Регулярное закаливание. Закаливание часто болеющих или немедикаментозные методы лечения

Регулярное закаливание. Закаливание часто болеющих или немедикаментозные методы лечения

918 0

Почему так, а не иначе?

Появился насморк - закапали в нос, закашлял - дали таблетку, сильно закашлял - стали делать уколы.

Ну, а еще и с температурой? - лечиться только в стационаре!

Лекарства всесильны - полтаблетки и не болит голова, один укол - и нет температуры, дышать тяжело - ввели внутренно - и стало хорошо.

Великая вещь - прогресс. Но, уповая на прогресс медицины, мы забыли три вещи. Первая - лекарства помогают нам избавиться от болезни, но не увеличивают количества здоровья человека.

Второе - нет абсолютно полезных лекарств. Каждое наряду с плюсом имеет и минусы. Применять лекарства надо только тогда, когда без его плюсов мы уже не можем обойтись и закрываем глаза на минусы.

Третье - иногда, увлекаясь новыми методами, мы забываем старые, зачастую менее вредные, но не менее эффективные.

В результате - отучаем организм бороться самому; борясь с болезнью, вводим препараты, снижающие иммунитет, т.е. провоцируем новые заболевания, которые опять лечим химическими препаратами и так далее, по замкнутому кругу.

И вот возрастает количество случаев аллергии, непереносимости антибиотиков и других препаратов. Особенно часто это бывает у детей, страдающих частыми простудными, рецидивирующими заболеваниями дыхательной системы.

В Ленинском районе г. Перми, например, всего за 2 года количество длительно и часто болеющих детей возросло в 2,2 раза!

Практически все врачи, особенно участковые педиатры, часто сталкиваются с проблемой часто болеющих или аллергически настроенных больных. Причем эта проблема имеет две стороны. Первая - чем лечить?

Все антибиотики перепробованы, часть не действует, часть вызывает аллергию, печень уже не справляется с их переработкой. И вторая - надо ребенка закалять! А как! Считается, чтобы приступить, к закаливанию, надо не болеть хотя бы 1-2 месяца.

А если ребенок болеет через две недели, а то и чаще? А еcли насморк у него не проходит, даже когда он ходит в садик? Да и наши традиционные методики "на полградуса в неделю" могут закалить ребенка, но для этого потребуется год, а то и два. Такого времени у нас с вами нет.

Таким образом, нужны какие-то способы воздействия на ребенка, чтобы они лечили его и, в то же время, закаляли. И наоборот, закаляли, в то же время лечили, ведь закалять-то нам приходится практически еще болеющего ребенка.

Именно таким способом воздействия на ребенка и оказались методы интенсивного закаливания, которые, сочетая в себе лечебное и закаливающее воздействия, позволяют в кратчайшие сроки получить максимальный эффект.

С их помощью, например, за один-два месяца любого часто болеющего ребенка можно закалить настолько, что он с пользой для себя перенесет окунание в прорубь на 3-5 секунд (это не значит, что мы ставим целью сделать всех детей "моржами"! Скорее наоборот, но об этом ниже).

Так как методики интенсивного закаливания являются и немедикаментозными методами лечения, то мы с успехом применяем их при лечении острых и обострении хронических заболеваний при легком и средне тяжелом течении.

Все занимающиеся в группе закаливания часто болеющих при детской больнице №18 г. Перми с успехом используют эти методики для закаливания при таких грозных заболеваниях как бронхиальная астма и рецидивирующий бронхит и для лечения обострений этих заболеваний. И тем более эти методы эффективны при лечении и закаливании страдающих частыми ОРВИ.

Что же это за методы, откуда они взялись и на чем основано их действие? Не вредители оно здоровью?

При разработке системы закаливания часто болеющих детей мы опирались на два основных понятия - это понятие о зоне теплового комфорта и о системе иммунитета.

Зона теплового комфорта

Это температура окружающей среды, при которой организму нет нужды ни вырабатывать тепло - согреваться, ни избавляться от избытка тепла путем испарения пота с поверхности кожи. Для воздуха это 18-20°С, для воды - 32-34°С.

Внутри этих границ организм чувствует себя "комфортно". Температуры же выше комфортных - ведут к снижению защитных сил и иммунитета. Почему?

Вокруг - избыточное тепло, нужды ни вырабатывать тепло, ни напрягаться нет - и организм расслабляется, рефлекторно отключаются системы защиты, ведь нет сигналов на возбуждение и активацию, следовательно, в защите нет нужды. А вот при температурах ниже "комфортной" - наоборот.

Сигнал "холод" - возбуждение и активизация защитных сил - подъем защитных сил и иммунитета. Именно на этом, кстати, основан один из механизмов оздоровления путем закаливания. И чем ниже температура окружающей среды, тем сильнее стимулируются защитные силы и иммунитет.

Но здесь всегда надо помнить о факторе времени. Если вы выносите ребенка на балкон в легкой одежде или голенького при температуре минус 3-5°С на 5-6 секунд - то это хорошая закаливающая процедура, если минус на 10-15 - простудите его, на час - вообще заморозите.

Лучший эффект при закаливании дает резкий, но короткий холодовой раздражитель, чем слабый, но длительный.

Да и время экономится. Ведь можно, в принципе, написать программу закаливания, рассчитанную на 6-8 часов в день. И не заниматься ничем, кроме закаливания. Но это же нереально, особенно, если родители ребенка работают. Поэтому во всех методиках мы отдавали предпочтение тем, которые при одинаковой эффективности занимают меньше времени.

Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.

Подготовка и меры предосторожности

Основное правило закаливания - последовательность действий и регулярность. Чтобы попытка оздоровиться, укрепить здоровье и дух не закончились больничной койкой, необходимо соблюдать следующие принципы мероприятия.

