Методы релаксации и техника медитации. Медитация

Методы релаксации и техника медитации. Медитация

Конец XIX - начало XX века стали для европоцентристской культуры началом поворота «на восток». Постепенно уходит в прошлое восприятие Азии как территории «отсталых» народов, происходит заимствование Западом культурных ценностей Востока. На рубеже веков появилось Теософское общество Елены Блаватской (1831-1891), опиравшееся на идеи древнеиндийской философии. В первой половине века супруги Николай Рерих (1874–1947) и Елена Рерих (1879–1955) принесли в Россию и другие страны философско-этическое учение Агни-йога (Живую этику), использующее медитацию как главный метод совершенствования сознания . Медленно проникал на Запад буддизм: в крупнейших европейских и американских университетах были созданы кафедры буддологии; активно переводились священные тексты с пали, санскрита, китайского, японского, тибетского, монгольского и других языков восточных народов. Немало способствовали популяризации Востока спиритические группы, устраивавшие открытые шоу с элементами йоги, буддийской медитации и прочей экзотики.

Медитация и психоанализ

В ХХ веке медитацию стали использовать в психотерапевтических целях. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud , 1856–1939) писал о медитации в работе «Неудовлетворенность культурой» : «Мой друг убедил меня в том, что, упражняясь в йоге, отрешаясь от мира, сосредоточивая внимание на телесных функциях и применяя нетрадиционные методы дыхания, можно добиться фактически новых ощущений и возможностей в себе, которые он рассматривает как возврат к первобытным формам разума, давно забытым». Фрейд считал медитацию религиозным методом, характерным для примитивной стадии развития личности.

Швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии Карл Юнг (Carl Gustav Jung , 1875–1961) испытал заметное влияние дзен-буддизма (течение в буддизме традиции Махаяны, важнейшее место в котором занимает медитация, созерцательность). В воспоминаниях о путешествии в Индию в 1938 году Юнг упомянул: «В то время я прочитал много трудов из индийской философии и истории религии и был глубоко уверен в ценности восточной мудрости». Юнг использовал некоторые техники глубокой медитации и йогу. Однако он предостерегал европейцев от «попыток подражания восточным практикам». «Как правило, из этого ничего не выходит, кроме искусственного отступления нашего западного рассудка, - писал Юнг в работе « О психологии восточных религий и философий ». - Конечно, кто готов во всем отказаться от Европы и действительно сделаться только йогином, со всеми вытекающими этическими и практическими последствиями, кто готов сидеть на шкуре газели под деревом баньяна и проводить свои дни в безмятежном не-бытии - за таким человеком я готов признать, что он понял йогу на индийский манер». Юнг был убеждён, что для западного человека гораздо важнее возвращение к собственной природе без применения систем и методов, подавляющих и контролирующих естество человека.

К концу 1950-х интерес к дзен-буддизму возрос. Этому во многом способствовал популяризатор дзен-буддизма на Западе профессор буддийской философии университета Отани (Otani University) Дайцэсу Тайтаро Судзуки (Daisetz Teitaro Suzuki , 1870–1966) - он переводил фундаментальные тексты традиции дзен, написал более ста работ о дзене и буддизме. «Стремление к благополучию человека через изучение его природы - эта общая черта, присущая как дзен-буддизму, так и психоанализу», - писал американский психолог и философ немецкого происхождения, один из основателей неофрейдизма Эрих Фромм (Erich Fromm , 1900–1980) во введение в книгу «Дзен-буддизм и психоанализ» . Фромм регулярно медитировал, был знаком с продвинутой медитативной техникой. Он отмечал удивительное сходство между дзеном и психоанализом - общие задачи, общую этическую направленность, независимость от авторитетов.

Восточный ветер Новой эры

Разочарованная в традиционных, в том числе христианских, ценностях молодежь 19 50-х - 1960-х годов с увлечением бросилась на поиски нового. Возросший после Второй мировой войны интерес к восточным религиям и культам приобрел весьма своеобразную форму. Ко двору пришлось стремительное развитие средств массовой информации и появление ранее малодоступной литературы о восточных учениях. С начала 19 70-х годов началась история движения New Age (Новая Эры), включающего множество религиозных и оккультных организаций. Известный американский историк-политолог Дэвид Маршалл (David Marshall) писал в книге «Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству» : «Манящее благоухание восточных религий смешалось с затухающими угольками хиппи-культуры и с гедонизмом поп-культуры, "приготовив" весьма крепкий коктейль… Гуру летят на Запад, покупая билет лишь в одну сторону. Молодые люди Запада летят на Восток в поисках гуру».

В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов. Опрос ВЦИОМ , проведённый в 1996 году, свидетельствует о том, что 2% россиян практиковали медитацию как способ восстановить психологическое равновесие.

В рамках New Age формировались (и продолжают появляться сейчас) многочисленные школы и учения. В основе многих из них - различные созерцательные техники: буддийские, йогические, даосские и другие. Основатель собственного мистического учения, индийский религиозный деятель Ошо (Osho, 1931–1990), уделял большое внимание тому, чтобы сделать медитацию стилем жизни и сам разработал несколько медитативных техник, основанных на движении и дыхании, сопровождаемых музыкой. Философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов (Omraam Mikhaël Aïvanhov , 1900–1986) занимался вопросами человеческого самосовершенствования. Автор собственного религиозно-мистического учения Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti , 1896–1986) настаивал на том, что медитация не должна иметь техники. Он предлагал медитацию-наблюдение: если вы наблюдаете за собой, это уже медитация. Различные медитативные техники предлагал Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 1925–1998), чьи бестселлеры вызвали всплеск интереса к мистицизму, психоделикам и новым уровням сознания.

