Краткое описание собора Василия Блаженного: сочинение. Ю

Краткое описание собора Василия Блаженного: сочинение. Ю

Темы материала

Его купола вот уже полтысячи лет являются неотъемлемой частью сердца Москвы – Красной площади. Он полон легенд и тайн, разгадать которые пытались на протяжении веков, но не смогли до сих пор.

Храм Василия Блаженного имеет непростую судьбу: он мог сгореть, быть разрушен, разбомблен, но устоял и теперь красуется на открытках, постерах, гравюрах и радует сердца людей. Нарядный и величественный — его называют символом России, ее душой, уникальным архитектурным памятником мировой сокровищницы.

Ослепленные зодчие ослепительного храма

Рождение шедевра архитектурного зодчества историки связывают с победой Руси над Казанским княжеством в 1552 году. Это была третья попытка за семь лет русского войска под командованием Ивана Грозного взять неприступную крепость Казань. Значимость этого события для княжеств была велика, и царь даже дал обещание построить храм в Москве, если удастся одолеть неприятеля. В честь триумфа и было начато строительство самого необычного православного собора.

По легенде, царь лично выбирал архитекторов не только из числа поданных, но и иноземных. Да и задача была, говорят, не из легких: требовалось создать нечто особенное и грандиозное. Имен авторов проекта история не сохранила. Разработку уникального сооружения приписывают двум псковичам, смело взявшимся воплощать задумку царя, не отличавшегося смирным характером.

Они смогли выполнить работу за шесть лет, сделав невозможное – получив признание Ивана Грозного, потрясенного великолепием сооружения и уникальностью идеи архитекторов. Версию о том, что он приказал ослепить зодчих, чтоб они не смогли повторить своего творения, или построить еще более великолепный собор, подтвердить или опровергнуть документоведы не в силах. Никаких данных о столь древних событиях, касающихся ни авторства святыни, ни их судьбы не сохранилось.

Правда, знатоки утверждают, что это была довольно распространенная практика в европейских странах, которую народная молва перенесла и на историю с псковскими умельцами. Существует и стихотворение от 1938 года, вроде как подтверждающее жестокость царя. Поэт Д. Кедрин так и назвал его — «Зодчие», рассказав о трагической судьбе талантливых мастеров, не угодивших царю лишь тем, что отвечая на его вопрос, признались, что могут сотворить еще шедевр, если тот прикажет. Многие исследователи истории Москвы склоняются к тому, что этой байке верить нельзя.

Но то, что на день штурма Казани пришелся праздник Покрова Божией Матери и поэтому храм получил название в ее честь – документальный факт. Ведь историю своих походов и войн каждый правитель поручал летописцам, чтобы сохранить память о себе как о завоевателе земель. Не стал исключением и Иван Грозный, чьи победы и поражения на протяжении четырех десятков лет его правления известны в подробностях. Об этом и не только рассказали и стены монументального сооружения.

Восьмиугольная звезда

Если посмотреть на купола храма сверху, то они складываются в восьмиугольную звезду, находящуюся в квадратном периметре, вписанном в ромб. Восьмерка – символична, как и все, что касается храма. Эта цифра считалась днем Воскресения Христа и символом Святой Богородицы. Например, своды шатра Покровской церкви – восьмигранники, столбов арочных пролетов столько же, а восьмерик и четверик – особый архитектурный стиль, используемый в ее построении.

В проекте этого сооружения вообще много знаков, связанных с Иерусалимом, с историей Руси и ее святыми. Этот ансамбль церквей, в центре которого высится храм Василия Блаженного, скрывает не меньше тайн, чем знаменитый Ковчег.

Даже в двойном названии этого прекрасного сооружения есть секреты. Центральная церковь, вокруг которой еще несколько отдельных и самостоятельных приходов, изначально была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы и до сих пор официально именуется Покровской. Год окончания ее строительства пришелся на 1561 – дата указана на одной из стен храма. Эту удивительную находку обнаружили при реставрации в 60-х годах прошлого века. Кроме того, очистили и другие надписи под слоем фресок, из которых узнали историю возникновения храма и названия всех входящих в общность церквей.

В те давние времена его высота била рекорды: в столице выше шестидесяти с лишним метров зданий не было. К главному храму примыкали еще пять, объединенные общим основанием. Он напоминает постамент, причем довольно внушительный: Москва неоднократно страдала от весенних паводков, затоплявших, порой, всю площадь вплоть до Кремлевских стен.

