Мозг. Строение и функции головного мозга - презентация

Мозг. Строение и функции головного мозга - презентация

Слайд 1

Строение головного мозга

Выполнила: Скоробогатова Ольга Александровна

Средняя образовательная школа №22

Слайд 2

Цель урока:

Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

Слайд 4

Проблема: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Слайд 5

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих

Слайд 6

Общая характеристика

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм Образован белым и серым веществом

Слайд 7

Головной мозг в цифрах:

Число нейронов в мозге-100 млрд..; Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.; Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; Поверхность коры-20 м ²; Вода составляет 84 % массы головного мозга; Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра; Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

Слайд 8

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия

Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок

Промежу- точный мозг

Полушария большого мозга

Продолговатый мозг

мост Средний мозг

Слайд 9

Расположение головного мозга

Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Слайд 10

Отделы головного мозга

Слайд 11

Слайд 12

Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов - например, глазодвигательных, рвотного и др.

В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Слайд 13

Продолговатый мозг (medulla oblongata) - непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5-3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Слайд 14

Варолиев мост

ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii) (от имени Констанзо Варолия), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА. Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ, через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот.

мозжечок

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.

Слайд 15

Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме).

(лат. Mesencephalon) - отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Слайд 19

Литература и интернет ресурсы

http://atlas.likar.info/Prodolgovatyiy_mozg/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99990 http://meduniver.com/Medical/Anatom/385.html http://emed.nextday.su/razdel/35/318/19775/ http://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_ordered_structure.php http://www.medbiol.ru/medbiol/mozg/0004593b.htm http://www.what-this.ru/people/brain_departments.php http://www.nervus.ru/golovnoy-mozg.html http://www.claw.ru/a-man/1970.htm http://coma.su/content/view/65/55/ http://www.diabet-gipertonia.ru/insult/01_anatomia_mozga.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19230/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8694 http://www.braintools.ru/parts-of-the-brai




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель.

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)

  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Выскажите свое мнение.

3. Отделы головного мозга

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.

Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов.

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

Физминутка!

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

IV. Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1 , приложение 2).

V. Рефлексия. (Работа со слайдом)

VI. Позыв на завтра.

  • стр. 63-69,
  • ответить на вопросы + дополнить памятку,
  • рассчитать массу своего головного мозга.

VII. Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.


Общие сведения Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, форма которого определяется формой мозга, некоторыми этническими особенностями, полом и возрастом. Несмотря на то, что мозг женщин и мужчин одинаково развит, он имеет разную массу. Так у представителей сильного пола его масса в среднем составляет 1375 г, а у дам – 1245 г. Вес мозга составляет около 2% от веса человека нормального телосложения. Установлено, что уровень умственного развития человека никак не связан с его весом. Он зависит от количества связей, созданных головным мозгом. Состоит из 25 млрд. нейронов связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма. Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, форма которого определяется формой мозга, некоторыми этническими особенностями, полом и возрастом. Несмотря на то, что мозг женщин и мужчин одинаково развит, он имеет разную массу. Так у представителей сильного пола его масса в среднем составляет 1375 г, а у дам – 1245 г. Вес мозга составляет около 2% от веса человека нормального телосложения. Установлено, что уровень умственного развития человека никак не связан с его весом. Он зависит от количества связей, созданных головным мозгом. Состоит из 25 млрд. нейронов связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.


Оболочки мозга Мозг покрыт оболочками: твердой; мягкой; паутинной (по ее каналам циркулирует так называемый ликвор, который является спинномозговой жидкостью). Ликвор является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов. Мозг покрыт оболочками: твердой; мягкой; паутинной (по ее каналам циркулирует так называемый ликвор, который является спинномозговой жидкостью). Ликвор является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов.


Клетки мозга Клетки мозга включают нейроны (клетки, генерирующие и передающие нервные импульсы) и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Различают: афферентные нейроны (чувствительные нейроны), эфферентные нейроны (часть из них называется двигательными нейронами, иногда это не очень точное название распространяется на всю группу эфферентов) и интернейроны (вставочные нейроны). Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы на теле нейронов и дендритах (коротких отростках). Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро- дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и, в свою очередь, посылает импульсы ко многим другим. Клетки мозга включают нейроны (клетки, генерирующие и передающие нервные импульсы) и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Различают: афферентные нейроны (чувствительные нейроны), эфферентные нейроны (часть из них называется двигательными нейронами, иногда это не очень точное название распространяется на всю группу эфферентов) и интернейроны (вставочные нейроны). Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы на теле нейронов и дендритах (коротких отростках). Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро- дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и, в свою очередь, посылает импульсы ко многим другим.


