Презентация на тему головного мозга. Мозг

Презентация на тему головного мозга. Мозг

Подобные документы

    Строение головного мозга - органа, координирующего и регулирующего все жизненные функции организма и контролирующего поведение, его отделы и функции. Основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг. Строение и основные функции мозжечка.

    презентация, добавлен 18.10.2014

    Основные типы нейронов. Реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды. Раздражение чувствительного нерва. Основные закономерности в деятельности центральной нервной системы. Распространение нервных импульсов. Анатомия спинного мозга.

    презентация, добавлен 27.02.2014

    Классификация, строение и значение нервной системы. Структура и функции центральной нервной системы. Морфология и принципы формирования корешка спинного мозга. Клеточно-тканевой состав и топография проводящих путей серого и белого веществ спинного мозга.

    методичка, добавлен 24.09.2010

    Эмбриогенез человека от оплодотворения и до рождения. Строение мозга: основные отделы головного мозга человека и его эмбриогенез. Дифференцировка клеток нервной ткани, формирование нервной трубки. Рост полушарий в ходе развития плода и закладки мозга.

    реферат, добавлен 26.07.2011

    Головной мозг - самый крупный отдел центральной нервной системы человека, расположенный в черепной коробке. Внутреннее и внешнее строение мозжечка. Его основные функции. Мозжечок как крупный отдел головного мозга, входящий в состав головного мозга.

    реферат, добавлен 21.03.2010

    Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Возрастная эволюция мозга. Принцип минимального обеспечения функций.

    презентация, добавлен 25.12.2013

    Спинной мозг – орган центральной нервной системы, расположенный в позвоночном канале. Рассмотрение схематического изображения соотношений сегментов спинного мозга и позвонков на сагиттальном разрезе позвоночника. Функции и оболочки спинного мозга.

    презентация, добавлен 02.06.2015

    Переферическая нервная система. Проводниковая функция спинного мозга. Задний мозг: мозговой мост и мозжечок. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Внутреннее строение спинного мозга. Причины спинального шока. Физиология среднего мозга.

    презентация, добавлен 07.12.2013

    Значение центральной нервной системы человека в процессе регулирования организма и его связи с внешней средой. Анатомическая структура спинного и головного мозга. Понятие серого и белого вещества, нервных центров, волокон и соединительнотканных оболочек.

    реферат, добавлен 19.01.2011

    Классификация отделов нервной системы человека, ее структурно-функциональные единицы. Общая анатомия спинного мозга: сегментарное строение, оболочки, серое и белое вещество. Строение, синусы (пазухи) и система кровоснабжения головного мозга и мозжечка.





Мозг Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны пренебрегать.восприятие Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции, каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный поток новой информации и приобретая новые навыки. Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать. Мы ставим своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что наш умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.




В головном мозге свыше 100 млрд нейронов. Все вместе они образуют сложную коммуникационную сеть, регулирующую функции организма. Головной мозг получает информацию от внутренней и внешней среды, анализирует ее, хранит и, руководствуясь ею, выдает команды. Гипоталамус и ствол мозга регулируют жизненно важные автоматические процессы, например дыхание, кровообращение, пищеварение. Мозжечок координирует движения. Большие полушария отвечают за мыслительную активность, воображение, память, речь, эмоции, зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Снаружи полушария покрыты слоем так называемого серого вещества, образующего кору головного мозга, которая регулирует и координирует все жизненно важные функции организма.


