Новый код нлп.

 Новый код нлп.
Управление состоянием Булыгин Егор

Игра Нового Кода НЛП «Алфавит»

Алфавит - это одна из самых первых Игр Нового Кода НЛП, и одна из самых легендарных. Возможно, именно поэтому Алфавит широко распространен, причем в самых разных вариациях, не все из которых, к сожалению, оказываются рабочими. Причина этому, как правило, заключается в том, что играя в Алфавит, люди стремятся как можно более точно выполнить условия игры, забывая, зачем они играют на самом деле.

Цель любой Игры Нового Кода НЛП - это получение состояния высокой продуктивности, которое возникает естественным образом, когда вы в нее играете , а условия игры нужны только для того чтобы задать направление вашим действиям в ходе игры. Вспомните, как играют дети - это очень похоже. Игра, это не спорт и не экзамен, в ней вы можете допускать ошибки и не исправлять их, делать игру более удобной для себя, упрощать или усложнять ее, в общем, делать все, что поможет процессу игры быть для вас легким и интересным.

Легкость - отсутствие напряжения и негативных эмоций, это обязательное условие любой Игры Нового Кода НЛП. Если в ходе игры вы заметите, что чувствуете напряжение, или слишком часто ошибаетесь, отрегулируйте уровень сложности игры таким образом, чтобы вам было легко в нее играть, но при этом не слишком просто, чтобы сохранялся интерес и процесс игры полностью захватывал вас.

Выход из игры наступает тогда, когда вы замечаете, что находитесь в состоянии высокой продуктивности. Это может произойти через 15-20 минут, а может и через 5-10, продолжительность совершенно индивидуальна и каждый раз может быть разной.

Как вы узнаете, что вошли в состояние высокой продуктивности?

Скорее всего, когда оно появится, вы его сразу почувствуете на контрасте с тем состоянием, в котором вы начнете играть. Это ощущение полной вовлеченности, в котором играть становится легче и интереснее. Интенсивность не обязательно будет большой - состояние может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально.

Еще одним критерием того, что вы находитесь в состоянии высокой продуктивности будет тот факт, что вы играете уже довольно долго не совершая ни одной ошибки, и при этом совершенно расслаблены. Хотя это и не обязательный критерий - ошибки допустимы.

И совершенно точным (но тоже не обязательным) критерием будет появление естественного смеха или улыбки при ошибках.

Главное, не пытайтесь себе представить, что бы это могло быть, и вызвать это специально - так можно ошибиться. Вообще не думайте о состоянии, когда будете играть - просто играйте и следите, чтобы в вашем теле не было лишнего напряжения. Состояние придет само.

Правила игры «Алфавит»

Оригинальный вариант Алфавита, предложенный Джоном Гриндером, выполнен на листе А4, разлинованном на 30 клеток, в каждую из которых вписаны по две буквы. Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние - являются вспомогательными и обозначают слова: П - «правая», Л - «левая», В - «вместе» (иногда буква «В» заменяется буквой «О», что обозначает слово «обе» и имеет тот же смысл). И верхние и нижние буквы должны быть одного размера и стиля.

Алфавит на листе

Для того чтобы играть в Алфавит с листа, его нужно повесить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы. Правила игры следующие.

Вы читаете алфавит в естественном порядке, вслух произнося его буквы, и одновременно с произношением , поднимаете правую , левую или обе руки вместе , в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой буквой (П , Л или В соответственно). При этом, вы придерживаетесь определенного ритма - того, который будет вам наиболее комфортен. В случае ошибки вы просто продолжаете играть дальше.

Очень высоко поднимать руки нет необходимости - поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя.

Когда вы дочитываете алфавит до конца, можете начать читать его по новому кругу, а можете пойти в обратном направлении (от Я к А), так, как вам будет интереснее. Главное, не усложняйте себе игру чрезмерно.

Если чтение в прямом и в обратном порядке становится уже слишком легким и выполняется практически без ошибок, начните читать алфавит по столбцам, по строчкам, «змейкой» и т.п.

Когда все варианты чтения алфавита выполняются легко, и необходимо еще усложнить игру, добавьте следующий элемент. Поднимая правую руку, одновременно поднимайте левую ногу, а поднимая левую руку - правую ногу. Поднимая обе руки - привставайте или приседайте, как вам удобнее.

Помните, смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в появлении состояния высокой продуктивности - это не одно и то же. Поэтому сохраняйте ту степень сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными. Не бойтесь ошибаться, не цепляйтесь излишне за правила и относитесь к игре легко.

Одного Алфавита на листе обычно хватает на одну-две, максимум три игры, потому что мозг очень быстро запоминает соотношение букв и играть становится слишком легко. Поэтому периодически нужно рисовать новый Алфавит.

Делается это просто. Вы расставляете одинаковое количество вспомогательных букв «Л», «П» и «В» в случайном порядке, кроме трех клеток. Под буквой алфавита «Л» обязательно ставится вспомогательная буква «П», под буквой алфавита «П» - ставится вспомогательная буква «Л», а под «В» - ставится вспомогательная буква «В» (если вместо вспомогательной буквы «В» вы используете «О», она ставится под буквой «О»).

Электронный «Алфавит»

Алфавит на листе очень удобен за счет универсальности своего использования. Кроме того, бумажный Алфавит является самой легкой версией и оптимален для первых шагов. Но по ходу развития ваших навыков игре в Алфавит, вам станет более интересна электронная версия Алфавита.

В электронном Алфавите буквы автоматически генерируются компьютером, что обеспечивает постоянную новизну вариантов. Благодаря этому, его нельзя запомнить, и он всегда новый.

Кроме того, в электронном Алфавите буквы по очереди появляются на экране, за счет чего можно задать фиксированный ритм игры и определенную скорость, регулируя таким образом уровень сложности. Помимо удобства, возможность изменять уровни сложности добавляет в игру спортивный интерес=).

Ну и еще одним достоинством электронного Алфавита является фактор случайного появления букв в разных местах экрана, что заставляет держать широким фокус внимания и дополнительно способствует входу в состояние высокой продуктивности.

Автором электронной версии Алфавита, является мой коллега по Лаборатории НеоКода - Алексей Каптерев. Алексей создал первую версию электронного Алфавита, которая работает в Excel и имеет множество функциональных настроек, нужных продвинутому игроку в Алфавит. В последствии, участниками нашей Лаборатории были созданы другие электронные версии Алфавита (за что им большое спасибо от всех нас), и, в том числе, электронная версия Алфавита для мобильного телефона. В этот самоучитель тоже встроен электронный Алфавит, для его запуска в меню слева выберите «Играть в Алфавит».

Остальные версии электронного Алфавита можно найти на странице Электронный Алфавит Нового Кода НЛП сайта NLPING.ru

Попробуйте поиграть в Алфавит (в любую версию), чтобы освоиться. Сейчас вам не обязательно играть до появления состояния высокой продуктивности - целенаправленно в него входить мы научимся дальше, а на данном этапе я предлагаю вам просто познакомиться с игрой и подобрать наиболее подходящий для себя режим игры.

Когда вы почувствуете, что подобрали подходящий для себя режим, в котором можете играть продолжительное время, переходите к следующей главе.

