Наблюдение на прогулке за кошкой в средне-старшей группе. Наблюдение за живым объектом: «Моя любимая кошка! План наблюдения за кошкой

Наблюдение на прогулке за кошкой в средне-старшей группе. Наблюдение за живым объектом: «Моя любимая кошка! План наблюдения за кошкой

(данный дневник, изрядно погрызенный, был найден бабушкой Валей под подстилкой, на которой спал домашний кот Васька)

На каникулы нам задали вести дневник наблюдений за живой природой. Сначала я вел наблюдение за кактусом. По-моему, он не совсем живая природа. Потому что я каждый день пересчитывал колючки, и за месяц ни одной не прибавилось.
Тогда я решил поменять объект наблюдения. Целый месяц я буду у бабушки в гостях, чтобы наблюдать за ее котом. Потому что дома ни одной живой природы, кроме кактуса, нет (Родители не считаются).

1 июля.
Объект наблюдения: кот.
Характеристика объекта: серый кот с серыми полосками (полоски немного темнее, чем сам кот). Кличка – Васька. Отзывается на: Ваську, кис-кис, Вась-Вась. Издает звуки: мяу (когда голодный) и мур-мур (когда его гладят). Глаза зеленые. Характер вредный. Когти острые (очень).

2 июля. Исследовал рацион объекта (то, что он ест). Предварительный опрос показал, что рацион объекта состоит из рыбной похлебки и рыбы вареной. Исследования провел во время обеда, то есть, скармливал объекту различные продукты. Выяснил, что объект ест: мясо из супа, колбасу, сырую картошку, свежий огурец (немного). Не ест: творог, хлеб, кашу манную, клубнику. Ест ли котлету, выяснить не удалось, потому что бабушка запретила давать ее объекту, мотивируя запрет тем, что объект «совсем избалуется». Отложил дальнейшие исследования рациона до более подходящего времени.
Вывод: Кошки едят не все, что едят люди. Обратное пока не изучено.

3 июля. Объект поймал живую мышь. Бабушка мышей боится, поэтому восприняла принесение объектом мыши на кровать как личное оскорбление. По просьбе бабушки я отвлек объект, в результате чего мышь убежала под кровать и забилась в щель между стеной и плинтусом. Бабушка сказала, что теперь будет бояться уснуть, потому что мышь обязательно придет к ней ночью. Поэтому под кровать была поставлена мышеловка («и это при живом-то коте»), в которую примерно через полчаса попалась та же самая мышь. Бабушка выпустила ее в сад. Еще через полчаса объект принес на бабушкину кровать все ту же мышь, которая опять сбежала.
Вывод: мыши не входят в рацион объекта.

4 июля. Ночью бабушка почти не спала, ожидая нападения мыши. Объект изучения преспокойно дрых в кресле и не обращал внимания на бабушкино ворчанье, делая вид, что он тут ни при чем.
Вывод: у котов очень крепкие нервы.

5 июля. Тайком от бабушки дал объекту котлету. После чего объект весь день не отходил от меня ни на шаг. Бабушка, не зная истинной причины такого поведения объекта, умилялась и говорила, что дети и животные понимают друг друга с полуслова.
Вывод: котлеты – любимое блюдо объекта.

6 июля. Бабушка заметно ревнует ко мне объект изучения и удивляется, почему он отказывается от обычной рыбной похлебки. Вечером она застукала меня за скармливанием объекту очередной котлеты. Объект был отшлепан, я отруган, котлета отобрана.
Вывод: рацион объекта необходимо согласовывать с бабушкой.

7 июля. Объект вновь отказался от рыбной похлебки, а после обеда стащил со сковородки куриную ногу, сдвинув головой тяжеленную чугунную крышку. Бабушка с криком «помогите, грабят» бросилась за объектом и загнала его в угол, где пыталась отобрать ногу. Объект сердито урчал и ногу не отдавал. В борьбе животного и человека победил человек, и нога была водворена на место. Правда, в конечном итоге победило животное, потому что, после того, как нога была стащена третий раз, бабушка сдалась.
Вывод: у объекта сохранились хищнические инстинкты.

8 июля. Бабушка обнаружила дневник наблюдений и заметила, что у объекта сохранились хищнические инстинкты только в отношении куриной ноги, а в отношении мыши, которая вот уже третью ночь не дает бабушке нормально выспаться, они почему-то исчезли. После того, как мышь была обнаружена бабушкой сидящей на кухонном столе, объекту был сделан выговор, а бабушкой выпито три стакана валерьянки. Объект, не обратив на мышь должного внимания, обратил его на валерьянку.
Вывод: продолжить изучение странной тяги объекта к валерьянке.

