Причины, симптомы и лечение танатофобии. Панический страх смерти является проблемой психологической: как с ним справиться Когда страх переходит в фобию…

Причины, симптомы и лечение танатофобии. Панический страх смерти является проблемой психологической: как с ним справиться Когда страх переходит в фобию…

Танатофобия – так называется довольно сложное фобическое расстройство, связанное со страхом смерти. Конечно, страх смерти еще с древнейших времен известен человечеству, а среди прочих фобий он по сей день находится несколько обособленно и имеет свои специфические признаки. И хотя ученые до сих пор не сошлись во мнении, можно ли назвать боязнь умереть действительно иррациональной, людям с танатофобией требуется квалифицированное лечение, чтобы фобия не влияла негативным образом на их жизнь.

Вообще, страх смерти – это нормальное явление для абсолютно любого живого существа, которое зарождается на уровне инстинктов. Однако среди всех живых существ только человек способен осознавать то, что смерть в конечном итоге неизбежна. В зависимости от особенностей своего и характера и психики, каждый индивид может по-разному смотреть на собственную смерть, а ученые считают, что страх смерти стоит рассматривать не только в качестве фобии, но и в качестве важной части психической жизни любого человека. Попытки любым способом избежать итога собственного существования уже считается ипохондрией, бредовой идеей, навязчивым состоянием, при котором требуется специальное психотерапевтическое или медикаментозное лечение.

Можно сказать, что в какой-то степени танатофобия присуща каждому человеку на земле. Те личности, у которых страх смерти отсутствует, просто понимают и принимают ее неизбежность, а значит, являются абсолютно гармоничными и психически здоровыми.

Причины

Панический страх перед смертью, от которого невероятно сложно избавиться – это, прежде всего, боязнь неизвестности. Несмотря на то, что наука, религия и философия имеет целый ряд теорий о том, что происходит с человеком после того, как он прекращает свое физическое существования, ни одна из них не имеет доказательств, а значит, смерть остается одним из самых неизведанных и таинственных явлений.

Кроме того, танатофобия может развиться в любом возрасте вследствие определенных психотравмирующих факторов. Это может быть потеря близкого человека, подсознательные образы смерти, возникшие после просмотра телевизионных передач, фильмов и прочих материалов, демонстрирующих гибель людей. К сожалению, в современном мире существуют такие ужасные явления, как войны, терроризм, болезни, поэтому неудивительно, что любой человек, который несколько раз в день слышит из средств массовой информации об этом, начинает испытывать боязнь, что нечто подобное произойдет и с ним.

Ученые утверждают, что неконтролируемый страх смерти наиболее характерен для жителей крупных мегаполисов. Также существует теория, что танатофобия является своеобразным окончанием кризиса среднего возраста.

Страх смерти в большинстве случаев объясняется боязнью того, что может сопутствовать физическому умиранию:

  • боязнь потерять контроль;
  • страх причинить боль близким людям и возложить на их плечи проблемы. Особенно остро страх смерти могут испытывать люди, у которых есть маленькие дети и другие родственники, которые не смогут сами о себе заботиться;
  • боязнь потерять достоинство, испытать боль и т.д.

Страх смерти может быть связан с религиозными
убеждениями. В основе некоторых религий лежит убеждение, что после смерти человек лишь прекращает свое земное существование, а что будет с ним дальше, зависит от того, насколько правильно он жил. Этим объясняется боязнь вечных страданий, которые могут последовать после смерти. Стоит отметить, что лечение танатофобии, связанной с вероисповеданием, является наиболее сложным, так как далеко не каждый врач-психотерапевт способен понять религиозные убеждения своего пациента и найти правильный подход к решению проблемы.

Признаки

Для людей, страдающих танатофобией, характерна впечатлительность, возбудимость, тревожность, навязчивые мысли и идеи. Больные обычно испытывают неуверенность в себе, постоянно сомневаются. Как правило, танатофобы стараются избегать любых разговоров и упоминаний о смерти, могут отказываться бывать на похоронах близких. В иных случаях, напротив, человек часто обсуждает тему смерти, что вызывает подозрение со стороны окружающих.

Другие симптомы панического страха перед смертью включают в себя нарушения сна, потерю аппетита, снижение либидо, подавленность. Патологическая боязнь может остро проявиться в виде панической атаки с ее характерными признаками:

  • острый приступ страха и тревоги;
  • повышенное потоотделение;
  • внутренняя дрожь, тремор конечностей;
  • беспричинная одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • дереализация;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • обморочное состояние.

Довольно часто люди, у которых диагностирована танатофобия имеют и некоторые сопутствующие фобии. Они могут бояться любых символов смерти, например, надгробий или похоронных венков. В тех случаях, когда боязнь смерти имеет религиозную основу, может наблюдаться страх перед приведениями, духами и т.д. На фоне данного навязчивого состояния нередко возникают депрессивные расстройства.

Так как самостоятельно избавиться от танатофобии очень непросто, жизнь больного начинает напоминать кошмарный сон, когда в приступе паники он перестает контролировать собственные мысли и поступки. Это самым негативным образом сказывается на всех сферах его жизнедеятельности: профессиональной деятельности, отношениях с родными и друзьями, социальной активности и т.д.

Терапия

Точно диагностировать танатофобию и назначить эффективное лечение может только квалифицированный врач-психотерапевт. Специалист должен провести беседу с пациентом, проанализировать анамнез его жизни и клинические жалобы. Важно понимать, что лечение будет тем более эффективным, чем больше сам больной будет стараться избавиться от проблемы.

Сегодня ведущим методом коррекции фобического расстройства, связанного со страхом смерти является когнитивно-поведенческая психотерапия. Психотерапевт помогает пациенту осознать причину своих страхов, разобраться в себе, а также принять неизбежность смерти, но не думать об этом, как о нечто ужасном.

Достаточно эффективным является лечение с помощью гипноза. Если психическое расстройство не имеет тяжелых проявлений, в большинстве случаев достаточно всего нескольких сеансов, чтобы обнаружить причины страхов и искоренить их. Как правило, после успешного курса гипнотерапии ее результаты закрепляются с помощью психотерапевтических сеансов. Однако гипноз может быть показан далеко не всем, поэтому целесообразность его применения определяет только лечащий врач.

Если танатофобия сопровождается паническими атаками со всеми ее соматическими симптомами, врач может назначить медикаментозное лечение. Антидепрессанты, успокоительные препараты и прочие лекарства всегда подбираются строго индивидуально, а курс их приема обычно является кратковременным, чтобы у больного не возникло привыкания.

