Образец ипр инвалида 3 группы. Ипр инвалида образец заполнения

Образец ипр инвалида 3 группы. Ипр инвалида образец заполнения

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР) должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Программы созданы для каждой возрастной категории.

ИПР инвалида и ребенка-инвалида созданы по общему принципу, но имеют отличия.

На первой странице программы указываются - анкетные данные, группа инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности, причина инвалидности (в ИПР ребенка-инвалида имеется графа о фамилии, имени, отчестве и месте жительства законного представителя ребенка-инвалида), так же оформлено в виде таблицы наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности со степенью ограничения.

Следующие разделы общие:

1.мероприятия медицинской реабилитации,

2.мероприятия социальной реабилитации,

3.технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.

Отличия: Второй раздел в ИПР ребенка-инвалида содержит данные о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации, а в ИПР инвалида – мероприятия профессиональной реабилитации и рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Первый раздел – мероприятия медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация инвалидов – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановления нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель - устранение или ослабление последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Медицинская реабилитация включает:

1.Реконструктивную хирургию.

2.Восстановительную терапию.

3.Санаторно-курортное лечение.

4.Протезирование и ортезирование.

Комплекс медицинской реабилитации составляют следующие меры, услуги, методы и средства:

1.Медикаментозное лечение – фармакотерапия;

2.Оперативное восстановительное лечение – реконструктивно-восстановительные операции (АКШ, трансплантация органов и т.д.);

3.Физические методы лечения – физиотерапия, в том числе электролечение (электрофорез, электросон и т.д.), светолечение (УФО, инфракрасное лечение), водолечение – больнеотерапия (ванны, души ит.д.), теплолечение (парафино-, озокеритолечение), ингаляционная терапия (аэрозоль- и аэроионотерапия и т.д.), лазеротерапия, баротерапия, оксигенотерапия и т.д.;

4.ЛФК – лечебная гимнастика, спортивные упражнения, ближний туризм и др.;

5.Механотерапия;

6.Массаж (сегментарный, точечный, вибромассаж и др.);

7.Психотерапия;

8.Диетотерапия;

9.Традиционные и народные методы лечения (гомеотерапия, мануальная терапия, гомеопатия, фитотерапия и др.);

10.Социально-психологические методы лечения (трудотерапия, терапия занятостью, терапия средой, восстановительная терапия речи);

11.Протезно-ортопедическая помощь – специализированный вид медико-технической помощи, включающий в себя комплекс восстановительного, консервативного и хирургического лечения, снабжение больных и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и обучение пользованию ими.

12.Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации и обучение инвалидов пользования ими.

Второй раздел – мероприятия социальной реабилитации

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса инвалида (по восстановлению навыков самообслуживания, бытовой деятельности и т.д.) решаются разными мерами, услугами и средствами. К ним относятся:

Обучение инвалида основным социальным навыкам (личная гигиена, самообслуживания, передвижения); Обеспечение технических средств помощи; Обучение инвалидов пользованию технических средств помощи; Приспособление жилых помещений и жилой обстановки к потребностям инвалида;Социально-психологическая помощь и поддержка; Правовая помощь и др.

Третий раздел – мероприятия профессиональной реабилитации (для инвалидов старше 18 лет)

Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Система мер профессиональной реабилитации включает в себя:

Подготовку инвалида к профессиональному труду; Подготовку производства к использованию труда инвалидов; Мероприятия по обеспечению занятости (трудовой интеграции) инвалидов; Мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве. и т.д.

Раздел - мероприятия психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

получение дошкольного воспитания и обучения;

получение общего образования;

психолого-педагогическая коррекционная работа;

получение профессионального обучения;

технические средства реабилитации для обучения.

Последний раздел – технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)

Технические средства реабилитации – изделия, обеспечивающие устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушение6м здоровья со стойким расстройством функции организма.

Технические средства реабилитации по назначению классифицируются:

Технические средства реабилитации для снятия, надевания одежды и обуви; для выполнения личной гигиен,для приготовления и приема пищи; для ориентации и передвижения; для ведения домашнего хозяйства и т.д.