Часть значительной коллекцией древнерусской иконописи и редкие предметы церковно-прикладного искусства находятся в нижнем ярусе – постаменте. Он состоит из нескольких помещений, соединенными узкими проходами. Подвалом их назвать сложно, скорее это ниша, довольно надежная, стены которой сделаны из крепкого известняка, и высокая – более шести метров. Именно здесь, поговаривали, хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, история которой сама по себе заслуживает отдельного разговора. Но никто не знает точно, находилась ли там она когда-нибудь и где теперь: поиски ни к чему не привели. Позже там хранили и царскую казну, и церковное богатство из других храмов. В эту нишу ведет только одна узкая лестница – из главного Собора. О ней не знали до 30-х годов XIX века, ведь выход на нее был заложен кирпичом. Сейчас в нише выставлены иконы, элементы украшения, другие экспонаты, рассказывающие об истории создания шедевра архитектуры, и туда по винтовой лестнице водят туристов.

Архитектурный облик храмового ансамбля многократно менялся: уже через сто лет решено было соорудить дополнительно два крыльца, перекрыть сводами галерею и продолжить роспись стен. Современники могу видеть, как причудливо сочетается древнерусский стиль с фресками и живописные работы различными составами красок XVII-XVIII веков внутри храма.

Покровская – главная церковь – окружена четырьмя большими, высотой до тридцати метров, церквами, а они соседствуют с небольшими, метров пятнадцать в высоту, малыми. Все они соединены не только общим фундаментом, но и внешней галереей со сводами, а также внутренними проходами, хотя имеют и отдельные входы. Каждая имеет собственное название по имени святого.

Свою удивительную расцветку купола и стены получили не сразу: первоначально они были традиционного белоснежного цвета в кирпичной сетке с золотом маковок. Через сто лет, во времена екатерининского правления, появилась роспись стен и куполов. Почему они именно таких расцветок неизвестно, но ученые и историки не оставляют попыток разгадать и эту загадку.

Число колоколов, как утверждают документальные источники, было 25 – по количеству старцев вокруг Христа. Осталось их десять: по одному на каждую церковь. Их достраивали в разное время. Храм Василия Блаженного, названный так по имени московского юродивого, имевшего отношение к строительству храма, якобы отдававшего всю собранную милостыню в его пользу, а позже похороненного на его территории, изначально был невзрачным приделом. Его выстроили в конце XVI века, и он стал десятым в общей группе. То ли народная молва разнесла весть о чудесах, что совершал юродивый, то ли он и правда помогал молящимся исцелиться, но практически сразу храм стали называть его именем. Оно так и прижилось до наших дней.

Церкви не похожи друг на друга, но собранные вместе являются гармоничным произведением. Например, в отличие от соседствующих церквей, вход в Собор Василия Блаженного начинается с первого уровня. Посетителей встречает шедевр екатерининских времен «Богородица Знамение» — икона во всю стену, она считается самой большой из подобного типа.

Через 350 лет на стенах появилось изображение самого святого, и тогда же установили посвященную ему икону. Есть еще одна — более ранняя, датируемая XVIII веком, расположенная в самом иконостасе. В его состав входят старинные образа, а внутри церкви есть и само захоронение Василия Блаженного. Над ним высится резная арка, украшенная росписью и иконами. Многие считают это место одним из самых почитаемых святынь.

Пол, кстати, тоже необычный. Над ним трудились каслинские мастера чугунного дела.

Удивителен по красоте и звук церковных песнопений: он разносится легким ветром вверх благодаря керамическим сосудам, встроенным в стены. Как уверяют знатоки, они несут две функции – держат тепло и резонируют звук.

Церковь была закрыта почти 60 лет, но в день памяти святого в 1997 году распахнула двери для всех желающих. С тех пор остается единственной, где еще проходит служба, все остальные работают не для прихожан, а для туристов.

Под счастливой звездой

В общем-то, у этого храма оказалась счастливая судьба: за 456 лет он выстоял, невзирая на все угрозы, что несли войны, стихийнее бедствия и смена политического строя. Он не раз горел, но его все время реставрировали. Он пережил нашествие Наполеона, который на него заглядывался и даже хотел забрать в качестве трофея, разобрав по кирпичикам, в Париж. А когда пришлось экстренно бежать, то приказал взорвать его. Уберегло чудо: фитили потушил внезапный ливень.

