Почему возникает страх смерти и как от него избавиться? Причины, симптомы и лечение танатофобии Основные причины танатофобии.

Почему возникает страх смерти и как от него избавиться? Причины, симптомы и лечение танатофобии Основные причины танатофобии.

Танатофобия (боязнь смерти) – особый, и, наверное, не самый необоснованный страх среди панических расстройств. В то же время он является патологическим по своей природе и выражается в приступообразном (или хроническом) состоянии сильной и неконтролируемой тревоги. По правде говоря, такая фобия является проблемой в плане лечения – это один из сложно корректируемых страхов. Однако, он же является в нынешнем обществе.

В то же время сложно себе представить человека, который не опасался бы смерти хотя бы рефлекторно – в конце концов у всех действует инстинкт самосохранения.

Одна из причин страха перед смертью – это принципиальная невозможность познать, что же это такое и что стоит за последней границей? Большое число религиозных общин построены как раз на эксплуатации этой неизвестности: с одной стороны, это хорошо и оказывает психотерапевтическое влияние на людей верующих, с другой стороны – это может стать и причиной порождения страха смерти.

Какова реакция здорового человека на столкновение с ситуацией, угрожающей жизни? Конечно, это испуг, активация или наоборот подавление функций организма, тревога, избегание или сопротивление. Однако у людей больных танатофобия превращает это нормальное состояние в хроническое и не связанное с реальной угрозой.

Внимательный читатель, наверное, уже заметил парадоксальность танатофобии в сравнении с нормальными опасениями по поводу своей жизни: боязнь смерти – это фобия, которая буквально заставляет своих жертв опасаться постоянно, вне зависимости от окружающей обстановки. Основной полюс страха – это ощущение близости своей смерти, хотя чаще больные не могут точно определить, чего же именно они бояться.

Основными формами фобии являются:

  • неизвестность, что стоит за физической кончиной;
  • страх мучительной смерти;
  • боязнь внезапно умереть.

С другой стороны, неявная танатофобия несет в себе и небольшой позитивный посыл. Если страх не поглощает разум больного полностью, то в коей-то мере он может послужить толчком к переосмыслению своего «Я», пересмотра Я-концепции и принять себя реального. Иногда этот посыл используется в психотерапевтической работе и дает прекрасный результат. Принятие своей символической «смерти» расчищает место для личностного роста каждого пациента. Однако оговоримся, что сама фобия не должна носить демонический характер, чтобы из нее можно было «выжать» нечто позитивное.


Также стоит учитывать, что эта фобия зачастую аккомпанирует расстройству более высокого уровня и другой нозологии. В таком случае врачи вполне могут заподозрить у больного бредовые проявления некоего другого заболевания. Однако, даже если танатофобия – чистая, консультация психиатра должна быть пройдена в обязательном порядке.

Прямое обращение к психотерапевту может быть опасно в том плане, что специалист начнет работать с конкретным проявлением (в виде страха смерти) какого-то расстройства, но избавление от одного проявления скорее вызовет другие формы заболевания, нежели поможет больному.

При танатофобии необходима консультация психиатра и полный отказ от самолечения и использования «бабушкиных методов» коррекции страха. Любое непрофессиональное скорее обострит заболевание, нежели избавит от него.

Перед тем, как бороться со страхом смерти, необходимо разобраться со всем спектром разнообразных причин, которые могут являться основой для развития боязни смерти. Как и многие другие фобии, танатофобия определяется психиатрами как биосоциальная боязнь: либо как следствие действия генов, либо как влияние ближайшего социума. Однако нам представляется важным указать и другие, точно не подтвержденные, но имеющее место быть гипотезы возникновения страха смерти.

Гипотеза 1: контакт со смертью

Есть допущение, что фобия развивается как реактивное образование, вызванное столкновением со смертью (в особенности – неожиданной). Это может быть гибель близких людей, пережитый опыт нахождения в заложниках, простое наблюдение страшной катастрофы.

Такие стрессовые переживания запускают у человека механизмы иррационального поиска ответа на вопрос о том, что представляет собой смерть. Негативный фон настроения, разрыв типичного жизненного стереотипа приводят к тому, что человек начинает сопоставлять себя с теми, кого уже с ним нет. Таким образом человек высказывает свой протест смерти – сам создавая и переживая в своем сознании свою гибель.

Гипотеза 2: культ смерти

Это предположение было выдвинуто российскими психиатрами. Они объясняют боязнь смерти как сформированную внешним воздействием установку, избавиться от которой достаточно трудно. Например, информационные потоки, в которых мы постоянно находимся (СМИ, Интернет, ежедневные печатные издания и т.п.), транслируют нам яркие образы обрыва жизни в связи с какими-либо событиями. Человек, буквально, принимает на себя роль агрегатора «смертей», что заставляет его навязчиво задумываться о том как и когда он умрет.

Гипотеза 3: экзистенциальный страх

Некоторые школы психологии (в частности – гуманистическая и экзистенциально-гуманистическая) объясняют возникновения страха как следствие длительной остановки в личностном развитии. Согласно этим направлениям, человеку свойственно задавать себе вопросы, на которые нет единого ответа: зачем дана жизнь, что такое смерть и т.п. В тот момент, когда ответы на эти вопросы начинают носить явно негативный характер, возникает так называемая «экзистенциальная тревожность», которая и может являться причиной развития страха смерти.

Гипотеза 4: кризис 30 лет и середины жизни

Несмотря на то, что эта фобия может проявляться в любом возрасте, однако по экспоненте растет число тяжелых случаев в промежутке от 35-60 годами.

Именно на этот период приходятся несколько кризисов: зрелого возраста и середины жизни. Новообразованием успешного разрешения этого кризиса является позитивное переосмысление своей жизни и оформление новых взглядов на жизнь и свой пройденный путь.

А вот если этот кризис протекает неблагоприятно, человеку приходится признавать, что многие из его мечт не сбылись, а некоторые иллюзии так и остались иллюзиями. Приходится отказываться от некоторых значимых для человека затей: это порождает закономерную депрессивную симптоматику, на фоне которой и может развиваться страх смерти.

Гипотеза 5: религиозный фанатизм и сектантство

Психотерапевтами описаны сотни случаев работы с пациентами, чей страх неминуемой смерти возник на почве в различных религиозных сектах (в т.ч. и признанных религиях). Здесь, например, в христианской культуре, сталкиваются две тенденции: «истинное знание» того, что ждет людей после смерти и боязнь наказания за свои земные дела. Лечение таки пациентов – крайне тяжелое и зачастую требует много времени и сил, ведь терапевт выступает в прямом смысле «врагом» идеалов больного и авторитету духовного лидера.

Гипотеза 6: нетолерантность к неизвестности

Некоторые специалисты выделяют закономерную связь между тотальным неприятием неизвестности (неопределенность вызывает панический страх у пациента). Однако такая причина скорее оправдывает фобию у людей с достаточно развитым зерном рационализма: ведь то, что они не могут объяснить через здравую логику либо ненужно, либо потенциально опасно. А поскольку смерть – явление неизбежное, оно приобретает для таких людей характер гротескной опасности.