Трансцендентальная медитация

5 февраля 2008 года в возрасте 91 года умер Махариши Махеш Йоги (Maharishi Mahesh Yogi , 1917–2008), создатель техники трансцендентальной медитации. В 1958 году в Индии Махариши организовал Движение духовного возрождения, призванное распространять технику трансцендентальной медитации (ТМ) и ведические знания, на которых она основаны. В 1959 он приехал в США , организовал постоянно действующий центр Движения, а затем - в Европу. В 1961 году Махариши провел первый курс подготовки учителей ТМ. В 1968 году у Махариши начали учиться участники группы The Beatles , что только способствовало росту популярности его учения. В настоящее время в мире насчитывается уже около 6 млн. человек, обучившихся технике ТМ. Практикующие ТМ дважды в день на 20 минут закрывают глаза и повторяют мантры, чтобы расслабиться, достичь ясности мысли и улучшить самочувствие.

Махариши, получивший ученую степень по физике в университете Аллахабада (University of Allahabad), очистил медитацию от оккультизма, мистики и эзотерики. Сразу после приезда в США он призвал провести исследование, чтобы научно доказать положительный эффект ТМ. По данным самой организации, за последние 40 лет учеными двухсот университетов и научно-исследовательских институтов тридцати пяти стран мира было проведено свыше шестисот научных исследований медитации , результаты которых собраны в шести томах сборника «Научные исследования по трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи» .

Первым исследователем физиологического эффекта ТМ был Роберт Уоллес (

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу . Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают "трансцендентальная медитация", мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской "духовности". Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, "поза кобры", "коровьей головы", "собаки мордой вниз" и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на "расширение сознания", "сверхчувственное восприятие" и "открытие внутренних пространств". Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую "божественность", слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге "Христианская йога": "Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. < …> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать" .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является "со-хам, со-хам", то есть "Я – это Он, Я – это Он". Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать "как боги" (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: "Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа". С изумлением женщина спросила: "Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?" Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: "Это нужно, чтобы придти к полному совершенству". Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. "Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься". "Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить". В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: "Господи, помилуй!", и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

***

Читайте также по теме:

  • Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой - Седмица.Ru
  • Занятие йогой является хулой на Духа Святого - митрополит Пирейский Серафим
  • Йога - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йоги и экстрасенсы заражают россиян своим безумием - Иоанн Адливанкин
  • Нужна ли православному христианину йога? - Андрей Шишков
  • Разочарование в йоге - Виталий Юренко
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади
  • О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки - Михаил Медведев, Татьяна Калашникова
  • Восточная медитация наступает на христианство - Серафим Роуз, иеромонах
  • Как я домедитировался до галлюцинация и мыслей о самоубийстве - Павел Андреев

***

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: "Посмотрим, что у тебя получится". Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: "Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию" .

Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем "выжигаются семена кармы", и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога "лицем к лицу" (1 Кор. 13:12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Использованная литература

1. Дешане Жан-Мари. Христианская йога. – Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

2. Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 – 39.

Существует два основных вида медитации: аналитическая и однонаправленная. Однонаправленная медитация характеризуется концентрацией сознания на одном объекте и называется Шаматхой. Если вы будете на протяжении трех лет медитировать с полной отдачей, то за это время возможно достигнуть безмятежности. Без этого попытки практиковать высшую Йога-тантру, Дзогчен и Махамудру вряд ли приведут к успеху. Можно сказать, что Шаматха - это ключ ко всем медитативным практикам.

Для успеха в занятиях медитацией необходимо, с одной стороны, хорошо знать цель медитации, с другой стороны - знать как медитировать. Сначала рассмотрим цель медитации. Первичная цель медитации - это успокоить, привести в порядок свой ум. Наш ум имеет огромный потенциал, высвободить который можно лишь посредством тренировки. Поскольку наш ум не тренирован, то находится в хаотическом состоянии, постоянно занят различными концепциями. В качестве примера рассмотрим небольшой пруд. Если взбаламутить воду, то ил смешается с водой, и вода в пруду станет грязной, непрозрачной. Вот примерно в таком же состоянии находится наш нетренированный ум. Он загрязнен различными ложными взглядами, негативными эмоциями и т.п.

Хотя вода в пруду изначально чиста, но, смешавшись с илом, она стала грязной. Если воду оставить в покое и дать илу осесть на дно, то она снова станет прозрачной. Подобным образом можно очистить и ум. Если дать ему успокоиться, то все концепции, негативные эмоции “осядут” и ум станет чистым, ясным и прозрачным. Средством для успокоения и очистки ума является медитация.

Благодаря медитации ваш ум станет умиротворенным. Замечательные свойства состояния Шаматха таковы, что когда оно достигается, сознание и тело проникаются радостью и блаженством, безгранично превосходящими радость от любых мирских удовольствий. Все феномены будут понятны вам подобно тому, как в прозрачной воде хорошо просматривается все дно пруда. Когда ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие жизни.

Итак, Шаматха делает наш ум умиротворенным и чистым. Но лишь одна однонаправленная концентрация не может обеспечить такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от омрачений.