  • Здоровье. Приступают к процедурам только в полном здравии. Если признаки заболевания налицо, необходимо дождаться выздоровления.
  • Разрешение врача. Перед началом воздействия на организм непривычными методами, лучше проконсультироваться с доктором. Он определит оптимальную нагрузку, подскажет с чего начать.
  • Самоконтроль. Всегда следует прислушиваться к себе, следить за пульсом, температурой, давлением, аппетитом, сном, общим самочувствием.
  • Воспалительные процессы. Ликвидировать очаги воспаления в организме. К ним относятся больные зубы, миндалины, другие подобные островки скопления микробов.
  • Оптимизм. Приступать к закаливанию только при наличии положительного настроя, веры в силу процедур, огромного желания.
  • Системность. Процедуры проводятся независимо от погоды, без длительных перерывов. Если такое произошло, наращивать длительность воздействия и его силу надо с минимальных показателей.
  • Поэтапность. Интенсивности процедур достигают плавно. Нельзя сразу с разбега нырять в прорубь или начинать с обтирания снегом.
  • От малого к большему. Сначала прорабатывают комплекс щадящих мероприятий. Начинает, например, с обтирания или контрастных ножных ванн, затем переходят к обливаниям. Температуру понижают постепенно.

Видео сюжет

Виды закаливания, какое самое эффективное

Мероприятия по закаливанию в домашних условиях не требуют каких-то колоссальных финансовых вложений. Все, что связано с воздухом, водой и солнцем доступно и эффективно.

Воздушные ванны

Самый простой, распространенный, но не менее действенный вид закаливания, доступный круглый год. Они бывают:

  • Холодные (температура 12-14 °C).
  • Умеренные (температурный режим 14-20 °C).
  • Теплые (температура 20-30 °C).

Начинают закаливание воздушными ваннами с теплых температур при отсутствии ветра. Продолжительность первых сеансов 10 минут, далее идет постепенное увеличение времени. Необходимо соблюдать принцип контрастности, для чего надо снять одежду, чтобы создать максимальную площадь соприкосновения тела с прохладным воздухом. Можно совмещать с играми, энергичными движениями.

Если позволяет здоровье, холодные ванны допускается проводить при температуре 7-10 °C.

Водные процедуры

Вода - важнейший фактор существования человека. Температурное воздействие с определенным перепадом благотворно влияет на организм. Закаливание водой помогает справиться со стрессовыми ситуациями, ускоряет обменные процессы, повышает тонус мышц, сосудов. У человека меняется восприятие мира. Он становится более спокойным, веселым, бодрым, работоспособным.

Обтирание

Щадящая форма водного закаливания. Для проведения потребуется небольшое полотенце. Его смачивают в воде определенной температуры и начинают растирать тело, пока не начнет разливаться приятное ощущение тепла. Для первых процедур берут воду 22 °C или немного выше до 30 °C. Потом, каждые 2 или 3 дня, снижают температуру на 1-2 градуса до 12 °C и меньше.

Обливания

К обливаниям переходить можно через месяц обтираний. Воздействие на организм наиболее сильное. Температура воды для первых сеансов должна быть выше, чем для обтираний, где-то 30 °C. Затем ее постепенно снижают до +19 °C и ниже.

Купание в открытых водоемах

Самым эффективным и доступным видом закаливания является купание в открытых водоемах, к которому надо отнестись с осторожностью после перерыва на зимне-весенний период. Необходимо дождаться пока вода прогреется хотя бы до 20 градусов. Начинают с 3-х минут, постепенно увеличивая время пребывания в воде до 15 минут, не допуская переохлаждения.

Контрастный душ

Процедура чередования холодной воды с горячей.

Солнечные ванны

Оказывают особое благотворное влияние на иммунную систему. Однако, эти процедуры коварны: находясь на открытом солнце легко получить ожог кожного покрова. Необходимо строго соблюдать временные рамки, разумно выбирая часть дня (для процедур подходит утреннее солнце или вечернее с 16 часов). Лучше принимать ванны не на открытом месте, а в тени деревьев.

Прогулки босиком

Тренировки начинают летом, и плавно переходят в зиму. В холодное время длительность сначала сокращают, а после адаптации увеличивают.

Сауна

Отличный вариант закаливания, но использовать надо с осторожностью, поскольку после разогревания идет ныряние в холодный бассейн. Это под силу не каждому организму.

Видео информация

Терморегуляция организма и закаливание

Терморегуляция - внутренние механизмы, поддерживающие температуру тела на определенном уровне. Эта функция помогает не перегреваться организму при интенсивных нагрузках или высокой температуре окружающей среды, не позволяет погибнуть от переохлаждения.

Как только извне поступает сигнал, например, падает температура на улице, внутри нас начинаются процессы по выработке тепла, что не дает нам замерзнуть. Как только температура вокруг начинает подниматься, процесс замедляется.

Разделяют терморегуляцию физическую, когда в результате жизнедеятельности человека идет расход тепла. И терморегуляцию химическую - образование тепла при усилении обменных процессов в организме.

Основная роль по поддержанию стабильной температуры тела отводится коже. Эта чувствительная система мгновенно реагирует на все изменения внутри и снаружи. Рецепторы кожи передают сведения глубже, сосудам. В жару они расширяются, вырабатывают пот для охлаждения. В холод сужаются.

Помимо кожи, в терморегулировании участвуют:

  • Мышечная составляющая кишечника.
  • Потовые железы.
  • Сальные железы.
  • Подкожная жировая клетчатка.
  • Вены легочного (малого) круга кровообращения.

