Первый летописец земли русской.

 Первый летописец земли русской.

Нестор - (50-е года ХI века) древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и нарекоша ся поляне. а друзии деревляне. зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи. инии седоша на двине и нарекоша ся полочане. речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота. отъ сея прозъваша ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря. и прозъваша ся своимь именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ. а друзии седоша на десне. и по семи. и по суле. и нарекоша ся север. и тако разиде ся словеньскъ языкъ. темь же и прозъва ся словеньская грамота… (О расселении славян на Руси, «Повесть временных лет»)

Нестор Святой

Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Въ лето 6370. изъгнаша варягы за море. и не даша имъ дани. и почаша сами в собе аладети. и не бе въ нихъ правьды. ивъста родъ на родъ. и быша усобице въ нихъ. и воевати сами на ся почаша. и реша сами в себе поищемъ собе князя иже бы владелъ нами и рядилъ по ряду и по праву. и идоша за море къ варягомъ къ руси. сице бо зъвахуть тьи варязи русь яко се друзии зоветь ся свее. друзии же урмани. англяне. инии и гъте. тако и си. реша русь. чюдь. ильменские словене. и кривичи. и вся. земля наша велика и обильна. а наряда въ неи нетъ. да поидете къняжитъ и владети нами. и избраша ся 3 братия съ роды своими и пояша по собе вьсю русь. и придоша къ словеномъ. первое и сърубиша городъ ладогу и седе стареишии в ладозе рюрикъ. а другыи синеусъ на белеозере. а третии трувор въ изборьсце. и от техъ варягъ прозва ся руская земля… (О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году, «Повесть временных лет»)

Нестор Летописец (+ - ), агиограф, богослов, историк, преподобный

Старший среди известных сегодня списков «Чтения» о свв. Борисе и Глебе создан в XIV в. А «Житие» преп. Феодосия сохранилось в «Успенском сборнике» XII - XIII вв. и более поздних списках. Составление «Жития» исследователи относят к 80-м гг. XII в. (времени внесения имени прп. Феодосия в общецерковный синодик Руси).

«Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении св. Никиты , который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения. Сопоставление данных «Послания» с «Повестью временных лет » показывает, что исцеление св. Никиты произошло в г. В своем «Послании» Поликарп говорит и о том, что «блаженный Нестор поведал в летописи о блаженных отцах: о Дамиане и Ефреме , и Матфее , и Исаакии ». Жития четырех перечисленных преподобных описаны в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи г. в «Повести временных лет». «Патерик » г. именует св. Нестора автором летописных рассказов об основании Печерского монастыря и обретении мощей преп. Феодосия. В относящемся к XVI в. Хлебниковском списке Ипатьевской летописи в заголовок «Повести временных лет » внесено имя «черноризца Нестора Феодосьева манастыря Печерьскаго» как автора. Отцом первой из древнерусских летописей считали св. Нестора и писатели XVII в. в Украине и России.

Невзирая на уточнения, внесенные исследователями в схему истории «Повести временных лет», это произведение вместе с «Житием» преп. Феодосия остаются подлинными шедеврами древнерусской книжности. Они свидетельствуют о прп. Несторе как о молитвеннике за Русь, агиографе , богослове, историке, обладающем редким писательским даром.

Мощи подвижника почивают в Ближних пещерах , где их с г. указывают карты (в г. они ошибочно подписаны словами «Нестор затворник»). В г. над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей Российских. По результатам обследования мощей преп. Нестора в 80-х гг. в. судмедэксперт С. Никитин изготовил бюст с предполагаемым обликом святого Летописца.

8-я песнь «Канона» г. взывает: «Несторе богомудре, житий святых списателю первейший, и ревнителю оным добрый, славе онех молитвами ти яви мя грешника!» А в 7-й песне канона «Службы» святым Ближних пещер читаем: «Времена и лета многочудесныя церкве, жития и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявивый, и делом их ревнитель усердный бывый, Несторе славне, с ними же тя ныне ублажающе, поем: Благословен Бог отец наших!». В том же сборнике под 27 октября помещена отдельная «Служба» подвижнику.

Ин тропарь, глас 4

Времена и лета достопамятных деяний,/ подвиги и труды Богоносных отец,/ Несторе премудре, написуя,/ любовию возгорелся еси последовати стопам первоначальных,/ с нимиже не престай молитися Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

Молитва преподобному Нестору Летописцу Печерскому

О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити

Видео

Житие преподобного Нестора летописца из цикла "Жития преподобных Печерских". Телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год

В древние времена центрами духовной, культурной и научной жизни были монастыри. Живущие в них монахи обучались грамоте и умели писать, в отличие от основной массы народа. Благодаря их рукописям сейчас мы можем узнать о древней истории человечества. Огромный вклад в развитие науки внес монах Нестор. Летописец вел своеобразный дневник, куда записывал все, по его мнению, значимые события в жизни общества. За свои труды и благодеяния монах был канонизирован православной церковью и почитается как святой. История его необычайной жизни станет предметом исследования этой статьи.

По монастырскому уставу тех времен человек должен был пройти трехлетнее послушание при храме, и лишь потом он получал право быть слугой Господа. Герой нашего повествования Нестор подготавливался к монашеству, и в этом ему помогали сначала игумен Феодосий, а затем и Стефан. Эти люди необычайно повлияли на дальнейшую судьбу Нестора. В то время многие монахи вели летописи, но наш чернец поначалу не задумывался об этом деле. Он был самым обычным братом, как все иные.