Однонаправленную медитацию следует сочетать с аналитической. С ее помощью мы обучаемся быть терпимыми, негативные жизненные ситуации превращать в тренировку ума.

Аналитическая медитация не требует каких-то особых условий, вы можете ею заниматься, даже когда смотрите телевизор, размышляете перед сном и т.д.

Теперь перейдем к рассмотрению однонаправленной концентрации.

Как развить однонаправленную концентрацию

Немного подробнее расскажу о пользе развития однонаправленной концентрации. Эта польза многообразна. Например, когда медитирующий разовьет в себе Шаматху, то он достигнет совершенной податливости тела и ума, т.е. безмятежности , которая не может сравниться ни с каким мирским счастьем. Его умственные способности приходят в состояние, при котором он способен читать мысли других, а ум медитирующего обретает при этом особое свойство проникать в суть самых туманных вещей и явлений с необыкновенной легкостью. В философии буддизма говорится, что когда мы анализируем причину страдания, то мы прослеживаем ее до эмоций, причиняющих страдание, которые в свою очередь приводят нас к своему источнику - неведению. Таким образом, неведение является корнем любого страдания. Для того чтобы вообще прекратить страдание, мы должны убрать причину страдания, каковой является неведение. Для того чтобы это осуществить, нам необходима хорошая концентрация, ясный ум и мудрость, без которых невозможно достичь освобождения или прекращения страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что Шаматха играет ключевую роль в практике буддизма.

А теперь о технике развития однонаправленной концентрации. Сначала я расскажу о шести условиях , способствующих развитию этого состояния.

1. Благоприятное место , в котором следует пребывать тем, кто хочет развить Шаматху. На начальном этапе это не столь важно, но в будущем, когда вы будете интенсивно медитировать, выбор хорошего места для медитации будет очень важен. Лама Цонкапа специально разработал учение о выборе места для тех, кто хочет достичь серьезных реализаций. Оно должно обладать пятью характеристиками:

можно легко добыть пищу;
рядом должен быть источник воды;
окружающая среда не должна нести угрозу для жизни;
близость к месту, где находится Духовный Наставник или друзья и единомышленники;
тихая, чистая и мирная местность.

2. Малые желания (отсутствие привязанности к доброкачественной или обильной пище и прочему).

3. Довольствование тем, что имеется .

4. Оставление всяких видов деятельности .

5. Соблюдение чистой нравственности (ненарушение обетов и т.п.)

6. Отказ от мыслей об удовлетворении желаний (созерцание пагубности желаний).

Медитация на дыхании

В целях успокоения ума следует предварительно заняться медитацией на дыхании. В состоянии возбуждения или гнева вам весьма трудно будет сконцентрироваться на одном объекте, поэтому даже не пытайтесь заниматься однонаправленной концентрацией, кроме отвращения вы ничего в себе не разовьете.

Приняв правильную позу, прежде всего выдохните. Затем медленно вдыхайте, концентрируясь на кончике носа. Когда вы почувствуете, что вдох превращается в выдох, сконцентрируйтесь на движении воздуха на выдохе. При этом ваш ум как бы движется вместе с воздухом.

В целях поддержания концентрации следует считать количество вдохов и выдохов. Выдыхая в первый раз, вы мысленно произносите: один. Потом вдох-выдох - два и т.д. При этом следите за дыханием сознательно, и автоматически ум начнет успокаиваться. Если вы сумеете при полной концентрации вдохнуть и выдохнуть 21 раз, то вы непременно успокоите свой ум.

Вы должны полностью осознавать вдох и выдох, не отвлекаясь на различные мысли. Это противоядие от гнева, а также и от депрессии, в которую легко впасть в наше время.

Медитацией следует заниматься не слишком долго, чтобы она не стала для вас наказанием. По утрам свои занятия начните с медитации на дыхании. Вдох и выдох должны быть непрерывными, плавными, спокойными, без прерывистых толчков воздуха. Дыхание должно быть практически незаметным. В случае насморка дышите ртом.

Во время медитации не давайте волю своему воображению. Время от времени открывайте глаза и смотрите на реальный мир. Когда вы закрыли глаза и начали медитировать, не старайтесь силой исправить то, что происходит в вашем воображении. Если визуализация вышла из-под контроля, надо на некоторое время открыть глаза.

Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:

I. Поза;
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.
I. Семичленная поза будды Вайрочаны

Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот - слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.

II. Объект медитации

Для развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.

Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.

Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации : поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).

Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.

Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!

Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.

Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.

При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это - галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.

Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).

Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.

Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба - это символ тела Будды.
У горла - это символ речи Будды.
У сердца - это символ ума Будды.

Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ - телу, А - речи, ХУМ - уму.

Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.

III. Техника развития концентрации

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.

1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним

Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок :

1) Лень.

Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.

2) Забывчивость .

В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.

3) Ментальное отупение и отвлечение .

Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.

В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение - это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение - это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.

Грубое ментальное отвлечение - это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения - это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.

Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.

4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.

Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.

5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости .

Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.

Восемь противоядий от пяти ошибок:

1) вера;
2) усердие;
3) энтузиазм;
4) спокойствие;
5) осознавание;
6) бдительность;
7) применение противоядий;
8) равновесие.

Первые четыре противоядия являются главными противоядиями от лени. Здесь вера рассматривается в контексте развития веры в особые свойства Шаматхи. Посредством этой веры развивается усердие, сильное стремление к достижению Шаматхи. Затем чтобы достичь этого состояния, возникает естественным образом энтузиазм. Медитирующий достигает состояния Шаматха и спокойствия, которое является четвертым и последним противоядием от лени.

