Основы психосоматики - Кулаков С.А. функциональные невротические расстройства органов

Основы психосоматики - Кулаков С.А. функциональные невротические расстройства органов

Психосоматика

2-е издание, переработанное и дополненное

Сергей Александрович Кулаков

© Сергей Александрович Кулаков, 2016


Редактор Александр Сергеевич Кулаков


ISBN 978-5-4483-5967-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Рецензенты : Артур Александрович Александров, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психотерапии и сексологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова

Светлана Леонидовна Соловьева, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова

Жене Людмиле посвящается,

чей клинический опыт,

интуиция и поддержка

сопровождают меня на протяжении более 40 лет

Пять импульсов

Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль, собственность и удовольствия; семейные и кровные узы; законы общежития; совесть и чувство присутствия Живого Бога. Первые три импульса присутствуют и у животных, 4-й – у многих людей, пятый – у некоторых людей. Если метафорически распределить эти импульсы по линиям обороны в обратном порядке, получаем следующую картину. Пятый импульс – первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, регресс и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и – самоубийства.

Владыка Николай Сербский

В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. Со временем это понятие все больше расширялось, и психосоматические аспекты рассматривались как более или менее относящиеся к клинике множества болезней. Существовало и направление, противоположное такому широкому пониманию психосоматики, – многие авторы пытались подвести под это понятие только специфические заболевания. Такие картины болезни также назывались «психофизиологическими расстройствами» (например, бронхиальная астма, эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д.).

В клинической практике возникло свое понимание психосоматических расстройств, которое охватывало, прежде всего, соматические нарушения без однозначного органического субстрата. Под такое определение попадали и картины болезни, исторически обозначавшиеся понятием «истерия». Психосоматическим расстройствам нередко предшествуют нарушения психологической адаптации, которые выявляются за несколько лет до появления симптомов и могут служить их запускающим механизмом.

Механизмы нарушения психологической адаптации

Внутренние причины :

– духовный уровень: отсутствие внешней символической опоры (конструктивных жизненных целей, экзистенциального смысла жизни);

– мотивационный уровень: перфекционизм (функция Супер-Эго);

– когнитивный уровень: дезадаптивные убеждения, ошибки мышления;

– эмоциональный уровень: отрицательный эмоциональный «багаж»: длительно существующие аффекты рефлексии и мстительности.

Внешний пусковой фактор («толчок»):

– стресс, особенно жизненная неудача, конфликт, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность будущего;

– фрустрация (неадекватное переживание неудачи или несоответствие желаемого и действительного, в том числе реального и идеального образа Я);

– заниженная самооценка и повышенная самокритичность, комплекс неполноценности, чувство беспомощности;

– неуверенность в себе, проявляющаяся на когнитивном (снижении продуктивности мышления, трудности принятия решений, навязчивые мысли), эмоциональном (аффекты мстительности), мотивационно-волевом (слабость Эго или навязчивые влечения) и поведенческом (нарушение поисковой и приспособительной активности) уровнях;

– социально-психологическая дезадаптация (посттравматическое стрессовое расстройство, невротическое развитие, патохарактерологическое развитие и расстройство личности).

У истоков развития психосоматической медицины в России стояли виднейшие русские клиницисты, которые указывали на неправильность понимания соматической болезни как процесса, обусловленного только биологическими факторами. При внимательном изучении их работ можно заметить, что они придавали огромное значение условиям жизни пациента. В лечении своих больных они интуитивно использовали психотерапевтические методы.

В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением:

она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;

исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;

как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;

как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для личности способов эмоционального реагирования и поведения;

как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

Глубокое исследование психосоматических расстройств, ранняя профилактика и диагностика требуют их обоснованной систематики.

Термин «психосоматическое расстройство» означает соматическое заболевание, которое вызвано психологическими факторами или проявления которого обострились в результате их воздействия.

Нередко психосоматический пациент предъявляет жалобы на расстройство физического здоровья, рассказывает о многочисленных инструментальных и лабораторных исследованиях. От специалиста, его интуиции и творческих способностей будет зависеть то, удастся ли ему вычленить психологический и социальный компонент имеющихся отклонений. Сложность клинической диагностики в настоящее время связана и с обнаружением у пациентов сочетания нескольких психических расстройств – психической коморбидности . В том случае, когда помимо психических расстройств имеют место еще и соматические заболевания, говорят о мультиморбидности .

Выявление коморбидности имеет значение, во-первых, для терапии, а во-вторых – для гипотез по поводу этиологии / анализа условий возникновения (например, наличие расстройств S1 и S2 может указывать на их общие причины, но возможна и другая модель условий: S1 повлекло за собой S2.

Психосоматические расстройства, расположенные в континууме здоровье – болезнь, тем более представляют трудности в диагностике, особенно для специалистов помогающих профессий, не имеющих медицинского образования.

Вследствие этих причин пациенты, находящиеся на границе между пограничной психиатрией, клиникой внутренних болезней и неврологией в качестве «трудных больных», месяцами или даже годами не находят понимания и эффективной помощи у врачей-терапевтов, не владеющих достаточными знаниями и опытом психопатологической диагностики, психофармакотерапии и психотерапии, а также нередко у врачей-психиатров и психотерапевтов, в свою очередь не владеющих необходимыми знаниями и опытом в области внутренней медицины. Это основная группа больных так называемого «медицинского лабиринта». От специалиста требуется умение понять проблему и выявить симптоматику, а самое главное – найти путь к ее решению.

