Н.А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда": анализ стихотворения

Н.А. Некрасов

«Размышления у парадного подъезда» Некрасов

«Размышления у парадного подъезда» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда » написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда - повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть - описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя - лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть - это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений - судьба русского народа, кормильца - русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа - найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта . Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное . Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный . Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Одно из самых известных произведений великого русского поэта Николая Некрасова - стихотворение «Размышления у парадного подъезда», анализ которого является важной вехой школьного обучения. Написано оно в 1858 году. Все поэтические тексты автора пронизаны состраданием к участи российского народа, но «Размышление…» особенно усиливает этот лейтмотив.

Практика рефлексирования

Процесс размышления, рефлексии, погружения в себя является неотъемлемым элементом великой русской литературы. Практически у всех ведущих поэтов обязательно были произведения под названием «Дума». Достаточно также вспомнить «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или «Москва - Петушки» Ерофеева. В абсолютном соответствии с этой исключительно русской литературной манерой «глубоко думать» написал свое «Размышления у парадного подъезда» гармонично вписываются в эту литературно-философскую мысль.

История создания

Известно, что поэтический персонаж произведения - сам парадный подъезд - существовал в реальности. Именно его русский поэт наблюдал каждый день из своего окна. И довольно часто ему приходилось бывать свидетелем того, как каждый день у этого подъезда стояла толпа тех, кто дожидался милости быть принятым со своими просьбами и чаяниями, среди которых «и преклонный старик, и вдовица». Увидев однажды развернувшуюся картину, он перенес это место в стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

Однако была причина, подвигнувшая его зафиксировать ежедневно наблюдаемую картину. Вообще, одной из особенностей некрасовской поэзии является документальность. Он стремится максимально честно запечатлеть взволновавшее его событие или удивившего его человека. Вот и здесь зафиксирован поразивший автора момент, который отпечатался в памяти. «Размышления у парадного подъезда», анализ его тонкого контраста показывают всю глубину переживаний автора.

К черни

Однажды Некрасов увидел из окна, как в качестве просителей у подъезда напротив скопились истинные представители русской нации - мужики, работающие на земле, хлеб выращивающие, спины не разгибающие. Он трогательно описывает этих просителей, которые молятся на церковь, «свесив русые головы к груди». Однако никого не трогает судьба и просьбы этого главного плеча Руси, никто не хочет омрачать свой небосвод беспечной жизни такими неприглядными персонажами, их видом и их мольбами. Мужика, плоть земли русской, которого превозносил Некрасов и другие замечательные поэты и писатели, безликий швейцар обозвал чернью, лишь скользнув взглядом по их прохудившейся одеже.

Мысль о русском мужике никогда не оставляла Некрасова и сконцентрировалась в том числе и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Анализ текста показывает, насколько угнетало поэта нежелание и неспособность простых людей защищаться. Крестьяне не знают своих прав и вынуждены становиться просителями. Глубину этой подчиненности остро чувствовал Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» доказывают это каждым словом.

Главный герой - народ

Швейцар, вышколенный за долгие годы работы на своей престижной должности, обучен мгновенно понимать, кто перед ним стоит и какой кому следует оказывать прием. Он тут же разглядел, что просители «некрасивы на взгляд», что «армячишка худой на плечах». Так подробно, с большим состраданием, смело, можно сказать, любовно Некрасов описывает внешний вид натруженных тяжкой работой и долгим путем мужиков.

Но созданный идиллический образ тут же обрывается грубым «гони», и тут же следует обстоятельный аргумент «наш не любит оборванной черни». Словно хлыстом кто ударил, «захлопнулась дверь». Самое пронзительное, отражающее чуть ли не всю историю жизни российского народа, его чаяний и обманутых надежд, Некрасов выразил одной фразой, сообщившей читателям, что просители «развязали кошли». Однако та «скудная лепта», которую мужики, возможно, копили немалое количество времени, не была удостоена даже легким взглядом швейцара. Очевидно, что для него это жалкие копейки, а для мужика - его пот и кровь. Этим пронизаны «Размышления у парадного подъезда», тема стихотворения - именно народа.

Владелец роскошных палат

Важным приемом стихотворения «Размышление…» является яркий контраст между тем, кто просит, и тем, кого просят. Обращение Некрасова к тому, кто «не любит оборванной черни», занимает едва ли не треть всего произведения. Он называет его «владельцем роскошных палат», его жизнь поэт характеризует перечислением праздных, бессмысленных занятий, таких как «волокитство, обжорство, игра». И такую жизнь, возмущается автор, он считает «завидной», он «счастливый», а потому «глух к добру». Вельможа вошел в стихотворение «Размышление у парадного подъезда» не случайно, и судьба его будет нерадостной.