1. Аксон один, а дендритов несколько. 2. Дендрит короче аксона. Длина дендрита обычно не более 700 мкм, а аксон может достигать длины 1 м. 3. Дендрит плавно отходит от тела нейрона и постепенно истончается. Аксон, отходя от тела клетки, практически не меняет диаметр на всем своем протяжении. Диаметр различных аксонов колеблется от 0,3 до 16 мкм. 4. Дендриты ветвятся на всем своем протяжении под острым углом, дихотомически (вильчато), ветвление начинается от тела клетки. Аксон обычно ветвится только на конце, образуя контакты (синапсы) с другими клетками. 5. Дендриты (по крайней мере, в ЦНС) не имеют миелиновой оболочки, аксоны часто окружены миелиновой оболочкой. 6. Проксимальные части Д. содержат нисслевскую зернистость. А. не имеют тигроида. У типичного нейрона




Человечество издавна стремилось проникнуть в «тайну из тайн» жизни – головной мозг. Это самый трудный для познания орган. Современная наука на основе учения о рефлексах располагает точными данными о деятельности мозга. Многие тайны перестали быть тайнами. Человек может использовать свои знания о нервной системе, управлять процессами, протекающими в ней. Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, рельеф которой определяется формой мозга. В головном мозге, как по их происхождению и структурным особенностям, так и по функциональному значению, можно выделить два больших отдела: ствол и передний мозг, включающий промежуточный мозг и полушария большого мозга. В этом реферате мы рассмотрим стволовые отделы головного мозга.



Ствол мозга Образования мозгового ствола развиваются неравномерно, до рождения в них преобладает серое вещество, после рождения белое. Стволовая часть принципиально отличается от двух других отделов мозга, так как снабжена черепными нервами, через которые ствол непосредственно контролирует область головы и часть шеи. Головной мозг человека состоит из трех главных частей.





Стволовая часть головного мозга В головном мозге различают 3 главные части. Ствол мозга автоматически регулирует такие важные функции, как дыхание и сердцебиение. Мозжечок осуществляет координацию движений. 9/10 головного мозга составляет третья часть - большой мозг, который делится на правое и левое полушария. Разные зоны (поля) на поверхности полушарий выполняют разные функции. Чувствительные поля анализируют нервные импульсы, поступающие от органов чувств. Двигательные посылают команды мышцам - это позволяет нам двигаться, говорить и т.д. Ассоциативные поля, такие как лобная доля коры, отвечают за сознание и мышление. Под полушариями мозга находится гипоталамус -небольшая структура из скопления нервных клеток, регулирующая состояние внутренней среды организма посредством вегетативной нервной системы.


Продолговатый мозг это самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно спереди от спинного мозга. В продолговатом мозгу находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту. Продолговатый мозг является частью ствола головного мозга. Получил свое название в связи с особенностями анатомической строения. Расположен в задней черепной ямке. Сверху продолговатый мозг граничит с варолиевым мостом; книзу без четкой границы переходит в спинной мозг через большое затылочное отверстие. Задняя поверхность продолговатого мозга вместе с мостом составляет дно IV желудочка. Длина продолговатого мозга взрослого человека – 8 см, поперечник – до 1,5 см.


1 – задняя срединная борозда; 2 – задняя боковая борозда; 3 – задняя промежуточная борозда; 4 – тонкий пучок Голля; 5 – клиновидный пучок Бурдаха; 6 – бугорок тонкого ядра; 7 – бугорок клиновидного ядра; 8 – нижняя ножка мозжечка; 9 – ромбовидная ямка Схема дорсальной поверхности продолговатого мозга:


Продолговатый мозг состоит из ядер черепных нервов, а также исходящих и восходящих проводниковых систем. Важным образованием продолговатого мозга является сетевидная субстанция, или ретикулярная формация. Ядерными образованиями продолговатого мозга являются: 1) оливы, имеющие отношение к экстрапирамидной системе (они связаны с мозжечком); 2) ядра Голля и Бурдаха. в которых расположены вторые нейроны проприоцептивной (суставно-мышечной) чувствительности; 3) ядра черепных нервов: подъязычного (XII пара), добавочного (XI пара), блуждающего (X пара), языкоглоточного (IX пара), нисходящая часть одного из чувствительных ядер тройничного нерва (его головная часть расположена в мосту). В продолговатом мозге проходят проводящие пути: нисходящие и восходящие, связывающие продолговатый мозг со спинным мозгом, верхним отделом ствола мозга, стриопаллидарной системой, корой больших полушарий, ретикулярной формацией, лимбической системой.


