Космические коты. Коты и космос Космические кошки

Космические коты. Коты и космос Космические кошки

Указом президента РФ 2011 год объявлен Годом российской космонавтики, а во всех программах ООН и ЮНЕСКО на 2011 год содержится празднование полета Юрия Гагарина. Это событие - 50-летие полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина,- станет самой важной датой 2011 года будет Юрий Гагарин - имя, которое знают во всех странах. Космонавтов в мире почти 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Юрий Алексеевич. А помогли человеку выйти в космос животные, которые летели первыми.

Почитать о животных-космонавтах можно здесь: Животные в космосе
- Страничка памяти про Лайку novareinna.com (eng)
- Полёты животных astronaut.ru


Всякий человек, хоть немного интересующийся историей освоения космоса, знает, что по «дороге в небо» перед человеком шагали его четвероногие друзья. И ныне, пожалуй, каждый россиянин сумеет вспомнить клички как минимум трех собак-космонавтов — Лайки, Белки и Стрелки, а человек, интересующийся космонавтикой более пристально, знает и клички шимпанзе, летавших в космос по программе NASA, а также о существовании более мелкой живности, шагнувшей в космос раньше человека: мышах, лягушках, ящерицах и иных представителях фауны. Впрочем, животные летают в космос и поныне. Мышь, две черепахи и несколько червей стали в феврале этого года первыми иранскими космонавтами. Однако редкий знаток истории пилотируемой космонавтики может сходу ответить на вопрос, были ли в космосе кошки. «Да, были» — таков будет правильный ответ. Вернее, «была», потому что этот случай был единственным. 18 октября 1963 года Франция запустила в околоземное пространство ракету с кошкой на борту.

Кошки живут рядом с человеком уже не первую тысячу лет. Но странное дело: когда в конце пятидесятых годов прошлого столетия отправка в космическое пространство живого существа перестала быть уделом писателей-фантастов, инженеры-ракетостроители и биологи как-то обошли своим вниманием хвостатых мурлык. Что послужило тому причиной: то ли горячая любовь ученых к кошкам и нежелание подвергать их риску, то ли, наоборот, некое иррациональное недоверие к ним?.. Факт в том, что представителей кошачьего племени не спешили обряжать в космические скафандры, хотя, казалось бы, кто-кто, а мурлыки имели все шансы стать космическими первопроходцами. Все говорило в их пользу: небольшие размеры и вес, умеренность в корме и воде и, конечно, вошедшая в поговорки живучесть этих животных. В свое время на это обращал внимание сам Циолковский. В своих работах «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и «Живые существа в космосе» основоположник космонавтики писал: «Животное (кот) состоит из твердых тел и жидких… и составлен из 29 известных элементов. Важное значение имеет мозг животного. Однако [излишнее] развитие [мозга] ведет к пессимизму, который убивает светлые надежды, устрашает и служит причиною нервных расстройств, болезни и ранней смерти. Для изучения межпланетного пространства привлекательно весьма использование котов, поскольку являются они животными веселыми и к пессимизму не склонными».

С такой рекомендацией веселые и не склонные к пессимизму кошки были просто обязаны занять лучшие места в кабинах космических кораблей. Но места им все не находилось. И справедливость восторжествовала только в 1963 году. Газеты и телевидение сообщили, что с исследовательского полигона Хаммагир в Алжире, который в то время был владением Франции, стартовала космическая ракета «Вероника-47» с черно-белым котом Феликсом. Вскоре хвостатого космонавта окрестили «астрокотом» и даже «первым в мире котом-космонавтом». Правда, строго говоря, полет не был космическим. Ракета предназначалась для так называемого вертикального пуска - капсула взлетала в космическое пространство на высоту около 200 километров, но не делала оборот вокруг Земли, а падала обратно и приземлялась на парашюте недалеко от места запуска.

Кот Феликс

А позже выяснилась и еще одна невероятная подробность этого полета. Оказывается, что Феликс… никуда не летал. Да, этого четвероногого героя, подобранного маленьким котенком на улице Парижа, в самом деле долгое время готовили к полету, но накануне старта он ухитрился сбежать с космодрома. Ученые оказались перед выбором: либо отменять дорогостоящий эксперимент, либо срочно искать замену. Они избрали второй путь, и в капсуле ракеты оказалась обыкновенная беспородная кошка, которая давно жила на космодроме, но ни о каких полетах не помышляла. Ее звали Фелисетт. История не донесла до нас точной информации, звали ли ее так всегда или кличку ей придумали перед самым стартом, чтобы хоть как-то замаскировать неприятность с трусоватым Феликсом.

Кошка Фелисетт

Полет продолжался всего четверть часа и закончился успешно. К сожалению, о ее жизни после знаменательного полета и мягкой посадки ничего не известно, так как с космодрома она сбежала. С уверенностью можно сказать лишь то, что Фелисетт до сих пор является единственной кошкой, которой довелось побывать в околоземном пространстве.

