ИПР - что это такое! Новый порядок разработки ипра: что изменилось? Порядок формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида.

ИПР - что это такое! Новый порядок разработки ипра: что изменилось? Порядок формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» была утверждена единая форма ИПР, которая включает следующие разделы:

Медицинская реабилитация;

Социальная реабилитация;

Профессиональная реабилитация;

Психолого-педагогическая реабилитация.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Медицинская реабилитация включает в себя:

1. Восстановительную терапию:

Механотерапия;

Физиотерапия;

Кинезотерапия;

Иглорефлексотерапия;

Грязе- и бальнеотерапия;

Традиционная терапия;

Трудотерапия;

Предоставление логопедической помощи и др.

2. Реконструктивную хирургию:

Методики косметологии;

Органо-защищающая и органовосстановливающая хирургия.

3. Протезно-ортоnедическую помощь, включающую предоставление протезов,

ортопедических и других вспомогательных средств, в том числе необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации:

Мочеприёмники;

Калоприёмники;

Слуховые аппараты;

Предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется

органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях - органами здравоохранения; работающих инвалидов - по месту работы из средств Фонда социального страхования.

6. Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида, куда вносится запись

«нуждается» или «не нуждается» согласно заключению бюро МСЭ. Патронаж заключается в регулярном посещении жилища семьи, имеющей инвалида, социальными работниками, оказании ими необходимой экономической, материально-бытовой помощи, а также совершении элементарных медицинских манипуляций, например, измерение давления, массаж и т. д.

Включает:

1. Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

2. Оказание юридической помощи.

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалидов.

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности:

При выполнении процедур личной гигиены;

Приспособления в одежде и обуви для самостоятельного облачения;

При приготовлении и употреблении пищи;

При уборке помещения, мойке посуды, стирке белья;

Навыки самообслуживания;

Навыки передвижения;

Навыки ориентации в среде обитания;

Навыки личной безопасности;

Навыки общения, в т. ч. с помощью технических средств;

Умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля, восстановление функций;

Помощь в создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;

Обучение приготовлению пищи (в т. ч. индивидуальной диете);

Обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

5. Потребность в технических средствах реабилитации:

Личные средства для передвижения (трости, костыли, коляски, автотранспорт и т. д.);

Технические средства и приспособления для самообслуживания;

Технические средства и приспособления для приготовления пищи;

Технические средства для обучения и трудовых занятий (специальная мебель, манипуляторы, приборы, оборудование);

6. Психологическая реабилитация, направленная на воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма, а также психотерапевтическая помощь, направленная на коррекцию отношений субъекта с окружением.

7. Социокультурная реабилитация:

Посещение друзей, родственников, знакомых, зрелищных учреждений и мест отдыха, учреждений культуры;

Обеспечение специальными устройствами для досуговых занятий (устройства для чтения, игровые компьютеры, специальные развивающие игры и пр.);

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта:

Занятия доступными видами спорта;

Оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями;

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. профессиональную ориентацию;

З. профессиональное обучение (переобучение);

4. содействие в трудоустройстве;

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Психолого-педагогическая реабилитация (заполняется на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), в который должны войти рекомендации по дошкольному, основному, полному общему и профессиональному образованию, по коррекционной работе.

Данный раздел включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения. Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения.

2. Получение общего образования. Указывается уровень (начальное, среднее), тип образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное) и формы обучения.

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа. Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции (коррекция речевых недостатков, эмоционально-волевых нарушений и др.).

4. Технические средства реабилитации для обучения. Указывается перечень технических средств реабилитации.

5. Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Ниже будет более подробно рассказано о том, как реализовать свое конституционное право на образование через механизм ИПР.

Любая реабилитационная программа содержит сведения об исполнителе реабилитационного мероприятия, сроке, в течении которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие, а также отметке о выполнении мероприятий.

По окончании срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой

ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам:

1. Оценка результатов медицинской реабилитации;

2. Оценка результатов профессиональной реабилитации;

3. Оценка результатов социальной реабилитации;

4. Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации;

5. Особые отметки о реализации ИПР.

Очень важным является вопрос о том, за какие реабилитационные услуги, технические средства реабилитации, положенные инвалиду в соответствии с ИПР, платит государство, и за какие сам инвалид. В ФЗ №181-ФЗ говорится: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Таким образом, ИПР может включать реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства реабилитации, которые предоставляются как за счет государства, так и оплачиваются самим инвалидом самостоятельно.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральные органы власти ограничивают свои обязательства, гарантируя инвалидам проведение только тех реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, которые предусмотрены Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р. Необходимо отметить, что перечень крайне скудный. Впечатление такое, что его составлял финансист, а не специалист, который знает, что необходимо людям с нарушениями физиологии. Утвержденные государством 26 позиций не способны удовлетворить потребности инвалидов. В нем представлены следующие позиции.

Реабилитационные мероприятия:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

9. Ортопедическая обувь.

