Сценарий о удивительных животных планеты. Внеклассное мероприятие «Экзотические животные

Сценарий о удивительных животных планеты. Внеклассное мероприятие «Экзотические животные

Научно-познавательный журнал

«Эти удивительные животные»

2 «А» класс

учитель: Доровская А.А.

МБОУ «Лицей «МОК №2»

Воронеж 2015 год

Устный научно-познавательный журнал

«Эти удивительные животные»

Цели:

    Познакомить детей с названиями разных групп животных и представителями этих групп.

    Ввести понятие «Красная книга» и познакомить с представителями редких животных Воронежской области.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход мероприятия .

1-я страница.

1. Мы приглашаем вас в удивительное путешествие. Путешествовать мы будем по страницам нашего устного журнала. О ком мы будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд

На экране картинки с изображением:

жаба, лиса, волк, кот, крот, слон, крыса, ежи.

Как же называются все эти существа?

Итак, мы сегодня поговорим о животных.

    1. Хорошо известно, что всех животных можно разделить на группы по числу ног и по покрову тела.

(Таблица заполняется по ходу мероприятия)

На экране изображения зверей.

Эта группа очень многочисленная. К ней относятся самые разнообразные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

Это …….. звери.

Что объединяет всех этих животных? Сколько у них ног? Чем покрыто тело?

(четыре ноги, тело покрыто шерстью)

3. На экране – птицы.

Животных следующей группы называют детьми воздуха, покорителями воздушного океана.

Это ……… птицы. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море. От всех других животных они отличаются тем, что их тело покрыто перьями. Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у птицы перьев, она не могла бы летать. И вообще птице без крыльев не обойтись. Перья спасают птиц от ушибов и царапин, от холода и жары. А еще у птиц два крыла и две ноги.

    Животные следующей группы так своеобразны, что их можно легко принять за жителей другой планеты.

Это …… насекомые. У них 6 ног. У многих из них кроме двух больших глаз, бывает еще по три маленьких – на лбу. Органы слуха могут быть в любом месте, у кузнечика, например, в ноге. (У насекомых 6 ног)

    Животные следующей группы (на экране – рыбы) очень разнообразны по форме: и тонкие, и длинные, и круглые; по размеру: крохотные – с муравья и огромные – больше слона.

Это ……. рыбы. У них нет ног, но есть плавники, которые помогают им плавать, тело покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечки на чешуе широкие, а зимой почти не растет – и колечки получаются узкие. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

    (На экране лягушка и жаба)

К животным следующей группы относятся лягушка и жаба. Они могут жить и на суше - на земле и в воде.

Это ……. земноводные. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные.

Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные – хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями.

    (На экране пресмыкающиеся)

Еще одна группа ……. пресмыкающиеся.

Обитают они преимущественно на суше. Существуют также животные этой группы, которые часть времени проводят в воде. Это черепахи, морские змеи, крокодилы. Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая. Пресмыкающиеся встречаются везде. Передние и задние ноги у них выглядят одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

    Теперь подведем итог.

(На экране кроссворд)

По горизонтали:

1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют …. У них две ноги и два крыла. 2.Это водные животные, их тело покрыто чешуей в виде колечек, есть плавники. 3. Эти животные - очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. У них четыре ноги. 4. У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз бывают еще три маленьких – на лбу.

По вертикали:

1. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе ……. У них ровные чешуйки и четыре ноги.

2. Лягушки и жабы относятся к особой группе - ……..

Ответы: по горизонтали: 1. Птицы. 2. Рыбы. 3. Звери. 4. Насекомые.

по вертикали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Земноводные.

2-я страница

9. Следующая страница нашего журнала посвящена удивительным фактам из жизни животных:

Открытия, сделанные биологами нового поколения с помощью самых современных технологических средств, поставили под сомнение многие устоявшиеся представления о жизни животных. Долгие годы считалось, что их поведение почти целиком определяется инстинктом и крайне мало зависит от разума.

Однако сегодня ученые убеждаются, что многие животные – существа разумные, способные делать выбор и принимать решения в различных жизненных ситуациях: устраивая жилище, добывая пищу, спасаясь от хищников. Кроме того, оказывается, что животные обладают способностью учиться друг и друга и передавать свой опыт представителям своего вида.

Белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей. Белая медведица спит на боку, прижимая медвежонка к своей груди.

Мышь ложится спать на своих мышат, накрывая их собой как одеялом, чтобы они не замерзли.

Волк вытаскивает занозу из лапы зубами, а если заболеет, то лечится голодом или лекарственными травами.

Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные уши, в которых много кровеносных сосудов.