Наибольшие разрушения принесли события 1917-ого года. От снарядов пострадал свод, окна были выбиты, на полу лежали сугробы, а все ценное конфисковано или разграблено. Могли бы взорвать, как это практиковалось большевиками повсеместно, но, отыгрались лишь на настоятеле этой церкви, которого расстреляли вместе с другими неугодными новой власти. В 1928 году приняли решение признать сооружение памятником архитектуры и взять его под государственный надзор. С тех пор он входит в филиальную сеть Государственного исторического музея.

В сталинский период правления на храм покушалось высшее руководство партии. Говорят, что с тех времен сохранился план Красной площади без древнего собора. Молва распространила историю, как вождь народа на демонстративный жест своего приближенного, снявшего с карты Москвы картонную копию храма, рассердился и сказал, чтоб тот поставил его на место. А вот колокола были сняты и долгое время не могли решить, что с ними делать. Хотели переплавить, да видно передумали, может поэтому они сохранились. Эта коллекция из 14 разнокалиберных колоколов – одна из самых редких в мире. Среди них есть и древние: отлитые еще при дворе Ивана Грозного.

Музей потихоньку комплектовал фонды, проводились экскурсии, но в целом, сил хватало лишь на то, чтобы поддерживать его состояние. Огромную роль в его сохранности играли энтузиасты-музейщики.

Закрытым собор был на протяжении всей Великой Отечественной войны, и только на 800-летие столицы – через два года после Победы – открыл свои двери. Надо отметить, что в послевоенный период популярность музея росла.

Начиная с 50-х годов реставраторы расчищали внутренние стены Покровской церкви, где и были обнаружены надписи о дате завершении строительства и другие. Тогда же покрыли медью купола, и они до сих пор остаются прочными. Еще через десять лет на внешней галерее под толстым слоем краски нашли фреску с орнаментами, по которой смогли восстановить первоначальную роспись храма. Она получила название «ковровая».

В начале 90-х годов здание включили в мировой перечень культурного наследия ЮНЕСКО, с чего и началось его возрождение.

Основные реставрационные работы на всем памятнике архитектуры окончены только в 2011 году – это был юбилейный год, церковь отметила 450-летие.

Реставрационные работы ведутся до сих пор, но это знаковое сооружение продолжает работать. Туристам показывают практически все помещения, прихожане ходят только в действующий храм. Православной церкви и музейщикам удалось поделить между собой функции.

Сегодня на фоне древнейшей классики фотографируются десятки миллионов туристов ежегодно. И если б у Собора был свой Инстаграм, то по количеству подписчиков он был бы в топе. Хотя по известности он, итак, бьет рекорды, становясь в один ряд с Эйфелевой башней и Египетскими пирамидами.

ХРАМ-ПАМЯТНИК

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

ГРАНДИОЗНАЯ СТРОЙКА В РЕКОРДНЫЕ СРОКИ

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы.

Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРОРИЦАТЕЛЯ

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года.

Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

ЦАРСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА И АНАЛОЙ НА ЛОБНОМ МЕСТЕ

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

РУССКИЙ ЗОДЧИЙ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКИЙ МАСТЕР

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

ИКОНОСТАС С ЗАВОРОТОМ

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

«ЛАЗАРЬ, ПОСТАВЬ НА МЕСТО!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

12 июля (на Петра и Павла как гласит храмоздатная надпись) 1561 года был освящен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного. Сотрудники Собора вот уже второй год устраивают вечером "эксклюзивную экскурсию" для блогеров в этот день. Ну кроме большой праздничной программы очень насыщенной.
В этом году праздник приурочен к 460-летнему юбилею закладки и начала строительства Покровского собора (1555 г.).



Мне посчастливилось попасть в компанию блогеров, посетивших в этом году с экскурсией собор, за что большое спасибо ребятам "Маяк Парнаса" и директору Собора Татьяне Сарачевой.

Хорошо, что я пришла по раньше и прошла по Собору до закрытия. На втором ярусе я ходила одна и смогла немного снять интерьеры. Потом в компании блогеров с серьезной фототехникой я уже почти не снимала. Мне было больше интересен рассказ Татьяны Сарачевой.
Огромное спасибо сотрудникам этого уникального музея за такую любовь к "своему" Собору.