9 июля. Объекту предъявлен пузырек с валерьянкой. Пузырек обнюхан, облизан и погрызен объектом, после чего объект стал кричать низким утробным голосом и метить шторы и ножки стола. Бабушка сказала, что я своими исследованиями сведу кота с ума, а ее – в могилу.
Вывод: тягу объекта к валерьянке и его странное поведение объяснить не могу, но исследования в этом направлении по настоянию бабушки придется свернуть.

10 июля. Объект ушел из дома утром и весь день не появлялся. Вечером бабушка сказала, что готова скормить объекту все котлеты, лишь бы он вернулся. Потом мы пошли искать объект и пугали прохожих криками «кис-кис» и «Васька, куда ты пропал, зараза этакая». Из одной калитки выглянул небритый дяденька и ответил: «Я здесь». Больше ни один Васька не отозвался.
Вывод: объект очень дорог бабушке.

11 июля. Объект не вернулся. Утром я написал кучу объявлений о том, что нашедшему серого кота Ваську гарантируется вознаграждение, и развесил их на ближайших фонарных столбах. К вечеру в дом стали приходить разные люди с разными же котами. Ни один из них не оказался Васькой (я про котов, потому что у людей имен не спрашивал). Сначала бабушка умилялась, как много у нас хороших отзывчивых людей, но выяснилось, что хорошие люди отозвались на фразу о вознаграждении. Но бабушка не собиралась вознаграждать за чужих котов, поэтому мне пришлось снимать все объявления. Когда я вернулся, бабушка отбивалась от последнего посетителя и принесенного им нахального рыжего кота, норовившего прошмыгнуть в дом. Вечером я слышал, как бабушка тихонько всхлипывала и укоряла мышь в том, как несправедлива жизнь – мышь жива и здоровехонька, хотя ее мог бы съесть кот, а кота до сих пор нет, а вдруг его кто-то съел. Мышь отвечала сочувственным попискиванием.
Вывод: в конце концов, чтобы бабушка не очень тосковала, можно приручить мышь.

12 июля. Бабушка смирилась с присутствием мыши, которая ест Васькину рыбную похлебку, почти не скрываясь, и только причитала: вот, мол, до чего дело дошло, один кошачий обед ест другой кошачий обед.
Васька появился вечером, грязный и худой. Бабушка схватила его в охапку, заплакала от радости и все норовила поцеловать. Кот вырвался из ее объятий и бросился к миске, как бы говоря: сначала бы накормила добра молодца, потом в бане искупала, а потом все остальное. Он отогнал мышь от миски, доел то, что в ней осталось, потом - тройную добавку плюс две котлеты. Поскольку Васька был очень грязный, мы с бабушкой решили его вымыть. Купание продлилось довольно долго. Истошные Васькины вопли заглушались бабушкиными криками «держи крепче, а то вырвется». После купания кот стал немного чище, а мы с бабушкой были с ног до головы мокрые. Остаток вечера мы мазали йодом царапины, а кот сох, завернувшись в любимый бабушкин плед, и даже не обращал внимания на шуршание мыши под кроватью.
Вывод: объект не любит мыться. Когти у объекта после трехдневного отсутствия стали намного острее.

13 июля. Объект кругами ходит вокруг моего дневника. Похоже, что я пролил на дневник немного валерьянки. Меня не оставляют нехорошие предчувствия. Да и число сегодня какое-то несчастливое.

(Приписка рукой бабушки Вали)
Васька избаловался совершенно, ест только котлеты и позволяет мышатам играть с его хвостом. Да ладно, пусть его, лишь бы не пропадал!

Ефремова Диана

Мои наблюдения за моими домашними кошками показали, что они являются полнопраными членами семьи. Радуются, скучают, охраняют, заботятся точно так же как люди. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Мои наблюдения о домашних кошках Выполнила: Ефремова Диана ученицы 4 «б» класса МОБУ СОШ №17 Руководитель: Степанова Клара Ивановна учитель начальных классов

Цель работы: Узнать больше о домашних кошках, которые живут в каждом доме Задача работы: Наблюдение за кошками, которые живут у нас Новизна работы: Осмысление значения, что мы в ответе за тех, кого приручаем

В нашей семье все очень любят кошек. Когда я летом на каникулы поехала в деревню к дедушке, у них были две кошки. Один большой полосатый кот по имени Кокнар и рыжая пушистая кошка Муся. Я наблюдала за этими кошками и пришла к выводу, что у каждой кошки свой характер как и у людей. Кот Кокнар любимец дедушки и хозяином признает только его. Когда дедушка сидит на кресле или диване, он прыгает ему на колени и спит. А к другим членам семьи никогда не просится на руки. А кошка Муся по возрасту старше меня. Ей десять лет. Для кошек это почтенный возраст. Тем не менее она этим летом родила троих котят, но выжил только один котенок.