Незапланированная замена «экипажа» «Вероники-47» породила путаницу, которая дает о себе знать до сих пор. В одних источниках говорится, что в космосе побывал Феликс, в других - Фелисетт. Мордочки хвостатых космонавтов иногда появляются на почтовых марках, но и здесь не обходится без неточностей. Так, на одной из них изображена полосатая Фелисетт, хотя подпись гласит, что это кот Феликс, который был черно-белым. Словом, даже такую однозначную и хорошо документированную вещь, как запуск космического аппарата, кошки ухитрились запутать до полной неразберихи. Едва ли их волновала эта чехарда. Тем более что и Феликс, и Фелисетт вовсе не рвались в небо. Что там делать воспитанной кошке? В космосе темно, пусто, а главное, нет никого, на чьих коленях можно полежать, распевая уютные мурлыкающие песенки.

1. 1992 год, почтовая марка Коморских островов, возможно изображение Фелисетт.
2. Серийная марка Чада, изображены Лайка и Фелисетт.

3. Конверт к 10-летию кошачьих космических полетов.

Отчет о двух полетах. Третий этап. 1963 год. Подопытное животное - кошка

На третьем этапе также состоялось два парных запуска с использованием ракеты Veronique. Отличие от предыдущих этапов состояло в выборе объектов исследования. На этот раз ими стали обычные кошки. Программа нейрофизиологических исследований была существенно расширена. В мозг животного вживлялись электроды, по которым шла запись информации с левой соматосенсорной и ассоциативной зоны коры головного мозга, с гиппокампа (центральная структура лимбической системы) и со среднемозговой зоны.

Первый старт состоялся 18 октября 1963 года в 8 часов 9 минут. Высота полёта составила 155 км. Состояние невесомости было успешно продолжалось 302 секунды (5 минут 2 секунды). Во время этапа торможения перегрузки хаотичным образом менялись от плюс 4 до минус 4 единиц. В момент выхода основного парашюта перегрузка составила 7 единиц. Служба поиска и спасения сработала очень оперативно, и животное - кошка Фелисетта (Felicette) - была извлечена из контейнера через 13 минут 13 секунд после старта. Сразу ставшая знаменитой «космическая путешественница» находилась в прекрасном состоянии.

Второй старт состоялся 24 октября 1963 года в 6 часов 30 минут, и оказался гораздо менее удачным. Из-за аварии ракеты высота подъема составила 88 км, после чего ракета упала в 120 км от стартовой позиции в районе горы Бешат (Djebel Bechat). Головную часть ракеты удалось найти только через два дня. За это время кот-«астронавт», кличку которого установить пока не удалось, погиб. Вероятно, уже после посадки. Во время полёта был зарегистрирован короткий период невесомости (со 120-й по 210-ю секунду полёта), однако прием телеметрической информации был возможен только до выхода ракеты из зоны связи на 140-й секунде.

Краткие итоги

Первые проводившиеся Францией медико-биологические эксперименты на геофизических ракетах успешно завершились. Из семи летавших животных четверо вернулись на землю в превосходном состоянии. Гибель трех животных (двух крыс и одного кота) была вызвана нештатной работой ракетной техники, а не недостатками в медицинском обеспечении полёта. Возвращение живыми животных из суборбитального космического полёта было высоко оценено зарубежными специалистами.

Следует отметить, что во время этих полётов французские специалисты впервые в мире вели телеметрическую запись нейрофизиологических параметров животного с вживленных в его мозг электродов. До настоящего времени подобные опыты не были повторены ни в США, ни в России.

Однако результаты исследований реакции организма собственно на невесомость оказались скромнее. Лишь в двух полётах (с кошкой Фелисеттой и макакой Пьереттой) была зафиксирована действительно полная невесомость, то есть отсутствие ускорений по всем трем осям в течении 5 - 7 минут. В остальных полётах, опять же по вине техники, состояния полной невесомости достичь не удалось. Установленная же специалистами CERMA аппаратура во время всех полётов работала прекрасно.

В дальнейшем планировалось продолжение экспериментов для получения большего статистического объема данных. Однако науке помешала политика, и новые полёты провести не удалось.

В соответствии с подписанным в 1962 году в Эвиане (Evian) франко-алжирским соглашением, 1 июля 1967 года полигон в Хаммагире был закрыт. Вся космическая деятельность Франции была перенесена на космодром Куру (Kourou) во Французской Гвиане. К сожалению, это перебазирование сопровождалось закрытием всех национальных проектов в области космической биологии и медицины. Дальнейшие эксперименты французские специалисты проводили только в сотрудничестве с американскими или советскими учеными в рамках соглашений между национальными космическими агентствами.

Сводная таблица полётов

Дата
время
Ракета Высота Длит. Животное Кличка Примечание

1

1961.02.22
08:00

Veronique AGI 24

109 км

8м.10с.

Крыса
Hector
Гектор
Полёт прошел успешно.

2

1962.10.15
09:39

Veronique AGI 37

120 км


Крыса
Castor
Кастор
Крыса погибла после полёта.

3

1962.10.18
09:31

Veronique AGI 36

110 км


Крыса
Pollux
Поллукс
Контейнер не был найден.

4

1963.10.18
08:09

Veronique AGI 47

155 км


Кошка
Felicette
Фелисетта
Полёт прошел успешно.

5

1963.10.24
06:30

Veronique AGI 50

88 км


Кот
?
?
Животное погибло.

6

1967.03.07
10:42

Vesta 04

243 км

15м.30с.