Функционально-эстетическая одежда

Технические средства реабилитации – тифлотехнические средства для слепых и слабовидящих;

Технические средства реабилитации – сурдотехнические средства для глухих, глухонемых и слабослышащих и др.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах выполнения проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

1. ИПР разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

2.Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро

Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Формирование Индивидуальной программы реабилитации было и остаётся одним из самых актуальных вопросов для людей с инвалидностью. Сейчас инвалиду невозможно получить никаких реабилитационных услуг со стороны государства, если у него не заполнен этот документ. В предлагаемой брошюре мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с процессом формирования ИПР, со структурой карты Индивидуальной программы реабилитации и тем, что может в неё войти.

Введение
1. Что такое реабилитация инвалидов?
2. Что такое Индивидуальная программа реабилитации инвалида?
3. Зачем человеку с инвалидностью индивидуальная программа реабилитации?
4. Как происходит формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида?
5. Что может войти в индивидуальную программу реабилитации инвалида?
6. Как может поступить инвалид в случае противоречий с бюро медико-социальной экспертизы по поводу формирования ИПР?
7. Какова роль человека с инвалидностью при формированиидля него ИПР?
8. На какой срок разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации инвалида?
9. Кто и как будет реализовывать записанные в ИПР реабилитационные мероприятия и услуги?
10. Что будет после окончания срока действия ИПР?
Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования Индивидуальной программы реабилитации
Участники проекта "Создание модели трудоустройства инвалидов"

Введение

Формирование Индивидуальной программы реабилитации было и остаётся одним из самых актуальных вопросов для людей с инвалидностью. Сейчас инвалиду невозможно получить никаких реабилитационных услуг со стороны государства, если у него не заполнен этот документ. В предлагаемой брошюре мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с процессом формирования ИПР, со структурой карты Индивидуальной программы реабилитации и тем, что может в неё войти. Особое внимание уделено роли человека с инвалидностью при взаимодействии с сотрудниками службы медико-социальной экспертизы. Это очень важно для того, чтобы добиться максимально полноценного заполнения ИПР и в дальнейшем получить весь возможный комплекс реабилитационных услуг. Весь материал брошюры соответствует действующему российскому законодательству на 1 мая 2006 года.
Брошюра выпущена в рамках проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов", который реализуется с февраля 2005 года.
Целями проекта является пропаганда "равного", интегрированного подхода к трудоустройству инвалидов, а также мотивация самих инвалидов на получение достойной работы и повышение квалификации.
Организации - участники проекта:
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива", г. Москва
Самарская общественная организация инвалидов- колясочников "Ассоциация "Десница", г. Самара
Тольятинская городская общественная организация инвалидов "Центр независимой жизни", г. Тольятти
Ростовская городская общественная организация инвалидов "Феникс", г. Ростов-на-Дону
Выражаем благодарность Гвоздицких Анне, юристу АНО "Центр социально-трудовых прав", и Борисовой Яне, юристу РООИ "Перспектива", за помощь к подготовке материала к печати.
Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу

1. Что такое реабилитация инвалидов?

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или по возможности более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов пре-дусматривает использование инвалидами технических средств реа-билитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей ин-формацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов состоит из трёх реабилитационных программ: медицинской, профессиональной и социальной.
Медицинская реабилитация включает в себя комплекс мер, на-правленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью: терапевтические виды лечения, реконструктивные хирургические операции, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация включает в себя профессио-нальную ориентацию, профессиональное образование, профессио-нально-производственную адаптацию и трудоустройство инвалида.
Социальная реабилитация - это совокупность мер, которая должна позволить человеку с инвалидностью полноценно интегрироваться в общественную жизнь. Социальная реабилитация состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

2. Что такое Индивидуальная программа реабилитации инвалида?

Все люди, имеющие физические ограничения или ограничения по интеллектуальному развитию, несмотря на обобщающее название "инвалиды", совершенно естественно имеют разные возможности для ведения активной, независимой жизни. Невозможно сравнивать потребности инвалида на коляске и невидящего человека. И даже в рамках одного типа физических ограничений очень сильно различаются интересы, желания, потребности и жизненные устремления конкретных людей. Поэтому и возвращение каждого инвалида к полноценной жизни - это индивидуальный процесс. Для учёта всех особенностей реабилитации каждого инвалида и была задумана Индивидуальная Программа Реабилитации (ИПР).
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Он включает в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. А также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие либо сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

3. Зачем человеку с инвалидностью Индивидуальная программа реабилитации?

