Субличности. Самостоятельная работа с ними

Субличности. Самостоятельная работа с ними

ЧЕЛОВЕК МНОГОЛИКИЙ

2003 г., 288 с., мягк.обл.

Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ 6

Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ СУБЛИЧНОСТИ 34

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП И СУБЛИЧНОСТИ 60

Глава 4 СУБЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ 103

Глава 5 СУБЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ 140

Глава 6 СУБЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ 171

Глава 7 СОБОРНОЕ «Я» 200

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

Книга написана по заказу Владимира Филиппова (Новосибирск)

и адресована всем, кто мыслит свое «я» шире, чем положено.

Эта книга представляет собой попытку осмысления жизненного потока - в первую очередь, ее автором, но также и его многочисленными читателями, которые вот уже двадцать лет как поддерживают его своим интересом и целенаправленным вниманием. Наряду с безусловно положительными откликами на свои книги, автор получил и некоторое количество критики, которая в своей конструктивной части звучала чаще всего так: «Все это очень интересно, что вы пишете о типах человеческого характера и судьбы, об архетипах и психике, но как нам жить-то надо? Об этом бы вам следовало написать, по возможности конкретно. Почему вы об этом не пишете?!»

Со своей стороны, автор все эти годы избегал конкретных рекомендаций такого рода, полагая, что адекватная и тщательно разработанная символическая система (попросту говоря, язык) - это сила, которая вполне достаточна для того, чтобы человек, ее освоивший, далее уже полностью самостоятельно регулировал свою жизнь. Однако постепенно автору стало ясно, что в последнем суждении он ошибался, и есть много людей, которые нуждаются не только в языке описания мира и человека, но и в конкретных рекомендациях по своему поведению как во внешнем, так и во внутреннем мире. Вопрос о том, когда и какие рекомендации уместны, остается открытым, и, конечно же, книга не может заменить практического обучения у живого учителя, но тем не менее автор решил в этой книге несколько сменить акценты своего повествования в сторону практики - в надежде, что читатель его правильно поймет и отнесется к авторским указаниям творчески, а не догматично. Поэтому в книге имеется множество упражнений, выполнив (или хотя бы попытавшись выполнить) которые, читатель составит себе гораздо более полное представление об обсуждаемых в книге вопросах, инструментах и методах, а также о своей личности и ее субличностях, и узнает, как можно подробно изучить личности своих знакомых и родственников - если таковые его интересуют.

Слабость обычной философии, как восточной, так и западной - в ее общезначимости: философ традиционного направления полагает, что он описывает мир «как он есть», но неизбежно представляет его таким, каким он сам его видит, и хотя его видение в целом может быть очень поучительно для других людей, но когда дело доходит до подробностей и тонкостей (а именно они в жизни в конечном счете оказываются наиболее важными), то здесь видение самого авторитетного авторитета не может заменить видения самого человека. Где же провести эту грань, отделяющую индивидуальное от общезначимого, в частности, личные особенности мировосприятия от откровенного заблуждения? По мнению автора, эта тема решается каждым человеком отдельно и по-своему, но она является очень важной, и мимо нее пройти не удается ни одному человеку, всерьез желающему найти свое место в мире и прожить свою жизнь осознанно и творчески, а не в тупом рабстве у жестких программ подсознания - личного и общественного.

Одна из особенностей науки человековедения заключается в том, что люди - очень разные, и чем глубже исследователь-человековед погружается в тему, тем шире раздвигаются его представления о том, что такое норма, так что понятие патологии становится зыбким, постепенно переходя в область социологии. Иными словами, человеческая патология - это всегда отклонение от нормы, определенной данным человеческим сообществом, а если выйти за пределы рассмотрения, которые можно было бы назвать социоцентрическими, то, постаравшись, можно обнаружить потенциально адекватное место для любой «патологии», и рассмотреть ее как индивидуальную неповторимость - пока что плохо адаптированную к обществу и миру. Однако еще более поразительным является открытие человеком внутреннего аналога того же обстоятельства: оказывается, что все его свойства и качества, все черты и черточки характера, будучи рассмотрены в надлежащем свете и расположенными в определенном порядке, оказываются составными кусочками единой, необыкновенно яркой и оригинальной картинки, имя которой - личность человека. Однако найти этот свет и порядок и увидеть это единство, а также принять участие в формировании своей личности - вовсе непростая задача, и автор предлагает читателю свои идеи и инструменты, которые, по его мнению, могут оказаться полезными для ее решения.