Наши кошки часто приносили мертвых птиц и мышей. За это не стоит их ругать, так как привычка охотиться заложена в них самой природой. В такие моменты стоит вспомнить, что даже самый избалованный кот в душе чувствует себя добытчиком и хищником. Известно, что все кошки, особенно в раннем возрасте, очень любят играть и не упускают ни одной возможности чем-то себя увлечь. И это тоже инстинкт. Страсть к игре проявляется у них даже в самых, на взгляд человека, неуместных обстоятельствах. Это единственное животное, которое прежде чем убить жертву, сначала с ней играет. Кошки любят гулять на улице. На природе эти существа обнаруживают для себя новые возможности. Они одинаково увлекутся насекомыми, веточкой, травинкой или цветком. Часто кошки играют с вымышленным противником или, наоборот союзником: осторожно крадутся, подпрыгивают, нападают, преследуют кого-то, бьют лапами и т.д.

Кошки являются очень любознательными животными. Их привлекает все новое, и везде они находят себе занятие. У этих существ любопытство часто берет верх над чувством страха и инстинктом самосохранения. Они любят посещать чужие дома, квартиры, осваивать незнакомые территории, ходить по крыше домов и наблюдать за неизвестным им «зверем» - пылесосом.

Кошки очень эмоциональные существа. Они способны проявлять ласку заботу не только своему потомству, но и к другим животным и детям. Например, когда мой братик Вова начинал плакать, тут же прибегала кошка по кличке Муся, ложилась рядом с ним и начинала мурлыкать. С укором смотрела на маму, мол не умеете ухаживать за своими детьми. К тому времени у нее уже был свой котенок и она прибегала, бросив его одного. Но он совсем не плакал, когда мама его оставляла, потому что он был сытый и ни в чем не нуждался

Кошки очень бурно проявляют благодарность и привязанность к своему хозяину. Они любят ласку и поглаживания, заботу и нежные слова. Если по какой-либо причине кошка в течение длительного времени лишена общения с хозяином, она может заболеть от недостатка положительных эмоций. Когда дедушка поступил в больницу, кот Кокнар очень тосковал по нему и каким то образом сам узнал, где хозяин находится и целыми днями сидел у двери больницы пока дедушка не выходил. А когда выходил, то как бы звал его с собой и шел в сторону дома. Когда этот удивительный кот гуляет на улице, то отзываясь только на зов дедушки –грациозной походкой тигра, с приветственным мяуканьем идет к нему. А к нам, сколько бы мы ни звали, чем только не заманивали, совсем не идет. А вот кошка Муся совсем не такая. Она ходит за всеми домашними по пятам, как бы охраняя. И над этой ее чертой часто подшучивали мои двоюродные сестры: заигрывали с собакой и кричали, тут же прибегала на защиту Муся вся взъерошенная с яростным шипением. А собака своя, она приучена не трогать кошек

Зрение у кошек очень острое. Глаз устроен таким образом, чтобы лучше различать движущиеся предметы. Именно поэтому кошка замирает, увидев противника или потенциальную жертву. Распространено мнение, что кошки отлично видят в темноте. Однако это не так: они лучше человека ориентируются в сумерках, а ночью, при отсутствии освещения, передвигаются с некоторыми затруднениями, руководствуясь другими органами чувств. Я наблюдала, что при дневном или ярком искусственном свете зрачки кошек становятся узкими, похожими на полоски. Расширяются зрачки в темноте, а также в тех случаях, когда кошка защищается от врага. Во время нападения зрачки снова суживаются.

В первые дни обоняние является единственным связующим звеном с окружающим миром. Например, когда мы переносили котенка на другое место, то он начинал кричать и громко мяукать, - он напуган отсутствием матери, которую узнает только по запаху. Когда у котят открываются глаза, они меньше беспокоятся в таких ситуациях. Взрослые кошки также руководствуются обонянием. В доме хозяев, где их окружают предметы, обладающие знакомыми и привычными запахами, они чувствуют себя в безопасности. Когда кошка оказывается в незнакомой обстановке или на транспорте, она начинает паниковать и пугаться. Любой предмет, впервые появившийся в поле зрения кошки, она сначала обнюхивает, а после этого потрется об него головой, чтобы оставить на нем свой привычный запах.

Осязание формируется благодаря первым контактам с матерью. Например, кошка Муся трогала своего котенка лапой, придвигая его к соскам, и вылизывала. Когда котенок подрос, он выли- зывал себя самостоятельно, ведь кошки – очень чистоплотные животные. Посредством вылизывания они не только ухаживают за своей шерсткой, но и снимают таким образом напряжение – это действие помогает замедлить частоту сердцебиений. Если понаблюдать за кошкой, то можно заметить, что в критических ситуациях – после испуга или неожиданности – она начинает чистить шерстку.