Функции продолговатого мозга Проводящая: связывает спинной мозг и вышележащие отделы головного мозга; Рефлекторная – расположены: а) центры регуляции дыхания, б) центры регуляции деятельности сердца и сосудов, в) центры отвечающие за работу желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез, г) центры кашля, чихания, слюноотделения и многие другие. В продолговатом мозге располагаются следующие центры: регулирующие сердечную деятельность, дыхательный и сосуд двигательный, тормозящие деятельность сердца (система блуждающего нерва), возбуждающие слезоотделение, секрецию слюнных, поджелудочных и желудочных желез, вызывающие выделение желчи и сокращение желудочно-кишечного тракта, т.е. центры, регулирующие деятельность пищеварительных органов. Сосудо – двигательный центр находится в состоянии повышенного тонуса. Даже при анэнцефалии (дети, которые рождаются без коры больших полушарий) сохраняются акты сосания, жевания, глотания. Сохранность этих актов обеспечивает выживаемость этих детей.


Отделы и части головного мозга Особенности строения Функции Продолговатый мозг Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.


Ретикулярная формация это формация, идущая от спинного мозга к таламусу в ростральном (к коре) направлении. Кроме участия в обработке сенсорной информации, ретикулярная формация оказывает активизирующее воздействие на кору головного мозга, контролируя таким образом деятельность спинного мозга. В стволе мозга – продолговатом, среднем и промежуточном мозге, между его специфическими ядрами находятся скопления нейронов с многочисленными сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть. Эта система нейронов получила название сетчатого образования, или ретикулярной формации.


Важное функциональное значение имеет ретикулярная, или сетевидная формация ствола мозга, которая развивается в связи с возникновением системы блуждающего, вестибулярного и тройничного нервов. Сетевидная формация состоит из различных по величине и форме нервных клеток, а также из густой сети нервных волокон, идущих в различных направлениях и располагающихся главным образом вблизи желудочковой системы. Ретикулярной формации придается основное значение в корково- подкорковых взаимоотношениях. Она располагается в средних этажах продолговатого мозга, гипоталамусе, сером веществе покрышки среднего мозга, варолиевом мосту.


Наряду с восходящими неспецифическими системами, в стволе мозга проходят нисходящие неспецифические системы, которые воздействуют на спинальные рефлекторные механизмы. Ретикулярная формация тесно связана с корой больших полушарий (особенно с лимбической системой). Благодаря этому формируется функциональная связь между высшими отделами центральной нервной системы и стволом головного мозга. Эта система получила название лимбико-ретикулярного комплекса или лимбико-ретикулярной оси. Этот сложный структурно-функциональный комплекс обеспечивает интеграцию важнейших функций, в осуществлении которых участвуют различные отделы головного мозга.


Известно, что бодрствующее состояние коры обеспечивается специфическими и неспецифическими системами. Реакция активации поддерживается постоянным поступлением импульсов с рецепторов слухового, зрительного, обонятельного, вкусового и чувствительного анализаторов. Эти раздражения передаются по специфическим афферентным путям в различные участки коры. От всех поступающих в зрительный бугор, а затем в кору больших полушарий афферентных путей отходят многочисленные коллатерали к ретикулярной формации, чем и обеспечивается ее восходящая активирующая деятельность.


Мост мозга (варолиев мост) лежит ниже его ножек. Спереди он резко отграничен от них и от продолговатого мозга. Мост мозга образует резко очерченный выступ благодаря наличию направляющихся в мозжечок поперечных волокон ножек мозжечка. С задней стороны моста находится верхняя часть IV желудочка. С боков она ограничена средними и верхними ножками мозжечка. В передней части моста проходят в основном проводящие пути, а в его задней части залегают ядра. Мост, pons, является частью мозгового ствола длиной 25 мм, которая расположена между продолговатым и средним мозгом. Его вентральная поверхность образована выпуклостью белого цвета, снаружи состоящей из поперечно расположенных волокон. Дорсальная поверхность моста составляет верхнюю часть дна IV желудочка - ромбовидной ямки, образуя ее верхний треугольник. Эта часть ромбовидной ямки ограничена верхними мозжечковыми ножками. Поперечные волокна передней поверхности образуют средние мозжечковые ножки, которые погружаются в толщу полушарий мозжечка.