Автор нередко слышит от своих читателей такие вопросы: «В какой последовательности следует читать ваши книги? Какая из описанных вами символических систем является наиболее важной? И вообще, какова ваша жизненная философия?» Для самого автора самой важной книгой и символической системой является та, разработкой которой он в данный момент занят, а из уже описанных наиболее важной для мировоззрения автор считает свою книгу «Тонкие тела», и введенной там терминологией будет активно пользоваться далее. Представления о тонких телах - атманическом, буддхиальном, каузальном, ментальном, астральном, эфирном и физическом - должны, по мнению автора, войти в общую культуру XXI века и стать фундаментом человековедения будущего. Понятия программы подсознания и эгрегора, описанные соответственно в книгах «Психология подсознания» и «Общественное подсознание», также, по мнению автора, являются основополагающими для понимания индивидуальной и общественной психологии, а следом за ними идут понятия соборной личности и субличности, которые описываются в настоящей книге. Остальные книги автора читатель может читать (если его заинтересуют соответствующие идеи и понятия) в том порядке, в каком они появляются на страницах этой книги, оставив астрологические изыскания автора «на десерт».

Человек и мир многолики - но если грани мира различаются (на первый взгляд) отчетливо, то грани человека - его субличности - во многих случаях гораздо более зыбки и поддаются идентификации и различению порой с большим трудом. Однако, как говорит индийская философия, высшая мудрость (буддхи) есть в первую очередь искусство различения, и именно ему и посвящены многие книги автора. Способность разобраться в себе, различить, назвать и примирить порой противоположно направленные, но весьма могущественные силы, ведущие внутреннюю и внешнюю жизнь человека - тонкое умение, приходящее лишь в результате долгой и последовательной работы человека над собой, требующей, кроме всего прочего, способности выйти за пределы своей личности и круга лично знакомых людей и обстоятельств собственной жизни.

Эта книга посвящена человеческой личности и ее граням, которые автор, следуя западной традиции, называет субличностями. Как определить свои основные и вспомогательные субличности, как научиться с ними ладить и сокращать количество внутренних конфликтов, превращая антагонизм в сотрудничество, что такое самоидентификация, какой она бывает и зачем она нужна - таковы некоторые темы этой книги. Что же касается индивидуальной философии человека, то развивать ее как необходимый для жизни инструмент можно лишь при условии определенного согласия в компании субличностей, составляющих его личность (соборное «я»), а если такового согласия нет, то у каждой субличности будет своя собственная философия, и какая из них окажется правильной или действенной, выяснить невозможно, ибо истинный ответ прост: никакая. Цельная философия бывает только у цельной личности.

Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ

- Кто там? - спросил Кролик.

- Это я, - ответил Пух.

- «Я» бывают разные, - заметил Кролик.

А. Милн

Такое понятное «я». Употребляя в своей речи местоимение «я», человек обычно не задумывается о том, в каком именно значении он его использует - вроде бы это должно быть очевидным. «Ну я - вот он, прямо перед вами и стою - чего же тут непонятного?» А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием «я» дело обстоит не так просто, как это кажется на поверхностный взгляд.

Я не знаю, почему я так поступил - наверное, это был не я.

Я не нахожу себе оправданий.

Я себе это строго-настрого запрещу.

Я поймал себя с поличным.

Я еще должен на эту тему сам с собой договориться.

Я за собой, увы, не уследил.

Я плохо себя понимаю.

И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем!

Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.

Последняя реплика, глазами «простого» человека, вообще довольно странно звучит: для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. Однако внутренние драмы, осознанные или нет - основное содержание (а не чисто внешняя канва) не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность заключается в том, что субъекты этой драмы часто не слишком определены, и прячутся в подсознание, причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь читателю вывести их на свет его сознания - хотя бы частично.

Субличность . Герой нашего повествования - это устойчиво существующая в психике человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях ассоциируется с той или иной ролью, программой действий или существенным качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин субличность ; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее.

Субличности соответствует определенное состояние сознания человека, или четко очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определенный способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и инструменты воздействия на мир.

Осознание субличности . Субличности могут осознаваться человеком в разной степени. В зависимости от уровня их осознавания мы рассматриваем два вида субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные).

Явная (осознанная) субличность - это роль, программа или качество, с которым человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит выражение в таких, например заявлениях:

Я теперь - отец!

Я в принципе эгоист.

Ну, я как человек терпимый и это от тебя снесу.

Ну что вы от меня хотите: я - человек маленький!

Я большая фантазерка, я это знаю.

Явная субличность отличается тем, что у нее есть имя, которое человек использует при ее предъявлении, и это имя в дальнейшем мы будем писать с большой буквы, например (см. самопредъявления выше): Отец, Эгоист, Терпимый Человек, Маленький Человек, Специалист-Медик, Фантазерка.