Сам пациент также может помочь себе скорее избавиться от навязчивой фобии. Для этого ему необходимо как можно больше общаться с жизнерадостными, позитивными людьми, найти себе приятное хобби, путешествовать, уделять время семье, пытаться реализовать себя по максимуму в профессиональной деятельности. Желательно избегать просмотра любых видео- и фотоматериалов, связанных со смертью, ограничить общение с другими танатофобами, от которых можно «заразиться» иррациональным страхом. Важно научиться радоваться жизни в настоящий момент, осознавая, что когда-то она может закончиться, но не ждать этого с тревогой, а радоваться каждому ее мгновению.

Является наибольшим у 90% планеты. Оно и неудивительно - смерть ассоциируется для большинства из нас с неизбежным концом, с окончанием жизни и переходом в новое непонятное и пугающее состояние. В этой статье мы поговорим о том, можно ли избавиться от такого страха в принципе, и о том, как перестать бояться смерти.

Оду жизни мы поем

Представьте себе весну. Цветущие деревья, свежая зелень, вернувшиеся с югов птицы. Это время, когда даже самые хмурые пессимисты чувствуют себя готовыми на любые подвиги и подчиняются всеобщему хорошему настроению. Представьте теперь конец ноября. Если вы не живете в теплых краях, то картинка рисуется не самая радужная. Голые деревья, лужи и грязь, слякоть, дожди и ветер. Солнце садится рано, а ночью неуютно и некомфортно. Понятное дело, что в такую погоду настроение, что называется, препаршивое - но в любом случае мы знаем, что пройдет осень, затем наступит снежная зима с кучей праздников, а потом природа вновь оживет и мы будем неподдельно счастливы и рады жизни.

Если бы дело так легко и понятно обстояло с пониманием жизни и смерти! Но не тут то было. Мы не знаем, а неизвестность вселяет в нас ужас. смерти? Прочтите данную статью. Вы получите простые к выполнению рекомендации, которые избавят вас от надуманных страхов.

Что является причиной страха?

Прежде чем ответить на вопрос о том, смерти, разберем из чего он происходит.

1. Человеку свойственно предполагать худшее . Представьте, что близкий человек не приходит домой в положенное время, а трубку не поднимает и на сообщения не отвечает. Девять человек из десяти предположат худшее - случилось что-то плохое, раз он даже ответить на звонок не может.

А когда близкий человек наконец-то появляется и объясняет, что был занят, а телефон "сел", мы выплескиваем на него кучу эмоций. Как он мог заставить нас так переживать и нервничать? Знакомая ситуация? Дело в том, что люди чаще всего предполагают худшее, чтобы потом выдохнуть с облегчением или принять неизбежное уже обреченно и подготовленным. Смерть не исключение. Мы не знаем, что она несет, но уже настроены на самый худший исход.

2. Страх неизвестности. Нас пугает то, чего мы не знаем. В этом виноват наш мозг, а точнее, то, как он работает. Когда мы повторяем одно и то же действие день за днем, в мозге выстраивается устойчивая цепочка нейронных связей. К примеру, вы ходите на работу каждый день одной и той же дорогой. Однажды вам нужно по какой-либо причине пойти другим путем - и вы испытаете дискомфорт, даже если новая дорога короче и удобнее. Дело не в предпочтении, просто таково устройство нашего головного также пугает нас по этой причине - мы не переживали ее, не знаем, что будет дальше, и мозгу это слово чуждо, вызывает отторжение. Даже люди, которые не верят в ад, испытывают дискомфорт, когда слышат о смерти.

3. Представления об аде и рае. Если вы выросли в религиозной семье, то наверняка имеете свое мнение об устройстве загробной жизни. Самые распространенные на сегодняшний день религии обещают рай праведникам и адские муки тем, кто ведет неугодную Богу жизнь. Учитывая современные реалии жизни, очень сложно быть праведным, особенно как того требуют строгие религиозные каноны. В итоге каждый верующий понимает, что, возможно, после смерти он и не увидит врат рая. А кипящие котлы вряд ли вызывают энтузиазм поскорее узнать, что скрывается за порогом смерти.

Не думайте о белой обезьяне

Дальше мы расскажем о нескольких проверенных способах того, как перестать бояться смерти и начать жить. Первый шаг - примите тот факт, что вы смертны. Это неизбежность, и как говорится, никто еще отсюда не уходил живым. Однако, к счастью, мы не знаем, когда случится наш уход.

Это может случится завтра, через месяц или много десятков лет. Стоит ли заранее переживать о том, что случится неизвестно когда? Не боятся смерти, просто приняв факт ее неизбежности - это первый ответ на вопрос о том, как перестать бояться смерти.

Религия не является ответом

Распространенным заблуждением является мысль о том, что религия дарует утешение живущим и избавляет от страха смерти. Конечно, избавляет, но совершенно иррациональным способом. Так как никому в мире неизвестно, что будет после окончания жизни, на то существует множество версий. Религиозные идеи об аде и рае также являются версией, причем популярной, но достоверной ли? Если вы с детства чтите своего Бога (не имеет значения, какую религию вы исповедуете), то вам сложно принять мысль, что ни один священнослужитель не знает, что будет с вами после смерти. Почему? Потому что никто еще не ушел отсюда живым и никто еще оттуда не возвращался.

Ад в нашем воображении рисуется совсем неприветливым местом, а посему смерть может пугать и по этой причине. Мы не призываем вас отказаться от своей веры, но ни одна вера не должна внушать страха. Поэтому есть еще один ответ на вопрос о том, как перестать думать о смерти. Отказаться от убеждения, вас ждет неизбежный выбор между адом и раем!

Нередко люди боятся не столько смерти, сколько того, что может к ней привести - например, болезней. Это такой же бессмысленный страх, как и ужас перед смертью, но с ним можно эффективно бороться. Как известно, в здоровом теле обитает здоровый дух, а значит, как только вы будете ощущать себя здоровым, иррациональные страхи вас оставят. Займитесь спортом, но не через "не хочу", а с удовольствием. Это может быть не столь скучная отбывальщина, сколько любимое занятие - танцы, плавание, поездки на велосипеде. Начните следить за тем, что вы употребляете в пищу, откажитесь от алкоголя или курения. Как только вы ощутите себя уверенно стоящим на ногах, с крепким здоровьем, вы перестанете думать о болезнях, а следовательно, и о смерти.

Живите днем

Есть такое высказывание: "Завтра никогда не наступает. Ждешь вечера, он наступает, но наступает сейчас. Лег спать, проснулся - сейчас. Наступил новый день - и снова сейчас".

