Сколько лезгинов в мире. Лезгин

Сколько лезгинов в мире. Лезгин

· Поселения · Культура · Язык · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт ·

Подробнее: Лезгины в Азербайджане , Лезгины в Турции, Лезгины в Узбекистане и Дагестанцы в Санкт-Петербурге

Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана , являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики . В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, и, кроме этого, проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3% населения Республики Дагестан.

В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах, в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)» . В онлайновом справочнике Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 364 тысяч на 2007 год. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно.

Помимо своего исторического ареала проживания, многочисленные лезгинские общины имеются почти во всех регионах России, где их общая численность составляет 88 482 человек (перепись 2010); совокупная численность лезгинских диаспор странах в Ближнего Зарубежья, в первую очередь СНГ (Туркмения, Казахстан, Украина , Киргизия и др.) достигает 30 тысяч человек. Численность в Турции оценивается лезгинскими организациями до 40 тыс. человек (1990).

Динамика численности лезгинского населения по переписям в России и Азербайджане
и в целом на территории бывшей Российской империи/бывшего СССР
Год переписи 1897 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 около
2000
около
2010
Россия 95 262 * 93 049 101 789 100 417 114 210 170 494 202 854 257 270 411 535
(перепись 2002 г.)
473 722
(перепись 2010 г.)
Азербайджан 63 670 ** 37 263 104 789 111 666 98 211 137 250 158 057 171 395 178 000
(перепись 1999 г.)
180 300
(перепись 2009 г.)
всего в границах бывшей
Российской империи и СССР
159 213 134 529 206 487 220 969 223 129 323 829 382 611 466 006 св.600 тыс. св.670 тыс.
* За пределами Кавказа носители кюринского наречия переписью не зарегистрированы, поэтому в качестве численности лезгин России 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Дагестанской, Кубанской и Терской областях, и, кроме этого, Черноморской и Ставропольской губерниях. ** В качестве численности лезгин Азербайджана 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Бакинской и Елисаветпольской губерниям, а также Закатальскому округу Тифлисской губернии.

Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин). Но по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи наиболее часто интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый» , носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:

  • В Дагестанской области:
    • Кюринский округ - 59 309 (76,35 %), в том числе сел. Касум-Кент - 905 (89,34 %)
    • Самурский округ - 33 965 (95,32 %), в том числе сел. Ахты - 3173 (99,47 %)
    • Казикумухский округ - 943 (2,08 %)
    • Кайтаго-Табасаранский округ - 350 (0,38 %)
    • остальная часть Дагестанской области - 29 (0,01 %)
  • В Кубанской области - 615 (0,03 %)
  • В Бакинской губернии:
    • Кубинский уезд - 44 756 (24,42 %), в том числе г. Куба - 221 (1,44 %)
    • Геокчайский уезд - 2 045 (1,74 %)
    • Бакинский уезд - 1 235 (0,68 %), в том числе г. Баку - 310 (0,28 %)
    • Шемахинский уезд - 73 (0,06 %)
  • В Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд - 8 506 (7,06 %), в том числе г. Нуха - 114 (0,46 %)
    • Арешский уезд - 5 869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
    • Джеванширский уезд - 79 (0,11 %)
  • В Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ - 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы - 1 (0,03 %)
    • Борчалинский уезд - 102 (0,08 %)

Лезгины – это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. эти территории упоминаются в арабских источниках как «царство лакзов». В Средние Века вокруг крупных селений лезгин (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре) образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие.

Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII в. часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVIII в. село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 года – столицей самостоятельного Кюринского ханства, которое сразу же после образования вошло в состав России. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины.

Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. территория лезгин окончательно вошла в состав Российской Империи и перед революцией входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

По данным переписи населения 2002 г., на территории России проживает более 411 тысяч лезгин. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана.

Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно.

Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. начали выращивать картофель. Вплоть до 30-х годов ХХ в. было широко развито овощеводство и бахчеводство. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству.

На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство. Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот. Большое значение в хозяйстве играли буйволы.

Традиционными промыслами и ремеслами лезгин являются прядение, ткачество, производство ковров, кожевенное, кузнечное, гончарное, оружейное и ювелирное дела. Крупным торгово-ремесленным центром Южного Дагестана было село Ахты, где проживали и работали сотни ремесленников. В селе Икра занимались кузнечным и ювелирным делом. Повсеместно производили ковры, которые пользовались большим спросом в России и других странах. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы .

Традиционные поселения лезгин в горах состояли из тесно стоящих домов, часто двухэтажных. На равнине селения имеют широкие улицы или неупорядоченную планировку. Дома на равнине строились из камня, с плоской земляной крышей, в плане прямоугольные, квадратные или в виде букв «Г» и «П».

На равнинах дома строили одноэтажными, в горах – многоэтажными. Нижний этаж представлял собой хлев или крытый двор, верхние – жилые помещения. Вплоть до ХIХ в. окон в домах лезгин не было, только дыры в потолке для выхода дыма, зато наличие бойниц было обязательным. Во внутреннем убранстве большое место занимали разнообразные ковры, вместо шкафов для хранения вещей предметов быта в стенах имелись ниши.

Традиционные мужской костюм лезгин состоял из рубахи, шаровар, бешмета, папахи из серого или черного каракуля, верхней одеждой был бешмет и овчинная шуба. На ногах лезгины носили сапоги из плотной шерсти с загнутыми носками. Традиционный женский костюм состоял из рубахи, красных, черных, синих или желтых шаровар, бешмета, платья, головного платка, чухты, серебряного пояса. Лезгинки традиционно носили много украшений. Отличительной особенностью костюма лезгин были шерстяные чулки с цветным орнаментом и сыромятная обувь.

Традиционной пищей лезгин были зерновые, бобовые, мясные и молочные блюда. Основное повседневное блюдо – хинкал (галушки), по праздникам готовили гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги.

Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа - дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом.

До 1917 г. у лезгин существовало несколько начальных школ. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. создан алфавит на латинской и в 1938 г. на кириллической основе. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты.

Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты. Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в., сказания, песни. Лезгины создали богатый музыкальный (в основном песни) и танцевальный (в том числе «лезгинка») фольклор. Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен.

Лезгинский народ является одним из древнейших аборигенных народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества. К концу XVIII в. почти все феодальные владетели осознали, что Россия по сравнению с Ираном и Турцией является более сильной и надежной опорой, и поэтому старались укрепить отношения с ней. С 1802 г. по 1804 г. многие ханства, в том числе и лезгинские, приняли русское подданство.

В 60-е годы XIX в. произошли некоторые административные изменения. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинская провинция — в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а затем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день.

Два трагических момента для Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.

В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.

Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана

Лезгины были и остаются крупнейшим этносом Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2002 года на территории России проживает 411,5 тысячи лезгин. Общая численность лезгинских народов в России составляет 615,7 тыс. человек. В Азербайджане лезгины - второй по численности народ, по переписи 1999 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.

В настоящее время лезгинский народ состоит из 11 близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также лезгиноязычные табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги и хапуты.

Лезгины и лезгиноязычные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.

Лезгины - народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Численность лезгин в России 473,7 тыс. чел. (по данным переписи населения 2010 года), численность лезгин в Азербайджане оценивается по-разному: от 180 тыс. по официальным данным до 800 тыс. по данным лезгинских организаций. Еще одна крупная лезгинская община (около 40 тыс. чел.) есть в Турции.

Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье.

Религия лезгин - ислам суннитского толка.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа.

В честь лезгин назван знаменитый танец народов Кавказа - лезгинка.

7 место: Камран Мамедов - дзюдоист, мастер спорта международного класса. Родился в 1967 г. в городе Кусары (Азербайджан). Камран начал свою спортивную карьеру в 1980 году, когда он в 13-летнем возрасте впервые пришел в Кусарскую детско-юношескую спортивную школу и начал заниматься дзюдо. Уже в 1983 году Камран занимает 1-е место в первенстве Азербайджана. В 1984 году он занимает 1-е место на 16-ой междушкольной спартакиаде в Ташкенте. Камран Мамедов является также неоднократным призером международных турниров в Москве, Париже, Берлине, Кишиневе, Минске, Киеве. 1985 г - 3-е место в молодежных спортивных играх в Киеве; 1989 г - 2-е место в чемпионате СССР в Алма-Ате; 1990 г - 1-е место в кубке мира в Каракасе, Венесуэлла.

