Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».
Снежки - зимняя игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.
Обезьяньи салочки - игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.
Ворота - подвижная игра для детей
Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".
Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.
Побег из темницы - игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.
Бубенцы - подвижная игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Бездонная бочка - игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.
Подвижная игра « БЫСТРО ШАГАЙ!»
На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играющим, лицом к стене, становится водящий. Он закрывает лицо руками и говорит:
Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!
Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.
Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.
Подвижная игра « ПЛЕТЕНЬ»
Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 шагов.
Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого надо, скрестив руки перед собой, соединить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую-справой рукой соседа справа.
Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся навстречу друг к другу со словами:
Раз, два, три, четыре.
Мы читаем и считаем,
На луну слетать мечтаем…
Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на середине площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень.
Песня «Плетень» (Тень-тень-потетень выше города плетень)
Музыка В. Калинникова. Слова народные.
Песня-игра для детей старшего дошкольного возраста.
Текст песни:
Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Коты. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.
1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»
3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю плаза!»
Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка - прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.
– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.
С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.
Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.
Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.
Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:
сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.
А еще я принесла корзину со своими дарами.
Принесла вам мёду
Полную колоду.
Осень:
Принесла я вам муки,
Значит, будут пироги.
Осень:
Принесла вам гречки,
Каша будет в печке.
Осень:
Принесла вам фруктов, ягод!
Мы варенья сварим на год!
Дети:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо.
После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.
Игра «Карусель» в детском саду
Развивает ритмичность движений и внимательность.
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.
Игра «Плетень» в детском саду
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.
Игра «Светофор» в детском садуРазвивает внимательность и быстроту реакции.
Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.
Игра «Дождик» в детском саду
Позволяет развивать внимательность и ритмику.
Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
(3 хлопка в ладоши)
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
(по 3 притопа каждой ногой)
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем
(3 прыжка на месте)
Игра «Пузырь» в детском саду
Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.
Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.
Раздувайся, пузырь!
(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)
Раздувайся, большой…
Оставайся такой
И не лопайся!
(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)
(начинают сходится к центру круга)
Игра «Ловишки» в детском саду
Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.
Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.
Валентина Борисова
Праздник народных игр
Дети заходят в зал и становятся полукругом:
1-Й РЕБЕНОК:
Пожалуйте, гости дорогие!
Давно мы вас ждем-поджидаем.
Праздник без вас не начинаем.
2-Й РЕБЕНОК:
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
3-Й РЕБЕНОК:
Сегодня будут игры, танцы, смех.
Радости хватит для всех.
Уважаемые родители! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы, а теперь играют ваши дети. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать
Хоровод заведем, песню звонкую споем!
Дети исполняют хоровод «НА ГОРЕ-ТО, КАЛИНА». После хоровода дети остаются стоять в круге.
Игра ПЛЕТЕНЬ
Ребята, а вы знаете, что такое ПЛЕТЕНЬ? А ну-ка, покажите, как он плетется.
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, и сплетают руки в ПЛЕТЕНЬ.
А родители смогут сплести ПЛЕТЕНЬ? Давайте, выходите, свое умение покажите.
Все вместе играют в игру «ПЛЕТЕНЬ».
На наших игрищах, игр разных тыща!
В играх рот не разевай – ловкость, смелость проявляй!
Сейчас я приглашу силачей силой помериться. А игра называется «МЕД и САХАР».
ИГРА «МЕД и САХАР»
Дети садятся на пол по два человека с одной стороны длинной палки и по два с другой. По сигналу начинают ее перетягивать, соревнуются, на чьей стороне больше силы, на стороне МЕДА или САХАРА. Победители определяются по результатам третьей игры. Первый раз играют дети, а затем папы.
А сейчас, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки!
Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
И мальчишки не зевайте! Вы девчонкам подпевайте!
ЧАСТУШКИ
МАЛЬЧИКИ:
Ой, девчата-дорогие! Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье вместе с вами погулять!
Мы частушек много знаем, все частушки разные!
Вы хорошие ребята, только пятки грязные!
МАЛЬЧИКИ:
Извиняюсь, дорогая, что к тебе я не пришел.
Штаны папины большие, а свои я не нашел!
Полюбила я тебя, а ты задаешься.
Я Сережку полюблю, с тобой не разберешься!
МАЛЬЧИКИ:
На гулянье собирался, мамка супу налила.
А с гулянья возвратился – подзатыльников дала.
Я хотела выйти замуж, мать корову не дает.
А жених такой попался – без коровы не берет.
МАЛЬЧИКИ:
Я за карие глаза, да за русую косу.
Дорогая, для тебя и корову принесу.
Меня мама родила, думала хорошая.
Развернула, посмотрела – кнопочка курносая.
МАЛЬЧИКИ:
Мы девчонок в своей группе очень уважаем.
Да пускай они нас любят – мы не возражаем.
Ваши ноги косолапы, ничего не топают.
Посмотрите-ка на наши – как задорно шлепают.
Мы ребята-дошколята, в Абакане мы живем.
В садик «Золушка» мы ходим, и частушки там поем.
Мы частушки вам пропели, дорогая публика.