Собор действительно уникальный, второго такого найти нельзя.
Царь Иоанн IV Грозный построил его как памятник очень значимой победы "взятия Казани" пришедшийся на праздник Покрова Богоматери 1 октября (14 по новому стилю).
Поэтому главный Храм, самый большой в Соборе в честь этого праздника. И правильное его название Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Ведь после большого московского пожара Иван III велел окружить Кремль рвом.
До XVII века он еще часто назывался Троицким, ведь считается, что на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. Было еще одно название у него - «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха, притом царь вел осля с патриархом пешком за, кажется (вот забыла цену), 200 рублей.

Храм построен без подвала.
Архитектура Покровского собора уникальна. Он представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином подклете.
Самая большая церковь - Покровская, с маленькой главкой. Еще 4 церкви имеют большие главы, остальные 4 чуть меньшие.
Все купола в 16 веке были шлемообразные.
Церкви на втором этаже объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной Покровской церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.
С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами - северное и южное.
С северо-восточной стороны на уроне подклета пристроена церковь Василия Блаженного.
К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня построенная в XVII в.

Сейчас в Соборе можно увидеть декор с 16 по 19 век. Это своеобразное погружение в историю его строительства и росписи.
Так его отреставрировал в 1920-е годы знаменитый архитектор реставратор Дмитрий Сухов.
Он не стал уничтожать более поздние наслоения как это любил делать позже Барановский.

Это очень хорошо видно во внутренней галерее
например

вот декор 16 века. Правда здесь сделана реставрация недавно совсем. И реставраторы все по линеечке красили - такого конечно быть не может. Но к сожалению в Москве это теперь обычная практика.

собор был не расписан, его украшал кирпичный декор. при этом кирпичи были самой разнообразной формы, из которых делался очень богатый декор.
Сами посмотрите какой портал сохранился.

В подклете Собора (кстати теперь открыто очень большое пространство подклета и там сделаны очень интересные экспозиции, в том числе о строительстве собора и применяемых материалах. там есть разнообразные кирпичи, голосники и т.д.)


вот росписи 17 века. Видны райские цветы, чешуйки и т.д.


на внешней обходной галерее сохранились не тронутые реставраторами подлинные росписи разных времен.
Они очень разнообразны


узор цветочный настолько разнообразен, что найти похожие два не возможно.

Галереи освещают выносные фонари очень красивые. Верх которых украшен декором похожим на главки собора:)))

это более сложные райские цветы 18 века

здесь мне свет понравился


обходная галерея или гульбище сначала было открытое, потом в конце 17 века поставили колонки с арками и укрыли ее от непогоды, ее перекрыли кирпичными сводами.
Музей очень деликатно застеклил галерею. Классная работа. Окно каждой арки индивидуально сделано. они же все кривые. Снаружи при вечернем освещении кажется что и стекол то нет.

в 1680-е годы над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатрами


На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Цветом выделены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени считали, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но при реставрации 2009 года церкви Троицы выяснилось, что свод абсолютно гладкий.


иконостасы церквей выполнены в 17 и 18 веках

пространства церквей настолько маленькие, что я не смогла снять их нормально


В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.

а в экспозиции подклета есть подлинные кусочки их декора


кусочек купола со стальными чешуйками.


при входе в подклет чугунный пол из плит "солнышко". Он виновник нарушенной гидроизоляции и низ стен при входе отсыревает. Стоит вопрос о снятии этого красивого пола. А жаль.

В экспозиции подклета много очень интересных экспонатов

Молитва Василию Блаженному
«Преблаженный Василие! От юности тщался ты стать в день суда Божия без страха и боязни, и, смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом. Собирал богатство духовное трудами и терпением со свечою всегда готовою. И, радуяся, взошел ты на небо. Молись спастись душам нашим. Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от него дар исцелений. И ныне, блаженные Василие, моли о нас, славящих твое успение».

На главной площади Москвы рядом с Кремлем стоит непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом.
И судьба у этого храма такая же яркая и причудливая. Официальное его название- собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Потом, до XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице.
Так почему же Василий Блаженный, который жил в то время, когда никакого собора еще не построили? И откуда он взялся, этот Василий?
Апрель памятен именами нескольких святых, имевших одинаковое имя - Василий. Таким именем называли многих мальчиков, появившихся на свет в этом месяце. Возможно, был среди них и знаменитый русский святой Василий Блаженный (даты его жизни неточны).

