Основные направления клинической психологии. Клиническая нейропсихология Теоретические основы клинической нейропсихологии

Основные направления клинической психологии. Клиническая нейропсихология Теоретические основы клинической нейропсихологии

Корсакова Наталья Константиновна – доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работала по проблемам памяти и ее нарушений, возрастной нейропсихологии, вопросам старения в аспекте когнитивных функций. Московичюте Ленина Израилевна – профессор Центра по изучению речевых расстройств медицинского факультета Бостонского университета (США). Следует отметить, что авторы много лет проработали под руководством А.Р.Лурии в институте нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология» - одна из многочисленных научных трудов этого коллектива авторов, на момент публикации стала квинтэссенцией основных разделов нейропсихологии. За рамками пособия остались нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста, ссылки на издания, посвященные этим разделам, можно найти в конце книги в библиографическом списке данного издания.

Особенность книги Корсаковой и Московичюте «Клиническая нейропсихология»

Краткость книги подкупает, при этом с радостью обнаруживаешь, что все главы, включая вступление, как бы закладывают фундамент – базовые знания понятий и подходов нейропсихологии как клинической дисциплины. Формируется четкое понимание, что психическая функция это динамическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев в различных областях мозга. Происходит смещение угла зрения с топического диагноза на функциональный. Нейропсихологический фактор, синдром и симптом – классическая триада – прочно фиксируются на тонких срезах мышления, окрашиваясь неким перманентным красителем. Сосудистые поражения, паркинсонизм, объемные образования, деменции – коротко о главном, без «воды» и дебрей специфических деталей. Отдельно хочу отметить главу, посвященную процессам нормального старения в контексте высших психических функций (ВПФ): знание нормы - это насущная необходимость специалиста в решении вопроса о ментальном здоровье каждого отдельного человека.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология»может быть интересно и полезно:

  • врачам неврологам/нейрофизиологам/ординаторам/студентам медицинских ВУЗов, т.к. позволяет в короткий срок овладеть основными концептами и понятиями нарушения ВПФ;
  • психологам – в качестве одного из базовых пособий в программе подготовки клинических психологов;
  • пособие подойдет для всех специалистов в области нейрореабилитации, так как создает представление о тех нейропсихологических нарушениях, которые следует ожидать у пациентов с поражением головного мозга различной природы и локализации, и которые безусловно важно учитывать при планировании реабилитационной программы не только с точки зрениия коррекции, но и выделения сильных составляющих актуальной психической деятельности пациента.

Пояснительная записка

Цель курса:

  • освоение студентами теоретических основ, методов клинической нейропсихологии, знаний об основных нейропсихологических синдромах нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических факторах.

Задачи курса:

  • систематизировать знания студентов о теоретических основах клинической нейропсихологии;
  • ознакомить студентов с методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок;
  • сформулировать принципы построения нейропсихологического диагностического исследования;
  • дать информацию по квалификации получаемые в ходе нейропсихологического обследования данных;
  • дать знания по основным типам нейропсихологических синдромов и факторов, с нарушением которых они связаны;
  • сформировать у студентов представление о практических возможностях клинической нейропсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение курса «Клиническая нейропсихология» предполагает усвоение студентами базовых курсов общей и специальной подготовки: анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и физиология сенсорных систем, общая психология, клиническая психология, основы нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология - основное направление нейропсихологии, имеющее наряду с теоретической выраженную практическую направленность, поскольку нейропсихологическое сопровождение в настоящее время является неотъемлемой частью всех этапов лечебного процесса: диагностики, коррекции, восстановления нарушенных высших психических функций при различных заболеваниях. Исходя из этого, знания в данной области - важнейшая составляющая профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по клиническому направлению.

В результате изучения материала курса слушатели дисциплины «Клиническая нейропсихология» должны:

  • знать теоретические основы и практические возможности клинической нейропсихологии;
  • знать особенности нейропсихологических синдромов, обусловленных корковыми и подкорковыми поражениями мозга, а также связанных с различными заболеваниями;
  • знать методы и методики клинической нейропсихологической диагностики;
  • уметь осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций;
  • уметь описать результаты клинического нейропсихологического обследования с указанием (при возможности) нейропсихологического синдрома;
  • уметь выявить нарушенные нейропсихологические факторы, которые лежат в основе обнаруженных нейропсихологических синдромов.