Кошки, как и большинство животных, предками которых были хищники, обладают очень острым слухом. С его помощью они улавливают тихие звуки и слабые вибрации, которые не способно различить человеческое ухо. Громкие и слишком высокие звуки не нравятся кошкам. Нелюбовь кошек к громким звукам можно использовать в воспитании. Например, когда маме не нравится то чем занимается наш кот Тигра то она громко окликает его по имени и он тут же переключается на другое.

В кошках, которые любят лазить по деревьям, ходить по крышам и прыгать с предмета на предмет, природой заложено очень хорошее чувство равновесия. С его помощью они избегают многих опасностей. Часто сама наблюдала как кошка убегает от преследования: буквально за считанные секунды она взбирается на дерево и спокойно пережидает опасность. Также данное чувство помогает кошке мягко приземляться на четыре лапы, что спасает от повреждений при падении

Вывод: Кошки очень любознательные, эмоциональные и свободолюбивые животные. Им не нравятся когда их принуждают к чему либо, острые и резкие запахи, громкий звук-это можно использовать при воспитании своего питомца. Я узнала, что кошки живущие рядом с нами имеют ряд сильных сторон которые выделяют их от других домашних животных. У них острое зрение, чуткий слух и прекрасное чувство равновесия. Чтобы лучше понимать своих питомцев и обеспечить всем необходимым, нужно располагать знаниями об их инстинктах и повадках, а самое главное искренне любить их. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Спасибо за внимание

Цель: -расширять знания о домашних животных (о кошке);

знать особенности жизненных проявлений: где живут, чем питаются, как передвигаются, какие издают звуки;

учить отвечать на вопросы;

накопление словаря и развитие фразовой речи

развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение)

Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. Оборудование: - живой объект (кошка);

ванночка; - корм;

грамм запись, стихи, загадки.

Ход:

1 . Отгадайте загадки

"Острые ушки, на лапках подушки, Мохнатенькая, усатенькая,

Усы как щетинка. Дугою спинка. Молоко пьет,

Днем спит, на солнышке лежит. Песенки поёт.

Ночью бродит на охоту ходит. -Кто же это? (кошка)

Вы видели, как кошечка лакает молочко? Как она это делает?

Она вытягивает язычок вперед, затем поднимает кончик языка вверх и язычок

возвращается в ротик. Как зовут детенышей кошки? (Котята)

погуляем, помоем лапки.

г Вам понравилось молочко?

Какое молочко? (теплое, вкусное, сладкое, белое) г Где живут котята? (дома, рядом с человеком) -Значит, какое это животное? (домашнее)

2. Наблюдение за кошкой.

г Ребята, а у меня для Вас сюрприз закройте глазки, (выносят кошку) -Это Кошка. Зовут её Мурка.

г Какая Мурка? Что у кошки есть? (ушки - чуткие, мордочка - хитрая, глазки - зеленые, усы - длинные, хвостик - пушистый, лапки - бархатные,

в лапках спрятаны острые -коготки, шубка шелковая) - Как вы думаете, что любит Мурка делать? (песенки петь, на солнышке лежать, мышей ловить)

Вы со мной знакомы близко.

Я - приветливая киска.

Кверху -кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках. Мя- у! Мя - у!

Чистоплотна, аккуратна.

Если гладят - мне приятно.

Не таю своих привычек

Я люблю мышей и птичек.

Мя~ у! Мя - у!

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно

Я царапаюсь ужасно! Мя-у! Мя-у!

А ещё она любит умываться? (Как только появилась свободная минутка, Мурка сразу моет лапки, спинку) Кто знает, как умываются котята? (язычком)

А знаете, почему так часто кошки моются? (чтобы мышки не учуяли)

3. Физминутка «Зверобика»

Уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть, Понаблюдав за ней немножко её движения можем повторить. 1,2,3 - Ну- ка повтори! 3,4,5 - Повтори опять!

4.За кошкой нужно ухаживать. - Кто знает, как нужно ухаживать? (нужно вовремя кормить, купать)

Чем питается кошка? (Показ: рыбой, мясом, молоком, специальный корм); а так же у неё должна быть своя миска.

Ребята, если кто в квартире держат кошек, то у них должен быть туалет специальный, его нужно мыть, чтоб не было запаха.

А еще кошке нравится, когда её. гладят, или вычесывают старый мех.

5. - Кошка доктор. Есть такая примета, если у больного человека кошка посидит часок, то боль проходит.

6 Итог

Ребята у кого есть дома кошка или кот? Как их зовут? ошечка будет для Вас другом, если Вы будете за ней ухаживать и её любить.

Цели: закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня царапкой, Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. Тихо притаился Он в траве густой И с кустами слился Шубкой золотой.

