Разновидности и симптомы ЗПР
ЗПР является патологической задержкой в психическом развитии. Такое отклонение нуждается в тщательном отслеживании и оценивании для своевременного обнаружения симптомов, причин, их устранения. А факторов, ведущих к таким нарушениям, бывает много. Они не имеют ярко выраженных форм, в основном обнаруживаются у детей младшешкольного, дошкольного возраста. В основном сложности с ЗПР привязываются к адаптации относительно учебного процесса. В зрелом возрасте устанавливаются уже другие диагнозы.
Классификация
Существуют разные виды зпр, отличающиеся симптоматикой и принципами проявления.
Конституциональная патология заключается во врожденных склонностях к поведенческим особенностям, проявления:
- явная несамостоятельность на эмоциональном уровне;
- усиленная привязанность к конкретному взрослому человеку;
- неспособность самостоятельного принятия конкретных решений и пр.
Частым является проявление бурных эмоциональных всплесков. Дети с подобным состоянием часто тяготеют к игровым интересам, познавательная деятельность у них не мотивируется.
Соматогенная патология является следствием физиологического нарушения. Полноценное психическое развитие замедляется каким-либо хроническим поражением, сверхопекой родителей. Их симптомов выделяется притупление внимания по возрасту, общее ослабление, отсутствует интерес к знакомству с окружающим миром. Такое ребенок попросту не чувствует потребности в осуществлении самостоятельных действий.
Психогенная патология развивается на фоне неблагоприятной обстановки, которая создана для воспитания, развития малыша. Навыки к самоконтролю в поведении отсутствуют по причине постоянного насилия и агрессии со стороны близкого окружения, безнадзорности. У таких личностей наблюдается повышенная:
- несамостоятельность;
- безответственность;
- отсутствие минимальных знаний об устроенности окружающего мира;
- застенчивость с боязливостью или чрезмерная наглость.
Церебрально-органическая патология является на практике распространенной. Проявляется как следствие сбоя в работе нервной системы на фоне приобретенных или врожденных факторов. Развивается патология из-за неблагоприятной среды, в которой пребывала беременная женщина. У ребенка наблюдается мозговая минимальная дисфункция, комплексные незначительные нарушения. Признак – апатия, недостаточные эмоции, равнодушие к происходящему.