Лис приносит лисичке, ожидающей потомство, корм и заботится о ее чистоте: вытаскивает блох из шкуры.

Клыки у моржа – это удлиненные зубы, а именно верхние клыки. Недавно стало известно, что моржи пользуются клыками как ледорубом, когда выбираются из воды на лед, и как зубилом, когда пробивают во льду дыхательные лунки. Клыки также служат грозным оружием в случае нападения белого медведя.

Олениха кормит детеныша молоком каждые 4 часа. Оленята переходят на «взрослую» пищу в возрасте 4 месяцев, но могут оставаться с матерью до 2 лет. В случае опасности олениха может подтолкнуть детеныша к укромным зарослям. По мере повторения такой ситуации олененок научается, где можно спрятаться.

В дикой природе слоны кочуют большим стадом. Взрослые слоны и подростки в случае необходимости заботятся о чужих слонятах, скажем, успокоят и поднимут малыша, если он оступился. Иногда слониха даже может покормить чужого слоненка

Большой вес – помеха в полете, поэтому самые крупные птицы не летают. Рекордсменами являются африканские страусы. Рост самца достигает 2,5 м, вес 140 кг. Кроме того, страус – чемпион по бегу среди птиц. Он развивает скорость до 65 км/час. Благодаря длинной шее у африканского страуса всегда гордый вид и он может легко заметить в траве хищников. Необычайно длинные ресницы придают глазам страуса своеобразный вид.

Животные, пользующиеся орудиями, редки даже на суше. А вот калан подбирает камень на океанском дне, а потом, плавая на спине, кладет себе на живот и разбивает об него прочные раковины своей добычи.

Когда начинается осенний листопад, стаи гусей и уток летят на юг, а с весенними ветрами возвращаются. Сезонные перелеты птиц хорошо всем известны. Сезонные перемещения совершают северные олени, слоны, некоторые киты и летучие мыши. Это перемещение называется миграцией. Одно из чудес природы – миграция лосося. Они нерестятся (выводят потомство) в пресной воде, а растут и развиваются в море. Интересно, что проходы лососи в лабиринте притоков находят именно те, откуда много лет назад начали свой путь к морю. Установлено, что вода в каждом притоке имеет разный химический состав, и молодые особи это запоминают.

3-я страница

Дорогие ребята, вы увидели и узнали только маленькую частичку из того огромного, великого и до конца неизученного окружающего нас мира. Вокруг огромное количество непознанного и неразгаданных тайн. Как много чудес в природе. Надо быть внимательным, чтоб они тебе открылись! А еще очень важно все это сохранить.

Мы расскажем вам сейчас о Красной книге. Эта книга особенная: в ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета красный. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они исчезнут. Гибель их будет на нашей совести. А на совести людей и так уже много навсегда исчезнувших видов.

(Сообщения детей о редких животных Воронежской области)

На территории Воронежской области сохранилось животное, занесенное в Красную книгу. Это выхухоль, обитающая в Хоперском заповеднике. Именно для сохранения этого вида был создан Хоперский государственный заповедник. Выхухоль – скромный зверек в дорогой шубе. Длина тела 18-20 см, вес 500-600 грамм. Выхухоль очень чистоплотна, в ее спальне всегда имеется подстилочка из травы и листьев. Сегодня в заповеднике обитает 750 выхухолей.

Воронежский государственный заповедник своим возникновением обязан речным бобрам. Этот ценный зверек был почти полностью истреблен. Небольшое количество зверьков сохранилось в поймах некоторых мелких рек, в том числе в Усманке. Для сохранения найденных зверьков был создан Бобровский заповедник. Бобры – солидные зверьки, длина тела до 120 см, вес до 30 кг. Хвост и руль, и весло, и опора на суше. Бобры отличные плавцы и ныряльщики. Задние лапы с перепонками между пальцами. А еще бобры отличные строители. Они строят плотины и хатки, углубляют пруды и прорывают сложные каналы и тоннели.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого…. пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Друзья! Самая большая ценность в мире – жизнь чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Запомните эти слова, помните их всегда, всю жизнь и выполняйте это правило. Берегите растения и животных, берегите свою жизнь, берегите жизнь на нашей планете Земля.

4-я страница

И в заключении мы не можем не вспомнить «братьев наших меньших», которые находятся рядом с нами. Это наши домашние любимцы. Они такие разные, но забавные, нуждаются в нашей заботе. И на нашу любовь отвечают любовью и преданностью.