Макака
Martine
Мартин
Полёт прошел успешно.

7

1967.03.13
10:30

Vesta 05

234 км

15м.12с.

Макака
Pierrette
Пьерретта
Полёт прошел успешно.

Вот такие кошачьи полеты. Светлая память героям и покорителям космоса!

Собаки, обезьяны, мыши не раз бывали в космосе. Мы с детства помним имена героических собак Лайки, Белки и Стрелки, а вот с кошками как-то у ученых не сложилось. На вопрос «Участвовали кошки в космических экспериментах?», сразу ответить не может никто. А они участвовали.

Как-то сложилось, что ученые не спешили ставить космические эксперименты на кошках, хотя они имели все шансы стать первыми в космосе. В пользу кошек говорили их вес, размер, небольшие потребности в воде и пище и кошачья «живучесть». Даже Константин Эдуардович Циолковский говорил о том, что именно коты больше подходят для таких исследований. В работах «Живые существа в космосе» и «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он отмечал: «Важное значение имеет мозг животного. Однако излишнее развитие мозга ведет к пессимизму, который убивает светлые надежды, устрашает и служит причиною нервных расстройств, болезни и ранней смерти… Для изучения межпланетного пространства привлекательно весьма использование котов, поскольку являются они животными веселыми и к пессимизму не склонными».

Известно, что исследования с кошками на околоземном пространстве пытались проводить французы. В 1963 году по заданию французского правительства ученые проводили интенсивную подготовку целого «отряда» кошек для возможного космического полета. Кошки, видимо, не сильно из-за этого страдали. Десять кандидатов в котокосмонавты были «списаны» из-за того, что слишком много ели.


18 октября 1963 года в 8 часов 9 минут с исследовательского полигона Хаммагир в Алжире, была запущена ракета «Véronique AGI» с представителем семейства кошачьих на борту. Первым кошконавтом стала обычная дворовая кошка, жившая на космодроме, по кличке Фелисетт (Felicette). Запуск прошел успешно, Фелисетт смогла благополучно вернуться домой. Она не повторила успех своих четвероногих собратьев, облетевших оборот вокруг Земли, а поднялась на высоту в 200 метров и вернулась обратно. Достигнув двухсотметровой высоты, капсула с кошкой отделилась и на парашюте спустилась на Землю недалеко от места старта. «Великое кошачье путешествие» длилось не более 15 минут, уже через 13 минут 13 секунд Фелисетт была извлечена из капсулы. За столь короткое путешествие первая кошка-космонавт испытывала состояние невесомости в течение 5 минут. К сожалению, о первой кошке, побывавшей в космосе, больше ничего неизвестно. После знаменательного эксперимента она сразу исчезла. Есть версия, что она поселилась у одного из сотрудников программы.


Только в космос должна была отправится вовсе не Фелисетт. Миссию первого котокосмонавта решено было доверить коту Феликсу. Но о н умудрился сбежать с космодрома перед самым стартом. А это в свою очередь породило большую путаницу. Ведь сразу после запуска в газетах появилась информация о первом коте-космонавте Феликсе.

Ученым пришлось пойти на хитрость ради продолжения эксперимента. В подготовку Феликса были вложены немалые деньги, и отказываться от запуска в последний момент сотрудники программы не решились. Так в капсуле ракеты оказалась, Фелисетт, жившая на космодроме.

Из-за исчезновения Фелисетт послеполетные исследования тоже были сорваны.

В этом же году, 24 октября в 6 часов 33 минуты , исследователи попытались отправить в космос еще одного кота. Но старт оказался неудачным. Поднявшись на высоту в 88 километров, ракета упала в 120 километрах от стартовой площадки. Часть ракеты удалось найти только спустя два дня. Кот-космонавт погиб и вероятнее всего уже после приземления, утверждают исследователи.

После этого было принято решение отказаться от запуска кошек в космос.

Собаки, обезьяны, мыши не раз бывали в космосе. Мы с детства помним имена героических собак Лайки, Белки и Стрелки, а вот с кошками как-то у ученых не сложилось. На вопрос «Участвовали кошки в космических экспериментах?», сразу ответить не может никто. А они участвовали.

Как-то сложилось, что ученые не спешили ставить космические эксперименты на кошках, хотя они имели все шансы стать первыми в космосе. В пользу кошек говорили их вес, размер, небольшие потребности в воде и пище и кошачья «живучесть». Даже Константин Эдуардович Циолковский говорил о том, что именно коты больше подходят для таких исследований. В работах «Живые существа в космосе» и «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он отмечал: «Важное значение имеет мозг животного. Однако излишнее развитие мозга ведет к пессимизму, который убивает светлые надежды, устрашает и служит причиною нервных расстройств, болезни и ранней смерти… Для изучения межпланетного пространства привлекательно весьма использование котов, поскольку являются они животными веселыми и к пессимизму не склонными». Но даже такие авторитетные рекомендации не помогли ни российским, ни американским муркам занять достойное место в изучении космоса. Собаки их "обскакали".