Кровоснабжение Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения. Головной мозг снабжается кровью из бассейна трёх крупных артерий двух внутренних сонных артерий и основной артерии. В полости черепа внутренняя сонная артерия имеет продолжение в виде передней и средней мозговых артерий. Основная артерия находится на вентральной поверхности ствола мозга и образована слиянием правой и левой позвоночных артерий. Её ветвями являются задние мозговые артерии. Перечисленные три пары артерий (передняя, средняя, задняя), анастомозируя между собой, образуют артериальный (визилиев) круг. Для этого передние мозговые артерии соединяются между собой передней соединительной артерией, а между внутренней сонной (или, иногда средней мозговой) и задней мозговыми артериями, с каждой стороны, имеется задняя соединительная артерия




Передний мозг Это задний отдел переднего мозга, состоит из: Таламуса Гипоталамуса Эпиталамуса (Эпифиз) Метаталамуса Состоят из коры головного мозга и лежащей под ней центральной массы белого вещества головного мозга. Промежуточный мозг Большие полушария головного мозга


Мозжечок Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. Кстати, по-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения и равновесие.


Ствол мозга Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов например, глазодвигательных, рвотного и др. В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг. Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов например, глазодвигательных, рвотного и др. В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.




Таламус Таламус (thalamus, зрительный бугор) структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга. Функции: Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения Таламус (thalamus, зрительный бугор) структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга. Функции: Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения


Гипоталамус Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций. Функции: Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие) Участие в смене сна и бодрствования Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций. Функции: Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие) Участие в смене сна и бодрствования


Эпифиз Основные функции эпифиза в организме Регуляция сезонных ритмов организма Регуляция репродуктивной функции Антиоксидантная защита организма Противоопухолевая защита «Солнечные часы старения» Мелатонин – гормон эпифиза. И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке. Основные функции эпифиза в организме Регуляция сезонных ритмов организма Регуляция репродуктивной функции Антиоксидантная защита организма Противоопухолевая защита «Солнечные часы старения» Мелатонин – гормон эпифиза. И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке.


Большие полушария Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами. Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.


Эмбриональное развитие Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Бо́льшая часть головного мозга (95 %) является производной крыловидной пластинки Эмбриогенез мозга проходит через несколько стадий. Стадия трёх мозговых пузырей у человека в начале четвёртой недели внутриутробного развития ростральный конец нервной трубки формирует три пузыря: Prosencephalon (передний мозг), Mesencephalon (средний мозг), Rhombencephalon (ромбовидный, или первичный задний мозг). Стадия пяти мозговых пузырей у человека в начале девятой недели внутриутробного развития Prosencephalon окончательно делится на Telencephalon (конечный мозг) и Diencephalon (промежуточный мозг), Mesencephalon сохраняется, а Rhombencephalon делится на Metencephalon (задний мозг) и Myelencephalon (продолговатый мозг). Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Бо́льшая часть головного мозга (95 %) является производной крыловидной пластинки Эмбриогенез мозга проходит через несколько стадий. Стадия трёх мозговых пузырей у человека в начале четвёртой недели внутриутробного развития ростральный конец нервной трубки формирует три пузыря: Prosencephalon (передний мозг), Mesencephalon (средний мозг), Rhombencephalon (ромбовидный, или первичный задний мозг). Стадия пяти мозговых пузырей у человека в начале девятой недели внутриутробного развития Prosencephalon окончательно делится на Telencephalon (конечный мозг) и Diencephalon (промежуточный мозг), Mesencephalon сохраняется, а Rhombencephalon делится на Metencephalon (задний мозг) и Myelencephalon (продолговатый мозг).