Без сформированной ИПР инвалид не может получать от государства никаких реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения. Также, без индивидуальной программы реабилитации человек с инвалидностью не сможет встать на учёт в службе занятости населения, как безработный гражданин, а значит - воспользоваться услугами по профессиональному обучению и получать пособие по безработице.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей- инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для обращения в федеральную государственную службу занятости населения за поиском подходящего места работы инвалид должен быть признан медико-социальной экспертизой "трудоспособным". Это отмечается установлением соответствующей степени ограничения способности к трудовой деятельности (СОСТД).
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможности выполнять работу по своей специальности;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень - неспособность или противопоказанность к трудовой деятельности.
Человеку с инвалидностью, при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности, СОСТД может не устанавливаться вовсе (своего рода "нулевая" степень).
Степень ограничения способности к трудовой деятельности также влияет на размер базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за отменённые льготы. Самые высокие социальные выплаты обеспечиваются при третьей СОСТД, а при "нулевой" степени их объём минимален.
Многие инвалиды не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности. В таком случае размер указанных ранее государственных выплат привязывается к группе инвалидности. При этом первая группа инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, вторая - ко второй, а третья группа инвалидности к первой степени. Но в случае, если человек обратится в службу медико-социальной экспертизы за пересмотром документации об его инвалидности или за формированием Индивидуальной программы реабилитации, ему будет присвоена степень ограничения способности к трудовой деятельности и в соответствии с ней пересмотрены указанные государственные социальные выплаты.
Для людей, которым инвалидность установлена бессрочно, это может стать непростой ситуацией. Например, инвалид первой группы сейчас получает максимальный размер социальных выплат и в то же время имеет право работать. При обращении в службу медико-социальной экспертизы за формированием Индивидуальной программы реабилитации ему обязательно установят степень ограничения способности к трудовой деятельности. И, если будет установлена третья СОСТД, то по существующим законодательным актам он будет признан "нетрудоспособным" гражданином. А если будет установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалид потеряет в размере базового размера трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за льготы (разница в выплатах может составить до 1500 рублей). Частично потери можно компенсировать, зарегистрировавшись в Центре занятости населения и получая пособие по безработице.

4. Как происходит формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида?

Сейчас формирование Индивидуальной программы реабилитации происходит автоматически при первичном или очередном осви-детельствовании на инвалидность в учреждении медико-социальной экспертизы. Если группа инвалидности установлена бессрочно, то необходимо обратиться в службу МСЭ с письменным заявлением о формировании ИПР.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В случае обжалования инвалидом решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, медико-социальная экспертиза может проводиться в главном бюро МСЭ региона или в федеральном бюро МСЭ.
При формировании Индивидуальной программы реабилитации проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно- профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол, который потом хранится в течение 10 лет.
Для заполнения раздела по медицинской реабилитации человека направляют на врачебное освидетельствование в местную поликлинику или, если нужно стационарное обследование, в больницу. При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке Индивидуальной программы реабилитации.
Сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации подписывается руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю). Если инвалид (или его законный представитель) не согласны с содержанием карты ИПР, то имеют право не подписывать документ. В таком случае, Индивидуальная программа реабилитации приобщается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

5. Что может войти в индивидуальную программу реабилитации инвалида?

Современная структура Индивидуальной программы реабилитации состоит из следующих мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и фак-торов, обуславливающих инвалидность:
Восстановительная терапия.
Вносится запись о конкретных видах восстановительной терапии, в которых нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Реконструктивная хирургия.
Вносится запись о конкретных видах реконструктивной хирургии, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Протезно-ортопедическая помощь.
Вносится запись о конкретных видах протезирования и ортези- рования, в которых нуждается инвалид согласно заключению феде-рального учреждения МСЭ.

Вносится запись о санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока са-наторного лечения, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства медицинской реабилитации.
Вносится запись о перечне технических средств медицинской ре-абилитации, в которых нуждается инвалид согласно заключению фе-дерального учреждения МСЭ.
Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида.

Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше)
Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда.
Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональная ориентация.
Вносится запись о видах профессиональной ориентации (про-фессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональное обучение (переобучение).
Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Содействие в трудоустройстве.
Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях со-действия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места для трудоустройства, в том числе, на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, професси-ональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.
Программа социальной реабилитации
Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Оказание юридической помощи.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности.
Вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приёмам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и др.), в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального уч-реждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Психологическая реабилитация.
Вносится запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Социокультурная реабилитация.
Вносится запись о потребности в информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации, оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства согласно заключению бюро федерального учреждения МСЭ.
Реабилитация средствами физической культуры и спорта.
Вносится запись о потребности в информировании и консультировании по вопросам физической культуры и спорта, обучению навыкам занятий физкультурой и спортом, оказании содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендациях о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта согласно заключению учреждения МСЭ.
Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет)
Получение дошкольного воспитания и обучения.
Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Получение общего образования.
Вносится запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное, общеобра-зовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребё-нок-инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Психолого-педагогическая коррекционная работа.
Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированно- сти высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для обучения.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребёнок-инвалид для обучения согласно заклю-чению учреждения федерального учреждения МСЭ.
Социально - педагогический патронаж семьи, имеющей ребён-ка-инвалида.
Вносится запись "нуждается" или "не нуждается" согласно за-ключению федерального бюро МСЭ.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитацион-ных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмо-тренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
На данный момент Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предостав-ляемых инвалиду, выглядит следующим образом:
Реабилитационные мероприятия:
Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
Санаторно-курортное лечение.
Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Технические средства реабилитации:
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Протезы, в том числе, эндопротезы, и ортезы.
Ортопедическая обувь.
Противопролежневые матрацы и подушки.
Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
Специальная одежда.
Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения.
Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
Слуховые аппараты, в том числе, с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
Телефонные устройства с текстовым выходом.
Голосообразующие аппараты.
Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Абсорбирующее белье, памперсы.
Кресла-стулья с санитарным оснащением.
Услуги:
Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно- ортопедические изделия.
Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
Предоставление услуг по сурдопереводу.

6. Как может поступить инвалид в случае противоречий с бюро медико-социальной экспертизы по поводу формирования ИПР?

В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием сформированной Индивидуальной программы реаби-литации (например, не все нужные технические средства и реабили-тационные услуги были включены в ИПР) не надо её подписывать. В этом случае гражданин (его законный представитель) может обжаловать это решение в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившем медико-социальную экспертизу, либо в главном бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствую-щему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившем медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Какова роль человека с инвалидностью при формировании для него ИПР?

Сегодня формирование Индивидуальной программы реабилитации слишком сильно зависит от субъективных факторов, к которым, прежде всего, нужно отнести неоднозначность оценок критериев инвалидности и то, что многие спорные вопросы по трактовке потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации в правовом плане не отрегулированы. Почти всё отнесено к компетенции сотрудников службы медико-социальной экспертизы, а их квалификация и разное отношение к схожим проблемам ещё более создаёт возможность различных практических ситуаций.
И здесь настойчивость и правовая грамотность инвалида или его законного представителя являются очень важными и позволяют добиться того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всём дальнейшем реабилитационном процессе.
К сожалению, большинство людей с инвалидностью пассивно относятся к своей роли при формировании Индивидуальной программы реабилитации и чаще всего по истечении месячного срока они получают уже готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу результата, в виде неудовлетворяющей Вас ИПР, советуем активно включиться в этот процесс ещё на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно обозначить перед сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые Вам необходимы. Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений, которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения). В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Сотрудники медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в этом случае они будут спорить не с самим инвалидом (или его законным представителем), а с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.

8. На какой срок разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации инвалида?

Обязательный срок, на который разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации, в действующем законодательстве не определён. Обычно он привязывается к дате очередного переосвидетельствования на инвалидность и составляет для инвалидов первой группы два года, для инвалидов второй и третьей группы - один год, для категории ребёнок-инвалид - один или два года (или до достижения 18-тилетнего возраста). В любом случае, при формировании карты ИПР должен быть определён срок, на который она действует, и по истечении которого должно быть сделано письменное заключение с оценкой её результатов по всем сформированным реабилитационным программам.

