Организация питания детей в доу. Правила организации питания в детских садах Требования организации здорового питания доу

Организация питания детей в доу. Правила организации питания в детских садах Требования организации здорового питания доу

Никто не сомневается в наличии должностного питания детей в детских садах. Что значит организация питания и каков его режим, кто за этим следит? Попробуем разобраться в этих вопросах подробнее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Все садики подлежат обязательному контролю в качестве питания детей, как внутренними силами, так и внешними контрольными.

Говорить о том, что все должно быть чисто и стерильно, думаю, не стоит, это понятно.

Дома каждая мама, бабушка (и не только), для своего маленького человечка покупают только свежие продукты, и готовят из них вкусные, любимые блюда малыша.

Потому часто случается так, что как только ребенок начинает ходить в садик, то не всегда сразу соглашается на питание, которое предлагают там.

В связи с этим, родители начинают сомневаться в корректности работы персонала и подобное. Но это ложные мысли. Стоит немного разобраться в правилах организации питания в детских садах РФ.

Главные аспекты

Каждый родитель, отдавая ребенка в садик, в первую очередь надеется, на его полноценное питание. Как все мамы переживают, чтобы ребенку было вкусно, и он ел хорошо.

Ребенок, какого бы возраста он ни был, должен получать все необходимое ему для роста и развития с едой не только дома, но и вне его стен. Важным является питание детей в детском саду.

Потому решив, что малышу уже можно идти в садик, подойдите ответственно и с интересом к вопросу порядка организации питания в выбранном вами учреждении.

Необходимые понятия

В садике имеется четкий список того, что должно включать в себя питание ребенка. Какие продукты допускаются, а какие нет.

Чтобы ребенок смог получать полноценное питание, в его рацион должны входить, как минимум такие продукты:

  • мясное и рыбное;
  • яйца, только после термической обработки (варенные);
  • продукты молочного характера (молоко, творог, сыр);
  • жиры растительного происхождения (сливочное масло);
  • кондитерские изделия (печенье);
  • овощи и фрукты;
  • хлебобулочные;
  • соки и напитки (какао, кофе).
  • дикое мясо, не домашних животных;
  • без термической обработки, в том числе и яйца;
  • консервы;
  • молочные продукты без сертификации (с рынка у бабушек);
  • кондитерские изделия, включающая жирные крема и аллергены;
  • напитки с углекислым газом;
  • кофе (натуральный).

Детки, которые младше годика и содержатся на искусственном питании, в рацион включают молочные смеси как сухие, так и жидкие.

В садике обязательно каждый день должно вывешиваться суточное меню как возле окна выдачи пищи на кухне, так и в каждой группе.

Родители могут сами ознакомиться с рационом на день и в случае чего, попросить каким-то продуктом ребенка не кормить, или уменьшить порцию.

Основополагающие нормы

Каждое блюдо, а соответственно и меню питания, устанавливается согласно особенностей каждого ребенка.

Имеются специализированные садики, которые предполагают наличие деток с нарушением пищеварительного тракта, аллергической реакции на какие-либо продукты и т. д.

В таких садиках меню разрабатывается и контролируется очень строго руководством. Как правило, меню составляется с расчетом на 10-14 дней, когда цикл последовательно повторяется.

В обязательном порядке состав меню включает наличие завтрака, обеда и ужина. Между ними включается время полдника, на усмотрение заведующего.

Рассмотрим более детально, что конкретно должно входить в прием пищи.

Ребенок в садике должен получать до 70-80% пищи от основного режима, то есть оставшиеся 20-30% ему представляют родители дома. Итак, завтрак должен состоять из:

  • горячее (как правило, каша молочная);
  • хлеб или булочка, печенье;
  • напиток (чай, какао, кофейный напиток, кисель, сок и т. д.).

Обеднее время включает:

  • горячее (суп, борщ);
  • второе (каша, пюре и т.д.);
  • гарнир ко второму (котлета, рыбка в соусе и т. д.);
  • напиток (что и завтрак).

На ужин детки могут получить:

  • второе (молочная каша и т. д.);
  • гарнир;
  • напиток.

Если в промежутки основных приемов пищи был включен полдник, то он обычно состоит из легкого перекуса булочки или печенья с напитком.

Стоит отметить, что перед началом составления основного списка меню, прорабатывается примерное.

Уже давно были разработаны и написаны книжки согласно ГОСТам и всем нормам питания, еще в Советское время. Потому и по сей день, стартовая база детского меню берется из этих учебников.

Наименование блюда, а также всего списка, входящих в рацион ежедневного питания детей, в обязательном порядке должно совпадать (точнее соответствовать) с наименованиями аналогичных блюд из тех источников, где они были взяты поварами.

Правовая база

Следуя указу главвного санитарного врача РФ , который именуется как «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» за 15 марта 2013 г., регулируется вся деятельность ДОУ в отношении детского питания.

В документе можно отметить некоторые основные важные сноски:

Как осуществляется организация питания детей в детском саду

Контроль по проведению планировки и расчета детского питания в садике ложится на плечи его непосредственного руководства - заведующего учреждением.

Потому все вопросы, касаемо качества продуктов, сроков годности и питательности приготовленных блюд, несет директор.

За данным процессом могут следить также и родители, если проявят интерес и напишут заявление.

В садике ежегодно проводится проверка его состояния и соответствия всем нормам санитарно-эпидемиологическим.

После всего, составляется и выдается справка для организации питания в детском саду.

Как распределяется режим приема пищи летом

На одного ребенка в садике, согласно установленным нормам по качеству питания, полагается суточная норма продуктов.

Они должны включать в себя достаточное количество питательных веществ и всех включающих для полноценного роста и развития молодого организма.

В зависимости от возраста ребенка и его времени нахождения в садике определяется суточная норма питания. Если ребенок в садике находится до обеда - количество порций одно, полный день - другое.

Например, если у ребенка полный садиковский день (около десяти часов), тогда его режим будет составлен так:

В некоторых учреждениях может иметь место второй завтрак, обычно около 10:30-11:00, на усмотрение заведующего.

Отдельный разговор про садики, которые предполагают пребывание деток до двенадцати часов. В таком случае, увеличивается количество частоты приема пищи и продуктов питания.

Режим в таком садике будет выглядеть следующим образом:

Маленькие детки, которым меньше годика, питание разрабатывается исключительно по индивидуальным потребностям малыша, даже с включением молочной кухни.

Порядок контроля

Уже в момент заключения сделки с поставщиком продуктов питания начинается контроль над порядком питания детей в садике.

Продукты в сад поставляет не просто человек на машине, совершивший закупку на рынке где-то в городе. Данным учреждением проводится по отбору лица поставщика.

Тот, кто хочет сотрудничать, таким образом, должен представить соответствующие документы, которые освидетельствуют ценовую стоимость поставок, а также касательно процесса приготовления и сертификаты качества.

После окончательного выбора поставщика, дальнейший контроль будет осуществляться в самом садике каждый день.

Собирается комиссия, которая проводит контроль. Она включает в себя:

  • заведующий садика;
  • медврач садика;
  • родительский комитет по данному вопросу.

Первые из списка, заведующий и медврач, осуществляют контроль больше в отношении сроков годности продуктов, проверяют сроки и наличие сертификатов качества, маркирование и т. д.

Все параметры должны четко соответствовать всем предоставляемым требованиям согласно постановлениям главного врача РФ.

Родительский комитет осуществляет проверку продуктов на кухне, получить доступ туда можно только при наличии медкнижки.

Предварительно нужно написать заявление с просьбой участия и доступа к контролю продуктов питания детей на имя заведующего садиком.

Роспотребнадзор - проводит внешний порядок контроля над процессом питания в садиках. Они следят за исполнением норм:

  • сансостояние пищеблока;
  • рацион питания;
  • непосредственно качество, безопасность продуктов.

В случае постановления факта нарушения данных норм, сотрудники Роспортебнадзора вправе составить протоколы на указание нарушений.

Тогда возможно привлечение руководства садика к административной ответственности с включением штрафа. В худшем случае - закрытие учреждения.

Правильное составление акта проверки

Как уже было сказано, внешний контроль и проверку качества проводят эксперты Роспотребнадзора. Проверка может длиться ни один день.

В указываются те, кто принимал участие в проверке, также он подписывается заведующим детского сада.