10. Противопролежневые матрацы и подушки.

11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

12. Специальная одежда.

13. Специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения.

14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

19. Телефонные устройства с текстовым выходом.

21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

22. Абсорбирующее белье, памперсы.

23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.

26. Предоставление услуг по сурдопереводу.

В дополнение к Федеральному перечню Самарской областью был принят региональный перечень, вводящий еще 29 наименований технических средств реабилитации, которые может получить инвалид. Так, Постановлением Правительства Самарской области от 15 марта 2006 г. №24 был утвержден Перечень вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета.

Специальные средства для ухода, быта и досуга

1. Сиденье-надставка унитаза с фиксирующим приспособлением.

2. Надкроватный столик.

3. Изголовье регулируемое.

4. Приспособление для чистки и нарезания продуктов.

5. Специальные ложка, вилка, нож.

6. Специальная насадка на ложку, вилку, нож.

7. Средство для открывания банок и бутылок.

8. Специальный нескользящий коврик под посуду.

9. Набор посуды для слепых.

10. Специальная разделочная доска с фиксацией различных продуктов.

11. Сиденье для ванны (деревянное со спинкой (без спинки), мягкое со спинкой (без спинки), анатомической формы.

12. Стульчик для ванной.

13. Подставка к ванне.

14. Нитковдеватель, иглы.

15. Тканевая складная ванна-простыня.

Специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией

16. Грифель для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

17. Бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

18. Прибор для плоского письма.

19. Часы-будильник с синтезатором речи.

20. Часы с рельефным обозначением.

21. Телефонный аппарат с усилением звука.

22. Азбука разборная.

23. Диктофон для незрячих.

24. Калькулятор с синтезатором речи.

25. Магнитная доска для обмена информацией.

Специальные средства передвижения

26. Специальная доска для пересадки.

27. Подъемник (стационарный или передвижной).

28. Вертикализатор.

29. Ходунки.

Помимо собственно реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации, специалистами бюро напротив соответствующего реабилитационного мероприятия, услуг, технических средств реабилитации в графе «Исполнитель» должно быть указано конкретное учреждение, предприятие, организация, ответственные за исполнение соответствующего мероприятия, предоставление услуги или технического средства реабилитации. Вопрос об исполнителе является одним из ключевых моментов грамотного заполнения ИПР. Повторюсь: исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации, либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом.

Небезынтересным в практическом смысле является вопрос о том, могут ли негосударственные учреждения, предприятия, организации выступать в качестве исполнителей ИПР. Анализ законодательства и правоприменительной практики отстаивания прав инвалидов в судах свидетельствует о том, что ими могут выступать как государственные, так и негосударственные юридические лица.

Так, ст. 11 Закона говорит о том, что «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную инвалиду учреждениями МСЭ программу.

Однако на практике бюро МСЭ или другой орган в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации, и отказываются указывать в качестве исполнителей негосударственные организации.

При заполнении данной графы важно также обращать внимание на то, чтобы в качестве исполнителей указывать конкретные организации (скажем, муниципальное общеобразовательное учреждение №142, а не просто общеобразовательное учреждение). Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ИПР инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Как уже говорилось, ИПР составляется сроком на 1 год.

В заключении отмечу, что в целом формат карты ИПР соответствует современным представлениям о реабилитации инвалидов.

Хасикян К.Г.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

154395

Что такое ИПР

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР) должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Формат ИПР

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 N 12189), на сегодняшний день действует новая форма ИПР. Причем, хотелось бы отметить, что программы созданы для каждой возрастной категории свои.

ИПР инвалида и ребенка-инвалида созданы по общему принципу, но имеют отличия.

На первой странице имеются анкетные данные, группа инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности и причина инвалидности (в ИПР ребенка-инвалида имеется графа о фамилии, имени, отчестве и месте жительства законного представителя ребенка-инвалида), так же оформлено в виде таблицы наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности со степенью ограничения.

Следующие разделы общие:

  1. мероприятия медицинской реабилитации,
  2. мероприятия социальной реабилитации,
  3. технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.

Но имеются и отличия.

Так второй раздел в ИПР ребенка-инвалида содержит данные о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации, а в ИПР инвалида – мероприятия профессиональной реабилитации и рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Первый раздел – мероприятия медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация инвалидов – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановления нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Медицинская реабилитация включает:

  1. Реконструктивную хирургию.
  2. Восстановительную терапию.
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование.

