Размышления у парадного подъезда некрасов. Н

Размышления у парадного подъезда некрасов. Н

| ...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных иму-ществ (М.Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Некрасов совершенно переработан реальный жизненный материал, внеся темь! вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Всё это придало стихотворению обобщенносимволический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 году оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора с примечанием: «Мь! очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

О чем данное стихотворение Н.А. Некрасова? (о царящей в мире несправедливости)

Как поэт характеризует мужиков, пришедших просить помощь у вельможи? («деревенские русские люди» с согнутыми спинами, одетые в самодельные лапти, в худой ар-мячишко)

Против кого направлен праведный гнев Н.А. Некрасова? (против людей, обладающих властью и невидящих нужды простого народа)

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

(Н.А.Некрасов)

Цели урока:

1) образовательные:

    Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

    Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие :

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный (элементы лекции, беседа, сообщения, чтение наизусть), аналитический (анализ произведений, художественных средств), демонстрационный (метод наглядности) (использование презентации, художественный текст).

Структура урока:

I . Орг.момент

II . Опора на пройденный материал

III . Работа по теме (анализ стихотворения)

IV . Обобщение материала.

V . Подведение итогов.

VI

Ход урока

I . Орг.момент . Сообщение темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II . Опора на пройденный материал. Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с изображением Волги. Затем слайд №2 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

Слово учителя:

Почему мы начали урок народной песней о Волге, с демонстрации картины Репина?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

Каковы эти впечатления? (Воспоминания детства Некрасова были омрачены жестоким характером отца, армейского офицера и ярого крепостника, его разгулами и хладнокровным, отношением как к родным, так и к крестьянам, вверенным ему в собственность. Так что о несправедливости в мире будущий поэт узнал очень рано. Порой маленького Некрасова гнала из дома удушливая атмосфера тиранства и насилия, поэтому он часто гулял по берегам Волги, любуясь ее просторами. Именно там ему не раз приходилось наблюдать вереницы бредущих вдоль кромки воды бурлаков, изможденных тяжелым физическим трудом).

Слайд №3 - портрет отца писателя.

Слово учителя: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Слово докладчика: (о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни)

Слайд №4 – виды бедных кварталов Петербурга

Звучит чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом»

Слайд №5 – изображение экзекуции крестьян.

Слово учителя: Встреча с кем оказалась решающей в судьбе Некрасова?

Предполагаемые ответы учащихся (встреча с великим и уже известным на тот момент литературным критиком В.Г.Белинским).

Слайд №5 – портрет В.Г.Белинского.

Слово учителя: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Слово докладчика: (о благословлении Белинским Некрасова, о помощи, которая была оказана, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-Поэта, о возрождении Некрасовым забытого всеми журнала «Современник», о его работе главным редактором журнала, о нелегкой судьбе редакции.

Слово учителя: Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1) .

Слово учителя: Перед вами план анализа стихотворения. Давайте приступим к работе вместе. (План анализа – приложение 2 )

III . Работа по теме (анализ стихотворения).

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Предполагаемые ответы :

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности - служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ (это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

Предполагаемые ответы: прием контраста использован поэтом в стихотворениях «Тройка» и «В дороге» Например, изображение счастливой семейной жизни молодой красивой девушки с любимым человеком и прискорбное существование, которое готовит ей судьба на самом деле, потому что героиня рождена крестьянкой (стихотворении «Тройка»);

Или картины «жизни в достатке» жены ямщика, которую «господа» ради забавы с малолетства воспитали вместе со своей дочерью «всяким барским проделкам и штукам» и описание последующего существования, а верее, ВЫЖИВАНИЯ бедной женщины в условиях тяжелых условиях крестьянской жизни, потому что «не нужна-ста в дворянстве холопка!»

Слайды №7, №8 – иллюстрации к произведениям.

С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

Предполагаемые ответы: стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Слайд №9 – иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV . Обобщение материала.

Слово учителя: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Слайд №10 – портрет А.Я.Панаевой и А.И.Герцена

История создания стихотворения (приложение 3)

Слово учителя: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Давайте же подведем итоги нашего урока. Можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях.

Слайд №11 – выводы (В творчестве Некрасова отражено..)

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью (на слайде появляются тезисы: любовь, сострадание) , как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера (сложность и противоречивость национального характера ). Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Записали выводы в тетрадь.

V . Подведение итогов.

Слово учителя : (Оценки за работу на уроке активным учащимся). Чтобы оценить знания, полученные вами на уроке, у всех учащихся попрошу вас выполнить совсем небольшую письменную работу.