6 место: Сулейман Керимов - российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи». Родился 12 марта 1966г в городе Дербенте, Дагестан, Россия.

5 место: Сердер Сердеров - российский футболист, нападающий махачкалинского футбольного клуба «Анжи» и молодежной сборной России. Родился 10 марта 1994 года в г. Махачкала, Дагестан, Россия.

4 место: Осман Эфендиев - представитель известной борцовской династии, которая начиналась с его отца Сулеймана и дяди Султана и которую сегодня продолжают внуки этих незаурядных в прошлом мастеров ковра, стоявших у истоков зарождения в Дагестане вольной борьбы как вида спорта. Осман достойно продолжил семейную традицию, он был финалистом чемпионата мира и призером чемпионата Европы, побеждал на чемпионате страны и Спартакиаде народов СССР.

3 место: Эмре Белёзоглу - турецкий футболист, полузащитник. Родился 7 сентября 1980 года в Стамбуле. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.

2 место: Ариф Мирзакулиев - советский и азербайджанский актёр. Родился 6 июня 1931 года в Баку. Снялся всего в двух фильмах, которые впоследствии стали очень популярны на весь Советский Союз «Встреча» 1955 года и «Не та, так эта» 1956 года.

(юг Хив-ско-го, Су-лей-ман-Сталь-ский, Ма-га-рам-кент-ский, Ку-рах-ский, Ах-тын-ский, До-куз-па-рин-ский рай-оны и вос-ток Ру-туль-ско-го района) в Рос-сии и на се-ве-ро-вос-то-ке Азер-бай-джа-на (ку-бин-ские лезгины - в основном Ку-сар-ский, се-вер Ку-бин-ско-го и Хач-мас-ский районы). Чис-лен-ность в Рос-сии 411,5 тысяч человек, из них в Да-ге-ста-не 336,7 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись), в Азер-бай-джа-не свыше 250 тысяч человек; жи-вут так-же в Тур-ции, Турк-ме-нии, Ка-зах-ста-не, Уз-бе-ки-ста-не, Кир-ги-зии, Ук-раи-не, Гру-зии и др. Об-щая чис-лен-ность 640 тысяч человек (2009 год, оцен-ка). Го-во-рят на лез-гин-ском язы-ке, 90% лезгинов, жи-ву-щих в Рос-сии, вла-де-ют русским языком, в Азер-бай-джа-не рас-про-стра-нён азербайджанский язык. Лезгины - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фиит-ско-го маз-ха-ба, есть шии-ты-има-ми-ты (сотри Мис-кинд-жа Ах-тын-ско-го района)

До начала XX века лезгинами час-то на-зы-ва-ли всё гор-ское на-се-ле-ние Да-ге-ста-на. Пред-ки лезгинов вхо-ди-ли в со-став Кав-каз-ской Ал-ба-нии , за-тем - по-ли-тические об-ра-зо-ва-ния Лакз (Лекх), Арабского ха-ли-фа-та и вла-де-ний Дер-бен-та. В XI-XIV веках во-круг круп-ных лез-гин-ских се-лений (Ах-ты, До-куз-па-ра, Ку-рах, Кю-ре и др.) воз-ни-ка-ют «воль-ные об-ще-ст-ва», вре-ме-на-ми по-па-дав-шие в за-ви-си-мость от Шир-ва-на. В XVIII веке часть лезгинов вхо-ди-ла в со-став Ку-бин-ско-го хан-ст-ва и Дер-бент-ско-го хан-ст-ва, в 1812 году село Ку-рах ста-но-вит-ся сто-ли-цей са-мо-стоя-тель-но-го Кю-рин-ско-го хан-ст-ва. В 1806 году ку-бин-ские лезгины, в 1813 году кю-рин-ские лезгины во-шли в со-став Рос-сии. По пе-ре-пи-си 1926 года, на-счи-ты-ва-лось 134,5 тысяч лезгинов, в том числе в Да-ге-ста-не - 90,5 тысяч человек, в За-кав-каз-ской СФСР - 40,7 тысяч человек. В 1950-1980-е годы часть лезгинов из вы-со-ко-гор-ных об-лас-тей бы-ла пе-ре-се-ле-на на При-кас-пий-скую низ-мен-ность. С 1990-х годов дей-ст-ву-ет лез-гин-ское народное дви-же-ние «Сад-вал» («Един-ст-во»), бо-рю-щее-ся за объ-е-ди-не-ние лезгинов в рам-ках «государства Лез-ги-яр».

