Пророк некрасов. Некрасов николай - пророк

Пророк некрасов. Некрасов николай - пророк
  • Но умереть возможно для других!»
  • Служить добру, не жертвуя собой.
  • Но час придет – он будет на кресте;
  • Посвящено Н. Г. Чернышевскому. С 1853 по 1861 г. Н. Г. Чернышевский работал в журнале «Современник», заведуя главными отделами. Некрасов любил и ценил Чернышевского как ученого, критика, публициста, просто как соратника, считал его человеком высочайшего ума и благородства. В 1862 г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к 14 годам каторжных работ на рудниках с последующей высылкой в Сибирь навсегда. Вернулся из ссылки в 1883 г. и умер в Саратове (в столицах жить ему было запрещено) в 1889 г. В стихотворении создан предельно обобщенный образ героя-жертвы, восходящий к Христу. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более – как пример величайшего подвига – самопожертвования по имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.

  • Его еще покамест не распяли
  • Н. Г. Чернышевский (Пророк)
  • Так мыслит он – и смерть ему любезна.
  • Царям земли напомнить о Христе.
  • Не говори: «Забыл он осторожность!
  • Его судьба давно ему ясна…
  • « Жить для себя возможно только в мире
  • Он будет сам судьбы своей виной!..»
  • В его душе нет помыслов мирских.
  • Не хуже нас он видит невозможность
  • Его послал бог Гнева и Печали
  • Не скажет он, что гибель бесполезна:
  • Не скажет он, что жизнь его нужна
  • Но любит он возвышенней и шире
  • / / / Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

    Стихотворение «Пророк» относится к позднему периоду творчества Н. Некрасова. Оно было создано в 1874 году. Стих посвящен С. Чернышевскому, поэту, с которым Некрасов публиковался в журнале «Современник». Их стихотворения стали лицом «Современника», сделали его остроактуальным периодическим изданием. С. Чернышевский в стихотворении принимает облик пророка, гражданина, искренне любящего свою страну.

    Тема стиха «Пророк» – человек умеющий жертвовать собой ради блага других. Н. Некрасов утверждает, что жить для себя можно только в мирное время, в противоположной же ситуации нужно уметь умирать за других, служить ближним.

    Название «Пророк» не только отсылает читателя к творчеству Лермонтова и Пушкина, но и подсказывает, кто будет ключевым образом произведения. В первых строчках автор рисует образ человека, жертвующих собой ради других. Окружающие говорят, что он сам виноват в своих бедах, ибо забыл про осторожность. Но пророк не обращает внимания на такие замечания, ведь «любит он возвышенней и шире…».

    В последнем катрене Н. Некрасов возвышает пророка, говоря о том, что это посланник Бога, которого пока еще не распяли. Его миссия – напомнить людям о Христе, а значит и о его законах. Это раскрывает тайну, почему пророк совсем не боится смерти, даже считает ее любезностью. Воспринимая произведение целостно, можно легко догадаться, что под образом пророка подразумевается поэт.

    Лирический герой отступает на задний план, его задача – поведать о пророке, выразить мысли автора произведения. Лирический герой обращается к читателю, с первой строчки, строя с ним доверительный диалог, для чего используется обращение на «ты». Он знает о предназначении великого человека и считает своим долгом открыть глаза других.

    В произведении «Пророк» Н. Некрасов не отступает от своего стиля. Он не приукрашивает стихотворение художественными средствами, используя минимальный набор их. В некоторые строки автор вплетает эпитеты (смерть «любезна», помыслы «мирские»), а в последнем куплете использует метафору «бог Гнева и Печали». Метафора становится последним штрихом в созданном образе.

    Стихотворение «Пророк» состоит из четырех катренов. Каждый следующий куплет является более углубленным в образ пророка в сравнении с предыдущим. Особенность первых двух катренов в том, что в них говорит не только лирический герой, автор, но и «народ», и сам пророк. Такой прием помогает выразить мнение всех сторон о самопожертве. Рифма в произведении перекрестная, стихотворный размер – пятистопный ямб. Раскрытию темы способствует интонация: автор использует восклицательные предложения там, где эмоции зашкаливают, и оборванное, где читатель должен задуматься.

    Образ поэта-пророка в анализируемом произведении Н. Некрасова – плод многолетнего труда над данной темой. Если в предыдущих его стихотворениях истинный поэт – просто человек, умеющий жить ради других, в этом он – воплощение небесных сил, способное изменить мир.

    «Пророк» Николай Некрасов

    Не говори: «Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..»
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    «Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!»