Калибровка состояния высокой продуктивности

Когда играешь в Алфавит, состояние высокой продуктивности, как правило, приходит волнами, и, на первых порах, оно каждый раз немного разное. Это естественный процесс наработки опыта этого состояния. Но, тем не менее, хочется побыстрее научиться в него входить как можно полнее. Это родило потребность во внутренних критериях, по которым можно было бы определить, находимся ли мы уже в состоянии высокой продуктивности, близки ли к нему, и если мы уже почти в нем, то чего не хватает, чтобы быть в нем полностью?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы решили в ходе работы Лаборатории НеоКода провести следующий эксперимент: описать состояние высокой продуктивности с помощью простых общеизвестных состояний. Собрав в группе те состояния, которые присутствуют у всех нас всегда, когда мы находимся в состоянии высокой продуктивности, мы получили групповую статистику. Из этой статистики, был получен, своего рода, «чек-лист» - список простых состояний, с помощью которого, если ты близок к состоянию высокой продуктивности, можно легко увидеть, чего не хватает и тут же скорректировать свое состояние.

На основе этого материала, Алексеем Каптеревым была разработана мнемоническая модель «О.Р.У.Ж.И.Е.», с помощью которой можно легко запомнить (и, главное, затем вспомнить!=)) список состояний чек-листа. Но, помимо этого, модель О.Р.У.Ж.И.Е. обладает еще и обратным действием: с ее помощью можно очень быстро (в течение 1-3 минуты) войти в особое состояние, из которого перейти в состояние высокой продуктивности с помощью Алфавита можно практически мгновенно! Состояние, вызываемое с помощью модели О.Р.У.Ж.И.Е., не является самим состоянием высокой продуктивности, но между этими состояниями - один шаг.

Итак, давайте познакомимся с этой моделью.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Ничего нового… В этой главе не было ничего такого, с чем бы вы не встречались в повседневности. Рефрейминги приходится постоянно делать политикам и прочим спорщикам. А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и найти признаки процветания в экономическом кризисе? Как

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 5. Случайные главы 1: Секрет Кода Свободы. Каждая случайная глава этой книги учит определенным вещам, которые будут полезны и помогут вам выработать новые шаблоны мышления о ваших проблемах.Несмотря на то, что эти случайные главы покажутся вам несвязанными напрямую

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

НЛП нового поколения Предпосылки и обзор НЛП Эта книга посвящена новым, знаковым разработкам в сфере нейро-лингвистического программирования. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это подход к пониманию человеческого поведения, а также набор точно описанных

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

27. Кода Или, САМООСВОБОЖДЕНИЕ!Итак, «ИГРА обнаруживает себя всюду, где авторитет субъективности выше авторитета объективности, где истинность заменяется потенциальностью; когда творчество моделирует мир, не очень заботясь об адекватности, признавая непознаваемость

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Итак, что нового? Неужели эта идея так уж нова? У нас есть множество поговорок, подчеркивающих, как важно уметь рисковать и проявлять настойчивость. Например: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» и «Рим не сразу строился». (Кстати, я была рада узнать, что у самих

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

3. Игра в солдатики или игра с куклой Первую группу вариантов образуют факторы, формирующие у индивида социально-половую роль - мужскую или женскую. Это значит получает ли индивид предпочтение к мужским профессиям, мужской одежде, соответствующему положению в обществе и

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Формирование нового поведения Жить своей жизнью – только своей, и ничьей больше! Многие из нас еще в начале жизни приобрели привычку вмешиваться в дела других людей. Мы слышали, как наши родители критически отзывались о своих друзьях или других членах семьи, о соседях, их

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Формирование нового поведения Не раздувать проблем «Не раздувай проблем – ситуация-то обычная…», – хорошо, звучит успокаивающе, но что это за «обычная» ситуация? И что значит «Не раздувай проблем»? Это значит постоянно держать себя в руках, например, выясняя, почему

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Формирование нового поведения Отвечать исключительно за свои – и только свои действия, и ни за что больше Я почти слышу, как вы усмехаетесь. Когда я впервые услышала об этой идее, я тоже усмехнулась. Как я могу не быть ответственной за то, что должно произойти следующим

Из книги автора

Формирование нового поведения Осознать свой образ мышления Когда я впервые познакомилась с этой идеей, я не сразу оценила ее силу. Я была убеждена, что мои мысли всегда «только там», – либо они плавают в атмосфере, ожидая, когда я выхвачу их, либо составляют основу моих

Из книги автора

Формирование нового поведения Прекратить зависеть от мнения других людей Многие из нас рано усваивают определенные реакции на разные жизненные ситуации и обстоятельства. Мы приучились позволять поведению других людей определять наше самоощущение.К осознанному

Из книги автора

Формирование нового поведения Осуждение плохо отражается на вас Осуждение нами других людей раскрывает наше личное самоощущение, что, как правило, почти незаметно, и поэтому так легко решить, что в нас-то самих нет того, что мы столь рьяно осуждаем в других (ведь нам

Из книги автора

Формирование нового поведения Расслабьтесь Это довольно просто. В первой главе мы уже говорили о необходимости позволять другим людям жить их собственной жизнью. Но сейчас я хочу сказать: Не лезьте не в свое дело! Не идите туда, куда не собирались и не хотели. Не

Принцип Инь-Ян

Хорош ли будет мир если в нем будет только позитив? Нет! ...Более того - это физически невозможно: на белом фоне не видно белого - если нет представления о негативе, то что считать позитивом? Мир должен быть и "черным" и "белым", чтобы быть. То есть, не может быть позитива, если не существует негатива, и наоборот.

Для большинства из нас мобильный телефон - ежедневная банальность - 0% негатива или позитива. Но стоит забыть его зарядить, оставить дома или не дай бог потерять... Зато когда так помучаешься денек (или три), то работающий телефон в кармане становится счастьем! Тоже самое относительно одежды, транспорта, электричества, воды, еды и так далее (по пирамиде Маслоу). Все, что мы оцениваем как позитивное, может быть таковым только на контрасте с негативным (и наоборот). Оргазм не был бы так прекрасен, будь он непрерывен всю жизнь:)

Но контраст, это не единственное условие существования мира. Будь только он - рано или поздно мир сбалансировался бы и застыл на месте. Чтобы мир был живой, чтобы он двигался, в каждом негативном акте должно быть позитивное намерение, а в каждом позитивном - негативная причина. Поэтому каждое убийство исполнено стремлением к чему-то лучшему, а каждое перерождение, каждое новое достижение - страданием или неудовлетворенностью в прежнем качестве.

Да, безусловно, люди не всегда используют средства соответствующие целям, но люди всегда стремятся к лучшему. И, конечно, люди не всегда правильно понимают, что на самом деле является лучшим... Но весь фокус в том, что "лучшего" в абсолютном понимании нет, оно всегда существует только относительно какого-то "худшего"! Это и есть великий закон бытия, заставлящий мир вращаться. И код этого закона записан в символе Инь-Ян:

Главный секрет

В чем же секрет счастливой жизни или правильного пути (с точки зрения законов природы)? В гармонии.

Основная ошибка людей состоит в том, что они впадают то в одну крайность, то в другую; успех же кроется в том, чтобы зная крайности, придерживаться баланса между ними.

