Молодой воробей упал из гнезда ветер сильно. И.С

Молодой воробей упал из гнезда ветер сильно. И.С

Многие годы работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы обеспечить его максимальное развитие.
Как педагог я ставила перед собой следующую задачу: как добиться развития личности, качества обучения при этом сохранить и улучшить здоровье детей? Для реализации данной задачи достигалась следующим образом. Я применяю при изучении любого предмета дифференцированный подход к обучению.
Осуществляя его, руководствуюсь следующими требованиями: " создание атмосферы, благоприятной для учащихся " активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребёнок учился согласно своим возможностям и способностям. Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века», который базируется на дифференцированном обучении. Дифференциация несет в себе здоровьесберегающий подход.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников и рабочих тетрадей, позволяющих снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.
Группы учеников, обладающих одинаковыми способностями, могут формироваться на основании следующих показателей:
Результаты педагогической диагностики.
В УМК «Начальная школа XXI века» разработана педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Интеллектуальную готовность оценивают учителя.
Собранные данные в процессе ее проведения должны использоваться мной для осуществления диффенцированного подхода в обучении.
Для организации дифференцированного обучения формируются группы учеников, обладающие примерно одинаковыми индивидуальными особенностями, на основании следующих показателей.
Результаты педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика позволяет выявить: качество усвоения учащимися учебного материала; уровень самостоятельности учащихся, сформированности у них самоконтроля и самооценки; насколько сформирована у школьника учебная деятельность.
С её помощью можно также определить, на каком уровне – репродуктивном или продуктивном – усвоены те или иные знания. Если это репродуктивный уровень, то задание выполняется по образцу, ученик действует только по инструкции. На продуктивном уровне ученик умеет самостоятельно осуществить поиск решения, может выявить нестандартный способ действия.
Например, на уроках математики используются различные виды продуктивных заданий: классификация математических объектов; задания с недостающими или лишними данными; выполнения задания разными способами, поиск наиболее рационального; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений; нестандартные исследовательские задания.
Собранные данные в процессе проведения диагностики используются для осуществления диффенцированного подхода в обучении.
Педагогическую диагностику успешности обучения я провожу ежегодно в начале (сентябре), середине (декабре) и конце (апреле) учебного года. Считаю, важным ее проведение в первом классе, это позволит узнать уровень готовности к обучению каждого будущего школьника. Диагностика проводится по двум направлениям: развития психических процессов и результаты проверочных работ.
Уровень развития, индивидуальные особенности психических процессов.
Школьный психолог дает сведения об уровне развития, индивидуальных психических процессах. Он - частый гость в моём классе. При делении учащихся на группы я учитываю эти сведения.
Результаты проверочных работ.
Дифференциация контроля исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять легкие задания, обеспечивает своевременную помощь детям, испытывающим трудности в обучении (они всегда могут выполнить задание, соответствующее их возможностям на момент проверки). Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.
Во 2-м и 3-м классах я помогаю определять уровень сложности заданий для ученика. Если ученик не справился с работой 2 или 3 варианта, даю ему возможность выполнить контрольную работу другого, менее сложного, варианта. В противном случае, если ученик отлично справляется с данным вариантом - более сложного варианта.
Реализация принципа дифференциации позволяет индивидуализировать не только обучение, но и контроль в условиях одного класса. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы, а учителю дает возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика (и класса в целом), выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся.
Выбор самого ученика.
В процессе обучения я предоставляю своим ученикам право выбора уровня сложности задания или работы. При организации контрольных работ право определяют сами учащиеся, начиная с 4-го класса.
Например, задача в контрольной работе по математике.
«В вазе лежало 5 желтых и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
1 вариант - с низкой работоспособностью 2 вариант - со средней работоспособностью
1 вариант - Реши задачу.2 вариант- Реши задачу двумя способами. 3 вариант - Измени задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Реши полученную задачу тремя способами.
Фрагмент контрольной работы по математике, 2 класс.