По итогу составляется справка для «Организации питания в детском саду», в которой прописывается:

  • цель;
  • программа контроля;
  • состав комиссии;
  • вывод и решение комиссии.

На что необходимо обратить внимание родителям

Совет родителям - каждый день не забывайте посмотреть на лист-меню питания возле столовой, где выдают еду. Если не успели или забыли, в группе возле входа должен висеть экземпляр.

Организация питания в детском саду

Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую часть дня проводит в детском учреждении, поэтому немаловажно правильно организованное питание в детском саду. Жизнедеятельность ребёнка дошкольного возраста связана с большим расходом энергии. А восполнить её можно только лишь за счёт веществ, которые поступают с пищей. Таким образом, питание в детском саду должно быть полноценным и сбалансированным, то есть, содержать основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду.

С целью получения детьми всех нужных для правильного развития веществ, разработан примерный суточный рацион. Детский суточный рацион охватывает продукты животного и растительного происхождения . Питание в детском саду предусматривает ежедневное употребление детьми продуктов животного происхождения. Это молоко, кисломолочные продукты, сметана, мясо, сливочное масло.

Из продуктов растительного происхождения в детский рацион включают: овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, растительное масло. Не обойтись в детском саду и без сахара и соли . Такие продукты, как: рыба, творог, сыр, яйцо рекомендуют давать не более 2-3 раз в неделю. Если какой-либо продукт отсутствует, то его можно заменить другим, равнозначным по составу (для этого пользуются таблицей замены продуктов).

В любом детском саду обязательно составляется меню. Непременно наличие примерного меню на десять дней, в котором учитываются нормы питания для детей разных возрастов: с 1 года до 3 лет и с 3 до 7 лет, а также соблюдается баланс белков, жиров, и углеводов (1:1:4). На основе этого медицинской сестрой или делопроизводителем совместно с работниками кухни составляется ежедневное меню, где указаны название блюда и объёмы порций для детей разных возрастных групп. Как правило, ежедневное меню помещается на информационном стенде рядом с пищеблоком.

В настоящее время питание в детском саду всё больше интересует и волнует родителей. Вот наиболее частые вопросы о детском питании, интересующие родителей.

Каков режим питания в детском саду?

Питание в детском саду организовано по режиму. Например, в детском саду, где дети находятся 11-12 часов, предусмотрено 4 приёма пищи:

    завтрак – в 8.30,

    второй завтрак – в 10.30,

    обед – в 12.00,

    полдник – в 15.40.

Время начала приёма пищи корректируется в зависимости от возраста детей.

Каков объём порций?

Питание в детском саду нормировано. То есть, с учётом возраста детей рассчитывается дневной объём пищи и объём порций на каждое кормление. Объём порций обязательно указывается в меню, которое ежедневно помещается в родительский уголок воспитателем.

Пищевая аллергия: чем будут кормить ребёнка?

В медицинской карте ребёнка обязательно должны быть указаны аллергены, пищевые в том числе. При знакомстве с семьёй воспитатель выясняет наличие аллергических реакций на продукты у ребёнка. Делается отметка в групповом «Журнале здоровья» и памятка для персонала группы с указанием фамилии ребёнка и аллергенов. В этом случае для ребёнка готовится другое блюдо.

Например, при непереносимости цельного молока, молочные каши заменяют картофелем отварным, ухой, гречневой кашей в зависимости от конкретной ситуации.

Чем кормить ребёнка дома?

Домашний рацион питания для ребёнка должен составляться с учётом меню детского сада. Например, если в детском саду давали рыбное блюдо, то дома в этот день кормить ребёнка рыбой не стоит.

Обязательно следует учесть возраст дошкольника, не перекармливать его, придерживаясь возрастных норм питания.

Если домашние блюда будут отличаться разнообразием, то ребёнок не будет отказываться от пищи в детском саду. Не стоит готовить ребёнку дома острую и жирную пищу.

Домашний режим питания: какой он?

Режим питания дома должен быть максимально приближен к режиму питания в детском саду. Если домашний режим не совпадает с режимом детского учреждения, то желательно постепенно и терпеливо вносить изменения в режим кормления.

Нелегко приходится тем детям, которые дома вообще не соблюдали никакой режим: частые «перекусы», сладости без меры. Наличие привычки к режиму питания в детском саду и отсутствие данного режима в выходные и праздничные дни дома также отрицательно воздействует на детей.

Почему ребёнок отказывается от еды в детском саду?

Многолетняя практика показывает, что причины отказа от еды могут быть различны.

Во-первых , если ребёнок отказывается от пищи, нужно обратить внимание на его здоровье. Один из первых симптомов начала заболевания – это отсутствие аппетита.

Во-вторых , незнакомое ребёнку блюдо тоже способно вызвать нежелание кушать. Действительность такова, что современные родители не очень обременяют себя приготовлением полезной пищи. Поэтому дети в детском саду плохо едят различные запеканки, фруктовые супы, тушёные овощи, рыбу, кисломолочные продукты. Приходится выдумывать всякие присказки: например, дети плохо едят рыбу. А вы попробуйте сказать (зная о том, что в рыбе много фосфора): «Кушай рыбку, глазки будут блестеть». Детки кушают и спрашивают: «А у меня блестят? А у меня?»

Можно придумать массу таких «уговоров»:

    не хочет пить кефир – «А ты попробуй, он кисленький как витаминки»

    не хочет пить «снежок» - «Посмотри, мороженое растаяло, оно сладкое-сладкое»;

    не пьёт какао – «Шоколадка на солнышке растаяла, теплая, сладкая».

Если ребёнок упрямится, предложите ему скушать половинку порции (всё же лучше, чем ничего). У ребёнка избирательный аппетит – разрешите из молочного супа съесть только рожки или молоко. Дети, которые кушают всё – это сейчас большая редкость.

Ещё один момент – личный пример воспитателя. Практика показывает, что в группах, где воспитатель обедает рядом с детьми и нахваливает блюдо, дети будут кушать всё.

В-третьих , если ребёнок посещает детский сад первые дни, то отказ от еды – это нормальное явление. Адаптация к новым условиям влияет на эмоциональное состояние ребёнка, поэтому снижается аппетит. Ребёнок и дома может отказываться от принятия пищи. Аппетит восстанавливается по мере привыкания к детскому саду. Поэтому, в первые дни можно разрешить всё (не кушать, кушать стоя, кушать в любом месте группы), лишь бы ребёнок был спокоен и не капризничал. Воспитатель и няня всегда докармливают детей, если дети не против.

В-четвёртых , отказ от еды может быт следствием несформированности навыков самообслуживания (ребёнок не умеет кушать сам, пользоваться столовым приборами).

Какова роль воспитателя и няни в организации питания в детском саду?

Для того чтобы питание в детском саду приносило пользу и удовольствие детям, нужно соблюдать ряд условий: соблюдать сервировку стола, использовать мебель по росту, пользоваться безопасной посудой.

Воспитатель по мере надобности проводит с родителями консультации на тему «Питание в детском саду», обсуждает проблемные вопросы на родительском собрании. Можно сделать альбом «Вкусные рецепты», в котором родители делятся своими семейными рецептами друг с другом. В родительский уголок помещается «Меню выходного дня» с рекомендациями для родителей.

Таким образом, сбалансированное и рациональное питание в детском саду – это основа для гармоничного развития ребёнка в современных условиях.

В МБДОУ «Оженарский детский сад «Радуга» питание воспитанников осуществляется на основании "Примерного двухнедельного меню для организации питания детей в муниципальном дошкольном учреждении с 9-часовым пребыванием детей (с учетом замены продуктов питания)

Дошкольное образовательное учреждение обеспечиваетконституционное право каждого ребенка на охрану жизни и здоровья. Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Питание в детском саду: нормативные документы общего характера

Нормативно--правовые документы

План работы бракеражной комиссии

Питание в детском саду: на практике

Пищеблок (кухня) детского сада - настоящее отдельное королевство с ароматными запахами, которые так напоминают родителям и их детсадовское детство.

Организация приема пищи в детском саду подчиняется строгим правилам.

Каждый продукт, поступающий в ДОУ, сопровождается тремя обязательными документами:

накладной,

сертификатом качества,

ветеринарной справкой.

Ёмкости с приготовленной пищевой продукцией не будут отнесены в группу, пока качество и количество продукта не будут проконтролированы, представителем администрации ДОУ. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. В том случае, если обнаруживаются какие-то неточности (например, по массе или калорийности), блюда могут подавать только после устранения этих неточностей.

