Пересказ бежин луг второй ночи. Читательский дневник по рассказу И.С

Пересказ бежин луг второй ночи. Читательский дневник по рассказу И.С

И. С. Тургенев, дворянин по происхождению, имел превосходное барское воспитание. Между тем, известность ему принес цикл рассказов «Записки охотника», главными героями которого стали простые крестьяне. Его издание в 1852 году стало причиной изгнания Тургенева в родовое имение Спасское-Лутовиново. Причина довольно проста: писатель показал, насколько интересны, душевны и талантливы были многие представители низших слоев, что стало необычным явлением в русской литературе. В состав сборника вошел и рассказ «Бежин луг».

Повествователь, возвращавшийся с охоты, заблудился и долго бродил по окрестностям. Уже в сумерках он вышел на Бежин луг и различил невдалеке два огонька. Выбора не оставалось, и рассказчик направился - как он полагал - к гуртовщикам, суетившимся у костра. Однако перед ним оказались пятеро крестьянских ребятишек, вышедших в ночное сторожить табун лошадей. Немного поговорив с новыми знакомыми, рассказчик прилег чуть поодаль и сделал вид, что уснул. Сам же наблюдал за ребятишками, которые, чтобы скоротать время, стали рассказывать «былички». Неторопливый детский разговор лишь однажды нарушил лай собак, и один из мальчиков, Павлуша, бросился вслед за ними в темноту. Вскоре он вернулся, ловко спрыгнул с лошади и на вопрос, что там, махнул рукой: «Я думал, волки…» Лишь к утру ребятишки уснули крепким сном, а рассказчик отправился дальше.

Тургенев завершает произведение «Бежин луг» сообщением о смерти одного из мальчиков: Павлуша в том же году упал с лошади и разбился.

Герои рассказа глазами автора

Ребятишек, имена которых рассказчик узнал по ходу разговора, было пятеро. Автор дает подробное описание каждого из них, а также передает содержание разговора, пытаясь сохранить особенности речи, интонацию каждого из героев.

Внимание сразу же привлекает самый старший - Федя, лет четырнадцати. Он выделялся из числа других внешним видом и поведением. Добротная одежда подсказывала, что Федя был из зажиточной семьи и случайно попал на Бежин луг. Краткое содержание всех его реплик (он ловко управлял разговором, но сам участия в рассказывании быличек не принимал) выражает чувство превосходства над другими.

Второй, Костя, привлек внимание своим взглядом. Его большие блестящие глаза, казалось, скрывали какую-то тайну, а сам он выглядел человеком довольно интересным.

Ничем особым не выделялся Ильюша, но именно он оказался самым талантливым рассказчиком.

Семилетнего Ванюшу (столько ему дал на вид повествователь) он сразу и не заметил. Из-за своего малого возраста мальчик только слушал старших товарищей. Однако именно он тонко чувствует природу: «… гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!»

Наконец, пятый - Павлуша. Из рассказа «Бежин луг» он запоминается больше других. Только его рассказчик называет полным именем - Павел, а также сообщает в конце рассказа о его трагической судьбе. Чем же интересен Павлуша автору и читателю?

Внешне его трудно было назвать привлекательным, но все в нем было правильно. Глаза излучали ум, а во всем облике сквозила невероятная сила. Если остальные мальчики слушают рассказы со страхом, то Павлуша всему дает правдивое объяснение - опыт житейский подсказывает. Он один мчится в ночь вслед за собаками, а потом незначительно машет рукой, будто ничего не произошло. Рассудительные реплики, в том числе комментарии к быличкам, и поступки - лучшая его характеристика.

«Бежин луг» - путешествие в мир сказочных поверий

Детские характеры раскрываются благодаря необычным историям, которые поочередно рассказывают Костя и Ильюша, остальные больше слушают и высказывают свое отношение к описываемым событиям.