    Так мыслит он — и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь ему нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна…

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет — он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

    С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.

    Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, - высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.

    Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.

    Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству - возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» - «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.

    Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.

    В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.

    М.Ю. Лермонтов "Пророк"

    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Посыпал пеплом я главу,
    Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу,
    Как птицы, даром божьей пищи.
    Завет предвечного храня,

    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Когда же через шумный град
    Я пробираюсь торопливо,
    То старцы детям говорят
    С улыбкой самолюбивой:
    "Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами:
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!"

    Н.А. Некрасов "Пророк"

    Не говори: "Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!"
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.
    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    "Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!"
    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна.

    Его судьба давно ему ясна:
    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Пророк - в религии провозвестник и истолковать воли богов; предсказатель будущего.

    Вильгельм Кюхельбекер первым назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки.

    Стихотворение "Пророк" М.Ю.Лермонтова, которое считается одним из последних в его творчестве, было напечатано уже после смерти поэта в 1844 году. Пророк Н.А. Некрасова был издан в августе 1874 года. Первоначальное название - "Н.Г.Чернышевский.(Пророк)".

    Основа стихотворений - библейские источники, библейская лексика. У Лермонтова - образ пустыни. У Некрасова - "бог Гнева и Печали ", "будет на кресте ", "напомнить о Христе ". М. Лермонтов обратился к Плачу Иеремии. Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

    У Некрасова пророк "не хуже нас: видит невозможность служить добру, не жертвуя собой ".

    Сюжет обоих стихотворений - это жизнь поэта, ставшего пророком.

    У М. Лермонтова в стихотворении есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. "Как он угрюм, и худ, и беден! : как он наг и беден ".

    У Н. Некрасова пророк мог быть похож на Н.Г.Чернышевского, революционера-демократа, общественного деятеля, соединившего в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты.

    "Он будет сам судьбы своей виной ". Некрасов мог переосмыслить написанное в 1874 г стихотворение, соотнеся его с судьбой Чернышевского, который находился в то время в вилюйской ссылке: "Его еще покамест не распяли: ".

    Замысел стихотворения "Пророк" Некрасова подсказан особенностями исторического развития России. Революционная мысль нередко воплощалась в образе Христа, Пророка.

    Изображение революционера в облике апостола - обычное явление для 60-70-х годов ХIХ века. (Например, стихотворение Огарева "Иисус", стихотворение И.С. Тургенева "Христос"). Это же делает смысл "Пророка" предельно емким.

    И у Лермонтова поэт, "наделенный всевиденьем пророка " идет к людям, но он им не нужен.

    Он увидел "страницы злобы и порока ": пророк не принят людьми, он изгнан. "В меня все ближние мои бросали бешено каменья ". Он не находит в себе сил для борьбы, поэтому поэт возвращается в пустыню, гонимый и презираемый толпой. За что же его презирают? Он не похож на всех.

    Конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издеваясь над ним.

    А речь старцев - это наказ новому поколению.

    Пророк у Лермонтова отрекается от мирской жизни, и у некрасовского пророка - " в его душе нет помыслов мирских ".

    Но лермонтовский пророк при всем одиночестве не теряет веры в гармонию, в счастье, не утратил веры в жизнь. Лермонтов дает понять: его пророк живет в большом мире Вселенной, дышит с ней одним дыханием:

    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.

    У Некрасова пророк готов умереть для других, "его судьба давно ему ясна ":

    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что гибель бесполезна:

    Судьба же лермонтовского пророка, считавшего, "что бог гласит его устами ", - единение с природой и космосом. Там он находит успокоение и удовлетворение.

    В разное время жили поэты, ("Пророк" Некрасова был издан через 30 лет после лермонтовского), но на труд поэтический смотрели одинаково: он был опорой и спасением для них.

    В "Пророке" Лермонтова и Некрасова нет скорби, а есть сила духа, жизнеутверждение.

    Дух, душа, духовность: Эти понятия вновь и вновь привлекают внимание различных авторов, которые пытаются понять сущность духовной жизни поэта, человека, гражданина.

    "Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России ".

    Эти строки В.Г.Белинский написал о стихотворении "Пророк" М.Ю.Лермонтова, в полной мере, безусловно, они относятся и к "Пророку" Н.А.Некрасова.

    Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

    Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

    Литературное направление и жанр

    Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

    Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

    Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

    Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

    Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

    Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

    Тропы и образы

    В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть - приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали .

    Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но : не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

    Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он . Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

    Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

    Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку» , написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

    Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

    • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
    • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова



    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top