В НЛП есть такой термин - "конгруэнтность", что означает - согласованность. Конгруэнтность можно условно разделить на внутреннюю (согласованность со своими ценностями и принципами) и внешнюю (согласованность с общественными ценностями и нормами). И если вы хотите в чем-либо преуспеть, следует быть конгруэнтным и с собой, и с миром одновременно - то есть соблюдать здоровый баланс. Смотрите...

Есть люди, которые очень конгруэнтны с миром, они практически всегда подстраиваются под него, даже если для этого нужно пожертвовать чем-то своим. Добьются ли они успеха? Очевидно, что с таким подходом их даже не пустят на "главную магистраль". На таких обычно "ездят" все, кому их не жалко.

Есть люди, которые очень конгруэнтны с собой и всегда настолько следуют своим принципам, что готовы пойти по головам ради них, или, во всяком случае, конкретно потеснить всех остальных. Добьются ли успеха они? Да, но только на первой части пути. А дальше происходит то, что называется "нашла коса на камень". Если ты не учитываешь интересы окружающего мира, а только пропихиваешь свои, мир очень быстро вытеснит тебя любым удобным ему способом, или окружающие просто "исчезнут по своим делам", а потом соберутся где-нибудь в другом месте. И можно будет еще долго говорить себе что "все они тупые" и "ничего не понимают", но они на самом дели просто защищают свои интересы. И следующие "они" будут делать то же самое.

Так что есть только один путь успеха и счастья одновременно для человека - это конгруэнтность с собой, конгруэнтность с окружающим миром и баланс между ними. И можно сколь угодно долго решать свои проблемы и работать над достижением целей, несоблюдение этого закона будет плодить новые, а соблюдение - реализовывать мечты. Со временем, конечно:)

В общем-то, конгруэнтность и баланс - это не так уж и сложно, и есть только одна проблема - иногда все-таки не получается... :) И держа в руках такую мощную психотехнологию, как НЛП, невольно задаешься вопросом: как же сделать, чтобы это соблюдение конгруэнтности и баланса были "на автомате", что называется "в бессознательной компетентности" и чтобы об этом вообще не надо было задумываться? Такая возможность есть...

Суть Нового Кода НЛП

Для решения этой задачи в 1983 году Джоном Гриндером (США) был создан Новый Код НЛП. В основу его легли: концепция конгруэнтности, использование высокопродуктивных трансовых состояний (High Performance State) для самостоятельной работы со своими проблемами и задачами, сознательно-бессознательный интерфейс (использование возможностей бессознательного, "активная интуиция") и множественное описание ситуаций (многомерное восприятие и управление фильтрами внимания).

В Россию привез Новый Код НЛП Джон Гриндер (2004 г.). Начав использовать Новый Код НЛП для себя, мы дополнили его "системой наведения" (поиска ключевых направлений личностного развития) и несколькими техниками, включая модель Мета-системных уровней, позволяющей находить системные решения задач и настраивать фильтры бессознательного внимания на реализацию желаемых целей.


Но главное достоинство этой модели заключается в том, что она развивает холистическое мышление, что является качественно новым уровнем мышления (после системного) и мировоззрения.

Джудит Делозье (Из выступления Джудит Делозье в NLP Group - Padington, Лондон, 19 апреля 1993 г.) Под редакцией Джеймса Лавл

Благодарю вас за то, что вы нашли время в вашей насыщенной жизни, чтобы прийти сюда. То, чем эта группа здесь занимается, сильно напоминает мне, как начинало свой путь НЛП. Не так уж много я видела в мире мест, где дух сплоченности энэлперов создает то, что он создает здесь. Это действительно великолепно и вы можете этим гордиться. Мне даже хочется плакать, настолько это соответствует моей мечте. Меня просили написать что-нибудь для журнала, и я хочу прочитать написанное вам: "Дисциплина, известная как НЛП, родилась до того, как ей дали название, в содружестве людей - представителей разных наук (Ричард Бэндлер, Джон Гриндер, Лесли Кэмерон, Мэри Бэс Мэгус, Дэвид Гордон, Роберт Дилтс и я - таков краткий список). Нами руководило общее любопытство по поводу того, как мы знаем что-либо, как мы учимся, как мы общаемся и как мы меняемся. И как мы можем влиять на процесс изменения оптимальным и экологичным путем. Паттерны НЛП не были нам известны, они проявились в процессе нашего обучения". Я хочу, чтобы Вы осознавали, насколько особенным является то, что Вы делаете. Вы можете регулярно встречаться и развивать свои знания в этой группе, потому что речь идет действительно о развитии знаний в группе людей с различными моделями мира. Браво! Я всему свету расскажу о том, что вы здесь делаете.

Для вступления.

Я бы хотела рассказать немного о себе. Мое основное занятие - это изучение религий и антропология. Я увлеклась НЛП примерно в то время, когда книга "Структура магии" была еще рукописью. Мой друг Джон Гриндер принес ее мне и сказал: "Прочти ее и скажи, что ты об этом думаешь". Я прочла книгу и ответила: "Ты знаешь, это действительно прекрасная вещь для того, чтобы люди могли структурировать свой опыт. Это действительно могло бы помочь людям составить представление о вещах, которые случаются с ними в мире и которые они не могут выразить. Это действительно превосходная модель". Это было особенное место -Университет Санта Круз, который позволил нам начать то, что мы делаем. У декана этого университета была мечта - создание контекста, в котором идеи из разных областей науки и различные модели мира могли бы творчески объединиться для создания новых возможностей. Сегодня я хотела бы рассказать об идее мастерства в НЛП, особенно в отношении НЛП Нового Кода. "Новое Кодирование"- вот как я называю это. Это еще одно описание, содержащее семь различных частей. Также мне хотелось бы затронуть развитие Системного НЛП.

Старое кодирование

Существует первое описание НЛП, или, как я его называю, "НЛП старого кода", которое появилось в результате развития лингвистики, гештальт-терапии и теории систем. Оно включает лингвистические паттерны (мета-модель) и их взаимодействие с глубинной структурой опыта, что в свою очередь включает идеи о репрезентативных системах, субмодальностях, стратегиях, о разделении намерения и поведения, и все те изменения, которые мы можем проделать с помощью этих кодов для создания техник, будь то шестишаговый рефрейминг, изменение личностной истории, якорение или визуально-кинестетическая диссоциация.

Многое появилось в результате ответа на один вопрос: "Как вы это знаете?". Это основной вопрос. Люди говорили: "Я собираюсь пойти на представление сегодня вечером". А мы спрашивали: "Как ты об этом знаешь?" Мы начали обращать внимание на то, что они двигают глазами, заинтересовались тем, что же происходит. И они говорили:"Hy, я могу видеть себя идущим на представление". И мы обнаружили, что они действительно видели что-то. Мы начали связывать паттерны физиологии, языка и внутреннего состояния. Когда вы понимаете, паттерны какого уровня используются, вы можете создавать свои собственные паттерны.