Как бы вы ни боялись будущего, в общем смысле слова оно не наступит никогда - вы все время будете находится в моменте "сейчас". Так стоит ли позволять вашим мыслям уносить вас далеко, в то время как вы все время находитесь здесь и сейчас?

Почему бы и нет?

Сейчас модно делать татуировки в форме жизнеутверждающих надписей, и молодежь частенько выбирает латинское выражение "carpe diem". Буквально оно расшифровывается "Живи днём" или "Живи моментом". Не позволяйте негативным мыслям уносить вас из жизни - это ответ на вопрос о том, как перестать бояться смерти.

И в то же время помните о смерти

Исследуя жизнь аутентичных индейских племён, которые живут в Латинской Америке, историки с удивлением обнаружили, что индейцы чтут смерть и помнят о ней ежедневно, едва ли не ежеминутно. Однако это не из-за страха перед ней, а напротив из-за желания жить полно и осознанно. Что это значит?

Как мы уже говорили выше, мысли часто нас уносят из момента сейчас в прошлое или будущее. Мы знаем о смерти, часто боимся её, но на подсознательном уровне не верим в её реальность именно для нас. То есть это что-то, что случится когда-то. Индейцы, напротив, понимают для себя, что смерть может прийти в любой момент, а потому живут с максимальной отдачей именно сейчас.

Как избавиться от страха смерти? Просто помните о ней. Не ожидайте со страхом, а просто держите где-то на подсознании, что она может прийти когда угодно, а значит не нужно откладывать на потом важные дела. Как не бояться смерти? Уделяйте внимание родным и друзьям, своему хобби, займитесь спортом, смените постылую работу, развивайте дело, близкое вам по духу. Занимаясь своей жизнью, вы перестанете думать о смерти со страхом.

Иногда мы беспокоимся не столько о себе, сколько о тех, кто нам дорог. Особенно знакомы такие переживания родителям - стоит любимому чаду задержаться на вечерней прогулке или перестать отвечать на звонки мамы, и в голову лезут самые страшные мысли. Вы можете справиться со своим страхом - если захотите, конечно.

Вы не сможете опекать вашего ребенка вечно, к тому же от ваших переживаний ничего хорошего не происходит. Зато вы страдаете сами, расшатывая свою нервную систему надуманными страхами.

Примите тот факт, что вещи идут своим чередом. Будьте спокойны, не переживайте попусту. И помните, что думать о плохом - любимое занятие головного мозга, но не ваше.

Систематизация и связи

Почему люди боятся умереть? Основные причины три:

это страх неизвестности (будет что-то после смерти, не будет, а если будет, то что?), страх физических страданий в процессе умирания и просто нежелание уходить из этой жизни со всеми ее радостями, делами и волнениями. Но самое главное это все же страх личного исчезновения, перспектива потери себя, боязнь превратится в ничто. Все остальное – это страхи и переживания связанные с уходом из жизни, но не страх самой смерти.

Если нет реального пути, нет надежды, избежать чего-то тягостного, неприятного и опасного, то сама эта неотвратимость вызывает у человека чувство беспомощности и порождает тревогу. И тогда человек начинает себя от нее защищать. Люди постоянно защищают себя от страха смерти. Им хочется личного бессмертия, они жаждут его. В человеке изначально заложено стремление быть, существовать, а сам факт смерти, угрожает этой базовой потребности.

В таких условиях человек неосознанно включает защитные механизмы своей психики. При этом в основном используются приемы рационализации, смещения, вытеснение, сублимации и конверсии.

Взрослый человек может постараться отнестись к факту неизбежной смерти рационально, еще античные стоики и эпикурейцы утверждали, что смерти боятся глупо, когда человек еще есть, смерти еще нет, а когда она наступила, то человека уже нет.

Осознаваемая тревога смерти в обычной популяции психически нормальных людей – редкость. Она в целом выше у тех студентов-медиков, которые отличались меньшей авторитарностью, а также у тех, кто собирался стать психиатром. У людей религиозных тревога смерти менее выражена. Выше она у потерявших одного из родителей, а также у правонарушителей и подростков. Усиливается тревога и по мере приближения людей к своему жизненному финалу, особенно если они отличались психологической незрелостью и были мало вовлечены в социальную активность. Отмечается положительная корреляция между страхом смерти и невротизмом.

Но в своей повседневной жизни люди обычно используют неосознаваемые механизмы психической защиты, и у них тревога по поводу смерти присутствует на уровне бессознательного. Страх смерти живет в глубине их психики и редко переживается во всей своей полноте.

На уровне сознания свыше 70 процентов испытуемых отрицают наличие у них тревоги по поводу смерти. На уровне фантазий в ответ на вопрос о том, какие мысли и образы приходят в голову, когда вы думаете о смерти, отрицали ее 27 процентов, амбивалентно отвечали 62 процента, а 11 процентов обнаруживали выраженные признаки тревоги. При использовании теста скорости реакции на связанные со смертью слова и теста словесно-цветовой интерференции большинство испытуемых обнаруживали выраженную реакцию отвращения к смерти. При исследовании кожно-гальванической реакции и использовании тахистоскопа в ответ на определенные слова и образы, реакция на слова и образы, связанные со смертью и нейтральные по отношению к ней, существенно отличались. До 29 процентов снов обычных людей свидетельствуют о наличии у них страха смерти. Такие сны чаще снятся людям либо с низким, либо наоборот высоким уровнем сознательной тревоги по поводу смерти.

Детям предложили закончить рассказ с открытым финалом, где не было предварительного упоминания о смерти. Примерно половина детей упоминали о смерти, похоронах, убийствах и приведениях.

Не только психологи, но и психотерапевты часто обходят молчанием вопросы, связанные с наличием у пациентов переживаний по поводу страха смерти. Они либо игнорируют их, либо объясняют другими причинами, которые лучше вписываются в их психотерапевтическую концепцию.

Основной механизм бессознательной защиты от тревоги по поводу смерти – это отрицание. В процессе психотерапии отрицание смерти пациентом наслаивается на отрицание ее врачом, что приводит к уходу подобной проблематики из поля их зрения.

Суть отрицания в том, что смерть временное явление подобное сну. Дети, столкнувшись с проявлениями смерти, пытаются осмыслить их, а затем как-то защитится от нее. Основные способы защиты: это иррациональная убежденность ребенка в собственной исключительности (все умрут, а я останусь жить, так как я не такой как все) и то, что появится некий спаситель или спасительное средство, которые помогут избежать всеобщей участи.

Персонификация смерти, когда в возрасте пяти – десяти лет смерть наделяется конкретным обликом, что снижает уровень психического напряжения.