Гипотеза 7: невротический сверхконтроль

Здесь встает проблема нездорового перфекционизма и попыток полностью взять под контроль все сферы своей жизни: от внешних, до внутренних. Такой педантизм, однако, со временем сталкивается с серьезной проблемой: ведь можно контролировать каждый свой шаг, но контролировать биологические процессы и циклы организма – невозможно.

Возникает страх утери контроля, который компенсируется еще большими ограничениями, начинают контролироваться даже самые мельчайшие моменты рутины. Со временем возникает чувство неизбежности гибели, которое может сопровождаться обсессивно-компульсивным расстройством.

Отличительные черты танатофобии

Можно ли победить страх смерти, не понимая его структуры? Навряд ли. Поэтому рассмотрим клиническую картину болезни.

В клинике фобии чаще обнаруживается не сам страх смерти как данное, а именно явления, которые сопутствуют (в мыслях больных) процессу умирания. Страх смерти может быть симптомом некоторой нозофобии, которой связан с переживаниями по поводу мучительной и длительной смерти от какой-либо болезни.

У других пациентов (чаще – эгоцентричных) страх смерти проявляется в тревоге перед тем, что на последнем этапе своей жизни они превратятся в «ни на что негодных старцев», которые утратят разум и не смогут банально даже самообслуживать себя. Страх перед тем, что старость вынудит их прибегать к помощи третьих лиц находит корни в страхе перед смертью, перед которой этот период и наступит. Этот же анамнез характерен и для больных, в истории которых присутствовали расстройства типа ипохондрии.

Для людей 40+ страх смерти может являться следствием фрустрации их потребности в наставничестве. То есть большинство людей к этому возрасту испытывают закономерную нужду в обучении своих детей, уходе и заботе, обеспечения их благополучия и поддержки. Здесь страх смерти приравнивается к боязни потерять контроль за родственниками, что приведет их, в мыслях пациента, к жизненному фиаско.

Для родителей-«одиночек» свойственен страх смерти как форма опасения за «продвижение» детей в дальнейшей жизни. В их представлениях собственная кончина неразрывно связана с неблагополучием своих детей, что приводит к навязчивым идеям и переживаниям по поводу смерти.

Стоит принять тот факт, что временами появляющаяся тревога за собственную жизнь – это нормальная реакция человеческой психика на, например, перегрузку организма.

Однако российские психотерапевты, работающие с подростками, приводят печальную статистику, что в последние годы боязнь смерти стала с закономерной частотой проявляться у старших подростков и даже детей.

Пациенты с поставленным диагнозом танатофобии зачастую страдают и от сопутствующих расстройств, которые так или иначе связаны с тематикой смерти. Например, больные могут панически бояться символов смерти: надгробий, крестов, покойников и т.п. Иногда появляются и абсолютно иррациональные вторичные страхи, вроде боязни «вестников» смерти, призраков и другой мистики.

Симптомы фобии

Как и другие тревожные нарушения, боязнь смерти обнаруживается не только в очевидной пациенту тревоги относительно смерти, но и несет в себе латентные (недоступные прямому наблюдению) симптомы и проявления.

Итак, первый знак того, что переживания по поводу кончины имеют фобическую природу – это принципиальная объектность страха. То есть пациент не может представить себе «смерть в принципе», в его сознании присутствует либо ограниченный репертуар этого явления, либо вообще проявляется ригидность и зацикленность на конкретной форме смерти. В большинстве своем, это либо «страшные» смерти, либо какие-то виды, связанные с травматическим опытом. Например, один пациент боялся захлебнуться, когда пьет молоко (и только его), поскольку в детстве его заставляли это делать против его воли. Психика «перенаправила» отвращение и травматичный опыт в нелепый страх смерти.

Некоторые пациенты как бы «проектируют» свою смерть и начинают активно избегать ее. Например, если больному кажется, что он умрет от падения кирпича с крыши дома, то он начинает активно избегать прогулок возле стен, постоянно смотрит наверх, да и в принципе может стараться не выходить из дома. Кстати, нередко эта фобия связана с некоторыми нозофобиями, например – канцерофобией. Больной, думающий, что он умрет от онкологии, начинает либо избегать посещения больниц, либо наоборот готов проводить сутки в медучреждениях.

Такое странное (обсессивное) поведение сочетается с нарушениями на физиологическом уровне:

  • страдает сон – больному трудно засыпать и просыпаться, мучают повторяющиеся кошмары;
  • снижение аппетита и как следствие – потеря веса;
  • сексуальные дисфункции;
  • появление вторичной невротической симптоматики, псевдоболей.

Такие неявные фобические знаки достаточно сильно влияют на жизнь больного. Пациент живет не просто постоянным «пережевыванием» мыслей о своей смерти, но чувствует ненаправленное беспокойство, иногда слезливость и агрессивность. В принципе, планомерно состояние больного скатывается в депрессивное.

Тяжелое течение и его последствия

Люди с таким диагнозом сталкиваются с рядом неприятных явлений:

Без соответствующего лечения, психокоррекции и восстановительной терапии, боязнь смерти абсолютно перестраивает жизнь человека, изменяя его личностные черты, которые скорректировать в рамках любого направления крайне тяжело.

Лечение

Итак, как же избавиться от страха смерти? Поскольку эта фобия достаточно тяжела для коррекции, на начальных стадиях необходимо обратиться к психиатру для дифференциальной диагностики и установления тяжести расстройства.

На втором этапе назначается консультация у патопсихолога, который проводит диагностику, направленную на установление глубины дефектов личности и психических функций, а также определения способа их коррекции.

При тяжелом течении могут назначаться различные препараты класса гипнотиков или транквилизаторов, направленных на нормализацию сна и снижения уровня стресса.

Помимо всего вышеназванного, бороться со страхом смерти приходится и в кабинете психотерапевта. Чтобы не оставлять иллюзий, скажем, что психотерапевтическая коррекция страха смерти – это долгий и трудоемкий для пациента процесс.

„Тревога - это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. Это тревога небытия, осознание собственной конечности как конечности“. Пауль Тиллих

В случае смерти под вопросом - наше существо в целом,

наше "быть", а не "иметь"

Владимир Янкелевич

"Наконец, нам бросают горсть земли на голову,

и это навсегда"

Блэз паскаль

Тревога смерти связана с осознанием свойства бытия, которое мы определили как КОНЕЧНОСТЬ или ПРЕХОДЯЩЕСТЬ . В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Если люди обеспокоены предстоящей смертью другого, то здесь мы имеем место с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ . Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты.

Конечно, смерть другого всегда будет "примеряться" и на самого себя. И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице.

Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём. Пока не наступит самое последнее будущее, именуемое смертью.

Наша смерть одновременно далека и чрезвычайно близка. Любая болезнь, самый маленький вирус, любое событие и любой предмет из нашего окружения могут стать причиной нашей смерти или способствовать тому, что мы исчезнем. Крошечный участок льда на асфальте, потрескавшаяся штукатурка на фасаде дома, мимо которого мы проходим, проезжающая мимо машина - нужно не так уж и много чтобы нас не стало.