У закаленного человека намного лучше работают все системы, и организм легче справляется с перепадами температур и переносит физическую нагрузку. Система терморегуляции у такого индивидуума более совершенна.

Пошаговая инструкция закаливания для взрослых

  1. Осознанное решение и положительный настрой. Закаливание должно стать образом жизни, а значит, придется пересмотреть режим, привычки, взгляды.
  2. Для начала процедур выбирайте теплое время года. Вы должны быть здоровы: не простужены, вне обострения хронических болезней. Скорректируйте режим сна, пересмотрите рацион.
  3. Подберите подходящий вариант закаливания. Не все могут переносить водные процедуры, тем более обливания холодной водой. При наличии болезней органов дыхания и сердца, надо остановиться на более мягких видах процедур. Спазмы, вызванные холодной водой, весьма опасны при этих патологиях.
  4. Постепенно наращивайте интенсивность нагрузки. Не выливайте на себя с первого дня ледяную воду. Сначала это должно быть обтирание. Температура снижается плавно, время увеличивается постепенно.
  5. Комплексный подход. Если с утра закаливаться, а вечером пропадать в баре за кружкой пива, от этого не будет толку. Поменяйте отношение к себе, своему образу жизни.
  6. Если вообще не переносите воздействие холодной воды, начинайте с воздушных или солнечных ванн, с зарядки без одежды перед открытым окном. Через некоторое время выходите на улицу, в парк, на стадион. Сочетайте с ходьбой босиком, но постепенно.
  7. Укрепляйте дух. Настрой должен быть только оптимистичный.

С чего начать закаливание детей

Регулярные закаливающие процедуры позволяют детскому организму адекватно воспринимать погодные катаклизмы, особенно понижение температуры. Закаленные дети реже болеют, легче переносят атаки вирусов.

Ребенку в отличие от взрослого сложно оценить свои ощущения, поэтому родителям необходимо внимательно следить за реакцией детского организма и соблюдать ряд правил. Переохлаждения недопустимы и чреваты серьезными последствиями.

Дети дошкольного возраста

  1. Проконсультируйтесь с педиатром.
  2. Начинайте с воздушных процедур. Они подходят всем, даже грудничкам. Это самый простой и безопасный метод. К нему относят: прогулки, проветривание, правильный подбор одежды, хождение босиком.
  3. Когда освоили воздушные, можно переходить к водным процедурам. Начинают с обтираний. К этому виду закаливания относят умывание прохладной водой, душ с чередованием холодного и теплого. Если ребенок здоров и весел, следующим этапом станет обливание, купание в водоеме.
  4. Солнечные ванны. Для маленьких детей — это пребывание в тени деревьев, вдали от прямых лучей, с обязательным ношением головного убора. На открытом солнце можно побыть ранним утром или вечером, сначала не более 5 минут, постепенно увеличивая время.

Дети школьного возраста

  1. Главное правило - постепенность. Ребенок не должен испытывать дискомфорта.
  2. В начале закаливания используйте воду не ниже +24 °C, доводя до +15 °C.
  3. Процедуры должны стать ежедневной системой, без пропусков. Исключить только дни болезней.
  4. Начинайте с обтирания. Сначала влажным полотенцем воздействуют на верхние части тела, вытирают и растирают до легкого покраснения. Затем тоже проделывают с животом и ногами. Для ребенка время процедуры до 4-х минут.
  5. После освоения этих процедур, переходите к обливаниям.

ВАЖНО! В водных процедурах главным является интенсивность раздражения, а не длительность.

Видео руководство доктора Комаровского

Мнения и отзывы врачей о закаливании

Специалисты указывают на позитивное влияние закаливания, но при этом они предупреждают о противопоказаниях.

Положительные стороны:

  • Укрепление иммунитета.
  • Тренировка сердца и сосудов.
  • Ускорение обменных процессов.
  • Антиаллергенный эффект.
  • Активизация механизмов омоложения организма.
  • Избавление от диабета, кожных заболеваний, радикулита.
  • Стабилизация нервной системы, укрепление силы духа.
  • Антидепрессивый эффект.
  • Ускорение кровотока.
  • Очищение организма.
  • Снижение веса тела.
  • Увеличение жизненной емкости легких.

ПОМНИТЕ! Закаленные люди значительно реже болеют, патогенные микроорганизмы хуже приживаются в их организме.

Перед началом оздоровления при помощи закаливающих процедур обязательно пройти всестороннее обследование. Есть болезни, при которых «моржевание» опасно для жизни и несет только вред. Среди них:

  • Высокое артериальное давление (гипертоническая болезнь).
  • Бронхиальная или сердечная астма.
  • Воспалительные процессы в различных органах и тканях.
  • Любые опухоли.
  • Заболевания сердечно — сосудистой системы.
  • Нарушение кровообращения сосудов головного мозга.
  • Опьянение алкогольное или наркотическое.
  • Аллергия на низкую температуру.

Конспект

урока ОБЖ в 9 классе

«Правила и факторы закаливания»
Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни посредством закаливания организма. Задачи: Образовательная: Изучить механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека. Убедиться в положительном значении закаливания для здоровья. Изучить и освоить простейшие способы закаливания.
Развивающая: Развитие волевых качеств. Воспитательная: Закрепить в сознании учащихся понимания личной ответственности за состояние своего здоровья, которое будет способствовать успешному достижению жизненных целей, выполнению общественного долга и обязанностей.
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон, презентация, опорные листы.

ХОД УРОКА.