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Клиническая нейропсихология – основное направление нейропсихологии

Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций - основной метод клинической нейропсихологии.

Тема 2. Теоретические основы клинической нейропсихологии

Системный подход к анализу проблемы соотношения мозга и психики. Значение теории системной динамической локализации высших психических функций для клинической нейропсихологии. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга. Проблема асимметрии блоков мозга. Теоретические основы нейропсихологической диагностики.

Тема 3. Понятийный аппарат клинической нейропсихологии

Основные нейропсихологические понятия. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор. Соотношение данных понятий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга: фактор энергетической и нейродинамической составляющих психической деятельности; фактор ее операционального обеспечения; фактор ее произвольной регуляции. «Полушарные» факторы. Уровни анализа фактора: морфологический, физиологический и психологический. Связь данных уровней.

Тема 4. Нейропсихологический синдромный анализ нарушений высших психических функций

Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного.

Раздел II

КЛИНИЧЕСКОЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема 5. Цель и задачи клинического нейропсихологического обследования

Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования.

Тема 6. Методы и методики нейропсихологической диагностики

Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы.

Тема 7. Методики исследования познавательных функций

Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 8. Методики исследования произвольных движений и действий

Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 9. Исследование эмоциональной сферы

Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 10. Квалификация выявляемых при нейропсихологическом исследовании нарушений

Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы.

Раздел III

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Тема 11. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-специфических факторов

Характеристика синдромов, возникающих при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры (при нарушении зрительного и зрительно-пространственного факторов). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхнетеменных и нижнетеменных областей коры (при нарушении факторов, обеспечивающих соматосенсорные афферентные синтезы). Характеристика синдромов, возникающих при поражении «ядерной» и «внеядерной» областей височной коры (при нарушении факторов, связанных с переработкой слуховой речевой и неречевой информации). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхней и нижней премоторной областей (при нарушении факторов кинетической организации психических процессов). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 12. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении факторов, связанных с работой ассоциативных зон коры

Характеристика синдромов, возникающих при поражении задней ассоциативной зоны (область TPO). Характеристика синдромов, возникающих при поражении передней ассоциативной зоны (префронтальной конвекситальной коры). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 13. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-неспецифических факторов, связанных с работой коркового уровня неспецифической системы

Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры височных долей мозга. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры лобных долей мозга. Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Раздел IV

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОДКОРКОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

Тема 14. Общая характеристика подкорковых (глубинных) нейропсихологических синдромов

Характеристика и особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением подкорковых структур. Факторы, нарушение которых приводит к возникновению рассматриваемых синдромов.

Тема 15. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях разных уровней неспецифической системы мозга

Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении нижних отделов ствола мозга. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении диэнцефальной области. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении структур лимбической системы. Общие и специфические симптомы, входящие в перечисленные синдромы. Особенности, присущие поражению определенного уровня неспецифической системы мозга.

Тема 16. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях мозолистого тела

Синдром «расщепленного мозга». Нарушенные нейропсихологические факторы. Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела. Особенности парциальных синдромов, связанные с определенной локализацией поражения.

Тема 17. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных полушарных подкорковых структур

Области поражения. Нарушенные факторы. Сходные и специфические симптомы, характерные для определенной локализации поражения.

Раздел V

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Тема 18. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга

Краткие сведения о кровоснабжении головного мозга. Основные сосудистые бассейны. Виды сосудистой патологии. Специфика нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне передней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне задней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями в вертебробазилярной системе. Латеральные различия рассматриваемых синдромов.

Тема 19. Особенности нейропсихологических синдромов при травматических поражениях головного мозга

Основные сведения о травматических поражениях головного мозга. Черепно-мозговая травма, ее классификации. Нарушения сознания после черепно-мозговой травмы. Периоды течения черепно-мозговой травмы. Особенности нейропсихологических синдромов в разные периоды черепно-мозговой травмы. Специфика нейропсихологических синдромов в зависимости от стороны травматического поражения мозга.

Раздел VI

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 20. Возможности использования нейропсихологического синдромного анализа при исследовании больных различных нозологий

Практическое значение клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций у лиц с функциональными и органическими нарушениями работы мозга. Возможности выявления дисфункций мозговых систем на этапе отсутствия клинических проявлений. Роль клинического нейропсихологического обследования для оценки состояния высших психических функций в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг или восстановления функций после направленного оперативного вмешательства.