Известно, что исследования с кошками на околоземном пространстве пытались проводить французы. В 1963 году по заданию французского правительства ученые проводили интенсивную подготовку целого «отряда» кошек для возможного космического полета. Кошки, видимо, не сильно из-за этого страдали. Десять кандидатов в котокосмонавты были «списаны» из-за того, что слишком много ели.
18 октября 1963 года в 8 часов 9 минут с исследовательского полигона Хаммагир в Алжире, была запущена ракета «Véronique AGI» с представителем семейства кошачьих на борту. Первым кошконавтом стала обычная дворовая кошка, жившая на космодроме, по кличке Фелисетт (Felicette). Запуск прошел успешно, Фелисетт смогла благополучно вернуться домой. Она не повторила успех своих четвероногих собратьев, облетевших оборот вокруг Земли, а поднялась на высоту в 200 метров и вернулась обратно. Достигнув двухсотметровой высоты, капсула с кошкой отделилась и на парашюте спустилась на Землю недалеко от места старта. «Великое кошачье путешествие» длилось не более 15 минут, уже через 13 минут 13 секунд Фелисетт была извлечена из капсулы. За столь короткое путешествие первая кошка-космонавт испытывала состояние невесомости в течение 5 минут. К сожалению, о первой кошке, побывавшей в космосе, больше ничего неизвестно. После знаменательного эксперимента она сразу исчезла. Есть версия, что она поселилась у одного из сотрудников программы.
Только в космос должна была отправится вовсе не Фелисетт. Миссию первого котокосмонавта решено было доверить коту Феликсу. Но он умудрился сбежать с космодрома перед самым стартом. А это в свою очередь породило большую путаницу. Ведь сразу после запуска в газетах появилась информация о первом коте-космонавте Феликсе.

Ученым пришлось пойти на хитрость ради продолжения эксперимента. В подготовку Феликса были вложены немалые деньги, и отказываться от запуска в последний момент сотрудники программы не решились. Так в капсуле ракеты оказалась, Фелисетт, жившая на космодроме.

Из-за исчезновения Фелисетт послеполетные исследования тоже были сорваны.

В этом же году, 24 октября в 6 часов 33 минуты, исследователи попытались отправить в космос еще одного кота. Но старт оказался неудачным. Поднявшись на высоту в 88 километров, ракета упала в 120 километрах от стартовой площадки. Часть ракеты удалось найти только спустя два дня. Кот-космонавт погиб и вероятнее всего уже после приземления, утверждают исследователи.

После этого было принято решение отказаться от запуска кошек в космос.

Или двадцать два человека в одной Stellaris

Александр Пушкарь

Компания Paradox Interactive известна как разработчик чрезвычайно детализированных стратегий – не киберспортивных дисциплин вроде StarCraft, а скорее симуляторов правителя. Ведь управление городом, страной или, как в случае со Stellaris, космической империей – это не только стремительная экспансия да военные маневры. Это еще и политические дрязги, забота об уровне жизни населения, контроль над подчиненными, которым свойственно, например, умирать от старости... Это сотни и тысячи мелочей – в других играх их старательно отсекают, чтобы излишне не морочить игроку голову. А стратегии от Paradox существуют как раз для тех, кто любит заморочки.

О чем вы вообще?

И вот Paradox выпускает Stellaris. Это стратегия про космос. Про то, как вошедшая в космическую эру цивилизация начинает колонизировать соседние планеты и звездные системы и, разрастаясь, обнаруживает, что в космосе тоже очень тесно. Все это немножко напоминает Civilization или Total War , только в космосе, – а значит, скорее всего, сравнивать стоит с Master of Orion , Endless Space или Galactic Civilizations . Но это совершенно другая игра – со своими механиками, принципами и особенностями.

Раздел галактики под конец партии. Казалось бы, тысяча звезд и всего тридцать два участника (включая ИИ), а места все равно нет

Чтобы дать журналистам как следует эти особенности прочувствовать, Paradox устроила мультиплеерную сессию. Двадцать два человека со всего мира съехались в Лондон на 14-часовую партию в Stellaris. Ее запись с позиции одной из империй можно посмотреть на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=RjGnYvcQolo), ну а тут я расскажу, как это происходило с моей точки зрения.

Так все началось

Формально игра началась в понедельник, второго мая, в десять утра по лондонскому времени. Но на самом деле перед стартом каждому предоставили возможность оформить собственную расу покорителей космоса. Дать ей название, настроить внешний вид и определить характерные особенности. Кто хочет быть пацифистом, кто ориентирован на всемерную выгоду и по этому поводу не возражает против рабства, а кто вообще желает исключительно воевать.

Представители Paradox, от лица которых велся стрим, идентифицировали себя как грибовидную расу блоргов (Blorg), одержимую идеей всеобщего мира и дружбы. На мой взгляд, им стоило взять в качестве аватаров разноцветных говорящих пони, но грибы так грибы.

Ближайшие соседи оказались кто кем. Инсектоиды, антропоморфные лисы и ленивцы, космические черепахи, даже воинственные индюки в скафандрах. Хватало и обычных гомо сапиенсов, но что может быть скучнее и банальнее двуногих прямоходящих, лишенных перьев?

Мой выбор оказался предопределен генератором случайных названий империи. Программа предложила мне называться Kotany Conglomerate, и у меня не хватило духу с ней спорить. Котаны так котаны, хотя для всех прочих мы остались коута ни или просто space cats. Аватарку я себе выбрал соответствующую – порыжее и попушистее.