Организационный момент: Нацеливание на успешное решение задачи урока. Актуализация (мотивация): Ребята, я хочу напомнить вам несколько строк стихотворения А.Т. Твардовского «Переправа» из поэмы «Василий Тёркин» (слайд 2) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава, Кому тёмная вода,– Ни приметы, ни следа.
Долги ночи, жёстки зори В ноябре – к зиме седой. ? ВОПРОС: В каком месяце войска форсировали реку? Какой была вода? (слайд3) И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, – добрался вплавь.
Гладкий, голый, как из бани Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает – свело. ? ВОПРОС: – Может ли человек с плохим здоровьем долго находиться в ледяной воде? Так что же нужно делать, чтобы не бояться ни холода, ни жары и меньше болеть? Совместно с учащимися анализируются и оцениваются ответы и предложения, определяется тема урока, ставятся задачи и утверждается план работы. (слайд 4.) Задачи и план работы оформляются и записываются в УТК (Приложение №1) (слайд 5) Задачи:

ЗАДАЧИ

Закаляться Для чего? ? Укрепление здоровья Чем и как? ? Воздух, вода, солнце Когда? ? Всегда Для того, чтобы решить эти задачи предлагается работать по плану: (слайд 6)

План

    Сущность и принципы закаливания. Закаливающие факторы и виды закаливания. Эффекты закаливания.
1. Сущность и принципы (правила) закаливания. Разбор механизма закаливания происходит на основе ранее полученных знаний на уроках биологии при изучении анатомии и физиологии человека, а именно при изучении строения и функции кожи, органов дыхания, кровеносной и нервной систем. Используются соответствующие слайды
    «Строение кожи человека» (слайд 7) «Кровеносная система человека» (слайд 8) «Нервная система человека» (слайд 9) «Органы дыхания» (слайд 10)
? ВОПРОС: – Какая среднегодовая температура преобладает в нашей климатической зоне? – Когда и чем чаще всего мы болеем? Почему? ВЫВОД: Тренировать организм необходимо на приспособление к низкой темпера- туре (холоду). Под воздействием холода кровеносные сосуды кожи и верхних дыхательных путей рефлекторно сужаются (спазм), этим уменьшается теплоотдача организма во внешнюю среду. Если же организм не закалён происходит чрезмерное охлаждение, снижение местного иммунитета и как следствие – простудные заболевания. Переохлаждению особенно подвержена слизистая дыхательных путей.

? ВОПРОС: Так что же делать, как избежать простудных заболеваний, как сохранить и укрепить здоровье?
Выход один – тренировать систему терморегуляции – закаляться. (Слайд 11) Сущность закаливания – тренировка механизмов организма человека, которые реагируют на изменяющиеся природные (климатические) факторы. Результаты закаливания – реакции организма постепенно становятся более быстрыми и точными, устойчивыми и надёжными. Результаты беседы и обсуждения оформляются в УТК в виде схемы: Сущность закаливания Тренировка – быстрота ? реакции организма – точность здоровье на природные факторы – устойчивость – надёжность
? ВОПРОС: – Как и чем? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить принципы (правила) закаливания, предлагается заполнить схему в УТК под обозначением «Принципы» (слайд 12)
Общее ЗАКАЛИВАНИЕ Местное

ПРИНЦИПЫ

1. ? Постепенность 2. ? Регулярность 3. ? Индивидуальность 4. ? Многофакторность После обсуждения и заполнения схемы «принципы» переходим к изучению второго вопроса плана работы. 2.Факторы и виды закаливания. Для этого заполняем схему в УТК под обозначением «Факторы» (слайд 13)

ФАКТОРЫ

1. ?Воздух

Класс делится на три группы. Каждой группе предлагается определить один из трёх природных закаливающих факторов и предложить доступные способы (виды) закаливания, при котором используется определённый фактор. Предлагается крестиками отметить факторы, которые можно использовать одновременно с другими факторами (принцип многофакторности). Обратить внимание на соблюдение правил безопасности при проведении спортивных игр, купании и принятия солнечных ванн для загорания. Обозначаем меры безопасности в УТК словом «Безопасность». Физкультурная пауза. / Звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»/ (слайд 14) Упражнения для глаз: 1) моргание – закрыть глаза (4-5 сек) – повторить 4-5 раз; 2) круговые движения глазами; 3) движения глазами за указательным пальцем в разных направлениях. Предлагается учащимся вспомнить и продемонстрировать приёмы восстановления кровообращения при замерзании конечностей (махи большой амплитуды руками и ногами, прыжки на месте). Продемонстрировать порядок проведения растирания тела при закаливании способом «Обтирание водой».
3. Эффекты закаливания. В ходе совместного обсуждения выясняются, какие положительные изменения происходят в организме под воздействием регулярного проведения закаливающих процедур. Обсуждается последняя часть УТК под обозначением «Эффекты». Обращается внимание на множество неспецифических эффектов закаливания. (слайд 15)

ЭФФЕКТЫ

Специфические Неспецифические: адаптация – активная жизнь (+20-25%); – сила воли; – выносливость; – способности; – замедление старения; (болезни) – уменьшение В пустой прямоугольник схемы предлагается вписать слово, которое, по мнению учащихся, является следствием регулярного закаливания.
4. Заключительная часть. Домашнее задание. Домашнее задание предлагается учащимся в виде трёх вариантов, один из которых они самостоятельно выбирают и выполняют, используя УТК.
    Сформулируйте определение понятию «закаливание». Предложите способы закаливания для жителей жарких стран. Проанализируйте УТК и ответьте на оставшиеся вопросы, обозначенные знаком (?)