Всё в нашей жизни проникнуто смертью. Можно сказать, что любой страх - это в конечном счете проявление тревоги смерти (недаром Пауль Тиллих отмечал, что именно тревога небытия и делает страх по-настоящему страшным). Даже многие развлечения, особенно экстремального характера (будь то подводное плавание, альпинизм, спуск в пещеру, американские горки, полёты на дельтаплане, горнолыжный спорт) - это попытка проявить своё мужество, испытывая риск. А любой риск - лишь тогда риск, когда он грозит обернуться фатальным исходом (даже если возможность такого исхода и чрезвычайно невысока).

В основе тревоги смерти лежит осознание того, что реальность собственного бытия со всеми его опорами и категориями попросту исчезнет в какой-то момент.

Исчезнет время - и не будет больше будущего, в которое мы стремимся в нашем бытии. Ведь смерть - это "будущее из будущих, самое последнее будущее" (Владимир Янкелевич). Мы сами станем прошлым - но не для нас, а для тех, кто останется после нас.

Исчезнет пространство, которое мы занимали, и весь наш мир превратится в ничто. И наше „место уже не будет знать" нас (Книга Иова).

Та субстанция, которая составляла основу нашей личности - наше Я, наша самость - перестанет существовать. Тело останется до поры до времени видимым и осязаемым (хотя уже и не нами) - но что толку от такой неподвижной и бесполезной "субстанции" после смерти.

Вброшенные в бытие по какой-то причине, сами ставшие причинами многих причин, мы вдруг - в мгновение ока - потеряем возможность совершать поступки.

Вот что значит смерть... И это невозможно постичь... Это можно лишь издали осознавать...

Нашу жизнь Мартин Хайдеггер назвал "бытием к смерти", имея в виду, что смерть не только является частью бытия ("с мерть в широчайшем смысле есть феномен жизни "), но и сопровождает нас на каждом шагу. Каждое мгновение нашей жизни мы рискуем провалиться в НЕБЫТИЕ, обратиться в НИЧТО. Мы не можем себе представить „НИЧТО“ рационально – не можем представить, что нас может когда-нибудь не быть (да что может! когда-нибудь не будет – и знание, и опыт непрестанно нашептывают нам: „Рано или поздно ты умрёшь"). Именно поэтому тревога смерти - постоянный спутник человека, основа всех других видов тревоги и главная причина всех страхов. Неважно - осознаем ли мы ее или нет - она всегда с нами.

Владимир Янкелевич в своем трактате "О смерти" блестяще сформулировал эту взаимопереплетенность жизни и смерти: "Жизнь облечена в смерть и вместе с тем пронизана смертью; она с начала до конца окутана смертью, проникнута и пропитана ею. Жизнь говорит нам о смерти, более того -только о смерти она и говорит. Смерть оказывается остаточным элементом любой проблемы. Все говорит мне о смерти... но не впрямую, а косвенно, иероглифами и намеками".

Ролло Мэй, говоря о вездесущности тревоги, подчеркивал, что тревога - это сознавание человеком того факта, что каждый из нас является бытием, противостоящим небытию. "Небытие – это все, что разрушает бытие: смерть, тяжелая болезнь, человеческая враждебность, внезапные перемены, которые отрывают нас от наших психологических корней. В любом случае тревога – это реакция на столкновение человека с разрушением существования или того, что он с ним отождествляет" (Ролло Мэй).

ВИДЕО "ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ"

Материал в формате PowerPoint:

ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ

Живущий в нашем бессознательном зловещий, цепенящий, примитивный ужас смерти „составляет часть самой ткани бытия, существует до и вне всякого языка и образа и развивается очень рано, еще до формирования четких понятий“ (Ирвин Ялом).

Пауль Тиллих подчеркивал, что тревогу смерти порождает не абстрактное знание о небытии, о том, что всё – преходяще, не то, что другие умирают, но „осознание того, что небытие составляет часть нашего собственного бытия“, скрытое осознание неизбежности собственной смерти, собственной конечности. Он утверждает, что „небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки; небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования; небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами“. Далее он отмечает, что в переживании человеком близости собственной смерти важен не страх смерти, т.е. страх перед мигом умирания, а ощущение неизбежности смерти, когда небытие воспринимается “изнутри”. «Страх небытия потенциально присутствует в каждом мгновении. Он пронизывает бытие человека, охватывает душу и тело и определяет духовную жизнь».

Герман Файфел, исследовавший отношение людей к смерти, выявил, что "с одной стороны, отношение к смерти представляет собой стоическое или скептическое понимание ее неизбежности или подавление мыслей о смерти; с другой стороны, идеалистическое представления о смерти состоит в том, что ее признают как придающую жизни смысл или считают ее началом настоящей жизни человека... С одной стороны, смерть рассматривается как "стена", главная личная катастрофа, а суицид как проявление слабоумия; с другой стороны, смерть рассматривается как "дверь", момент времени на пути в вечность".

Эрнест Беккер отмечал, что «наша "универсальная амбиция" – "процветание", а смерть – главный враг, с которым мы должны бороться». То есть смерть для многих является помехой на пути реализации своего предназначения, заключающегося в преумножении того, что мы можем иметь. Люди пытаются стать выше смерти, укрепляя свою субстанцию, знача что-то.

Описывая МОДУСЫ БЫТИЯ („Иметь или Быть“), Э. Фромм подчеркивал, что „страх смерти – это, в сущности, не совсем то, что нам кажется: это не страх, что жизнь прекратится“. Это, скорее, страх потери своей собственности (собственного тела, своей ИДЕНТИЧНОСТИ , собственного „Я“) при столкновении с бездной небытия. И именно тот, кто руководствуется в своей жизни принципом ОБЛАДАНИЯ , должен больше всего бояться смерти – ибо мы никакими силами не можем удержать то, что, казалось бы, нам принадлежит.

Тревога смерти имеет основанием УЖАС, являющийся немотивированным чувством по отношению к какому-то невыразимому событию, которое должно случиться. УЖАС СМЕРТИ есть невысказываемое чувство паники перед НИЧТО смертного мгновения, ужас "перехода" (Жак Мадоль).

Но этим переходом дело не ограничивается. ведь он ведет не просто в НИЧТО... Как пишет Владимир Янкелевич, "окончательность последнего мгновения несет с собой не БОЛЬШЕ НИЧЕГО, а БОЛЬШЕ НИЧЕГО НА ВСЕ ВРЕМЕНА. "Больше никогда" - вневременная формула небытия... Для того чтобы смерть была действительно смертью, …небытие должно быть необратимым (поскольку оно не будет иметь конца). Небытие начинается сегодня вечером и будет продолжаться всегда! Умирают только один раз, и это происходит навсегда! Понимаете ли вы, что означают эти три слога: на-всег-да? Наш разум может осмыслить их без труда, и тем не менее мы не способны полностью осознать эту мысль, т. е. без содрогания принять ее всерьез".

Мир "по ту сторону" смерти представляется как вариант нашего мира, но со своими, нам прежде не известными угрозами и опасностями. Это уже не НИЧТО, а НЕЧТО. То есть то, перед чем можно испытывать страх. Ведь страх всегда мотивирован неким существующим предметом или явлением, которые вполне могут быть названы или представлены самому себе в воображении.

Страхи потустороннего мира, загробной жизни и посмертного существования являются "лишь предлогом, освобождающим нас от необходимости признаваться в действительном оцепенении, испытываемом нами перед последним мгновением... Человек, охваченный ужасом, заменяет необоснованную фобию мгновения субстанциональными опасностями потустороннего мира для своего собственного успокоения. Человек маскирует свой ужасный и необъяснимый страх под вполне объяснимый, который и выдается за тот, который как будто он испытывает" (Владимир Янкелевич).