Комплекс медицинской реабилитации составляют следующие меры, услуги, методы и средства:

  1. Медикаментозное лечение – фармакотерапия;
  2. Оперативное восстановительное лечение – реконструктивно-восстановительные операции (АКШ, трансплантация органов и т.д.);
  3. Физические методы лечения – физиотерапия, в том числе электролечение (электрофорез, электросон и т.д.), светолечение (УФО, инфракрасное лечение), водолечение – больнеотерапия (ванны, души ит.д.), теплолечение (парафино-, озокеритолечение), ингаляционная терапия (аэрозоль- и аэроионотерапия и т.д.), лазеротерапия, баротерапия, оксигенотерапия и т.д.;
  4. ЛФК – лечебная гимнастика, спортивные упражнения, ближний туризм и др.;
  5. Механотерапия;
  6. Массаж (сегментарный, точечный, вибромассаж и др.);
  7. Психотерапия;
  8. Диетотерапия;
  9. Традиционные и народные методы лечения (гомеотерапия, мануальная терапия, гомеопатия, фитотерапия и др.);
  10. Социально-психологические методы лечения (трудотерапия, терапия занятостью, терапия средой, восстановительная терапия речи);
  11. Протезно-ортопедическая помощь – специализированный вид медико-технической помощи, включающий в себя комплекс восстановительного, консервативного и хирургического лечения, снабжение больных и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и обучение пользованию ими.
  12. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации и обучение инвалидов пользования ими.

Второй раздел – мероприятия социальной реабилитации

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса инвалида (по восстановлению навыков самообслуживания, бытовой деятельности и т.д.) решаются разными мерами, услугами и средствами. К ним относятся:

  1. Социальная диагностика;
  2. Консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации;
  3. Социальная ориентация (социально-бытовая, социально-средовая и др.);
  4. Обучение инвалида основным социальным навыкам (личная гигиена, самообслуживания, передвижения);
  5. Социальный тренинг;
  6. Обеспечение технических средств помощи;
  7. Обучение инвалидов пользованию технических средств помощи;
  8. Приспособление жилых помещений и жилой обстановки к потребностям инвалида;
  9. Социально-психологическая помощь и поддержка;
  10. Обучение навыкам организации и проведения отдыха, досуга, занятий спортом и другими видами рекреационной деятельности;
  11. Правовая помощь и др.

Третий раздел – мероприятия профессиональной реабилитации (для инвалидов старше 18 лет)

Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Система мер профессиональной реабилитации включает в себя:

  1. Профессиональная ориентация.
  2. Подготовку инвалида к профессиональному труду;
  3. Подготовку производства к использованию труда инвалидов;
  4. Мероприятия по обеспечению занятости (трудовой интеграции) инвалидов;
  5. Динамическое наблюдение и контроль над рациональностью трудоустройства, а также определения успешности социально-трудовой адаптации инвалидов;
  6. Мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

Раздел - мероприятия психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

  1. получение дошкольного воспитания и обучения;
  2. получение общего образования;
  3. психолого-педагогическая коррекционная работа;
  4. получение профессионального обучения;
  5. технические средства реабилитации для обучения.

Последний раздел – технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)

Технические средства реабилитации – изделия, обеспечивающие устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушение6м здоровья со стойким расстройством функции организма.

Технические средства реабилитации по назначению классифицируются:

  1. Технические средства реабилитации для снятия, надевания одежды и обуви;
  2. Технические средства реабилитации для выполнения личной гигиены;
  3. Технические средства реабилитации для приготовления и приема пищи;
  4. Технические средства реабилитации для ориентации и передвижения;
  5. Технические средства реабилитации для коммуникации;
  6. Технические средства реабилитации для ведения домашнего хозяйства;
  7. Технические средства реабилитации для повседневной деятельности;
  8. Технические средства реабилитации для занятий физкультурой и спортом;
  9. Технические средства реабилитации для занятий рекреационной деятельностью;
  10. Функционально-эстетическая одежда
  11. Технические средства реабилитации – тифлотехнические средства для слепых и слабовидящих;
  12. Технические средства реабилитации – сурдотехнические средства для глухих, глухонемых и слабослышащих и др.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах выполнения проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Где заполняется ИПР

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Что дает инвалиду наличие ИПР

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР.

Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

Процедура заполнения карты ИПР

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 N 12189) ИПР должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений, несмотря на то, что сроки разработки ИПР законодательно не определены она разрабатывается, как правило, в течение месяца.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. ИПР инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

Инвалид должен расписаться в ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона.

К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду.

Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей.

Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР

Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

В соответствии с Законом “ ” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?

Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

Выбор исполнителя ИПР

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия.

Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например, при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган соц. защиты.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

A. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.

Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

B. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).

При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

C. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ , “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу.

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.

Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?

В Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” утверждается следующее: “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”.

Это означает, что если родитель ребенка-инвалида (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно.

Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования. Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг.

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования
(название города, района, области)

От _____________________,
проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

На основании ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ "__" ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп.

Приложения:
1. Копия карты ИПР.
2. Копии договоров об оказании услуг.
3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.

Дата Подпись

Оригиналы всех документов остаются у вас.

Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.

Законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и реализации ИПР

Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “ ” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 11.1. (Технические средства реабилитации инвалидов), ст. 17. (Обеспечение инвалидов жилой площадью), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 20. (Обеспечение занятости инвалидов), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 24 (Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов), и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

ФЗ даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. А все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде.

Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

Также, правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:

Правовой основой реализации ИПР кроме норм Закон о социальной защите инвалидов являются:

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"
  2. Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ, Минобразования РФ от 23.12.1996 N 21/417/515 "Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении".

Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:

  1. (ред. от 30.12.2008).
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) "О занятости населения в Российской Федерации".
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании".
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>.

После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.

Разъяснения по реализации

Индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов

(ИПРА)

Люльчук Н.И.

методист-дефектолог

отдел практической психологии

ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика»

Новый Уренгой

2016

Приказом Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г . утвержден новый порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида, ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Новая форма ИПРА предусматривает комплекс мер по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в разных сферах деятельности:

    в сфере социальной защиты населения

    в сфере охраны здоровья

    в сфере образования

    в области физической культуры и спорта и т.д.

В сфере образования наша задача, это психолого-педагогическая реабилитация и абилитация ребенка-инвалида.

Реабилитация, также как и абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, но реабилитация - это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация - развитие потенциальных возможностей детей. Таким образом, в сфере образования нас в большей мере будет касаться именно абилитация детей-инвалидов.

Для того, чтобы гарантировать обеспечение необходимой помощи каждому ребенку-инвалиду, чтобы ни один из них не выпал из поля зрения соответствующих потребностям ребенка-инвалида структур, с 01.01.2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н , который утверждает формы и порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, предписанных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

Это значит, что теперь при прохождении ребенком медико-социальной экспертизы (МСЭ) и установлении ему статуса «ребенок-инвалид» составляется Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), предписывающая обеспечение ему необходимых мероприятий психолого-педагогической реабилитации и абилитации:

Необходимость оказания психологической помощи в ОО (нуждается /не нуждается);

Необходимость оказания помощи в профориентации в ОО (нуждается /не нуждается).

Кроме того, указываются виды помощи, необходимые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению услуги. Например, помощь ребенку-инвалиду, нуждающемуся в кресле-коляске, сопровождение ребенка-инвалида, обеспечение допуска собаки-проводника, предоставление услуги с использованием жестового русского языка, обеспечение допуска сурдопереводчика, оказание помощи в уяснении порядка предоставления и получения образовательной услуги, в оформлении документов и иные виды помощи.

ИПРА из ФКУ ГБ МСЭ поступает в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), которое в свою очередь, в течение 3 дней направляет (на бумажном носителе) выписку из ИПРА в Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой. В течение 3-х рабочих дней Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой передает выписку в ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика» в отдел практической психологии, где выписка ИПРА регистрируется в журнале учета сведений по разработке и реализации перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий детей-инвалидов, далее в течение 10 рабочих дней со дня поступления выписки из департамента образования ЯНАО - ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика» отдел практической психологии разрабатывает и направляет на утверждение в Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой проект приказа с перечнем реабилитационных и абилитационных мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. В течение 3-х дней с даты утверждения приказ Департамента образования Администрации г. Новый Уренгой с приложением «Перечня психолого-педагогических мероприятий» направляет в конкретную образовательную организацию, которую посещает ребенок-инвалид и законному представителю ребенка-инвалида по месту жительства и вручает ему лично (под роспись).

Уведомление бюро МСЭ о выполненных (не выполненных) мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации и абилитации будет осуществляться в обратном порядке: образовательная организация – Департамент образования г. Новый Уренгой (ОПП) – департамент образования ЯНАО.

Эта работа будет осуществляться постоянно, круглогодично. Это еще раз подтверждает необходимость назначить в образовательной организации ответственного за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (завуч по инклюзии) , который будет осуществлять координацию деятельности всех участников образовательных отношений.

Каким образом будет осуществляться взаимодействие Департамента образования и подведомственных организаций?

Департамент образования г. Новый Уренгой:

Во-первых, направляет выписку в Отдел практической психологии, где осуществляется регистрация информации из выписок ИПРА.

Во-вторых, организует взаимодействие с родителями ребенка-инвалида.

В-третьих, организует взаимодействие с образовательными учреждениями и направляет Приказ + ИПРА для организации обучения (обучения и воспитания для ДОО) ребенка-инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, где кроме необходимых ребенку психолого-педагогических мероприятий будут указаны сроки их исполнения и срок предоставления отчета по результатам проведенных мероприятий.

По результатам этой работы Департамент образования г. Новый Уренгой (Отдел практической психологии, ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика») осуществляет контроль выполнения образовательной организацией предписанных рекомендаций.

В течение 60 дней с даты исполнения рекомендованных мероприятий, но не позднее 45дней до окончания срока действия ИПРА Департамент образования г. Новый Уренгой направляет в департамент образования ЯНАО отчет о реализации перечня психолого-педагогических мероприятий ИПРА.