Выполните тест:

Тест «Закаливание»

    Регулярное закаливание способствует:
а)Замедлению старения; б) Повышению аппетита; в) Отвыканию от вредных привычек. 2. Регулярное закаливание обеспечивает продление срока активной жизни на: а) 15-20%; б) 20-25%; в) 25-30%. 3. Купаться в водоёмах незакалённым лучше всего нужно начинать при температуре воды: а) 10-12 0 С; б) 20-22 0 С; в) 25-30 0 С. 4. Солнечные ванны лучше всего принимать: а) до полудня; б) после полудня; в) вечером. 5. Горло следует закаливать полосканием: а) прохладной, а затем холодной водой; б) тёплой, а затем холодной водой; в) 5 минут холодной водой.
    Из приведённых составляющих выделите основные для здорового образа жизни:
а) оптимальный уровень двигательной активности; б) малоподвижный уровень жизни; в) небольшие и умеренные физические нагрузки; г) занятия физической культурой и спортом; д) рациональное питание; е) курение и употребление алкоголя в небольших количествах; ж) соблюдение режима труда и отдыха; з) закаливание организма. Ответы: 1(а); 2(б); 3(б); 4(а); 5(а); 6(а, г, д, ж, з).
Выводы по решению учебных задач. Подводятся итоги по решению поставленных задач урока, окончательно заполняется схема, обозначенная «Задачи» ? ВОПРОС: Так какое же слово мы запишем в свободном прямоугольнике в конце 1 страницы учебно-тренировочной карты? (Слайд 16)

Подведение итогов.

Подводятся итоги урока, отмечаются лучшие и активные ученики, обращается внимание на успехи и недочёты.

нил-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и ма­ хов. Такие упражнения можно выполнять одному или с партнером, с различными отягощениями или с про­

стейшими тренировочными приспособлениями. Комп­ лексы таких упражнений могут быть направлены на раз­ витие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной де­

ятельности конкретного человека.

Подростки обычно отличаются очень хорошей гибко­ стью и выносливостью, а силу они набирают с возрастом. Важно всегда поддерживать и улучшать все эти качест­ ва, чтобы сохранить их и в зрелые годы.

В табл. 2 1 перечислены виды физических занятий

и их роль в развитии различных физических качеств. Они принесут вам ощутимую пользу, если вы будете за­ ниматься не менее трех раз в неделю. Используя данные этой таблицы и таблицы 20, вы можете, посоветовав­ шись с учителем физкультуры, подобрать такие упраж­ нения, которые будут способствовать развитию ваших физических качеств.

1.2. Закаливание организма

Закаливание - одно из эффективных средств укреп­ ления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышения его устойчивости к измене­ ниям природных условий.

Закаливание ослабляет или устраняет негативные ре­ акции организма на изменения погоды (понижение ра­ ботоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце, суставах и т. д.).

Регулярное закаливание обеспечивает:

8 увеличение способностей к восприятию и запомина­

укрепление силы воли;

8 активную физиологическую деятельность и здоро-

вую жизнь;

8 замедление процесса старения;

8 продлевание срока активной жизни на 20-25% .

Закаленный человек меньше подвержен негативному

воздействию как низких, так и высоких температур.

Начинать закаливать организм можно в любом воз­ расте, но лучше это делать с детства.

Чтобы правильно использовать факторы окружающей

среды для оздоровления, необходимо придерживаться основных принципов закаливания. Вот они:

принцип постепенного увеличения доз закаливаю­ щих воздействий;

принцип регулярности, обязывающий систематиче­

ски повторять закаливающие воздействия на про­

тяжении всей жизни;

8 принцип учета индивидуальных особенностей ор­ ганизма: степени его здоровья, восприимчивости

к воздействию закаливающих мер и их переноси­ мости;

е принцип многофактарности - использования при проведении закаливания нескольких физических агентов: тепла, холода, облучения видимыми, ульт­ рафиолетовыми, инфракрасными лучами, механи­ ческого воздействия воздуха, воды и др.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию не су­ ществует, но важна доза закаливающей нагрузки на раз­ ных его этапах. В начальном режиме закаливания ис­

пользуют слабоохлаждающие или слабонагревающие процедуры в виде воздушных ванн, обтираний и т. д.

Эти процедуры противопоказаны лишь в исключитель­

ных случаях (при наличии травмы или какого-либо за­ болевания). Люди, практически здоровые или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, мо­ гут в таком режиме закаляться всю жизнь.

Закаливание может быть общим и местным. При об­ щем раздражитель действует на всю поверхность тела (при воздушных ваннах, купаниях). При местном зака­ ливании воздействию подвергается ограниченный учас­ ток тела (ноги, шея и т. д.).

Неблагаприятное воздействие на человека часто ока­ зывают низкие температуры. Охлаждение в зависимости от интенсивности может вызвать в организме, особенно ослабленного человека, самые разные нежелательные последствия. В результате охлаждения уменьшается способность противостоять возбудителям болезней, сни­ жается уровень обменных процессов, ослабляется де­ ятельность центральной нервной системы. У незакален-

ных людей все это приводит к ослаблению организма и возникновению или обострению хронического заболе­

Большую угрозу представляет для здоровья многих людей сочетание воздействия холода и влаги. Такая си­

туация возможна при сырой обуви и одежде.

Роль закаливания особенно велика в профилактике

простудных и острых респираторных заболеваний. Из­ вестно, что респираторные заболевания у детей, подрост­ ков, юношей и девушек бывают основной причиной не­

трудоспособности, различных осложнений, хронических заболеваний и стрессовых состояний. Поэтому закали­ вающие процедуры должны быть направлены на укреп­

ление всего организма.

При закаливании наиболее часто используют природ­ ные факторы: воздух, воду и солнечные лучи.