Так выглядела финальная битва. Это только маленький кусочек побоища, коутани еще даже не прибыли

Игра началась с фазы исследования. В Paradox всегда подчеркивают, что уделяют особое внимание самому первому «Х» из аббревиатуры 4X – тому, который eXpansion. На старте игрок ничего толком не знает и о своей звездной системе. Нужно выслать исследовательский кораблик, чтобы он просканировал каждое космическое тело в ней и доложил, есть ли там ресурсы или еще что полезное. Следом полетит кораблик строительный. Он будет строить шахты там, где есть что добывать (минералы или энергию), и научные станции там, где есть что исследовать, – это ускоряет продвижение по всем трем древам технологий.

Военный флот тем временем облетает соседние звездные системы. В моем случае – на гиперпрыжковом двигателе. Он самый медленный, зато позволяет скакать из любой точки снаружи звездной системы. Были бы у меня варп-двигатели, я б двигался гораздо быстрее, но был ограничен сетью существующих гипертоннелей. А взял бы третью технологию – вообще смог бы преодолевать колоссальные расстояния, но только в радиусе действия станций, контролирующих поведение червоточин.

Собственно флот космических кошек. Четыре тысячи, ясно, не бог весть какая сила, но в финальном сражении она оказалась весьма существенной

Выбрать один из трех способов движения между звездами надо уже на стадии настройки параметров расы. Но пока я про игру ничего не знал и просто следовал подсказкам. Гиперпрыжки – самые простые для понимания и идеально подходят для новичков. Отлично, их и берем.

Облет соседних звездных систем напомнил о «Космических рейнджерах ». Подлетаем к границе, перепархиваем к соседней звезде. Убеждаемся, что система необитаема, – двигаемся дальше; если видим противника – скоренько упархиваем назад.

Компания Paradox известна как разработчик чрезвычайно детализированных стратегий - не киберспортивных дисциплин вроде StarCraft , а скорее симуляторов правителя . Ведь управление городом, страной или, как в случае со Stellaris , космической империей - это не только стремительная экспансия да военные маневры. Это еще и политические дрязги, забота об уровне жизни населения, контроль над подчиненными, которым свойственно, например, умирать от старости... Это сотни и тысячи мелочей - в других играх их старательно отсекают, чтобы излишне не морочить игроку голову.

А стратегии от Paradox существуют как раз для тех, кто любит заморочки.

О чем вы вообще?

И вот Paradox выпускает Stellaris. Это стратегия про космос. Про то, как вошедшая в космическую эру цивилизация начинает колонизировать соседние планеты и звездные системы и, разрастаясь, обнаруживает, что в космосе тоже очень тесно. Все это немножко напоминает Civilization или Total War , только в космосе - а значит, сравнивать стоит, скорее, с Master of Orion , Endless Space или Galactic Civilizations . Но это совершенно другая игра со своими механиками, принципами и особенностями.

Чтобы дать журналистам как следует эти особенности прочувствовать, Paradox устроили мультиплеерную сессию. Двадцать два человека со всего мира съехались в Лондон на 14-часовую партию в Stellaris. Ее запись с позиции одной из империй можно посмотреть на YouTube , ну а тут я расскажу, как это происходило с моей точки зрения.

Раздел галактики под конец партии. Казалось бы, тысяча звезд и всего тридцать два участника (включая ИИ), а места все равно нет.

Так все началось

Формально игра началась в понедельник, второго мая, в десять утра по лондонскому времени. Но на самом деле перед стартом каждому предоставили возможность оформить собственную расу покорителей космоса. Дать ей название, настроить внешний вид и определить характерные особенности. Кто хочет быть пацифистом, кто ориентирован на всемерную выгоду и по этому поводу не возражает против рабства, а кто вообще желает исключительно воевать.

Знаете ли вы, что...

При деспотических формах правления один из кораблей вашего флота автоматически становится вашим личным. Этот транспорт будет иметь характеристики в полтора раза выше, чем у рядовых кораблей.

Представители Paradox, от лица которых велся стрим, идентифицировали себя как грибовидную расу блоргов (Blorg), одержимую идеей всеобщего мира и дружбы. На мой взгляд, им стоило взять в качестве аватаров разноцветных говорящих пони, но грибы так грибы.

Ближайшие соседи оказались кто кем. Инсектоиды, антропоморфные лисы и ленивцы, космические черепахи, даже воинственные индюки в скафандрах. Хватало и обычных гомо сапиенсов, но что может быть скучнее и банальнее двуногих прямоходящих, лишенных перьев?

Мой выбор оказался предопределен генератором случайных названий империи. Программа предложила мне называться Kotany Conglomerate , и у меня не хватило духу с ней спорить. Котаны так котаны, хотя для всех прочих мы остались «коута ни» или просто space cats. Аватарку я себе выбрал соответствующую - порыжее и попушистее.

Мы, котята, народ работящий. С перенаселением на родной планете приходилось бороться регулярными армейскими призывами в звездный десант.

