Нервное перенапряжение у детей симптомы. Механизмы нервных срывов у детей

Нервное перенапряжение у детей симптомы. Механизмы нервных срывов у детей

Все болезни от нервов – так принято считать. Но не всегда это утверждение верно. Часто причиной нервных болезней служит, например, перенесенная инфекция или осложнения после гриппа. Давайте разбираться подробнее что-от-чего зависит и зачем родителям нужно про них знать.

Нервная система детей

У ребенка нервная система существенно отличается от взрослой. И все это только потому, что ребенок развивается буквально по часам, и нервная система совершенствуется вместе с малышом . Именно за счет ее существования человек является разумным существом. Основной задачей нервной системы человека служит комфортное обеспечение человека при существовании в окружающей его среде, а также его взаимодействии с ней и с другим человеком.

К моменту рождения максимально готовой из всей нервной системы ребенка является спиной мозг . И хотя при этом число клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека одинаково, у ребенка все клетки находятся в зачаточном состоянии. То есть по своей структуре они еще незрелые, а еще при этом клетки не имеют достаточного количества отростков, чтобы обеспечивать функции высшей нервной деятельности . К таким функциям относят память, эмоции и навыки. Как вы видите сами, по мере взросления вашего крохи развитие коры головного мозга , то есть нервной системы малыша происходит быстро. От защитных безусловных рефлексов, которые к 4 месяцам практически все гаснут – начинает проявляться умение управлять руками и ногами, например.

Особенности нервной системы новорожденного

  • К этим особенностям относят в первую очередь пониженную возбудимость . Это помогает избежать перевозбуждения нервной системы от постоянно меняющихся условий: он родился и стало много света, пошел гулять – множество разных звуков, вечернее купание – опять каскад ощущений.
  • Быстрая утомляемость. Малыш не может долго следить за игрушкой, делать любое действие долго (по его меркам) – его нервная система просто говорит о том, что нужно сменить вид деятельности.
  • Всё его поведение подчинено пищевой доминанте . Как только наступает чувство голода, все его рефлексы не связанные с ним, тормозятся и ребенок требует только одного – насыщения.
  • За счет того, что у новорожденного не успели сформироваться оболочки у нервных окончаний , то есть пока у него не сформировалось миелинизация нервных волокон . Его боль (например, колики) распространяется не только на очаг боли, но и на соседние. Таким образом у него не только болит живот от колик, но и все, что рядом (это связано только с несовершенством нервной системой ). О таком этапе развития ребенка лучше знать каждому родителю и понимать, что малыш порой и сам себе не рад, потому что не знает, что у него болит.

Причины нервных болезней у детей

  • Травма. Травмы головы могут иметь серьезные последствия. Часто именно ушиб головного мозга может вызвать нервную болезнь у детей. А ведь малыш еще только растет и любая травма может существенно повлиять на его развитие.

ВАЖНО! Если ваш малыш упал и у него потерялось сознание, головокружение, рвота, тошнота, головные боли – срочно вызывайте скорую помощь. Диагноз может поставить только врач. Ваша задача – вовремя к нему обратиться!

Симптоматика проявления нервных болезней у детей бывает разнообразной, при этом то, что считается нормой в одном возрасте, в другом – уже является патологией. В данном случае важно вовремя обратиться к врачу при появлениях первых признаков, которые вас смущают и своевременно проходить плановые осмотры.

К основным симптомам относят:

  • Головные боли. Распознать их у новорожденного очень сложно. Поэтому если ваш малыш плачет совершенно без причины – консультируйтесь с врачами!
  • Нарушенная координация движения. Опять же у новорожденного это определит врач, у более старшего ребенка – заметите вы.
  • Изменение, отсутствие или нарушение обонятельных, или тактильных функций организма.
  • Двигательные расстройства. К ним относят параличи и тремор (встречается у новорожденного чаще), а также может проявляться в виде замедленных непроизвольных движений.
  • Любые виды тиков. Как правило, возникают на фоне неврозов.
  • Нарушение аппетита.
  • Обмороки. Причиной обмороков могут быть как аномальные сосуды, так и недостаточное кровоснабжение головного мозга.
  • Энурез.
  • Нарушение сна (бессоница, лунатизм).

Обследование и выявление нервных болезней может заниматься только врач. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Профилактика

В данном случае лучшей профилактикой послужит соблюдение режима дня ребенка и мамы (особенно во время беременности), прогулки на свежем воздухе и сбалансированное питание. То есть в данном случае ваша задача состоит в том, чтобы нервную систему укрепить! При малейших признаках нарушения здоровья у эмоционально-уравновешенного малыша должен вызывать не только ваш вопрос "почему так", но вы также должны записаться на консультацию.