1.3. Правила исnользования

факторов окружающей среды

для закаливания организма

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ. Воздушные ванны - оздоравливающие процедуры, которые стоит применять на протяжении всей жизни. Если вы принимаете воз­

душные ванны в помещении, то предварительно его надо проветрить. Их можно принимать также на балконе, от­

крытой веранде, во дворе, в парке. Наиболее благоприят­

но действуют на организм воздушные ванны на берегу озера, реки, в лесу. Первые воздушные процедуры нуж­ но проводить в месте, защищенном от ветра.

В зависимости от тепловых ощущений воздушные

ванны бывают тепловые (выше 22 °С), безразличные

(21-22 °С), прохладные (1 7-20 °С), умеренно холод­

ные (9- 1 6 °С), холодные (0-8 °С) и очень холодные (ни­

же о 0С).

В начальном режиме закаливания воздушные ванны

надо принимать в помещении с температурой воздуха не менее 1 7 ос. Их можно начинать принимать в любое

время года в легкой спортивной одежде. Продолжитель­

ность их должна быть не более 5 минут. В дальнейшем ее можно ежедневно увеличивать на 5 минут, и впоследст-

вии она может длиться часами. Воздушные ванны спо­ собствуют повышению устойчивости организма к дли­ тельным воздействиям холода.

Двадцатиминутные воздушные ванны полезно прини­ мать перед сном.

С помощью тренировок организм нужно приучать

стойко переносить быстрые перепады темnератур. Такие тренировки лучше начинать летом. По утрам выходить на воздух и охлаждаться до тех пор, пока не появится нусиная кожа» . С этого момента процедуру надо про­ должать, исnользуя самомассаж, растирание кожи,

гимнастику, в течение 1015 минут. Завершающим эта­ nом должно быть обтирание тела влажным nолотенцем.

С каждым днем время от начала воздушного охлажде­

ния до nоявления «гусиной кожи» будет увеличиваться. Когда этот период достигнет 3-5 минут nри температу­ ре воздуха 1 2 ос, можно переходить к оnтимальному ре­ жиму закаливания.

При закаливании в оптимальном режиме используйте умеренно холодные воздушные ванны. Ориентиром для начала выполнения массажа и гимнастических уnраж­ нений и в этом случае будет появление «гусиной кожи » . После воздушного охлаждения необходимо провести водные процедуры.

Очень полезен сон на свежем воздухе или при откры­ той форточке во все времена года. Но начинать нужно летом · при температуре воздуха не ниже 16-18 ос.

По мере снижения температуры воздуха теплозащитные

свойства одеяла нужно увеличивать (использовать вто­ рое одеяло и т. д.). Сон на открытом воздухе закаляет ли­ цо и органы дыхания.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ. Эффективность солнечного

воздействия оnределяется величинами потоков ультра­ фиолетовых, инфракрасных и видимых лучей.

Прием солнечных ванн, включающих ультрафиолето­ вые лучи, возможен в средней nолосе России со второй половины аnреля. Лучшее время для их принятия - до полудня (особенно летом). В зависимости от чувст­ вительности организма к ультрафиолетовым лучам с целью предохранения от воздействия nрямых лучей сол­ нечные ванны можно nринимать под тентом.

В оздоровительных целях солнечные лучи видимого

и инфракрасного спектров можно принимать в сочета­ нии с воздушными ваннами и в холодное время года на застекленной веранде или в специальном солярии.

Для проживающих в средней полосе время первой солнечной ванны не должно превышать 20 минут. Необ­ ходимо обеспечить равномерное воздействие солнечных лучей на все части тела. В дальнейшем время солнечного облучения при хорошей переносимости можно постепен­ но увеличивать на 5-10 минут, доведя его до макси­ мальной продолжительности - 1 ,5-2 часа.

Солнечные ванны, принимаемые в движении, облада­ ют оптимальным оздоравливающим эффектом, но их не­ обходимо умело дозировать, стараясь избегать перегрева организма. Их прием хорошо сочетать с водными проце­ дурами.

Солнечные ванны надо принимать за час до еды и не ранее чем через 1 , 5 часа после еды. По:казателем эф­

фективности и полезности солнечных ванн служит само­ чувствие.

Для адаптации организма первые 2-3 дня целесооб­ разно принимать солнечные ванны в тени в обнаженном виде.

Противопоказаниями для солнечных ванн являются различные острые воспалительные заболевания, повы­ шенная возбудимость нервной системы и другие заболе­

вания, требующие:контроля врачей.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ. Вода - прекрасное закали­

вающее средство, так:как она совмещает охлаждающие,

нагревающие и механические свойства.

Рассмотрим наиболее распространенные и доступные

методы закаливания водой.

8 3 а R а Л И В а Н И е Н О С О Г Л О Т R И :как ОДНОГО ИЗ

самых уязвимых мест организма. Его производят полосканием горла прохладной, а затем холодной водой.

е О б л и в а н и е с т о п. Эта продедура заключает­ ся в обливании нижней трети голени и стопы в те­

чение 25-30 секунд. Начальная температура воды

28-27 ос. Через:каждые 10 дней ее снижают на 1 - 2 ос до:конечной температуры не ниже 10 ос. Пос-

ле обливания ноги досуха вытирают. Процедуру

лучше проводить вечером, за час до сна.

е Н о ж н ы е в а н н ы. Ноги погружают в ведро

или таз с водой при начальной температуре 30-

28 °С. Через каждые 1 0 дней ее снижают на 1-2 ос

до конечной температуры воды 15-13 ос. Длитель­ ность первых ванн - 1 минута. Постепенно их про­ должительность увеличивают до 5 минут. В воде рекомендуется слегка двигать ногами. После ванны их досуха вытирают. Ножные ванны проводят неза­ долго до сна.