После приготовления пищи отбирается суточная проба:

для порционных блюд - в полном объеме,

для холодных закусок, первых блюд, гарниров, третьих и прочих блюд - не менее 100 г.

Проба хранится на протяжении 48 часов в отдельном холодильнике. Посуду с пробой маркируют с указанием времени приема пищи и даты отбора. Контроль за правильностью отбора и хранением суточной пробы осуществляет ответственное лицо, прошедшее инструктаж.

Питание в детском саду: от малышей до выпускников

Организация питания воспитанников детского сада включает в себя привитие культурно-гигиенических навыков, которые усваивают ребята в детском саду.

В первой младшей группе ребенка учат есть самостоятельно и опрятно, держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой с напоминанием взрослых, благодарить после еды.

Во второй младшей группе необходимо, чтобы дети привыкли хорошо пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться вилкой, без напоминания взрослых вытирать губы и пальцы салфеткой, выходя из-за стола, благодарить и тихо задвигать стул, а после еды полоскать рот водой.

Далее в средней группе дети приучаются правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, во время еды брать пищу понемногу, есть бесшумно, а также самостоятельно полоскать рот водой.

Для детей старшего дошкольного возраста задачи более сложные, наряду с гигиеническими навыками дошкольники знакомятся с правилами этикета. В старшей группе ребенок садится за стол в опрятном виде, причесанный, с чистыми руками, ест аккуратно, умеет пользоваться салфеткой, умело пользуется столовыми приборами, сохраняет правильную позу за столом, не мешает соседям, а при необходимости оказывает им помощь.

Необходимо помнить о соблюдении преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. (..ПАМЯТКА для родителей

Организация питания в ДОУ - неотъемлемый компонент жизнедеятельности дошколят и часть воспитательно-образовательного комплекса. Благодаря комплексному питанию в рамках сбалансированного соответственно возрасту детей меню, обеспечивается:

  • реализация права детей на сохранение жизни и здоровья;
  • формирование условий для оптимального психофизиологического развития;
  • профилактика простудных, аллергических и инфекционных заболеваний, спровоцированных дефицитом необходимых организму минералов и микроэлементов.

Организация питания в детском саду

Качество питания напрямую влияет на здоровье нации, на демографическую ситуацию в целом и, согласно новой Доктрине продовольственной безопасности, учитывается как базовый элемент национальной безопасности страны. Нормы питания для детских садов регулируются Министерством здравоохранения и Министерством просвещения, специалисты которых работают над тем, чтобы дошколята получали вкусное, полезное, разнообразное, безопасное и здоровое питание.

Комплексное питание в ДОУ должно обеспечивать потребности детского организма в питательных веществах, необходимых для полноценного развития и роста. Поскольку только здоровое и правильное питание служит фундаментом для нормального нервно-психологического, интеллектуального и физического развития, тогда как ухудшение качества питания неизменно провоцирует ослабление иммунной системы и общих ресурсов организма. , согласно федеральным нормам, подчиняется ряду требований:

  • в дневном рационе обязательно чередуются различные продукты и блюда;
  • для приготовления блюд по меню используют продукты, богатые незаменимыми для малышей питательными веществами;
  • энергетическая ценность ежедневного меню соотносима с энергозатратами воспитанников;
  • соблюдается баланс заменимых и незаменимых пищевых веществ в рационе;
  • кулинарная и технологическая обработка продуктов осуществляется согласно действующим нормам СанПина;
  • вкусовые характеристики блюд соответствуют высоким требованиям качества;
  • формируется среда и режим питания, способствующий выработке культурно-гигиенических навыков.

СанПиН 2.4.1.3049–13 регламентирует порядок организации питания в детских садах. Для каждой возрастной группы предусмотрено пятиразовое здоровое питание, меню которого составляется не более чем на 14 дней. Энергетическая ценность рациона в детском саду определяется группой здоровья и возрастными особенностями детей (меню составляется для воспитанников двух категорий 1,5-3 лет и 4-6 лет). Помимо этого во внимание принимается наличие аллергических реакций, отказ от некоторых продуктов по национальным и религиозным соображениям. Калорийность суточного рациона дошкольников возрастом до 3 лет должна оставаться на уровне 1400 ккал, а старше трехлетнего возраста 1900 ккал. При этом должна сохраняться тенденция, согласно которой 75 % суточной нормы питательных веществ дети получают в детском саду, а оставшиеся 25 % - дома.

Наиболее энергоемкие продукты (рыбные и мясные изделия) должны подаваться в первой половине дня, тогда как молочные продукты, блюда из овощей и фрукты детям можно есть в течение дня. В обед в качестве второго блюда допускается приготовление блюд из субпродуктов (отварного языка, печени). Вместе с кондитерским изделием на полдник подаются кисломолочные изделия. Вечером оптимально подавать тушеные овощи, молочные супы и салаты.

Разрабатывая меню на день или неделю, важно, чтобы дети получали суточную норму мяса, молока, хлеба и масла. Пищевые вещества в меню воспитанника ДОУ должны распределяться в пропорции: 1 доля белков: 1 доля жиров: 4 доли углеводов. Чтобы достичь сбалансированности рациона, энергетическая ценность приемов пищи распределяется следующим образом: завтрак – 20-25 %, обед – 35-40 %, полдник – 10-15 %, ужин – 20-25 %.

Организационно-производственные процессы Особенности действий Ответственный
Составление меню-требования При составлении дневных рационов медсестра должна принимать во внимание типовое (утвержденное руководителем детского сада) расширенное меню, технологические и рецептурные карты блюд, сезонные особенности. Старшая медицинская сестра, руководитель ДОУ.
Снабжение продуктами питания Допускается поставка исключительно продуктов питания и пищевого сырья, отвечающих закрепленным в контракте требованиям. Поставщики, выбранные на тендерной основе.
Закладка сырья в кладовую При принятии продуктов от поставщика сотрудник ДОУ проводит их органолептическую экспертизу с целью определения соответствия установленным нормам. Результаты проверки фиксируются в журнале «Входного контроля». Кладовщик.
Технологичная обработка сырья В целях профилактики пищевых отравлений предусмотрено строгое соблюдение санитарных норм обработки сырья с систематическим очищением используемого инвентаря и инструментария. Работники пищеблока.
Закладка сырья в котел Производится в соответствии с утвержденным графиком и нормами технологических карт блюд в присутствии ответственных сотрудников, в том числе старшей медицинской сестры (делает запись в соответствующий журнал). Повар ДОУ, ответственные работники кухни.
Отбор суточной пробы готовых блюд с целью контроля качества Выполняется ежедневно, хранится отдельном холодильном шкафу (в течение 48 часов) в промаркированной таре. Старший повар.

Правила организации питания в детских садах для детей-аллергиков

Формирование рациона подчиняется не только индивидуальным и возрастным потребностям детей, но склонностью воспитанников детского сада к появлению аллергических реакций. Ассортимент продуктов, используемых в детском саду, соответствует положениям СанПиН 2.4.1.3049-13, однако когда в штате есть врач-аллерголог или диетическая сестра, недостаточно условий для обеспечения индивидуального питания детей-аллергиков. Если большинство продуктов из разработанного в саду рациона являются аллергенами для малыша, ему предлагают режим кратковременного пребывания в ДОУ (без питания).

Анализ организации питания в детском саду позволяет обеспечить здоровый рацион для детей-аллергиков. Для этого достаточно скорректировать предусмотренное в учреждении меню:

  • исключив из него молочные блюда и продукты из цельного молока;
  • уменьшить дневную норму сахара на 30-35 %;
  • изменить дневные нормы сливочного масла и хлеба;
  • увеличить долю потребления растительного масла (в среднем на 3 грамма);
  • ограниченно использовать яйца (только в запеканках и выпечке);
  • отказаться от овощей и фруктов, способных вызвать аллергические реакции.

Допускается добавление в рацион лечебно-столовых минеральных вод перед едой (не более 50 грамм на ребенка) только с разрешения старшей медицинской сестры.