Высмеивание смерти. Детские страшилки. Бравада перед лицом опасности и возможной гибели (перебежать дорогу вблизи транспорта).

Дополнительно используются различного рода действия направленные на достижение личного хотя бы символического бессмертия. Слава, власть, богатство, дети – все это суррогаты бессмертия.

Наиболее травмирующее действие оказывает смерть близких людей. На ребенка особенно сильно действует смерть детей, особенно брата или сестры, а также родителей. По некоторым данным свыше 60 процентов шизофренических пациентов имеют в анамнезе раннюю потерю родителей или родного брата или сестры. Среди невротиков и психотиков доля потерявших хотя бы одного из родителей выше, чем в среднем среди популяции. Тут могут сказываться и горечь от потери близкого человека, и чувство вины, и страх собственной смерти. Имеется положительная корреляция между возрастом госпитализации человека с нервно-психическим заболеванием и возрастом смерти его родителей.

Когда человек неожиданно узнает о том, что он смертельно болен, первая его реакция – это реакция отрицания. Иногда возникает ощущение, что он просто не понимает, о чем ему говорят. Затем человек начинает думать, что это ошибка, что этого не может быть. Некоторых людей практически сразу охватывает сильная паника. Реже это гнев, негодование, ощущение какого-то предательства. А нормальная реакция после подобного известия у большинства людей – это чувство краткого ошеломления, затем тревога и ужас, далее отрицание, а затем уяснение существующего положения вещей и конструктивный поиск оптимальной стратегии поведения.

Смертельная опасность – это в терминах экзистенциального подхода в психотерапии так называемая пограничная ситуация, когда человек лицом к лицу сталкивается с глубинными проблемами своего существования в этом мире. Опыт пребывания в подобной ситуации может в корне изменить стиль и направление всей жизни человека. Живя в повседневной суете, люди часто откладывают значимые перемены в своей жизни на потом. Они забывают, что их земное существование может в любой момент прерваться и полноту нашего существования нельзя отложить на неопределенное будущее. Подлинная жизнь идет только в момент настоящего.

Так реальная угроза жизни способна излечить человека от психоневроза. Человеку становится просто не до глупостей, и тогда такая мелочь как навязчивость исчезает как бы сама собой.

Следует различать психотерапевтическую работу с практически полностью социально и психически адаптированными людьми и теми, у кого проблемы, вызванные страхом смерти, достигли уровня выраженной или хотя бы легкой патологии.

Осознание возможности смерти может катализировать личностные изменения в положительную сторону. Конфронтация со смертью, при правильном отношении к ней, изменяет жизненную перспективу, и человек способен обрести новый взгляд на свою жизнь, жить полнее и продуктивней. Обычно каждый человек имеет тот или иной опыт встречи со смертью, надо лишь помочь пациенту вновь осознать его и правильно, продуктивно пережить. Если умер кто-то из близкого окружения пациента, то это всегда возможность расширить горизонт человека, обратиться к глубинным сторонам его существования, добиться личностного роста.

В системе экзистенциальной терапии врач-психотерапевт не стремится полностью убрать тревогу смерти у своих пациентов, так как она способна до определенной степени выполнять положительную функцию, способствует положительным личностным изменениям. Он борется с ее крайними и нерациональными проявлениями, мешающими человеку полноценно жить.

Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворению от жизни. Поэтому основное направление, генеральная линия терапии, усилия врача и пациента должны быть направлены на повышение удовлетворения человека от жизни.

На первом этапе возможно проведение так называемой психологической десенсибилизации. Человек привыкает если не ко всему, то, по крайней мере, ко многому. Для этого человека намеренно помещают в условия, прямо или косвенно связанные с его страхами.

Уже сам разговор о проблемах пациента, воспоминания о пережитом, их психологический анализ и объяснения помогают снизить уровень напряжения.

Когда нормальные механизмы психической защиты сдают, тревога прорывается, превращается в страх и возникает та или иная психическая патология. В легких случаях это снижает плодотворность, эффективность и качество жизни человека, препятствует его дальнейшему росту и развитию, отравляет ему удовольствие от процесса жизни, а в тяжелых приводит к выраженной дезадаптации. Диффузная, базальная тревога, подрывающая основы мироощущения, практически непереносима. Она перерастает в ужас, поэтому неосознанная тревога всегда стремится воплотиться во что-то конкретное, осознанное. С конкретным, определенным страхом всегда легче справится, с ним можно пытаться бороться, избегая предмета или ситуации, которые вызывают этот страх.

Так человек может защищать себя от страха небытия с помощью сохранения символической связи с матерью, но это будет мешать его индивидуализациии и осложнять процесс формирования психически и социально зрелой личности. Вторично возникшая неполноценность в свою очередь может провоцировать возникновение патологии. Очень часто в основе невроза навязчивых состояний, разнообразных фобий лежит угроза личной безопасности и неосознаваемый страх смерти. Наиболее явно это проявляется в случаях невротической ипохондрии и деперсонализации.

Страх смерти - фобия базовая, в основе которой лежит основной вопрос человеческого бытия, который выражен ожидаемой полной противоположностью всего сущего.

Никто не хочет умирать, однако у некоторых людей простое нежелание перерастает в серьезную фобию

Способностей человеческого воображения не хватает для того, чтобы хоть как-то представить себе то, что ожидает нас после прекращения земного существования. В результате в смерти сливаются два компонента:

  • неизвестность;
  • невозможность.

Человек понимает, что чтобы его не ожидало, но того, что есть «там» уже не будет, или не будет вообще ничего. Неизвестность же создает мучение от неопределённости.

Боятся смерти все люди без исключения, что бы они не говорили на этот счёт и как бы себя не вели. В болезненном варианте, когда возникает фобия смерти, переживание становится слишком сильным и не даёт жить и чувствовать счастье жизни.

Это состояние преломляется в три основных идеи…

«Я умру»

От осознания этого возникает прилив чувства жалости к себе. Все вокруг кажутся слишком надменными и лишёнными сострадания. Но пожаловаться хоть кому-то на то, что смерть коснётся тебя невозможно, потому что их она коснётся тоже. Понимание этого заставляет отдаляться от всех людей.

Боязнь смерти может привести к депрессии

«Скорей бы я умер»

Жить спокойно и испытывать боязнь смерти фобия не даёт. Это становится всё более мучительным и подсознание страдающего человека выбирает один из двух путей.