9. Кто и как будет реализовывать записанные в ИПР реабилитационные мероприятия и услуги

Рядом с обозначенными в карте Индивидуальной программы реабилитации мероприятиями заполняются три графы о сроках выполнения, исполнителе и отметке о выполнении:
в графе "Срок исполнения" указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации согласно заключению федерального учреждения МСЭ;
в графе "Исполнитель" по соответствующим разделам запись об исполнителе реабилитационного мероприятия подписывается руководителем федерального учреждения МСЭ (исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации, территориального органа социальной защиты населения), указавшего исполнителя, и заверяется печатью;
в графе "Отметка о выполнении" по соответствующим разделам делается запись "выполнено" или "не выполнено" указанной в качестве исполнителя организацией независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется печатью.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла- коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Предусмотренные индивидуальными программами
реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации или услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.
Выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).
Отказ инвалида или лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием, рекомендованными индивидуальными программами реабилитации, а также приобретение им технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, не рекомендованных индивидуальными программами реабилитации, не дают инвалиду права на получение компенсации.

10. Что будет после окончания срока действия ИПР?

По окончанию срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой её результатов по всем сформированным реабилитационным программам, которое в карте Индивидуальной программы реабилитации выглядит следующим образом:
Оценка результатов медицинской реабилитации:
достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная), восстановлены нарушенные функции (полностью, частично), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов профессиональной реабилитации:
получена новая профессия, повышена квалификация, повышен уровень общего (профессионального) образования, подобрано подходящее рабочее место, создано специальное рабочее место, обеспечена занятость (полная, неполная), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов социальной реабилитации:
достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная), достигнута возможность самостоятельного проживания, обеспечена интеграция в семью и общество, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации:
восстановлена (компенсирована) мотивация к обучению, восстановлена (компенсирована) функция общения и контроля за своим поведением, восстановлена (компенсирована) мотивация к игровой (трудовой) деятельности; реализована возможность получения начального, среднего, высшего профессионального образования, получения профессии, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).
Особые отметки о реализации ИПР:
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий)
На основании заключения и оценки результатов реализованной ИПР составляется новая Индивидуальная программа реабилитации, которая должна позволить вывести реабилитационный процесс человека с инвалидностью на новый уровень.

Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования Индивидуальной программы реабилитации.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 г. N 643 "Об утверждении форм до-кументов о результатах установления федеральными государ-ственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
7. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

«____»_________20 ____ г.

Н.А.Маликова__________

С.А.Чернышкова

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения

Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г

«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

Планирование работы учителя

Педагог-психолог,

Реализа-ции програм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Итоговое заседание ПМПк

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

Логопед;

Учитель ЛФК;

Мед. работник;

Учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.

Таблица 2.Содержание программы

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Рябокобыленко Е.Н.

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики пальцев рук;

Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты;

Пальчиковая гимнастика

Совместное выполнение заданий;

Объяснение;

Построение учебного высказывания

Индивидуаль-ная;

Групповая

Понимать и принимать учебную задачу;

Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

Обратиться к учителю в случае затруднений

Учитель - логопед:

Боровинская Л.В.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и памяти;

Формирование фонематических процессов;

Формирование связного речевого высказывания

Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

Составление вопросительных предложений по образцу

Демонстрация;

Объяснение;

Самостоятельное выполнение;

Отраженное проговаривание;

Упражнения артикуляционной гимнастики

Индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Способность удерживать базовые артикуляционные позы;

Сформированность слухового внимания к речевым звукам;

Умение задать вопрос

Педагог - психолог:

Соколовская Е.И.

1)адаптация в образовательном учреждении:

Соблюдение правил поведения,

Соблюдение режимных моментов,

Осознанное выполнение обязанностей;

2)развитие высших психических функций;

3)развитие ЭВС.

Создание ситуаций успеха;

Чередование видов деятельности;

Наблюдение

Практическая деятельность

Тестирование

Групповая;

Индивидуальная

Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Проявление слухового внимания на уроках;

Демонстрация слухового сосредоточения;

Проявление интереса, установление зрительного контакта

Проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК:

Нарижняк О.В.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие темпо-ритмической организации

Развитие координации движений

Выполнение упражнений под счет;

Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

Выполнение речевых инструкций

Совместное выполнение упражнения

Оказание направляющей помощи;

Самостоятельное выполнение ребенком

Групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

Соблюдение темпа выполнения упражнений;

Скоординированность движений;

Понимание и принятие инструкций с первого раза

Критерии оценки эффективности программы:

Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

Улучшения физического и психического здоровья учащегося;

Развитие его познавательной сферы;

Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

Развития положительных качеств личности;

Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

Формирование прочных учебных умений и навыков.

Приложение 1

Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения

Сроки

Коли- чество

заня-

деятельности

Сентябрь

Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации

НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская

Список литературы.