Образовательная организация:

- назначает ответственное лицо за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (статус – не ниже Зам. директора по УВР/МВР );

- исполняет мероприятия по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида:

На каждого ребенка-инвалида создается дело, где хранятся все документы, касающиеся организации обучения ( выписка из ИПРА, заключение ПМПК, медицинские справки об организации обучения на дому, о наличии противопоказаний к тому или иному виду деятельности, индивидуальный учебный план, индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения, индивидуальное расписание, отказы родителей от предоставления тех или иных услуг и т.д. ). Необходимо обеспечить конфиденциальность вышеупомянутых документов в соответствии с законом о защите персональных данных, т.е. хранить только в сейфе, при обмене информацией пользоваться защищенными каналами связи или осуществлять передачу информации на бумажных носителях ;

- организует работу ПМП консилиума , который разрабатывает индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ (может включать диагностические процедуры, консультирование родителей, индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия коррекционно-развивающей направленности) ;

* при необходимости привлекает дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, рекомендованных ИПРА;

- обеспечивает выполнение и контроль мероприятий (документация ОО должна отражать выполнение предписанных ИПРА мероприятий:

коррекционный раздел основных образовательных программ,

адаптированные образовательные программы, учебные планы, в т.ч. индивидуальные, классный журнал, журналы проведения индивидуальных и групповых занятий;

журнал проведенных консультаций, индивидуальные планы сопровождения и пр.).

После оформления группы инвалидности нетрудоспособное лицо или его представитель получает на руки документ установленной формы, в котором перечислены основные рекомендации по проведению восстановительных мероприятий.

Ранее он назывался ИПР инвалида, или индивидуальная программа реабилитации, с 2016 года – ИПРА за счет добавления методов абилитации. Чтобы иметь полную информацию о своих правах и возможностях, граждане с ограниченными возможностями должны знать, как получить ИПР, что именно можно указать в его разделах, какой характер носят рекомендации.

Где и как получить индивидуальную программу

Для получения этого документа гражданин должен пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление в это учреждение заполняет лечащий врач с привлечением для консультации узких специалистов. При необходимости пациент может самостоятельно пройти необходимые обследования, чтобы получить более полные выписки о состоянии здоровья и заключения о нуждаемости в тех или иных мероприятиях и средствах реабилитации.

При освидетельствовании в МСЭ лицу сформируют индивидуальную программу и разъяснят, куда следует обращаться для ее выполнения. Подлинность документа подтверждает печать бюро, подпись председателя с расшифровкой. У гражданина уже может быть , установленная до 2005 года, когда на руки выдавали только розовую справку. Не стоит переживать, где взять ИПР. Для разработки программы следует обратиться к лечащему врачу и объяснить ситуацию.

Что надо знать об ИПР

Многие инвалиды не знают, что делать с полученной индивидуальной программой, складывают ее и убирают «в документы» до следующего переосвидетельствования. Так поступать не стоит. Разделы реабилитационной карты подробно отражают, что положено гражданину для наиболее эффективного восстановления после травмы или заболевания.

Инвалид получает программу на тот срок, на который ему оформлена инвалидность:

  • лица с 1 группой – на 2 года;
  • со 2 группой – на 1 год;
  • инвалиды 3 группы – на 1 год;
  • дети на 1,2 года, 5 лет или до совершеннолетия.

При установлении инвалидности без дальнейшего переосвидетельствования индивидуальную программу выписывают бессрочно. Однако пациенту с хроническим заболеванием можно внести изменения в этот документ. Это делают в следующих случаях:

  • при необходимости получения трудовых рекомендаций;
  • при улучшении состояния и коррекции программы;
  • при ухудшении здоровья и нуждаемости в других методах реабилитации;
  • при оформлении в дом-интернат.

Для внесения новых сведений пациента направляют на МСЭ повторно с пометкой «для коррекции/разработки ИПРА». Старая программа после выполнения приобщается к актам освидетельствования инвалида в следующем виде: первую страницу документа перечеркивают, в верхнем углу пишут «погашена»

В случае необходимости инвалид может самостоятельно обратиться за консультацией в МСЭ, фонд страхования, центр занятости или социальную защиту. Исполнение указанных в программе пунктов носит обязательный характер для организаций, занятых в сфере реабилитации пациента, – медицинских, учебных учреждений, центров занятости, социальной службы. Это означает, что при обращении с инвалидом должна быть проведена работа в полном объеме. Учреждение-исполнитель несет за это ответственность.

Заполнение и отправка отчетов о проведенных мероприятиях происходит за 2 месяца до окончания срока инвалидности или сразу после ее получения у лиц с группой без дальнейшего переосвидетельствования. Для самого инвалида индивидуальная программа содержит лишь рекомендации. Он может оформить письменный отказ от участия в реабилитационных мероприятиях в день освидетельствования в МСЭ.

Пример: инвалид вправе игнорировать индивидуальную программу, не являясь в больницу, центр занятости, к специалисту по социальной работе. Но тогда существующие проблемы останутся нерешенными. И в таком случае учреждения, ответственные за исполнение ИПР, освобождаются от своих обязанностей.

