Образ николая ивановича в рассказе крыжовник чехова сочинение. Анализ "Крыжовника" Чехова

Образ николая ивановича в рассказе крыжовник чехова сочинение. Анализ

Характеристика героя

Чимша-Гималайский Иван Иваныч — ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки — самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как. веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.

Антон Павлович Чехов

«Крыжовник»

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Иван Иваныч с Буркиным идут по полю, но пускается дождь, и мужчины решают зайти к знакомому помещику Алехину, чья усадьба располагается неподалёку. Алехин, высокий, полный и длинноволосый 40-летний мужчина, встречает их возле амбара, где работает веялка. Его лицо и одежда грязны от пыли. Но он рад видеть гостей, предлагает им искупаться и приглашает в дом. Там Иван Иваныч, попивая чай с вареньем, рассказывает историю о своём брате Николае Иваныче.

Своё детство братья провели в имении отца, который хоть и был из кантонистов, но сумел выслужить офицерский чин и оставить своим детям потомственное дворянство. Однако после его смерти именье за долги забрали. Николай с 19 лет работал в казённой палате, правда, он там сильно тосковал и мечтал приобрести себе небольшую усадьбу. Иван никогда не понимал желания брата, а Николай ни о чём другом не мог думать. Он постоянно представлял свою будущую усадьбу, где обязательно должен расти крыжовник. Мужчина копил деньги, голода, без любви женился на богатой, но некрасивой вдове. Жена вскоре не выдержала такой жизни и скончалась. А он купил себе именье, посадил 20 кустов крыжовника и стал помещиком.

Однажды Иван Иваныч навестил брата и был сильно поражён, как тот постарел, обрюзг и опустился. Он превратился в настоящего барина, хорошо питался, постоянно судился с соседями и рассуждал на «важные темы». Николай угощал брата крыжовником и выглядел абсолютно довольным.

Иван Иваныч был в отчаянии. Он всю ночь размышлял о том, сколько в мире несчастных людей страдают, сходят с ума, пьют и недоедают. А другие живут «счастливо». Ему подумалось, что у всех счастливых людей должен за дверью стоять кто-то «с молоточком» и стуком напоминать им обо всех несчастных. Ведь если с ними случится беда, то на них никто не обратит внимания, так как они сейчас не обращают внимания на других. Заканчивая свой рассказ, мужчина сказал, что счастья не существует, а смысл жизни в том, чтобы «делать добро».

Слушателям не понравился рассказ Ивана Иваныча. А Алехин вообще не вникал, о чём он говорил, ведь это не имело прямого отношения к его жизни, ему просто нравилось беседовать. Но время было позднее, и все отправились спать.

», «Крыжовник», «О любви» . В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее - желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Крыжовник. Антон Чехов

    ✪ 2001110 02 Аудиокнига. Чехов А. П. "Крыжовник"

    ✪ А. П. Чехов - "Крыжовник" (аудиокнига)

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать рассказ Антона Чехова «Крыжовник», смотрите это видео. Это история об одном мужике, который хотел иметь усадьбу с кустами крыжовника. Написал рассказ Чехов в 1898 году. События происходят в тот же период. Итак… С самого утра небо было в дождевых тучах. Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю. Буркин говорит, что Иван Иваныч хотел ему рассказать какую-то историю. - Точно. О своём младшем брате. И только он хотел начать свой рассказ, как пошёл дождь. Решили пойти к знакомому помещику Алёхину, который жил рядом. Когда пришли в его имение, то уже были промокшими и грязными. В одном из амбаров работал сам Алёхин, мужчина лет сорока. - А, пацаны! Заходите в дом. Я сейчас, - пригласил он их. Когда хозяин зашёл в дом, то предложил парням сначала сходить помыться в купальню. Когда помылись, сели пить чай. И вот тогда Иван Иваныч начал свой рассказ. (Дальше от первого лица). - Нас было два брата: я и Николай. Он на два года младше. Я пошёл по учёной части – стал ветеринаром, а Николай с 19-ти лет работал в государственных органах. После смерти отца наше имение забрали за долги. Но всё равно мы помнили наше детство. Оно прошло на воле – в деревне: в полях, лесах. Потому мой брат и тосковал на своей сидячей должности. Годы проходили, а он занимался одним и тем же – писал бумаги. И всё время думал о деревне. Он начал мечтать о маленькой усадебке на берегу озера или реки. В общем, захотел купить. Я его не понимал. Считал, что не стоит запирать себя в усадьбе. Брат мечтал есть на природе, спать на солнышке, смотреть на поле и лес. Он постоянно просматривал газеты с объявлениями о продаже усадеб. И обязательно он хотел, чтобы у него рос крыжовник. Николай копил деньги. Сам недоедал, ходил в обносках, но деньги нёс в банк. Годы шли. Брата перевели в другую губернию. Ему уже и 40 лет стукнуло. А он всё читал объявления и деньги копил. А потом вдруг женился. На старой некрасивой вдове. Из-за большой любви к её деньгам. Он и жену держал впроголодь, а её деньги положил в банк на своё имя. Жена стала чахнуть от такой жизни и года через три умерла на радость Николаю. После её смерти брат стал смотреть имения. И наконец-то купил. У реки, как и хотел. Купил 20 кустов крыжовника и посадил его. Зажил помещиком. В прошлом году я поехал его проведать. А он постарел, стал жирным. Показал мне своё имение. Он уже был не мелким робким чиновником, а настоящим помещиком, барином. Уже называл себя дворянином. Забыл наверное, что наш дед мужиком был, а отец солдатом. Ну и конечно к чаю нам подали крыжовник. Я видел, что брат был счастлив, когда его ел. Он добился того, к чему стремился всю жизнь. А ночью я лежал в постели и думал, сколько на земле живёт несчастных людей. И ведь никогда не знаешь, когда несчастье вдруг может к тебе постучаться. Иван Иваныч подошёл к Алёхину и попросил его продолжать делать людям добро. - Смысл жизни в том, чтобы делать добро, - сказал он. Этот рассказ не удовлетворил ни Буркина, ни Алёхина. Хозяин хотел спать, ведь за день очень устал. Но продолжал сидеть с пацанами. Наконец и Буркин захотел спать. Парни разошлись по своим комнатам. За окном продолжал идти дождь. Вот такая история, друзья!