Питьевой режим в детском саду

СанПин 2.4.1. 3049–13 содержит нормы реализации питьевого режима в учреждении. Согласно положениям документа, воду выдает младший воспитатель из кулера или после кипячения. Вода должна быть в свободном доступе у воспитанников: в определенном месте должны быть подносы с использованными и чистыми кружками. Норма жидкости не определена, однако в среднем на 1 кг веса требуется 80 мл воды (оптимальная температура - 18–20°С). Во время пребывания в учреждении дошкольник должен выпивать до 70 % суточной нормы. Как правило, за потребление детьми воды отвечает няня. В теплое время года детей обеспечивают водой и во время прогулок.

Организация питания в детском саду: обязанности воспитателя

Профессиональная обязанность старшего и младшего воспитателей в группе заключается в приобщении детей к культуре приема пищи, правилам поведения за столом, формировании культурно-гигиенических навыков. Организация питания в детском саду невозможна без последовательного участия педагогов, которые:

  • своевременно формируют у малышей культурно-гигиенические навыки согласно возрасту;
  • способствуют удовлетворению органических и физиологических потребностей детей;
  • обеспечивают положительное отношение к еде и труду работников пищеблока.

Культурно-гигиенические навыки, которыми должны овладеть воспитанники разных возрастных групп

Возрастная группа Культурно-гигиенические навыки
Группа раннего возраста (от 1 до 2 лет) Малышей учат садиться за стул, аккуратно использовать чашку, чтобы напиток не проливался, вытираться салфеткой, пользоваться ложкой, самостоятельно есть густую пищу, заедать ее хлебом.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Дети должны с помощью взрослых умываться перед едой и после игр, пользоваться личным полотенцем (по напоминанию воспитателя - полоскать рот). Учиться кушать аккуратно и опрятно, неспешно и тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, держать ложку в правой руке. Использовать правила культурного поведения, говорить «спасибо» после завершения трапезы, не выходить из-за стола, пока остальные не поели.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Воспитанники должны уметь самостоятельно мыть лицо и руки перед едой, пользоваться носовым платком, правильно и без напоминания вешать полотенце на отведенное для этого место. Есть аккуратно: пережевывать еду с закрытым ртом, не проливать воду или пищу, не крошить хлеб. Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Дети постепенно приобщаются к культуре дежурства, помогая нянечкам расставлять стаканы, хлебницы и ложки и салфетки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивать навыки аккуратного приема пищи: кушать бесшумно, хорошо пережевывать каждый кусочек, не разговаривать во время еды, брать еду маленькими кусочками или порциями. Совершенствовать навыки использования столовых приборов (помимо ложки и вилки дети должны знать, как использовать столовые ножи), салфеткой. После еды обязательно полоскать рот.

Малыши закрепляют навыки сервировки, расставляя салфетки в заранее приготовленные стаканы, блюдца и приборы, которые выставила на стол младший воспитатель.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дети должны сохранять правильную осанку за столом, есть бесшумно и аккуратно, совершенствовать правила использования столовых приборов. На этот период выпадает приобщение к навыкам культурного поведения: дети должны благодарить старших, тихо задвигать за собой стул.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Дошкольники должны правильно пользоваться вилкой, ножом и салфеткой, закрепить правила культурного поведения: бесшумно пережевывать еду, аккуратно пить, не класть локти на стол, сидеть прямо, не разговаривать во время обеда.

Режим дня в ДОУ разрабатывается с расчетом на то, что любые виды активности должны заканчиваться за полчаса до еды. Помещение проветривают, перед приемом пищи малыши убирают свои игрушки, моют руки и при необходимости лица. Столы размещаются таким образом, чтобы дети могли без труда встать и сесть из-за стола. Первыми за стол садят тех, кто медленно ест. Малышам с пониженным аппетитом уделяют особое внимание: хотя возрастные объемы порций сохраняются, их не заставляют доедать все, не принуждают есть продукты, которые те не любят. Не следует развлекать их во время еды рассказами или игрушками, допустимо предложить ребенку немного фруктового сока или воды, или съесть сперва питательное второе блюдо, а затем все остальное. Если малыши не едят самостоятельно, воспитатели должны докармливать или кормить их до тех пор, пока воспитанники не научатся пользоваться приборами и кушать без посторонней помощи.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о правовых и этических основах взаимодействия воспитателя с родителями, психологических основах взаимодействия воспитателя с семьей, современных формах и методах взаимодействия воспитателя с семьей поможет программа «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Воспитатель делает незначительные замечания во время еды, но исключительно в доброжелательной форме и тщательно следит за правильностью сервировки стола. Запрещено торопить воспитанников, делать их замечания в жесткой форме. Наоборот, воспитатель стремится стимулировать аппетит, рассказывая детворе о приятном вкусе и аромате блюд, пользе использованных продуктов.

Детей приобщают к классической европейской сервировке, при которой нож держат в правой руке, а вилку - в левой (вилки используются уже в младшей группе, а ножи - в старшей и подготовительной). Белая скатерть, красивая и удобная посуда, широкие и плоские вилки, десертные ложки и ножи способствуют повышению аппетита. На столах должны быть салфетки, хлеб и столовая посуда без ничего лишнего (допустима стеклянная, фаянсовая или посуда из нержавеющей стали), небольшие солонки. Блюда подаются без длительных интервалов, пища не должна вызывать у них негативных эмоций, наоборот, провоцировать аппетит. Малышей приобщают к чистоте, потому на столах должен поддерживаться порядок. Детям старших групп разрешают негромко делиться впечатлениями во время еды, воспитатели могут научить их оригинально складывать салфетки.

Рацион питания в детском саду

Сбалансированное меню для ДОУ разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования и содержит безопасные и здоровые диетические блюда, которые в первое время могут казаться детям лишенными яркого вкуса. Режим в ДОУ предполагает четырех-пятиразовое питание по условной структуре (в случае отсутствия какого-либо продукта или блюда его заменяют равнозначным по калорийности и энергетической ценности):

  • Завтрак - горячий напиток, бутерброд и горячее блюдо;
  • Обед - закуска, напиток, горячее и второе блюдо;
  • Полдник - кондитерское или хлебобулочное изделие, напиток;
  • Ужин - салат, горячий напиток и второе блюдо.

Организация питания детей в детском саду предполагает включение в рацион всех основных групп продуктов с учетом территориальных и национальных особенностей:

  • мясо - предпочтительно нежирное (индейка, курица, телятина и говядина), сардельки и сосиски менее полезны, а потому их доля в рационе должна быть незначительной;
  • рыба - содержит полезные микроэлементы, рекомендовано использовать нежирные сорта (судак, хек, минтай, треска);
  • субпродукты (сердце, печень и язык) - являются источником железа, белка и витаминов, а потому служат добавкой ко вторым блюдам;
  • молочные и кисломолочные продукты - источник витамина В2 и легкоусвояемого кальция, фосфора, который обеспечивает рост;
  • фрукты и овощи - природные источники сахара и углеводов, микроэлементов и витаминов, пищевых волокон, клетчатки и пектина, способных оптимизировать работу органов пищеварения;
  • хлеб и макаронные изделия, растительные и животные жиры, крупы оптимизируют работу желудочно-кишечного тракта.

В приложении к СанПиН 2.4.1.2660-10 перечислены пищевые продукты, запрещенные для включения в рацион групп детского сада, поскольку они могут оказывать раздражающее на слизистую желудка воздействие, провоцировать аллергические реакции, отравления и расстройства.

Запрещены для использования в меню дошкольников следующие группы продуктов:

  1. Копчености - опасны для детского организма тем, что производятся путем использования специальных растворов, а не посредством копчения, что создает дополнительную нагрузку на организм.
  2. Колбасные изделия и жареные сосиски - процесс обжарки и производства колбас включает использование консервантов и выделение трансжиров, опасных для пищеварительной системы ребенка.
  3. Жареные во фритюре изделия, чипсы.
  4. Газированные напитки и квас - содержат красители, консерванты и вкусовые добавки, которые создают дополнительную нагрузку на органы ЖКТ, увеличивают потребление сахара.
  5. Кондитерские изделия, в том числе жевательные конфеты и шоколадные батончики, продукция с кремом или алкоголем, карамель - включают большое количество сахара и вкусовых добавок.
  6. Консервированные продукты, включая продукцию с нарушением герметичности, деформацией тары или без этикеток, содержащую укус, грибы и блюда из них.
  7. Мясо диких животных и птиц, в том числе прошедшее заморозку, непотрошенная птица, продукция из мясных обрезков, зельцы, ливерные и кровяные колбасы.
  8. Сало, маргарин, кулинарные и гидрогенизированные жиры.
  9. Пищевые продукты непромышленного изготовления - они не прошли соответствующую санитарную проверку, а потому не имеют документов, подтверждающих их безопасность и качество.
  10. Непастеризованное молоко и продукция из него, молочная продукция, изготовленная с использованием растительных жиров.
  11. Острые соусы и приправы, горчица, уксус, хрен, майонез и аналоги.
  12. Продукты быстрого приготовления, полуфабрикаты, блюда на основе сухих пищевых концентратов.