Полезное видео

Евгений Комаровский расскажет о поставленных диагнозах нервных болезней.

Гиперактивность – это характер или болезнь. Именно об этом вы узнаете из видео доктора Комаровского

Итоги

Поставить диагноз и выяснить психологические причины нервных болезней у детей может только врач. Ваша главная задача – своевременное обращение к нему. Перед визитом к врачу важно, чтобы вы вспомнили все те заболевания (в том числе и алкоголизм и заболевания нервной системы) в ваших с мужем семьях. Основываясь на всех данных, а также проведя ряд исследований врач сможет вам поставить диагноз и помочь с лечением.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Все начинается с младенчества. Почему ребе-нок много плачет? Как правило, объ-ясняют это просто: у него капризный характер. На самом же деле, он плачет по совершенно объективным причинам. Либо за ним непра-вильно ухаживают, либо он физически нездоров, либо же он нездоров психически. То есть такого понятия, как капризы, не существует. То, что мы называем плохим характером, как правило, означает, что человек болен невро-зом. Увы, сегодня статистика по нервным заболеваниям у детей неуте-шительна: больше чем половине школьников можно было бы поставить диагноз «нервное рас-стройство», если бы их родителям пришло в голову посетить врача. Но, к сожалению, в поликлинику обращаются лишь в самых запу-щенных случаях.

НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ДЕЛО-ТО НЕ ЖИТЕЙСКОЕ...

Обычно говорят: «Он у нас нервный». На самом деле, понятие это может включать в себя все что угодно, ведь список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним при-чинам. Отклонения бывают врож-денными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приоб-ретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом пора-жения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки спо-собен выявить только врач.

ВНИМАНИЕ: НЕВРОЗ!

Что неминуемо составляет довольно весомую часть жизни каждого человека? Семейные про-блемы, сложные жизненные ситуа-ции и стрессы. Далеко не всякий организм, столкнувшись с ними, выдержит оборону (ведь некоторые люди, даже попав под обычный дождь, немедленно простужаются). Так и ребенок, оказавшись в труд-ном положении, может выдать невротическую реакцию (устроить истерику, замкнуться в себе и т. д.). Если такие реакции входят в при-вычку, то, скорее всего, у ребенка невроз (в переводе с греческого - «болезнь нервов»), заболевание, которое нужно лечить у невропато-лога. Специалисты считают, что в основе его всегда лежит внутрен-ний конфликт: именно он «раздва-ивает» ребенка и делает его эмо-ционально нестабильным. Часто бывает, что у детей проявляются так называемые моносимптомные неврозы, которые выражаются всего одним, но достаточно ярким симптомом (заикание, тик, энурез и т. д.). Нередко родители сами провоцируют у ребенка развитие невроза своими неправильными действиями.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОШИБКИ

♦ Родители дают ребенку повы-шенную нагрузку, отдавая его в две школы, различные кружки и т. д.

♦ Родители видят в ребенке свои собственные недостатки и пытают-ся с ними бороться.

♦ Мать не демонстрирует ребенку свою любовь, давая понять, что ее расположение нужно заслужить.

♦ Неработающая мать окружает ребенка излишней опекой.

♦ Ребенок становится свидетелем скандалов в семье.

Ваши действия:
Разумеется, одними только таблетками нервное рас-стройство не вылечить. Скорее всего, с помощью доктора вам придется пересмотреть свой образ жизни. Ведь, чтобы предотвратить у ребенка невроз, следует прежде всего контролировать свое поведе-ние. Существуют правила, которые нужно соблюдать:

♦ Не пытайтесь пресечь проявле-ния и симптомы невроза (наруше-ния сна, онанизм и т. д.) - гораздо важнее выявить причины.

♦ Если вы сами страдаете нервным расстройством, постарайтесь выле-читься хотя бы ради ребенка.