Поэт взывает к нему, к его совести, говоря о тех, чьим «спасением» он может стать. Но тут же автор словно опомнился, задавая вопрос по большей степени самому себе: «Что тебе этот бедный народ?» Своей скорбью о судьбе народной, которой Некрасов посвятил все свое творчество, о русском мужике он пропитывает буквально каждую строфу, следующую за описанием блестящей жизни владельца палат. Он говорит, что что нет такого уголка на земле русской, где бы ни был слышен стон мужика. Всю тяжесть жизни его Некрасов усиливает многократным повторением слова «стонет». Именно в этом глаголе, а также в близких словах автор концентрирует главную свою мысль о народе. Скорбь, заключенная в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ чувств простых мужиков призывают читателей обратить на это внимание.

Надежда вечной скорби

Финал стихотворения пронизан и призывом и одновременно вопросом к тем, кому автор посвятил свое творчество. В этом вопросе-призыве звучит мотив сна, такой же устойчивый, как и мотив стона, который в некрасовской поэзии звучит неуклонно и постоянно. Мотив сна применительно к мужику означает призыв очнуться. В отношении же вельможи он предрекает его конец. Такое контрастное использование одного мотива усиливает противопоставление главных тем произведения. Главная идея «Размышления у парадного подъезда» заключается в демонстрации контраста не только персонажей, но и реалий их жизней.

Пронесенное через себя чувство сострадания

Такое радение за свой народ, которому Некрасов посвятил чуть ли не все свои произведения, было связано с глубоко личным переживанием. Жестокость отца, лишение наследства познакомили Некрасова очень рано с неприглядной правдой жизни. С 16 лет он вынужден был зарабатывать сам и рано понял, как именно устроен мир. Наиболее трудно он воспринимал тот факт, что крестьяне, чья жизнь была угнетена вечным страхом и борьбой за выживание, даже не пытались отстаивать свои права, становясь просителями и завися от настроений даже не крупных чинов, а их прислуги. Все это вошло в той или иной степени в «Размышления у парадного подъезда», план которых, вероятно, зародился намного позднее.


Это была осень 1858 года.В один из дождливых дней из окна своей петербургской квартиры на

Литейном проспекте Некрасов увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян. Эта сценка возмутила поэта. Гнев и недовольство властью вспыхнули в нем с новой силой. Он быстро отошёл от окна и принялся писать. Так появилось стихотворение. "Размышления у парадного подъезда".

Произведение отличается особой социальной острой, отражает горькую крестьянскую долю, тяжёлую жизнь крепостных, обличает и корит произвол власти.

Оно призывает народ скинуть оковы безволия и раболепия, бороться за свои права, свою свободу.

Стихотворения основано на антитезе:оно делится на 4 части, которые попарно контрастируют друг с другом. Так, в первой части автор описывает подъезд в обычные, "будничные" дни. К нему приходят прожектеры, старики, вдовицы и курьеры.Кто-то выходит радостный, "иные просители плачут", но каждый из них принят, выслушан.И лишь изредка, "по торжественным дням" к дверям подъезда подъезжают важные гости.

Вторая часть посвящена крестьянам, которые, вероятно, проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. На их лицах запечатлено "выражение надежды и муки", ноги стоптаны в кровь от доминой дороги.Однако швейцар остается безучастным, просители кажутся ему жалкими оборванцами. Он прогоняет мужиков, ссылаясь на то, что барин не любит "оборванную чернь", и захлопывает перед ними дверь. Крестьяне, будучи не в силах что-либо сделать, вынуждены повернуть назад, так и не добившись правосудия.

А барин, в то время как у дверей его дома разворачивается столь трагическая сцена, ещё спит. Жизнь представляется ему "вечным праздником", "аркадской идиллией" с обжорством, нескончаемым весельем и безмятежным сном. Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат.Образ роскошного барина, богатства, праздности резко контрастирует с образом деревенского мужика, нищеты и тяжелого труда. Но барину нет до этого дела. Судьба простого народа не волнует его:

" Что тебе эта скорбь вопиющая?

Что тебе этот бедный народ?"