Нестор-летописец: тяга к знаниям

Постепенно монах осознает, что ему становится интересна книжная мудрость. Он упоенно начинает читать Евангелие, а затем и жития святых. Последние служили ему примером для подражания. Читая жития греческих праведников, преподобный Нестор-летописец решился начать писать и о подвигах русских святых, для того чтобы они не остались бесследными. Первым произведением монаха было житие блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. После этого труда жизнь стала давать Нестору множество поводов для исследования. Так, ему было поручено отыскать тело игумена Феодосия. При помощи двух монахов Нестор все же смог отыскать мощи святого, которые были перенесены в лавру. Впечатленный этим событием, он приступил к очередному труду. Ним было не что иное, как житие святого Феодосия.

«Повесть временных лет»

Игумен стал замечать талант и трудолюбие Нестора, которому было поручено свести множество записей разных лет воедино и отредактировать их. Именно с этого времени и до конца своей жизни Нестор-летописец писал «Повесть временных лет». В настоящее время это творение — одна из высших ценностей русской истории, ведь оно основано на многочисленных источниках, а также написано при помощи непревзойденного литературного мастерства. До самой смерти Нестор-летописец занимался своим трудом. После него за рукопись взялись и другие священники.

Память о святом

До сих пор русский народ помнит о подвигах, которые совершил летописец Нестор. Биография его восстановлена неполно, ведь жил он давно — в XI веке. Уже в XIII столетии Нестора поминали как святого. Значение его для русской православной церкви и для всего славянского народа трудно переоценить. Монах похоронен в пещерах Антония в Киево-Печерской лавре. Православная церковь поминает Нестора 9 ноября. Кроме того, вспоминается монах и 11 октября — в день Собора преподобных отцов лавры.

В древние времена центрами духовной, культурной и научной жизни были монастыри. Живущие в них монахи обучались грамоте и умели писать, в отличие от основной массы народа. Благодаря их рукописям сейчас мы можем узнать о древней Огромный вклад в развитие науки внес монах Нестор. Летописец вел своеобразный дневник, куда записывал все, по его мнению, значимые события в жизни общества. За свои труды и благодеяния монах был канонизирован православной церковью и почитается как святой. История его необычайной жизни станет предметом исследования этой статьи.

Нестор-летописец: постриг в монахи

По монастырскому уставу тех времен человек должен был пройти трехлетнее послушание при храме, и лишь потом он получал право быть слугой Господа. Герой нашего повествования Нестор подготавливался к монашеству, и в этом ему помогали сначала игумен Феодосий, а затем и Стефан. Эти люди необычайно повлияли на дальнейшую судьбу Нестора. В то время многие монахи вели летописи, но наш чернец поначалу не задумывался об этом деле. Он был самым обычным братом, как все иные.

Нестор-летописец: тяга к знаниям

Постепенно монах осознает, что ему становится интересна книжная мудрость. Он упоенно начинает читать Евангелие, а затем и жития святых. Последние служили ему примером для подражания. Читая жития греческих праведников, преподобный Нестор-летописец решился начать писать и о подвигах русских святых, для того чтобы они не остались бесследными. Первым произведением монаха было житие блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. После этого труда жизнь стала давать Нестору множество поводов для исследования. Так, ему было поручено отыскать тело игумена Феодосия. При помощи двух монахов Нестор все же смог отыскать мощи святого, которые были перенесены в лавру. Впечатленный этим событием, он приступил к очередному труду. Ним было не что иное, как житие святого Феодосия.

«Повесть временных лет»

Игумен стал замечать талант и трудолюбие Нестора, которому было поручено свести множество записей разных лет воедино и отредактировать их. Именно с этого времени и до конца своей жизни Нестор-летописец писал «Повесть временных лет». В настоящее время это творение - одна из высших ценностей русской истории, ведь оно основано на многочисленных источниках, а также написано при помощи непревзойденного литературного мастерства. До самой смерти Нестор-летописец занимался своим трудом. После него за рукопись взялись и другие священники.

Память о святом

До сих пор русский народ помнит о подвигах, которые совершил летописец Нестор. Биография его восстановлена неполно, ведь жил он давно - в XI веке. Уже в XIII столетии Нестора поминали как святого. Значение его для русской православной церкви и для всего славянского народа трудно переоценить. Монах похоронен в пещерах Антония в Киево-Печерской лавре. Православная церковь поминает Нестора 9 ноября. Кроме того, вспоминается монах и 11 октября - в день Собора преподобных отцов лавры.

Дата рождения:

середина XI века

Дата смерти:

начало XII века

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания её автора - черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину , датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония », составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба » и «Житие Феодосия Печерского » .

Канонизация и мощи

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви .

Память

    Stamp of USSR 1935.jpg

    Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 1 руб.

    Coin of Ukraine Nestor r.jpg

    Золотая юбилейная монета Украинского национального банка посвящённая Нестору Летописцу.

Напишите отзыв о статье "Нестор Летописец"

Примечания

Ссылки

  • в Православном календаре
  • О. В. Творогов .

Отрывок, характеризующий Нестор Летописец

Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта.
Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению.
Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top