Осознавание

Осознавание является противоядием ко второй ошибке и является одной из жизненно-важных практик развития Шаматхи. Если мы не обладаем осознаванием, то невозможно развить концентрацию. В Ламриме говорится, что осознавание должно иметь три свойства:

Свойство объекта. Это объект медитации, с которым знаком ум.
Свойство аспекта. Это ум, который ясно удерживает объект медитации.
Свойство функции. Это ум, пребывающий на объекте медитации.

Вкратце, осознавание означает “знакомство с объектом, удержание его и не отвлечение”.

Бдительность

Бдительность является противоядием к третьей ошибке. Она - как шпион, который дает нам информацию, когда ментальное отупение или отвлечение появляются во время нашей медитации. Однако нам требуется особое противоядие для устранения ментального отвлечения и отупения. Для устранения ментального отупения лучшим противоядием является радостное состояние ума, которое достигается путем размышления о положительных свойствах Шаматхи, драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти и т.п. Если в результате применения этих противоядий наше ментальное отупение еще не устранилось, тогда мы используем силовой метод, предложенный в свое время Асангой: визуализируйте в межбровье точку белого цвета размером с булавочную головку, испускающую свет в десяти направлениях. Это поможет прояснить ум.

Иногда чтобы избавиться от ментального отупения, достаточно умыть лицо или поместить объект медитации немного выше. Что касается ментального отвлечения, то чтобы избавиться от него, следует размышлять об ущербности объекта привязанности, раздумывать о страданиях сансары и т.д. Если в результате применения указанных противоядий ментальное отвлечение еще не ушло из нашей медитации, тогда нам следует перестать медитировать, сделать небольшой перерыв и заняться дыхательной медитацией. Многие опытные йоги рекомендуют дыхательную медитацию, как очень эффективный метод для контроля над скачущими мыслями.

В одном из текстов Абхидхармы упоминается шесть шагов в дыхательной медитации. Первый шаг - это просто считать вдох-выдох, например, до 21 раза. Как только ум становится более спокойным, следует перейти к следующему шагу. На этой стадии мы уже не считаем, а просто наблюдаем дыхание. Третий шаг заключается в том, чтобы наблюдать не только за дыханием, но и за его ритмичностью. На четвертом шаге мы исследуем наши чувства и ощущения, возникающие в различных частях тела в процессе дыхания. На пятом шаге следует анализировать, как меняется дыхание от движения к движению, какие оно вызывает ощущения, и как эти ощущения меняются. Последняя стадия называется стадией сдвига. Здесь мы перемещаемся с медитации на дыхании к медитации на более глубоких объектах, таких как великое сострадание или пустота присущего существования. Эта дыхательная медитация непременно успокоит наш ум и сделает его более ясным и проникающим, способным к дальнейшей однонаправленной концентрации.

При блуждании ума попробуйте применить такой способ. Обычно объект медитации находится на уровне бровей. Надо его опустить ниже и ослабить напряженность удержания. Другой вариант - прекратить медитацию и выключить свет. Блуждание ума возникает от привязанности. Поэтому в темноте следует поразмышлять о непостоянстве, что ослабит привязанность к мирским удовольствиям и объектам.

Последние два пункта: Применение противоядия и Равновесие - являются противоядием от двух последних ошибок медитации, которые я уже объяснил.

2. Девять этапов развития концентрации

В Ламриме Чже Цонкапа объясняет, как развить концентрацию в девять этапов. Он дает особое название каждому этапу концентрации, за которыми кроется глубокий смысл. Вот они:

1) Закрепление мысли на объекте.
2) Продолженное закрепление.
3) Поправляемое закрепление.
4) Прочное закрепление.
5) Обуздание ума.
6) Успокоение.
7) Полное успокоение.
8) Однонаправленное сосредоточение.
9) Ровное сосредоточение (равновесие).

1) Закрепление мысли на объекте

На первом этапе трудно с самого начала получить ясное изображение, и вам кажется, что ум вам не подчиняется и медитация идет вяло. Но на самом деле это хороший знак, говорящий, что вы прогрессируете. Просто вы проходите стадию узнавания недостатков ума, понимаете, насколько он был занят всякой чепухой. Поэтому, если у вас получилась грубая картинка, вы должны быть ею удовлетворены и стараться ее удержать.

Когда мы легко можем направить свой ум к выбранному объекту и способны некоторое время концентрироваться на нем, это означает, что мы достигли первого этапа. На этом этапе наша концентрация длится одну минуту.

2) Продолженное закрепление

Здесь мы убираем ошибку забывания объекта медитации. Когда вы уже нашли, удержали и сохраняете объект медитации, то старайтесь сделать его ясным и четким. Не следует увеличивать его яркость резко, старайтесь добиваться ее увеличения небольшими шажками, постепенно.

Находясь на 2-й ступени, вы время от времени будете скатываться в сторону первой. То вы способны удерживать объект в течение 4 минут, то - лишь в течение одной. Это нормальное явление, пусть оно вас не огорчает. По мере того, как наша концентрация слегка улучшается, и мы способны без отвлечений концентрироваться на объекте более двух минут, - это означает, что достигли второго этапа концентрации и можно переходить к третьей.