Затем автор показывает нам, что такой случай не единичный. В заключительной части Некрасов переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Чтобы показать весть масштаб трагедии, поэт сравнивает ее с весенним разливом Волги, которая даже во время весенних разливов не так заливает поля "как великой скорбью народной переполнилась наша земля". Автор обращается к родной земле, ко всем её обитателям. Призывает крестьян "очнуться ото сна", перестать терпеть унижения, бороться за свою судьбу, правду и справедливость. Обращается он и к вельможам пытаясь воззвать их к честности, верной службе стране и всему русскому народу.

Народное горе эхом отзывается в сердце поэта, наносит ему глубокие душевные раны. С горечью и сожалением смотрит автор на современное ему общество. Но хватит ли у народа сил для пробуждения или его духовный сон будет длиться вечно? Этот вопрос Некрасов оставляет без ответа.

Обновлено: 2017-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Это очередное посвященное простому русскому народу произведение Некрасова. В нем на размышления наталкивают его наблюдения за домом губернатора.

Туда часто приезжают к барину гости. Разъезжаются же они, довольные собой. Очень верно подчеркивает автор, что в том их призвание. И нет им вовсе никакого дела до судеб простых людей. Равно, как и самому губернатору.

К нему очень часто приходят просители. Некоторые выходят, напевая веселую мелодию. А иные – плачут. Эти иные – крестьяне, простые люди, шедшие со своими прошениями к барину. Многие шли из далека, по видимому, считая его хорошим и порядочным человеком. Но, они даже не могли попасть туда. Ревностно охранял своего хозяина от таких неказистых посетителей грозный швейцар у входа. Он прекрасно знал, что тот не любит таких людей и принимать их вовсе не намерен.

Взывает Некрасов в этом стихотворении к совести зажиточного барина. Но, по видимому, она наслаждается сладкой негой сна, равно как и сам губернатор в то время, как приходит к нему с просьбами народ. Ему нет до него никакого дела. И он не один такой. Взывая к нему, автор обращается ко всему знатному сословию. Но, все это тщетно. Эти люди слишком увлечены праздной жизнью и наслаждениями и глухи они к чужим страданиям.

Далее размышления опять приводят к народу. С грустью отмечает поэт, что он безропотно покоряется своей участи, не пытаясь ее изменить. Как призыв к народному бунту звучат строки, вопрошающие крестьян о том, смогут ли их страдания вылиться в противостояние такой несправедливости. Или же, как восклицает Некрасов, народ, создав песню, подобную стону, почил навек духовно?

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова

Некрасов написал свое стихотворение "Размышления у парадного подъезда", когда сидел у окна и видел, как прогоняют крестьян, которые пришли к министру. После чего Некрасов изложил многие проблемы общества того времени в своем стихотворении, которое позже было опубликовано в журнале "Колокол", автора не указали.
В своем стихотворении автор отобразил самые больные моменты общества, показала насколько ленива знать и богатые люди. На что крестьяне повлиять никак не могут.

Данное стихотворение делится на три части:

Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

Вторая и третья часть описывает типичные русские проблемы, то, как страдает простой народ.

Основная мысль стихотворения такова, что низшие чины, в том числе и крестьяне, никогда не будут допущены к подъезду министров, тем более не получат помощи.

Свое стихотворение Некрасов начинает с метафоры, описывая хлопоты и подчинения людей перед лицом, которое выше чином. Вельможа живет припеваючи, его не волнуют проблемы, он в достатке. Все это можно понять по красивым эпитетам, которые вставлены во второй части стихотворения. Когда же приходит смерть к вельможе, то настроение автора меняется, его смерть описана в сарказме.

Конец стихотворения посвящен лирическому герою, который обращается к земле родной с просьбами. Так читатель может уловить песнь народа, которая схожа со стоном. После обращения к земле, следует обращение к Волге, река сравнивается с тем, как беда народа растекается по земле. Стихотворение великого поэта заканчивается не риторическим вопросом. Избавится ли народ от рабства и проснется ли? Некрасов предполагает положительный ответ, ведь по его мнению, выход и выбор можно найти всегда.

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сад Ахматовой

    Произведение является одной из составных частей поэтического сборника «Вечер», представленного поэтессой в качестве дебютного.

  • Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

    Тематика любви к Родине в современный период является зачастую чем-то немного странным и непонятным. Ведь сейчас наступает эпоха массовых коммуникаций, интенсивное общение и взаимодействие между странами

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

  • Анализ стихотворения Детская Брюсова

    Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

Стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда” написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ “Размышления у парадного подъезда” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери “, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Тема

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Жанр

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “ город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “ заветные двери “, “ пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “ не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.
  • Ирония – “ дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“ стон песней зовется “, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top