В 1469 году (по другим источникам - в 1464-м) в селе Елоховском близ Москвы родился мальчик, названный Василием. Родители его, крестьяне Иаков и Анна, долго не имели детей. Молитвами выпросили они ребенка у Бога и с детства внушали ему любовь к Всевышнему.
Когда сын подрос, отец стал брать его с собой в Москву: возле Китай-города продавал он плоды трудов своих. А потом отдал сына в сапожную мастерскую в ученики. Тихий мальчик прилежно трудился, читая про себя молитвы. В 16 лет Василий покинул мастерскую, и дом родительский, приняв на себя подвиг юродства.
На Руси блаженных и юродивых почитали Божьими людьми. Среди них были не только слабоумные от рождения, но и юродивые Христа ради, то есть люди, сознательно пошедшие на самопожертвование, а именно таким стал Василий - нищий скиталец ради спасения души.
Вверяясь словам апостолов: «Аще внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни», - такие люди отказывались от всех земных благ, подвергая себя лишениям. Блаженные не имели пристанища, питались только подаянием. Босыми в рубище ходили они в любую погоду, и тяжелые вериги раздирали их кожу до кровоточащих ран. Жизнью своей блаженные утверждали заповедь: «Не душа ли есть больше пищи и тело - одежды... Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам».
Блаженных называли печальниками народа. Они опускались на самое дно общества и поднимались в палаты бояр и царей, не как просители, а как заступники народные и обличители несправедливости.
Василий Блаженный скитался по Москве, ходил по храмам, для редкого отдыха укрывался в одной из башен Китай-города. Любимое им место народ назвал Васильевским лужком. Конечно, тот лужок теперь не сохранился, а вот Васильевский спуск существует поныне.
Именно здесь ходил Василий, устремляя глаза в небо, он как бы читал там истины, открывавшиеся ему. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнем.
Вообще-то знаменитый юродивый жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. Смутное время, жестокая борьба за власть, частые войны. Народ страдал не только от внешних врагов, но и от бесчинства бояр. Не раз грозный царь Иван выслушивал укоры блаженного Василия, но не решался наказать юродивого.
О самом Василии Блаженном ходило много необычных легенд. Однажды некие лихие люди решили выманить у юродивого шубу, подаренную ему барином. Один из воров притворился мертвым, а другой попросил Василия Блаженного помочь с погребением. Юродивый сразу понял, что его обманывают, но снял шубу и накрыл лежащего притворщика, сказав, что лукавый человек достоин быть мертвым. Обманщик оказался под шубой мертвым.
За день до большого московского пожара юродивый Василий пришел на порог Вознесенского монастыря и заплакал, говоря всем о том, что произойдет пожар. Разрушительное пламя разгорелось именно в этом монастыре.
Когда 88-летний Василий заболел, Иван Грозный пришел к нему со всем семейством. Старец, указав на Федора Иоанновича, произнес:
- Наследник будеши им, - и умер с просветленным лицом.
Похоронили Василия Блаженного недалеко от Кремля. Гроб несли царь и бояре. По велению Ивана Грозного, вблизи могилы был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. А у могилы юродивого начали совершаться чудеса. По преданию, нищий Герасим, который не мог ходить и 12 лет просил милостыню у Спасских ворот, во сне увидел Василия, сказавшего:
- Почему не веришь святым? Ступай к гробнице юродивого.
Герасим исполнил сие и излечился.
Предания повествуют, что не только моления у гроба юродивого, но даже земля с его могилы, принесенная в дом, давала исцеление болящим. Самое большое чудо свершилось спустя 36 лет после его погребения. 2 августа (как раз в день погребения) во время молитвы в храме Покрова исцелились сразу 120 болящих и немощных. Это посчитали знамением, и царь Федор Иоаннович приказал построить при соборе придел в честь Василия Блаженного и велел возвести серебряную гробницу над могилой.
Сюда стекались страждущие со всей Руси, а стольный град Москва стал считать Василия Блаженного своим заступником и молителем. Как сказано в житии святого:
«Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою, жизнь свою добре скончав и по преставлении своем милостию светло просия... Молися о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским городам и весям забрало и щит».
Чудеса начались после его погребения, как тогда говорили - от «гроба». Святой почитался как «от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонятель; слепым прозрение, хромым хождение, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение подающий».
На ранних иконах Василия представляли обнаженным, так как он отказался даже от одежды «наготою телесною Христу работая..., мраза и жжения солнечного никогда не уклоняяся.» Вот почему в народе его называли также Василий Нагой. На более поздних иконах тело святого стали опоясывать полотенцем. Иконы с изображением этого святого есть во многих храмах России.
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. Например, считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора, С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем.
После отказа защитников Казани от мирной сдачи города, русское войско начало осаду столицы Казанского ханства.
Согласно старинной легенде, во время службы, проводимой в походной церкви, когда священник прочитал строфы из Евангелие, раздался взрыв, благодаря которому удалось сделать проход в стене, окружающей город.