Сегодня методология изучения пограничных психических расстройств и психосоматики обязательно включает в себя факторы, важные для формулировки терапевтических целей, например, симптоматику, уровень развития, особенности личности, школьная, профессиональная и семейная ситуация, в оценочном формате учитывается и демографическая ситуация. Эти же аспекты рассматриваются в многоосевых классификационных схемах эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, подростков и взрослых. Т.е. этиологические факторы суммируются и дополняют друг друга.

При всех психических заболеваниях детей и подростков следует принимать во внимание процессы развития растущего организма и их влияние на симптоматику расстройств и подбор методов психотерапии.

Также нелегко разделять анамнез болезни и анамнез жизни, что обычно практикуется в клинической медицине. В отношении данного контингента пациентов, где симптоматика сопровождает стрессовые и кризисные периоды жизни, хочется вспомнить слова классика: «Болезнь – это стесненная в своей свободе жизнь». (Поддерживаю тенденцию западных коллег называть историю болезни историей пациента.)

Год выпуска: 2003

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: В учебном пособии «Основы психосоматики» рассматриваются наиболее популярные теории возникновения психосоматических расстройств, приводятся различные клинико-психологические методы исследования психосоматических пациентов, все положения подробно иллюстрированы случаями из практики автора. В приложении приведен ряд диагностических оценочных форм, которые можно использовать в практической работе.
Книга «Основы психосоматики» предназначена студентам медицинских вузов, студентам обучающимся по специальности «психология» и «клиническая психология» и всем тем специалистам, к кому направляют пациентов, у которых можно найти психологические корни их физических страданий.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Классификация по МКБ-10 Соматоформные расстройства
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ДИАГНОСТИКИ
Многоосевая диагностика
Многоосевая диагностика детей и подростков
КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Психосоматический симптом как результат конверсии психической энергии
Конверсионная модель Фрейда
Психосоматический симптом как результат разрешения конфликта в вегетативной нервной системе. Модель вегетативного невроза и теория векторов Александера
Психосоматический симптом как результат использования незрелых психологических защит. Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха
Психосоматический симптом как результат нарушения объектных отношений
Психосоматический симптом как результат нарушения самоуважения
Эго-психология Кохута
Психосоматический симптом как результат ресоматизации функций Я
Концепция десоматизации Шура
Психосоматический симптом как результат переживаний потери объекта
Психосоматический симптом как результат алекситимии
Психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Теория Морено
Психосоматический симптом как нарушение структуры Я. Концепция Аммона Психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем. Когнитивные теории
Психосоматический симптом как результат дисфункции семейной системы
Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова. Акупунктурное программирование (АЛ)
Психосоматический симптом как результат наличия высокой энтропии и действия аттрактора болезни. Концепции Пригожина и Ананьева
ПРИНЦИПЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ
Первое интервью с психосоматическим пациентом на примере алиментарного ожирения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Психосоматические симптомы и синдромы у детей (Исаев, 2001)
Мультимодальный опросник жизненной истории
Клинико-биографический метод
Общее семейно-диагиостическое интервью
Карта истории развития ребенка
Психиатрическое обследование подростка (психический статус)
Структурное интервью по Кернбергу
Типы вопросов при интервьюировании пациентов
Характеристики уровней нарушения

Кулаков Сергей Александрович — врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, зам. директора по реабилитации «Центр Бехтерев», профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Автор свыше 100 научных работ, в том числе, учебных пособий «На приеме у психолога — подросток», «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии», «Основы психосоматики, «Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков», «Супервизия в психотерапии», «Руководство по реабилитации наркозависимых», «Практикум по психотерапии психосоматических расстройств». «Психосоматика», соавтор «Психотерапевтической энциклопедии», «Учебника по психотерапии для студентов медицинских вузов».

Сфера практических интересов: реабилитация наркозависимых, аналитическая психодрама, консультирование по психосоматическим проблемам, супервизия (разбор трудных случаев из практики).

Книги (5)

На приеме у психолога - подросток

В пособии «На приеме у психолога - подросток» рассматриваются основные приемы диагностики и интегративной психотерапии подростков с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Изложены принципы сбора клинико-психологического анамнеза, проведения семейного интервью, описан алгоритм присоединения к семье и проблемному подростку, отражены наиболее часто используемые техники и приемы индивидуальной, семейной и краткосрочной групповой психотерапии.

Основы психосоматики

В книге «Основы психосоматики» рассматриваются наиболее популярные теории возникновения психосоматических расстройств, приводятся различные клинико-психологические методы исследования психосоматических пациентов, все положения подробно иллюстрированы случаями из практики автора.

В приложении приведен ряд диагностических оценочных форм, которые можно использовать в практической работе.

Практикум по психотерапии психосоматических расстройств

В практикуме излагаются принципы интегративной психотерапии психосоматических расстройств.

Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков: первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.

Руководство по реабилитации наркозависимых

В практикуме излагаются основы реабилитации наркозависимых, обобщающие пятилетний опыт ее проведения в рамках «Программы "12+"». «Плюс» означает, что в традиционную двенадцатишаговую модель интегрированы другие методы психологической коррекции.

Супервизия в психотерапии

Супервизия становится неотъемлемым звеном до- и последипломной подготовки психотерапевтов и клинических психологов.

Супервизия (от supervidere - обозревать сверху) - это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приемы демонстрируются на практических занятиях, но психотерапия, в процесс которой вовлечены два или несколько человек, их отношения, переносы, не может быть изучена посредством традиционного способа преподавания.

Супервизия отражает «ремесленный аспект» психотерапии. Психотерапия дает возможность пациенту высказать свои переживания на приеме у специалиста, супервизия позволяет психотерапевту (супервизируемому) предоставить на супервизию выборочный материал психотерапии.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top