3) Поправляемое закрепление

На третьем этапе в результате того, что наше осознавание стало сильным, мы можем не только концентрироваться более десяти минут, но также в состоянии вернуть ум обратно к объекту медитации сразу после того, как он покинул его.

Основная разница между первым и вторым этапами - во времени медитации (одна и две минуты соответственно). А разница между вторым и третьим этапами состоит в том, что промежуток времени, когда не осознается потеря объекта медитации, становится все меньше и меньше. Т.е. как только вы почувствуете, что внимание ослабляется, вы сразу же усиливаете его. На втором этапе объект может на какое-то время вообще пропасть, вы можете даже забыть, где находитесь и что делаете. Вы как бы улетаете куда-то и можете заметить это лишь через некоторое время. На третьем этапе, как только вы собираетесь куда-то улететь, то сразу замечаете это и возвращаетесь обратно.

4) Прочное закрепление

На четвертом этапе - это улучшенное закрепление мысли вследствие многократного сосредоточения. Мы можем концентрироваться уже в течение двух часов. Полностью преодолено грубое ментальное отвлечение, однако ментальное отупение и тонкое ментальное отвлечение могут еще часто возникать во время медитации, поэтому еще приходится периодически смотреть на объект. Усилив внимательность, отвлечения уже не должны допускаться.

5) Обуздание ума

На пятом этапе наш ум хорошо дисциплинирован, и мы практически можем концентрироваться, когда хотим и сколько хотим. Однако тонкое ментальное отупение все еще может возникать. Поэтому наша бдительность должна проявляться еще сильнее, чем на ранних стадиях, для того, чтобы выявить эти препятствия.

6) Успокоение

На шестом этапе наша концентрация становится очень ясной, и тонкое ментальное отупение больше не присутствует во время нашей медитации, однако тонкое ментальное отвлечение все еще возникает. Следовательно, на этом этапе мы должны основной упор делать на устранение этой тонкой ошибки. Еще нет должной интенсивности, которая и вырабатывается на этом уровне.

7) Полное успокоение

На седьмом этапе мы можем преодолеть даже тонкое ментальное отвлечение. Однако наша концентрация еще не очень стабильна и нам приходится все время быть бдительными, отбрасывая возникшие по неосмотрительности изъяны сосредоточения.

8) Однонаправленное сосредоточение

На восьмом этапе нам еще приходится делать небольшое усилие, чтобы достичь естественного сосредоточения. Во время медитации наша концентрация полностью свободна от всех ошибок и становится более стабильной, чем прежде. Поэтому нам не следует применять каких-либо противоядий, не следует даже проверять, не возникают ли ошибки. Этот этап называется поглощенностью .

9) Ровное сосредоточение (равновесие)

На девятом этапе у нас уже нет необходимости применять какие бы то ни было усилия, чтобы начать или продолжить нашу концентрацию. Сосредоточение становится ровным, естественным и самоподдерживающимся.

Посредством силы равновесия наша концентрация продолжается спонтанно, следовательно, это приведет к ментальному и физическому покою. Медитация становится очень мощной. Вы можете удерживать объект столько времени, сколько хотите. Когда мы достигаем подобного покоя, который был вызван нашей спонтанной концентрацией, то это состояние называется Шаматха. На этом этапе наш ум становится таким ясным и проникающим, что мы чувствуем себя в состоянии сосчитать каждый атом на земле.

Можно сказать, что на этом этапе достигается состояние “естественного парения”. Здесь можно провести аналогию с полетом птицы. Сначала птица набирает высоту и машет крыльями, поддержание полета требует усилий. Когда же птица достигает достаточной высоты, то она свободно парит в воздухе практически без усилий. Этому “парению” и соответствует 9-я стадия медитации.

3. Использование шести сил

Для того, чтобы улучшить нашу концентрацию для осуществления девяти этапов, у нас есть необходимость полагаться на специальные методы шести сил и четырех видов внимания.

Шесть сил таковы:

1) сила слушания;
2) сила вникания;
3) сила внимательности (осознавания);
4) сила бдительности;
5) сила усердия;
6) сила навыка (узнавания).

Давайте посмотрим, как эти силы связаны с девятью этапами концентрации.

1) На первом этапе очень важна сила слушания . Посредством этой силы мы узнаем как медитировать, как закрепить мысль на объекте.

2) Сила вникания помогает нам освоить второй этап концентрации. Вы должны думать об объекте не только во время самой медитации, но и в любое свободное время среди повседневных дел. Так, когда вы хотите выучить поэму, вы вдумываетесь в нее все больше и больше, а затем уже начинаете запоминать. Чем больше вы обдумываете объект медитации, тем быстрее освоите его.

3) Сила внимательности является одной из самых необходимых и осуществляющих прочное закрепление на объекте медитации. Она помогает овладеть третьим и четвертым этапами концентрации. Эта сила имеет три характеристики: ясность, удержание объекта, неотвлечение. После того, как мы разовьем в себе внимательность, мы сможем возвращать наш ум обратно к объекту медитации, как только отвлечемся, что также значительно улучшит наше сосредоточение.

4) Сила бдительности помогает в осуществлении обуздания и успокоения ума, т.е. она помогает преодолеть пятую и шестую ступени и перейти к седьмой. Преодоление этих трех ступеней напоминает починку телевизора, его настройку, когда мы стремимся к четкости и ясности изображения.

5) Сила усердия помогает нам в освоении седьмой и восьмой стадий концентрации. На этих двух этапах наша концентрация очень четкая и чистая, но требует небольшого усилия вначале, чтобы дать старт медитации и продолжить ее без перерывов.