Не зря протоколы организации питания в детском саду содержат акты проверки качества продуктов и меню. В случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований, руководство ДОУ несет административную ответственность, вплоть до приостановления деятельности на срок до трех месяцев.

Контроль организации питания в ДОУ

Организация питания в детском саду проходит внешний и внутренний контроль. Первый осуществляет Роспортебнадзор, проверяя качество продуктов, соответствие нормам СанПина и рекомендованного рациона питания, а второй - администрация учреждения, медицинские работники и родительская общественность.

В течение года заведующий проводит как минимум две проверки организации питания в детском саду , инспектируя состояние и чистоту пищеблока, качество готовых блюд и используемых для этого ингредиентов, разнообразие меню. Качество питания в ДОУ проверяют также штатные медицинские работники и комиссия, состоящая из родителей воспитанников. Последним достаточно оформить заявление на имя заведующего детским садом, чтобы стать членом комиссии и иметь возможность проверять качество и ход приготовления блюд непосредственно в пищеблоке.

Дополнительным элементом контроля может служить анкетирование и опрос родителей, проверку документации и соблюдения норм СанПина. Каждый тип получаемой продукции проверяется на наличие маркировки, санитарного паспорта транспортного средства, сертификата качества. Дополнительно ведется Журнал бракеража скоропортящихся продуктов, в котором заведующий хозяйством отмечает все характеристики продуктов, Журнал учета температуры холодильного оборудования и Журнал бракеража, в котором отмечаются суточные пробы блюд и качество готовой продукции.

На основании картотеки блюд оформляются технологические карты, в которых указывается не только рецептура блюда, но также масса нетто и брутто, энергетическая ценность, состав и технология приготовления. Картотеку блюд своим приказом утверждает руководитель (один экземпляр хранится у медсестры, а второй - в пищеблоке вместе с технологическими картами). Ежедневно проверяют:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество уборки пищеблока;
  • состояние посуды и оборудования, эффективность их очистки;
  • следование правилам кулинарной и технологической обработки продуктов;
  • наличие промаркированных разделочных досок, правильность хранения продуктов;
  • исправность электросетей, соблюдение охраны труда и правил личной гигиены.

Регулирование вопросов организации питания в детском саду регламентировано перечнем нормативных документов, среди которых главенствующие места занимают:

  1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, в котором закреплены обязанности образовательных организаций по предоставлению питания воспитанникам, учащимся.
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13, регламентирующий нормы обустройства и содержания пищеблока, распорядок дня в детском саду, требования к технологической обработке пищевых продуктов.
  3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, определяющий порядок профилактики пищевых отравлений, повышения факторов риска для детей в связи с несбалансированностью рациона.

Приказ Минздрава РФ № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников ОУ» содержит подробные рекомендации по организации технологического процесса приготовления блюд для воспитанников ДОУ. Следование методическим рекомендациям из этого опорного документа позволяет решить ключевые задачи:

  • сформировать сбалансированное по всем пищевым показателям меню;
  • обеспечить высокое качество блюд и оптимальные вкусовые характеристики с сохранением исходной пищевой ценности;
  • разрабатывать рацион с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • принимать меры для предотвращения риска появления инфекционных и вирусных заболеваний среди воспитанников за счет витаминизации блюд.

Приказом Минздрава РФ № 213н/178 руководствуются при осуществлении проверки состояния пищеблока, квалификации кухонных работников и поваров, следования нормам СанПина и охраны труда, правилам разработки сбалансированного меню и других аспектов контроля организации питания в детском саду .

Помимо основных нормативных актов процедуру регулируют акты муниципального значения, отражающие региональную и территориальную специфику, которая находит отражение в особенностях рациона и меню. Заведующему детским садом особое внимание следует уделить контрактам на выполнение работ, поставки товаров, оказание аутсорсинговых услуг, ведению бракеражных журналов, составлению приказов об организации питания в детском саду , плана мероприятий по контролю, по работе бракеражной комиссии, обеспечения качества питания и прочих.

Питание в детском саду: ответы на распространенные вопросы родителей

Несмотря на опасения мам и пап, в дошкольных образовательных учреждения проводятся систематические проверки, а потому в них строго соблюдаются правила организации питания в детских садах . Специалисты Института питания РАМН разрабатывают и утверждают принципы рационального питания дошкольников, которые учитывают потребности растущего организма и способствуют приобщению малышей к здоровому образу жизни, формированию правильных пищевых привычек. Обязательным условием этого является преемственность питания в семьях и детском саду. Поскольку для многих малышей рацион в ДОУ является непривычным и даже невкусным, родителям важно отказаться от вредных пищевых добавок, фастфуда, обилия сладостей в домашнем меню. Важно дополнять, а не повторять детсадовские блюда дома, стремиться вносить разнообразие в ассортимент блюд и используемых продуктов. Необходимо соблюдать рекомендованные интервалы приема пищи - 3,5-4 часа.

Чтобы повысить уровень информированности родителей воспитанников относительно принципом организации питания детей, администрация ДОУ и педагоги проводят систематические консультации, используют информационные уголки и папки-передвижки. Среди наиболее распространенных вопросов, которые возникают у родителей, стоит отметить следующие.

  1. Кто отвечает за составление меню? Меню в ДОУ составляет медицинская организация. штатный медработник или сотрудник учреждения, а впоследствии оно проходит обязательное утверждение у руководителя. Допускается привлечение сторонней организации для выполнения работы по составлению меню по договору.
  2. Как составляется меню для детей с аллергией? В ежедневное меню вносятся замены блюд для детей с диабетом или пищевой аллергией. Допускается составление индивидуального меню в свободной форме. Использование продуктов питания, принесенных из дома, недопустимо.
  3. Как проходит период пищевой адаптации? Психологические проблемы адаптации к меню детского сада легче преодолеваются в коллективе воспитанников. Чтобы ускорить этот процесс, родителям достаточно приблизить домашний рацион к сбалансированному, отказаться от пищевых добавок и приправ, газированных напитков, консервированных продуктов и сладостей. Желательно придерживаться режима питания дома, учить малыша пользоваться столовыми приборами, чтобы он не испытывал дискомфорта в саду.
  4. Какая система безопасности питания предусмотрена в ДОУ? Все продукты, поступающие в пищеблок детского сада, проходят обязательную гигиеническую экспертизу и проверку на соответствие санитарно-химическим и санитарно-микробиологическим нормам.
  5. Как родители могут контролировать качество питания в детском саду? Проверить организацию питания в группе детского сада родители и законные представители детей могут в качестве члена бракеражной или общественной комиссии, в работе которой их информирует администрация учреждения. Комиссия осуществляет визуальный контроль за качеством продуктов и готовых блюд, соблюдения санитарных норм обработки и приготовления продукции, технологии приготовления блюд согласно технологической карте.

Основные принципы рационального питания.

(Журнал дошкольного воспитания, 2004, №10, Кокоткина О.)

В дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня, правильная организация питания имеет большое значение.

Правильная организация питания детей в дошкольном учреждении предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:

Составление полноценных рационов питания;

Использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;

Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп; правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;

Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;

Правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно-просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;

Учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона и др.;

Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;

Строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;

Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;

Учет эффективности питания детей. (Кокоткина О.)

Питание детей с отклонениями в здоровье.

Дошкольные учреждения часто посещают дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Именно эти дети в связи с имеющимися у них нарушениями чаще других заболевают острыми респираторными вирусными инфекциями, острыми кишечными заболеваниями, детскими капельными инфекциями, являются источниками распространения инфекций в коллективе. Таким детям необходим индивидуальный подход при организации их питания.

Несомненно, это затрудняет работу персонала, как в группах, так и на пищеблоке. Однако, как показывает опыт передовых дошкольных учреждений, правильная организация питания детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, позволяет добиться хороших результатов в их оздоровлении и снижает общую заболеваемость детей в учреждении.