  1. Фабрикует причину того, почему мучиться осталось не долго. Это может быть неизлечимая болезнь. Так формируется новый страх - заболеть раком, СПИД-ом, каким-то ещё неизвестным науке недугом.
  2. Заставляет полюбить смерть. Вдруг она начинает восприниматься желанным избавлением и утешением. Таким образом возникает влечение к смерти. Не нужно думать, что оно даёт чувство счастья. Тревога и оцепенение от ужаса не проходят.

Таким образом танатофобия , как называется фобия «боязнь смерти», превращается в «танос» - влечение к смерти и всему тёмному и таинственному.

«Я уже умер»

Эта фаза проявляется редко, но резко. Она может возникнуть в момент неожиданного пробуждения от ночного кошмара, просто в момент провала в одну из подходящих для этого фаз сна. Какое-то время человек не понимает, что с ним происходит. Ноги и руки, всё тело может восприниматься в качестве чужого и уже неуправляемого.

То же самое может произойти из-за заболевания какой-то настоящей физической болезнью, при определённом состоянии опьянения этанолом или наркотическими веществами. Однако аналогичные переживания испытывают и люди, у которых в силу каких-то причин возникает дереализация или деперсонализация.

У некоторых людей возникает ощущение того, будто они уже умерли

Комплексы

Это только основные компоненты расщепления страха. Боязнь умереть - фобия коварная. Она может выразить себя самым разным образом, к примеру, проявиться в качестве ипохондрии или довести сознание до явного психического нарушения.

В виде комплекса она проявляется в качестве обсессивно-фобического невроза. Навязчивые мысли о смерти в таком случае могут постоянно преследовать сами по себе, иногда в каком-то неуловимом виде, когда человек и сам не понимает, о чём он думает, но испытывает смесь тревоги и уныния. Но могут и заставлять совершать какие-то действия ритуального характера. Ритуалы эти личные, каждый сам использует какой-то свой.

Уникальность страха смерти

Отличие танатофобии от других заключается в том, что невозможно проводить с пациентом объяснительную работу на уровне психотерапии. Если он нафантазировал себе рак, то убедить в том, что рака нет ещё можно. Точно так же вполне реально научить человека не испытывать паники на улице, если у него агорафобия. Да, улицы не кусаются, а небо не обрушивается на голову просто так. С этим рано или поздно согласится даже самый упрямый пациент. А вот, если он боится смерти, то слова о том, что мол бояться нужно, но не так сильно не подействуют, потому что никто из живущих на Земле людей не знает, а до какой степени нужно бояться на самом деле.

Религия имеет на этот счёт куда более веские аргументы. Психотерапевт-материалист в общем-то вынужден играть какую-то навязанную социумом роль. Священник же исходит из веры, а это позволяет ему заявить о том, что бояться-то нужно другого - греха, который будучи непрощённым отправит душу в мытарства. Вместо деконструктивного страха смерти как таковой, чисто животного, человеку может быть предложен другой взгляд на себя самого и свои переживания.

Этой силой обладают все духовные школы. Буддисты Ваджраяны считают смерть переходом сознания в промежуточное состояние, после которого часть его теряет всякий смысл, а часть воплощается в новом образе. Практически все духовные системы имеют определённы взгляд на этот драматический вопрос. Не просто открытым, но вообще не рассмотренным в должной мере он остался только в науке.

Не всегда при помощи психотерапии удается помочь человеку с танатофобией

Идеальная работа? Какой она могла бы быть?..

Небольшое исключение в практическом и теоретическом аспекте составляет разве только экзистенциальная психология. Её последователи чаще всего оказываются готовыми к тому, чтобы вести с пациентами откровенные разговоры о том, что такое смерть и жизнь. Страх смерти возникает из-за того, что жизнь не наполнена смыслом. Любой пациент с этим согласится. Практически никто не разделяет вот - тут я боюсь одиночества, тут я боюсь секса, тут неизлечимой болезни. Если человека коснулась какая-то серьёзная проблема, то за ней всегда стоит реальность его психики, которая не может смириться с тем, что она конечна. Она же страдает ещё и от того, что понятия не имеет куда и как можно было бы направить свою жизнь.

Лечение тут только одно… Не так уж и важно, какой метод будет использован. Вернее, не нужен вообще никакой. Достаточно дать осознать, пережить самому то, что у жизни нет смысла, кроме того, какой мы сами в неё принесём. Нестандартная личность тут же породит новый конфликт, возникнет чувство тяжести от необходимости сделать выбор.

Это означает, что подлинная задача психотерапевта помочь пациенту пройти все лабиринты сознания вплоть до того момента, когда он вдруг осознает тотальную пластичность всего вокруг себя.

Идеальный диалог пациента психотерапевта со своим «Я» после кульминационного сеанса экзистенциальной психотерапии

- Я умру.

Вот горе-то… Можно подумать, что тут меня всем прямо любят, все мне тут рады. Очень хорошо, что умру, а то пришлось бы вечно нести этот груз, выбирать, надеяться…

- Я умру не сейчас.

А я и не спешу. Тут же только вот было сделано открытие! В жизни нет смысла, значит я могу придумать какой-то для себя и жить по своим правилам, осуществлять дела своей мечты.

- Но я не знаю, чего я хочу!

Вот и славно, пока буду делать что-то - пойму, что я хоть делаю, нравится мне это или нет. Разонравится - займусь чем-то ещё. Очень хорошо… Вот я сделаю правильный выбор. А правильный - от слова «правило»! Моё правило.

О боязни смерти необходимо говорить с опытным и профессиональным психотерапевтом

- Мне не позволит это сделать народ. Они меня на части разорвут!

Да ладно… У меня и желания-то скромные, а они и не думают они про меня вовсе.

- Ну а что тогда насчёт высших идеалов?

Какой же ты нудный! И как я тебя терпел столько лет? Нытик и паникёр. Кто мне запрещает молиться, медитировать, очищать сознание от всякой ерунды? Захочется высших идеалов - Бог мне в помощь и флаг в руки.

- Не хватит сил!

Уйди! Я на тебя уже без смеха смотреть не могу… Каких сил? Я не собираюсь делать что-то непосильное. Мне и мысль такая в голову не приходит…

Если пациент психотерапевта сможет провести сам с собой такой диалог, то это одна из немногих побед, но это будет решительная победа отечественной психиатрии.

„Тревога - это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. Это тревога небытия, осознание собственной конечности как конечности“. Пауль Тиллих

В случае смерти под вопросом - наше существо в целом,

наше "быть", а не "иметь"

Владимир Янкелевич

"Наконец, нам бросают горсть земли на голову,

и это навсегда"

Блэз паскаль

Тревога смерти связана с осознанием свойства бытия, которое мы определили как КОНЕЧНОСТЬ или ПРЕХОДЯЩЕСТЬ . В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Если люди обеспокоены предстоящей смертью другого, то здесь мы имеем место с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ . Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты.