Ужас перед моментом умирания и страх перед тем, что БУДЕТ после смерти взаимно дополняют друг друга.

Как мы уже отмечали, личная смерть воспринимается человеком по-разному в зависимости от ее "отдаленности" от человека. Точнее в зависимости от того, на каком отдалении от себя человек воспринимает свою предстоящую смерть. Главными свойствами смерти являются ее непременность (то есть "обязательность") и неопределенность того, как и когда она случится.

Владимир Янкелевич отмечает, что "тот, кто находится на мгновение от смерти, может быть от нее так же далек, как и самый молодой человек, и самый далекий от нее юнец. Иначе говоря, самый удаленный от смерти знает о ней столько же, сколько и находящийся от нее совсем рядом". То есть для большинства людей смерть всегда находится в неопределенном будущем, что действует успокаивающе.

Но приговоренные к смерти должны испытывать ужаснейшие муки, ибо их сознание буквально приковано к приближению рокового мгновения последнего срока. И время ожидания, "этот конечный отрезок времени, который в конце концов приводит к нулевой точке, т. е. к смерти, сам по себе уже является мертвым временем" (Владимир Янкелевич).

Но так живут не только приговоренные к казни... Такие муки испытывают и те, кому нагадано умереть в таком-то возрасте... И те, которые сами себе "отпустили" столько-то лет жизни... Будущее, столь важное для человека, постоянно сокращается.

По словам Владимира Янкелевича, последние дни и даже годы для таких людей - "это время песочных и водяных часов. С каждым ушедшим в прошлое мгновением сокращается оставшееся для жизни время: есть какое-то определенное количество возможностей, которое постепенно расходуется и в конечном счете будет израсходовано... И время, которое еще остается у него в запасе, как бы отмеренное хронометром, продлению не подлежит, ибо возможности его становления исчерпаны. Черпая из ограниченных ресурсов, время приговоренного к смерти теряет свою способность к созиданию и обновлению; надежды на лучшее больше нет... Отсутствие будущности (того, что лежит в основе бесконечного становления) - вот тупик, куда попадает человек, когда знание своего смертного часа скрывает от него любую перспективу реального завтра".

Такой учет времени порождает в обреченном человеке болезненную жадность и тревожную боязнь потерять время, что выливается, однако, именно в потерю времени: оно зачастую будет тратиться лишь на подсчеты времени, оставшегося в распоряжении.

Тревога заставляет лихорадочно переходить от надежды к отчаянию… От чистого отчаяния, плотного и сконцентрированного, вообще никуда не деться.

Смерть предстаёт в восприятии людей в различных обликах. Литература, музыка и изобразительное искусство являют нам бесконечные вереницы образов смерти (ссылки на некоторые произведения находятся в соответствующем разделе). Детские страхи имеют свое продолжение и у взрослых: темнота, кладбище, разные приведения, кикиморы и прочая нежить – всё может пугать уничтожением. Состояния, в которых человек теряет контроль над ситуацией (например, наркоз или даже сон), могут страшить нас возможностью исчезновения. Людей, ориентированных на стабильность, надежность и определенность пугает неизвестность часа смерти. Это для них невыносимо, поскольку время ухода из жизни неподвластно их контролю.

А вот то, что мы обычно считаем страхом смерти (Диггори и Ротманн, цитируется по Ирвину Ялому):

1. Моя смерть причинит горе моим родным и друзьям.
2. Всем моим планам и начинаниям придет конец.
3. Процесс умирания может быть мучительным.
4. Я уже не смогу заботиться о тех, кто зависит от меня.
5. Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.
6. Я боюсь того, что будет с моим телом после смерти.

В конечном счете – это как раз то, о чем Пауль Тиллих говорил: „Тревога стремится стать страхом“. Все эти страхи - лишь прикрытие базальной, экзистенциальной тревоги.

Экзистенциальные составляющие тревоги смерти видятся нам в следующем:

Представление о жутком и непреходящем одиночестве в процессе умирания;
„Невозможность дальнейших возможностей“ (Мартин Хайдеггер). Например:
 Невозможность быть ПРИЧИНОЙ (нет возможности приложения ВОЛИ)
 Невозможность межчеловеческих отношений (Здесь прослеживается связь тревоги смерти с ТРЕВОГОЙ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА . Ведь, как пишет Дж. Конрад, "в смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте".)
 Невозможность дальнейшего постижения СМЫСЛОВ
 Невозможность познавать и переживать

Необходимо отличать страхи в связи с тем, что связано со смертью (страх перед тем, что наступит после смерти; страх "события", процесса умирания; беспокойство о родных, которые будут страдать) от собственно тревоги смерти – „прекращения бытия“ (уничтожения, исчезновения, превращения в НИЧТО).

В той мере, в какой это «страх», пишет Пауль Тиллих, его объект – предчувствие смертельного заболевания или несчастного случая, предсмертных страданий и утраты всего. «Но в той мере, в какой это «тревога», - продолжает он, - ее объект - абсолютная неизвестность состояния «после смерти», небытие, которое останется небытием, даже если наполнить его образами из нашего нынешнего опыта. Именно тревога неспособности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе».

Ирвин Ялом описывает связанные с мыслями о смерти страхи и чувства, не являющиеся, в действительности, тревогой смерти:

Беспомощность;
страх перед болью и страданиями умирания;
страх неизвестности;
беспокойство за семью;
страх за своё тело;
одиночество после смерти;
регрессия;
страх перед посмертным существованием;
иррациональные страхи образа смерти.

Страх беспомощности, опасение страданий, которые может принести с собой умирание – это не страх смерти, а беспокойство, что жизнь может стать тогда невыносимой. Однако, согласно Виктору Франклу, именно на этом этапе жизни человек может обрести смысл в страдании, обратясь к ценностям личных жизненных установок, проявив себя как личность вопреки ударам судьбы, доказав способность к росту даже в свои последние дни и часы.

Многие озабочены состоянием своего здоровья и стремятся выявить и устранить возможные причины смерти (таковы, например, ипохондрики): бояться можно всего: болезней, экологически нечистых или пропитанных химикалиями продуктов, загазованного воздуха крупных городов, вторжения инопланетян, глобального потепления, аварии атомной электростанции. Многие опасности находятся вне нашего контроля. Какие-то опасности можно и уменьшить. Но в борьбе ли с подобным злом и в постоянных размышлениях о нём состоит смысл жизни? Стоит ли на это тратить бесценные мгновения бытия?

Если в эпицентре страха смерти находится обусловленная ею необходимость расставания с родными и близкими, стоит задаться вопросами: а был ли я достаточно чуток прежде и внимателен ли я по-настоящему сейчас к дорогим мне людям, раскрываюсь ли я полностью навстречу им, отдаю ли я себя им внутренне полностью, что я могу сделать, чтобы сделать отношения лучше, чтобы наверстать упущенное, пока жизнь еще дарит нам такую возможность? Каждое мгновение уникально, упущенного не воротишь – и важно жить так, как будто смерть уже стоит за нашей спиной: пока не поздно – что-то исправить, завершить незавершённое, подарить больше любви. Дальше может быть поздно: каждое мгновение может оказаться последним.