При каких же заболеваниях или отклонениях в состоянии здоровья дети, посещающие дошкольное учреждение, нуждаются в специально организованном питании?

В последние годы все большее распространение среди детей как раннего, так и более старшего возраста получают аллергические заболевания, особенно пищевая аллергия.

Большой удельный вес среди детей дошкольного возраста, особенно в крупных городах, занимают дети с избыточной массой тела, склонные к ожирению или с уже развившимся ожирением. В профилактике и лечении этого заболевания основную роль играет правильная организация питания.

Серьезного внимания в организации питания требуют дети с хроническими заболеваниями органов пищеварения, почек, эндокринными заболеваниями.

Среди детей раннего возраста нередко встречаются дети с рахитом, анемией, с проявлениями гипотрофии или имеющие пониженную массу тела.

Имеет свои особенности организация питания детей, перенесших острые респираторные инфекции, острые кишечные заболевания, а также часто болеющих детей. Их процент очень высок, особенно в группах раннего возраста.

Питание при аллергии.

В дошкольных учреждениях часто приходится встречаться с детьми, страдающими непереносимостью отдельных пищевых продуктов. Пищевая аллергия у детей проявляется различными поражениями кожных покровов (экссудативный диатез), иногда кишечными расстройствами, а также повышенной склонностью к респираторным заболеваниям (респираторный аллергоз). Наиболее ярко выражены эти нарушения у детей раннего возраста, хотя и у более старших нередко бывает резко выраженная непереносимость отдельных продуктов.

Основным методом лечения аллергических реакций является диетотерапия, основанная на исключении из рациона ребенка продуктов, которые вызывают проявления аллергии. При этом производят замену исключенных продуктов другими равноценными с таким расчетом, чтобы общее количество основных пищевых веществ оставалось в рационе ребенка в пределах возрастных норм.

Наиболее часто проявления аллергии у детей вызывают так называемые облигатные аллергены: шоколад, какао, кофе, клубника, земляника, малина, апельсины, мандарины, реже -- морковь, рыба, яйца. У некоторых детей может быть повышенная чувствительность к коровьему молоку и молочным продуктам.

В организации питания детей, страдающих аллергией, участвует врач детского дошкольного учреждения. Он дает указания персоналу детских групп, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. Для этого в детских группах заводятся специальные листки питания детей, страдающих пищевой аллергией. В них указывается, какие продукты ребенку противопоказаны и чем их надо заменять. Например, некоторым детям вместо какао или кофе дают молоко или кефир, вместо апельсинов -- яблоки и т. п.

На основании назначений врача медицинская сестра дошкольного учреждения заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены. Так, у некоторых детей, страдающих непереносимостью коровьего молока, может быть также повышенная чувствительность к говяжьему мясу. В таком случае для них можно попробовать использовать мясо свинины (нежирное) или индейки.

В питание детей, страдающих экссудативным диатезом, полезно вводить растительное масло, оказывающее положительное влияние на кожные проявления. Для таких детей можно увеличить дозу растительного масла при заправке салатов, добавлять его в кашу вместо сливочного.

В рационе ребенка, страдающего аллергией, рекомендуется несколько уменьшить количество углеводов, ограничивая количество сахара, сладостей, заменяя их овощами и фруктами. Крупяные и мучные блюда также лучше заменять овощными.

Одним из довольно распространенных форм аллергических заболеваний в детском возрасте является лактазная недостаточность (отсутствие или снижение активности лактазы -- кишечного фермента, расщепляющего молочный сахар). Заболевание проявляется непереносимостью молока, в том числе и материнского, и молочных продуктов, так как в них содержится молочный сахар. При употреблении молочных продуктов у такого ребенка развиваются диспепсические явления, резко снижается аппетит, появляется рвота, наблюдается отставание массы тела.

Детям, страдающим лактазной недостаточностью, требуется специальное питание с использованием продуктов, частично или полностью лишенных лактозы (молочного сахара). Такие дети могут успешно воспитываться в дошкольных учреждениях при обеспечении их необходимым диетическим питанием. (Алексеева А. С., Дружинина Л. В., Ладодо К.)

Питание полных детей.

Среди детей дошкольного возраста чаще встречаются дети с избытком массы тела, чем с недостатком ее.

Основной причиной развития у детей ожирения является нарушение режима питания: разбалансированное питание с употреблением большого количества углеводов и жиров, переедание в вечерние часы. Сказывается также и малоподвижный образ жизни.

Единственный метод профилактики и лечения ожирения -- рациональное питание в сочетании с достаточной физической нагрузкой. Важно, чтобы диетическое лечение проводилось постоянно и последовательно. Большая работа ведется с родителями.

Персонал дошкольного учреждения должен проявлять особое внимание к полным детям, следить, чтобы они не нарушали режима питания, проводить для них замену некоторых блюд, активно вовлекать в подвижные игры, занятия по физическому воспитанию.

Полным детям заменяют пшеничный хлеб ржаным, кашу -- овощными блюдами, полностью исключают из питания кондитерские изделия, стараются снизить количество сахара. Так как молочные продукты в питании полных детей даются без ограничения, то вместо сладкого чая им можно пить молоко или кефир, лучше обезжиренный, без сахара.

Полным детям рекомендуются огурцы, капуста, кабачки, помидоры, редис, лиственная зелень, арбузы, яблоки, полностью исключаются различные приправы, пряности, экстрактивные вещества, так как они стимулируют аппетит, ограничивают потребление соли.

Кроме рационального питания полных детей, важно обращать внимание на их двигательный режим. Обычно такие дети бывают спокойными, флегматичными, избегают шумных подвижных игр. Они причиняют мало беспокойства воспитателям, и те не уделяют им достаточного внимания. Полных детей надо привлекать к активной деятельности, побуждать их к большей активности во время занятий физическими упражнениями, прогулок, игр, соревнований и т. п.

Родителям рекомендуют организовывать активный отдых в выходные и праздничные дни (туристские походы, экскурсии, лыжные прогулки и др.), а в вечерние часы ограничивать просмотры детьми телевизионных передач, заменяя их прогулками на свежем воздухе. Родителям можно также посоветовать, как можно раньше привлекать детей к домашнему труду, выполнению посильных поручений, связанных с активными движениями.

Несмотря на то, что в дошкольном учреждении проводится утренняя гигиеническая гимнастика, полным детям полезно провести утреннюю гимнастику дома вместе с родителями, лучше на свежем воздухе. Если детский сад находится от дома на расстоянии 2--4 остановок, не следует пользоваться общественным транспортом, полезно пройти это расстояние пешком. Так ребенок получит определенную физическую нагрузку.

В рекомендациях родителям по составу домашнего питания следует советовать пользоваться преимущественно овощами (салатами и растительным маслом) и молочными продуктами. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч до сна.

Учитывая, что полным детям рекомендуются более частые приемы пищи (но в соответственно меньших количествах), можно посоветовать родителям дать такому ребенку утром легкий завтрак (стакан кефира, ржаной хлеб, яблоко), сообщив об этом воспитателю. Соответственно педагог снижает питательность получаемого ребенком в детском саду завтрака.

Питание при хронических заболеваниях органов пищеварения.

В дошкольных учреждениях может находиться определенный процент детей, страдающих различными хроническими заболеваниями органов пищеварения, не требующих стационарного или санаторного лечения, но нуждающихся в определенной щадящей диете с учетом патологии.

Основной принцип диетического питания таких детей -- щадящая кулинарная обработка продуктов с исключением жарения. В рационы питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения, не рекомендуется включать продукты, содержащие экстрактивные вещества, эфирные масла, грубую клетчатку, а также острые и соленые блюда.

В основном технология приготовления пищи в детских дошкольных учреждениях отвечает этим требованиям, но случается, что детям заменяют некоторые блюда или вовсе исключают их из рациона, а иногда добавляют к рациону некоторые продукты, обладающие лечебным свойством.

Например, для детей с хроническими заболеваниями желчного пузыря и желчевыводящих путей пища готовится только на пару, в рационы широко включаются молоко, кисломолочные продукты и особенно творог, который следует давать ежедневно в количестве 70--100 г. Жиры даются только в легкоусвояемом виде (2/3 сливочного масла и 1/3растительного). Не разрешается употреблять ржаной хлеб, мясные и рыбные бульоны, шоколадные конфеты, какао, бобы, горох. Не рекомендуются холодная пища и напитки.