К проводящим путям моста относятся двигательный корково- мышечный путь (пирамидный) пути от коры к мозжечку (лобно-мостомозжечковый и затылочно - височно -мостомозжечковый), которые переключаются в собственных ядрах моста; от ядер моста перекрещивающиеся волокна этих путей идут через средние ножки мозжечка к его коре общий чувствительный путь (медиальная путь который идет от спинного мозга к зрительному бугру; путь ядер слухового нерва задний продольный пучок


В варолиевом мосту находится несколько ядер двигательное ядро отводящего нерва (VI пара), двигательное ядро тройничного нерва (V пара) два чувствительных ядра тройничного нерва ядро лицевого нерва, собственные ядра моста, в которых переключаются корковые пути, идущие в мозжечок Мост выполняет следующие функции: Проводящая: через мост нервные импульсы идут наверх, в кору больших полушарий, и вниз,- в спинной мозг, к мозжечку и продолговатому мозгу Рефлекторная: расположены центры, связанные с мимикой и жеванием




Отделы и части головного мозга Особенности строения Функции Мост Место, где располагаютс я нервные волокна Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу. Мост – это продолжение продолговатого мозга. Он представляет собой валик белой окраски, который расположен перпендикулярно по отношению к стволу мозга. В составе моста присутствует как белое, так и серое вещество, назначение которых – выступать в роли посредников при передаче нервных импульсов между корой головного мозга и мозжечком.


Промежуточный мозг (diencephalon, диенцефалон) – это сложно организованная структура мозга, принимающая участие в реализации различных функций мозга, в том числе как компонент сенсорных, двигательных и вегетативных систем мозга, обеспечивающий целостную деятельность организма. Промежуточный мозг – это самая крупная часть ствола мозга. Он развивается из второго мозгового пузыря (стадия пяти мозговых пузырей). Из нижней стенки этого мозгового пузыря образуется филогенетически более старая область – гипоталамус, или подбугорье. Боковые стенки пузыря значительно увеличиваются в объеме и превращаются в таламус, или зрительный бугор, и метаталамус (обе эти структуры представляют собой филогенетически более новые образования). Из верхней стенки пузыря образуются эпиталамус и крыша 3-го желудочка. Таким образом, в состав промежуточного мозга входят структуры мозга, которые располагаются вокруг третьего желудочка. Боковые стенки этого желудочка образованы таламусом, нижняя и нижнебоковая стенки – гипоталамусом (подбугорьем), верхняя стенка – сводом и эпиталамусом, который содержит железу внутренней секреции (эпифиз).


Отделы и части головного мозга Особенности строения Функции Промежуточный мозг Проводит импульсы в коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств. Отвечает за чувство жажды и голода, за поддержание постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы В промежуточный мозг включают ряд парных ядер, входящих в состав больших полушарий (среди которых выделяется таламус крупное ядро, играющее ключевую роль в обработке зрительной информации), и непарный гипоталамус.


Таламус (thalamus, зрительный бугор) структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга. Функции: Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения ТАЛАМУС - это крупнейший подкорковый центр, который принимает в себя огромное количество нервных импульсов и осуществляет их обработку перед тем, как они поступают в соответствующие зоны коры головного мозга.