Однако прямое обозначение имени явной субличности необязательно: во многих случаях она включается ситуативно и обозначается интонацией или иными стилистическими средствами, которые показывают, что человек проявляется в рамках данной роли или проявляет соответствующее качество:

- (жалобно) Мама можно мне съесть еще один мандаринчик? (Ребенок)

Хорошо, разрешаю, ты же знаешь, как мне трудно отказать. (Добрая Женщина)

В таком случае мне придется проявить принципиальность и уволить вас - возможно, с месячным выходным пособием. (Справедливый Начальник)

Теневая субличность - это роль, программа или качество, которые существуют лишь в подсознании человека и регулярно ведут (незаметно для него самого) его по жизни, внешней и внутренней, но он пока об этом не подозревает, или догадывается о существовании данной теневой субличности лишь по сугубо косвенным признакам. Однако когда теневая субличность им осознается, он ретроспективно может довольно точно указать спектр ситуаций, когда она им управляла. Активность теневой субличности нередко описывается в таких высказываниях человека:

Ну не знаю я, почему так поступил - что-то на меня нашло.

Чувствую, поднимается во мне что-то, и как будто злюсь, а на что и почему - непонятно.

К числу теневых субличностей (у многих людей) можно отнести такие субличности, как Антиэтик, Возмутитель внутреннего спокойствия, Левая Нога, Розовые очки, Неудачник, Тупица и другие.

Теневая субличность гораздо хуже контролируется человеком, чем явная, хотя порой имеет над ним большую власть - и над его жизненными выборами, и над настроениями, и даже над его самочувствием. Однако ее осознание может быть затруднено, если этическое «я» человека эту субличность не одобряет или в принципе отрицает возможность ее существования. Тем не менее, регулярное повторение однотипных состояний сознания заставляет предположить наличие в психике субличности, их вызывающей и поддерживающей. Явные субличности обычно имеют у человека свое имя (например, связанное с ролью или качеством характера), теневые же имеют лишь набор проявлений в сходных состояниях сознания человека. Иногда, собрав мысленно вместе проявления своей теневой субличности, человек осознаёт ее, и тогда может дать ей имя и качественное описание как отдельно существующей программы подсознания, с ее специфическими установками, ценностями, предпочтениями и т. д. Однако этого может и не произойти, или соответствующее осознание может прийти к человеку много позже, когда данная субличность давно уже умерла.

Соборная личность человека, или его соборное «я» , представляет собой (довольно пестрое и эклектичное у среднего человека) собрание всех его субличностей: явных и теневых. Соборная личность обычно ассоциируется у человека с его именем (иногда в сочетании с местом рождения или проживания, если они как бы «приклеены» ко всем субличностям человека без исключения):

Здравствуйте, я - Варсонофий.

А я - Лева из Могилева.

Соборную личность можно представлять себе как сцену, на которой располагаются отдельные субличности, входящие друг с другом в очень непростые отношения: интригующие, любящие, презирающие, восхищающиеся друг другом, вступающие в разные временные и постоянные коалиции и т. д. Однако эти коллизии происходят по большей части без осознания их человеком, хотя по сути и представляют основу его психического бытия. На сцене имеется также Главный микрофон (и несколько вспомогательных ). Личность, выходящая в данный момент к Главному микрофону, актуализируется, то есть заявляет себя как выразительница «я» человека - но следует помнить, во-первых, что она может быть сменена любой другой субличностью, а во-вторых, что в то время, как она ведет свое выступление и осознается человеком, остальные в это время ее поддерживают или, наоборот, интригуют на сцене за ее спиной.

Общая картина психики . В психике обычно существует небольшое количество (три-четыре) хорошо развитых субличностей, которые принципиально важны для человека и делят между собой (чаще конфликтно, чем мирно) жизнь человека, проявляясь, как правило, в прямой связи с внешними и внутренними обстоятельствами. Это - отчетливо видимые фигуры психики, которые можно назвать основными субличностями; они обычно явные и им, как правило, соответствуют совершенно определенные роли или фундаментальные качества характера, на которые человек в своей жизни существенно опирается, например: Отец Семейства, Работник фирмы, Водитель личного автомобиля, Проверенный друг, Закоренелый Лентяй, Интересная Девушка, Профессиональный Военный, Руководитель, Номенклатурный Работник, Раб Обстоятельств и т. д.

Иногда одна из основных субличностей является для человека важнейшей и превосходит по своему значению для него любую другую его субличность - такая субличность называется доминирующей . Доминирующая субличность есть далеко не у каждого человека - она типична для людей фанатичных, всецело преданных какому-то одному делу или состоянию; в крайних случаях доминирующая субличность приводит к психической неадекватности или даже душевной болезни, например, одержимости. Доминирующая субличность рассматривает все остальные субличности человека как нижестоящие, подчиненные ей или вовсе несущественные.

Помимо основных субличностей, в психике каждого человека имеется еще некоторое (большее) количество вспомогательных субличностей, появляющихся в жизни человека от случая к случаю и представляющих как бы некрупные, но все же значимые для него объекты картины его существования, например: Посетительница Универмага; Пассажир Авиалайнера; Офицер Запаса; Бывший Муж Своей Первой Жены, Читатель авантюрных романов, Любитель Пикантных Ситуаций, Источник Недоразумений, Специалист По Мелким Провокациям и т. п. Вспомогательные субличности не служат опорой для психики и жизни человека, но они все же представляют собой значимые для него ее части: они ее украшают, иногда портят, но в любом случае придают ей своеобразие: без любой из них его жизнь потеряет часть своей самобытности, а соборная личность - часть своей неповторимости и полноты.