Конспект урока на тему

«РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

учитель начальных классов, высшей категории

МАОУ СОШ №13 г. Темрюка, Краснодарского края

Цели: — развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;

— развивать умение работать в группах; воспитывать уважение друг к другу;

— воспитывать доброе отношение к природе; расширять кругозор детей о

природе;
— обогащать словарный запас.

Используемая литература:

    Газета «Педсовет» №5, 2006 г.

Ход игры

Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о редких животных, обитателях планеты Земля.

1 тур

Это небольшое животное размером с кошку, серого или чёрного цвета, с розовыми ушами и длинным хвостом. Селятся эти животные обычно возле водоё-мов. Они очень прожорливы и вечно голодны. Едят червей, ящериц, мышей, гри-бы и зерно. Детёнышей появляется около 13. Рождаются они слепыми и настолько крохотными, что все могут поместиться в чайной ложке. Два месяца мать носит их в сумке на животе. Эти животные селятся вблизи ферм и наносят хозяйству вред: уничтожают посевы кукурузы, картофеля.

О П О С С У М

1 2 3 4 5 6 7

2 тур

Это аккуратный и чистоплотный зверь. Шкурка его всегда чистая и при-чёсанная, в норе идеальный порядок. Осенью он готовится к зиме, отъедается и сильно жиреет. Питается жуками, ящерицами, лягушками, ест ягоды. Перед тем как лечь спать, сгребает в нору опавшие листья и устраивает себе мягкую постель. Спит зимой не крепко: во время оттепелей просыпается, вылезает из норы, чтобы немного размяться и погреться на солнце.

Б А Р С У К

1 2 3 4 5 6

3 тур

Испанцы называют этих животных «армадиллы», что в переводе означает «несущие доспехи». Это единственное животное, тело которого покрыто прочным костным панцирем. У большинства этих животных длинный клейкий язык; они отлично могут добывать муравьёв, также питаются червями, моллюсками, корня-ми растений. Почуяв опасность, одни животные сворачиваются в шар, закрывая уязвимые части тела, другие с потрясающей быстротой закапываются в землю. Эти животные неплохо плавают. Человек охотится на них ради вкусного мяса и прочного панциря, из которого делают красивые коробки и корзинки.

Б Р О Н Е Н О С Е Ц

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4 тур

В Южной Америке обитает два вида этих удивительных животных – трёхла-пый и двулапый. Этот зверь спит по 15 часов в сутки. У него маленькая голова, крохотные глазки и густая пепельно-зелёная шерсть. Питается зеленью, цветами, плодами. Очень любит купаться. У этих животных есть одна редкая особенность: они способны оправляться от ран, смертельных для других животных, и даже большие дозы яда для них не страшны.

Л Е Н И В Е Ц

1 2 3 4 5 6 7

5 тур
Эти животные живут в кустарниках. Беззубый маленький рот, вытянутая морда и очень длинный клейкий язык характерны для них. Мощные передние лапы вооружены когтями величиной до 10 см каждый. Этот зверёк постоянно, днём и ночью, бродит по лесам в поисках пищи. В случае опасности зверь подни-мается на задние лапы, опираясь на хвост, а передними с невероятной силой стара-ется зацепить всё, до чего сможет дотянуться. Если это не помогает, он падает на спину и отбивается задними лапами, при этом громко шипит и издаёт неприятный запах. В пути животное очень быстро устаёт и может прилечь прямо на середине дороги, засунув голову в лапы и прикрывшись пышным хвостом.

М У Р А В Ь Е Д

1 2 3 4 5 6 7 8

Финал

Назовите животное, которое на вид напоминает собаку с кошачьей головой. Быстрее его ни одно животное на свете бежать не может. Со скоростью урагана (110 км/ч) мчится зверь в погоне за добычей.

Г Е П А Р Д

1 2 3 4 5 6

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 с. Большая Черниговка

муниципального района Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение, реализующее программы

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Досуговое мероприятие

педагог – организатор

Кравченко Марина Владимировна

2016 год

Аннотация к сценарию экологической игры

В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. Команды придумывают название, выбирают капитанов.

Цели:

- оценить состояние и использова­ние растительного и животного миров, познакомить с экологическими проблемами;

- расширить знания о животном и растительном мире, экологические знания детей;

- воспитать бережное, гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле;

- доставить детям радость от участия в мероприятии.

Оборудование: книжная выставка, иллюстрации рыб, таблички с названиями птиц, таблицы с кроссвордами, жетоны для подсчета очков, компьютер с колонками, мультимедиа проектор, экран.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Развитие ответственности за свои поступки по отношению к природе;

Воспитание заботливого отношения к братьям нашим меньшим;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

Развитие умения работать в группах.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства для её осуществления;

Формирование умений контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты

Осознание ценности экосистемы;

Осознание основных законов экосистемы

Ход мероприятия:

(Слайд №1)

«…О, царь Природы, дорогой мой человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит»

(На слайде №2)

Звучит мелодия из телепрограммы мире животных".