е К о н т р а с т н ы е н о ж н ы е в а н н ы. В одну

емкость наливают воду с температурой 38-40 °С, а в другую - с температурой 30-32 ос. Сначала ноги погружают в первую емкость на 1 ,5-2 минуты, а

затем - во вторую на 5-10 секунд. Такую смену надо повторить 4-5 раз. Через каждые 1 0 дней тем­

пературу во второй емкости нужно понижать на 1-

2 ос до конечной 1 5-20 ос, оставляя температуру

воды в первой емкости неизменной. Длительность погружения в более холодную воду возрастает до

20 секунд, а количество смен достигает 8-10 раз за

процедуру.

е Х о ж д е н и е б о с и к о м - один из древнейших приемов закаливания. Его можно применять с по­

здней весны до осени. Длительность его зависит от температуры земли. Особенно полезно ходить бо­ сиком по росе, после дождя, по воде.

е О б т и р а н и е. Его желательно проводить махро­

вой рукавицей или махровым полотенцем, смочен­ ным в ·воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела об­ тирают отдельно, начиная с периферии, после чего

обсушивают досуха. Длительность процедуры 1-

2 минуты. Температуру воды надо снижать на 1 - 2 ос через каждые 1 0 дней. Начальная температура

для младших школьников 32-30 ос зимой и 2826 °С летом, конечная - соответственно 22-20 ос

и 18-16 °С. Для школьников среднего и старшего

возраста начальная температура зимой должна быть равна 30-28 ос, а летом - 26-24 °С, а конеч-

ная - соответственно 2018 ас и 16-14 ас. Обти­

рание желательно проводить утром, после зарядки.

е О б л и в а н и е в о д о й - наиболее сильнодейст­ вующая закаливающая процедура. Проводить ее же­ лательно летом. Обливание производят из лейки или кувшина. Чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, надо соблюдать такую по­ следовательность обливания: спина, грудь, живот, верхние конечности, нижние конечности. Началь­ ная температура воды для младших школьников зи­

мой должна быть не ниже 30 ас, а летом - 28 ас, ко­ нечная - соответственно 20 ас и 18 а с . Снижают

температуру каждые 10 дней. Для школьников сред­ них и старших классов начальная температура воды

зимой 28-26 а с, летом - 24 а с, конечная - соот­ ветственно 18-20 а с и 1615 а с . Общая длитель­ ность процедуры - 60-90 секунд. После облива­ ния тело насухо вытирают.

е Д у ш. В этой процедуре в большей степени выра­ жен механический фактор. Пользоваться душем можно в любое время года при температуре не ме­ нее 18-20 ас. После физических нагрузок любого характера хорошо принять контрастный душ: попе­

ременно теплый и холодный с увеличивающим­ ел постепенно перепадом температур (от 5-7 ас ДО 1 5-20 °С). Конечная продедура - холодный душ. Определяющим критерием служит индивиду­ альная переносимость процедуры. Контрастный душ повышает устойчивость к перепадам темпера­ туры, ускоряет восстановительные процессы после физических, интеллектуальных и психо-эмоцио­ нальных напряжений.

е К у п а н и е в о т к р ы т ы х в о д о е м а х - очень

эффективное средство закаливания, так как на ор­ ганизм одновременно действуют три фактора: солн­

це, воздух, вода. Купание в открытых водоемах можно начинать, когда температура воды в них ста­ бильно установится на уровне не менее 20 ас,

а воздуха - 24-25 а с. Начинают купание с пребы­

вания в воде в течение 4-5 минут, постепенно до­ водя это время до 1 5-20 минут и более. Время пре­ бывания в воде зависит от степени закаленности,

метеорологических условий, возраста. Лучшее вре­ мя для купания - спустя 1 ,5-2 часа после завтра­ ка и днем, через 2-3 часа после обеда.

е И с п о л ь з о в а н и е п о в ы ш е н н о й т е м п е­

Р а т у р ы б а н и - мощное средство оздоровления

и закаливания. Банная продедура влияет на весь ор­

ганизм и его функции. Эффект ее зависит от темпе­

ратуры и влажности воздуха в бане и от длительнос­ ти пребывания в ней. Использование бани требует строгого контроля. Ее закаливающий эффект за­

ключается в многократном воздействии на организм контрастных температур.

Показателем положительного влияния водных зака­ ливающих процедур служит реакция кожи. Если в на­ чале охлаждения она бледнеет, а затем краснеет, это сви­ детельствует о положительном эффекте. Если реакции кожи выражены слабо, это означает недостаточность воздействия. Нужно понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, синюшность, озноб, дрожь свидетельствуют о пе­ реохлаждении. В этом случае нужно повысить темпера­ туру или уменьшить длительность процедуры, либо про­ делать и то и другое вместе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИН

1. Кюше физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья и каковы пути их формирова­ ния?

2. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.

3. Дайте определение закаливания и расскажите, что оно обеспечивает.

4. В чем заключается принцип закаливания?

5. Какие виды закаливания вы знаете?

6. Расскажите, как вы принимаете воздушные и солнечные ванны и в чем ваша методика не соответствует рекомендуе­ мой.

7. Проводите ли вы ежедневно закаливание носоглотки, а если проводите, то в каком порядке?

8. Расскажите о проведении закаливания методом обтира­ ния и обливания.

9. Регулярно ли вы посещаете баню? Если посещаете, то в какой последовательности проводите там процедуры? Рас­ скажите о пользе бани.

Руководитель научного отдела Школы идеального тела #SEKTA, кандидат биологических наук Елена Дегтярь написала для Зожника статью о пользе закаливания с точки зрения науки.

– Регулярное воздействие на организм холодной воды улучшает иммунитет, рекомендуется при длинном списке заболеваний (см. в тексте). Однако не смотря на то, что эти эффекты научно доказаны, механизмы, с помощью которых гидротерапия улучшает состояние при этих заболеваниях, неизвестны.