Наконец, субличность может (в настоящий момент) не иметь для человека никакого существенного значения - это случайная субличность. Однако в жизни ничего случайного не бывает, поэтому случайная субличность однажды может оказаться зачем-то нужной и превратиться во вспомогательную, а то и основную.

И, наконец, остается фон картины жизни - пространство существования человека, не занятое основными, вспомогательными и случайными субличностями - оно частично управляется теневыми субличностями, а частично подчинено силам, внешним по отношению к человеку - например, другим людям или коллективам.

Жизнь человека идет под управлением свойственных ему субличностей, причем они далеко не всегда находят между собой общий язык и согласуют свои типы видения мира и воздействия на него, создавая человеку массу сложностей, природа которых ему чаще всего непонятна. Кроме того, у разных субличностей часто разнятся цели и оценки реальности - как внешней, так и внутренней, и это ведет к большому хаосу в жизни человека и требует от него огромных энергетических затрат.

Основные субличности в совокупности образуют базис психики человека. По идее они должны уважать друг друга и действовать согласованно, но практически так бывает далеко не всегда, и взаимонепонимание и конфликты между ними являются крупным источником внешних и внутренних неприятностей человека. Каждая из них воспринимается человеком как незаменимая, но не главная - они подобны начальникам крупных подразделений большой фирмы.

Вспомогательные субличности могут украшать жизнь человека, могут ее осложнять, могут быть более или менее управляемы, но они не бывают незаменимыми, а главное - они не приковывают к себе постоянного внимания человека, появляясь как бы от случая к случаю - но достаточно регулярно. Он не опирается на них в своих основных жизненных программах всерьез - но они могут существенно помогать (или мешать) ему вести эти программы.

Случайные субличности не играют в жизни человека существенной роли - но эта ситуация может измениться. Это сырой материал, из которого можно пытаться что-то выращивать (или который следует выпалывать), но обычно неизвестно, что из этого в результате получится.

Упражнение 1 . Имеется ли у вас доминирующая субличность? Подумайте, какие ваши субличности являются для вас основными, вспомогательными, случайными. Составьте соответствующую таблицу (слева - имя субличности, справа - ее значимость для вас).

Упражнение 2 . Попытайтесь определить по следующим высказываниям, какую роль в сознании человека играет его актуальная субличность (то есть та, от имени которой он произносит реплику): является ли она для него доминирующей, основной, вспомогательной, случайной или теневой.

1. - Я - артист, и больше в моей жизни ничего стоящего нет.

2. - Я - твоя мать, Филидор, и мне некуда от этого деваться.

3. - Я - начальник, хоть и не очень большой и не знаю, надолго ли.

4. - Я иногда огорчаюсь - но ненадолго и не всерьез.

5. - Я человек в принципе с юмором, но не в ущерб делу.

6. - Не знаю, почему я так сказал - под настроение, видно.

7. - Ну что ж, что я твой сын - но ведь вырос уже под потолок!

8. - Тошненько мне - ну да не привыкать.

9. - Ой, что это со мной?

10. - Зачем я так унижался - самому непонятно.

Упражнение 3 . Модифицируйте следующие высказывания и пять высказываний по своему выбору так, чтобы было ясно, что они идут от лица: а) доминирующей субличности, б) основной субличности, в) вспомогательной субличности, г) случайной субличности и д) теневой субличности.

1. - Я - красивая женщина.

2. - Мне нужен новый автомобиль

3. - Ты меня обижаешь.

4. - У меня сегодня плохое настроение.

5. - Выслушай меня, мама.

Пример .

1а). - Я - красивая женщина, всегда и во всем.

1б). - Я с юности всегда была красивой в глазах окружающих.

1в). - Когда мне это нужно, я всегда с успехом вспоминаю, что я - красивая женщина.

1г). - Ну иногда бывает, конечно, что кто-то мной увлечется и ему ненадолго покажется, что я красива - я ему тогда не мешаю.

1д). - Ты представляешь, Никифор мне вчера сказал, что я - красивая женщина, и я - идиотка! - подумала, что, может быть, в этом что-то есть.

Субличность: программа и ее проявления . Субличность, с точки зрения психики, представляет собой программу подсознания, поддерживающую определенную самоидентификацию (в случае явной субличности) и состояние сознания, в частности, способы мировосприятия и воздействия на мир. Это описание соответствует представлению о субличности как таковой, которое выражается самим человеком, например, такими словами:

Я в принципе - красивая женщина.

Я - инженер-кораблестроитель с университетским образованием.