Игра началась с фазы исследования. В Paradox всегда подчеркивают, что уделяют особое внимание самому первому «Х» из аббревиатуры 4X - тому, который eXploration. На старте игрок ничего толком не знает и о своей звездной системе. Нужно выслать исследовательский кораблик, чтобы он просканировал каждое космическое тело в ней и доложил, есть ли там ресурсы или еще что полезное. Следом полетит кораблик строительный. Он будет строить шахты там, где есть что добывать - минералы или энергию. И научные станции там, где есть что исследовать, - это ускоряет продвижение по всем трем древам технологий.

Военный флот тем временем облетает соседние звездные системы. В моем случае - на гиперпрыжковом двигателе. Он самый медленный, зато позволяет «скакать» из любой точки снаружи звездной системы. Были бы у меня варп-двигатели, я двигался бы гораздо быстрее, но был бы ограничен сетью существующих гипертоннелей. А взял бы третью технологию - вообще смог бы преодолевать колоссальные расстояния, но только в радиусе действия станций, контролирующих поведение червоточин.

Знаете ли вы, что...

…По ощущениям Stellaris очень не хватает кнопки «отступить к укрепленным позициям». Если уж флот ввязался в битву, то он не может передвигаться - только экстренно прыгнуть в гипер для отступления. А вот подлететь к своей космической платформе и воевать под ее прикрытием нельзя.

Но есть альтернатива - технология гиперпространственных магнитов. После ее изучения можно сделать так, чтобы любой залетный флот появлялся в системе в строго определенной точке. Например, аккурат под прицелом у космической оборонительной платформы.

Собственно флот космических кошек. Четыре тысячи, конечно, не бог весть какая сила, но в финальном сражении она оказалась весьма существенной.

Выбрать один из трех способов движения между звездами надо уже на стадии настройки параметров расы. Но пока я про игру ничего не знал и просто следовал подсказкам. Гиперпрыжки - самые простые для понимания и идеально подходят для новичков. Отлично, их и берем.

Облет соседних звездных систем напомнил о «Космических рейнджерах ». Подлетаем к границе, перепархиваем к соседней звезде. Убеждаемся, что система необитаема, - двигаемся дальше, если видим противника - скоренько упархиваем назад.

Постепенно обнаружилось, что в каждой второй ближайшей ко мне системе водятся злые инопланетяне, ресурсов вокруг очень мало, а пригодных для жизни планет вообще кот наплакал. Вдобавок через мои системы то и дело пролетают какие-то НЛО, не выходящие на связь. Может, боты. Может, корабли других игроков. Кто их знает.

Знаете ли вы, что...

В Stellaris, разумеется, есть Солнечная система, а в ней - планета Sol-3, «третья от Солнца». Генерируется она случайным образом для каждой игры и показывает человечество на разных стадия развития - как повезет. Это могут быть и первобытные племена, и планета в индустриальную эпоху. Но в нашем случае это была мертвая планета, уничтоженная ядерной войной и населенная разумными тараканами. Очень неприхотливыми и имеющими перк «социальные» - то есть готовые селиться рядом с кем угодно.

Постепенно я начал расширяться. Первая колония, вторая, третья... И, собственно, все. При генерации расы ей нужно выбрать еще и ареал обитания - любите ли вы тропики или снега, живете ли в океане или пустыне. Мои коты предпочитали континентальные планеты, а те как раз оказались в меньшинстве, и, пока не будут исследованы подходящие технологии, селиться в ледяных и водных мирах я не смогу. Досадно.

А это мои ленные владения. Чуть ли не единственная независимая империя и уж точно самая крупная. Зато с названиями планет никогда проблем не было.

Первые контакты

Тем временем наука шагнула вперед достаточно далеко, чтобы я начал видеть соседей. Оказалось, что я зажат между грибовидными блоргами справа и таинственной 404_EMPIRE_NOT_FOUND слева, внизу обосновались космические индейки, а сверху обнаружился центр галактики без звездных систем вообще. Но пока вроде места хватает, особенно сверху-слева, где обнаружилась падшая империя. Если ее не злить, вреда от нее не будет, а вдоль границ хватает полезных ресурсов.

Как играли другие

Arumba, блогер с YouTube (Союз трансгуманистов)


Честно говоря, для меня большая часть игры прошла в войне с интерфейсом. Вдобавок мы в первый день заключили пакт о ненападении, что, мягко говоря, не мой стиль. Не будь у нас договора о прекращении огня, все сложилось бы совершенно иначе. Но я прекрасно понимаю, зачем мы так договорились, - нужно было дать всем и каждому возможность познакомиться с игрой.

Пока я постепенно осваивался с интерфейсом и учился правильно распределять ресурсы, мне неожиданно предложили альянс. Так мы с «Ненайденной империей» стали союзниками.

И тут выяснилась важная вещь. В игре помимо минералов и энергии есть третий ресурс - влияние. Растет оно очень-очень медленно, буквально по три единицы в месяц, если брать базовое значение. Влияние можно немного корректировать формой правления и эдиктами и добиться четверки-пятерки в месяц. Но один факт нахождения в альянсе сразу дает штраф в две единицы к приросту!

Я уже тратил влияние на расширение границ за счет космических станций, поэтому это стало катастрофой. Я начал уходить в минус, теряя влияние ежемесячно. Из альянса пришлось выйти, по взаимному согласию объявив «Ненайденную империю» соперником.