Люди, вооруженные только мета-моделью начинали без разбора мета-моделировать других. Они не могли понять, почему они теряли своих друзей! Они рассматривали НЛП как технологию, как процедуру, которую я называю ритуалом. В обрывке ритуала нет мудрости. Мы с Джоном Гриндером размышляли:" Как мы сможем заставить людей начать думать о том, где мудрость?" и, таким образом, в 1984 году вышли в свет "Черепахи До Самого Низа: Предпосылки Личностной Гениальности".

Новое кодирование

Второе описание, или "Новое Кодирование" явилось результатом различных исследований: Джона Гриндера и моего понимания НЛП, работ Грегори Бейтсона по теории информации и биологии, книг Карлоса Кастанеды о Пути Яки, и нашего опыта африканской игры на барабане, танцев, пения и рассказывания историй в Конго. Итак, мы взяли эти идеи и задались вопросом:"Как иначе мы можем описать то, что уже определено в другом коде?" И мы предложили серию из семи элементов.

1.Состояние

Одно описание - это состояние. Просто рассматриваем отдельно идею состояния. Какое состояние вы стали бы развивать, чтобы смоделировать выдающееся мастерство? Мы спросили, какие составляющие входят в качественное состояние для моделирования, и что мы можем сделать, чтобы иметь возможность выбирать свое состояние и управлять своим состоянием в проблемной ситуации, точно также как и в ситуации развития и в творческой ситуации.

Это была первая часть. А затем мы стали наблюдать за людьми, которые уже проделали интересную работу по моделированию, как Карлос Кастанеда. То, что было общим y них, это использование состояния, которое я называю nerk-nerk. Это состояние "незнания", когда вы не знаете... пока. Вы накапливаете информацию в системе. У вас есть интуитивные догадки, но вы не знаете, что вы знаете. Как только y вас появляется интуитивная догадка, где-то внутри вас знаете что-то, что еще не вошло в сознание. Паттерн еще не проявился. Но если вы подождете и паттерн будет повторяться, то он проявится.

Это имеет отношение к идее Грегори Бэйтсона о двух видах знания. Есть знания в части нашего сознания и также существует когнитивное знание того, что мы знаем. Есть также понимание взаимодействия между тем и другим.

Когда моделируешь мастерство, начинают проявляться определенные паттерны. Один паттерн - это использование идеи управления состоянием, что y человека есть инструменты для поддержания определенных качеств в своем дыхании, физиологии, репрезентации и убеждениях, которые поддерживают результат демонстрации мастерства или совершенства в мире. Например, когда вы сидите, напрягите плечи и сядьте криво. Позвольте своим плечам подняться и прижаться к ушам. Типично стрессовое состояние. Что с вашим дыханием? Удобно ли это состояние? Считаете ли вы, что такая физиология полезна для обучения? Где сконцентрировано ваше внимание? Какие убеждения об обучении вы поддерживаете в таком состоянии? А теперь измените позу, слегка подвигайтесь или можете даже встать и сесть снова. Найдите устойчивую комфортную позу. Пройдитесь по всему телу и снимите избыточное напряжение, дышите и еще раз задайте себе эти вопросы. Какое состояние более способствует обучению?.

Другой паттерн, который мы обнаружили, это то, как установить с моделью контакт высшего качества. Для этого требуется состояние, когда человек отбрасывает фильтры внутреннего диалога, фовиального зрения и избыточного напряжения. Это очень ясное состояние, которое еще иногда называют аптайм-транс (uptime - в знач. здесь и сейчас). Это состояние, в котором наше внимание провзаимодействовало с моделью, чьи паттерны должны быть помещены в нашу нейрологию и позже извлечены с целью построения передаваемого кода. Состояние моделирования - это покой, без внутреннего диалога, с использованием периферийного, а не фовиального зрения.

2. Взаимодействие сознательного и бессознательного.

Что еще делали эти люди? Hy, y них было по-настоящему интересное взаимодействие между сознательным и бессознательным, то, что мы называем 1-м вниманием и 2-м вниманием. Какой бы маленькой ни была та часть, которую мы называем сознанием и которая дает обратную связь большей части, она влияет на качество этого взаимодействия, с пониманием того, что невозможно попасть туда, что это нескончаемый процесс развития, которое улучшается с течением времени.

Кто из вас проделывал то, что называется "Сдвиг во вторую позицию?" Большая часть группы. Помните ли вы первый раз в сравнении с последним разом? Сильно ли отличается качество? Можете ли вы сказать, что каждый раз, когда вы делаете это, качество улучшается? Именно об этом я и говорю. Итак, каким механизмом вы владеете, чтобы постоянно развивать это взаимодействие? Кто из вас медитирует? Кто из вас молится? Кто из вас занимается самогипнозом? Кто из вас делает что-то, требующее стопроцентного и честного участия всего разума, как сказал бы Грегори Бэйтсон?

Грегори также признавал, что мастера в любой области обладают высоко развитым качественным взаимодействием между сознательными и бессознательными ресурсами. По его словам, мастер знает, когда использовать напряженное мышление когнитивного сознательного разума и когда использовать расслабленное мышление более творческого бессознательного. Возьмем метафору Милтона Эриксона о лошади и наезднике. Лошадь - это наше бессознательное, а наездник - наше сознание. Конечно, каждый из нас, кто ездил на лошади, знает, что происходит, когда наездник хочет двигаться в одном направлении, а лошадь в другом. Ни один из них не достигнет своей цели, потратив при этом множество времени и сил.

Итак, это была вторая часть о мастерстве и новом кодировании.

3. Баланс между практикой и спонтанностью.

Третьей идеей было: как я балансирую между практикой и спонтанностью? Это также очень тесно связано с взаимодействием сознательного и бессознательного. НЛП - это о получении результатов. Бывает ли y вас так, что вашим результатом является не получить результат? Или если я отправлюсь через южную границу в Мексику, мне скажут: "Джуди, очень важно побывать в стране Недеяния". Есть ли y вас такое понимание жизни, чтобы сказать: "Да, я изучаю эти ритуалы, называемые НЛП. Я изучаю эти техники, эти инструменты, я посещаю места, подобные этому и практикую их. Я учусь, я развиваюсь в мире."? И наступает момент, когда это настолько глубоко внедряется в ваше поведение, что вы отпускаете контроль и действуете совершенно спонтанно. И в этот момент вы не рассуждаете: "Так, интересно, собираются ли их глаза двигаться направо-вверх, и интересно, собираются ли они двигаться вниз и влево?" Существует только систематический цикл.

Мне нравится метафора айкидо. Ты на мате и ты упражняешься и упражняешься, и когда ты идешь на встречу с партнером, ты не станешь останавливаться и разговаривать сам с собой. Ты даже не станешь принимать заранее решение о том, какой маневр использовать. По-настоящему ты даже не можешь знать этого, пока ты не взаимодействуешь с партнером, потому что это танец с внешним миром.

4. Позиции восприятия.

Номер четыре - это позиции восприятия. Грегори говорил: "Требуются двое, чтобы понять одного". А мы говорили: "Тогда уж трое". В то время мы повстречались с Робертом Дилтсом, и он сказал нам: "Недавно я проделал одну интересную вещь. У меня был человек с фобией. Я попросил его встать в позицию восприятия того, чего он боялся. И тогда произошла потрясающая вещь. Эта змея была по-настоящему напугана". Итак, мы все занимались одним и тем же. И тогда мы начали размышлять о том, что существует моя позиция, существует твоя позиция, а также существует третья или нейтральная позиция, где все является только информацией.