Однако кроме того, что человек (иногда) как-то определяет словами свою субличность, он еще склонен ее проявлять в различных обстоятельствах, то есть воспринимать некоторые свои поступки, слова и эмоции как относящиеся к ней и, более того, служащие ее манифестацией:

Я как отец тебе скажу: не торопись снимать штаны!

Ну, тут я его и прибил - исключительно из глубоко свойственного мне сострадания, уверяю вас!

Как человек с независимым складом ума, я не буду вас дальше даже слушать, Тихон!

Таким образом, в каждый момент времени активной в психике является одна субличность (реже - две, но в этом случае одна из них является главной), и ее мы будем называть актуальной субличностью.

К сожалению для исследователей, люди в речи далеко не всегда открыто и отчетливо называют актуальную субличность (иногда они осознают этот факт много позже). Однако с психологической точки зрения вопрос о том, какая субличность в данный момент актуальна, то есть стоит у Главного микрофона, имеет первостепенную важность, и смена актуальной субличности ведет иногда к драматическому преображению поведения и состояния человека. Поэтому оформление (своих и чужих) субличностей в сознании и быстрое и точное осознание актуальных субличностей - важное умение, отработка которого знаменует большой этап в эволюции человека, и труды, на это потраченные, вознаграждаются сторицей.

Упражнение 4 . Последите за собой - всегда ли вы можете легко определить, какая субличность у вас в данный момент является актуальной? Замечаете ли вы перемены в себе при смене актуальной субличности? В какой мере вы свободны в этой смене?

В частности, проследите насколько легко у вас происходят следующие смены актуальных субличностей:

Строгий Судья - Скромный Ученик Жизни;

Мальчик (Девочка) Для Битья - Ответственный Эволюционный Работник;

Насмешник - Любящий Друг;

Ответственный Родитель - Веселый Товарищ;

Утешающая Жилетка - Трезвый Наблюдатель Жизни.

Подумайте, какие смены актуальных субличностей для вас распространены и идут гладко, какие - с трудом, а какие являются стрессовыми. Тот же вопрос применительно к вашим знакомым.

Упражнение 5 . Подумайте, как следующие обращения к партнеру прозвучали бы из уст нижеперечисленных субличностей, а также пяти субличностей (необязательно ваших) по вашему выбору. Представьте себе не только тексты, но и интонации и жесты.

1. - Хочу прогуляться по свежему воздуху.

2. - Прошу, дай мне время!

3. - Этот вопрос требует серьезных размышлений.

4. - Я все сделаю, но не сразу.

5. - Неправда!

Субличности: а) Послушный Ребенок, б) Строптивая Жена, в) Строгий Начальник, г) Крупная Фигура, д) Хронический Бездельник.

Самопредъявление субличности. Актуализация субличности, то есть, говоря метафорически, выход ее к Главному микрофону сцены соборного «я»,- очень важное для психики событие. Однако, актуализируясь, субличность может назвать (предъявить) себя по-разному: прямо (именем), может обозначить себя контекстно или стилистически, а может и вовсе замаскироваться, то есть выйти как бы в непроницаемом плаще с капюшоном, закрывающим и лицо.

Таким образом, человек в большей или меньшей степени идентифицируется не только с субличностью как таковой - еще он идентифицируется с ней в момент ее проявления, то есть актуально, и при этом он может ее обозначить (маркировать) для себя и партнера, может ее подразумевать, опираясь на общий или конкретный контекст или употребляя стиль, свойственный данной его субличности, или же попытаться замаскировать ее управляющую роль в данный момент, вовсе уйдя от «авторства» данной субличности, а то и вовсе своей личности в целом в данном действии или событии. Таким образом мы различаем четыре стиля самопредъявления субличности: прямое , косвенное и скрытое .

Прямое самопредъявление актуальной субличности заметно в репликах, где эта субличность называется по имени или роли:

Я тебе это говорю как отец - нельзя тебе сейчас жениться!

Вы меня не уважаете, Никифор - а ведь я ваш директор !

Я вижу вас насквозь, Кондратий - ведь я психотерапевт со стажем !

Я как руководитель советую вам еще как следует подумать , Никодим.

Ну что же - я как мать тебя должна простить - я и прощаю, Филофей.

Хорошо, Тертий, но давайте будем исходить из того, что я - разумный руководитель.

- (задумчиво) И все-таки я, в основе своей - добрый, снисходительный, многое способный понять человек.