В процессе формирования второй стадии (с третьей по седьмую недели развития) головной мозг человека приобретает три изгиба: среднемозговой, шейный и мостовой. Сначала одновременно и в одном направлении формируются среднемозговой и мостовый изгибы, потом и в противоположном направлении шейный. В итоге линейный мозг зигзагообразно «складывается». При развитии мозга человека можно отметить определенное сходство филогенеза и онтогенеза. В процессе эволюции животного мира первым сформировался конечный мозг, а затем средний мозг. Передний мозг является эволюционно более новым образованием головного мозга. Также и во внутриутробном развитии ребенка сначала формируется задний мозг как самая эволюционно древняя часть мозга, а затем средний мозг и потом передний мозг. После рождения с младенческого возраста до совершеннолетия происходит организационное усложнение нейронных связей в мозге. В процессе формирования второй стадии (с третьей по седьмую недели развития) головной мозг человека приобретает три изгиба: среднемозговой, шейный и мостовой. Сначала одновременно и в одном направлении формируются среднемозговой и мостовый изгибы, потом и в противоположном направлении шейный. В итоге линейный мозг зигзагообразно «складывается». При развитии мозга человека можно отметить определенное сходство филогенеза и онтогенеза. В процессе эволюции животного мира первым сформировался конечный мозг, а затем средний мозг. Передний мозг является эволюционно более новым образованием головного мозга. Также и во внутриутробном развитии ребенка сначала формируется задний мозг как самая эволюционно древняя часть мозга, а затем средний мозг и потом передний мозг. После рождения с младенческого возраста до совершеннолетия происходит организационное усложнение нейронных связей в мозге.


Поражения и заболевания Изучение и лечение поражений и заболеваний мозга относится к ведению биологии и медицины (нейрофизиология, неврология,нейрохирургия, пс ихиатрия и психологии). Воспаление мозговых оболочек называется менингитом (соответственно трём оболочкам пахименингит, лептоменингит и арахноидит). Ишемическое или геморрагическое повреждение вещества головного мозга называется инсультом. Изучение и лечение поражений и заболеваний мозга относится к ведению биологии и медицины (нейрофизиология, неврология,нейрохирургия, пс ихиатрия и психологии). Воспаление мозговых оболочек называется менингитом (соответственно трём оболочкам пахименингит, лептоменингит и арахноидит). Ишемическое или геморрагическое повреждение вещества головного мозга называется инсультом.










Существуют и расовые и национальные различия: Австралийцы – 1185 г (самый легкий) Европейцы г.. (самый тяжелый) Немцы гр. Украинцы – 1400 г Англичане – 1346 г Французы гр. Корейцы г. Японцы г.






Самий великий мозок, вагою в 2850 гр., належав пацієнту психіатричної лікарні ідіотові- епілептику. Не ВЕРИТЕ? Хімік Ю. Лібіх гр. Мозок «дідуся» Леніна 1340 гр. Письменник А. Франс г І.С. Тургенєв – вага мозку 2012 г.


Отдыхающий мозг потребляет 9% всей энергии организма и 20% кислорода Работающий мозг использует 25% питательных веществ, поступающих в организм и 33% кислорода. Выходит, думать головой – не выгодно! Да и вообще, зачем нам такой большой и прожорливый орган?








Мозжечок Координация и баланс движений Передний мозг – Восприятие, внимание, память, речь, мышление, чувства, произвольные движения Ствол мозга Соединяет ГМ и СМ, регулирует автоматические функции – дыхание, пищеварение, сердцебиение и кровяное давление Строение ГМ






Повреждения продолговатого мозга заканчиваются смертью Продолговатый мозг Защитные рефлексы: кашель, чихание, моргание, слезовыделение, рвота. Пищевые рефлексы: сосание, глотание, соковыделение (секреція) пищеварительных желез. Сердечно-сосудистые рефлексы, которые регулируют работу сердца и кровеносных сосудов. Часть органов равновесия – вестибулярные ядра Дыхательный центр – автоматически поддерживает рефлексы вдоха-выдоха.






РФ - В стволе ГМ - система ядер, соединенных отростками. РФ постоянно взаимодействует со всеми структурами ЦНС. Ее нейроны не только собирают информацию от различных рецепторов, анализируют и обобщают эту информацию. В зависимости от полученного результата, РФ дает команду соответствующим частям СМ или ГМ (создает программы ответа организма) РФ играет большую роль в формировании внимания. Часть нейронов РФ постоянно генерирует импульсы, которые поддерживают тонус мышц, тонус дыхательного и сердечно- сосудистого центров








Таламус- центр сбора информации всех видов чувствительности Фильтрует, сортирует и направляет в ГМ информацию от: Болевых Тактильных Температурных Мышечно-суставных Зрительных Слуховых Обонятельных Вкусовых рецепторов В таламусе формируются ощущения и их дальнейшая передача.