Ведущий. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответ­ственно его собственная судьба. Глобальный экологичес­кий кризис, угрожающий нашей планете, заставляет заду­мываться над этой проблемой. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище - че­ловека. И безоглядно брали, черпали, расточительно ис­пользовали природные ресурсы. Наша планета в беде. И беды природы – это, прежде всего наши беды. Мы, люди – дети природы. И мы должны охранять её. Нам нужно научиться пользоваться ресурсами предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколении. Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым. Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле. Именно поэтому здесь собрались те, кто знает и любит природу.

Представление команд (обмениваются приветствиями).

Тур «Рыбы»

Ведущий зачитывает описание рыб. Учащиеся подни­мают табличку с названием рыбы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. Большое зна­чение имеет рыба и в жизни человека, являясь существен­ным, важным продуктом питания. "Живое серебро» - так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем самым ее высо­кую ценность.

Ведущий. Внешне эта рыба очень оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков. Голова сравнительно невелика, глаза небольшие, но зоркие. Мелкие особи серебристо-­серые, а крупные - желто-бронзовые. (Лещ.)

Ученик. Дополнительные сведения. Вес леща дости­гает в среднем до 3 килограммов, а длина тела - 30 санти­метров и более. Лещ водится в основном в крупных реках, в малых речках встречается редко.

Ведущий. По величине эта рыба относится к рыбам среднего размера. Рот косой, небольшой. Лоб выпуклый. Спина темно-серебристая, покрыта светлыми чешуйками. Хвостовой и спинной плавники темные, остальные - ало­красные. (Язь.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Язь принадлежит к рыбам среднего размера, но иногда достигает 50 санти­метров длины и веса до 7 килограммов. Водится преиму­щественно в реках, а также в пойменных озерах рек.

Ведущий. Эта рыба отличается от всех прочих вытянутым телом, длинной плоской головой, сплющенным рылом и ото­двинутым назад спинным плавником. Такого расположения плавников нет ни у одной пресноводной рыбы. Чешуя мел­кая, гладкая. Основной цвет - серо-зеленый с белыми и темно-зелеными пятнами и разводами, иногда полосами, плавники желто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы - явле­ние непостоянное, она полностью зависит от окружающей среды и может в короткий срок измениться. (Щука.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Щука обитает в реках и заливных озерах, кроме того - в замкнутых озерах. Взрослые экземпляры достига­ют длины 30-50 сантиметров при весе 1,5-2 килограмма. Более крупные - 70-80 сантиметров длиной и весом - до 9 килограммов. Бывали случаи, когда рыбаки вылавлива­ли щуку 1,5 метра длиной и весом 35 килограммов.

Ведущий. Тело этой рыбы высокое, голова небольшая. Бока медно-красные или золотистые. Спинной плавник длинный, немного выпуклый, хвостовой - слабовыемчатый. Луч спинного плавника слегка зазубрен. Чешуя крупная, гладкая. Встречается двух видов. (Карась золотой.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Кроме карася зо­лотого, есть еще карась серебряный. Оба вида являются основными обитателями наших озер, реже встречаются в реках. Карась предпочитает теплые заиленные озера. Может жить там, где из-за недостатка кислорода не выжи­вает никакая другая рыба. Еще больше поражает его вы­носливость в отношении температуры. Когда водоемы промерзают почти до дна или полностью пересыхают, он закапывается в ил на глубину до 70 сантиметров и таким образом переживает неблагоприятный период. Из-за необыкновенной выносливости в некоторых водоемах ка­рась является единственным представителем рыб.

Ведущий. Внешность этой рыбы своеобразна: она отличается от других рыб пестрой окраской. Тулови­ще широкое и горбатое. Спина – темно - зеленая, бока - ­зеленовато-желтые. По бокам 5-7 поперечных полос зе­леновато-черного цвета. Над горбатой спиной располо­жен колючий гребень спинного плавника. Второй плав­ник - зеленовато-желтый. Грудные плавники также жел­тые, остальные - ало-красные (Окунь).

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Окунь имеет широ­кое распространение, встречается в реках, озерах и стари­цах. Очень неприхотлив к условиям обитания и приспособ­лен к жизни в водоемах, заросших растительностью. Длина тела достигает 30-50 сантиметров, вес до 1,5 килограммов. В крупных озерах встречаются два вида: мелкий - прибреж­ный (травяной), растущий медленно, питающийся в основ­ном беспозвоночными животными, и крупный - глубин­ный, быстрорастущий, питающийся рыбой.