♦ Если вы сами в детстве имели проблемы в отношениях с родите-лями, постарайтесь не допускать этого со своими детьми.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ:

♦ слишком выраженное опережение сверстников в психическом развитии;

♦ фанатичное увлечение ребенка каким-нибудь предметом (например, толь-ко китайским языком или только высшей математикой);

♦ если ребенок с головой уходит в игру и она заменяет ему реальность (например, он всем говорит, что стал собакой, и ходит целыми днями на четвереньках);

♦ если он теряет интерес к жизни, перестает следить за собой;

♦ если у ребенка галлюцинации (он говорит сам с собой, к чему-то прислушивается);

♦ если ребенок много врет и фантазирует на полном серьезе (например, что его по ночам забирают к себе инопланетяне или что это он разогнал тучи).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Про «физиков» и «лириков»

В ходе опросов нескольких тысяч родителей выяснилось, что всплеск заболеваний неврозами приходится на возраст, когда дети идут в школу (8-12 лет). Психологи связывают это не только со сменой образа жизни и возрастанием нагрузки в этот пери-од, но и с особенностями существую-щей в школах методики обучения, которая, как правило, является под-черкнуто «левополушарной» (то есть ориентированной в большей степени на математиков и технарей). Правое же - гуманитарное - полушарие раз-вивается в процессе учебы гораздо медленнее, хотя детей с подобной направленностью ничуть не меньше.

«Коня и трепетную лань»

Психологи ненапрасно разделили людей на группы: по типу темперамента, по доминирующему у них инстинкту и т.п. Зная эти классификации, вы сможете определить тип своего ребенка и воспитывать его соответствующим образом. Например, независимо от пола «эгофильного» (мужественного) ребенка нужно сдерживать, чтобы он не вырос агрессивным, а «генофильного» (женственного) наоборот, беречь от неврозов и не подавлять его индивидуальность. Точно так же не стоит постоянно понукать и подгонять флегматика, пытаться обуздать непоседливого холерика, развеселить меланхолика. Если же вы попытаетесь подогнать ребенка под общие мерки, это неизбежно приведет к нервным расстройствам и внутреннему конфликту.

Неврозы - кто в группе риска

♦ робкие, не уверенные в себе дети;

♦ дети, которым не дают никакой самостоятельности;

♦ тревожные по натуре, чрезмерно осторожные дети;

♦ слишком послушные, «ведомые» дети (с повышенной внушаемостью);

♦ дети с пониженной или, наоборот, повышенной активностью;

♦ обидчивые, не умеющие постоять за себя дети;

♦ дети, склонные к сильным пережи-ваниям даже самых незначительных неудач (или удач);

♦ «нежеланные» дети (например, «не того» пола) или дети, появившиеся на свет в не подходящее для родите-лей время (самый разгар учебы, выгодный контракт и т. д.).

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)



Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Под неврозами понимают более или менее длительные «хронические» функциональные нарушения высшей нервной деятельности - ее «срывы». В их основе, как правило, лежат изменения, которые касаются трех основных свойств нервной системы: силы уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям - быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других - несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность - эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность пресекаются: он всегда слышит «нельзя», «нет».

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия- заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

У детей раннего и дошкольного возраста истерия проявляете в виде припадков. Если ребенку что-либо не дают, он начинает стучать ногами, бросать игрушки, пытаясь этим, пусть даже неосознанно, добиться от окружающих желаемого. Если дать возможность «закрепиться» этому капризу, то он может перейти в одну из форм истерии. Следует помнить, что больной истерией ребенок не притворщик, он сам страдает от своего заболевания. При первых признаках истерии не следует потворствовать желаниям ребенка, а надо переключить его внимание. При частых проявлениях истерии следует обратиться к детскому психологу и психотерапевту.

Неврастения- одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй - плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна - одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Наиболее эффективным способом избавления от навязчивых состояний следует считать метод «угашения условной связи», т.е. постепенного приучения ребенка к пугающей его ситуации. Так, например, при наличии страха перед собакой следует решить вопрос об организации игры, участником которой является сначала игрушка в виде собаки, а потом и само животное. Если ребенок боится засыпать один, то сначала следует быть с ним рядом в этот период, а потом постепенно увеличивать расстояние и т.д.

Патологические привычки: сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. - особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, вины, отчего его невротическое состояние осложняется.

Онанизм, или мастурбация, - искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

Онанизм как дурная привычка может возникнуть в результате зуда в области промежности, вызываемого острицами, раздражения половых органов мягкой постелью, тесной одеждой. Недостаточная физическая нагрузка, нерастраченная за день энергия просто любопытство могут быть направлены ребенком на «исследование» своего тела и закрепление этой вредной привычки, редко такие ощущения первыми ему доставляют родители, щекоча или целуя его в эрогенные зоны (паховая область, низ живота, ягодицы, половые органы). К онанизму чаще прибегают дети, которых остается много свободного времени и неиспользованной энергии, а также дети без надлежащего надзора, предоставленные сами себе.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 - 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Ночное недержание мочи (энурез, от древнегреческих слов «мочится ночью») у детей раннего и дошкольного возраста довольно часто. Это случаи непроизвольного мочеиспускания во время ночного или дневного сна вследствие того, что в коре головного мозга у ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые сторожевые пункты, связанные с актом мочеиспускания. Исследования последних лет показали, что под энурезом следует понимать сложный комплекс симптомов, складывающийся в целостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, изменение двигательной активности, нарушение эмоционального поведения.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя - 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Ночное непроизвольное мочеиспускание происходит в виде; «взрыва» (пароксизма), который претерпевает определенную возрастную динамику. Возраст до 3 лет следует считать концом физиологической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизвольного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3 - 4, а по мнению некоторых врачей, старше 5 лет следует рассматривать как проявление энуреза. Если ночное недержание мочи сохраняется по достижении ребенком 4 лет, то родителям необходимо проконсультироваться с педиатром, а в некоторых случаях с детским психоневрологом.