Гипоталамус - высший центр регуляции работы внутренних органов, который согласует их деятельность с уровнем активности организма Секретирует гормоны, вместе с гипофизом образует гипоталамо-гипофизарную систему Осуществляет и нервную и гуморальную регуляцию работы внутренних органов Центры голода-насыщения жажды- водного насыщения Терморегуляции Сна-недосыпания Сексуального поведения








Лимбическая система – совокупность ряду структур головного мозга Принимает участие В регуляции работы внутренних органов, обоняния Участвует в протекании Инстинктивного поведения Эмоций Памяти Сна Регулирует уровень внимания, восприятия, воспроизведения эмоционально-значимой информации. Навчальна презентация створена на основі розробці вчителя біології ЗОШ І-ІІІ ступенів с. Бубнів Володимир- Волинського району Волинської області Луць Ірини Іванівни






















1 из 21

Презентация на тему: Строение головного мозга

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Общественные представления о головном мозге Головной мозг человека - это верхний отдел центральной нервной системы (ЦНС). Между ним и нижним отделом ЦНС (спинным мозгом) не существует границы, которая была бы выражена анатомически. Окончанием спинного мозга и началом головного условно служит верхний шейный позвонок. Основную часть, самую большую по занимаемой площади, составляет кора мозга.Она имеет: а) поверхностные складки, которые обозначаются как борозды; б) глубокие складки, обозначаемые как щели; в) выпуклые гребни на поверхности мозга - извилины.Щели разделяют мозг на доли.Извилины делят доли на еще более дифференцированные в функциональном отношении участкиОсновными единицами нервной системы являются нервные клетки - нейроны.

№ слайда 3

Описание слайда:

Кора головного мозга Кора головного мозга представляет собой многослойную нейронную ткань со множеством складок. В коре выделяют 6 слоёв, каждый из которых состоит из пирамидных и звёздчатых клеток. Главная особенность пирамидных клеток заключается в том, что их аксоны выходят из коры и оканчиваются в других корковых или иных структурах. Название звёздчатых клеток также обусловлено их формой; их аксоны оканчиваются в коре.

№ слайда 4

Описание слайда:

Поля коры мозга Кора мозга имеет шесть основных слоев, каждый из которых состоит из различных по форме и размеру нервных клеток. Различают три основных вида полей - первичные, вторичные и третичные.1. Первичные поля - это «корковые концы анализаторов» и они функционируют от природы, врожденно. Их локализация зависит от того, к какому анализатору они относятся. Первичные поля однородны по клеточному составу, поэтому они обозначаются как модально-специфические.

№ слайда 5

Описание слайда:

Поля коры мозга Первичные поля, находящиеся в лобной доле (до центральной извилины), настроены на подготовку и исполнение двигательных актов.Первичные поля слухового анализатора располагаются преимущественно на внутренней поверхности височных долей мозга.Первичные чувствительные (тактильные) поля характеризуются тем, что они являются проекционными зонами в отношении определенных частей тела: верхние отделы принимают чувствительные сигналы (ощущения) от нижних конечностей (ног), средние обрабатывают ощущения от верхних конечностей, а нижние - от лица, включая отделы речевого аппарата (язык, губы, гортань, диафрагму). Кроме того, нижние отделы теменной проекционной зоны принимают ощущения от некоторых внутренних органов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Поля коры мозга 2. Вторичные поля тоже модально специфичны, хотя и менее однородны, чем первичные. Третичные – зоны перекрытия. Их обозначают как полимодальные. Вторичные и третичные поля коры, в отличие от первичных, имеют особенности функционирования в зависимости от локализации, т.е. расположения в том или другом полушарии мозга. Например, височные доли разных полушарий, относясь к одной и той же, а именно, слуховой модальности, выполняют разную «работу». Височная доля правого полушария ответственна за обработку неречевых шумов (издаваемых природой, включая «голоса животных» и голоса людей, предметами, включая музыкальные инструменты и саму музыку, которую можно считать высшим видом неречевого шума). Височная же доля левого полушария осуществляет обработку речевых сигналов.