Почему кошка - домашнее животное?

Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?

Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?

Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

Докажите, что кошка - хищное животное.

Сравните способности и характеры собак и кошек.

Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

Кто дольше простоит на одной ноге?, Жмурки.

Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад).

Наблюдение за цветником

Цели: уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни);

побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).

Ход наблюдения

Вьется пчелка над цветком, Вся в пыльце пушистой, На тычинках хоботком П ьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка Медленно кружится И, трудом утомлена, На лепестки ложится. Но работа в путь зовет, Дальше полетела, Вот еще один цветок -- В нем не будет дела, Это маленький бутон, Нежный нераскрытый.

Как устроен цветок?

Как называются цветы, которые растут на клумбе?

А что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.)

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

С кочки на кочку.

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

Упражнение на равновесие.

Цель: учить вбегать и сбегать по наклонной доске.

Наблюдение за мухой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи;

формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Муха, муха - надоеда, Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит. Хлеб нарезан - можно есть. Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: В гости мы тебя не звали!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит муха?

Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенам и потолку?

Чем питается муха?

Есть ли дом у мух?

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у мух?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о мухе вы знаете?

Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.

Трудовая деятельность

Вскапывание земли на грядках.

Цель: учить подготавливать землю для посадки семян в следующем году.

Подвижные игры

Мышеловка, Лошадки.

Цель: развивать быстроту и выносливость.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: воспитывать выносливость, терпение.

Введение ……………………………………………………………………………… 2

I .Теоретическая часть

    1. 1.1.Из истории происхождения и одомашнивания кошек…………………………………………………………………………4

      1.2.Характеристика биологических особенностей семейства кошачьих……………………………………………………..........................4

1.3.Особенности поведения …………………………………………….5

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра……………………………………………………………………....7

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха.

2.1.Методы и объекты наблюдений………………………………………9

2.2. Характеристика объектов наблюдения……………………………..9

2.2.Результат и анализ исследования……………………………………10

Заключение …………………………………………………………………...15

Список литературы ………………………………………………………….17

Приложение …………………………………………………………………..18

Введение

Меня всегда интересовали кошки, потому что с раннего детства они всегда были рядом со мной. Любимей животных у меня нет, это самые удивительные существа, которые когда-либо так успешно сосуществовали с человеком. Не перестаю удивляться их грациозности, самостоятельности и независимости. Кошки преспокойно могут жить без общения с человеком, а вот человеку без кошки в наше время, полное стрессов, обойтись трудно.

Не представляю себе, как бы я жила сейчас без своей кошки Кнопы. Научилась я за ней ухаживать, правильно кормить, воспитывать, приучать к порядку и следить, чтобы она ничего не сделала плохого. Когда нам предложили выбрать тему для проекта, ни минуты не сомневаясь, свой выбор остановила на моих любимых животных.

Кошки от природы ласковые создания, нуждающиеся в физическом контакте с другими кошками, с другими животными или людьми. Они чутко реагируют на ласку, поглаживания или объятия и сторицей вознаградят вас любовью и преданностью. Кошка может быть другом, который научится реагировать на ваше настроение. А если вы заболеете, она весь день не сойдёт с вашей постели, радуясь, что сидит рядом. Если вы счастливы, кошка тотчас улавливает ваше расположение духа и приглашает вас поиграть с ней. Из-за своих привычек и особенностей, очень характерных, непохожих на особенности других домашних животных, кошка и стала моей любимицей. Поэтому, наблюдая за разными котами, я заметила, что они по-разному себя ведут в зависимости от того, какая на улице погода, и поэтому я решила проверить, могут ли наши кошки предсказывать погоду.

Цель : изучить изменения в поведении кошек в зависимости от погодных условий.

Задачи :

    Изучить биологические особенности кошки домашней.

    Провести наблюдения за кошками, выявить изменения в поведении.

    Сравнить полученные результаты с изменениями погоды.

Гипотеза : по поведению кошек можно предсказывать изменения погоды.

Объект исследования : кошка домашняя.

Предмет исследования : поведение кошек.

В работе использовались методы исследования :

Наблюдение,

Систематизация,

Обобщение.

I .Теоретическая часть

1.1. Из истории происхождения и одомашнивания кошек

«… кошки произошло примерно 9500 лет назад на , где зародились и развивались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи, и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов. И в настоящее время кошка является одним из самых популярных …». [ 3 ]

Несмотря на то, что одомашнивание кошек произошло достаточно давно, большинство из них способны выживать в условиях нахождения вне человеческого жилья, пополняя ряды вторично одичавших животных, так как в условиях бродячей жизни кошки обычно быстро повторно дичают. Вторично одичав, они часто живут уединённо и охотятся в одиночку, но иногда образуют небольшие из нескольких самок с котятами.

