобы точно поставить диагноз.

Итак, мы установили, что страх публичных выступлений свойственен многим людям. Это факт!

А задумывались ли вы, что выступать публично очень полезно? Это тренирует вашу коммуникабельность, эрудицию, позволяет развить умение правильно формулировать мысли и делать их более последовательными.

Вы замечали, что многие профессиональные ораторы далеко не бедные люди и это тоже не случайно. Помните, мы провели параллель между страхом публичных выступлений и неуверенностью в себе. Я думаю, все понимают, для того, чтобы зарабатывать деньги нужно быть уверенным в себе человеком. Иначе ваш успех будет очень нестабилен.

Итак, дорогие читатели, мы подошли к самому главному!

4. Практические приемы и упражнения по преодолению страха публичных выступлений. «Быстрый» и «медленный» способы

Существует по большому счету всего два способа решения этой проблемы:

  1. Медленный;
  2. Относительно быстрый (стрессовый).

Пример

Научиться плавать можно медленно, то есть ходить в бассейн, заниматься с инструктором, надев специальный плавательный жилет. Тогда вы постепенно, за несколько недель научитесь плавать, и это не скажется на вашем эмоциональном состоянии.

Второй способ - быстрый, но довольно «стрессовый». Я думаю, вы уже догадались, что он предполагает.

Не умеющего плавать человека вывозят в лодке на середину озера и выбрасывают из нее. В данной ситуации «учителя» предполагают, что инстинкт самосохранения сразу же заставит беднягу действовать, и он научится плавать за пару минут.

Конечно, крайности не всегда хороши, но дозированное их использование явно помогает в жизни.

Как же такой пример можно спроецировать на преодоление страха публичных выступлений? – спросите вы. А вот это уже интересно.

Итак, переходим к практической части:

4.1. «Медленный способ»

Изложу его в трех основных принципах:

Принцип № 1. Знакомая аудитория и интересная тема

Предлагаю начать с малого. Именно так начинается все великое. Соберите у себя дома несколько своих друзей – единомышленников. Наверняка вы чем-либо увлекаетесь вместе. Будь то спорт, компьютерные игры или работа.

Договоритесь с ними, что в день встречи вы презентуете им очень интересную информацию. Подготовьтесь и сделайте это, как будто вы находитесь перед большим залом и на вас смотрят сотни людей. Выложитесь полностью, не давайте себе поблажек!

Я так тоже периодически тренируюсь. Это позволяет не терять форму. Когда на вас смотрят ваши друзья, знакомые или родственники, то бояться нечего, тем более, если вы выступаете на интересную для себя тему. В таком случае ваше выступление наверняка будет очень достойным.

Принцип №2. Не сравнивайте себя с другими, выработайте свою индивидуальность

Уверен, вы замечали, что каждый хороший оратор обладает собственной манерой выступления. Вспомните хотя бы наших российских артистов-комиков: Евгений Петросян, Владимир Винокур, Максим Галкин, Виктор Коклюшкин, Елена Воробей. Политиков: Владимир Путин, Владимир Жириновский. Телеведущих и актеров: Владимир Соловьев, Тина Канделаки, Владимир Познер.

Все они любимы зрителями, но у каждого свой неповторимый образ, который присущ только им, благодаря их харизме.

Найдите себя, свой неповторимый образ. В этом вам поможет взгляд ваших друзей со стороны. Спросите у них, в каком стиле у вас получается выступать лучше всего? Как они вас воспринимают? А на основе этого анализа и собственного ощущения выработайте свой стиль подачи публичной речи.

Принцип №3. Практикуйтесь!

Участвуйте в спектаклях, дискуссиях, проявляйте инициативу везде, где есть возможность выступить публично. Если есть время и желание – найдите единомышленников и создайте дискуссионный клуб. На первых порах его можно разместить у себя дома, а позднее перенести на базу вашей работы, учебы или общественной организации.

А теперь будем избавляться от страха стрессовыми методами…

4.2. «Быстрый способ»

Как я уже писал, есть определенные технологии, которые позволяют быстро избавиться от главной проблемы – критического восприятия окружающих. Для этого нужно поднять свою стрессоустойчивость через определенные упражнения.