Это тоже игровая механика. Кого угодно можно назначить недругом, испортив дипломатические отношения, но за это вы будете получать влияние - тем большее, чем заметнее разница в силе ваших империй. Объявив соперником чахлого задохлика, можно рассчитывать на прирост в десятую долю единицы, а нарываясь на кого-то могущественного, рассчитывайте на полторы-две. Но под слишком сильного, конечно, копать попросту опасно - может и войну объявить.

Вот так мою кошачью империю видели со стороны. Уже потом я узнал, что идея «стереть непредсказуемых кошек с лица галактики» прочно завязла в головах у правителей множества империй.

Я назначил соперниками три самые могучие из известных мне империй и получил много влияния. И, сам того не зная, определил свою роль в этой партии - вечного нейтрала. Соперничество урезает дипломатические опции чуть ли не до нуля - меня не могли взять в альянс, мне не могли предложить военную помощь, со мной не могли заключать исследовательские и торговые соглашения. Даже когда я потом соперничество отменил, со мной все равно опасались иметь дело... Но это я уже забегаю вперед.

Знаете ли вы, что...

В игре есть планеты, развитые примерно как наша Земля: то есть уже индустриальные, но в космос еще не вышли. Их тоже можно колонизировать и захватывать, а можно просто повесить базу наблюдения и получать с этого дополнительные очки науки. Так вот, есть вероятность, что эту базу заметят и на планете зародится местный вариант XCOM. Они организуют сопротивление, перебьют всех засланных агентов. А потом и саму базу уничтожат и устроят грандиозную попойку в честь свержения вражеского «мазершипа». Наивные.

Тем временем я неспешно расширялся вверх и вниз, перегородив собой проход по нижней части галактики. Вытянутая с севера на юг Империя коутани стала занозой в заднице у других государств, поскольку мешала движению. Запросы на заключение мира от блоргов я игнорировал - не со зла, просто занят был и читал не все входящие сообщения.

А между тем блорги объединили в единый альянс Space Party добрую половину галактики. Меня даже позвали пообщаться вживую - хотели, чтобы я отменил соперничество с Империей Мантикоры, и тогда меня, возможно, возьмут к себе. Но я был слишком одержим набором влияния - ведь на этот ресурс нанимаются новые лидеры, расширяются границы и строятся самые дорогие здания, которые, по меркам «Цивилизации», можно приравнять к национальным «чудесам».

Как играли другие

Андерс Карлсон, продюсер трансляций Paradox (Империя блоргов)


Мы с Мартином первым делом решили, что будем вести самую мирную политику в мире. Мы не будем ни с кем ссориться, не станем никого объявлять соперниками, не станем ввязываться в войны. И тут мы столкнулись с нехваткой влияния - его неоткуда было брать. И мы много спорили в духе «"Но мы же обещали этого не делать!" - "Да, но нам придется!"». Пришлось решать, кого объявлять соперником. И тут мы вспомнили - конечно, кошки! Они же первыми нас заклеймили! Назначим-ка мы их соперниками в ответ!

Словом, я ушел в себя, заслужив мнение «эти кошки всегда делают что хотят». Другие игроки строили друг против друга козни, заключали соглашения и объявляли войны, а я просто тихонечко разрастался. И, как оказалось, всем мешал.

Блоргский грибной флот на страже спокойствия. А на самом деле мне просто требовался повод, чтобы сказать, что в игре замечательная музыка. Нет, правда, саундтрек - просто чудо.

Между прочим, игра вовсе не заканчивалась, когда мы ставили ее на паузу и шли курить, обедать или спать. Наоборот - начиналось самое интересное. Игроки разбивались на группы и обсуждали совместные планы. Один объединялся с другим, чтобы вломить третьему. Четвертый менялся обитаемой планетой с пятым, чтобы обеспечить целостность границ. А самые активные блорги пытались уломать всех на то, чтобы объединиться, вместе разнести одну из падших империй и разделить трофеи.

Как играли другие

Quill 18, блогер с YouTube (404_EMPIRE_NOT_FOUND)


У нас состоялась настоящая галактическая война. Мир, по сути, разделился пополам, не считая некоторого числа нейтральных фракций. Мы знали, что война грядет, еще с обеда понедельника, и провели остаток дня в подготовке к ней - при том, что прежде договаривались ни на кого не нападать весь понедельник. Затем мы весь вечер в баре обсуждали, кто и как будет действовать, и это затянулось допоздна. Затем мы «переспали» с этими мыслями, и к утру у каждого был готов план. Осталось вернуться в игру и свершить задуманное.

И да, мы победили.

Это был бой моей империи против «Роя» Ти-Джея, и тогда я еще не знал, чем все кончится. Все зависело от того, кто правильнее скомпонует флот. У обоих было примерно по шесть тысяч единиц боевой мощи, но, по счастью, мой флот был скомпонован правильнее. Мои корабли были уязвимы против многих видов оружия, но не против того, каким оснастил свой флот Ти-Джей. И на этом для него все кончилось.

А пока я раздумывал над тем, стоит ли по этому поводу напроситься в их альянс, выяснилось, что за спиной у меня зрел заговор. Оставленные на задворках галактики индейки не ответили на всеобщий призыв. Они сговорились с инсектоидами и коварно клюнули в хвост персонально меня .