6) Благодаря силе навыка на девятом этапе, мы достигаем завершенной способности концентрироваться без усилий и перерывов, т.е. достигаем ровного сосредоточения, без какого-либо беспокойства.

Существует четыре вида внимания , о которых не следует забывать:

Напряженное
Прерывающееся
Непрерывное
Естественное

Первые два этапа являются этапами, требующими больших усилий. Поэтому первый вид внимания называется напряженным. На третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом этапах концентрации, когда мы занимаемся медитацией, наше сосредоточение прерывается из-за ментального отупения и отвлечения. Следовательно, эти пять этапов концентрации являются этапами прерывающегося внимания.

Непрерывное внимание означает занятие медитацией без каких-либо перерывов. На восьмом этапе концентрации наша медитация не будет прервана ментальным отупением или отвлечением. Поэтому внимание непрерывно. На последних этапах концентрации у нас уже нет необходимости опираться на какое-либо усилие, чтобы концентрироваться. Таким образом, девятый этап концентрации является естественным. Если мы стараемся развить Шаматху с четким знанием упомянутых методов, то мы этого добьемся через два или три года.

Медитация, бывшая некогда для западного человека экзотикой, завоёвывает сейчас всё огромную популярность. Европейцы по достоинству оценили эффективность этого метода снять напряжение. Фото (SXC license): Tosaporn Boonyarangkul

Стресс, вялость, раздражительность - верные спутники обитателей крупных городов. В поисках различных методов борьбы с нехорошим самочувствием и отрицательными эмоциями всё больше людей отдают предпочтение медитации.

Может быть, одна из обстоятельств состоит в том, что часто возникают сообщения о положительном воздействии медитативных практик на здоровье. Так, результаты исследовательских работ ученых Института Кентукки (University of Kentucky), размещенные в марте этого года, свидетельствуют, что медитация содействует нормализации завышенного давления: понижает систолическое давление крови в среднем на 4,7 мм рт. ст., диастолическое - на 3,2 мм рт. ст.

Медитация (от латинского meditatio - размышление, мысленное созерцание) - способ воздействия человека на собственный внутренний мир. Согласно Словарю медицинской психологии, медитация - это насыщенное, проникающее вглубь размышление, погружение разумом в предмет, идею, которое достигается оковём сосредоточенности на одном объекте и устранении всех причин, рассеивающих внимание, как наружных (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Есть религиозно-философские, культовые, психотерапевтические медитации.

Девять истоков

В недалёком прошедшем при слове «медитация» мы представляли погруженного в глубочайший транс одинокого аскета, сидячего годами в пещере в какой-либо из государств Азии. Вправду, медитация зародилась в рамках восточной культуры. 1-ое археологическое свидетельство медитативных практик найдено в Индии и относится к периоду до 1500 года до н.э. Корешки явления также следует находить в Китае: формы китайской медитации всходят к истокам даосской традиции и числятся независящими от индийской. Использовались медитативные состояния и в старом шаманизме. Особенное развитие медитация получила в индийской йоге, буддизме, даосизме, джайнизме.

Конец XIX - начало XX века стали для европоцентристской культуры началом поворота «на восток». Равномерно уходит в прошедшее восприятие Азии как местности «отсталых» народов, происходит заимствование Западом культурных ценностей Востока. На рубеже веков появилось Теософское общество Лены Блаватской (1831–1891), опиравшееся на идеи древнеиндийской философии. В первой половине века супруги Николай Рерих (1874–1947) и Лена Рерих (1879–1955) принесли в Россию и другие страны философско-этическое учение Агни-йога (Живую этику), использующее медитацию как главный способ совершенствования сознания. Медлительно проникал на Запад буддизм: в огромнейших европейских и американских институтах были сделаны кафедры буддологии; интенсивно переводились священные тексты с пали, санскрита, китайского, японского, тибетского, татарского и других языков восточных народов. Много содействовали популяризации Востока спиритические группы, устраивавшие открытые шоу с элементами йоги, буддийской медитации и иной экзотики.

Часто во время медитации употребляют благовония. Некие запахи - к примеру, запах лаванды - успокаивают и помогают сосредоточиться, другие же, как запах цитрусовых, заряжают энергией и содействуют просыпанию после медитации. Фото (SXC license):j ha

Медитация и психоанализ

В ХХ веке медитацию стали использовать в психотерапевтических целях. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856–1939) писал о медитации в работе «Неудовлетворенность культурой»: «Мой друг уверил меня в том, что, упражняясь в йоге, отрешаясь от мира, сосредоточивая внимание на телесных функциях и применяя нетрадиционные способы дыхания, можно достигнуть практически новых чувств и способностей внутри себя, которые он рассматривает как возврат к первобытным формам разума, издавна забытым». Фрейд считал медитацию религиозным способом, соответствующим для примитивной стадии развития личности.

Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии Карл Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961) испытал приметное воздействие дзен-буддизма (течение в буддизме традиции Махаяны, важное место в каком занимает медитация, созерцательность). В мемуарах о путешествии в Индию в 1938 году Юнг упомянул: «В то время я прочел много трудов из индийской философии и истории религии и был глубоко уверен в ценности восточной мудрости». Юнг использовал некие техники глубочайшей медитации и йогу. Но он остерегал европейцев от «попыток подражания восточным практикам». «Как правило, из этого ничего не выходит, не считая искусственного отступления нашего западного рассудка, - писал Юнг в работе «О психологии восточных религий и философий». - Естественно, кто готов во всем отрешиться от Европы и вправду сделаться только йогином, со всеми вытекающими этическими и практическими последствиями, кто готов посиживать на шкуре газели под деревом баньяна и проводить свои деньки в безмятежном не-бытии - за таким человеком я готов признать, что он сообразил йогу на индийский манер». Юнг был убеждён, что для западного человека еще важнее возвращение к своей природе без внедрения систем и способов, подавляющих и контролирующих естество человека.

К концу 1950-х энтузиазм к дзен-буддизму возрос. Этому почти во всем содействовал популяризатор дзен-буддизма на Западе доктор буддийской философии института Отани (Otani University) Дайцэсу Тайтаро Судзуки (Daisetz Teitaro Suzuki, 1870–1966) - он переводил фундаментальные тексты традиции дзен, написал более 100 работ о дзене и буддизме. «Стремление к благополучию человека через исследование его природы - эта общая черта, присущая как дзен-буддизму, так и психоанализу», - писал южноамериканский психолог и философ германского происхождения, один из основоположников неофрейдизма Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900–1980) во введение в книжку «Дзен-буддизм и психоанализ». Фромм часто медитировал, был знаком с продвинутой медитативной техникой. Он отмечал необычное сходство меж дзеном и психоанализом - общие задачки, общую этическую направленность, независимость от авторитетов.

Создатель техники трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги. Фото: Maharishi Weltfriedens-Stiftung

Восточный ветер Новейшей эпохи

Разочарованная в обычных, в том числе христианских, ценностях молодежь 1950-х - 1960-х годов с увлечением ринулась на поиски нового. Возросший после 2-ой мировой войны энтузиазм к восточным религиям и культам заполучил очень своеобразную форму. Ко двору пришлось быстрое развитие сми и возникновение ранее малодоступной литературы о восточных учениях. С начала 1970-х годов началась история движения New Age (Новенькая Эпохи), включающего огромное количество религиозных и оккультных организаций. Узнаваемый южноамериканский историк-политолог Дэвид Маршалл (David Marshall) писал в книжке «Новый век против Евангелия, либо Величайший вызов христианству»: «Манящее благоухание восточных религий смешалось с затухающими угольками хиппи-культуры и с гедонизмом поп-культуры, «приготовив» очень крепкий коктейль… Гуру летят на Запад, покупая билет только в одну сторону. Юные люди Запада летят на Восток в поисках гуру».

В Рф энтузиазм к медитации появился во время перестройки и достигнул пика сначала 1990-х годов. Опрос ВЦИОМ, проведённый в 1996 году, свидетельствует о том, что 2% россиян практиковали медитацию как метод вернуть психологическое равновесие.

В рамках New Age формировались (и продолжают появляться на данный момент) бессчетные школы и учения. В базе многих из их - разные созерцательные техники: буддийские, йогические, даосские и другие. Основоположник собственного магического учения, индийский религиозный деятель Ошо (Osho, 1931–1990), уделял огромное внимание тому, чтоб сделать медитацию стилем жизни и сам разработал несколько медитативных техник, основанных на движении и дыхании, сопровождаемых музыкой. Философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов (Omraam Mikhaël Aïvanhov, 1900–1986) занимался вопросами людского самосовершенствования. Создатель собственного религиозно-мистического учения Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 1896–1986) настаивал на том, что медитация не обязана иметь техники. Он предлагал медитацию-наблюдение: если вы наблюдаете за собой, это уже медитация. Разные медитативные техники предлагал Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 1925–1998), чьи бестселлеры вызвали всплеск энтузиазма к мистицизму, психоделикам и новым уровням сознания.

Трансцендентальная медитация

5 февраля 2008 года в возрасте 91 года погиб Махариши Махеш Йоги (Maharishi Mahesh Yogi, 1917–2008), создатель техники трансцендентальной медитации. В 1958 году в Индии Махариши организовал Движение духовного возрождения, призванное распространять технику трансцендентальной медитации (ТМ) и ведические познания, на которых она основаны. В 1959 он приехал в США, организовал повсевременно действующий центр Движения, а потом - в Европу. В 1961 году Махариши провел 1-ый курс подготовки учителей ТМ. В 1968 году у Махариши начали обучаться участники группы The Beatles, что только содействовало росту популярности его учения. В текущее время в мире насчитывается уже около 6 млн. человек, обучившихся технике ТМ. Практикующие ТМ два раза в денек на 20 минут закрывают глаза и повторяют мантры, чтоб расслабиться, достигнуть ясности мысли и сделать лучше самочувствие.

Махариши, получивший ученую степень по физике в институте Аллахабада (University of Allahabad), очистил медитацию от оккультизма, мистики и эзотерики. Сходу после приезда в США он призвал провести исследование, чтоб научно обосновать полезный эффект ТМ. По данным самой организации, за последние 40 лет учеными двухсотен институтов и научно-исследовательских институтов 30 5 государств мира было проведено выше 600 исследований медитации, результаты которых собраны в 6 томах сборника «Научные исследования по трансцендентальной медитации и программке ТМ-Сидхи».