Я обнаружила, что для некоторых из нас это сложно. Мы перемещались туда, и мы не хотели сказать: "Hy, это глупость, я не могу поверить, что я сделала это". Это означает придавать смысл паттерну на другом уровне. Теперь я могу видеть значительно большую часть мира и понимать ее, исходя из другой позиции, в отличие от того, когда я застревала в первой позиции или даже когда занимала вторую. Из третьей позиции я могу видеть этот танец.

Характерологические прилагательные

Кто из вас знает о характерологических прилагательных? Подумайте о ком-то, с кем вам трудно общаться; о ситуации, в которой нет творческого или продуктивного взаимодействия. В основе этого общения нет любви. В нем не проявляется то лучшее, что есть в вас. Вы чувствуете какое-то затруднение. Было это с кем-нибудь? А теперь представьте, что вы в кинотеатре. Увидьте этого человека на экране, он ведет себя так, как он себя ведет, и дайте слово для описания его поведения.

"Самопоглощенный" и "Агрессивный".

Хорошо, это слова, которые описывают его. Принимая во внимание информацию о поведении этого человека, вы опишете его таким образом. А теперь сделайте глубокий вдох и увидьте себя на экране во взаимодействии с этим человеком. Сейчас вы находитесь в третьей позиции. Это только информация. А теперь вы находитесь там и ведете себя так, как вы себя ведете. Какие слова вы используете, чтобы описать свое поведение?

"Отстраненный".

Значит, он самопоглощенный, а ты отстраненный.

"Защищающийся".

Они агрессивны, а вы защищаетесь. Понятно. Используя бэйтсоновский фильтр в данной ситуации, мы получаем разницу между симметрично нарастающими взаимоотношениями и дополнением. Вы начинаете видеть свою роль в этом танце. Они не получили бы никакого удовольствия, делая это без вас, да и вы тоже. Вот что такое система: возьмите достаточно большой фрагмент взаимодействия, так, чтобы вы могли сделать шаг назад и сказать: "О, теперь я понимаю, как я танцую с этим человеком", и осознать все способы выхода из этого танца. Из этой позиции вы можете спросить: "Когда я вернусь туда с этой информацией, что может создать разницу в качестве этого взаимодействия?" Мы знаем, что если одна часть системы начинает изменяться, то начинает изменяться и вся система.

Эти позиции восприятия включают целый набор других возможностей, и это уже начинает взаимодействовать с мета-моделью. Возьмем причинно-следственный паттерн. Когда я думаю о том, как паттерн проявляется в моей жизни, я начинаю понимать ту роль, которую я играю и которую они играют; и если я обвиняю или чувствую,что меня обвиняют, я осознаю это как взаимодействие причины и cледствия.

Творчество

Есть еще один способ использования позиций восприятия, который является настоящим развлечением, если подумать о нем в терминах творчества. Подумайте о произведении искусства, которое по-настоящему затронуло вас. Это не то, что вы просто посмотрели на него и сказали: "О, это здорово!" Скорее, это произведение искусства, которое вы почувствовали очень глубоко. В этом случае вы находитесь в позиции зрителя, описывающего это произведение искусства или слушающего эту музыкальную пьесу, или наблюдающего танец.

А теперь займите позицию художника, который создал это. Когда вы займете эту позицию восприятия, начните использовать движения мышц, свойственные для художника, скульптора или композитора, для того, чтобы получить доступ к подобной нейрологии в себе. А теперь займите позицию художника, который создал это. Когда вы займете эту позицию восприятия, начните использовать движения мышц, свойственные художнику, скульптору или композитору для того, чтобы получить доступ к подобной нейрологии в себе.Это уже есть там, просто вы давно не активизировали этого в себе. Например, пигмей в лесу, который никогда не выходил из него и не видел горизонта. Он может видеть горизонты, но он никогда не был в такой среде, которая стимулировала бы глазные нервы так, чтобы он понял эту разницу. Предметы, которые находятся далеко от него, выглядят по-настоящему крошечными, так что он считает, что это жуки, хотя в действительности это бизоны. Переход во вторую позицию - это способ, которым мы можем начать стимулировать такую нейрологию внутри нас. И тогда мы можем сделать шаг назад и спросить: "Каковы различия между тем, кто воспринимает это искусство, и тем, кто его создает?" И "Действительно есть ли разница между моими убеждениями, когда я там, по сравнению с тем, когда я здесь? Есть ли разница в моих убеждениях относительно моих способностей к творчеству?" Я уверена, что это так.

Таким образом, идея позиций восприятия состоит в том, что из этого танца множества перспектив может начать появляться мудрость. Подлинное рассмотрение движения от моей личной карты к пониманию твоей личной карты и затем к объективной позиции во взаимодействии дает нам основу мудрости.

5. Внимание

Пятое описание имеет отношение к вниманию. Как я использую свое внимание, на что я обращаю свое внимание и как я возвращаю его. Это происходит в очень незначительном масштабе и это также происходит в очень крупном масштабе, который служит нам в качестве метафоры. Как только я фокусирую свое внимание, огромные части мира куда-то исчезают, и это связано с мета-модельным паттерном, называемым Опущение. Настолько ли я сильно фиксирую свое внимание во время занятий НЛП, что я сконцентрирована только на движении глаз и теряю бездну другой информации? Если я так фиксируюсь на чьем-то ожерелье, что не замечаю прекрасного цвета ее глаз, я оказываю ей плохую услугу. И тогда, если я галлюцинирую по поводу этой женщины, основываясь на ожерелье, я могу приземлиться на острове умозаключений и потратить уйму времени, чтобы выбраться отсюда.

Что произойдет, если мы переместим свое внимание на то, чтобы прислушиваться к пению птиц, когда вы взаимодействуете с человеком? Направляет ли это ваше внимание по другому пути? Дает ли это информацию вашему поведению способом, который является более творческим? Создает ли это разницу? Если ваше внимание находится в определенной репрезентативной системе с определенными субмодальностями, что происходит, если вы меняете лишь один аспект? Вы можете изменять что-то очень мелкое или очень большое. Например: вот я общаюсь с кем-то и становлюсь... женщиной из Гондураса. Создаст ли это разницу?

Вы читали рассказ "Призрак Толбут"? Та часть, которая мне понравилась, о расе людей, которые, когда они рождаются, плавают на высоте, которой они достигнут, когда они полностью вырастут. А потом они растут вниз до земли. И происходит так, что им никогда не приходится менять перспективы.

Если мы опять будем использовать характерологические прилагательные, мы можем применить идею внимания для того, чтобы узнать, как это может создавать петлю отношений. Например, во время взаимодействия я могу заметить, на чем зафиксировано мое внимание. Другими словами на тоне голоса, на жесте, на выражении лица, на внутренних ощущениях. Я могу обнаружить, как фиксация моего внимания на каком-то мелком аспекте взаимодействия приводит мое состояние к ценностному суждению, которое может сделать взаимодействие нетворческим, трудным, проблематичным. Идея состоит в том, чтобы обнаружить, на чем я фиксирую свое внимание, перевести его на какой-нибудь другой аспект взаимодействия и, конечно же, заметить, изменилось ли качество взаимодействия в позитивном направлении.

