"Котлован": описание и анализ повести из энциклопедии. Основные образы повести А.П

Сочинение по литературе: Особенности стиля повести А. Платонова...

Сочинение: Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» ...наименование того, что являют собой персонажи “Котлована”: не люди, не герои, а тела. ..
slovo.ws/comp/ru/3117.html - Похожие страницы
Сочинение по литературе: Строительство “Нового мира” в повести А...
Этот сайт может нанести вред Вашему компьютеру.
Строительство “Нового мира” в повести А. Платонова “Котлован”. “Котлован” (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, ..
slovo.ws/comp/ru/3130.html - Похожие страницы
Дополнительные результаты с slovo.ws »
Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован”
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: использование цвета в повести А. Платонова “Котлован” важно, несмотря на его сравнительную...
lit.1september.ru/articlef.php?ID=200201706 - 36k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Ярославский Педагогический Вестник
В пространственной структуре исследуемой нами повести А. Платонова именно котлован занимает доминирующее место; являясь в буквальном смысле основой...
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] - 22k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Академия Тринитаризма -- Школа Тринитарного Символизма...
Нельзя не согласиться с М. Немцовым, заметившим, что герои Платонова - «существа из...Булыгин А. К. Кризис моносознания в повести А. Платонова «Котлован» ...
www.trinitas.ru/rus/doc/0225/003a/02250003.htm - 51k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Творчество учеников Кузьмоловской СШ N1
Русинова Е. (1998 г. в.) Онегин и Татьяна. Сравнительная характеристика героев. ..Филимонова Н (2002 г. в) , Смысл названия повести А. Платонова "Котлован". ..
kss1.ru/Rus/arts.php?razd=4 - 2k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Платонов А. П. "Котлован" | Goldref.ru | сочинения по литературе...
Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова «Котлован» ...Краткая характеристика героев более 50 произведений школьного курса. ..
www.goldref.ru/soch/39/Kotlovan/1/ - 18k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Работы, похожие на сочинение: Сокровенный человек в творчестве А...
Характеристика творчества А. Платонова Андрей Платонович Платонов - писатель с...Главный герой повести "Котлован" Вощев уволен "в день тридцатилетия личной...
www.bestreferat.ru/referat-like-44721.html - 95k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
Платонов А. П. CОЧИНЕНИЯ НА 5 RU! - БОЛЕЕ 6000 ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ...
Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова «Котлован» · О чем я рассуждала, читая «Котлован» · Особенности стиля повести А. Платонова...
soch.na5.ru/HTML/36/index.html - 21k - Сохранено в кэше - Похожие страницы
5Баллов - Cочинения по литературе - Платонов А. П. - Всё для...
“Грустно существующие люди” (по повести А. Платонова “Котлован”) ...Герои произведений А. Платонова...Писатель Андрей Платонов и его герой...
5ballov.com.ru/s/2/102.html - 29k - Сохранено в кэше - Похожие страницы...

Повесть А.Платонова «Котлован» повествует о строительстве символического сооружения – «общепролетарского дома» для вселения туда трудящихся целого города. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина.

Открывается повесть образом Вощева. Этому герою всего только 30 лет, но он, по жизненному опыту и пессимистическому мироощущению, кажется намного старше своих лет. «В день тридцатилетия личной жизни» Вощев получил расчет по причине «слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».

Платонов сразу показывает одно из главных качеств Вощева – любовь к детям. Этот герой советует супругам, которые постоянно ругаются: «Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет»; «А вы чтите своего ребенка, - сказал Вощев, - когда вы умрете, то он будет». Вощев любуется детьми – пионерами, марширующими под бодрую музыку. Он боится, что калека может позавидовать детям, их свежести, их здоровью и как бы сглазить их своей завистью. А какое живое участие принимает герой в судьбе сиротки, девочки Насти!

Почему же Вощев стал вдруг задумываться во время трудового процесса? Ведь он не лентяй, не тунеядец, отлынивающий от труда! Просто с некоторых пор Вощев стал догадываться, что смысл жизни не может ограничиваться лишь механическим выполнением физической работы. Ему кажется, что, забыто о самом большом и важном – о душе.