История создания

Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .

Персонажи

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
  • Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
  • Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
  • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

Сюжет

Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .

Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

Николай Иванович описывается в качестве младшего брата главного героя рассказа Иван Ивановича, служащего ветеринаром.

Характерной чертой героя является его заветная мечта о покупке имения в деревне, в котором он планирует посадить многочисленные кусты ароматного крыжовника. Ради своей мечты Николай Иванович, экономя на собственном существовании, недоедая, одеваясь как нищий человек, судорожно собирает необходимую для покупки имения денежную сумму, откладывая даже присланные на праздники братом деньги.

Служа в государственной конторе, Николай Иванович слывет среди окружающих как добродушный, кроткий человек, не имеющий собственного мнения в сочетании с робостью.

Достигнув сорока лет, Николай Иванович из-за денежного расчета вступает в брак со старой вдовой, забрав у жены все ее состояние. Постепенно герой становится настоящим чудаком и домашним тираном, в результате поведения которого жена через три года умирает, а сам Николай Иванович не испытывает при этом никакого чувства вины.

После смерти супруги мечта Николая Ивановича исполняется, и он приобретает долгожданное имение, для которого закупает несколько десятков крыжовенных кустов.

Получив помещичий статус, из робкого и кроткого человека Николай Иванович становится высокомерным и капризным барином и в отношении своих крестьян, и в отношении соседей.

Спустя год кусты крыжовника впервые приносят урожай плодов, но ягоды вырастают жесткими, невкусными с кислым привкусом. Однако Николай Иванович чувствует себя одним из счастливейших людей, поняв, что мечта всей его жизни осуществилась.

С точки зрения старшего брата героя Иван Ивановича, Николай Иванович в своем счастье не способен слышать и видеть других людей, окружающих его, в том числе и несчастных по той или иной причине, будто он находится под действием гипноза.

Раскрывая образ Николая Ивановича в рассказе, писатель демонстрирует смысл ложного счастья своего героя, заключающегося в праздном покое, ведущим к личностному застою. По мнению автора, человеческое счастье представляет собой постоянные действия, направленные на совершение человеком доброго, справедливого, светлого.

Сочинение Характеристика Николая Ивановича

Главный герой в рассказе Чехова «Крыжовник» приходится рассказчику Ивану Ивановичу младшим братом. Когда-то их пути разошлись, первый получил работу в казённой палате, а второй стал ветеринаром. Раньше у них была усадьба, но после смерти отца её забрали за долги. Быт братьев мало отличалась от жизни крестьянских детей, всё своё свободное время они проводили в поле, смотрели за лошадьми и ловили рыбу.

Прошло много лет, Николай Иванович продолжал работать в казенной палате и стал тосковать по деревне, и эта грусть вылилась в желание приобрести свою усадьбу. Он представлял себе беззаботную жизнь: собственные щи, сон на солнце и лавочка, на которой можно комфортно расположиться и любоваться красотами природы - лесами и полями. Он хотел сидеть на балконе, пить чай и смотреть на пруд, где плавают его утки, наслаждаться приятным запахом цветов, фруктов, и самое главное для него это, чтобы в этой усадьбе был крыжовник.

Николай Иванович постоянно откладывал на усадьбу деньги и поэтому вёл нищенское существование, не доедал, не допивал и плохо девался. Он сам не заметил, как из доброго, милого человека, превратился в очень чёрствого и эгоистичного, который для достижения своей цели не щадил, ни себя, не окружающих. Когда ему было сорок лет, он женился по расчёту на старой вдове. Женщину, которая привыкла к сытой жизни, он держал впроголодь и в итоге она умерла, но наш герой не чувствовал на себе вины в её смерти.

Наконец-то после долгих лет мечтаний, он приобретает имение и самое главное двадцать кустов крыжовника.

Теперь он не робкий чиновник, а полновластный барин! Он поменял свой образ жизни, как полагается хозяину стал кушать много, вследствие чего располнел и обрюзг. Не считаясь со своей родословной, деда мужика и отца солдата, он постоянно требует к себе отношения, как к дворянину и даже держит обиду на мужиков, которые не обращаются к нему «ваше высокое благородие».

Николай Иванович ощущает себя счастливым человеком, он собрал долгожданный урожай крыжовника. Не смотря на то, что ягоды оказались жесткими и кислыми, он счастлив. Его сокровенная мечта сбылась.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Пастух Шолохова

    В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру

    Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top