Куль-ту-ра ти-пич-на для да-ге-стан-ских на-ро-дов. Основные тра-диционные за-ня-тия - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во (зим-ние па-ст-би-ща на-хо-ди-лись в основном в Северном Азер-бай-джа-не). Тра-диционные про-мыс-лы и ре-мёс-ла - тка-че-ст-во, про-из-вод-ст-во ков-ров, сук-на, вой-лока, ко-же-вен-ное, куз-неч-ное (село Ах-ты), ору-жей-ное и юве-лир-ное (село Ик-ра) де-ло и др. Бы-ло рас-про-стра-не-но от-ход-ни-че-ст-во на се-зон-ные за-ра-бот-ки к зем-ле-дель-цам и на неф-тя-ные про-мыслы Азер-бай-джа-на. Тра-диционные по-се-ле-ния (хур) в го-рах - ку-че-вой, ино-гда тер-рас-ной пла-ни-ров-ки, час-то с обо-ро-нительными баш-ня-ми, со-хра-ня-лось ту-хум-ное рас-се-ле-ние. На рав-ни-не по-се-ле-ния раз-бро-сан-ной или улич-ной пла-ни-ров-ки. Ка-ж-дое се-ле-ние име-ло пло-щадь (ким) для сель-ско-го схо-да. Жи-ли-ще ка-мен-ное, на рав-ни-не так-же са-ман-ное или гли-но-бит-ное, с пло-ской зем-ля-ной кры-шей. Ниж-ний этаж за-ни-мал хлев, верх-ний - жи-лые по-ме-ще-ния, вы-хо-дя-щие на га-ле-рею, на ко-то-рую ве-дёт на-руж-ная ле-ст-ни-ца со дво-ра. До-ма род-ст-вен-ни-ков со-еди-ня-лись пе-ре-хо-да-ми. Основная жен-ская оде-ж-да - ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (пе-рем), по-верх неё - рас-паш-ное пла-тье (валжаг) с юб-кой в склад-ку или сбор-ку и рас-ши-ряю-щи-ми-ся от лок-тя ру-ка-ва-ми или от-рез-ной в та-лии об-ле-гаю-щий каф-тан-чик (ла-ба-да); го-лов-ной убор - чух-та (шут-ку, бер-чек, са-ра-хуч) с чепцом и ме-шоч-ком; верх-няя оде-ж-да - шу-ба по-кроя чер-ке-ски. Основная пи-ща - хлеб из пре-сно-го и ки-сло-го тес-та, вы-пе-чен-ный в тра-диционных хлеб-ных пе-чах (хар, тон-дыр, садж), хин-кал с под-ли-вой из про-сто-ква-ши и чес-но-ка, го-луб-цы с ви-но-град-ны-ми ли-сть-я-ми (дол-ма), шаш-лык, плов, мяс-ной суп (шур-па), пи-ро-ги; из мо-ло-ка го-то-вят про-сто-ква-шу (къа-тух), слив-ки (къай-мак), сыр (ни-си) и др.; из му-ки - сла-бо-кис-лый на-пи-ток (ми-ач). Ри-ту-аль-ная пи-ща - ка-ша (ги-ти) из зё-рен пше-ни-цы и ку-ку-ру-зы с мо-ло-ком, лу-ком и ба-ра-ни-ной, гус-тая муч-ная ка-ша (ха-шил), хал-ва (иси-да).