Косвенное обозначение актуальной субличности характерно для ситуаций, где роли уже распределены и хорошо известны партнерам:

- (начальник - подчиненному) Вы свободны, Тимолай. (Начальник)

- (поклонник - знаменитости) (вручая букет хризантем после концерта) Это - вам, несравненной! (Преданный Поклонник)

Другой пример косвенного обозначения актуальной субличности - это использование человеком стилистических приемов, ясно указывающих на эту субличность:

- (в гневе) Уходи прочь, мерзавец! (Недотрога)

- (снизу вверх, унижаясь) А можно мне попросить вас, Онуфрий Селиверстович, о небольшом одолжении? (Преданный Подчиненный)

Скрытое самопредъявление актуальной субличности бывает различным по форме, но в любом случае человек избегает обозначения своей роли или качества, от имени которых выступает - при том, что они неясны из контекста и, как говорится, возможны варианты, например:

- (в ответ на просьбу) Вероятно, я мог бы вам помочь на известных условиях.

Боюсь, вы плохо себе представляете, с кем разговариваете.

Вряд ли кто-то способен решиться на этот шаг.

На самом деле дело ты не прав, Акинфий - на мой нынешний взгляд, который сильно изменился за последние десять лет.

Богу не угодно такое твое поведение, Жорж - так говорит мне один из моих ангелов.

Распространенным приемом сокрытия актуальной субличности является ее маскировка другой субличностью, более уместной по ситуации, которая внешне выглядит управляющей поведением человека, но по сути является служебной:

- (подходя к молодой женщине на улице с целью познакомиться) Вас интересуют по-настоящему хорошие фотографии? Могу предложить свои услуги фотографа со стажем.

- (стараясь произвести на партнершу сильное впечатление как мужчина) (гордо) Я в таких случаях бываю силен до жестокости!

В двух последних репликах социально (формально) предъявляются, соответственно, субличности Фотографа и Жестокого Атлета, которые маскируют собой субличность Ловеласа.

Упражнение 6 . Подумайте, какие ваши субличности вы обычно склонны подчеркивать, предъявлять прямо или косвенно и скрывать. В каких случаях это ваше привычное поведение неправильно?

Упражнение 7 . Определите тип самопредъявления субличности, в следующих репликах и пяти репликах по своему выбору, то есть определите, является ли предъявление им актуальной субличности: прямым, косвенным или скрытым. Назовите соответствующую субличность.

1. - Я в вашем распоряжении, босс.

2. - Как руководитель, я считаю ваши претензии противоречащими интересам фирмы. Повторяю - как руководитель нашей корпорации.

3. - (кокетливо улыбаясь) Меня интересуют подшипники для грузовиков марки А-796.

4. - Ну, пусть идет восвояси, если на то воля Божья.

5. - Мама, тебе уже не надо таскать такие тяжести!

6. - Что ж, будем ждать у моря погоды.

7. - Я художник - вот и пишу пейзажи, ведь дарить людям прекрасное - это моя задача как художника!

8. - Да, я твоя мать - и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю!

9. - Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах.

10. - (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт?

Упражнение 8 . Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто.

1. Влюбленный.

2. Требовательный Начальник.

3. Снисходительный Начальник.

4. Меланхолик.

5. Неврастеник.

6. Странник.

7. Любитель Посмеяться над Товарищем.

8. Смиренный Труженик.

9. Спортсмен-Любитель.

10. Проектировщик Светлого Будущего.

Если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно - как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека - его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. - непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за «необъяснимой» сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это - важный момент понимания своего партнера (да и самого себя).

Упражнение 9 . Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам.

Идентификация с субличностью . Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: «Госпожа Бовари - это я». Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе «Портрет Дориана Грея». Идентификация писателя со своим героем - вероятно, нормальное явление, если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение «я» в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни слишком серьезен, полагая, что его «я» исчерпывается данным им определением:

Я - твоя мать !

Я - храбрец не чета многим!

Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни.

Я в этой жизни чего-то сто ю!

Однако выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек слишком переоценивает свое актуальное «я», то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителем высшего «я» - такую субличность можно назвать важной . Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать ) довольно сложно - исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама.

Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного «я» и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной . Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. Однако вовсе не факт, что скромная субличность безвредна - например, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: «А я что - я ничего, случайно тут оказалась», - и ее действия приходится расхлебывать уже совсем другим субличностям, вполне вероятно, важным - например, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д.

Люди, относящиеся к категории «ярких личностей», имеют преимущественно важные субличности: они склонны всегда усиливать, подчеркивать свое актуальное «я», не слишком беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога:

- (гордо) Я - финансист!

Вы знаете, куда надо вкладывать деньги?

О, не только это! Экономика, практическая экономика - это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет!

Должно быть, у вас нет семьи?

Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети - вы не представляете, какие это дети!

И у вас остается время на их воспитание?

И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю - с утра до ночи, буквально!

Наоборот, люди «невыразительные», а точнее - со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение «я» или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге:

Викентий, ты хочешь на мне жениться?

Да оно бы вроде и неплохо...

Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться?

Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться!

Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?!

- (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать...