Завершить урок хочу строчками еще одного великого поэта, который уже вам знаком, Ф.И.Тютчева:

Слайд №12 (Умом Россию не понять…)

VI . Письменная самостоятельная работа на осознание материала.

Соотнесите эти строки с последним пунктом наших выводов и заключительным вопросом в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Напишите, как вы понимаете тютчевские строчки ?

Приложение 1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар."Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Приложение 2

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

6. Найдите в первой и во второй частях произведения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор ?

7. В каких еще произведениях Н.А.Некрасова, с которыми мы знакомились на уроках, использован прием контраста?

8. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у поэта народ? Какая проблема обнажена автором в заключительной части?

9. Чем оканчивается стихотворение?

Приложение 3

История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от лица А.Я Панаевой)

Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение.

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Большая часть стихотворений Николая Некрасова посвящена жизни простого народа, который постоянно сталкивался с трудностями, с унижением, попадая в безысходное положение.

По какой причине автор уделяет так много внимания жизням простых крестьян? Ответ очевиден, Некрасов сам испытал на себе тяготы нищеты и бедности, когда покинул родное имение и остался без гроша за душой, без наследства. В те годы, Николай Алексеевич смог прочувствовать все ужасы крестьянского существования.

Однако больше всего беспокоила, волновала поэта беззащитность, покорность простых людей. Они совершенно не знали свои права и постоянно вынуждены были просить милостыню, терпеть прихоти своих господ. Но больше всего поэта возмущал тот факт, что унижение приходилось испытывать не перед высокопоставленными чиновниками, а перед их швейцарами.

В доме губернатора, который располагался в Санкт–Петербурге, всегда было много просящих. Конечно же, сам губернатор не встречал каждого пришедшего. Это делал его швейцар. Вот именно он, в зависимости от настроения, от своего веления, решал, кто достоин пройти дальше, а кто нет. И такое отношение считалось нормальным.

Крестьяне уходили прочь, обвиняя прислуживающих особ, однако, за ними крылась воля самих властителей. Вряд ли кто-то из высокопоставленных чиновников опекался и переживал за тех бедняг, которые были прогнаны с порога. Для таких людей самыми главными богатствами считалась власть и денежные сбережения. Они не боялись ничего вокруг себя, ведь обладали неограниченной силой.

Николай Алексеевич просто возмущен мыслью о том, что обычный, простой человек ничего и никогда не добьется без денег и знатного положения. К тому же, русский просящий мужик был очередным поводом для гнева, который испытывал барин, раздражаясь его приходу. Но, никто из тех самолюбивых правителей не задумывался над тем, что общество держится только благодаря трудолюбивым и покорным крестьянам.

И вот, Николай Некрасов мечтает, что когда-то и обычный человек получит свободу и право выбора.

К теме родины в широком её понимании Некрасов выходит в целом ряде стихотворений. Одно из них - «Размышления у парадного подъезда», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1858 году.

Вспомните в своё время изученное вами произведение и рассказ А. Я. Панаевой об обстоятельствах его создания. Стихотворению этому суждено было стать едва ли не самым популярным из сочинений Некрасова. Его читали на литературных вечерах и на сценах почти всех русских театров, на заседаниях кружков и в частных залах провинциальных городков. А. И. Герцен напечатал его на страницах «Колокола» в 1860 году с комментарием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Длительное время оно распространялось в списках. Последняя его часть, начинающаяся словами «Назови мне такую обитель», стала любимой студенческой песней.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, можно условно выделить три основных части. Первая из них открывается описанием парадного подъезда. Эпическое начало здесь является преобладающим, хотя авторская оценка увиденного, его горькая усмешка, сменяемая состраданием, всё время чувствуется в этих стихах. Образ известного петербургского подъезда дается поэтом в духе популярных тогда физиологических очерков, где описание уголка города соединяется с воссозданием нравов и характеристикой его обитателей. Картина, рисуемая автором, отличается своей контрастностью: подъезд показан таким, каким выглядит он «по торжественным дням» и «в обычные дни». Существенно разнятся и люди, появляющиеся близ заветных дверей в ту и другую пору: нарядные вельможи (внутренне контрастны их самодовольство и «холопский недуг») и «убогие лица». Различна и реакция их на представительный подъезд: преодолеваемый рвением и торжественностью испуг — и плач просителей. Естественно и мотивированно перед домом Муравьева, председателя департамента уделов и министра государственных имуществ, ведавшего делами крестьян, появляется группа мужиков. Их единый образ, как заметил Н. Н. Скатов, теряет конкретность и единичность и приобретает некую символическую всеобщность русского деревенского люда, а за ними предстаёт вся крестьянская Русь, от лица которой они явились. Сострадание поэта растёт, оно ощущается в каждой детали группового портрета и передаётся читателю. Но ещё больше авторское сочувствие проявляется в концовке этой первой части: «И пошли они солнцем палимы...» Равнодушие к крестьянским судьбам и покорность самих ходоков приводят к этому безнадежному итогу.