Тревога небытия провоцируется самыми различными ситуациями. В частности, межчеловеческие отношения - один из таких провоцирующих факторов.
Ирвин Ялом указывает, что страх смерти может пробуждаться как слиянием с другими людьми (когда человек переживает "растворение" себя в другом - как бы исчезновение собственного Я), так и при отказе от такого слияния, при стремлении к одиночеству.

"Нужно терпение, чтобы страдать, и мужество, чтобы умереть, - пишет Владимир Янкелевич, - Никто не может освободить меня от этого испытания, в котором я оказываюсь совершенно одинок. Последнее мгновенье исключает спутников. Можно "помочь" одинокому умирающему, иными словами, не оставлять человека в смертный час вплоть до предпоследнего мига, но невозможно избавить его от самостоятельного, личного предстояния последнему мгновенью. Даже если мы окружены близкими, этот наводящий на нас ужас порог нам приходится переступать в одиночку, здесь никто никого не может заменить, и каждый должен один на один выступить навстречу смерти. Этот порог мы должны будем преодолеть в самом мучительном одиночестве".

Одиночество является одной из составляющих тревоги смерти. Предельное одиночество перед лицом смерти состоит в том, что смерть любого человека - это только его "дело". Никто не может умереть за него. Человек стоит один на один со своей смертью, потому что никто не может отдать за него жизнь (если, конечно, отвлечься от метафорического понимания этого выражения). Как говорил Хайдеггер, "никто не может снять с другого его умирание ".

Одиночество (согласно Ялому) многократно усиливает страх смерти. Особенно наглядно это проявляется в случае неизлечимой болезни, когда здоровые пытаются избежать общения с умирающим, а сам умирающий не хочет вовлекать своих близких в мрачные и безнадёжные глубины своего мира.

Смерть, небытие, ничто - эти понятия невозможно осознать окончательно и во всей полноте. Ничто может в какой-то мере метафорически восприниматься как пустота. Поэтому, наверное, человек так боится пустоты и избегает всего, что может её символизировать – будь это пустая квартира, пустые отношения, незанятость времени. По-настоящему заполнить пустоту жизни может лишь смысл. Здесь мы подошли вплотную к важной составляющей тревоги смерти.

Ссылаясь на Черил Годлей, Ирвин Ялом писал, что имеется обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Страх смерти усиливается от ощущения непрожитой жизни. Именно поэтому от страха смерти помогает полная жизнь и бытие самим собой!!!

Альфрид Лэнгле спрашивает: „Отчего смерть становится ужасом жизни? Что делает смерть врагом и не позволяет нам принять ее?». В качестве главной причины он называет упущенную жизнь, «упущенные в многочисленных жизненных ситуациях возможности: любить, действовать, страдать».

Тот, кто стремится лишь обладать, в действительности „не живёт“ – и испытывает гораздо больший страх смерти. Страх смерти основывается на неутоленной потребности жить насыщенно и целостно.

Альфрид Лэнгле подчеркивает: «Смерть становится страшной из-за того, что человек чувствует: по-настоящему он и не жил. Смерть становится страшной, если человек ощущает, что жизнь еще не постигнута, еще не охвачена во всей своей полноте. Смерть приходит слишком рано, когда все, что происходило до этого, жизнью назвать нельзя. До тех пор, пока отдается глубинной болью тоска по целостной и полнокровной жизни, пока эта жажда не утолена, человек внутренне восстает, не желая умирать от жажды. Хуже всего, если жизнь упущена по собственной вине. Каждое упущенное мгновение содержит в себе нечто важное, правильное, достойное того, чтобы это воплощать и отстаивать... В оля к осмысленной, полноценной жизни представляет собой движущую силу, нереализованность которой скрывается в страхе смерти. Мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так, что это зачем-то нужно, и потому очень трудно согласиться с мыслью, что жизнь была прожита впустую. Если осмысленная жизнь не удалась, явное противоречие между интуитивным пониманием бытия и реально прожитой жизнью порождает ОТЧАЯНИЕ ».

И это отчаяние усиливает многократно тревогу в связи с осознаванием того, что жизнь конечна и смерть может прийти в самое "неподходящее" мгновение, когда уже ничего невозможно исправить.

Танатофобия или страх смерти – это достаточно частое явление. Его связывают со многими причинами и даже делят на подгруппы по этому принципу. Страх смерти является абсолютно нормальной стороной жизни, ведь никому не хочется преждевременно покидать наш мир . Но иногда он выходит за рамки разумного, становится навязчивым и просто мешает нормальной жизни. Такое состояние обычно требует помощи специалистов.

Причин и возможных осложнений танатофобии может быть очень много, поэтому очень важно правильно провести диагностику и выбрать правильные методы борьбы с данной фобией. Нужно понимать, что человек, который абсолютно не боится смерти, это также нездоровое явление, поэтому избавляться от этого страха нужно не всегда. Важно просто добиться, чтобы этот страх был здоровым и не превышал пределов благоразумной осторожности.

Что такое страх смерти?

Бояться смерти – это нормально , кто-то боится покинуть привычный мир или перестать существовать, кто-то боится самого процесса умирания и связанных с ним ощущений, кто-то просто боится. Но пока этот страх не мешает нормальной жизни, считать его фобией нельзя. Исследований природы данного страха проводилось немало, и они показали любопытные результаты, например, женщины больше боятся смерти, чем мужчины. Скорее, это связано с большей способностью женщин признавать свои страхи и большей ответственностью женщин перед близкими, которых придется покинуть, умирая.

Давно подмечено некоторое противоречие в исследования страха смерти среди молодежи и пожилых. Оказывается, молодые люди гораздо сильнее боятся смерти, нежели пожилые, которым смерть гораздо ближе. На самом деле это абсолютно закономерно, у молодых впереди много планов и они не хотят отказывать от их осуществления. Кроме того, они больше боятся болезненных ощущений, которые сопутствуют смерти.

Старики в большинстве успевают сделать все запланированное, впереди у них только угасание, поэтому перспектива близкого конца пугает их меньше. Кроме того многие пожилые люди страдают от разнообразных заболеваний и смерть кажется им избавлением от проблем и болезней . Очень мало страдают от страха смерти пожилые пациенты хосписов, это связывают с тем, что они там получают поддержку, в том числе и психологическую, от персонала и смиряются с необходимостью в скором времени покидать этот мир.

Формы страха смерти

Сказать, что человек боится смерти недостаточно, так как формы этого страха сильно отличаются у разных людей. Существует очень много фактов, связанных со смертью, которые пугают гораздо больше, чем сама смерть, их необходимо рассмотреть подробнее и изучить.

Страх перед неизвестностью также не редок. Никто ведь не знает, что такое на самом деле смерть и есть ли что-то после нее. Понять смерть невозможно, так как никто пока не ожил и не рассказал, как оно. Поэтому, как любая неизвестность, смерть пугает и отталкивает.