1.2. Характеристика биологических особенностей

семейства кошачьих

«…Температура тела кошки считается нормальной при показаниях 38-39,5° С. Обычный пульс кошки - 100-120 ударов в минуту. Частота дыхания у молодых кошек составляет 40 дыхательных движений в минуту, а в среднем 20-30. Очень часто животное может высовывать язык, так у него нормализуется теплообмен...». [ 1 ]

Усы кошек - видоизмененные волосы, у основания которых находятся нервные окончания, и потому они сверхчувствительны к прикосновению.

Если отрезать у кошки усы, то этим поставишь ее в крайне неприятное положение: она делается беспомощной, обнаруживает заметное беспокойство и неуверенность, которые по мере отрастания усов пропадают.

Чуткие уши улавливают звуки, недоступные человеческому уху. Они слышат малейший шорох на большом расстоянии и правильно оценивают его происхождение. Могут различать самое осторожное, незначительное шуршание почвы под ногами животного и могут посредством слуха находить добычу, даже не видя ее, хотя ушные раковины у них редко бывают большими.

Зрачки круглых глаз расширяются, чтобы впустить максимальное количество света. Отражающий слой на дне глаза усиливает свет.

Типичным представителем семейства кошачьи является домашняя кошка.

1.3.Особенности поведения

О кошках мы часто говорим, что они спят, едят, спят, едят и снова спят. Действительно, «…взрослые кошки спят до 16 ч в сутки. И это еще одна их биологическая особенность. Цитата доктора Клейра, владеющего в населенном пункте Кроули графства Суссекс небольшой ветлечебницей для мелких домашних животных: «Их способность спать просто восхищает. Каждый этап они выполняют с особой тщательностью, ничего не пропускают. Сначала выбирают безопасное место, повыше над землей, такое, чтобы оно было теплым, мягким и желательно включало бы в себя угол. Потом сооружают удобное гнездышко из подушки (или чьих-то колен). Затем потягиваются, растягивая при этом каждый мускул до предела, и расслабляются. И наконец, успокаиваются на приготовленном месте. И нет ничего удивительного в том, что после такой подготовки засыпают они легко и быстро…».. И действительно, они покоятся в объятиях Морфея практически до 16 часов в сутки, именно поэтому создается впечатление, что они только едят и спят.

«…Кошачий хвост – лучший, точнейший «прибор» для оценки настроения животного. Характер и сила эмоций кошки прекрасно считывается по показаниям этого «измерителя». Подергивание кончика хвоста означает нервное, обеспокоенное состояние кошки. Испытывая досаду, гнев или боевой задор, животное станет бить хвостом по земле или по полу, а, испугавшись, опустит его или зажмет между задними лапами. Зато хвост, возведенный кверху, показывает доброе и веселое состояние хозяина…».

Кошачьи – быстрые и искусные охотники. Они могут подкарауливать добычу из засады, могут преследовать ее или медленно подкрадываться к ней. Обычно они охотятся ночью и видят в темноте примерно в 6 раз лучше, чем человек.

По меньшей мере, час в день, кошки посвящают своему туалету, вылизывая мех шершавым, как, терка, языком. Это процедура помогает им охлаждать тело в жаркую погоду. Когда она пьет, то загибает язык крючком и быстро забрасывает им капли жидкости в рот. Кошка не отхлебывает воду, а лакает. У взрослой кошки 30 зубов.

Кошки спят вдвое больше других млекопитающих, проводя три четверти суток во сне. Некоторые отделы мозга активно работают и во время сна. То есть он никогда не отключается. Длительность сна определяет уровень жизни кошки и ее условия. Например, задача уличной кошки оберегать свои владения, ловить добычу и размножаться. Они, конечно, меньше спят. А домашние кошки, особенно стерилизованные, ведут спокойный образ жизни, поэтому и любят поваляться и поспать.
Если кошке не давать спать, то она становится агрессивной, начинает плохо есть и зачастую становится воинствующей.

В домашних условиях кошки любят играть с небольшими предметами: мячиками, клубками ниток, палочками, скомканной бумагой, специальными игрушками для кошек. Нередко кошек привлекают болтающиеся и подвешенные предметы, так как они обладают способностью двигаться в воздухе, чем имитируется охота кошки на птиц. Особенно склонны к играм котята, у которых уже есть охотничьи инстинкты, но ещё нет навыков охоты и точной координации движений. Домашние кошки играют в любом возрасте.

Кошке необходима независимость и свобода. Домашняя кошка считает человека в некоторой степени родственником, в то же время, осознавая свою независимость от него в некоторых вопросах, поэтому в сознании кошки хозяин занимает значительное место. Жизнь же рядом с человеком обеспечивает безопасность и защиту территории – вряд ли кто приведёт в свою квартиру стаю уличных котов. Готовый стол и дом позволяют кошке уделять меньше внимания охоте ради утоления голода.