Разделы индивидуальной программы

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает список мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций организма. Абилитация – это помощь в выработке новых навыков и умений. При оформлении группы медико-социальная экспертиза (МСЭ) оценивает степень нарушения основных функций организма, таких как:

  • передвижение;
  • ориентация в пространстве;
  • самообслуживание;
  • контроль поведения;
  • общения;
  • труд;
  • обучение.

Затем эксперты оценивают степень выраженности каждого параметра. На основании полученных данных они разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на компенсацию. Выполнение рекомендаций помогает инвалиду восстановить здоровье, вернуться в социум, решить психологические проблемы.


Заполненный образец первого листа программы

Помощь нетрудоспособным лицам осуществляется в следующих направлениях:

  • медицинские методы реабилитации;
  • обеспечение техническими средствами;
  • помощь в обучении и трудоустройстве;
  • социальные методы реабилитации.

Медицинская реабилитация

В индивидуальной программе комиссия указывает, какую именно помощь должен получить инвалид в течение определенного срока. Сюда входит:

  • медицинская реабилитация;
  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Медицинская реабилитация – обеспечение лица лекарственными препаратами при сохранении права на их льготное получение, рекомендации по частоте плановых госпитализаций в течение года с указанием профиля стационара. Есть инвалиды, которые нуждаются в проведении дорогостоящих восстановительных операций, в том числе в установке эндопротезов. При оформлении соответствующего раздела ИПР они проходят это лечение бесплатно в специализированных центрах федерального значения по квотам.

Сюда входят:

  • пластические операции после ожогов;
  • эндохирургическое лечение коронарных сосудов;
  • операции и при травмах, и тяжелых врожденных патологиях глаз;
  • восстановление после рубцового изменения трахеи;
  • исправление дефектов лицевого черепа при травмах и врожденных аномалиях;
  • эндопротезирование суставов;
  • установка кохлеарных имплантов;
  • лечение врожденных пороков сердца;
  • трансплантация органов и тканей – почки, сердце, печень;
  • восстановительные операции, направленные на компенсацию дефекта после удаления злокачественных образований;
  • лечение патологии позвоночника с использованием трансплантантов;
  • поэтапное восстановление длины конечностей при аномалии развития, заболеваниях.

Для получения наилучшего результата проведение хирургического вмешательства рекомендовано в определенные сроки, у детей – в конкретные возрастные промежутки. При оформлении индивидуальной программы пациенту или его родственнику сообщают эту информацию. Это означает, что не следует тратить время на ожидание, когда же инвалида пригласят на операцию.


В этом разделе указаны основные виды деятельности с пометкой в бланке о нуждаемости или отсутствии необходимости в тех или иных мероприятиях

Количество льготных реконструктивных вмешательств или протезирований ограничено, если гражданин не проявит инициативу самостоятельно, то рискует ничего не получить. Следует как можно быстрее обратиться к лечащему врачу и уточнить порядок записи на лечение по квоте. Особенность финансирования заключается в том, что государство рассчитывает стоимость медицинской услуги и выделяет на регионы определенную сумму на год. После того, как пациенты «выберут» средства, провести операцию в текущем году не получится.

Ортезирование и протезирование

Существуют инвалиды с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, чье качество жизни зависит от получения неоперативной восстановительной помощи протезирования и ортезирования. По ИПР гражданин может получить любые виды протезов, исключая зубные.

Не все инвалиды знают, что при некоторых заболеваниях они имеют право на приобретение специальных приспособлений – ортезы, стельки, аппараты. Изготовление изделий происходит в специальных мастерских по индивидуальным параметрам пациента. Краткое описание приведено в таблице ниже.

Название Для чего применяют
Индивидуальные стельки Разгрузка свода стопы. Уменьшение ее деформаций. Нормализация мышечного тонуса.
Аппараты Шарнирные конструкции на конечности, сочетающие функцию опоры и движения. Помогают инвалидам вставать, ходить, предотвращают возникновение неподвижности в суставах (контрактур).
Корсеты Изделия помогают зафиксировать позвоночный столб в правильном положении, уменьшают его деформацию, изменяют конфигурацию грудной клетки. Рекомендованы после восстановительных операций, при ДЦП, сколиозе.
Туторы Изделия для фиксации конечностей в определенном положении. Помогают избежать контрактур, уменьшают мышечный тонус и помогают отдохнуть ногам.
Комбинированные конструкции Состоят из нескольких частей, например – для тела и конечностей.

Санаторно-курортное лечение в рамках ИПР

Для улучшения состояния здоровья некоторые нуждаются в регулярном санаторно-курортном лечении по профилю основного заболевания. В зависимости от наличия нужного санатория в области, где проживает пациент, его направят в учреждение местного или федерального значения. По ИПРА бесплатные направления получают лица, не отказавшиеся от пакета социальных услуг.

Уточнить, какие санатории входят в программу, можно в фонде социального страхования, у лечащего врача. В индивидуальной программе указаны организации, которые должны оказать медицинскую помощь инвалиду. После осуществления реабилитационных мероприятий они ставят свою отметку в графе с указанием сроков и подтверждают ее печатью учреждения.