Страх полного исчезновения или вечного наказания. Эти страхи обычно навязываются религией, ведь большинство распространенных у нас религий утверждают, что после смерти грешники будут наказаны, а так как понятие греха не совсем конкретно, то наказание может ждать практически любого человека. Атеисты в свою очередь верят, что никакого загробного существования не бывает, поэтому опасаются полного исчезновения себя. Представить, как это не существовать и не мыслить, не может ни один человек, поэтому это пугает.

Страх потерять контроль характерен очень собранным и дисциплинированным людям. Они не могут смириться со смертью, как с неподконтрольным явлением и поэтому боятся ее. У них также может развиваться страх болезни или ипохондрия, так как болезнь тоже не всегда подвластна людям.

Страхи, связанные с родственниками или душевными страданиями – отдельный вид страхов. Часто люди боятся умереть, потому что после их ухода некому будет позаботиться о детях или больных родственниках. Часто такое люди боятся разлуки с любимыми и поэтому очень опасаются внезапной смерти.

Страх перед умиранием также часто пугает людей. Пугает сам процесс умирания, который может оказаться весьма болезненным, а также ситуация, когда придется умирать, например, в больнице в одиночестве без возможности попрощаться с родными.

Причины, вызывающие развитие страха смерти

Причин, по которым мы вдруг начинаем бояться смерти, может быть очень много. В каждом конкретном случае причина своя, но большинство и них можно разделить на несколько условных групп.

Переход жизни из одной фазы в другую или переход на новый этап развития . Очень часто страх перед смертью появляется в так называемые кризисные или переходные возрасты. Первые вопросы о смерти, и как следствие страх, появляются у детей в возрасте четырех-шести лет. Затем возникновение таких страхов наиболее вероятно в возрасте десяти-двенадцати лет, а также семнадцати-двадцати четырех и от тридцати пяти до пятидесяти пяти лет. Чем старше становится человек, тем менее вероятно у него развитие страха смерти.

Вторая причина – повышенная тревожность. Люди с высоким уровнем тревожности часто страдают от необоснованных и в частности от страха смерти. Даже если в жизни у них все хорошо, они будут находиться причины бояться. Например, бояться потерять свое благополучие из-за внезапной смерти.

Еще одна частая причина страха смерти – кризис веры. У большинства людей, даже атеистов, есть свои убеждения по поводу того, что будет после смерти. Если эти убеждения вдруг теряются, приходят сомнения и, как следствие, страх перед смертью.

Потеря здоровья, доходов, возможностей также часто провоцируют появление страха смерти. Обычно это происходит после 40-50-ти лет. Человек ощущает, что молодость и здоровье уходят, наступает старость и близится конец, которого очень не хочется. Это одни из причин кризиса среднего возраста и страха перед смертью.

Когда страх переходит в фобию…

Страх смерти является абсолютно нормальным, пока он не переходит границ самосохранения. Например, именно он заставляет нас пристегиваться в машинах, не скакать с обрывов и не делать прочих глупостей. Нормальный страх заставляет нас заботиться о своем благополучии и о том, что мы оставим на земле после себя.

Но, если страх перед смертью выходит на пределы нормальности, он может стать настоящей проблемой и обузой. Такой страх называют танатофобией, и обычно без помощи психотерапевта справиться с ним бывает непросто. Танатофобия накладывает свой отпечаток на все решения, принимаемые человеком , и может сделать его безынициативным и вялым, так как «зачем что-то делать, все равно ведь умру скоро».

Другая крайность – желание все успеть и все попробовать перед скорой смертью. Кроме того, человек может просто перестать что-то делать, скованный страхом умереть в любую минуту. В таких ситуациях помощь нужна немедленно.

Танатофобия часто сопровождается родственными расстройствами, например, некрофобией – боязнью всего, что связано с мертвыми и погребением . Даже вид надгробия или ритуальной корзины с цветами может перепугать такого человека.

Как избавиться от танатофобии (Видео)

Лечение, применяемое при танатофобии, сильно зависит от тяжести состояния и целей пациента. В зависимости от сложившихся обстоятельств лечение может быть начато с когнитивно-поведенческой терапии, но применяются и другие методы, в том числе и медикаментозные.

Сложность лечения страха смерти состоит в том, что он не связан с какими-то конкретными провоцирующими факторами, например, как или арахнофобия. Страх смерти может преследовать постоянно, вне зависимости от окружающей обстановки. Часто страхи усиливаются ночью, в темноте.

Но вылечиться от навязчивого страха смерти возможно, и первый шаг – признание проблемы. Необходимо собраться с силами и проанализировать все свои страхи, желательно даже записать их на бумаге. Сделать это трудно и неприятно, но надо. После этого, когда появляются страхи и неприятные ощущения, необходимо проанализировать причины их появления. Постепенно пациенты понимают, что их страхи не имеют под собой никакого фундамента.

Очень важным способом лечения танатафобии является гипноз. В зависимости от сложности ситуации может понадобиться разное количество сеансов гипноза, но в среднем после 6-8 сеансов пациенты полностью забывают о своих страхах. Если страх смерти сопровождается депрессией, иногда приходится использовать медикаментозное лечение и назначать пациентам транквилизаторы и антидепрессанты.

Танатофобия – патологический страх смерти, как правило, самый сильный страх человека. Этот страх умереть отличается неконтролируемыми навязчивыми состояниями. Из всех фобий он наиболее тяжело поддается лечению.

Практически всем людям свойствен страх перед смертью. И это можно назвать скорее нормой, чем отклонением. Ведь нормальный, здоровый страх смерти обусловлен самим инстинктом самосохранение и необходим любому живому существу для того, чтобы уберечь себя от опасных для жизни факторов. Скорее, не бояться смерти совсем – вот что может быть отклонением.

Так почему же людей посещает чувство страха смерти? Прежде всего, нас пугает неизвестность и невозможность объяснить суть этого явления. Человечество до сих пор спорит о проблеме страха смерти: является ли она даром свыше и избавлением от мирской суеты, или смерть – это глобальное зло, которое несет лишь горе и разрушение. Люди по-разному объясняют это явление. Кто-то говорит о продолжении духовной жизни после отмирания физического тела, а кто-то твердо уверен в полном прекращении существования вместе со смертью мозга.

Так или иначе, реакция на угрозу для жизни в форме страха, отчаяния, беспокойства является абсолютной нормой.

Человек же, подверженный такому тревожно-фобическому расстройству, как танатофобия, испытывает необъективную тревожность и чувство страха смерти при отсутствии источника опасности. Предметом страха танатофоба становятся следующие вопросы: «что будет после смерти?», «каково это – чувствовать, что я умираю?». Некоторые танатофобы впадают в глубокую депрессию, поскольку начинают видеть жизнь как бессмысленную, безрадостную повседневность, которая лишь с каждой минутой приближает человека к смерти.

Так или иначе, все живые существа являются смертными. Да и неживая природа – конечна: разрушаются горы, высыхают моря, даже звезды имеют свой срок жизни, по окончании которого гаснут или взрываются. Танатофобу необходимо адекватно воспринимать факт того, что жизнь конечна. Многие из них рано или поздно осознают тяжесть существования в вечном страхе и обращаются за медицинской помощью. В противном случае танатофобия имеет свойство прогрессировать, трансформируясь в неврозы, острые психотические синдромы, вызывая затяжные депрессивные состояния.