В питании детей с хроническими гастритами необходимо учитывать патогенез и особенности течения болезни. Так, при гастритах с повышенной кислотностью широко применяются продукты, обладающие способностью снижать секрецию желудочного сока: молоко, сливки, яйца, крупы, некислые фрукты и овощи, содержащие нежную клетчатку. Детям рекомендуются протертые вегетарианские супы, отварное нежирное мясо, рыба, паровые котлеты, протертые каши с маслом и молоком, овощи в виде пюре. При хронических гастритах с пониженной кислотностью используются продукты, усиливающие секрецию желудочного сока: мясные, рыбные и овощные супы, овощные и фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты.

При всех видах гастритов исключаются острые и соленые продукты, овощи с грубой клетчаткой, копчености, холодные блюда.

Питание при почечной патологии.

Дети, перенесшие острые заболевания почек (нефрит, пиелонефрит), а также страдающие хроническим пиелонефритом, должны длительное время (до одного года и более) находиться на щадящем питании. Из их рациона исключаются острая и соленая пища, жирные блюда, бульоны, копчености.

Количество белков, жиров, углеводов должно соответствовать возрастным физиологическим нормам. Однако набор продуктов для этих детей строго контролируется. Например, им не следует давать какао, ржаной хлеб, бобовые, щавель, зеленый салат, шпинат.

В рационах питания этих детей значительный удельный вес составляет молоко, обладающее мочегонным действием.

Питание при рахите.

Чаще всего рахитом болеют дети, в питании которых недостает белкового компонента, в наличии избыток углеводов и нарушено соотношение кальция и фосфора. Поэтому для рационального питания детей, больных рахитом, необходимо предусмотреть достаточное поступление в организм ребенка полноценных белков животного происхождения, принимающих активное участие в процессах всасывания и усвоения солей кальция, фосфора и витамина D. Не меньшее значение имеет и достаточное поступление овощей и фруктов -- основных носителей минеральных веществ и витаминов.

Питание при анемии.

Анемия принадлежит к числу тех заболеваний, развитие которых связано с нарушениями питания ребенка. Недостаток белков, витаминов и минеральных веществ, особенно железа, может вызвать анемию даже у детей более старшего возраста.

Так как основным материалом для построения эритроцитов являются белки и железо, в диете детей, больных анемией, должно содержаться достаточное количество белков животного происхождения, а также продуктов, богатых солями железа. Дети должны получать в достаточном количестве творог, мясо, рыбу, яйца, разнообразные овощи и фрукты. Из круп наиболее богаты железом гречневая, овсяная и пшенная. Из овощей и фруктов рекомендуются антоновские яблоки, черная смородина, крыжовник, гранаты, зеленый горошек, свекла, томаты, зелень петрушки. Желательно ежедневно включать в рационы детей, больных анемией, яблоки, свежие (или консервированные) соки и фруктовые пюре. Полезны пюре из чернослива, урюка.

Питание при гипотрофии.

Гипотрофия чаще всего отмечается у детей раннего возраста при серьезных нарушениях питания: недостаточном потреблении основных пищевых веществ, особенно белка, при низкой калорийности рациона, при нарушениях в соотношении пищевых ингредиентов, а также как результат перенесенных заболеваний и при наличии ряда врожденных факторов.

В более старшем дошкольном возрасте низкая масса тела у детей чаще всего является следствием заболеваний, сопровождающихся стойкой анорексией.

При гипотрофии питание ребенка должно полностью покрывать его потребность в основных пищевых веществах и в то же время соответствовать его физиологическим возможностям.

В питании детей как раннего, так и более старшего возраста широко используют богатые полноценным белком продукты: молоко, кефир, творог, мясо, рыбу, яйца, сыр.

Часто у детей при гипотрофии отмечается снижение аппетита. В таких случаях ребенку уменьшают объем отдельных блюд. Чтобы в меньшем объеме ввести наиболее полноценные продукты, используют более концентрированное питание. Для детей, больных гипотрофией, готовят специальные блюда с повышенным содержанием мяса, яиц, творога (например, запеканки делают с двойным количеством творога, яиц). Важно включать в их рационы питания продукты и блюда, усиливающие отделение пищеварительных соков и тем самым повышающие аппетит: крепкий бульон (в небольшом количестве), салаты из сырых овощей, квашеную капусту, соленый огурец, селедку.

В питании детей с гипотрофией большое значение имеют разнообразие блюд, хорошие вкусовые качества и красивое их оформление. Все это надо учитывать при организации питания детей в дошкольном учреждении и проведении санитарно-просветительной работы с родителями.

Питание детей, перенёсших острые заболевания и часто болеющих.

Как правило, дети, вернувшиеся в детский сад после перенесенного заболевания, страдают пониженным аппетитом, физически ослаблены. Поэтому основные принципы организации питания этих детей совпадают с принципами организации питания детей с гипотрофией. Это касается и часто болеющих детей. Их в первую очередь обеспечивают достаточным количеством животных белков, богатых незаменимыми аминокислотами. Для этого надо следить, чтобы часто болеющий ребенок полностью съедал полагающуюся ему порцию мяса, рыбы, творога.

Лучше, если эти порции будут несколько увеличены (на 10--15%) за счет уменьшения количества гарнира, так как ослабленные после болезни дети нуждаются в дополнительном белке, которого они из-за пониженного аппетита и недополучают.

Количество жира в питании детей должно соответствовать возрастной норме. Некоторые родители, а иногда и воспитатели считают, что ребенку, перенесшему заболевание, надо дать более питательную жирную пищу, увеличивают ему порцию сливочного масла, дают сливки, сметану. Это большая ошибка. Избыточное количество жира отрицательно влияет на аппетит ребенка, и без того нарушенный вследствие заболевания. Для улучшения аппетита и повышения защитных сил организма ослабленным после болезни детям несколько снижают количество животных жиров, заменяя их растительным маслом, богатым полиненасыщенными жирными кислотами, оказывающими благоприятное действие на выработку иммунитета. Общее количество растительных жиров в рационе ребенка должно составлять около 20% всего количества жира.

Во время кормления ослабленных детей (в обед) им увеличивают порцию салата, добавив в него немного растительного масла. Полезно давать салаты с растительным маслом несколько раз в день. Родителям можно порекомендовать дать ребенку такой салат утром до ухода в детский сад и вечером перед ужином.

Для повышения аппетита и достаточного снабжения организма детей витаминами и минеральными веществами рекомендуется широко включать в их рационы разнообразные фрукты и овощи, фруктовые, овощные и ягодные соки, отвары из овощей и фруктов, избегать избыточного потребления сладостей, сахара.

Молоко ослабленным после болезни детям целесообразно заменять кисломолочными продуктами, стимулирующими процессы пищеварения. Общее их количество может быть несколько увеличено. Например, можно порекомендовать родителям дать ребенку перед сном стакан кефира.

У переболевших детей повышается потребность в витаминах. В течение двух недель им вводят витамины С, группы В, А, Е (в возрастных лечебных дозировках).

Пища детей, перенесших острые заболевания, должна быть легкоусвояемой, разнообразной, красиво оформленной.

Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению. Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Чем моложе ребенок, тем тяжелее переносит он этот переход. Период адаптации к детскому дошкольному учреждению у разных детей продолжается от 3 недель до 2--3 месяцев и часто сопровождается различными нарушениями в состоянии их здоровья. В этот период у детей раннего возраста может снизиться аппетит, нарушится сон, наблюдаются невротические реакции (заторможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате у многих детей снижается устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей значительно снижается масса тела, задерживается моторное и нервно-психическое развитие.

Важно еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение провести с родителями необходимую работу по подготовке ребенка к воспитанию в детском коллективе. Более направленно и конкретно эту работу проводит персонал того учреждения, куда поступает ребенок. Родителей знакомят с условиями жизни и воспитания ребенка в детском саду, с режимом дня, особенностями питания детей в учреждении, рекомендуют родителям постараться приблизить режим питания и состав рациона ребенка к условиям детского коллектива.

В первые дни пребывания ребенка в детском учреждении нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и сложившиеся у него привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормит его. Некоторых детей, трудно привыкающих к коллективу, можно кормить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду.

Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно: это еще больше ухудшит отрицательное отношение малыша к коллективу: в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ребенку человека к кормлению его в группе или отдать его на 1 -- 2 дня домой.