Былички - произведения фольклора, в которых делается установка на правдивость происходящего. Так же, как сказки, поверья, мифы и т. п., они выражают представления людей об устройстве мира. Если говорить о быличках, которые звучат в произведении «Бежин луг», краткое содержание их можно свести к рассказам о нечистой силе и сказочных героях (это леший, водяной, домовой, русалка), о покойниках и гаданиях. Всеми ребятами, кроме Павлуши, они воспринимаются как реальные, потому никто не сомневается в их правдивости. Особенно интересен Ильюша: его речь эмоциональна, насыщена повторами и просторечными словами, что делает рассказ убедительным. Возникает ощущение, что мальчик действительно был свидетелем всех своих историй.

Совпадение или предзнаменование?

Интересно вписывается в происходящее история Павлуши. В то время, как он ходил к реке, Костя рассказывает об утопленнике Васе. Его мать, якобы, предчувствовала смерть сына и всячески старалась уберечь его от воды. Возвратившийся Павлуша к удивлению и страху ребят произнес: «Я Васин голос слышал». И далее рассказал, как кто-то из реки все звал его: «Подь сюда…» На слова Ильюши, что это примета плохая, Павлуша лишь ответил, что «своей судьбы не минуешь». Так обозначает еще одну тему своего повествования И. Тургенев. «Бежин луг» - это еще и рассказ о человеке и его судьбе. Не случайно в финале кажется, что трагедия в жизни Павлуши была предсказана в ту темную ночь.

Изображение природы

Необходимо отметить еще одну особенность рассказа «Бежин луг». Краткое содержание произведения будет неполным без определения в нем роли природы. Она занимает важное место и показана в динамике.

Довольно объемная пейзажная зарисовка в начале повествования дана в золотистых и серебристых спокойных тонах. Контрастно первому изображен рассвет второго дня, в котором все краски (золотая, алая, красная, зеленая) яркие, насыщенные. Они символизируют радость (в том числе от наступления нового дня, разогнавшего тьму), смелость (вспоминается поступок Павлуши), жизнеутверждающую силу, которую почувствовал рассказчик после встречи с ребятишками.

Величественная картина рисуется и с наступлением ночи, и здесь важно, что окружающую красоту смогли увидеть и дворянин-повествователь, и крестьянские детишки. Пейзаж помогает понять их душевное состояние и способность видеть и ценить прекрасное. А еще подчеркивает непременную связь человека и природы, которая для крестьян является неотъемлемой частью жизни.

Значение рассказа

Крестьяне - талантливые, самобытные, тонко чувствующие природу, - это люди, заслуживающие уважения. Именно на это обращает внимание в рассказах цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. «Бежин луг» выделяется из их числа тем, что в нем взор писателя обращен к удивительному миру детей, эмоциональных, чистых, искренних. Но, к сожалению, восторженное состояние от общения с героями сменяется и для рассказчика, и для читателей тревожными мыслями об их непростом будущем.

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 мин
Оригинал - 30 мин

В двух словах: Заблудившийся охотник набредает на группу ребятишек-пастухов. Он проводит ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. «На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Сейчас смотрят:

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрест­ностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»). Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изме­нились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь ок­ружён домами, Воробьёвы гор

Александр Блок и Владимир Маяковский - два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого - пушкинского - века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футу

Роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным. Даже Константин Симонов однажды сказал: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!» О чем же повествует роман «Доктор Живаго»? В произведении речь идет о представителе интеллигенции – Юрии Андреевиче Живаго, Рассказывается о судьбе этого человека, который, против своей воли, был втянут в события революции:

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонн

Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях отмечал, что каждый человек непременно должен иметь чувство собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, нужности людям. Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение противостоять постыдному и аморальности. В своем романе «Домби и сын» автор размышляет о человеческом достоинс

Николай Алексеевич Некрасов - певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года “В дороге” проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм. Стихотворение “В дороге” открывается

Герой одного из рассказов Исаака Бабеля – старый Гедали высказывает такое пожелание: «И я хочу Интернационала добрых людей, я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории». На что главный герой произведения – Кирилл Лютов - отвечает ему, что Интернационал «кушают с порохом и приправляют лучшей кровью». Сам Гедали это отлично понимает. Он видит, что и белые, и красные несут с собой зло, разруху, горе, разр