Исследования служащих Мед института штата Джорджия США (Medical College of Georgia) обосновали, что постоянные занятия трансцендентальной медитацией содействуют понижению давления темнокожих подростков, склонных к гипертонии. Фото: Medical College of Georgia

Первым исследователем физиологического эффекта ТМ был Роберт Уоллес (Robert Keith Wallace). Уоллес в 1968 году защитил диссертацию «Влияние трансцендентальной медитации на физиологию: предполагаемое 4-ое основное состояние сознания» в Калифорнийском Институте в Лос-Анджелесе (UCLA), после этого работал в Гарвардской мед школе. Его исследования техники ТМ размещены в журнальчиках «Science» и «Scientific American». В собственных работах он пишет о том, что во время ТМ существенно понижается потребление кислорода и выделение углекислого газа, частота сердечных сокращений, дыхания и регистрируются устойчивая альфа-активность мозга со существенно увеличенной амплитудой волн (альфа-волны обычно вырабатываются в состоянии расслабления).

Исследования свидетельствуют также о том, что у практикующих ТМ растут интеллектуальные и творческие возможности, снимается хроническое беспокойство. Ученые узнали, что во время ТМ понижается содержание в крови кортизола, гормона стресса. Установлено, что ТМ эффективнее, чем принятые терапевтические способы, содействует уменьшению употребления табака, алкоголя и наркотиков.

Научные работы о ТМ запустили волну исследования других видов медитации. Группа исследователей из институтов Миннесоты (University of Minnesota) и Торонто (University of Toronto) нашли, что буддийская медитативная техника бдительности помогает людям не отвлекаться на противные эмоции и сохранять сосредоточенность. Ученые из австралийского мед центра Флиндерс (Flinders medical centre) узнали, что глубочайшая буддийская медитация значительно изменяет активность мозга. Дилан Делосанжелес (Dylan DeLosAngeles) отмечает, что медитация увеличивает способность концентрироваться, её можно использовать для исцеления людей с рассеянным вниманием. Нейрофизиологи из Висконсинского (University of Wisconsin) и Лейденского (Leiden University) институтов экспериментально обосновали, что буддийская медитация випассана улучшает внимание.

Медитативные техники без религиозных и культовых частей употребляют в собственной практике многие психоаналитики. Так, описаны отличные результаты по снятию экзаменационного стресса с помощью приемов психологической медитации. Ещё в 1932 году германский невропатолог Иоганнес Генрих Шульц (Johannes Heinrich Schultz, 1884–1970) сделал способ аутогенной тренировки, в каком употребляются медитативные упражения. В терапевтических целях используются легкие медитации: концентрация на своем теле, на позе, на дыхании, на предмете. Употребляются обыкновенные позы - к примеру, сидя на стуле со спинкой либо лежа на спине.

Но спецы считают, что медитация не может поменять психотерапию. А используемая не впору либо некорректно, она может иметь нехорошие последствия для психологического здоровья.

Антонина Захарова

На Западе в последние годы наблюдается большое увлечение восточными религиями, философией Востока и практиками медитации. Причина может скрываться в том, что Восток, люди Востока указывают верный путь жизни, внутренней дисциплины, медитации, созерцательной молитвы, правильного поведения. И, как мы видим, люди Запада видят в этих правилах необходимую им опору.

Восточная медитация – самостоятельная техника упражнений

Медитация Востока – это полное мысленное погружение в объект и фокусировка на его сути. Объектом медитации может быть человек, любое живое существо, предмет, какой-либо процесс или явление.

Восточная медитация отличается таким аспектом, как концентрированное мышление. Задача человека, занимающегося духовной практикой, научиться и немедленно возвращать к нему ум, после любой попытки отклонения от объекта концентрации. Удивительной красоты восточная музыка для медитации, которую можно слушать онлайн и качать бесплатно в сети, поможет вам расслабиться и одновременно сосредоточиться, и достигнуть состояния медитации.

Практикуя самостоятельно восточную медитацию на расслабление, вы постепенно формируете в себе способность наблюдать и держать под контролем свои мысли, чувства, эмоции и поступки. Благодаря медитативным упражнениям, возрастает сила ума, практик становится способен контролировать собственную психическую энергию. Домашняя восточная медитация – это процесс длительный и постепенный. Не следует надеяться на быстрый результат. Здесь победы добиваются не за один день. Если вы начали практиковать упражнения того или иного вида медитации, вам необходимо терпение. Но, плюс к этому вам понадобится решительность для достижения своих целей.

Правила восточной медитации – как войти в состояние просветления

Все медитативные упражнения востока, следует выполнять в приятной атмосфере, спокойной обстановке, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки, суетные мысли, чтобы не мешали люди, не врывались в процесс вашего внутреннего диалога. Воздух в комнате, где вы собираетесь заняться духовной практикой под спокойные звуки восточной музыки для медитации должен быть чистым, свежим, а температура воздуха комфортной. Наденьте удобную, не стесняющую движений одежду.

Самостоятельной восточной медитацией рекомендуется заниматься под тихую музыку на восходе солнца, или же в вечерние часы – 19-20 часов вечера. Невозможно медитировать в возбужденном состоянии. Вы должны быть спокойны, уравновешены, в вашей душе должно . Позу для медитации выбирайте сами, важный критерий медитативной позы – ее комфортность. Для практических упражнений восточной медитации используйте особые места, чистые, священные для вас, так называемые убежища. Вы можете создать их в своей душе с помощью такого дара, как воображение. В таких местах – прекрасных, безупречных, созданных вами для себя самого, несложно войти в состояние просветления.

Слушать на видео восточную музыку для медитации




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top