При диагностировании танатофобии часто выявляется ряд других сложных психологических проблем. Нередко сильный страх смерти сопровождает серьезные психические отклонения. Вот почему танатофобию крайне не рекомендуется лечить самостоятельно: ведь только специалист может выявить закономерности развития тревожного расстройства и назначить лечение с учетом наличия других заболеваний. Такое неумелое вмешательство, как самолечение, может обернуться для индивида трагически, если имеют место быть суицидальные наклонности, расстройство личности, острые психозы.

Танатофобия: причины и появления

Психологи и психиатры утверждают: нет однозначной причины, которая вызывает данное заболевание. Его может спровоцировать любой фактор, а чаще всего развитие фобий провоцирует совокупность причин. Тем не менее, значимыми факторами, провоцирующими танатофобию, являются генетика, наследственная предрасположенность, влияние общественной жизни, травмы из детства. Существует и ряд других теорий, которые на данный момент подлежат изучению.

Танатофобия. Теория 1.

Пусковым механизмом для развития страха умереть может стать личный опыт наблюдения смерти или трагической гибели человека, зачастую близкого и дорогого. Особенно, если это была неожиданная смерть. Обычно после таких событий человек начинает искать причины, выяснять магическую, фатальную подоплеку произошедшего события. Он мучает себя вопросами: «почему именно этот человек погиб?», «чем он притянут неожиданную смерть в свою жизнь?», «что такое смерть, чувствует ли он что-нибудь ТАМ, в загробном мире?». Некоторые люди предпочитают даже обращаться к экстрасенсам и гадалкам в надежде найти ответы на свои вопросы. Сильная трагедия, гибель близкого человека накладывает глубокий отпечаток на психику и способствует развитию сильной тревожности, навязчивых мыслей о смерти. Человек живет трагедией, начинает переживать и за собственную жизнь, за жизни ближайшего окружения.

Танатофобия. Теория 2

Российские психологи и психиатры выдвигают теорию о так называемом «гипнотизировании» людей посредством СМИ. Сегодня интернет, телевидение, различная литература пестрят сообщениями о смертях, о трагической гибели людей. Многие обращают на это внимание. Особенно впечатлительные личности начинают сопереживать погибшим, которые, казалось бы, не имеют к ним никакого отношения. Наслушавшись о том, как неожиданно погибают люди, человек поневоле задумывается и о своей кончине.

Так появляется страх умереть, который при определенных обстоятельствах трансформируется в тревожное расстройство.

Танатофобия. Теория 3

Некоторые специалисты связывают развитие танатофобии с личностным кризисом. Развиваясь, личность рано или поздно задается вопросами о смысле бытия, о предназначении своего существования, о том, что есть смерть. Увлекаясь такими философскими темами, изучая соответствующую литературу, некоторые люди оказываются в тупике. Ведь ни один из научных философских трудов не может разрешить эти вопросы досконально, на 100%. Особо впечатлительный человек входит в состояние так называемого экзистенциального кризиса, что и вызывает навязчивую тревожность, затяжную и глубокую депрессию.

Танатофобия. Теория 4

Во сколько лет может возникнуть танатофобия? Ученые всего мира не могут дать однозначного ответа на этот вопрос. Однако, согласно статистике, наиболее часто симптомы фобии смерти встречаются у пациентов от 35 до 50 лет. О чем это говорит? Дело в том, что именно в этом возрастном периоде у большинства людей происходит так называемый кризис среднего возраста. Человек переосмысливает свою жизнь, подводит итоги о сделанном, пересматривает свои приоритеты. Приходит и осознание того, что значительный отрезок жизни уже прожит, накоплен багаж неоправданных ожиданий, несбывшихся надежд. Человек начинает осознавать, что некоторые вещи уже неосуществимы, невольно задумывается о конечности жизни. Такие философские размышления вкупе с возрастной депрессией – благоприятная почва для развития фобий.

Танатофобия. Теория 5

Некоторые специалисты отмечают, что страх смерти часто берет свое начало из религиозных верований. Пациенты, подверженные религиозному страху смерти – не редкость. И хотя в каждой религии значение смерти четко определено, расписано и то, что ждет человека в загробном мире, все равно имеет место быть страх неизвестности. Многие верующие также бояться попасть в ад или божьей кары – наказания за грехи в загробном мире.


И лечение танатофобии в таком случае сильно затруднено, поскольку религиозные страхи тяжело поддаются коррекции. Ведь лечащий психотерапевт выступает для больного отрицающим его убеждения оппонентом.

Танатофобия. Теория 6

Причиной танатофобии может стать фобия неизвестности – боязнь всего нового, непривычного, необъяснимого. Фобия неизвестности часто возникает у высокоинтеллектуальных людей с высшим образованием, любовью к науке, стремящихся к личностному развитию.

Танатофобия. Теория 7

Боязнь смерти развивается на фоне невозможности контролировать события. Существует такой тип личностей, которые привыкли все контролировать. Они стараются держать под контролем любые события своей жизни, а иногда и жизни окружающих. Смерть же – неизвестное явление, неподвластное контролю, которое может произойти в любой момент. Смерть невозможно запланировать. На фоне чего у педантичного, гиперответственного человека и развивается тревожность.

Особенности танатофобии

Во врачебной практике данное заболевание наиболее часто встречается в форме страха не перед самой смертью, а перед обстоятельствами, сопутствующими процессу угасания жизни. Для некоторых это – боязнь оказаться недееспособным. Люди боятся, что перед смертью не смогут позаботиться о себе, будут зависеть от других людей. Такая разновидность страха встречается у людей, которые страдают ипохондрией – боязнью болезней.

У пациентов средних лет, смысл жизни которых заключается в том, чтоб заботиться о детях и родных, обеспечивать их, ухаживать за ними, страх смерти базируется на чувстве заботы и беспокойстве о родственниках. Они боятся, что о них некому будет позаботиться, что они не справятся сами. Этим страхом чаще подвержены ответственные родители средних лет, или родители-одиночки. Особенно велик страх у тех, у кого имеются маленькие, несамостоятельные дети.

Нередко отмечается танатофория у подростков. Она может развиваться на фоне склонности к суициду, сложных отношений со сверстниками, в результате угроз расправы с их стороны или со стороны взрослых.


Танатофобия нередко сопровождается другими расстройствами, так или иначе связанными с боязнью смерти. Например, боязнью кладбищ, покойников, приведений, страхом похорон и ритуальных мероприятий.

Симптомы танатофобии

Как и любое тревожное расстройство, танатофобия проявляется как соматическими, так и психологическими симптомами. Поскольку объектом фобии является не смерть сама по себе, как явление, а мнимый инцидент собственной кончины, на подсознательном уровне больной связывает свой страх с рядом других страхов. То есть, симптомы танатофобии проявляются и на поведенческом уровне. Например, если больной опасается смерти в аварии, он будет тщательно избегать поездок в автомобиле, ни за что сам не сядет за руль. Человек, который опасается смерти от рака, будет тщательно следить за здоровьем, постоянно посещать врачей, проходить бесконечные обследования.

Такие поведенческие реакции неизменно приводят к соматическим последствиям, например:

  • нарушения сна;
  • кошмарные сновидения;
  • значительная потеря веса;
  • нарушения пищевого поведения;
  • снижение либидо;
  • болевой синдром различной локализации.