Все герои повести - очень одинокие люди. Одинок инженер Прушевский. Проект создания общепролетарского дома – его идея. Но Прушевский инстинктивно осознает, что нельзя в процессе активного строительства социалистического общества забывать о душах, превращаться в роботов, запрограммированных только на труд: «Он боялся воздвигать пустые здания – те, в каких люди живут лишь из-за непогоды». Прушевский остро ощущает свое одиночество, «он боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному»: «- Лучше я умру, - подумал Прушевский. – Мною пользуются, но мне никто не рад…»

Одинок и несчастен Чиклин, бригадир землекопов. Когда-то, когда он был моложе, он пользовался вниманием женщин и жил полной жизнью: любил, дружил, совершал ошибки. Но ради великой цели – рытья котлована – этот герой скрывает свои личные чувства, «отталкивает» от себя юную девушку, которая однажды поцеловала его, «точно была она постыдным существом».

Такому же запрету на любовь подчинился в свое время и Прушевский. Как выяснилось, Чиклин и Прушевский в юности испытывали любовь к одной и той же девушке, с которой теперь они встретились вновь, при весьма трагических обстоятельствах. Это Юлия, мать Насти. Запрет на любовь, сыгравший печальную роль в судьбах Чиклина и Прушевского, продиктован суровыми требованиями того времени. Всякое отклонение от главного общего дела отвлекает людей, портит их, превыше всего государственное, а не личное.

Жестокость Чиклина по отношению к раскулачиваемым крестьянам - следствие не его, якобы, жестокого характера. Это объясняется не его личными качествами, а, прежде всего, тем, что быть жестоким ему предписывала Идея. Черствость Чиклина оправдана классовыми интересами. Идеи всеобщего равенства, необходимости истребления зажиточных людей как вредного элемента слишком крепко засели в сознании этого героя.

А вот жестокость Медведя не имеет никаких оправданий. Медведь – фанатик труда, работающий не ради результата, а ради самого процесса. Впрочем, жестокость Медведя имеет некоторую мотивацию. Этот герой вспоминает, как когда-то кулак, на которого он батрачил, недокармливал его, а иногда и вообще не кормил. Молотобоец – это исполнитель воли тех, кто стоит у власти.

Лев Ильич Пашкин – типичный образ бюрократа, руководителя, которые всегда были, есть и будут, при любом государственном строе. Это человек, который умеет говорить, звать массы на трудовые подвиги: «Темп тих, - произнес он мастеровым. – Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете и зря помрете».

Пашкин живет в хорошем доме, пользуется большими привилегиями, в отличие от тех, кто занимается физическим трудом. Пашкин – профсоюзный деятель, поставивший целью жизни личное обогащение. Его можно назвать хозяином жизни. Но при своем материальном благополучии этот герой жалеет хорошую еду для калеки Жачева.

Настя, маленькая девочка, потерявшая мать, - символ будущего социализма. Она умирает от недостатка душевной доброты к ней: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка». Настя – дочь владельца кафельного завода, «буржуйка». Умирая, мать дает ей наставление: никому не говорить о своем происхождении, поскольку ее, как отпрыска буржуев, «заморят».

Странно, смешно и очень грустно слышать из уст маленькой девочки рассуждения о классовой борьбе. Так, Настя думает, что черты меридианов на карте СССР – «загородки от буржуев». Она твердо знает, что «главный – Ленин, а второй – Буденный», что она-то «не рождалась» раньше потому, что «не хотела», а вот «как стал Ленин», тут-то и она «стала»! И уж совсем печально услышать фразу, произнесенную Сафроновым: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина»! Настя умерла, а вместе с ней, по замыслу автора, исчезла и вера в светлое будущее.

Первым на страницах «Котлована» появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на - ев, лексически - конгломерат разных, «мерцающих» значений, угадываемых на слух. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами «вообще» (в разговорном варианте - «ваще») и «вотще». Оба «значения» фамилии героя реализуются в повести: он ищет Смысл общего Существования («своей жизни я не боюсь, она мне не загадка») - но его личные поиски истины, равно как и общие усилия в достижении идеала, остаются Тщетными. Имя, таким образом, задает вектор смысла; оно как бы направляет читателя - но одновременно и «впитывает» значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла. (Содержательный анализ семантики имен собственных в прозе А. Платонова дается в статье А. Харитонова «Система имен персонажей в поэтике повести «Котлован» («Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 2. М.: Наследие, 1995. С. 152-172).)