Конечно, смерть другого всегда будет "примеряться" и на самого себя. И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице.

Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём. Пока не наступит самое последнее будущее, именуемое смертью.

Наша смерть одновременно далека и чрезвычайно близка. Любая болезнь, самый маленький вирус, любое событие и любой предмет из нашего окружения могут стать причиной нашей смерти или способствовать тому, что мы исчезнем. Крошечный участок льда на асфальте, потрескавшаяся штукатурка на фасаде дома, мимо которого мы проходим, проезжающая мимо машина - нужно не так уж и много чтобы нас не стало.

Всё в нашей жизни проникнуто смертью. Можно сказать, что любой страх - это в конечном счете проявление тревоги смерти (недаром Пауль Тиллих отмечал, что именно тревога небытия и делает страх по-настоящему страшным). Даже многие развлечения, особенно экстремального характера (будь то подводное плавание, альпинизм, спуск в пещеру, американские горки, полёты на дельтаплане, горнолыжный спорт) - это попытка проявить своё мужество, испытывая риск. А любой риск - лишь тогда риск, когда он грозит обернуться фатальным исходом (даже если возможность такого исхода и чрезвычайно невысока).

В основе тревоги смерти лежит осознание того, что реальность собственного бытия со всеми его опорами и категориями попросту исчезнет в какой-то момент.

Исчезнет время - и не будет больше будущего, в которое мы стремимся в нашем бытии. Ведь смерть - это "будущее из будущих, самое последнее будущее" (Владимир Янкелевич). Мы сами станем прошлым - но не для нас, а для тех, кто останется после нас.

Исчезнет пространство, которое мы занимали, и весь наш мир превратится в ничто. И наше „место уже не будет знать" нас (Книга Иова).

Та субстанция, которая составляла основу нашей личности - наше Я, наша самость - перестанет существовать. Тело останется до поры до времени видимым и осязаемым (хотя уже и не нами) - но что толку от такой неподвижной и бесполезной "субстанции" после смерти.

Вброшенные в бытие по какой-то причине, сами ставшие причинами многих причин, мы вдруг - в мгновение ока - потеряем возможность совершать поступки.

Вот что значит смерть... И это невозможно постичь... Это можно лишь издали осознавать...

Нашу жизнь Мартин Хайдеггер назвал "бытием к смерти", имея в виду, что смерть не только является частью бытия ("с мерть в широчайшем смысле есть феномен жизни "), но и сопровождает нас на каждом шагу. Каждое мгновение нашей жизни мы рискуем провалиться в НЕБЫТИЕ, обратиться в НИЧТО. Мы не можем себе представить „НИЧТО“ рационально – не можем представить, что нас может когда-нибудь не быть (да что может! когда-нибудь не будет – и знание, и опыт непрестанно нашептывают нам: „Рано или поздно ты умрёшь"). Именно поэтому тревога смерти - постоянный спутник человека, основа всех других видов тревоги и главная причина всех страхов. Неважно - осознаем ли мы ее или нет - она всегда с нами.

Владимир Янкелевич в своем трактате "О смерти" блестяще сформулировал эту взаимопереплетенность жизни и смерти: "Жизнь облечена в смерть и вместе с тем пронизана смертью; она с начала до конца окутана смертью, проникнута и пропитана ею. Жизнь говорит нам о смерти, более того -только о смерти она и говорит. Смерть оказывается остаточным элементом любой проблемы. Все говорит мне о смерти... но не впрямую, а косвенно, иероглифами и намеками".

Ролло Мэй, говоря о вездесущности тревоги, подчеркивал, что тревога - это сознавание человеком того факта, что каждый из нас является бытием, противостоящим небытию. "Небытие – это все, что разрушает бытие: смерть, тяжелая болезнь, человеческая враждебность, внезапные перемены, которые отрывают нас от наших психологических корней. В любом случае тревога – это реакция на столкновение человека с разрушением существования или того, что он с ним отождествляет" (Ролло Мэй).

ВИДЕО "ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ"

Материал в формате PowerPoint:

ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ

Живущий в нашем бессознательном зловещий, цепенящий, примитивный ужас смерти „составляет часть самой ткани бытия, существует до и вне всякого языка и образа и развивается очень рано, еще до формирования четких понятий“ (Ирвин Ялом).

Пауль Тиллих подчеркивал, что тревогу смерти порождает не абстрактное знание о небытии, о том, что всё – преходяще, не то, что другие умирают, но „осознание того, что небытие составляет часть нашего собственного бытия“, скрытое осознание неизбежности собственной смерти, собственной конечности. Он утверждает, что „небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки; небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования; небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами“. Далее он отмечает, что в переживании человеком близости собственной смерти важен не страх смерти, т.е. страх перед мигом умирания, а ощущение неизбежности смерти, когда небытие воспринимается “изнутри”. «Страх небытия потенциально присутствует в каждом мгновении. Он пронизывает бытие человека, охватывает душу и тело и определяет духовную жизнь».

Герман Файфел, исследовавший отношение людей к смерти, выявил, что "с одной стороны, отношение к смерти представляет собой стоическое или скептическое понимание ее неизбежности или подавление мыслей о смерти; с другой стороны, идеалистическое представления о смерти состоит в том, что ее признают как придающую жизни смысл или считают ее началом настоящей жизни человека... С одной стороны, смерть рассматривается как "стена", главная личная катастрофа, а суицид как проявление слабоумия; с другой стороны, смерть рассматривается как "дверь", момент времени на пути в вечность".

Эрнест Беккер отмечал, что «наша "универсальная амбиция" – "процветание", а смерть – главный враг, с которым мы должны бороться». То есть смерть для многих является помехой на пути реализации своего предназначения, заключающегося в преумножении того, что мы можем иметь. Люди пытаются стать выше смерти, укрепляя свою субстанцию, знача что-то.

Описывая МОДУСЫ БЫТИЯ („Иметь или Быть“), Э. Фромм подчеркивал, что „страх смерти – это, в сущности, не совсем то, что нам кажется: это не страх, что жизнь прекратится“. Это, скорее, страх потери своей собственности (собственного тела, своей ИДЕНТИЧНОСТИ , собственного „Я“) при столкновении с бездной небытия. И именно тот, кто руководствуется в своей жизни принципом ОБЛАДАНИЯ , должен больше всего бояться смерти – ибо мы никакими силами не можем удержать то, что, казалось бы, нам принадлежит.