Ведущий. Экологическая памятка. Знайте и помните! В водоемах нашей страны водится более тысячи видов рыб, среди которых 250 - промысловых.

Плотины в 20-30 раз снижают скорость течения рек. Это приводит к их заиливанию, снижению содержания кисло­рода и кормовых ресурсов для рыб.

Нефтепродукты, сброшенные в реки и водоемы, затяги­вают пленкой водную поверхность, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков.

Тур «Птицы»

Ведущий. Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого его обитателя свои повадки, свой образ жизни. По сравнению с другими классами преобладаю­щее распространение. Многие птицы как бы отве­чают за санитарное состояние занятых участков, охраняют их от вредителей. Это дятел, поползень, горихвостка, лас­точка, кукушка и другие. В нашей стране большое разнообразие водоплавающих птиц, с которыми вы и по­знакомитесь.

Ведущий зачитывает описание птиц. Учащиеся подни­мают табличку с названием птицы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Они принадлежат к самым крупным водо­плавающим птицам нашей фауны, сохраняя при этом стат­ность и изящество. В наших стране встречаются два вида этих птиц - кликун и шипун. Эта птица принадлежит к тем счастливым избранникам, на которых природа не поскупи­лась и вложила в их создание все свое мастерство и вдох­новение. Сколько изумительной грации, неповторимой прелести, светлой гармонии во всем облике птицы, в изящно прогнутой шее! Слегка приподнятые крылья на­поминают парус, придавая спине округлую легкость ли­нии. Летящие шипуны молчаливы. Рассерженные и взволнованные шипят, за что и получили свое название. (Лебедь-шипун)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Лебедь-кликун, лебедь малый, лебедь-шипун относятся к редким и исче­зающим видам животных. Добыча ле­бедей законодательно запрещена.

Ведущий. Каждый охотник хорошо представляет эту большую, весом от 3 до 5 килограммов, светло-серую с поперечными полосами по бокам птицу, но далеко не каждый может иметь ее своим трофеем. Уж очень она осторожна. (Серый гусь)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ведущий. Местное название этой птицы - «серяк». Окраска у нее очень скромная, представляет собой чередо­вание серых, черных и белых волнистых полос, сверху имеет небольшой рыжеватый налет. Самец отличается от самки бархатисто-черным подхвостьем. С воды поднима­ется почти вертикально, «столбом вверх». (Серая утка )

" Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. В нашей стране серая утка встречается почти повсеместно. Предпочитает селиться вблизи озер, богатых растительностью, на травяных болотах.

Тур животные

В этом туре команды получают кроссворд о животных.

Кроссворд для команд.

1. Млекопитающее, животное семейства куньих, из во­лос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир ис­пользуют как медикаментозное средство (Барсук) .

2. Подвижный хищник с гибким сильным телом, немно­гим больше степного хорька. Окраска меха серовато-ко­ричневая, на груди и горле выделяется большое желтое пятно (Куница) .

3. Важный пушной зверь лесостепных и степных райо­нов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и тем­ная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов (Хорек) .

4. Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой (Лось) .

5. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину (Медведь) .

6. Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и "броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, тол­щиной в несколько сантиметров) (Кабан) .

Пока команды разгадывают кроссворды, ведущий зага­дывает загадки болельщикам, которые тоже раздели­лись на две команды: каждая команда болельщиков поддерживает свою команду игроков. За правильные ответы болельщики получают жетоны, которые потом будут учитываться при подведении итогов. Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны.


3aгадки для болельщиков (Слайд 3-5)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке. (Рыбы)

Ой, не трогайте меня: обожгу и без огня! (Крапива)

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы)

Стали братья на ходули, ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли)

Стоит в саду кудряшка

­Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Он неказистый на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Горбатый мост на четырех лапах стоит. (Верблюд)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на земле работник. (Лошадь)

Как зовут почтальона, который без адреса письма доставляет? (Голубь)

В сенокос - горька, А в мороз - сладка.

Что это за ягодка? (Рябина)

Одно бросил - целую горсть взял. (Зерно)

Не мотор, а шумит;

Не пилот, а летит;

Не гадюка, а жалит. (Пчела)

Рук нет, а строить умеет. (Птица)




Тур «3елёная aптeka»

(Слайд 6-7)

Ведущий. Богат и разнообразен мир дикорастущих ле­карственных растений. К лекарственным относятся растения, употреб­ляемые для лечения и профилактики заболеваний чело­века и животных, для получения препаратов, используемых в медицинской и ветеринарной практике. Еще наши да­лекие предки применяли их целебные свойства, чтобы избавиться от различных заболеваний. Настои, отвары из трав они называли зельями и снадобьями, а тайну их при­готовления тщательно скрывали. В разное время отноше­ние к лекарственным растениям менялось: от чрезмерно­го увлечения до полной потери интереса к ним. На осно­вании изучения лекарственных растений появились кни­ги, которые называли лечебниками и травниками. В этом туре вы познакомитесь с лекарственными растениями и их целебными свойствами.