1 вариант - с низкой работоспособностью
Вычисли:
90+5 26+47 63+17 74-56
53-30 87-45
2 вариант - со средней работоспособностью
Вычисли сумму: 3 и 30, 25 и 32, 47 и 48.
Вычисли разность: 60 и 5, 77 и 54, 77 и 54, 92 и 49.
3 вариант - с высокой работоспособностью
Вычисли:
19+(50-4) (92-45)+29 (15+55)-47
При организации индивидуального подхода в процессе обучения использую:
дифференциацию учебных заданий по уровню трудности, по принципу «труднее – легче»;
При дифференциации используется коллективная работа, задания даются по группам. У каждой группы свое задание, но все они преследуют одну цель. Ученики делятся на 3 группы по успеваемости (только дети об этом не знают): М - «мыслители» - сильные, О - «открыватели» - слабые, И - «исследователи» - средние (МОИ).
Можно организовать дифференцированную работу над одним упражнением, но при этом детям с низкой работоспособностью предлагаю репродуктивные задания, со средней и высокой работоспособностью – творческие задания. Например, русский язык, 2 класс, тема «Учимся писать суффиксы».
О - с низкой работоспособностью И - со средней работоспособностью М - с высокой работоспособностью
О - с низкой работоспособностью
Спиши. Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек.
И - со средней работоспособностью
Выбери, какой суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением: мяч, дождь, блинок, листок. Докажи.
М - с высокой работоспособностью
Придумай и запиши 10 слов на суффиксы -ик, ек.
Или двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом (парная работа). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов.
Взаимодиктант по математике:
произведение чисел 2 и 8;
6 увеличить в 7 раз;
уменьшаемое 28, вычитаемое 9.Найди разность.
сумма чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз.
Работа в группах даёт ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.
На уроках дифференцированная работа организуется следующим образом. Предлагается учащимся три упражнения разного уровня сложности. Все учащиеся работают одновременно. Ребята, независимо какое именно упражнение выполняют, слушают, как отвечают ребята у доски, и, если необходимо исправляют ошибки.
Таким образом, каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени.
В любом классе есть учащиеся с разным восприятием текста. Это надо учитывать при организации уроков литературного чтения.
Хорошо читающие дети
Самостоятельная работа.
Выполнить задание 3 к стихотворению (работа по учебной хрестоматии). Какая пословица подходит к стихотворению?
Работа с учителем.
Чтение пословиц.
Самостоятельная работа.
Выполнить задание 2 в тетради. Собрать половиц и записать. Труд кормит, а лень портит.
Слабочитающие дети
Работа с учителем.
Найди в тексте стихотворения рифмующиеся строки.
Ростками - руками, рассаду – по саду...
Самостоятельная работа.
Выполнить задание 3 в тетради.
Допиши слова из текста. Подчеркни рифму.
Самостоятельная работа.
Выполнить задание 4 в тетради. Записать имя, отчество, фамилия автора этого стихотворения. . Агния Львовна Барто.
Дифференцированный подход применяется и на таком этапе урока, как домашнее задание, трехуровневое: первый уровень - универсального характера (предназначено для всех), второй – творческое, третий – поискового характера (по выбору).
специальные тетради с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позво¬ляет отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успеш¬ности. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», по математике - «Дружим с математикой», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать».
В специальных коррекционно-развивающих тетрадях комплекта «Начальная школа XXI века», которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и слабым.
По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», по математике - «Дружим с математикой», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать».
Исходя из опыта работы, я предлагаю свои варианты использования коррекционно-развивающих тетрадей.
все учащиеся выполняют одинаковые упражнения. Учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания выполняют под руководством учителя, остальные – самостоятельно. Результаты проверяются фронтально.
все учащиеся выполняют одинаковые упражнения. Учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания выполняют под руководством учителя, остальные – самостоятельно, после чего выполняют творческое задание. Результаты обсуждаются.
учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания выполняют упражнения под руководством учителя, остальные – самостоятельно, после задания, записанного на доске (или на карточке).
В первом классе хорошо подготовленные ученики работают с этими тетрадями самостоятельно, при этом они сами выбирают задания, которые хотят выполнить. Со средней работоспособностью выполняют самостоятельно, но в соответствии с темой урока, а с низким уровнем – работают под руководством учителя.
Во 2-4 классах коррекционно-развивающие тетради помогают эффективно проводить работу над ошибками. Учащиеся с помощью учителя классифицируют свои ошибки, выполняют упражнения, направленные на отработку той или иной орфограммы, следуя разработанной мной памяткой (Памятка «Грамотейка). Для хорошо успевающих детей материал этих тетрадей можно использовать как дополнительный материал.
Таким образом, тетради (по русскому языку и математике) позволяют развивать интерес к предметам, помогают справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения именно слабоуспевающим учащимся.
Организуя дифференцированную работу на уроках, учитель должен использовать такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную деятельность учащихся под его руководством. Полноценное включение ребёнка в учебную деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: применение групповых форм работы, метода проекта, нестандартных уроков, информационно-коммуникативных технологий. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Роль педагога сводится к «режиссированию» активной познавательной деятельности учащихся.
Дифференцированное обучение положительно сказываются на качестве знаний учащихся (76%); на рост количества учащихся с высоким уровнем школьной мотивации (с 42% до 50%) (автор Н.Г.Лусканова); позволяет сохранять здоровье учащихся в классе в условиях максимальной включённости, ведёт к снижению заболеваемости (ОРЗ по классу на 12% 2010-2012 г.)
Таким образом, учитывается индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития, в значительной степени снимаются проблемы утомляемости, перегрузки, снижения работоспособности младших школьников. Как следствие - у учащихся значительно повысилась мотивация к обучению.