Представьте, что вы потеряли кошелек. Одни испытывают детскую досаду и сожаление и даже вину, словно, их за это накажет строгий родитель, другие слышат, как после голоса внутреннего обвинителя включается внутренний адвокат, оправдывающий ваш поступок. На какой-то момент вы становитесь ареной, на которой происходит дискуссия между частями вашей личности.
Вы замечали в себе подобные диалоги, когда одновременно множество голосов проявляются в вашем сознании? Часто они вступают в противоречие друг с другом, и вы оказываетесь в ситуации внутреннего конфликта, который доставляет вам определенные неудобства. Вы можете услышать в себе голос целой толпы голосов, населяющих ваше внутреннее пространство. Но кто они, эти голоса, независимые от нас защищающие свои интересы и доказывающие свою точку зрения? Их называют субличностями. Это проекции отражений частей вашей личности, которые населяют ваше подсознание. Они – субъективные отражения в нашей психике людей, животных, предметов и явлений, населяющих ваш внутренний мир.
Субличности имеют свое мнение, свои страхи, свои цели, свое видение методов как этих целей достичь, свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным людям, и в целом ведут себя как отдельные личности.
В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека.
Эти проекции, подсознания создаем мы сами, в разных ситуациях создавая некий соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений или отзеркаливая в своё подсознание образы значимых в вашей жизни людей.

Самые типичные субличности человека отражают проекции его представлений о социальных (семейных или профессиональных) ролей, которые он играет в жизни, например: родительские я, материнские я, отцовские я, детские я, ваш внутренний критик, мудрец, рационал и т.д. В них вплетены проекции образов вашего внутреннего ребенка, родителя и взрослого.
Как вы поняли, каждый человек носит в себе субличности, которые является отражением его представлений о родителях, друзьях, соседях; т.е. отражение его восприятия значимых для него людей. Эти представления могут ощутимо не совпадать с реальным человеком, поскольку субличность - всего лишь отражение, основанное на субъективном восприятии этих людей.
Время от времени с соответствующих тому ситуациях, та или иная субличность активизируется, выходит на передний план, как - бы берет управление на себя; и тогда человек внешне ведет себя так как будто он является этой субличностью, тоесть происходит переключение субличностей. Субличности могут находиться в подавляемом или неактивном состоянии. Существует особая субличность, называемая Администратором или Эго, отвечающая за то, чтобы другие субличности выходили наружу или оставались ею подавляемыми. Именно с ней согласовываются выходы субличностей и их переключение в зависимости от ситуации. Если субличность с ее желаниями и интересами долго подавляется, в ее энергетическом заряде накапливается напряжение, из-за которого может возникнуть внутренний конфликт. Однако все конфликты между субличностями можно разрешить, установив с ними связь и гармонизировав их. В следующей медитации вы научитесь это делать.
Каждый раз во время сна вы погружаетесь в среду своего внутреннего мира, населенного этими самыми проекциями, в театр, где в каждом акте вашего сновидения субличности играют роли по сценарию вашего подсознания, передавая вам его сообщения. Если вы хотите научиться понимать язык подсознания, учитесь расшифровывать знаковый смысл каждой субличности и ее послания, так как каждая субличность несет в себе отпечаток определенного заряда, опыта связанного с ее зарождением. Когда вы научитесь это делать, вы сможете во время сновидения, не теряя при этом осознанности, общаться со своим подсознанием, управляя субличностями, тогда с бессознательного уровня сновидений, вы подниметесь на уровень осознанных сновидений, и вам откроются новые возможности.
Трансформация субличности

Работа с субличностью - это процесс её осознания, принятия и преобразования, направленный на гармонизацию отношений во внутреннем мире человека. Задачей трансформации является изменение негативных субличностей, создающих внутренний конфликт. Вспомните правило внутреннего мира: «Смерти не существует» - которое означает, что субличность невозможно уничтожить, но можно изменить её назначение, трансформировав её, дать ей новую роль. Позвольте ей переродиться и предстать в новом качестве. Для этого помните об основных инструментах трансформации и правилах внутреннего мира.

Трансформация субличностей осуществляется силой вашего намерения через приятие и Любовь.
Для работы с субличностью, необходимо войти с ней в контакт, узнать её суть и задачи, понять её и принять, осознав как часть себя и после, направить в неё силой намерения луч любви, исходящий из вашей сердечной чакры и наполнить её ярким светом. В вашем внутреннем мире вы - Творец и можете проводить любые трансформации. Энергия, из которой состоят субличности, подобна пластилину, вы можете создать из нее все что угодно, но помните, изменение субличности повлечет за собой изменения в вашем внутреннем мире. Ни одна субличность в вас не умирает, но трансформируясь, меняет свои свойства и задачи. Эти трансформации человек проходит постоянно. Тренинг обучит вас основам трансформации и позволит выявить ваши основные субличности. Вам придется познакомиться с собой изнутри, не тем, что вы о себе думаете, а тем, чем действительно являетесь.