– Постоянное закаливание приводит к увеличению производства норадреналина, а также бета-эндорфина - нейротрансмиттера, ответственного за общее хорошее самочувствие.

В учебном пособии по лечебной физкультуре и спортивной медицине профессор Виталий Эпифанов дает такое определение закаливанию - это “регулярное и дозированное воздействие различными непривычными для человеческого организма природными факторами, такими как вода, воздух, атмосферное давление, низкие и высокие температуры. Это делается с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к изменениям окружающей среды, будь это погодные и климатические условия, стресс или болезни. Регулярное закаливание приводит к адаптации всех систем организма и укрепляет эндокринную и иммунную системы “.

К сожалению, в научной литературе достаточно сложно найти подходящий перевод термину “закаливание”. Однако, если сократить поиск до использования гидротерапии (водной терапии), в частности, до контрастного душа или обливания холодной водой, находится немало научных исследований, которые готовы подтвердить пользу этих процедур для здоровья.

Закаливание помогает, но как именно – точно неизвестно

В 2014 году в североамериканском журнале по медицине вышел обзор научно подтвержденных позитивных эффектов гидротерапии. В заключении обзора авторы статьи написали: “Гидротерапия может быть использована для укрепления иммунной системы и профилактики боли, хронических заболеваний сердечно-сосудистой и легочной систем, приводит к улучшению состояния при астме, болезни Паркинсона, артрите, хронической усталости, ожирении, анорексии, повышенном давлении и перегреве . Различные эффекты возникают в зависимости от температуры воды.

Однако, несмотря на то, что эти эффекты научно доказаны, механизмы, с помощью которых гидротерапия улучшает состояние при этих заболеваниях, неизвестны . Это является основным недостатком методов гидротерапии и требует дополнительных биохимических и физиологических исследований для понимания этих процессов”. (2)

Обливания холодной водой приводят к физиологическим и биохимическим изменениям организма, таким как повышение сердцебиения (пульса), кровяного давления и обмена веществ, однако молекулярные процессы, которые этому способствуют, неизвестны.


Влияние контрастного душа на здоровье

Исследования показывают, что регулярные обливания холодной водой снижают частоту инфекционных заболеваний и улучшают показатели иммунной системы .

В 2015 году голландские ученые изучили влияния контрастного душа на здоровье людей. В исследовании приняло участие более 3000 человек в возрасте от 18 до 65 лет, им предлагалось заканчивать водные процедуры душем с холодной водой продолжительностью 30, 60 и 90 секунд каждый день в течение месяца.

Результаты исследования показали, что среди участников эксперимента, придерживающихся режима, число взятых больничных сократилось на 30% . Участники, ведущие активный образ жизни и выполняющие ежедневные физические нагрузки, также брали меньше больничных, а в группе физически активных людей, использующих контрастный душ, их количество снижалось на 50% (1).

Влияние холодной воды на восстановление

Огромное количество исследований были посвящены изучению влияния холодной воды на восстановление после физических нагрузок. Результаты показали, что такие процедуры эффективно снимают усталость сразу после тренировки, уменьшают проявление мышечной боли. Один из предполагаемых механизмов, приводящих к такому эффекту, - это сокращение потока крови в мышце и локальное снижение температуры в тканях, что приводит к снижению воспаления в них.

Эффективными также являются процедуры, при которых спортсмены погружаются в воду с температурой 10-20°С на 5-10 минут. Регулярное плавание зимой в холодной воде с повышением продолжительности снимает напряжение, усталость, улучшает настроение и память. У страдающих ревматизмом, фибромиалгией и астмой наблюдается улучшение общего самочувствия и повышается болевой порог. Локальное применение холода снижает обмен веществ в тканях, снимает отек, сокращает мышечные спазмы и может иметь анестезиологический эффект.

Влияние холодной воды на психические расстройства

Самые интересные исследования о пользе регулярных процедур с холодной водой лежат в сфере психических расстройств. Известно, что холодная вода активирует симпатическую нервную систему, которая включает в организме готовность действовать . Это своего рода физиологический стресс, который требует от организма задействовать все внутренние органы и системы для возвращения к нормальной температуре тела, что может быть полезным не только для центральной нервной системы, но и для всего организма в целом.

Процедуры с холодной водой приводят к увеличению уровня бета-эндорфина и норадреналина в крови . Норадреналин является одним из важнейших нейротрансмитеров (наряду с серотонином), на который нацелены многие из существующих антидепрессантов (эти лекарства направлены на увеличение уровня норадреналина в клетках мозга).

Этот гормон также способен проникать через энцефалический кровяной барьер и увеличивать церебральный поток крови. Считается, что из-за наличия большого количества рецепторов холода на поверхности кожи, холодный душ вызывает передачу электроимпульсов из периферических нервных окончаний в ЦНС, что, в свою очередь, может снизить симптомы депрессии. Помимо этого, постоянное закаливание приводит к увеличению производства бета-эндорфина - еще одного нейротрансмиттера, ответственного за общее хорошее самочувствие - и снижению боли через опиоидные рецепторы .

Подводя итоги, можно без сомнения сказать, что обливания холодной водой полезны для здоровья .

Однако не стоит под впечатлением от положительных эффектов закаливания бежать на улицу без обуви и ходить по снегу босиком или мчаться к ближайшей проруби – тут нужен постепенный подход, как и к любого рода тренировкам. Резкие перемены температуры являются физиологическим шоком для организма, и подходить к вопросу нужно с умом.

Полезно будет начать закаливаться холодной водой не очень низкой температуры, затем постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность процедур.

Научные источники:




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top