Мое любимое животное собака. Я с детства хотел её. Мне нравятся щенки больше собак. Ведь они маленькие,милые и любят поиграть. Мне нравятся все щенки,но больше мне нравятся щенки с черно-белой шерстью,зелеными глазами,черным носиком. Я хочу назвать своего щенка Тузик. Это очень милое имя для щенка. Если б у меня был щенок я бы гулял с ним каждый день в парках или просто на улице. Я бы смотрел с ним телевизор,играл в мяч,палочку. И научи

Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили погром и война… Но настоящая дружба в нынешнее время редкое явление. Можно казаться лучшим другом, но не быть им. Настоящая дружба - это, прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, не оставит и не предаст в трудную минуту, будет держать в тайне то, что ты ему сказал. Вот это самое главное в настоящей дружбе для меня! Настоящий друг никогда

Что важнее всего в человеке, например, в современной девушке? Многие девчонки ду­мают, что красота, фигура, привлекательность. Отчасти это верно. Но всё это не самое глав­ное! Самое важное - то, что внутри, то есть внутренние качества, характер, душа. Из качеств, которые наиболее важны для современной девушки, я бы назвала такие, как чистоплотность тела, мыслей и поведения, добро­та, совестливость, умение предугадывать последст­вия сво

В прекрасный июльский день охотился я за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Уже вечерело, когда я решил вернуться домой. Я взобрался на холм и вместо знакомых мест увидел узкую долину, напротив стеной возвышался частый осинник. Я пошёл вдоль осинника, обогнул бугор и очутился в лощине. Она имела вид котла с пологими боками, на дне её стояло несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания. В долине было так глухо и уныло, что сердце у меня сжалось.

Я понял, что окончательно заблудился и решил идти по звёздам. Вдруг я увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Прямо подо мной в темноте горели и дымились два костра. Я понял, что зашёл на Бежин Луг. Ноги мои подкашивались от усталости. Я спустился кострам и обнаружил там ребятишек, которые вывели лошадей в ночное.

Я прилёг и стал наблюдать за мальчиками. Из разговоров я понял, что их звали Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Старшему из них, Феде, было лет 14. Это был стройный, красивый мальчик, который, судя по одежде, принадлежал к богатой семье. У Павлуши была неказистая внешность, но взгляд умный и прямой, а в голосе звучала сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражало тупую заботливость. И ему, и Павлуше было не более 12-ти лет. Костя, маленький, тщедушный мальчик лет 10, поражал задумчивым и печальным взором. Ване, прикорнувшему в сторонке, было всего лет 7.

Я притворился спящим, и мальчики продолжили разговор. Ильюша стал рассказывать о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Вдруг наверху кто-то затопал, потом стал по лестнице спускаться, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. А потом вдруг кто-то как закашляет. Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начал Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес по орехи и заблудился. Стемнело. Присел Гаврила под деревом и задремал. Проснулся он оттого, что его кто-то зовёт. Смотрит Гаврила - а на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка смеяться перестала, заплакала жалобно. Гаврила спросил, почему она плачет. Плачет она оттого, что Гаврила перекрестился - ответила русалка. Если бы он не крестился - жил бы с ней весело, а теперь и он до конца дней плакать будет. С тех пор Гаврила невесёлый ходит.

В отдалении раздался протяжный звук, в лесу отозвались тонким хохотом. Мальчишки вздрогнули и перекрестились. Ильюша рассказал историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит Ермил: на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!». А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!».

Вдруг собаки залаяли и кинулись прочь. Павлуша бросился за ними. Вскоре он вернулся и сказал, что собаки почуяли волка. Я изумился храбрости мальчика. Ильюша между тем рассказал о том, как на нечистом месте встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история была о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт; пригляделась - а это она сама, Ульяна. Потом Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начали обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказал о мальчике, которого водяной утащил под воду. Уснули ребята только к рассвету. В том же году Павел убился, упав с лошади.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top