Крестьянам резко противопоставлен «владелец роскошных палат», образ которого сатирически гневно рисуется во второй части анализируемого стихотворения «Размышления у парадного подъезда». В своей статье «О "владельце роскошных палат"» некрасовед А. М. Гаркави поведал о прототипе этого «владельца» — М. Н. Муравьеве, одном из самых отвратительных представителей реакционной военщины и бюрократии середины века, противнике раскрепощения крестьян, поборнике увеличения налогов и податей с крестьян, самых суровых полицейских мер по отношению к ним. Некрасов хорошо знал облик этого высокопоставленного чиновника, жившего напротив его дома, и этим знанием продиктованы та патетика и то негодование, которые звучат в этой второй части стихотворения. Восклицания и побуждения («Вороти их!») сменяются горестными вопросами («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?») и убийственным по своему сарказму определением — «герой». Но образ «владельца роскошных палат» — собирательный и обобщенный образ. За ним стоит также граф Чернышев, военный министр, проживавший свои последние месяцы жизни в Италии, что получило отражение в заключительных строках второй части. И снова родина, Россия предстаёт перед читателем, читающим саркастическую эпитафию вельможе:

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Некрасовский анапест вторит интонациям гражданского осуждения и негодования.

В третьей части стихотворения «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, прослеживается окончательная судьба обездоленных ходоков («Всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой»). Но теперь поэт воссоздаёт образ всего народа, угнетённого и страдающего в условиях крепостнического рабства. Одновременно от отдельных упоминаний родины поэт переходит к глубокому раздумью о России, которое получает форму обращений к родной земле. Эпическое изображение сливается с лирическим переживанием поэта по поводу горестной доли его народа. Некрасов слышит вседневный и всечастный стон, вырывающийся из груди крестьян в любой обители, в любом уголке отечества. Шесть раз повторяет поэт глаголы, производные от «стон», пять раз он использует анафору «стонет», благодаря чему страдания мужика воспринимаются как повсеместные и постоянные, а этот стон — как непрерывный. Упоминая «подъезды судов и палат», поэт вновь возвращается к исходному образу «парадного подъезда», окольцовывая свою тему. Воззвание к родной земле конкретизируется далее двукратным обращением к Волге. Поэт вводит развернутое сравнение разлива реки с переполненностью просторов земли «великою скорбью народной». И снова набатно звучит это слово «стон», неразрывно сопряженное с народом. Отсюда естественно возникает обращение к нему самому, «сердечному» крестьянскому и рабочему люду. Вслед за рассказом о рабском сегодняшнем положении народа следует размышление о его будущем, получающее форму тревожного вопроса:

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Глубокий смысл обретает здесь мотив сна. Если, рассказывая о владельце палат, поэт в основном использовал это слово «сон» в будничном и прямом значении, то ныне, обращаясь к народу, он делает акцент на переносном значении слова. Если юный Пушкин был непоколебим в своей уверенности, что «Россия вспрянёт ото сна...», то Некрасов, как и Щедрин в своей сказке «Богатырь», такой абсолютной категоричности не выражает. Он вопрошает, не исключая и ответ в форме тягостного молчания:

Иль <...> духовно навеки почил?

Но вопросы эти соединены у Некрасова с упреком, неумирающей надеждой и с требовательным призывом. Так стихотворение поэта, объединив раздумья о жизни народа с сатирическим изображением социальных верхов, стало произведением о многострадальной родине.

Некоторые мотивы этого некрасовского шедевра получили развитие в стихотворении «На Волге» (1860). Это и образ Волги, реки «рабства и тоски», и развернутая зарисовка бурлаков с их громким стоном, и напряженные вопросы о жизни («у всех ответа я просил, //На то, что видел...»), и изображение вопиющей бедности народа («лохмотья жалкой нищеты»), и скорбные раздумья о долготерпении народа («Всё та ж покорность без конца»).




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top