Дифференцированное обучение- форма организации учебного процесса.

Дифференциация- создание разнообразных условий для обучения (один из путей индивидуального подхода)

Технология уровневой дифференциации в начальной школе

«Каждый ребенок от природы наделен способностями

практически ко всем видам человеческой деятельности:

к овладению естественными и гуманитарными знаниями,

к изобразительному искусству, музыке и т.д.

Важно только в процессе обучения развить эти способности.»

Гончарова Л. В., канд. пед.наук

Наша современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа - в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
(слайд 2) В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Личностно-ориентированное обучение

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Технологию уровневой дифференциации

Игровые технологии

Коллективную систему обучения

Технологию проектной деятельности

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблема прочности знаний решается через технологию уровневой дифференциации.

История развития технологии

Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в

20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения. В конце 50-х начале 60-ых гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и внутри нее индивидуальный подход к школьникам.

(слайд 3) В наше время ТУД обучения разработана Фирсовым Виктором Васильевичем - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва.

Концептуальные положения по В.В.Фирсову:

. Мотивация, а не констатация.

. Предупредить, а не наказать незнание.

. Признание права ученика на выбор уровня обучения.

. Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

. Ученик должен испытывать учебный успех.

(слайд 4) Уровневая дифференциация - технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС

Новые образовательные стандарты устанавливают требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений.

Целью обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Положение ФГОС : «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития»

Конвенция о правах ребёнка:

« Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»

Как нет на лугу двух одинаковых цветочков, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.

Средний темп работы, выбираемый учителем на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности физическим развитием.

(Слайд 5) В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

всеобщая талантливость - нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом

взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

(Слайд 6) Аспекты технологии (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.

1.Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся.

2.Группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей.

3.Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. В школах эта проблема решается по-разному и далеко не всегда лучшим образом.

Прежде всего при разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Поэтому, как показывает опыт, разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдений, как минимум в течении года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов.

По результатам диагностирования класс можно разделить на

3 основные группы : (слайд7)

1 группа - обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

2 группа - обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

3 группа - обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Задание дается гомогенной (Гомогенная группа это группа, в которой все члены имеют между собой много общего) группе (от 2 до 4 -х человек) , а не отдельному ученику . В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностям

Осуществляя дифференциацию, нужно руководствоваться следующими требованиями : (слайд 8)
. создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
. активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
. обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Формы работы в рамках технологии (слайд 9)
Для разноуровневого обучения используют:

Контрольные и самостоятельные работы разного уровня сложности

Задания для индивидуальной работы, с учётом

выбранного учеником уровня сложности

Задания-схемы, карточки-информаторы («помогайки») для самостоятельного усвоения нового или закрепления пройденного материала, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
. Альтернативные задания для добровольного выполнения
. Задания, помогающие в овладении рациональными

способами деятельности

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Перед дифференцированием домашнего задания, ставятся такие цели:

Восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;

Оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

Расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Вывод

(слайд 10) Использование технологии уровневой дифференциации

даёт возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя

в выборе методов, средств и форм обучения.