Характер домашних кошек в некоторой степени зависит от их окраски. Чёрные кошки очень нервные, чувствительны, любопытны, весьма любят ласку. Чёрно -белые общительны, легко привязываются к хозяевам, быстро находят контакт с детьми. Полосатые, напротив, скрытны, замкнуты, ценят свободу и независимость, избегают контактов не только с человеком, но и с их сородичами. Рыжие и бело-рыжие уважают покой, домашний уют и, как правило, флегматичны. Белые капризны, обидчивы и больше других подвержены инфекционным заболеваниям.

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра

Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Критерием научности здесь служит повторяемость и логическая оценка явлений. За поведением кошки внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

«…Согласно народным поверьям, «Кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому». Считается, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказывать погоду. У русского народа с этим любимым зверем связано много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

Кошка крепко спит или брюхом кверху - к теплу и жаре.
Спит мордочкой под брюхо - к непогоде или холоду .
Свертывается клубком - к морозу.
В печку садится - к стуже на дворе.
Распускает хвост - к метели.

Лижет хвост - к метели.
Лижет хвост, прячет голову - к ненастью и дождю.
Лижет лапу, моется - к вёдру (солнцу).
Лижет лапу и приглаживает шерсть на голове - будет хорошая погода.
Вылизывает шкуру - к ненастью.
Заднюю лапу поднимает - к дождю.
Чешет за ухом - к дождю или снегу.
Скребёт лапами стену - к ветру непогожему .
Пол скребёт - к метели, вьюге, ветру.
Точит когти о ножку стола - погода переменится.
Чихает кот - к дождю.

Если кошка лежит животом вверх или три раза обведёт лапой вокруг мордочки, то будет хорошая погода . (Грузинская примета).

Если кошка лежит спиной к очагу - быть грозе.

Когда кошка моется, повернувшись к востоку, это предвещает хорошую погоду , а если к западу - худую погоду . (Сербская примета).

Кошки моются лапками, повернувшись в ту сторону, откуда подует ветер (Болгарская примета )…».[ 8 ]

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха

2.1. Методы и объекты наблюдений

Наблюдения велись с 24 декабря 2012 года по 23января 2013 года включительно с 21.00 до 22.00. часов. Оценивалось поведение 10 домашних кошек, принадлежащих разным владельцам.

Наблюдения проводились одновременно по методике, разработанной специалистами экологического центра в 2008 году. Ежедневно в этот промежуток времени владельцы кошек фиксировали все поведенческие акты, совершенные животным. Учитывалось законченное действие: сон, прием пищи, передвижение. Далее все данные заносились в дневники наблюдений, на основании которых оформлена сводная таблица суммарных значений (Приложение1) . По ней анализировали данные исследований. Из всего вышеперечисленного формировались выводы.

2.2. Характеристика объектов наблюдения

Наблюдения проводились над кошками разного происхождения, разного пола и возраста, физического состояния:

    Кошка Кнопа, русская голубая (1,5 года). (Приложение 4)

    Кот Эмиль, беспородный (2 года). (Приложение 4)

    Кот Яша, беспородный (2 года). (Приложение 5)

    Кот Пушистик, беспородный(2 года). (Приложение 5)

    Кошка Чита, беспородная(3 года). (Приложение 6)

    Кошка Ася, беспородная (3 года). (Приложение 6)

    Кот Макс, беспородный (4 года). (Приложение 7)

    Кошка Амалия, беспородная (4 года). (Приложение 7)

    Кот Снежка, кастрированный сиамский (5 лет). (Приложение 8)

    Кот Мурзик, беспородный (5 лет). (Приложение 8)

Учитывались следующие показатели поведенческих реакций:

    Спит в теплом месте, нос спрятан.

    Спит, вытянувшись во весь рост.

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан.

    Сидит спокойно.

    Ест, пьет.

    Умывается.

    Чешет за ухом.

    Играет.

    1. 2.3. Результаты и анализ исследования

    Дневники наблюдений за кошками заполнялись с помощью их владельцев, которые каждый день отмечали их в таблице. Затем я провела математическую обработку результатов (Приложение 1) и сравнила зависимость поведения животных от температуры воздуха на основании данных изменения температуры воздуха в г.Тара /период с 24 декабря по 23 января 2013 года/ (Приложение 2) .

    Анализируя данные графика и таблицы, делаю вывод, что с понижением температуры воздуха:

      Животное чаще находится в состоянии покоя.

      В начале периода, когда температура воздуха составляла -34 0 С ночью, все животные спали в теплом месте, спрятав нос. При повышении температуры воздуха этот показатель заметно снижается.