За карманы не держитесь, не возьмем ни рублика.
Скажите-ка, ребята, кого боится мышка?
Кто бежит за ней вприпрыжку? (Кошка)
А еще чего боится мышка? (Мышеловки)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем все играть!
Мышеловку нам сделают родители. А мышками будут дети.
Родители становятся в круг парами лицом друг к другу, взявшись за руки. Дети бегают по кругу под сцепленными и поднятыми руками родителей, по сигналу руки опускают и «мышеловка ловит мышей».
А теперь, друзья, все вместе, звонкую споем мы песню.
Ансамбль девочек поет песню «Подай балалайку», припев поет весь зал.
А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте:
Сама не ест, а всех кормит? (Ложка)
Снова нас зовет игра.
Поиграем, детвора!
ИГРА «ГДЕ РАБОТА - ТАМ ЕДА»
Играют дети и родители. На расставленных по кругу стульях, лежат ложки. Играющих больше чем стульев. Не успевший взять ложку и занять стул – выбывает из игры.
Оркестр ПОЛЯНКА
А вот свистульки, трещотки, ложки.
Кто хочет поиграть немножко?
Шумовые инструменты: ложки, коробочки с крупой, хрустальные колокольчики, стукалки, дудочки, трещотка разложены на столах. Заранее подготовленный ребенок-дирижер управляет оркестром детей и родителей, которые аккомпанируют русской народной мелодии «Полянка».
У русского народа есть праздник – «МАСЛЕННИЦА». Так вот на этом празднике всегда играют игру «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО».
Будем праздник продолжать.
Будем в «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО» играть.
ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО»
Дети становятся в колонны по 6 человек, ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом, стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков. Играют сначала дети, а потом родители.
Делу время – потехе час.
Потанцуем мы сейчас.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «САПОЖНИК»
На первую часть музыки:
Дети садятся по кругу на одно колено, имитируя соответствующие движения в такт музыке – они «сапожники». Родители-клиенты становятся перед сапожниками, выставляя ногу для починки обуви, стучат носком выставленной ноги, могут выполнять полуобороты туловищем вправо и влево, слегка пружиня ногами.
На вторую часть музыки:
Сапожники и клиенты подскоками кружатся в парах сначала вправо, затем влево.
По окончанию музыки:
Клиент раскланивается со своим партнером и переходит по кругу к другому сапожнику. Танец повторяется несколько раз.
Ой, ребята, тише, тише!
Что-то странное я слышу!
Кто-то к нам сюда идет…
На ширме появляется большая кукла Петрушки.
ПЕТРУШКА:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте мамы и папы!
Я веселая игрушка. А зовут меня … (Петрушка).
А вас как зовут?
Я принес вам интересную игру, она про сказки, называется «ДОБАВЛЯЛКИ».
Игра ДОБАВЛЯЛКИ
Будете со мной играть?
1. Ок-ок-ок – покатился … (колобок!
2. Су-су-су – петушок прогнал… (лису!
3. Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо!
4. Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят!
5. А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана!
6. Йок-йок-йок – не садись на… (пенек!
ПЕТРУШКА:
Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!
А для родителей я тоже кое-что припас.
В магазин заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секретик отгадает, тот подарок получает!
Вызванным родителям предлагается любым способом лопнуть шарик с запиской. Родитель зачитывает записку и отгадывает – кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.
1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство, в обмен на стиральную машину Индезит». (Старуха)
2. «Несу золотые яйца». (Курочка-Ряба)
3. «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино)
4. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит)
5. «Отмою все!». (Мойдодыр)
6. «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди)
ПЕТРУШКА:
И последняя загадка для всех:
Ок-ок-ок – стоит в поле… (Теремок)
Петрушка, а мы знаем игру про Теремок и будем сейчас играть!
ПЕТРУШКА:
Играйте-играйте, да про меня не забывайте,
Почаще в гости приглашайте! До свиданья!
Хотите поиграть в «Теремок»? Становитесь в хоровод.
ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ИГРА «ТЕРЕМОК»
Персонажами выбирают детей, родители и дети ведут хоровод. Действие идет по сказке «Теремок».
ВЕДУЩАЯ: Вот и подошел к концу наш праздник!
1-Й РЕБЕНОК: Игры в садике и смех, это главное для всех.
Мы друзья – ты и я, славная у нас семья!
2-Й РЕБЕНОК: Потому что вместе – веселей поются песни!
Потому что вместе – игры вдвое интересней!
Вместе смех смешней и еда вкусней!
ВЕДУЩАЯ: Играми, да плясками сыт не будешь.
Славится русский народ гостеприимством, да угощением!
3-Й РЕБЕНОК (с самоваром):
Мы идем, идем, идем! Самовар с собой несем!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Чай горячий на столе, пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать наше угощенье!
ВЕДУЩАЯ: Чай пить – не дрова рубить! Приглашаем всех к столу!
Все проходят на чаепитие.
ЛИТЕРАТУРА
Н. Г. Куприна. Коммуникативные игры танцы в воспитании детей. Екатеринбург, 2002.
Проведение фольклорных праздников в детском саду. Псков, 1994.