Оснащение техническими средствами

Лица с ограниченными способностями также нуждаются в обеспечении приспособлениями и гигиеническими принадлежностями для компенсации временно нарушенных или утраченных функций. Перед направлением на МСЭ лечащий врач указывает все средства, необходимые пациенту для эффективной реабилитации.

При получении консультации по этому вопросу родственники или сам инвалид должны проявить инициативу и уточнить, все ли приспособления вписаны в документ. Это обусловлено тем, что МСЭ не станет выписывать какие-то средства сверх рекомендованных в посыльных документах. А чтобы оформить новую ИПР, придется потратить немало времени.

К техническим средствам реабилитации относят:

  • гигиенические изделия: подгузники и белье;
  • противопролежневые матрацы, подушки, валики;
  • костыли, ходунки;
  • кресла-каталки и коляски;
  • приспособления для душа, поручни;
  • трости, устройства для лиц со слабым зрением;
  • предоставление собаки-поводыря;
  • слуховые аппараты, часы, телефоны для людей с нарушениями слуха;
  • глюкометры, тонометры, термометры с голосовым выходом.

В индивидуальной программе реабилитации средства из этого раздела заносят в 2 таблицы: те, что получают бесплатно за счет государственного финансирования и те, что можно приобрести за счет организаций любых форм собственности. Организация, обеспечивающая лицо нужными приспособлениями, должна закрыть свою строку в таблице с датой, подписью и печатью.

Часто стандартный набор средств не покрывает потребности инвалида, подключение частных учреждений позволяет покупать нужные устройства, а затем получать компенсацию из ФСС в установленном объеме. Важно помнить, что гражданин имеет право не только на компенсацию за их приобретение, но и за ремонт, содержание и ветеринарные услуги при наличии собаки-поводыря.


Ортез могут выдать бесплатно, если данное техническое средство реабилитации входит в ИПРА

Наибольший перечень приспособлений получают маломобильные инвалиды 1 группы. При оформлении инвалидности бессрочно важно помнить, что гигиенические средства выписываются на 1 месяц, а остальные – на неопределенный срок. По мере износа изделия списывают и оформляют получение новых через МСЭ.

Обучение и профориентация

Этот раздел наиболее подробно заполняют при оформлении ИПР ребенка-инвалида. В него входят 3 пункта:

  • рекомендации по тому, в каких условиях должно обучаться лицо;
  • в какой психологической помощи нуждается инвалид по месту учебы;
  • профориентация.

Перед оформлением инвалидности дети с особенностями психического развития идут на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, в том числе и по обучению.

После оформления группы дошкольнику положено место в специализированном ДОУ (детском саду). В таких учреждениях собираются дети, имеющие заболевания определенного профиля. Цель такого направления – помещение ребенка в подготовленную среду, в которой он будет:

  • осваивать общение со сверстниками и взрослыми людьми;
  • обучаться по разработанной программе;
  • получать специализированную медицинскую и логопедическую помощь;
  • работать с психологом.

Такое направление реабилитации помогает семье ребенка-инвалида преодолеть социальную изоляцию. Развивающие занятия проводят обученные специалисты, которые могут уделить больше времени каждому малышу за счет небольшого количества воспитанников в группе. Нахождение в специализированном ДОУ помогает при подготовке к школе. Перед окончанием дети получают характеристики психолога, с которыми идут на ПМПК.

На основании заключения комиссии МСЭ заполняет ИПР, в котором указывает, возможно ли обучение ребенка; если да, то в каких условиях – в обычной или специализированной школе, определяет формат: посещение уроков с другими детьми, индивидуальная, дистанционная форма. При рекомендованных дистанционных занятиях ребенок-инвалид имеет право на бесплатное техническое обеспечение процесса обучения. Например, он может получить компьютер, доступ в интернет.

Для овладения начальными профессиональными навыками ребенок получает информацию о различных специальностях на уроках. Преодоление сложностей в общении со сверстниками, педагогами, предотвращение опасных тенденций в поведении возможно благодаря работе с психологами в школах. Эту информацию также отражают в ИПР при окончании отчетного периода.

Профессиональная реабилитация

  • профессиональная ориентация (в службы занятости);
  • получение рекомендаций по условиям, организационным моментам обучения;
  • помощь при трудоустройстве, в том числе на специально созданные места;
  • рекомендации по трудоустройству;
  • описание условий труда.

Получение грамотных назначений в этой области наиболее важно для подростков, молодых людей, инвалидов третьей группы. Именно для этих категорий граждан обучение новым профессиям будет наиболее ресурсным. МСЭ заполняет перечень специальностей, указывает условия обучения, контролирует исполнение рекомендаций. В реабилитационной карте подробно описывают требования к рабочему месту (например, высоту стола, наличие специального оборудования, ширину проходов), продолжительность смены.