    Таблица 1

    Количество кошек, которые спали в теплом месте, нос спрятан

    День

    Коли-чество

    Рисунок 1 , которые спали в теплом месте, нос спрятан

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост увеличивается на пятый, девятый, пятнадцатый день наблюдений и достигает максимального количества на тридцатый день, когда температура воздуха составляла -7 0 С.

    Таблица 2

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост

    День

    Количество


    Рисунок 2 . График изменения количества кошек , которые спали, вытянувшись во весь рост

    При повышении температуры воздуха на третий день наблюдений восемь из десяти кошек спали, свернувшись клубком, нос не спрятав. Их количество так же увеличивалось на семнадцатый и последний день наблюдений.

    Таблица 3

    Количество кошек, которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    День

    Количес-тво


    Рисунок 3 . График изменения количества кошек , которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Двигательная активность кошек сохранялась примерно на одном уровне, что свидетельствует о том, что это может зависеть больше от образа жизни хозяев, темперамента самого животного, чем от изменения атмосферного воздуха.

    Таблица 4

    Количество кошек, которые сидели спокойно

    День

    Количество


    Рисунок 4 . График изменения количества кошек, которые сидели спокойно.

    Количество пищи так же не зависело от изменения температуры воздуха на улице, скорее от двигательной активности самих животных, возраста и пола животного. Таким образом число приемов пищи у котов выше, чем у кошек.

    День

    Количество

    Таблица 5

    Количество кошек, которые пили и ели

    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые пили и ели

    Умывались кошки в разном количестве, что не дает возможность связать эти показатели с изменениями температуры.

    Таблица 6

    Количество кошек, которые умывались

    День

    Количество


    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые умывались

    Таблица 7

    Количество кошек, которые чесали за ухом

    День

    Количество


    Рисунок 7 . График изменения количества кошек, которые чесали за ухом

    Количество игравших кошек так же больше говорит о характере, темпераменте животного, чем об изменениях погодных условий.

    Таблица 8

    Количество кошек, которые играли

    День

    Количество


    Рисунок 8 . График изменения количества кошек, которые играли

    Заключение

    Гипотеза подтверждена. Кошки действительно реагируют на изменение температуры воздуха.

    На активность кошек могут влиять различные факторы.

    Например: режим дня владельца, особенности темперамента животного, температура воздуха в помещении. Большинство кошек, как мы видим, демонстрируют изменения поведения от температуры воздуха на улице. Видимо, они реагируют на связанные с этим изменения атмосферного давления.

    Следующие выводы можно сделать, только сравнивая результаты наблюдений за кошками в нескольких повторностях (в нашем случае их десять), наблюдая только за своей кошкой, таких выводов не сделаешь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Литенецкий И. Б. Изобретатель – природа. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986

      Непомнящий Н. Кошки. - М., 1991

      Теремов А., РохловВ. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.:АСТ_ПРЕСС,1999

      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.

    Интернет-ресурсы:

      . Прогноз погоды

      . Кот и кошка.

      Сайт о кошках.

    Приложение 1.

    Таблица 1. Суммарные значения результатов наблюдений.

    Число месяца

    День наблюдения

    Спит в теплом месте, нос спрятан

    Спит, вытянувшись во весь рост

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Сидит спокойно

    Ест, пьет

    Умывается

    Чешет за ухом

    Играет

    Температура

    день

    Явления

    Температура

    вечер

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 2

    Дата

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    День

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    Темпе-ратура

    /день/

    -26

    -27

    -25

    -14

    -9

    -7

    -11

    -10

    -7

    -15

    -19

    -17

    -18

    -21

    -20

    -24

    -20

    -16

    -24

    -17

    -16

    -17

    -15

    -19

    -22

    -28

    -18

    -20

    -16

    -7

    -4

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Темпе-ратура

    /вечер/

    -34

    -34

    -29

    -12

    -7

    -8

    -9

    -11

    -12

    -19

    -22

    -17

    -21

    -27

    -25

    -27

    -19

    -20

    -25

    -18

    -14

    -13

    -28

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 3

    Приложение 4

    Фото 1. Кошка Кнопа.

    Фото автора

    Фото 2 . Кот Эмиль.

    Фото автора

    Приложение 5

    Фото 3 . Кот Яша.

    Фото автора

    Фото 4 . Кот Пушистик .

    Фото автора

    Приложение 6

    Фото 5 . Кошка Чита .

    Фото автора

    Фото 6 . Кошка Ася.

    Фото автора

    Приложение 7

    Фото 7. Кот Макс.

    Фото автора

    Фото 8. Кошка Амалия.

    Фото автора

    Приложение 8

    Фото 9 . Кот Снежка

    Фото автора

    Фото10 . Кот Мурзик

    Фото автора




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top