Тревога смерти имеет основанием УЖАС, являющийся немотивированным чувством по отношению к какому-то невыразимому событию, которое должно случиться. УЖАС СМЕРТИ есть невысказываемое чувство паники перед НИЧТО смертного мгновения, ужас "перехода" (Жак Мадоль).

Но этим переходом дело не ограничивается. ведь он ведет не просто в НИЧТО... Как пишет Владимир Янкелевич, "окончательность последнего мгновения несет с собой не БОЛЬШЕ НИЧЕГО, а БОЛЬШЕ НИЧЕГО НА ВСЕ ВРЕМЕНА. "Больше никогда" - вневременная формула небытия... Для того чтобы смерть была действительно смертью, …небытие должно быть необратимым (поскольку оно не будет иметь конца). Небытие начинается сегодня вечером и будет продолжаться всегда! Умирают только один раз, и это происходит навсегда! Понимаете ли вы, что означают эти три слога: на-всег-да? Наш разум может осмыслить их без труда, и тем не менее мы не способны полностью осознать эту мысль, т. е. без содрогания принять ее всерьез".

Мир "по ту сторону" смерти представляется как вариант нашего мира, но со своими, нам прежде не известными угрозами и опасностями. Это уже не НИЧТО, а НЕЧТО. То есть то, перед чем можно испытывать страх. Ведь страх всегда мотивирован неким существующим предметом или явлением, которые вполне могут быть названы или представлены самому себе в воображении.

Страхи потустороннего мира, загробной жизни и посмертного существования являются "лишь предлогом, освобождающим нас от необходимости признаваться в действительном оцепенении, испытываемом нами перед последним мгновением... Человек, охваченный ужасом, заменяет необоснованную фобию мгновения субстанциональными опасностями потустороннего мира для своего собственного успокоения. Человек маскирует свой ужасный и необъяснимый страх под вполне объяснимый, который и выдается за тот, который как будто он испытывает" (Владимир Янкелевич).

Ужас перед моментом умирания и страх перед тем, что БУДЕТ после смерти взаимно дополняют друг друга.

Как мы уже отмечали, личная смерть воспринимается человеком по-разному в зависимости от ее "отдаленности" от человека. Точнее в зависимости от того, на каком отдалении от себя человек воспринимает свою предстоящую смерть. Главными свойствами смерти являются ее непременность (то есть "обязательность") и неопределенность того, как и когда она случится.

Владимир Янкелевич отмечает, что "тот, кто находится на мгновение от смерти, может быть от нее так же далек, как и самый молодой человек, и самый далекий от нее юнец. Иначе говоря, самый удаленный от смерти знает о ней столько же, сколько и находящийся от нее совсем рядом". То есть для большинства людей смерть всегда находится в неопределенном будущем, что действует успокаивающе.

Но приговоренные к смерти должны испытывать ужаснейшие муки, ибо их сознание буквально приковано к приближению рокового мгновения последнего срока. И время ожидания, "этот конечный отрезок времени, который в конце концов приводит к нулевой точке, т. е. к смерти, сам по себе уже является мертвым временем" (Владимир Янкелевич).

Но так живут не только приговоренные к казни... Такие муки испытывают и те, кому нагадано умереть в таком-то возрасте... И те, которые сами себе "отпустили" столько-то лет жизни... Будущее, столь важное для человека, постоянно сокращается.

По словам Владимира Янкелевича, последние дни и даже годы для таких людей - "это время песочных и водяных часов. С каждым ушедшим в прошлое мгновением сокращается оставшееся для жизни время: есть какое-то определенное количество возможностей, которое постепенно расходуется и в конечном счете будет израсходовано... И время, которое еще остается у него в запасе, как бы отмеренное хронометром, продлению не подлежит, ибо возможности его становления исчерпаны. Черпая из ограниченных ресурсов, время приговоренного к смерти теряет свою способность к созиданию и обновлению; надежды на лучшее больше нет... Отсутствие будущности (того, что лежит в основе бесконечного становления) - вот тупик, куда попадает человек, когда знание своего смертного часа скрывает от него любую перспективу реального завтра".

Такой учет времени порождает в обреченном человеке болезненную жадность и тревожную боязнь потерять время, что выливается, однако, именно в потерю времени: оно зачастую будет тратиться лишь на подсчеты времени, оставшегося в распоряжении.

Тревога заставляет лихорадочно переходить от надежды к отчаянию… От чистого отчаяния, плотного и сконцентрированного, вообще никуда не деться.

Смерть предстаёт в восприятии людей в различных обликах. Литература, музыка и изобразительное искусство являют нам бесконечные вереницы образов смерти (ссылки на некоторые произведения находятся в соответствующем разделе). Детские страхи имеют свое продолжение и у взрослых: темнота, кладбище, разные приведения, кикиморы и прочая нежить – всё может пугать уничтожением. Состояния, в которых человек теряет контроль над ситуацией (например, наркоз или даже сон), могут страшить нас возможностью исчезновения. Людей, ориентированных на стабильность, надежность и определенность пугает неизвестность часа смерти. Это для них невыносимо, поскольку время ухода из жизни неподвластно их контролю.

А вот то, что мы обычно считаем страхом смерти (Диггори и Ротманн, цитируется по Ирвину Ялому):

1. Моя смерть причинит горе моим родным и друзьям.
2. Всем моим планам и начинаниям придет конец.
3. Процесс умирания может быть мучительным.
4. Я уже не смогу заботиться о тех, кто зависит от меня.
5. Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.
6. Я боюсь того, что будет с моим телом после смерти.

В конечном счете – это как раз то, о чем Пауль Тиллих говорил: „Тревога стремится стать страхом“. Все эти страхи - лишь прикрытие базальной, экзистенциальной тревоги.

Экзистенциальные составляющие тревоги смерти видятся нам в следующем:

Представление о жутком и непреходящем одиночестве в процессе умирания;
„Невозможность дальнейших возможностей“ (Мартин Хайдеггер). Например:
 Невозможность быть ПРИЧИНОЙ (нет возможности приложения ВОЛИ)
 Невозможность межчеловеческих отношений (Здесь прослеживается связь тревоги смерти с ТРЕВОГОЙ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА . Ведь, как пишет Дж. Конрад, "в смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте".)
 Невозможность дальнейшего постижения СМЫСЛОВ
 Невозможность познавать и переживать

Необходимо отличать страхи в связи с тем, что связано со смертью (страх перед тем, что наступит после смерти; страх "события", процесса умирания; беспокойство о родных, которые будут страдать) от собственно тревоги смерти – „прекращения бытия“ (уничтожения, исчезновения, превращения в НИЧТО).