Признаться, появление вражеской армады в тылу привело меня в панику и отчаяние. Мой флот имел силу в три тысячи условных боевых единиц, а соперники прислали ко мне все пять. На мои призывы о помощи не отзывался никто - все уже гнали свои корабли к падшей империи, чтобы наложить лапы на ее богатства.

Для справки...

Падшая империя - она же «угасшая» - это ещё одна игровая механика. Это подконтрольная ИИ фракция, которая находится на очень высоком уровне развития с самого начала, но при этом совершенно пассивна. Не разрастается, не исследует ничего нового, просто присутствует на карте и практически ничего не делает, пока её не начинают «щипать» молодые да дерзкие. Поначалу с ней связываться - себе дороже, но если развиться как следует и собраться толпой - можно попробовать вторгнуться и забрать трофеи, среди которых и ресурсы, и технологии и даже миры-кольца в стиле Halo, содержать которые исключительно выгодно. В общем, хороший куш для тех, кто любит риск.

Мгновенная карма

Но пока я с ужасом наблюдал, как мои системы одна за другой переходят в руки космических индеек, случилось два важных события. Первое - атака на падшую империю захлебнулась. Притом объединенный атакующий флот не просто разгромили, но еще и надругались над «трупом». Десяток крупнейших империй галактики мигом потеряли военную мощь и, как и я, остались на бобах, разве что сохранив сами планеты.

Событие второе - мой самый первый союзник, Quill18, глава «Ненайденной империи», в последний момент передумал нападать на падших и повел свой флот на планеты индюков. И тем самым купил мне достаточно времени, чтобы я успел сформировать собственную армию и поквитаться с нападавшими, а потом вторгнуться на их территорию и как следует там пошалить.

Разрозненные красные пятна - все, что осталось от тантрической индюшачьей тетрахии после контратаки. А нечего зоб на кошек разевать.

Индюки получили по заслугам и фактически выбыли из игры, сделавшись вассалами ближайшей империи, согласной их защитить. Их союзники инсектоиды оказались не в лучшем положении и, отчаявшись что-либо сделать на мировой карте, принялись забавляться переименованием своей империи.

Как играли другие

Ти-Джей Хейфер - The Escapist (империя The Loreswarm)


Наверное, мое самое яркое впечатление от игры - наблюдать, как мои флоты один за другим гибнут в сражении с войсками Квилла. Нет, кое-какой урон я нанес. Но вообще силы были несопоставимы. Я ужасно смоделировал свои корабли в конструкторе, и у меня изначально не было шансов.

Все, что я мог, - убить как можно больше врагов, прежде чем меня снесут. А когда это произошло, я начал просто переименовывать свою империю для чата. Сначала в GG, поскольку я знал, что уже проиграл. Потом стало «Ну и где были мои союзники? Затем «А синглплеер все равно лучше», потом «Соль - настоящая». Ну и в итоге «Рой обязательно вернется». Обязательно вернемся.

К тому времени все уже забыли о масштабном поражении в войне с падшей империей. Пока мои коты царапались с индюками и насекомыми, галактику успели в очередной раз перекроить на два альянса, между которыми разразилась война.

И надо же было такому случиться, что одно из самых главных сражений развернулось буквально в двух шагах от моих владений, ровно в одном гиперпрыжке от моей звездной системы. Три огромных флота, суммарной силой больше тридцати тысяч, медленно шли на сближение. Настолько медленно, что я успел переговорить со всеми тремя и решить, кому я намерен в этом бою помогать.

Старые связи решили всё. Я вмешался в бой на стороне выручившего меня Квилла, и мой пятитысячный флот склонил чашу весов на его сторону.

И где-то на этом месте отведенное на партию время вышло.

Как играли другие

Quill 18, блогер с YouTube


О да, финальная битва - это было нечто. Поймите правильно, пять разных империй выясняли отношения. Пять! То есть сразу несколько человек, каждый со своими интересами, и у троих огромные армии. Потом еще присоединился кошачий флот. То есть битва шла на несколько полюсов сразу и оставила отличный «крючок» для продолжения истории. Кто знает, как развивались бы события дальше.

Так выглядела финальная битва. Это только маленький кусочек побоища, коутани еще даже не прибыли.

Позже мы узнали, что в нашу сторону двигался двадцатитысячный флот империи пернатых, но, поскольку их лидер не потрудился изучить улучшенные гипердвижки, у них не было ни единого шанса успеть. И даже если бы успели, мы все равно сумели бы порскнуть в разные стороны - не поймаешь.

* * *

На самом деле в Stellaris можно играть бесконечно. Временного ограничения никакого нет, а до самого верха технологического древа можно дойти разве что теоретически. Вы сами определяете свои цели и задачи в этой игре.

Вот и лежат два файла сохранений нашей игры, один из середины партии, второй из самого конца. Все-таки единовременный сеанс игры на двадцать два человека - явление редкое и масштабное, я даже не берусь представить, как можно собрать такую ораву единовременно в иных условиях. Но говорят, что у игр Paradox давно сформировалось сообщество, способное и не на такое - достаточно только подбросить идею.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top