Kpocсворд «Зеленная аптека»

Вопросы:

1. Эта ягода - вкусное лакомство; листья ее могут за­менить чай, а сама ягода при меняется в косметических це­лях и в медицине.

2. Соком этого овоща промывают нос при насморке.

З. Ягоды этого растения, а также варенье из них исполь­зуют в качестве жаропонижающего средства.

4. Это дерево - настоящий зеленый целитель: в меди­цине применяют его листья, почки, кору, сок.

5. Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа.

6. «Кошачья трава», применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство.

7. Лекарственное растение с освежающим вкусом, его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство.

8. Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос, а ранней весной ее мож­но использовать в пищу.

9. Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы.

10. Научное название этого ядовитого растения проис­ходит от греческого слова «ласточка», а само название го­ворит о его применении.

11. Настоящий витаминный чемпион среди овощей.

12. Латинское название этого растения - allium сера; оно улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи.

13. По ней принято гадать о любви, а ее цветы применя­ют в лечебных целях в качестве успокаивающего, проти­вовоспалительного и дезинфицирующего средства.

Ответы: 1. Земляника; 2. Свекла; З. Малина; 4. Береза; 5. Чеснок; 6. Валериана; 7. Мята; 8. Крапива; 9. Шипов­ник; 10. Чистотел; 11. Перец; 12. Лук; 1 З. Ромашка.

Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны. Затем задает по пять вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда не сможет ответить, право ответа получа­ет команда соперников, и ей в случае успеха вручается дополнительный жетон.

Вопросы первой команде:

1. В этой ягоде очень много витамина С, а куст, на кото­ром она растет - с шипами. (Шиповник)

2. Из ягод какого растения делают масло? (Облепиха)

3. Из этих ягод делают «королевское» варенье, а отвар успокаивает человека. (Пустырник)

4. Какое растение прикладывают к ранам? (Крапива)

5. Красивый цветок, его используют как противовоспа­лительное средство, на нем еще гадают. (Ромашка)

Вопросы второй команде:

1. Один из ранних цветов, который применяют в меди­цине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик)

2. Каким растением можно остановить кровь из свежей раны? (Подорожник)

3. Ранний витамин; применяют при авитаминозах, гаст­рите и гепатите, им также полощут волосы. (Крапива)

4. Приправа, тертые корни этого растения рекоменду­ют при радикулите. (Хрен)

5. Она хороша при простуде, как варенье и в виде на­стоя из листьев. (Малина)

Команды отвечают и получают жетоны.

Ученик. Экологическая памятка. Знайте и помните!

Еще древние славянские племена широко практикова­ли лечение травами. Археологами были найдены cocyды с остатками лекарственных растений: валерианы, зверобоя, крапивы, полыни и других.

Современной отечественной медициной используются 230 видов лекарственных растений.

За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений. Исчезновение только одного вида растений может повлечь за собой исчезновение от 10 до 30 видов нaceкомых.

В России на болотистых землях, в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, до 800 тысяч тонн черники и брусники.

Ведущий. Спасибо за участие в игре. Сегодня вы узнали много нового о растениях и животных, их значении в жизни человека. И ещё раз убедились в том, что человек должен бережно относиться ко всему живому. Я думаю, что на этом не закончится ваше общение с природой. И хочется верить, что человек, соприкоснувшийся хоть раз с ней, не способен на грубость и подлость.

Подведение итогов. Команды подсчитывают свои жетоны. Называется команда-победитель, ей вручается главный приз. Проигравшей команде - поощрительный приз.


НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР ЖивотныХ

Цели:

1. Дополнить и расширить знания учащихся о животных, учить беречь природу и бережно к ней относиться.

2. Развивать интеллектуальные способности детей, память, внимание, речь, усидчивость, сплочённость.

3. Воспитывать любознательность, любовь к искусству, трудолюбие, культуру слушания.

Оборудование: плакаты, журнал “Юный натуралист”, книга “О редких животных мира”.

I. Организация класса.

II. Постановка цели.

Учитель. Сегодня мы постараемся дополнить наши знания о животных и о том, какое влияние оказывает на их жизнь человек.