Это еще один взгляд на систему. Иногда я хочу разбить ее на мелкие куски, а иногда мне хочется посмотреть на большую картину. И в этом континууме возможностей есть места, где я могу начать воздействовать на систему в позитивном направлении с наименьшим усилием для себя и для другого человека.

6. Фильтры

Моя мама, бывало, говорила мне: "Джуди, если ты идешь по жизни с молотком в руке, ты увидишь великое множество гвоздей". Она учила меня в отношении фильтров. Если вы оцениваете мир определенным образом, вы увидите именно это, и если вы всегда делаете то, что вы всегда делали, то вы всегда получите то, что вы всегда получаете. Играли ли вы когда-нибудь в игру, которая называется "Прихлопни жука"? Когда ваша семья куда-нибудь едет, игра состоит в том, что первый, кто заметит фольксваген, должен крикнуть: "Прихлопни жука!" И конечно же, когда вы применяете фильтр для нахождения фольксвагенов, они оказываются повсюду.

Мы созданы для того, чтобы фильтровать информацию. Большим фильтром могло бы быть убеждение. Нечто становится вероятным для меня, потому что я сортирую информацию определенным образом. Если я отслеживаю только определенную информацию, я свяжу это со своим более глубоким опытом и подумаю: "Ага, правильно, теперь я в это верю". Так что важно не только рассматривать систему верований и фильтры, важно также рассматривать "системы неверований".

Если я поддерживаю определенный фильтр и y меня нет способа вывести свое внимание из этого фильтра, тогда очень легко получить более глубокие переживания, которые создадут убеждение, базирующееся только на этом фильтре. Какие из имеющихся y вас механизмов и процессов позволяют вам перемещать свое внимание, создавать возможность, спрашивать: "Что еще там есть?" Потому что эти различия будут тем, что создает разницу.

В частях Соединенных Штатов нет большой разницы между дискомфортом и отличием. Я выросла в Оклахоме, где отношение было такое: "Это отличается. Прекрати!" И к моменту получения водительских прав вы уже достаточно хорошо умеете делать это. Это были по-настоящему чудесные люди, но там было не очень много движения фильтров и приятия различий. А мир сейчас меняется.

Мы можем говорить о "фильтрации" философски. "Действительно ли я вижу то, что происходит в мире или я вижу только то, что происходит в затылочной части мозга?" Но полезнее задать вопрос: "От каких фильтров мы можем отказаться? Когда мы находим края нашей карты, это позволяет нам узнать, что территория распространяется и дальше. Большинство из нас думает о том, что находится за краем как о дискомфортном, вместо того, чтобы думать об этом просто как об отличающемся. Возьмите разницу между человеком, y которого страх сцены, и человеком, который по-настоящему испуган. Существуют определенные физиологические сигналы для обоих переживаний. Есть определенные части, которые одинаковы, и есть другие части, которые различаются. Способность найти эти мелкие различия в данных состояниях - это начало отбрасывания определенных фильтров.

Вижу ли я этого человека настолько отчетливо, насколько я могу, или y меня уже есть набор фильтров или галлюцинаций об этом человеке? Как сказал Дон Хуан y Кастанеды, каждый ребенок рождается с даром видения. Каждый младенец рождается в состоянии nerk-nerk, незнающий..., полностью открытый для всех возможностей. Затем возникает фовиальное зрение и язык. Эти два больших фильтра начинают устанавливаться. Данная установка есть отношение между языком, внешним миром и тем, что происходит внутри, в то время как ребенок выстраивает эту более глубокую структуру. Если правила в этой более глубокой структуре имеют отношения типа причина-следствие, номинализация, значительные опущения, сверхобобщения, тогда для ребенка существуют естественные последствия.

Кто из вас говорит более чем на одном языке? Чувствуете ли вы себя по-другому, когда говорите на другом языке? Это один из способов, которым вы принимаете определенные фильтры. Политика - другой способ, также, как религия, разделение на мужчин и женщин, на одушевленное и неодушевленное. То, что я не могу видеть движение этого стула, не означает, что он не двигается. Это означает только, что я не располагаю аппаратом для того, чтобы это заметить.

Вы не можете знать того, чего вы не можете знать, но зная это, вы можете начать строить убеждение, которое действует на другом уровне. Если я знаю, что я не знаю, тогда какого рода вещи я могу делать для передвижения моих фильтров таким образом, чтобы я смогла обнаружить края моей карты? Как мы привыкли говорить: "Все, чего ты никогда не видел, выглядит одинаково". В Винни-Пухе есть великолепная строка: "Чем больше Пятачок смотрел, тем больше Пуха там не было". Здесь вопрос в том, чтобы знать это и потом сказать: "Могу я организовать свою жизнь таким образом, чтобы приблизить себя к краю, когда неизвестное окружающее становится доступным?"

7. Множественное описание

Последнее описание - это собственно описание. Множественные описания мира как противоположность просто позициям восприяия. Возьмем все то,что называется НЛП. Как много существует других способов, которыми я могу это описать? Куда я могу отправиться, чтобы получить другое описание? Поскольку я сама изучала антропологию, я люблю обращаться к другой культуре, потому что y меня есть эта интуитивная догадка. У меня есть эта интуитивная догадка, что мы все являемся представителями одного и того же вида. Я говорю "интуитивная догадка", потому что для меня по-прежнему под вопросом остаются нью-йоркцы! Возможно, это отклонение в эволюции! Есть места, где мы одинаковы. И есть места, где мы разные. Что делает нас одинаковыми, так это то, что мы представители одного вида. Мы имеем одинаковую форму, y нас есть язык, y нас одинаковая нейрология. У нас разные способы сформулировать это, разные способы говорить об этом, и в разных частях мира мы обращаем внимание на разные вещи.

Упражнение на активное мечтание.

Я дам вам полезное упражнение, которое позволит вам получить опыт "нового кодирования". Оно пришло от коренных американцев и называется "Активное мечтание". Это похоже на сны наяву и является способом решения проблемы или получения удовольствия. Здесь используется состояние моделирования, фокус внимания, фильтры и тройственное описание для сбора информации из большей части разума.

1. Сначала установите намерение или выберите фильтр. Скажем, вам необходимо принять важное решение или y вас есть проблема, которую вы хотите решить. Это то, в отношении чего вы просите большую часть разума отфильтровать информацию.

2. Второе - это войти в состояние незнания или состояние nerk-nerk. Оно обладает следующими характеристиками: отсутствие внутреннего диалога, зрение, скорее периферическое, чем фовиальное, отсутствие избыточного напряжения. По-настоящему хорошо, если вы пройдетесь по системе и проверите, есть ли напряжение. Я называю это очисткой качественных состояний. Идея состоит в том, чтобы пройтись по телу и проверить: есть ли напряжение в системе и нужно ли ему там быть? Потому что когда ты начинаешь стараться, ты чувствуешь, что твои плечи поднимаются, твое внимание начинает сжиматься, и чем сильнее ты стараешься, тем сильнее оно сжимается. Не все должно быть расслаблено. Вам может понадобиться немного напряжения - оно позволяет вам знать, что вы живы, но не слишком большое.