Основные функции эпифиза в организме Регуляция сезонных ритмов организма Регуляция репродуктивной функции Антиоксидантная защита организма Противоопухолевая защита «Солнечные часы старения» Мелатонин – гормон эпифиза. И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке. эпифиз


В таламусе происходит взаимодействие огромного потока сенсорной информации, из которого наиболее важная информация направляется не только к коре большого мозга, но и к базальным ганглиям, гипоталамусу, гиппокампу, ядрам миндалевидного комплекса. Гипоталамус находится в основании головного мозга человека и составляет стенки 3-го мозгового желудочка. Стенки к основанию переходят в воронку, которая заканчивается гипофизом (нижней мозговой железой). Гипоталамус является центральной структурой лимбической системы мозга и выполняет многообразные функции. Часть этих функций относится к гормональным регуляциям, которые осуществляются через гипофиз. Другие функции связаны с регуляцией биологических мотиваций. К ним относят потребление пищи и поддержание массы тела, потребление воды и водно-солевой баланс в организме, регуляцию температуры в зависимости от температуры внешней среды, эмоциональных переживаний, мышечной работы и других факторов, функцию размножения.


Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций Функции: Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие) Участие в смене сна и бодрствования.


Подбугорная область (гипоталамус) Подбугорная область (гипоталамус) лежит книзу от зрительного бугра и представляет собой скопление высокодифференцированных ядер, которых насчитывают 32 пары Подбугорная область (схема): 1 – мозолистое тело; 2 – гипофиз: 3 – зрительный бугор; 4 – шишковидная железа; 5 – серый бугор; 6, 7, 8 – ядра гипоталамуса Гипоталамус – образование, расположенное непосредственно под таламусом. Это главный центр вегетативной регуляции в организме. Он контролирует практически все бессознательные функции, такие как тонус сосудов, частота пульса и дыхания, чувство голода, обмен веществ и пр.


Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию периферических желез внутренней секреции. Гипоталамус за счет наличия большого числа разнообразных нейронов, связанных с другими отделами мозга, выполняет разнообразные функции, среди которых можно выделить вегетативные, сенсорные, двигательные и поведенческие (или интегративные). Очевидно, что вегетативная функция гипоталамуса как высшего вегетативного центра является базовой, служащей основой для реализации других перечисленных выше функций.


Средний мозг – является частью ствола мозга - это образование, состоящее из верхней части – покрышки, на которой расположено так называемое четверохолмие, а также нижней – ножек мозга. Верхние холмики четверохолмия являются первичными зрительными центрами, а нижние – слуховыми. Средний – это подкорковый центр слуха и зрения. Именно тут происходит обработка информации от этих органов чувств, перед тем как она поступает в кору головного мозга. Также в среднем мозге располагаются важнейшие нервные ядра, отвечающие за деятельность вегетативной нервной системы, а также ретикулярная формация – структура, которая объединяет и контролирует многие функции в нервной системе.


В ножках мозга расположены красное ядро и черное вещество, принимающие участие в регуляции пластического тонуса мышц тела. Через ножки мозга проходят восходящие пути, несущие импульсы к зрительному бугру и большим полушариям, и нисходящие пути, проводящие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. В среднем мозге расположена также ретикулярная формация (сетчатое вещество) – скопление нервных клеток с короткими многочисленными волокнами. Она участвует в контроле возбуждения, оказывает влияние на способность концентрации внимания на определенных стимулах. Нервные волокна от всех чувствительных рецепторов проходят через ретикулярную систему. Эта система, по-видимому, работает как фильтр, позволяя одним сенсорным сообщениям пройти в кору мозга (стать доступными сознанию) и блокируя другие. Таким образом, в любой момент на состояние сознания влияет процесс фильтрации, протекающий в ретикулярной формации.


Функции движения сенсорные функции регулировка продолжительности актов жевания и глотания обеспечение точных движений рук. Средний мозг играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба.




Средний мозг. Поперечный разрез на уровне верхних холмиков: 1-крыша среднего мозга, 2-покрышка среднего мозга, 3-основание ножки мозга, 4-красное ядро, 5- черное вещество, 6-ядро глазодвигательного нерва, 7-добавочное ядро глазодвигательного нерва, 8-перекрест покрышки, 9-глазодвигательный нерв, 10-лобно-мостой путь, 11-корковоядерный путь, 12-корково- спинномозговой путь, 13-затылочно-височно-теменной путь, 14-медиальнай петля, 15-ручка нижнего холмика, водопровод среднего мозга, 19-центральное серое вещество