III. Основное содержание.

1. Вводная беседа.

Учитель . Многих животных вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах “В мире животных”, “Подводная одиссея команды Кусто” и другие. Это собаки, кошки, тигры, слоны, жирафы и многие другие. Но большинство из этих животных сейчас находятся под угрозой исчезновения, а некоторые навсегда исчезли с лица земли.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц, причём более половины – только за последние 50 лет, за малым исключением по вине человека. В Красной книге, которую ведёт Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), насчитывается сейчас около 100 видов зверей и птиц. В бедственном их положении тоже, как правило, повинен человек.

Учитель . А как вы думаете, как именно человек наносит ущерб природе?

Ученики . …

Учитель . Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

2. Конкурсы.

Учитель . Сейчас мы проведем несколько конкурсов, чтобы проверить, насколько вы находчивы и сообразительны.

(Класс делится на две команды, выбираются названия по именам каких-либо животных. В каждой команде выбирают капитана.)

Замысловатые вопросы

Командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ засчитывается один балл.

1. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта .)

2. Как сорвать ветку, чтобы не испугать сидящую там птицу? (Надо подождать, когда птица улетит .)

3. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое .)

4. Почему утка плавает? (По воде .)

5. Отчего кошка бегает? (Не умеет летать .)

6. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, петух не умеет говорить .)

7. Какая птица из сорока букв “ а ”? (Сорока .)

8. Что у цапли спереди, а у зайца сзади? (Буква “ц” .)

9. Что нужно взять от паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла?

(Пар, ус, Парус .)

10. Что нужно сделать, чтобы рыба лосось превратилась в животное? (Убрать буквы “со”, лось .)

11. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь .)

12. Самый крупный хищник? (Белый медведь .)

13. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов .)

14. В названии этого животного есть продукт, производимый пчёлами. (Медведь .)

15. Сколько ног у паука? (Восемь .)

16. У кого ухо на ноге? (У кузнечика .)

17. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег с головой? (Тетерев, рябчик .)

18. Что происходит с пчелой после того, как она укусит свою жертву? (Гибнет .)

19. У кого самое плохое зрение? (У крота .)

20. Какое животное хорошо бегает, прыгает, да ещё и боксирует? (Кенгуру .)

21. Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра .)

22. Самые влюбленные птицы? (Лебеди .)

23. Какая птица умеет говорить? (Попугай .)

24. У какой дикой кошки кисточки на ушах? (Рысь .)

25. Какая охота разрешена в любое время года? (Фотоохота .)

26. Самое крупное млекопитающее животное в мире? (Кит .)

Конкурс капитанов

Капитанам команд со связанными глазами предлагается нарисовать какое-либо животное. Капитан, нарисовавший самый точный рисунок, зарабатывает 1 балл.

Ребята образуют круг, в середину которого входит ведущий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу, выполняя какие-нибудь танцевальные движения, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

IV. Итог.

Учитель . Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?

Ученики . ...

Учитель . Молодцы! Урок окончен.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Экзотические животные»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

в группе продленного дня

Подготовлено воспитателями ГПД:

Старый Оскол

Цель:

формирование представлений об экзотических животных, населяющих нашу планету.

Задачи:

Познакомить с экзотическими животными, обитающими в разных местах нашей планеты. Воспитывать ответственность за животный мир нашей планеты. Развивать творческие способности ребят.

Оборудование:

изображения животных, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход мероприятия.

Ребята мы сегодня с вами поговорим об экзотических животных.

О существовании многих животных мы достаточно информированы - это домашние и дикие животные. Названия этих животных постоянно на слуху. Но есть и такие животные, которых редко увидишь в природе: они не многочисленны, занесены в «Красную книгу» или обитают в труднодоступных местах. Но жизнь их удивительна, у них необычный внешний вид.

А каким вы себе представляете экзотическое животное?

Давайте посмотрим на картинки с изображением животных. Этих животных называют экзотическими .

Давайте дадим определение слову экзотический:

    Необычный для данной местности, несвойственный и чуждый.

    Причудливый, поражающий своей странностью.