3. Затем прогуляйтесь в этом состоянии. Вы открыты для всего происходящего и готовы заметить, когда внешний мир предложит вам символ. Я обнаружила, что обычно проходит от 5 до 10 минут, прежде чем я осознаю символ. Этот символ может быть визуальным, аудиальным или вы наступаете в грязь! Вы просто доступны для этого. Есть 2 способа думать об этом. Западный способ - это сказать, что бессознательное просто ухватилось за важный символ. Коренные американцы сказали бы, что вселенная просто поднесла вам дар. Обе эти перспективы красивы, но это разные перспективы. Помните о том, чтобы идти грациозно и легко.

4. Допустим, символ является значимым для вашего начального намерения, решения или проблемы. Затем станьте символом. Перейдите во вторую позицию по отношению к символу. Спросите себя: "Если я являюсь символом, какими характеристиками я обладаю?" Например, если определенное дерево явно выделилось в моем сознание - это мой символ. Если бы я была этим деревом, то каковы мои характеристики как дерева? Я могу быть устойчиво посаженной, с гибкой макушкой, и птицы строят гнезда во мне, и мелкие животные приходят навестить меня.

5. Затем перейдите в третью позицию, как наблюдатель, свидетель. Из третьей позиции заметьте взаимоотношение между информацией, которую имеет символ, и вашим намерением. Как связаны данное намерение и символическая информация? Как мое мышление меняется с этой информацией? Возможно, я обнаружу способы стать более гибким по отношению к моему намерению. Возможно, я изменю свое восприятие времени, и это будет ключевым в создании разницы.

Для меня результат этого упражнения в обнаружении информации.

Я хочу использовать мое сознательное, чтобы установить намерение, потому что именно там воспринимается проблема. Это предполагает, что каналы открыты для большей части разума. Это также является средством для того, чтобы продолжить углублять связь между сознательным и бессознательным.

Системное НЛП

Мы можем создать дальнейшее описание, взяв "старое кодирование" и "новое кодирование" и спрашивая, в чем они похожи, и в чем они разные и в чем они взаимодействуют друг с другом. То, что мы получаем - это фундамент системного НЛП. И я думаю, что большая часть того, что происходит в мире, связана с тем моментом, когда фотографии земли стали поступать из Космоса. Мы смогли по-настоящему увидеть весь мир, перспективу, которой y нас прежде никогда не было. Мы знаем, что есть границы и страны там внизу, границы, которые приходится пересекать, но отсюда, с высоты, их там нет. Есть лишь одно большое сплошное пространство. И именно тогда другие вещи спонтанно стали происходить в науке, как-то: теория хаоса, фрактальная геометрия и все остальное, что происходит в физике.

Когда y вас есть способ сдвинуть себя, сменить фильтры, заметить, когда ты попадаешь в петлю с другим человеком, понять, что вы используете характерологические прилагательные; когда вы находитесь там, когда вы общаетесь с этим человеком, где ваше внимание? И если вы передвигаете его куда-то в другое место, создает ли это разницу? В этом все дело. Когда эти описания начинают взаимодействовать, вы получаете системное НЛП, которое только начинает развиваться.

Когда я возвращаюсь к самому началу, НЛП является системным, так или иначе. "Системный" означает "целостная часть разума". Но затем, когда я начинаю кодировать его, он становится не таким уж системным. Правильно? Потому что кодирование никогда не является этой целостной частью разума. Это только то, что сознание может вытащить и сказать: "Это будет представлять это, а это будет представлять то".

Кодирование. Вот в чем парадокс. Как только мы что-то кодируем, продолжает ли это оставаться системным? На каком уровне нам следует обратиться к вашему мышлению, чтобы сохранить его системную природу? Для меня невозможно обнаружить никакого нового смысла, скорее это нечто, что мы как бы забыли и нам нужно это вновь открыть.

Вопрос в том, как мы возвращаем это назад, в тело? Мы рассматриваем, как система распределяется естественным образом. Мы рассматриваем, как она выходит за пределы, а затем восстанавливает собственный баланс естественным способом. Это холистически (целостно), это системно. И я думаю - это следующая задача для НЛП.

Первую половину 80-ых годов я находился в несколько странном положении. Когда я созерцал мир , созданный Бэндлером и мной, то отметил несколько серьезно озаботивших меня вещей:

1. Было множество чрезвычайно хорошо подготовленных практиков НЛП, способных творить настоящие чудеса (относительно возможностей других систем работы по изменениям) в работе с клиентами. Однако очевидно, что им никогда не приходило на ум (или, возможно, они просто решили не делать этого) использовать эти паттерны на себе. Таким образом, у меня возникло ощущение, что многие из них неконгруэнтны, то есть в некоторых сферах их личной и профессиональной жизни не было абсолютно никакой возможности для выбора, который они усердно помогали создавать другим.

2. Большинство этих людей были в основном сосредоточены на разработке семинаров по применению НЛП в различных сферах (это я рассматривал как незначительные вариации исходных разработок), но очень мало внимания уделяли основной цели НЛП — моделированию.

3. Центром внимания для многих из них был поиск сверхбыстрых решений проблем, с которыми к ним приходил клиент, независимо от ситуации их возникновения. Казалось, что у этих людей не было никакого интереса к таким широким проблемам, как эстетика, этика, социальные и политические вопросы. При этом я не мог обнаружить у них никакого желания использовать активный подход к этим важным аспектам человеческой деятельности.

Поэтому я решил разработать то, что стало известным в НЛП как Новый код, в некоторых разработках которого участвовала Джудит Делозье.

Я поставил перед собой цель разработать подход, который был бы эффективно представлен ведущим во время тренинга, но лишь при условии, что он сам конгруэнтен тому, что преподает. В то же время я понимал, что реформация имеющихся в НЛП разработок давала мне возможность исправить некоторые ошибки в проектировании, допущенные Бэндлером и мной в порыве энтузиазма при становлении классического НЛП.

Я понимаю, что потерпел неудачу в попытке достижения своей первой цели: существует много неконгруэнтных людей, зарабатывающих на жизнь «преподаванием» Нового кода. Но время покажет, преуспел ли я в достижении второй цели…

Развитие некоторых принципов классического кода НЛП в Новом коде

Теперь Новый код (независимо от первоначальных целей) представляет собой естественное, хотя и радикальное, расширение некоторых переменных, встроенных в стандартные форматы НЛП. В частности, в первых разработках существовало несколько устойчивых принципов:

1) необходимость проверки предполагаемых изменений через калибровку, чтобы убедиться в том, что изменение произошло;

2) последовательное использование прошлых переживаний как источника состояний высокой продуктивности, которые можно использовать в качестве ресурсов в работе по изменениям;

3) преднамеренная работа без содержания — важная часть процесса изменения;

4) использование контекстных якорей для быстрого вызова и поддержания необходимого ресурсного состояния (подстройка к будущему);

5) относительный недостаток интереса к пониманию содержания изменений со стороны как клиента, так и консультанта — этим объясняется отказ от исследования истоков изменяемого поведения (причин), то есть избегание каких бы то ни было «археологических» действий.