Дифференцированное обучение в начальной школе.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;

определения критериев деления обучающихся на группы;

умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;

умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;

умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

Обучение детей, различных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям – сложная задача, стоящая перед нами, учителями. Решить невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

- с уровнем работоспособности и темпом учащихся;

- с особенностями восприятия, памяти, мышления.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой работы представлен в нескольких вариантах по уровню сложности. Дети в классе уже заметили, что 1вариант легче 2-го и 3-го.

Использование дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Различные приемы дифференциации могут быть использованы на уроке математики, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, можно дифференцировать по:

1. степени самостоятельности учащихся;

2. характеру помощи учащихся;

3. форме учебных действий.

по уровню творчества . Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий. Например:

· поиск закономерностей;

· классификация математических объектов;

· преобразование математического объекта в новый;

· задания с недостающими или лишними данными;

· выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

· самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

· нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить задания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Например.

Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы:

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-ой группы:

Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы:

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ предполагает следующие виды усложненных заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение математического материала (однозначные, двузначные числа);

· увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

· использование обратного задания вместо прямого;

· использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

Например. Найдите значение выражений.

1-я группа. 2-я группа. 3-я группа.

28:2+3 28:2+56:8 28:2+(50+6):8

45-7·3 5·9-7·3 (35-30)·9-7·3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

1-я и 2-я группа. Сравните числа: 3-я группа.

54 и 7 63 и 64 КС и Н К3 и К4

9 и 26 52 и 32 9 и РС 5Н и 3

Это задание требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.

Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

В качестве дополнительных можно предложить творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

Например: основное задание: «Найдите значения выражений».

15-7 14-9 16-9

13-8 12-6 11-8

Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы 2-я группа детей начала работать самостоятельно. Ученики 1-й группы выполняют все задания под руководством учителя. Этап поверки проводится фронтально. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем учащимся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

· помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

· помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций).

Остановлюсь более подробно над особенностями работы с карточками-помощницами.

Учащимся 3-й группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня . Карточки-помощницы могут быть одинаковыми для всех, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи:

· образец выполнения задания: показ образца рассуждения и оформления;

· справочные материалы: правила, формулы; таблицы единиц длины и т.п.;

· алгоритмы, памятки, планы, инструкции;

· наглядные опоры, иллюстрации, модели;

· дополнительная конкретизация задания;

· вспомогательные вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

· план решения задачи;

· начало решения или частично выполненное решение.

Например. Задача. «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»

Покажу, как проводится самостоятельная работа над этой задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

Дифференциация работы по форме учебных действий . При организации работы с математическим материалом детям, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например, шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей. При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстрации в учебнике или на доске, а другим необходимо выполнить операции со счетными палочками.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Домашние задания на уроках также можно дифференцировать. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению определенными навыками.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Первая группа заданий традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению предмета.

Все эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов в субъекты, а все в целом – активизировать познавательную деятельность учащихся.

На этой странице читайти стихи «Воробей» русского поэта Ивана Тургенева , написанные в 1878 году.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев. Избранное. Классическая библиотека "Современника". Москва: Современник, 1979.

Другие стихи Ивана Тургенева

» Брожу над озером

Брожу над озером... туманны Вершины круглые холмов, Темнеет лес, и звучно-странны Ночные клики рыбаков....

» В ночь летнюю, когда...

В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный, От милого лица волос густые волны Заботливой рукой Я отводил - и ты, мой друг, с улыбкой томной...

» В. Н. В. (Когда в весенний день...)

Когда в весенний день, о ангел мой послушный, С прогулки возвратясь, ко мне подходишь ты И, руку протянув, с улыбкой простодушной Мне подаешь мои любимые цветы,-...

» Весенний вечер

Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой;...

» Вечер (В отлогих берегах...)

В отлогих берегах реки дремали волны; Прощальный блеск зари на небе догорал; Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны - И грустных дум, и странных мыслей полный,...

» Восточная легенда

Кто в Багдаде не знает великого Джиаффара, солнца вселенной? Однажды, много лет тому назад,- он был еще юношей,- прогуливался Джиаффар в окрестностях Багдада. Вдруг до слуха его долетел хриплый крик: кто-то отчаянно взывал о помощи. Джиаффар отличался между своими сверстниками благоразумием и обдуманностью; но сердце у него было жалостливое - и он надеялся на свою силу....

» Встреча

Мне снилось: я шел по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями, под черным, низким небом. Между камнями вилась тропинка... Я шел по ней, не зная сам, куда и зачем......



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top