Экзотические животные встречаются в разных уголках нашей планеты, но чаще всего они встречаются в теплых странах, в густых и труднодоступных тропических лесах. Так:

    саламандра живет в Центральной и Западной Европе, Северной Африке, Израиле и Сирии

    лиса – фенек – в Африке, Сахаре и Аравийской пустыне

    ленивцы – в Южной Америке

    фламинго – в Африке, на юге Европы и Азии, на острове Мадагаскар и Южной Америке

    гиббоны – в Юго – Восточной Азии и на островах Малайского архипелага

    бабочка «мертвая голова» - на юге Европы, в Северной Америке и Центральной Европе

    кабарга – в горах Китая и Тибета, на юге нашей страны

    лори – в Юго – Восточной Азии

    гепард – в Африке

    панда – в Китае

    змеиношейная черепаха – в Австралии

    окапи – в густых и труднодоступных тропических лесах бассейна реки Конго (Африка)

    леопард – на Дальнем Востоке и в Африке

    кондор – самая большая летающая птица – в Андах и на западе Южной Америки

Это интересно.

Давайте послушаем сообщения о некоторых животных. Из них вы узнаете интересные факты из жизни экзотических животных.

Саламандра не любит жары и солнечного света, ведет ночной образ жизни, врагов у нее мало. О саламандрах существует много легенд. Например, в средние века люди верили, что пятнистая саламандра рождается в пламени. Возможно, что такое поверье возникло потому, что в первый момент, будучи брошенной в огонь, она действительно защищается, обильно выделяя слизь.

Лиса – фенек – самый мелкий представитель семейства собачьих, весом 1,5 кг, 40 см в длину. Обладает отличным слухом, благодаря своим большим ушам. А еще такие большие уши помогают зверьку охлаждать тело во время дневной жары в пустыне – через них выделяется избыточное тепло тела.

Ленивцы практически всю жизнь проводят вверх ногами. Прекрасно чувствуют себя на деревьях. По ним они передвигаются подобно акробатам, а попав на землю становятся совершенно беспомощными и еле волочат свое тело.

Фламинго – птица, обладающая самой длинной шеей и самыми длинными ногами, относительно размеров туловища. Ученые утверждают, что предки этих птиц видели динозавров.

Гиббоны – их название в переводе с греческого означает «ходящие по ветвям». Их относят к числу самых шумных млекопитающих земного шара. Интересно, что спят они сидя на ветках деревьев.

Бабочка «мертвая голова» - одна из самых крупных европейских бабочек. На спине у нее рисунок, напоминающий по форме череп.

Кабарга – небольшое оленеобразное животное. У самцов в районе пупка находится специальный мешочек, который выделяет мускус. Он используется для приготовления духов. Из – за этого этих животных почти полностью истребили.

Лори – ночные животные, передвигаются совершенно бесшумно. Умеют так тихо подкрадываться к спящим птицам и душат их раньше, чем они успевают проснуться. Но, к сожалению, очень трусливые и тупые.

Гепард – это самое красивое и ловкое животное, самый быстрый бегун на земле, который преследуя добычу, способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/час. В переводе гепард означает «собака – кошка».

Кондор – самая большая летающая птица. Размах крыльев достигает 3 метров, а вес около 15 кг. Чтоб взлететь при таких размерах и весе ему требуется разбег.

Окапи – редкое животное. Пропорциями тела напоминает жирафа. Однако не имеет такой длинной шеи и конечностей и значительно меньше по размерам.

Змеиношейная черепаха – живет не только на суше, но и в воде. Несмотря на свои малые габариты (вес чуть больше 1 кг), это самый опасный и прожорливый хищник. Своим названием обязана чрезвычайно длинной шее (14 см), которая в вытянутом состоянии вместе с головой иногда может быть длиннее, чем панцирь.

Леопард – одна из самых красивейших кошек. Играет важную роль в природе, уничтожая больных и неполноценных животных, сдерживая размножение некоторых вредителей, в частности обезьян.

Рыжая панда – активна только по ночам, днем же спит на деревьях, свернувшись клубком. Длина хвоста лишь немного уступает длине тела. Любимое блюдо – побеги бамбука.

А теперь давайте отгадаем загадки.

1. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

«Подходи, кто очень смел!»

2. Кто один имеет рог?

Отгадайте…

(носорог)

3. Столько заноз я не видел ни разу.

Нет, не завидую я…

(дикобразу)

4. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

(черепаха)

5. Живет между камнями

Голова с четырьмя ногами.

(черепаха)

6. Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена.

Недаром часто злится

На всех мамаша…

7. Полоска черная, полоска белая,

Как будто красила

Рука умелая.

8. Я в зеленку угодил! –

Горько плачет…

(крокодил)

Ребята скажите, как вы понимаете слова - «Ребята, берегите природу!»

На Земле жить интересно, когда знаешь, какие замечательные живые существа живут на нашей планете. И как горько будет, если они исчезнут. Так давайте ребята будем беречь нашу природу.

А теперь давайте нарисуем экзотических животных у себя в альбоме.
У вас получились очень красивые животные.Спасибо за внимание.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top