В Новом коде эти переменные оценены по достоинству. Например, так называемые ресурсные состояния создаются через прямое участие клиента в деятельности часто в форме игры , что само по себе создает состояние высокой продуктивности , которое, как ни странно, не имеет ни своей истории, ни содержания. Это лишь игра, которая активизирует неврологические схемы, служащие основой для изменений в контексте, предварительно выбранном клиентом. Структура самой игры разработана так, чтобы обеспечить наличие определенных характеристик, типичных для состояний высокой продуктивности. Технические требования Нового кода, по сравнению с классическим кодом, резко сокращены, а это снижает порог развития навыков для людей, желающих его применять.

Новый код

Одна из фундаментальных стратегий, лежащих в основе Нового кода, состояла в том, чтобы разработать такой набор действий или игр, которые естественным образом приводили бы к активизации у человека состояний высокой продуктивности независимо от содержания.

При критическом анализе классического кода мы выявили изъяны проектирования, которые исправляет Новый код. Эти недостатки в наибольшей степени противоречили формату шестишагового рефрейминга, являющегося, согласно нашему предположению, мостом между классическим кодом и Новым. В Новом коде мы обнаруживаем следующее:

1) предполагается, что подсознание клиента несет ответственность за выбор важнейших элементов изменения: желаемого состояния, ресурсов или новых форм поведения;

2) подсознание активно участвует во всех важнейших шагах изменений;

3) новое поведение должно удовлетворять первоначальному позитивному намерению: изменить поведение;

4) изменения происходят не на уровне поведения, а на уровнях состояния и намерения. Кроме того, использование приемов Нового кода, обеспечивающих доступ к подсознательному, приводит к состоянию незнания*.

[* в состоянии незнания у человека выключены вторичные фильтры восприятия, непрерывно рефлексирующие поток восприятия и соотносящие получаемую информацию с уже имеющейся - то есть, создающие "знание". Этот процесс непрерывной рефлексии (как правило, поддерживающийся внутренним диалогом) удерживает человека в стабильном состоянии сознания и препятствует созданию быстрых бессознательных изменений и бессознательному обучению при моделировании.]

Частичный перечень паттернов Нового кода

Ниже приведен частичный перечень паттернов, содержащихся в Новом коде:

    Множественные позиции восприятия, особенно трехпозиционное описание (первая, вторая и третья позиции).

    Эксплицитный фрейминг (результат, намерение, последствия с соответствующими проблемами).

    Отношения упорядочивания, включая такие иерархии, как логические уровни.

    Временн[ы]е линии (первоначально разработанные как упражнение на совместном семинаре Гриндера и Дилтса в начале 80-ых годов).

    Набор лингвистических инструментов с редуцированными вопросами, эксплицитным фреймингом и более тонкими вербальными характеристиками, обозначаемыми терминами «описание», «интерпретация» и «оценка».

    Универсальный формат для изменений из четырех шагов с варьирующимся третьим шагом (стимулятор состояния высокой продуктивности — игры). Набор игр, включающих «Алфавит», NASA, варианты упражнений «Трамплин» Роджера Табба и т.д.

    Продвижение (сдвиги, автоматическое движение к предпочитаемым состояниям).

    Множественные формы непроизвольных сигналов между сознанием и подсознанием.

    Характерологические прилагательные.

«Я особенно доволен тогда, когда мой опыт намного опережает мою способность осознанно представлять эффективные стратегии собственного поведения. Обратите внимание, что это — особая форма деятельности, которая имеет некоторые общие характеристики с моделированием, но весьма отличается от него в ряде аспектов. В проектировании нет никакой внешней модели, которую необходимо копировать. Я прихожу к новым паттернам путем частично осознанных и, что еще более важно, неосознанных изменений определенных параметров опыта. Я использую обратную связь до тех пор, пока не достигну установленного критерия (то есть пока не буду удовлетворен тем, что достиг желаемых результатов). И только тогда я должным образом объясняю разработанный мной подход».

Джон Гриндер,
основатель НЛП

Создание в конце 70-х годов Джоном Гриндеом и Ричардом Бэндлером классического НЛП позволило консультантам решить многие проблемы людей, однако для себя НЛП они не использовали. Это вызвало определённое недовольство у основателей, что заставило их переосмыслить свой подход. Итогом этого явилось создание Бэндлером Дизайна Человеческий Устройств (DHE), а Джон Гриндер совместно с Джудит Делозье разработал в 1983 году Новый код НЛП, который позволял человеку самому работать со своими задачами и развивать способности.

Основным отличием Нового кода от классического является то, что здесь акцент делается на бессознательное. У сознательного нет такой мудрости, выбор осуществляется через логическое мышление, что сужает поле выбора. Человек находит решение задач через бессознательное, и, как показала практика, такой выбор более продуктивен и экологичен в своих последствиях. Однако Новый код НЛП не отвергает сознательное, а создаёт контакт между ними.

Джон Гриндер сравнивает это с командой лошади и всадника. В этой команде, роль всадника выбирать направление следования и довериться лошади, время от времени корректируя направление следования. И то, чего не должен делать всадник, так это пытаться переставлять руками копыта лошади, показывая ей, как нужно ехать в этом направлении.

Для того чтобы взаимодействие сознательного и бессознательного произошло, необходимо пребывания человека в состоянии высокой эффективности. В таком состоянии человек производит свой выбор спонтанно, находит решение сам.

Состояние Высокой Эффективности достигается при помощи Игр Нового кода НЛП. Их особенность заключается в том, что они активизируют оба полушария головного мозга, задействуют все каналы восприятия, одновременно выполняя несколько параллельных процессов. В Играх присутствует чёткий ритм, и задача постепенно усложняется.

Новый код НЛП — творческое решение проблем и задач, способ самосовершенствования и управление собственным сознанием.

Основные паттерны Нового кода НЛП:

  • Единая четырёхшаговая модель с Играми Нового кода;
  • Установление коммуникаций с бессознательным через непроизвольные сигналы (с помощью Игр Нового кода НЛП);
  • Упражнения на отслеживание состояний (сталкинг);
  • Множественные позиции восприятия (собственный взгляд на ситуацию, взгляд со стороны);
  • Вербальный набор (использование слов);
  • Использование характерологических прилагательных (для более продуктивного описания состояний);
  • Задание рамок взаимодействия (задача, намерение, проверки на существенность);
  • Упорядоченные взаимоотношения (выстраивание иерархий, подобных логическому уровню Бэйтсона).

Преимущество Нового кода НЛП перед другими практиками:

  1. Доверие бессознательному.
  2. Возможность самостоятельной работы.
  3. Работа в форме игры.
  4. Гибкость. Не требуется изменение системы ценностей, любая Игра легко приспосабливается под индивидуальные возможности человека.
  5. Безболезненность. Работа проходит мягко и незаметно.
  6. Высокая экологичность изменений.
  7. Высокая скорость изменений. Иногда достаточно 5-7 минут Игры, чтобы увидеть радикальные изменения, произошедшие в человеке.

Исследования Лабораторий НЛП показали, что данный метод оказался самым простым, доступным и эффективным для самостоятельного использования. Хотя его можно применять и в групповой работе. В настоящее время он включён в программу обучения "НЛП-Мастер" и "НЛП-Практик".




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top