Значение имени в поэтике Платонова особенно важно потому, что это едва ли не единственный источник информации о герое. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, его герои обитают в мире, лишенном интерьеров и вещных подробностей. Внешняя изобразительность сводится к нулю, а место портрета занимают примерно такие описания: у Козлова было «мутное однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина - «маленькая каменистая голова» , у пионерок остались на лицах «трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения», у прибежавшего из деревни мужика были глаза «хуторского, желтого цвета». Чиклин и Прушевский вспоминают мать Насти, которую они когда-то знали, не по чертам лица, а по ощущению поцелуя, которое бережно хранится в их памяти. (Попробуйте представить себя в роли художника - иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке «трудность немощи» или «хуторской» цвет глаз?)

Традиционный зрительный ряд в поэтике Платонова отсутствует: портрет героя складывается не из конкретных черт лица, а из едва уловимых его выражений. Подобно тому как улыбка Чеширского кота может обходиться без самого кота, внутренняя жизнь платоновских героев может обходиться без их зрительно представимого облика. Для Платонова всегда важна не отдельная внешняя деталь, а внутренний смысл целого. Поэтому изредка появляющиеся предметные подробности (например, сравнение худенькой руки Насти с «тонкой овечьей ножкой») воспринимаются как неожиданный диссонанс - они слишком материальны в «прозрачном» пространстве платоновского текста.

Имя Настя, так же, как и фамилия Вощев, в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безвестности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы - когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой материй: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти - «воскресшей» - завершается . Настя действительно однажды вернулась к жизни - Чиклин находит ее в комнате, где умирает ее мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил ее в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти - логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остался не только не построенным - он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на Воскрешение Смысла (истины) и жизни оказались Тщетными.

Если домашнее задание на тему: » Система персонажей повести «Котлован» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Котлован великой утопии (социально-историческая и философская проблематика повести А. Платонова «Котлован»). 2. Испытание настоящего: изображение исторических преобразований в повести А. Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была Платонов родился в 1891 году в семье железнодорожного слесаря. Закончил церковно-приходскую школу. Литературный талант обнаружился в раннем возрасте. Работать начал в
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Герои повести «Котлован» верят, что, построив «единый общепролетарский дом», они заживут прекрасное жизнью. Изнурительная, выматывающая силы работа - это рытье котлована, котлована под «единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом». Это дом- мечта, дом-символ. Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, «как мертвые». Вощев (один из главных героев повести) «всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека.

Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, - каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека».

Рабочие верят в «наступление жизни после постройки больших домов». Поэтому так без остатка отдают себя работе, высасывающей соки из тела. Ради будущей жизни можно потерпеть и пострадать. Каждое предыдущее поколение терпело в надежде, что последующее будет жить достойно.

Поэтому отказываются люди закончить работу в субботу: хотят приблизить новую жизнь. «До вечера долго... чего жизни зря пропадать, лучше сделаем вещь. Мы ведь не животные, мы можем жить ради энтузиазма». С появлением девочки Насти рытье котлована вроде бы обретает какую-то определенность, осмысленность.

Настя - первый житель дома-мечты, еще не построенного дома-символа. Но Настя умирает от одиночества, неприкаянности, от отсутствия тепла. Взрослые люди, которые видели в ней источник своей жизни, не почувствовали, «насколько окружающий мир должен быть нежен..., чтобы она была жива». Строительство дома-мечты оказалось не- соотнесенным с жизнью конкретного человека, ради которого, для которого будто бы все свершалось. Умерла Настя, и потускнел свет, блеснувший вдали.

«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, и он уже не знал, где же теперь будет коммунизм в свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Платонов считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все. Долой человечество - пыль, да здравствует человечество - организм... Будем человечеством, а не человеком действительности».

Много лет спустя Э.Хемингуэй, восхищавшийся рассказом Платонова «Третий сын», отыщет эпиграф к роману «По ком звонит колокол» в стихах английского поэта XVII века Джона Донна, говорящих о единстве человечества перед лицом горя и смерти: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой , меньше станет Европа... Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством; а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».

Можно только удивляться и глубокому созвучию гуманистических мотивов, и почти прямому совпадению строк: «смерть каждого человека умаляет и меня» и «умирает один - мертвеют все...» Поистине к Андрею Платонову с полным правом можно отнести слова об истинном художнике:

  • Ты - вечности заложник
  • У времени в плену.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top