Для повышения защитных сил организма детям в период адаптации дают более легкую, но полноценную и обогащенную витаминами и минеральными веществами пищу, предлагают во время еды соки или фруктовые пюре, чаще используют кисломолочные напитки. Из беседы с родителями воспитатель выясняет, какую пищу ребенок ест охотнее всего.

Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда имеется наибольший риск возникновения и распространения в коллективе острых респираторных заболеваний. В этот период рационально проводить детям курс витаминотерапии, особенно витамина с, который повышает сопротивляемость детского организма к различным неблагоприятным факторам, в том числе и к инфекционным агентам.

Важно установить тесную связь с родителями вновь поступивших детей. Необходимо ежедневно информировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, какие продукты и блюда ребенок недополучил в течение дня, давать конкретные рекомендации по питанию ребенка дома.

Особенности питания детей в летний период.

В летнее время, особенно при работе дошкольного учреждения в загородных условиях, создаются наиболее оптимальные возможности для проведения оздоровительной работы в детском коллективе. Дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, с ними активнее проводят различные закаливающие процедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физическому воспитанию.

Все это связано с повышенной затратой энергии и требует увеличения калорийности суточного рациона питания детей.

Для покрытия повышенной потребности детей в пищевых веществах и энергии в питание необходимо вносить соответствующие изменения.

Во-первых, калорийность питания детей в детском саду необходимо увеличить примерно на 10--15%, что достигается путем увеличения количества молока (преимущественно в виде кисломолочных напитков, которые благоприятно действуют на организм ребенка), а также свежих овощей, фруктов и ягод.

Во-вторых, биологическая ценность детских рационов в летний период повышается за счет использования свежей зелени, обогащенной витаминами и микроэлементами. Летом в рационы детей включают огородную зелень: укроп, петрушку, щавель, зеленый лук, шпинат, салат.

В летний период во многих дошкольных учреждениях, особенно расположенных на территориях с жарким климатом, практикуется некоторое изменение режима питания: обед и полдник меняются местами, что физиологически более обосновано. Обед переносится на время после дневного сна. В жаркое полуденное время, когда аппетит у детей резко снижается, им предлагается более легкое питание в виде второго завтрака, состоящего из кисломолочных продуктов, соков, фруктов, ягой. Дети, отдохнувшие после дневного сна и проголодавшиеся после легкого второго завтрака, хорошо справляются с обедом в 16.00.

Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков.

Питье рекомендуется давать детям после возвращения с прогулки и перед проведением водных закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

По мнению Ведрашко В. Ф., основой профилактики желудочно-кишечных заболеваний является строгое соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий, правильно организованный как общий режим, так и режим питания.

Известно, что не соблюдения режима питания, связанного с неправильными интервалами между приёмами пищи, объёмом пищи, может привести к нарушению пищеварения, а в дальнейшим, явиться причиной серьёзных заболеваний кишечника.

Так, при длительных интервалах между приёмами пищи, выделяющийся желудочный сок, оказывает раздражающие действие на слизистую оболочку желудка, что может привести к гастриту. Частые приёмы пищи приводят к угнетению пищевого центра, пища в желудке и кишечнике не успевает перевариться и в не обработанном виде выбрасывается из организма.

Желудочно-кишечные заболевания у детей могут возникнуть в результате внедрения болезнетворных микробов, которые попадают в организм разными путями: через воздух, пищевые продукты, насекомых.

Некоторые заразные болезни - туберкулёз, бруцеллез и ряд других передаются не только от человека, но и при употреблении в пищу молока, мяса больных животных. Вот почему строго должны соблюдаться гигиенические требования к приготовлению пищи. В противном случае это может привести к серьёзному желудочно-кишечному заболеванию - дизентерии. Лечение этого заболевания проходит в клинических условиях. Строгая изоляция больного обязательна. Дизентерией болеют люди любого возраста, чаще дети раннего возраста.

Дизентерийные микробы - дизентерийные палочки с заражённых предметов попадают в организм ребёнка. Большую опасность в эпидемическом отношении представляют так называемые бациллоносители, т.е. практически здоровые люди в кишечнике живут и размножаются дизентерийные микробы.

Дизентерийные микробы довольно устойчивые, они могут существовать вне организма человека. В почве загрязненной испражнениями, микробы могут остаться живыми до трёх месяцев, даже в зимнее время; на коже невымытых рук 3-5 часов. (Ведрашко В. Ф.)

Многие микробы, в том числе дизентерийные, хорошо выживают на продуктах питания. Так в молоке, кефире, масле, сыре они сохраняются до 5-10 дней, на ягодах - 5-6 дней, на помидорах - 7-8 дней, на огурцах до 15 дней. Хорошо выживают дизентерийные микробы в готовых блюдах - мясных, рыбных, овощных. Поэтому при изготовлении этих блюд, нужно особенно строго соблюдать санитарные правила и сразу употреблять в пищу.

Заболевшие дизентерией наблюдаются в течение всего года, но вспышки носительства бывают в летние месяцы (июль, август). Это объясняется тем, что летом дети едят больше ягод, фруктов, овощей, на поверхности которых могут быть микробы.

Размножение микробов можно приостановить путём тщательного нагревания или кипячения их. Посуда и зараженные предметы должны дезинфицироваться.

Попадают глисты в желудочно-кишечный тракт путём заглатывания ребёнком яиц и их личинок. Находящиеся в организме ребёнка выделяют ядовитые вещества (токсины), которые оказываю неблагоприятные воздействия на нервную систему, пропадает аппетит, расстраивается пищеварение. Необходимо предупредить глистные заболевания. Для этого прежде всего, необходимо бороться с источником заражений (немытые или плохо мытые овощи, ягоды, употребляемые в пищу особенно в летнее время, сырой воды, некипячёного молока и т.д.), переносчиками заболеваний (Насекомые, грызуны).

Для борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями, наряду с соблюдением правил личной гигиены взрослыми, необходимо прививать детям с самого раннего возраста культурно-гигиенические навыки: Мыть руки перед едой, после пользования туалетом, после игры с собаками, кошками, которые часто являются переносчиками болезней. (Ведрашко В. Ф.)

Пищевые отравления.

Большую опасность для детей, особенно в условиях детского коллектива, представляют пищевые отравления, которые могут быть бактериального и не бактериального происхождения. Пищевые отравления бактериального происхождения (токсикоинфекции) возникают в результате попадания в пищу вредных микробов, выделяющих токсины. Типичные формы токсикоинфекций чаще всего вызываются рядом микроорганизмом паратифозной группы (сальмонеллы) и в виде различных кишечных палочек, среди них и дизентерия. Токсикоинфекции могут возникнуть при употреблении зараженного мяса, зараженных животных, птиц, рыбных, молочных продуктов. (Ведрашко)

Очень часто вызывают токсикоинфекции продукты, хранящиеся в рубленном виде, при температуре, благоприятствующей развитию микробов. Такие полуфабрикаты как, фарш, паштет, гуляш, студень, заливные блюда, ливерные колбасы, опасно хранить даже на холоде. (Ведрашко В. Ф.)

Продукты употребляемые в пищу без дополнительной тепловой обработки, должны быть тщательно изолированы от сырых продуктов. Отравления могут произойти при употреблении пищу плохо проваренного или прожаренного мяса.

Бактериальные отравления могут быть вызваны стафилококками. Источником заражения продуктов стафилококка являются главным образом работники пищевого блока, у которых имеются различные повреждения на коже (ссадины, ожоги, гнойники). Профилактика стафилококковой и других видов токсикоинфекций заключается в строгом соблюдении санитарного благоустройства пищевого блока, контроль за состоянием здоровья его работников. Очень часто стафилококковые заболевания связаны с употреблением в пищу молока от больных коров. Стафилококки способны быстро размножаться в скоропортящихся продуктах (мясо, рыба, омлет), в особенности в комнатной температуре.

Тяжелые формы отравлений вызывает токсин бациллы ботулизма. Наиболее часто это заболевание наблюдается при употреблении в пищу несвежих колбасных изделий, рыб осетровых пород, солёных и копчёных лещей, рыбных консервов.

Пищевые отравления не бактериального происхождения могут быть вызваны употреблением в пищу ядовитых грибов, ягод дикорастущих растений.

Возможно пищевые отравления ядами свинца, меди, мышьяка, которые могут переходить в пищу с внутренних стенок посуды, особенно если в этой посуде хранятся кислые продукты. (Ведрашко В. Ф.)




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top