Больше всего в питании нуждается головной мозг, и, хотя он составляет лишь малую часть тела человека (около 2% веса), мозг потребляет большое количество кислорода (до 20%) и питательных веществ, которые поступают в него с кровью. К сожалению, с возрастом кровоснабжение мозга постепенно ухудшается, и головному мозгу приходится работать "на голодном пайке". Сейчас, когда люди живут все дольше и хотят оставаться активными до глубокой старости, эта проблемы привлекает особое внимание ученых и врачей. Ствол головного мозга является продолжением спинного мозга в полости черепа. От ствола отходят корешки черепно-мозговых нервов.



Аналогично задним и передним рогам серого вещества спинного мозга в стволе головного мозга имеются чувствительные ядра черепно-мозговых нервов, воспринимающие сигналы от рецепторов кожи лица, слизистых оболочек носа, рта, глотки и гортани, зрительных, вкусовых, слуховых и вестибулярных рецепторов, а также двигательные ядра, иннервирующие мышцы лица, языка, глотки, гортани. В стволе головного мозга расположены нервные образования, которые осуществляют контроль за деятельностью сегментов головного мозга и объединение их в единый исполнительный орган. К таким образованиям относятся: ретикулярная формация, оказывающая большое влияние на деятельность не только спинного, но и головного мозга, дыхательный и сосудодвигательный стволовые центры; центр, обеспечивающий содружественные движения глаз и головы; центр, регулирующий положение туловища и конечностей в зависимости от положения головы; центр, управляющий автоматизированными реакциями на внезапные неожиданные звуковые и световые раздражения, и др.


Между центрами головного и спинного мозга и регулируемыми ими органами (между регуляторами и регулируемыми объектами) существует не только прямая, но и обратная связь (обратная афферентация). Из органов, деятельность которых изменяется под влиянием эфферентных импульсов, посылаемых центрами, обратно в мозг поступает информация о характере этих изменений. Головной мозг человека (его кора) достиг особого развития в связи с трудовой деятельностью человека и стал органом мышления и речи. По определению Ф. Энгельса, «сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всём своём сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга, составляют основу психической деятельности человека.


Данная работа основывается на анализировании информации о стволовых частях головного мозга. В работе были рассмотрены Ствол мозга - Продолговатый мозг - Ретикулярная формация - Мост (Варолиев мост) - Промежуточный мозг - Средний мозг На основе данной работы можно сделать вывод, что стволовая часть головного мозга имеет большое значение для человека, так как, она является отвечающей за определённые и значимые жизненные процессы.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель.

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)

  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Выскажите свое мнение.

3. Отделы головного мозга

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.

Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов.

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

Физминутка!

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

IV. Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1 , приложение 2).

V. Рефлексия. (Работа со слайдом)

VI. Позыв на завтра.

  • стр. 63-69,
  • ответить на вопросы + дополнить памятку,
  • рассчитать массу своего головного мозга.

VII. Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.








Существуют и расовые и национальные различия: Австралийцы – 1185 г (самый легкий) Европейцы г.. (самый тяжелый) Немцы гр. Украинцы – 1400 г Англичане – 1346 г Французы гр. Корейцы г. Японцы г.






Самий великий мозок, вагою в 2850 гр., належав пацієнту психіатричної лікарні ідіотові- епілептику. Не ВЕРИТЕ? Хімік Ю. Лібіх гр. Мозок «дідуся» Леніна 1340 гр. Письменник А. Франс г І.С. Тургенєв – вага мозку 2012 г.


Отдыхающий мозг потребляет 9% всей энергии организма и 20% кислорода Работающий мозг использует 25% питательных веществ, поступающих в организм и 33% кислорода. Выходит, думать головой – не выгодно! Да и вообще, зачем нам такой большой и прожорливый орган?