Логика здесь очень проста: если вы сможете выдерживать сильную критическую оценку людей (обязательно незнакомых!), то уж публично выступать и не переживать по этому поводу сможете точно!

Поехали!

Упражнение №1. «Чистота – залог здоровья»

Вы одеваетесь в костюм уборщика (уборщицы), берете ведро с водой, тряпку и швабру, идете на ближайшую остановку общественного транспорта, желательно в выходной, чтобы в автобусах было меньше народа.

Затем заходите в автобус, и приговаривая: «Чистота – залог здоровья» , начинаете мыть его вашими принадлежностями. =) При этом беседуете с озадаченными пассажирами и водителем. Проехав 5-6 остановок, вы выходите, заплатив за проезд, и повторяете это упражнение еще 5 раз. Советую начинать такое упражнение не в одиночку, так как вам будет довольно неловко делать это одному.

Упражнение №2.

Наверняка летом на улицах вашего города можно найти точки по продаже мороженого. Обычно это холодильник, рядом с ним стоит зонтик от солнца и девушка (редко парень) продает мороженое. Ваша задача – подойти к девушке и предложить свою помощь в продаже ее мороженого. Расскажите немного о себе, скажите, что проходите тренинг и это часть вашего задания.

Сочините четверостишие о компании, которой принадлежит торговая точка, после этого начните зазывать с помощью него проходящий мимо народ.

Ваша главная задача – поднять продажи в момент ваших активных действий! Делайте это в течение 20 минут. Упражнение повторите за день 3 раза на разных точках.

Упражнение №3. «С соской в торговом центре»

Купите обычную соску для детей, возьмите ее в рот и пойдите на экскурсию в ближайший торговый центр. Также это может быть рынок или подобное людное место. Подходите к разным торговым точкам с видом интересующегося покупателя. Лучше всего, если при этом рядом будет еще несколько человек-прохожих. Постойте с соской во рту в очереди за продуктами. Когда настанет время покупать, посмотрите на продавца, не вынимая соску изо рта, сделайте заказ.

Сложите продукты в сумку и как ни в чем ни бывало отправьтесь дальше. Понаблюдайте за реакцией окружающих…

Упражнение №4.

Возьмите коробку из-под стирального порошка и пересыпьте его в другую емкость. Коробку тщательно очистите. После этого насыпьте в коробку сахарную пудру (измельченный сахарный песок), возьмите ложку и направьтесь в кафе. Лучше всего, если там будет много посетителей. Прямо при них достаньте коробку из-под стирального порошка с сахарной пудрой и начните его есть ложкой прямо на глазах у людей и персонала кафе.

Пройдитесь по заведению с демонстративным видом. Если вам будут задавать вопросы, отвечайте на них, а в конце ответа предлагайте попробовать ваш вкуснейший порошок.

Первые два упражнения я сам лично проходил, проходил и более жесткие, о которых писать не буду. Думаю, что смысл вы уловили.

На основе этих упражнений можно придумать еще очень многое. Все зависит от вашей фантазии и моральной готовности.

Скажу, что лучше всего чередовать эти способы.

То есть вы сначала устраиваете себе встряску, а затем несколько раз подряд выступаете публично, но уже обладая большей стрессоустойчивостью. Ваш уровень растет и как в компьютерных играх, начиная с первого уровня, в процессе получения опыта он увеличивается.

Я знаю, что многие скажут, а где же взять смелость для таких упражнений. Друзья, но вы же хотели быстро, а за все быстрое нужно чем-то платить, в данном случае стрессом. Но уверяю вас, что при этом с вами ничего плохого не произойдет, а панический страх при публичном выступлении превратится лишь в легкое волнение, которое только поможет вам.

Пожалуйста, примите участие в опросе:

5. Видео самого провального публичного выступления...

Напоследок представляю вашему вниманию видео с самым провальным публичным выступлением перед камерой. Я уверен, что вам понравится:)

Встречайте! Петр Полячкин - оратор 21 века! (4:34)

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top