Ос-но-ва со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции - сель-ская об-щи-на (джа-ма-ат). В Сред-не-ве-ко-вье вы-де-ли-лась феодаль-ная вер-хуш-ка (ха-ны и бе-ки). До XX века бы-ли рас-про-стра-не-ны боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (че-хи хи-зан) чис-лен-но-стью до 100 человек, воз-глав-ляв-шие-ся стар-шим муж-чи-ной (чие-хи буба), и ту-ху-мы во гла-ве с ли-де-ром (кел-те, са-ка, ах-са-ка). До-пус-ка-лись бра-ки ме-ж-ду пред-ста-вите-ля-ми раз-ных ту-ху-мов, из меж-эт-нических бра-ков - с азер-бай-джан-ца-ми. Бы-ли рас-про-стра-не-ны об-мен-ный брак (ре-кье гун), ле-ви-рат, со-ро-рат, кросс- и ор-то-ку-зен-ный брак, брак по-хи-ще-ни-ем (гу-ваз ка-тун) и уво-дом (ала-чи-на фин), ко-лы-бель-ный сго-вор; за не-вес-ту да-ва-ли пла-ту (иоль-пу-ли, пуль-пу-ли, ке-бин гак), ны-не ча-ще вы-пла-чи-ва-ют ка-лым . Ха-рак-тер-ны при-жиз-нен-ные по-мин-ки (хей-рат), уст-раи-вае-мые ста-ри-ка-ми. Празд-но-ва-ние Но-уру-за (Яран-су-вар) со-про-во-ж-дал-ось пере-пры-ги-ва-ни-ем че-рез ко-ст-ры, ка-ча-ни-ем на ка-че-лях и т.д. От-ме-ча-лись так-же празд-ник цветов (Цу-к-вер су-вар), празд-ник че-реш-ни (Пии-ни-рин су-вар). Про-во-ди-ли об-ря-ды вы-зо-ва до-ж-дя (пеш апай) и солн-ца (гу-ню), жен-щи-ны зи-мой уст-раи-ва-ли по-си-дел-ки, со-про-во-ж-дае-мые тан-ца-ми. Со-хра-ня-ют-ся по-кло-не-ние де-ревь-ям, кам-ням, жи-вот-ным, жерт-во-при-но-ше-ния умер-шим, ве-ра в до-мо-вых, дра-ко-нов, де-мо-нов и др. Су-ще-ст-во-ва-ли профессиональные зна-ха-ри (джар-рах).

Уст-ное твор-че-ст-во - ге-ро-ический эпос (шар-ве-ли), ска-за-ния, сказ-ки. В музыкальном фоль-к-ло-ре пре-об-ла-да-ет ин-ст-ру-мен-таль-ная му-зы-ка, ко-то-рой свой-ст-вен-на ме-ло-дическая ор-на-мен-ти-ка. Сре-ди пе-сен наи-бо-лее рас-про-стра-не-ны ли-ри-че-ские с раз-ви-тым ин-ст-ру-мен-таль-ным со-про-во-ж-де-ни-ем. В чис-ле музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: струн-ный смыч-ко-вый ке-ман-ча, струн-ные щип-ко-вые чун-гур, саз, тар, ду-хо-вые языч-ко-вые зур-на, ба-ла-бан, про-доль-ная флей-та кшул, 2-сто-рон-ний ба-ра-бан дал-дам (или до-ол), бу-бен тафт, пар-ные ке-ра-мические ли-тав-ры ти-п-ли-пи-том; с XIX века из-вест-ны гар-мо-ни-ка, ба-ян. В празд-нич-ном бы-ту ши-ро-ко рас-про-стра-нён ин-ст-ру-мен-таль-ный ан-самбль в со-ста-ве: 2 зур-ны (на од-ной иг-ра-ют ме-ло-дию, на дру-гой - бур-дон), дал-дам; ан-самб-ли удар-ных ин-ст-ру-мен-тов ис-пол-ня-ют слож-ные по-ли-рит-ми-че-ские пье-сы. Ин-ст-ру-мен-таль-ная му-зы-ка со-про-во-ж-да-ет пе-ние, тан-цы, иг-ры, спор-тив-ные со-стя-за-ния. Сре-ди тан-цев - бы-ст-рый хка-дар-дай макь-ам (из-вес-тен как лез-гин-ка), спо-кой-ный муж-ской та-нец зарб макь-ам, мед-лен-ные плав-ные тан-цы. Со-хра-ни-лись тра-ди-ции про-ве-де-ния ка-лен-дар-ных празд-ни-ков под пес-ни, тан-цы, ин-ст-ру-мен-таль-ную му-зы-ку; тра-ди-ции ашу-гов (в том числе ашуг-ские со-стя-за-ния).




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top