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей

работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.

Приложение №3

с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем

20.05.2008 года рождения

Сроки

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Выявление знаний и умений.

Занимательные упражнения.

Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.

Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.

Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.

Цвет, назначение предметов.

Дидактический материал, карточки.

Игровые методы формирования учебной мотивации.

"Цветовая угадай-ка"

*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Фрукты. Овощи. Одежда.

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Раздаточные карточки;

"Раскрась правильно"

Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.

*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Картинная азбука;

Карточки для индивидуальной работы;

Настенная касса для букв разрезной азбуки;

Наборное полотно;

Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

Трафареты

Геометрические фигуры

Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.

Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.

Игра "Найди фигуру"

Игра "Подбери картинку"

Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"

*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.

Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Русские народные сказки.

Игра "Найди образец"

"Повтори и добавь"

Игры: «Эхо», «Поймай звук».

*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Игры: "Эхо", "Поймай звук"

Раскрась фигуры.

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

Выделение звука в начале слова в ударной позиции.

*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

"Выше, слева, правее, снизу"

Игра "Летает - не летает"

"Говори правильно"

Игра "Где спрятались игрушки"

"Найди одинаковые"

Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко

Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.

ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА?

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) это разработанный федеральными учреждениями Медико-социальных экспертиз (МСЭ) комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов труда.

ИПР инвалида выдается в виде единой формы (карты) установленного образца (Приказ Минздравсоцразвития РФ « Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭ, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008г N 379н).

ЧТО ВНОСИТСЯ В ИПР?

В ИПР включаются только мероприятия, технические средства реабилитации (ТСР) и услуги, которые направлены на устранение причин, факторов, обусловливающих инвалидность.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.

НА КАКОЙ СРОК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ИПР?

Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года, бессрочно, до достижения 18 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГРАЖДАНИН НЕ СОГЛАСЕН С РЕКОМЕНДУЕМЫМИ В ИПР МЕРОПРИЯТИЯМИ?

Отказ инвалида (или его законного представителя) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственно за ее исполнение и не дает инвалиду право на получение компенсаций в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В случае отказа инвалида (или его законного представителя) подписать ИПР, карта не выдается на руки инвалиду и приобщается к акту освидетельствования.

В случае несогласия с содержанием ИПР, инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в Главное бюро МСЭ вашего города или области. Главное бюро МСЭ не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.

ЕСЛИ ИПР БЫЛА РАЗРАБОТАНА, НО НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ В НЕЕ ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?

Коррекция ИПР проводится по личному обращению инвалида, не зависимо от срока установления инвалидности, в бюро МСЭ при предоставлении «Направления на МСЭ», в котором должно быть обоснование необходимости обеспечения конкретным техническим средством реабилитации (например, кресло-коляска).

МОЖЕТ ЛИ ГРАЖДАНИН БЫТЬ ИНВАЛИДОМ, А ИПР ЕМУ НИКОГДА НЕ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ?

Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 20.02.2006г N 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2009г N 1121): «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации».

ИПР могла быть не разработана инвалиду в случаях, если он отказался от ее разработки или инвалид в дальнейший реабилитационных мероприятиях не нуждался.

В этом случае процедура разработки ИПР осуществляется в соответствии с порядком освидетельствования, т.е. обязательное предоставление инвалидом «Направления на МСЭ», оформленное ЛПУ или органом социальной защиты населения, и заявления о разработке ИПР.

В последнее время, из-за дефицита Федерального бюджета, наблюдаются проволочки и даже незаконные отказы в прописывании реабилитационных технических средств в справку ИПР необходимых инвалиду. В том случае необходимо направлять жалобы и требовать положенное Вам по закону. Со стоимостью денежной компенсации Вы можете ознакомиться .

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ ИПР?

В случае утраты ИПР инвалида, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.

Как стать участником программы реабилитации инвалидов

Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.

Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация» появится понятие «абилитация». А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.

Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .

Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:

  • проводят диагностику;
  • оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
  • определяют реабилитационный прогноз для инвалида.

ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.

Не знаете свои права?

Что включает в себя ИПР инвалида

Скачать форму программы

Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:

  1. Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
  2. Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
  3. Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).

Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.

Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида

После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:

  • в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
  • в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
  • в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
  • в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
  • в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.

Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха

Компенсация реабилитационных средств и услуг

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.

Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.

Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.

Последствия отказа от ИПР для инвалида

Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.

Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.

ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top