Мозжечок Координация и баланс движений Передний мозг – Восприятие, внимание, память, речь, мышление, чувства, произвольные движения Ствол мозга Соединяет ГМ и СМ, регулирует автоматические функции – дыхание, пищеварение, сердцебиение и кровяное давление Строение ГМ






Повреждения продолговатого мозга заканчиваются смертью Продолговатый мозг Защитные рефлексы: кашель, чихание, моргание, слезовыделение, рвота. Пищевые рефлексы: сосание, глотание, соковыделение (секреція) пищеварительных желез. Сердечно-сосудистые рефлексы, которые регулируют работу сердца и кровеносных сосудов. Часть органов равновесия – вестибулярные ядра Дыхательный центр – автоматически поддерживает рефлексы вдоха-выдоха.






РФ - В стволе ГМ - система ядер, соединенных отростками. РФ постоянно взаимодействует со всеми структурами ЦНС. Ее нейроны не только собирают информацию от различных рецепторов, анализируют и обобщают эту информацию. В зависимости от полученного результата, РФ дает команду соответствующим частям СМ или ГМ (создает программы ответа организма) РФ играет большую роль в формировании внимания. Часть нейронов РФ постоянно генерирует импульсы, которые поддерживают тонус мышц, тонус дыхательного и сердечно- сосудистого центров








Таламус- центр сбора информации всех видов чувствительности Фильтрует, сортирует и направляет в ГМ информацию от: Болевых Тактильных Температурных Мышечно-суставных Зрительных Слуховых Обонятельных Вкусовых рецепторов В таламусе формируются ощущения и их дальнейшая передача.


Гипоталамус - высший центр регуляции работы внутренних органов, который согласует их деятельность с уровнем активности организма Секретирует гормоны, вместе с гипофизом образует гипоталамо-гипофизарную систему Осуществляет и нервную и гуморальную регуляцию работы внутренних органов Центры голода-насыщения жажды- водного насыщения Терморегуляции Сна-недосыпания Сексуального поведения








Лимбическая система – совокупность ряду структур головного мозга Принимает участие В регуляции работы внутренних органов, обоняния Участвует в протекании Инстинктивного поведения Эмоций Памяти Сна Регулирует уровень внимания, восприятия, воспроизведения эмоционально-значимой информации. Навчальна презентация створена на основі розробці вчителя біології ЗОШ І-ІІІ ступенів с. Бубнів Володимир- Волинського району Волинської області Луць Ірини Іванівни

Слайд 1

Строение головного мозга

Выполнила: Скоробогатова Ольга Александровна

Средняя образовательная школа №22

Слайд 2

Цель урока:

Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

Слайд 4

Проблема: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Слайд 5

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих

Слайд 6

Общая характеристика

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм Образован белым и серым веществом

Слайд 7

Головной мозг в цифрах:

Число нейронов в мозге-100 млрд..; Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.; Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; Поверхность коры-20 м ²; Вода составляет 84 % массы головного мозга; Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра; Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

Слайд 8

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия

Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок

Промежу- точный мозг

Полушария большого мозга

Продолговатый мозг

мост Средний мозг

Слайд 9

Расположение головного мозга

Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Слайд 10

Отделы головного мозга

Слайд 11

Слайд 12

Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов - например, глазодвигательных, рвотного и др.

В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Слайд 13

Продолговатый мозг (medulla oblongata) - непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5-3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Слайд 14

Варолиев мост

ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii) (от имени Констанзо Варолия), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА. Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ, через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот.

мозжечок

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.

Слайд 15

Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме).

(лат. Mesencephalon) - отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Слайд 19

Литература и интернет ресурсы

http://atlas.likar.info/Prodolgovatyiy_mozg/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99990 http://meduniver.com/Medical/Anatom/385.html http://emed.nextday.su/razdel/35/318/19775/ http://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_ordered_structure.php http://www.medbiol.ru/medbiol/mozg/0004593b.htm http://www.what-this.ru/people/brain_departments.php http://www.nervus.ru/golovnoy-mozg.html http://www.claw.ru/a-man/1970.htm http://coma.su/content/view/65/55/ http://www.diabet-gipertonia.ru/insult/01_anatomia_mozga.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19230/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8694 http://www.braintools.ru/parts-of-the-brai




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top