И хотя взрыв был заранее подготовлен русскими дружинниками, прорывшими тоннель под стеной – это совпадение вошло в легенды о походе Ивана Грозного. Русские войска ворвались в город и с тяжелыми боями завоевали победу. Для увековечивания памяти о славном походе, царь дал обет возвести в Москве величественный храм.
Прошло два года. Для строительства нового храма пришлось освободить место возле Спасских ворот Кремля, разрушив деревянную церковь Святой Троицы. Поскольку дата взятия Казани совпала с праздником Покрова, новый собор решили назвали Покровским. Есть версия, что Иван IV (Грозный) хотел постройкой этого храма увековечить память своего отца - Василия III, но доказать это предположение, пока, не удалось.
Чаще всего, при обсуждении истории храма, вспоминают легенду о том, что по приказу повелителя, после завершения строительства, архитекторов ослепили, чтобы никогда не было построено аналогичного объекта. Эту легенду историки опровергли документами, из которых следует, что имя архитектора Постника встречается в летописях в связи с возведением иных архитектурных объектов уже после завершения строительства Покровского собора в Москве.
Хотя стихотворение Дмитрия Кедрина, написанное об ослепленных зодчих, производит сильное впечатление:
«Как побил государь Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое Приходить мастерам.
И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих
Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка. Божница. Угар я жара.
И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера.
"Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?"
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход, Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие Фартуки наспех надели,
На широких плечах Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики, Луковки да купола.
И дивились ученые люди, Зане эта церковь
Краше вилл италийских И пагод индийских была!
Был диковинный храм Богомазами весь размалеван,
В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом.
Живописной артелью Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил, Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя Очесок седой бороды,
И в московской неволе Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста!
И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка Стояла у Лобного места
И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту...
А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей,
Обошел его царь - От подвалов и служб До креста.
И, окинувши взором Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем!
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих
Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
Соколиные очи Кололи им шилом железным,
Дабы белого света Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных,
И кидали их, Темных, На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило, Где было от пару темно,
Где кричали дьяки: "Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась.
И звонила она, Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры».
Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет. Строительство собора завершено в 1560 году До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Существует миф, что средства на строительство храма собирал сам Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
И хотя храм был освящен в 1557 году, его строительство продолжалось еще много лет. Каждый правитель пытался сделать храм более прекрасным.
Необычный «восточный» стиль башен собора указывает на то, что архитектор хотел привнести в образ православного храма восточные черты. Оказалось, что восемь куполов собора напоминают вид казанской мечети Кул-Шариф (Мечеть была разрушена при взятии Казани русским войском). Девятый (центральный) купол храма Василия Блаженного символизирует победу русичей в казанском походе.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклети. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Предпринималось несколько попыток уничтожения храма. Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем.
Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного; 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
Центральный – Покровский
Восточный; Троицкий
Юго-восточный; Александра Свирского
Южный; Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
Юго-западный; Варлаама Хутынского
Западный; Входоиерусалимский
Северо-западный; Св. Григория Армянского
Северный – Св. Адриана и Наталии
Северо-восточный; Иоанна Милостивого
Над могилой Иоанна Блаженного; придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
В пристройке 1588 года; придел Василия Блаженного
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был передан Историческому музею.
В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей.
Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
В храме можно увидеть предметы церковной утвари и 400 икон, относящиеся к 16 веку, среди них есть и чудотворные иконы.
Еще одна тайна связана с Покровским собором. Говорят, что в глубоких подвалах храма спрятана библиотека Ивана Грозного. Поверить в это трудно, поскольку возводился собор на насыпном валу и имеет неглубокий фундамент. Но ведь библиотека Ивана IV до сих пор не найдена.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережил всех пытавшихся его уничтожить. Один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на Красной площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда.
Хочется надеяться, что это навсегда.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top