В той мере, в какой это «страх», пишет Пауль Тиллих, его объект – предчувствие смертельного заболевания или несчастного случая, предсмертных страданий и утраты всего. «Но в той мере, в какой это «тревога», - продолжает он, - ее объект - абсолютная неизвестность состояния «после смерти», небытие, которое останется небытием, даже если наполнить его образами из нашего нынешнего опыта. Именно тревога неспособности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе».

Ирвин Ялом описывает связанные с мыслями о смерти страхи и чувства, не являющиеся, в действительности, тревогой смерти:

Беспомощность;
страх перед болью и страданиями умирания;
страх неизвестности;
беспокойство за семью;
страх за своё тело;
одиночество после смерти;
регрессия;
страх перед посмертным существованием;
иррациональные страхи образа смерти.

Страх беспомощности, опасение страданий, которые может принести с собой умирание – это не страх смерти, а беспокойство, что жизнь может стать тогда невыносимой. Однако, согласно Виктору Франклу, именно на этом этапе жизни человек может обрести смысл в страдании, обратясь к ценностям личных жизненных установок, проявив себя как личность вопреки ударам судьбы, доказав способность к росту даже в свои последние дни и часы.

Многие озабочены состоянием своего здоровья и стремятся выявить и устранить возможные причины смерти (таковы, например, ипохондрики): бояться можно всего: болезней, экологически нечистых или пропитанных химикалиями продуктов, загазованного воздуха крупных городов, вторжения инопланетян, глобального потепления, аварии атомной электростанции. Многие опасности находятся вне нашего контроля. Какие-то опасности можно и уменьшить. Но в борьбе ли с подобным злом и в постоянных размышлениях о нём состоит смысл жизни? Стоит ли на это тратить бесценные мгновения бытия?

Если в эпицентре страха смерти находится обусловленная ею необходимость расставания с родными и близкими, стоит задаться вопросами: а был ли я достаточно чуток прежде и внимателен ли я по-настоящему сейчас к дорогим мне людям, раскрываюсь ли я полностью навстречу им, отдаю ли я себя им внутренне полностью, что я могу сделать, чтобы сделать отношения лучше, чтобы наверстать упущенное, пока жизнь еще дарит нам такую возможность? Каждое мгновение уникально, упущенного не воротишь – и важно жить так, как будто смерть уже стоит за нашей спиной: пока не поздно – что-то исправить, завершить незавершённое, подарить больше любви. Дальше может быть поздно: каждое мгновение может оказаться последним.

Тревога небытия провоцируется самыми различными ситуациями. В частности, межчеловеческие отношения - один из таких провоцирующих факторов.
Ирвин Ялом указывает, что страх смерти может пробуждаться как слиянием с другими людьми (когда человек переживает "растворение" себя в другом - как бы исчезновение собственного Я), так и при отказе от такого слияния, при стремлении к одиночеству.

"Нужно терпение, чтобы страдать, и мужество, чтобы умереть, - пишет Владимир Янкелевич, - Никто не может освободить меня от этого испытания, в котором я оказываюсь совершенно одинок. Последнее мгновенье исключает спутников. Можно "помочь" одинокому умирающему, иными словами, не оставлять человека в смертный час вплоть до предпоследнего мига, но невозможно избавить его от самостоятельного, личного предстояния последнему мгновенью. Даже если мы окружены близкими, этот наводящий на нас ужас порог нам приходится переступать в одиночку, здесь никто никого не может заменить, и каждый должен один на один выступить навстречу смерти. Этот порог мы должны будем преодолеть в самом мучительном одиночестве".

Одиночество является одной из составляющих тревоги смерти. Предельное одиночество перед лицом смерти состоит в том, что смерть любого человека - это только его "дело". Никто не может умереть за него. Человек стоит один на один со своей смертью, потому что никто не может отдать за него жизнь (если, конечно, отвлечься от метафорического понимания этого выражения). Как говорил Хайдеггер, "никто не может снять с другого его умирание ".

Одиночество (согласно Ялому) многократно усиливает страх смерти. Особенно наглядно это проявляется в случае неизлечимой болезни, когда здоровые пытаются избежать общения с умирающим, а сам умирающий не хочет вовлекать своих близких в мрачные и безнадёжные глубины своего мира.

Смерть, небытие, ничто - эти понятия невозможно осознать окончательно и во всей полноте. Ничто может в какой-то мере метафорически восприниматься как пустота. Поэтому, наверное, человек так боится пустоты и избегает всего, что может её символизировать – будь это пустая квартира, пустые отношения, незанятость времени. По-настоящему заполнить пустоту жизни может лишь смысл. Здесь мы подошли вплотную к важной составляющей тревоги смерти.

Ссылаясь на Черил Годлей, Ирвин Ялом писал, что имеется обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Страх смерти усиливается от ощущения непрожитой жизни. Именно поэтому от страха смерти помогает полная жизнь и бытие самим собой!!!

Альфрид Лэнгле спрашивает: „Отчего смерть становится ужасом жизни? Что делает смерть врагом и не позволяет нам принять ее?». В качестве главной причины он называет упущенную жизнь, «упущенные в многочисленных жизненных ситуациях возможности: любить, действовать, страдать».

Тот, кто стремится лишь обладать, в действительности „не живёт“ – и испытывает гораздо больший страх смерти. Страх смерти основывается на неутоленной потребности жить насыщенно и целостно.

Альфрид Лэнгле подчеркивает: «Смерть становится страшной из-за того, что человек чувствует: по-настоящему он и не жил. Смерть становится страшной, если человек ощущает, что жизнь еще не постигнута, еще не охвачена во всей своей полноте. Смерть приходит слишком рано, когда все, что происходило до этого, жизнью назвать нельзя. До тех пор, пока отдается глубинной болью тоска по целостной и полнокровной жизни, пока эта жажда не утолена, человек внутренне восстает, не желая умирать от жажды. Хуже всего, если жизнь упущена по собственной вине. Каждое упущенное мгновение содержит в себе нечто важное, правильное, достойное того, чтобы это воплощать и отстаивать... В оля к осмысленной, полноценной жизни представляет собой движущую силу, нереализованность которой скрывается в страхе смерти. Мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так, что это зачем-то нужно, и потому очень трудно согласиться с мыслью, что жизнь была прожита впустую. Если осмысленная жизнь не удалась, явное противоречие между интуитивным пониманием бытия и реально прожитой жизнью порождает ОТЧАЯНИЕ ».

И это отчаяние усиливает многократно тревогу в связи с осознаванием того, что жизнь конечна и смерть может прийти в самое "неподходящее" мгновение, когда уже ничего невозможно исправить.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top