На сегодняшний день существует две нейропсихологии - это теоретическая нейропсихология и нейропсихология клиническая. Основанием для такого разделения является своеобразие задач, которые они решают.

В теоретическом плане: предмет изучения - Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга В Осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Специалисты по клинической нейропсихологии имеют своим объектом людей с ограничениями в функционировании нервной системы, в частности, в функционировании большого мозга. Эти ограничения могут быть обусловлены самыми разными причинами: опухоли, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, дегенеративные и атрофические процессы, сосудистые патологии, нарушение биохимических процессов в тканях мозга и т. д. Кроме того, нейропсихологические исследования охватывают весь диапазон возрастов: это могут быть дети, подростки, люди зрелого возраста и люди в стадии инволюции (старения).

Предметом клинической нейропсихологии является комплекс признаков (синдром) нарушения психических функций, обязанный своим появлением локальной (местной) мозговой патологии.

Среди задач клинической нейропсихологии можно выделить следующие: диагностика, экспертиза, коррекция, восстановление, реабилитация. Рассмотрим подробнее эти задачи.

Диагностика локальных мозговых поражений не ограничивается нахождением топики (их пространственного расположения). На сегодняшний день клиники снабжены прекрасной аппаратурой, которая может лучше и точнее справиться с этим. Скорее отмечается обратный ход. Врачи в результате исследования дают заключение о поражении той или иной области коры. Дальше в работу вступает нейропсихолог. Следует помнить, что патология какой-либо мозговой зоны не приводит к полному выпадению психической функции, а только к ее дезинтеграции вследствие нарушения конкретного звена, обеспечивавшегося работой поврежденного отдела. Поэтому в структуре психической функции обязательно присутствуют не только поврежденные, но и сохранные звенья. Именно на заключении о том, какие звенья сохранны, будет проводиться дальнейшая восстановительная и коррекционная работа. Кроме того, поврежденное звено может входить в различные психологические функции, и, тем самым, нарушать их работу.

Врач обычно отмечает, что нарушены мышление, речь, интеллектуальные процессы и т. д., а указать на специфику этих нарушений, а, тем более, на глубину, степень дефицитарности (недостаточности) этих функций, - дело психолога. Кроме того, данных объективных клинический исследований может быть недостаточно для постановки диагноза, и в этом случае врач обращается к нейропсихологу, с просьбой уточнения диагноза.

В больнице находятся люди с различными нарушениями в функционировании нервной системы, и, несмотря на проведенное лечение, восстановление и коррекцию, остаются дефекты, из-за которых они уже не могут вернуться к прежней работе. Поэтому встает задача экспертизы. Необходимо определить тот набор деятельностей, который доступен человеку с определенными дефектами. Здесь следует быть очень внимательным, ведь человек - субъект трудовой деятельности, и без нее он не может нормально существовать. Если человек лишен возможности выполнять те функции, на которые он был способен до болезни, то у него понижается самооценка и в целом самоценность жизни (переживание человеком ценности своей жизни). Переоценка возможностей может вызвать тот же эффект, так как человек не будет справляться с некоторыми операциями.

Клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического

(неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

  • < Назад
  • Вперёд >

Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

ПЛАН

Тема 2. Клиническая нейропсихология

2.1. Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

2.2. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций

2.3. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия

2.4. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом

2.5. Проблема речи в нейропсихологии

Нейропсихология - это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она - пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902 - 1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р.Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р.Лурия - «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969 г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом. Общий список книг и трудов А.Р.Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология. Изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях того или иного участка мозга, и позволяет делать выводы о топической диагностике, т. е. о локализации очага поражения. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р.Лурия («луриевскими методами»). В этом направлении работали: А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В.Гребенникова и другие.

Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Служит целям получения фундаментальных результатов, которые вносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е.Д.Хомская со своими учениками.


Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. В этом направлении работали и работают Л. С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская, Н. Г. Калита, Н. М. Пылаева и другие.

Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает физиологические механизмы нарушения психических функций, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д.Хомская, Б.А.Маршинин, С.В.Квасовец, В.В.Лазарев и другие.

Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы левого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронтонейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний у престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами.

Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологии явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США, А.Р.Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т.е. и американские психологи признают его как родоначальника нейропсихологии. А.Р.Лурия принадлежит первое место среди психологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест «Лурия-Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 - 2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первую пятерку наиболее используемых тестов в Америке.

В настоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия), «Клиническая нейропсихология», «Экспериментальная нейропсихология» (США), «Кортекс» (Италия) и др.

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А. Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций».


Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Реабилитационное направление – Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки нарушенной функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

3. Экспериментальная нейропсихология – (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

4.Нейропсихология развития.(детская) Задача - выявление закономерностей развития мозга. Н. Н. Корсакова с соавторами указывает, что это особенно важно для диагностики локальных поражений мозга и для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей, поскольку на разных этапах онтогенеза поражение одного участка мозга проявляется по-разному.Недостаточная эффективность отдельных функциональных систем (в том числе речи) может быть вызвана как индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, приводящими к незавершенности формирования функциональных систем, так и спецификой морфогенеза мозга ребенка, проявляющегося в неравномерном созревании мозговых зон. Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той или иной функции.

6. Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.

7. Нейропсихология пограничных состояний . Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.

8. Психофизиологическое направление – Психофизиологическое направление в нейропсихологии - это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.)

9. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. Данное направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

10 Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология ). Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

3.Значение нейропсихологии для клинической практики.

В нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А. Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям, мышлению), произвольным движениям и действиям.

Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций.

Говоря о задачах клинической психологии в контексте решения диагностических вопросов, следует отметить, что их спектр гораздо шире, чем только дифференциальная диагностика топики локальной мозговой патологии. В клиническую практику вошли такие объективные методики оценки локализации патологического очага как ангиография (рентгенологическое исследование кровеносных сосудов, производимое с помощью специальных рентгеноконтрастных веществ) и компьютерная томография в различных ее вариантах. Задачи собственно топической диагностики по-прежнему остаются в сфере клинической нейропсихологии. В частности, дисфункция мозговых систем не всегда совпадает с локализацией очага поражения мозга. В ряде случаев верифицированный контрастными и рентгенографическими методиками очаг обнаруживает себя нейропсихологическими симптомами не только по месту своей локализации, но и симптомами "по соседству", что свидетельствует об изменении функционального состояния прилежащих к зоне локального поражения структур и дает сведения о возможном направлении роста опухоли.

Помимо решения вопросов, касающихся собственно дифференциальной топической диагностики перед нейропсихологическим обследованием стоят и другие диагностические задачи. К ним относятся оценка состояния психических функций у больного в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг и восстановления функций после направленного оперативного вмешательства . В ряде случаев сведения о нейропсихологическом синдроме дают основания для выбора тактики операционного воздействия на структуры мозга. Так, например, изучение нейропсихологических синдромов поражения мозолистого тела в различных его отделах способствовало разработке тактики трансколлозального подхода к удалению базально расположенных опухолей мозга. Особое значение для характера операционного вмешательства имеет нейропсихологический синдром при компенсированном состоянии психических процессов и в случаях установленного топического диагноза с помощью объективных методов. Речь идет об очаговых поражениях мозга, дающих минимальные неврологические нарушения в сочетании с отсутствием видимых нарушений психических функций. Тщательное нейропсихологическое обследование, направленное на оценку нарушения психических процессов, которое должно иметь место при данной локализации поражения мозга, позволяет установить степень их компенсации и дать прогноз о возможной структуре синдрома в случаях декомпенсирующих послеоперационных последствий, степени его выраженности и характера обратного развития. Чувствительность нейропсихологического метода к возможному изменению функционального состояния мозга в целом и отдельных его систем позволяет описывать структуру синдрома нарушений психических функций не только в динамике течения собственно локальной мозговой патологии.

Находки последних лет, связанные с изучением избирательного влияния различных препаратов на структуры мозга и, соответственно, на различные составляющие психических процессов (факторы), получают все большее внедрение в клинике мозговых дисфункций. Корректное применение этих препаратов требует не только знания о том, на какие структурно-функциональные зоны мозга они могут оказывать терапевтический эффект. Направленное фармакологическое воздействие в данном случае возможно при понимании специфики психического дефекта, нейропсихологического синдрома и нарушения факторов, лежащих в его основе. Только в этом случае можно прогнозировать не только прямое влияние препарата, но и те перестройки в системе психики, которые при этом могут произойти.

Таким образом, задачи клинического нейропсихологического обследования больного можно объединить в два связанных между собой класса:




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top