№ слайда 7

Описание слайда:

Зоны коры. Слуховая зона. В осуществлении высших психических функций наибольшее участие принимает слуховая, зрительная и тактильная кора.Слуховая зона относится к сенсорной (воспринимающей) коре мозга. Основным ее отделом является височная область левого полушария. В нее входят разные по иерархии участки, что обусловливает сложность ее структурной и функциональной организации. Наиболее значимой из них является ядерная зона слухового анализатора, обеспечивающая физический слух- первичные поля слуховой коры.

№ слайда 8

Описание слайда:

Зоны коры. Слуховая зона. Далее от ядра располагается периферический отдел зоны.За ними следует область среднего виска, пограничная с теменной и затылочной областями.Средневисочные (внеядерные) отделы височной доли представлены третичной корой и являются более сложно организованными. Они ответственны за восприятие не единичных звуков речи и слов, а их серий, и тесно связаны многочисленными ассоциативными волокнами и со зрительной корой, что обусловливает ее участие в реализации слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Зоны коры. Зрительная зона. Зрительная кора. Первичная зрительная кора простирается с обеих сторон вдоль шпорной борозды на медиальной поверхности затылочной доли. Ядерная зона зрительной коры - это первичное корковое поле. Вторичные поля коры составляют широкую зрительную сферу.

№ слайда 10

Описание слайда:

Зоны коры. Тактильная зона. Тактильная кора. Синтез тактильных сигналов осуществляют теменные отделы коры головного мозга. Первичные поля тактильной коры обеспечивают кожно-кинестетическую чувствительность на физическом уровне, вторичные поля специализированы в отношении сложной дифференциации тактильных сигналов.Благодаря им возможно распознавание предметов на ощупь.

№ слайда 11

Описание слайда:

Зоны коры. Двигательная зона. Двигательная кора. Двигательный «анализатор» понимается как состоящий из двух, совместно работающих отделов мозговой коры (постцентрального и прецентрального) Вместе они составляют сенсомоторную область коры.Постцентральная кора, или, иначе, нижнетеменная кора, на уровне первичных полей принимает тактильные сигналы и перерабатывает их в тактильные ощущения, в том числе и речевые.На уровне вторичных полей она обеспечивает реализацию отдельных поз - кинестезии тела, конечностей, речевого аппарата.

№ слайда 12

Описание слайда:

Блоки мозга I блок - энергетический. энергетический блок мозга выполняет функцию, необходимую для организованной целенаправленной деятельности человека, а именно, регуляцию его тонуса и бодрствования. II (задний) и III (передний) блоки мозга. Эти блоки мозга расположены на уровне коры мозга. Они отделены друг от друга поперечной, или центральной, бороздой мозга, которая носит название Ролландовой борозды.

Описание слайда:

Блоки мозга Кора «заднего мозга» квалифицируется как накопительная, осуществляющая прием, переработку и хранение информации. В «заднем мозге» расположены концы всех анализаторов, т.е. в нем оканчиваются проводящие пути, ведущие от рецепторов в кору мозга. В связи с этим первичная информация об окружающем мире (на уровне ощущений) поступает именно в него. Более высоко организованные структуры мозга ее перерабатывают и хранят.

№ слайда 15

Описание слайда:

Полушария мозга Помимо трех названных блоков мозга, в качестве функционально самостоятельных отделов рассматриваются левое и правое полушария, которые анатомически совпадают с делением мозга на «передний» и «задний». В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдает бразды правления» левому, становящемуся у взрослого человека ведущим.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Функции отделов головного мозга Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма (дыханием, работой сердца, пищеварением). В его ядрах расположены центры пищеварительных рефлексов (слюноотделения, глотания, отделения желудочного или поджелудочного сока), защитных рефлексов (кашля, рвоты, чихания), центры дыхания и сердечной деятельности, сосудодвигательный центр.Мост - продолжение продолговатого мозга, через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В его веществе лежат ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, слухового).Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого мозга и моста, отвечает за координацию движений, поддержание позы, равновесия тела.

№ слайда 18

Описание слайда:

Функции отделов головного мозга Средний мозг соединяет передний и задний мозг, содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц.Промежуточный мозг расположен впереди среднего, получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям мозга.Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Покрыты корой, центральная часть состоит из белого вещества и подкорковых ядер, состоящих из серого вещества - нейронов. Складки коры увеличивают поверхность. Здесь находятся центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Деятельность каждого органа находится под контролем коры.

№ слайда 21

Описание слайда:




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top