На психологическом уровне появляются следующие симптомы:

  • необъективная тревожность без каких-либо адекватных причин;
  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • плаксивость, излишняя обидчивость;
  • пессимизм;
  • постоянно мрачное настроение;
  • восприятие мира в «темных тонах»;
  • депрессивные состояния;
  • вялость, апатия;
  • довольно часто танатофобия сопровождается

Специалисты отмечают, что среди танатофобов наиболее часто встречаются личности со следующими чертами психики:

  • гиперэмоциональность;
  • излишняя впечатлительность;
  • подозрительность;
  • повышенная возбудимость;
  • низкая самооценка;
  • склонность к самокритике;
  • склонность к излишней фиксации внимания на переживаниях.

Многие пациенты с танатофобией – это творческие, одаренные личности, склонные к самоанализу, философским размышлениям. Зачастую они прямолинейны и упрямы: им тяжело дается приятие точки зрения или взгляда на вещи, отличных от их собственных. При этом их отличает энергичность, высокая работоспособность и повышенный энтузиазм во всем.

Последствия танатофобии

Если больной не принимает никаких мер для того, чтобы избавиться от танатофобии, последствия могут быть весьма плачевными. Уклад жизни человека с течением времени полностью изменяется, подвергается изменениям и его характер, привычки, цели в жизни. Существенно снижается ее качество.

Больной перестает контактировать с социумом или сокращает количество контактов до минимума. На фоне затяжной депрессии происходит разрыв отношений с близкими и друзьями. Также на второй план отходит профессиональная деятельность: у больного нет ни моральных, ни физических сил заниматься работой, а уж тем более, делать карьеру. Мотивация полностью снижается.

Существенно ухудшается общее состояние здоровья, что делает невозможным занятия спортом, активным отдыхом. На фоне длительной депрессии и интенсивной тревожности развиваются различные зависимости: табачная, алкогольная, наркотическая, медикаментозная.

Лечение танатофобии: как избавиться от страха смерти?

Как же вылечить танатофобию? Как избавиться от танатофобии самостоятельно, и возможно ли это? Поскольку данное расстройство может быть вызвано массой причин, почти всегда сопровождается рядом других психосоматических заболеваний, имеет различные формы тревожности, однозначно можно сказать, что самостоятельное излечение невозможно. Наоборот, занятие самолечением может лишь усугубить ситуацию. Лечение танатофобии должен проводить . Само лечение должно быть комплексным, и подразумевает диагностику, выявление предпосылок, сам процесс лечения (психологическую работу с пациентом и медикаментозное воздействие), а также курс реабилитации. Курс терапии назначается каждому больному индивидуально в зависимости от его типа личности, особенностей психики, степени запущенности заболевания и наличии сопутствующих расстройств.

Надеемся, что благодаря нашей статье вы смогли больше узнать о танатофобии и других расстройствах, ей сопутствующих. Боязнь смерти – распространенная фобия. Давайте вместе поможем бороться с ней и другим людям. Для этого достаточно просто сделать репост этой записи в социальной сети. Также мы будем рады вашим отзывам и комментариям.

Боязнь смерти — фобия, которая называется «танатофобия».

Иррациональные мысли или страх смерти приводят к фобии, известной как танатофобия. Очень тяжелые случаи боязни смерти часто негативно влияют на повседневное функционирование индивида, страдающего от этого состояния.

Часто он отказывается покинуть дом из-за этого страха. Разговоры или мысли о смерти (или что ждет после смерти) могут спровоцировать приступы паники у таких людей.

Танатофобия также известна как страх перед неизвестным, боязнь захоронения или страх быть погребённым.

Боязнь смерти — фобия и её причины.

Боязнь смерти относится к специфическому .

Как и в случае с некоторыми другими видами страхов и фобий, страх смерти возникает также из-за внешних событий (тяжёлое прошлое) или предрасположенность к экстремальным понятиям о смерти.

Будучи детьми, мы узнаём, что смерть неизбежна и непредсказуема. Но эти знания могут парализовать или даже сокрушить человека, страдающего Танатофобией.

Боязнь смерти — фобия и симптомы.

Одно лишь упоминание о смерти или образы или мысли оного могут вызвать панический страх у человека, страдающего танатофобией.

Вот эмоциональные, психические и физические симптомы, с которыми сталкиваются больные танатофобией:

Физические симптомы: головокружение, сухость во рту, потливость, повышенное сердцебиение, тошнота, боль в желудке, дрожь, ощущение удушья, боль или дискомфорт в груди, горячие или холодные вспышки, онемение и покалывание ощущений.

Психические симптомы: потеря контроля, чувство, что сходишь с ума или неконтролируемые реакции, прокручивание страшных мыслей, неспособность различать реальность и нереальность.

Эмоциональные симптомы: желание бежать и спастись из сложившейся ситуации, экстремальные избегания, круглосуточное беспокойство и страшные или подавляющие мысли. Кроме того, гнев, грусть и чувство вины тоже может присутствовать.

Боязнь смерти — фобия, её диагностика и лечение.

Прежде чем рассматривать диагноз страха смерти, важно учитывать несколько условий, которые могут быть ошибочными. Депрессия, СДВГ и биполярные расстройства часто связаны с этим типом фобии.

В других случаях недиагностируемые условия, такие как болезнь Альцгеймера, мигрень, расстройства концентрации, инсульты, шизофрения, эпилепсия и т. д. могут на самом деле быть связаны с танатофобией.

Диагностику фобии боязни смерти лучше всего делать с самим пациентом. Если мысли страха смерти влияют на его жизнь настолько, что он один не в состоянии покинуть дом или помещение на ежедневное функционирование, то он должен обсудить это с врачом.

После исключения любых физические условий, врач может направить пациента к профессионалу по психическому здоровью для дальнейшей оценки состояния.

Многие виды лечения и терапии доступны сегодня, чтобы помочь людям справиться с танатофобией:

— анти-тревожные лекарства (пока ещё нет научных исследований, которые доказали эффективность лечения фобии боязни смерти, также могут иметь побочные эффекты);

— гипнотерапия;

— религиозная консультация;

— нейро лингвистическое программирование;

— когнитивно-поведенческая терапия и терапия поведения;

— методы релаксации, такие как образность, медитация, контроль дыхания и положительный пересмотр/визуализация;

— экспозиционная терапия или регрессивная терапия, где пациент может пережить определенные события, анализировать их и интерпретировать их правильно, это помогает разрешить проблемы, связанные с окружающими событиями;

— групповая терапия с другими пациентами, страдающими от фобии боязни смерти.

Цель каждого из этих видов терапии — помочь пациенту определить точное происхождение и разжигание фактора страха смерти.

Терапевты помогают пациенту понять, почему страх является необоснованным и систематическим, и постепенно помогают пациенту справиться с этими мыслями.

Это, в свою очередь, помогает пациенту контролировать своё физическое и психическое реагирование на страх смерти.

Боязнь смерти — фобия сложная, если её не лечить, то она может затрагивать все стороны жизни индивидуума.

Однако, нужно не терять надежду, выбрать те процедуры и терапии, которые могут помочь справиться с танатофобией. Семья и друзья также играют очень важную роль в оказании помощи отдельному человеку, который ъочет справиться со страхом смерти.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top