Социальная реабилитация

Для обучения навыкам самообслуживания, проведения досуга, коррекции поведения и психологических проблем людям с ограниченными возможностями организуют комплексную социальную реабилитацию. В этом разделе ИПР МСЭ указывает нуждаемость инвалида в проведении следующих реабилитационных и абилитационных мероприятий:

  • социально-бытовые;
  • социально-психологические;
  • социокультурные;
  • социально-средовые.


В эту группу также входит реализация права инвалида на и получение полной информации о том, где и в каком объеме ему и его семье может быть оказана помощь

Индивидуальная программа инвалида – документ, разработанный в бюро МСЭ. В нем содержатся основные рекомендации по наименованиям, объему, срокам проведения восстановительных мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР) должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Программы созданы для каждой возрастной категории.

ИПР инвалида и ребенка-инвалида созданы по общему принципу, но имеют отличия.

На первой странице программы указываются - анкетные данные, группа инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности, причина инвалидности (в ИПР ребенка-инвалида имеется графа о фамилии, имени, отчестве и месте жительства законного представителя ребенка-инвалида), так же оформлено в виде таблицы наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности со степенью ограничения.

Следующие разделы общие:

1.мероприятия медицинской реабилитации,

2.мероприятия социальной реабилитации,

3.технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.

Отличия: Второй раздел в ИПР ребенка-инвалида содержит данные о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации, а в ИПР инвалида – мероприятия профессиональной реабилитации и рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Первый раздел – мероприятия медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация инвалидов – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановления нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель - устранение или ослабление последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Медицинская реабилитация включает:

1.Реконструктивную хирургию.

2.Восстановительную терапию.

3.Санаторно-курортное лечение.

4.Протезирование и ортезирование.

Комплекс медицинской реабилитации составляют следующие меры, услуги, методы и средства:

1.Медикаментозное лечение – фармакотерапия;

2.Оперативное восстановительное лечение – реконструктивно-восстановительные операции (АКШ, трансплантация органов и т.д.);

3.Физические методы лечения – физиотерапия, в том числе электролечение (электрофорез, электросон и т.д.), светолечение (УФО, инфракрасное лечение), водолечение – больнеотерапия (ванны, души ит.д.), теплолечение (парафино-, озокеритолечение), ингаляционная терапия (аэрозоль- и аэроионотерапия и т.д.), лазеротерапия, баротерапия, оксигенотерапия и т.д.;

4.ЛФК – лечебная гимнастика, спортивные упражнения, ближний туризм и др.;

5.Механотерапия;

6.Массаж (сегментарный, точечный, вибромассаж и др.);

7.Психотерапия;

8.Диетотерапия;

9.Традиционные и народные методы лечения (гомеотерапия, мануальная терапия, гомеопатия, фитотерапия и др.);

10.Социально-психологические методы лечения (трудотерапия, терапия занятостью, терапия средой, восстановительная терапия речи);

11.Протезно-ортопедическая помощь – специализированный вид медико-технической помощи, включающий в себя комплекс восстановительного, консервативного и хирургического лечения, снабжение больных и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и обучение пользованию ими.

12.Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации и обучение инвалидов пользования ими.

Второй раздел – мероприятия социальной реабилитации

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса инвалида (по восстановлению навыков самообслуживания, бытовой деятельности и т.д.) решаются разными мерами, услугами и средствами. К ним относятся:

Обучение инвалида основным социальным навыкам (личная гигиена, самообслуживания, передвижения); Обеспечение технических средств помощи; Обучение инвалидов пользованию технических средств помощи; Приспособление жилых помещений и жилой обстановки к потребностям инвалида;Социально-психологическая помощь и поддержка; Правовая помощь и др.

Третий раздел – мероприятия профессиональной реабилитации (для инвалидов старше 18 лет)

Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Система мер профессиональной реабилитации включает в себя:

Подготовку инвалида к профессиональному труду; Подготовку производства к использованию труда инвалидов; Мероприятия по обеспечению занятости (трудовой интеграции) инвалидов; Мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве. и т.д.

Раздел - мероприятия психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

получение дошкольного воспитания и обучения;

получение общего образования;

психолого-педагогическая коррекционная работа;

получение профессионального обучения;

технические средства реабилитации для обучения.

Последний раздел – технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)

Технические средства реабилитации – изделия, обеспечивающие устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушение6м здоровья со стойким расстройством функции организма.

Технические средства реабилитации по назначению классифицируются:

Технические средства реабилитации для снятия, надевания одежды и обуви; для выполнения личной гигиен,для приготовления и приема пищи; для ориентации и передвижения; для ведения домашнего хозяйства и т.д.

Функционально-эстетическая одежда

Технические средства реабилитации – тифлотехнические средства для слепых и слабовидящих;

Технические средства реабилитации – сурдотехнические средства для глухих, глухонемых и слабослышащих и др.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах выполнения проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

1. ИПР разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

2.Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро

Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top