Энурез следует отличать от мочеиспускания днем: ночью оно происходит в виде «взрыва», сопровождается задержкой дыхания, эрекцией у мальчиков, подергиваниями конечностей, имеющими пароксизмалъный характер и не встречающимися днем.

Первые исследователи объясняли энурез слишком глубоким сном. С возрастом, по их мнению, сон становится легче и детям проще просыпаться ночью. В дальнейшем начали искать причину энуреза в анатомических аномалиях мочевыделительной системы. Но от урологического подхода к этой проблеме скоро отказались, так как исследования этого не подтвердили. Пытались также связать феномен энуреза с дисфункцией головного мозга. Появилась теория, что у ребенка в коре большого мозга формируется «сторожевой пункт», который реагирует на растяжении мочевого пузыря. При различных заболеваниях деятельность этого «сторожевого пункта» подавляется, и раздражения мочевого пузыря не воспринимаются, поэтому возникает энурез. Однако эта теория не объясняет, почему энурез бывает только в некоторые ночи при одинаковом количестве выпитой жидкости, и чаще у мальчиков. Существовало также мнение, что энурез - следствие социальной запущенности. Его также относили к наследственным болезням, причем по наследству передается особенность иннервации мочевого пузыря или аномалия ЦНС. Более поздние исследования установили, что энурез - это не заболевание, а сложный комплекс симптомов, образующих целостный синдром: непроизвольное мочеиспускание, изменение двигательной активности, нарушение эмоционально-волевого поведения.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

Согласно второй, детей следует поднимать ночью, чтобы они не вставали «мокрыми» утром и ощущали заинтересованность родителей в избавлении от этого недуга. По-видимому, эта точка зрения может быть оправдана только по отношению к детям старше 5-6 лет, когда ребенок уже может осознанно отнестись к «необходимости» ночного пробуждения для совершения акта мочеиспускания. Однако следует иметь в виду, что такое насильственное пробуждение вряд ли будет способствовать избавлению от недуга. нервный дети истерия энурез

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16-18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

При изучении проблемы детских депрессивных расстройств оказалось, что всего 27 % детей с депрессивными расстройствами попадают на начальном этапе заболевания в поле зрения детских психологов и психоневрологов; у 38 % детей этот период составляет от 2 до 7 лет с момента возникновения болезни до первого визита к специалистам. Это происходит по двум причинам, первых, потому, что родители, воспитатели часто плохо ориентированы в возможности наличия депрессии у детей, а изменение поведения ребенка, его «плохое настроение» объясняют самыми разными причинами. Если дети замкнуты, капризны, упрямы, часто отказываются от какой-либо деятельности, то взрослые принимают меры дисциплинарного характера. Во-вторых, при жалобах ребенка на различного рода недомогания педиатры обычно рекомендуют обследование и лечение у специалистов различие профиля, что исключает своевременное получение специализированной психологической и медицинской помощи. В результате этого нераспознанные депрессивные расстройства в детском возрасте, особенно повторяющиеся и затяжные, приводят к тяжелым формам социальной дезадаптации, имеющей в ряде случаев затяжной и необратимый характер.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Чувство «Я» у таких детей проявляется в раннем выделении себя среди окружающих, в потребности к самоутверждению. Они имеют свою точку зрения; им крайне трудно просить прощения, не приемлют несправедливости, фальши. В целом их личностную направленность можно назвать человеколюбивой, именно поэтому они так чувствительны к разным конфликтам, угрозам, применению физической силы и диктата.

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую - роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание.
В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет. Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций.
Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему.
Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка – естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь – и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Популярное на сайте: Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой (прим.ред.)

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы – способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное – не запускать ситуацию.


Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) – факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач – невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Лечение нервного расстройства у детей

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", – это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • Эмпатия – способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • Умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • Умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • Способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • Склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей – любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top