Две стороны одной медали (зеркальные субличности)

Каждая субличность имеет свой противоположный аспект. Еще Фома Аквинский говорил: "В человеке ровно сколько доброго, столько же злого, светлого и темного, дьявольского и божественного". Каждое наше качество, каждая субличность имеет свою теневую сторону, независимо от того, осознаем мы это или нет. То, что принято называть "добром" и "злом" всего лишь отражение двух крайностей противоположностей и именно попадание в крайности приводит к потере равновесия. Если вы начинаете чрезмерно развивать один из своих аспектов в противоположность другому, происходит дисгармония, но ваш внутренний мир стремится к равновесию, потому сильное отклонение маятника в одну сторону повлечет за собой отклонение в противоположную, до тех пор пока не установится золотая середина. Единство внутренней гармонии и полное высвобождение внутреннего потенциала происходит только в зоне золотой середины. К сожалению, иногда люди проживают жить, не понимая этого, борясь с крайностями своего "Я".
Для того, чтобы познать себя, человек должен осознать и принять обе свои стороны, тем самым, осуществив их интеграцию. Вы не односторонние, однобокие существа с одним выраженным качеством, не белые и не черные - вы- спектр цветов, создаваемых жизнью и ею же вплетенных в вашу индивидуальность. Вы - граница между светом и тенью, весы вселенской гармонии с чашами в равном перевесе. Энергии двух противоположных качеств дают искру и побуждают вас выбирать и тем самым познавать себя. Внутри вас все священно: священен свет и священна тьма, оба они составляют единство противоположностей Единого Создателя, в котором нет ничего плохого и хорошего, правильного и неправильного, есть лишь целесообразность.
Посмотрите на природу, в ней нет ни негативного, ни позитивного, есть лишь равновесие. Каждый человек - священное дитя космоса, в котором сочетаются энергии двух его священных родителей. Именно тьма (женская энергия Инь в образе Евы) нас заставляет сомневаться и выбирать не слепую веру, а знание, именно свет(мужской аспект Янь, разум и логика, заставляет нас действовать. Их союз порождает жизнь и ее новые начала, является актом творчества и рождения новых вселенных внутри вас.
Но едва вы уйдете в один аспект, как тут же на вас начнет действавать его противоположность, пытающаяся восстановить утраченную гармонию. Слово Сатана означает противоположность (противник): едва гармония нарушена - ваш собственный сатана вступает с вами во взаимодействие и лишь равновесие, а не сила, ярые мольбы, вера и напор способны его победить. Представьте чаши весов и субличность, которая, по вашему мнению, нуждается в балансировке энергии. Разделите ее противоположные энергии по чашам и взвесьте, а после, уравновесьте чаши. Быть может вам придется от чего-то отказаться или наоборот усилить работу над собой, чтобы уравновесить силы. Так или иначе, при такой работе восстанавливается равновесие и обретается внутренняя гармония. Эта Гармония обладает целительным эффектом, она способна исцелять внутренний мир, наделять человека новой силой, силой Творца, на службе которого стоят две противоположности.

Евгения Бейнарович nimratraining.com

Вестник Балтийской педагогической Академии. №91, СПб,2009

С.А.Стрекалов

Введение


Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами (Диалог голосов» («Voice Dialogue», далее VD), разработанного американцами Хэлом Стоун и Сидрой Уинкельман, является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые называются субличностями. Субличности это структуры психики человека, которые возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живет.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда мы сами с собой разговариваем, ведем внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, так же являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели VD выделяют три уровня. Первый уровень - это уровень наблюдения или по-другому еще осознания. Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

Наблюдение переводит то, с чем человек сталкивается в своем восприятии, на второй уровень сознания – уровень энергетических структур, которые и являются субличностями. Субличности обычно подразделяют на три группы. Первая - первичные субличности, которые наверняка защищают уязвленность, беззащитность, слабость человека. В эту группу входят такие субличности, как Контролер-Защитник, Толкач, Рациональный Ум, Внутренний Критик, Любезник, Судья, Законодатель.

Вторая группа - отстраненные субличности, которые противоположны субличностям первой группы. Отстраненные субличности человек запрещает себе как то, что приносит ему слабость. Например, субличности Толкач противоположна субличность – Лентяй. Если Толкач позволяет человеку активно действовать в разных ситуациях жизни, то человек будет отстранять противоположную часть - субличность Лентяя , при помощи которой он ленится и ничего не достигает. И этому отстранению будет помогать другая субличность – Внутренний Критик, благодаря которому человек будет себя ругать за то, что он лентяй.

Третья группа субличностей называется неразвитые - это такие части личности человека, которые являются возможными лишь потенциально, т.е. то, чего мы еще не касались в своей жизни. Например, если женщина еще не рожала, это не означает, что она не может родить, просто она этого еще не делала. Если кто-то не знает японского языка, это не значит, что он не может его выучить. А если у меня столько денег, сколько я зарабатываю, это говорит о том, что у меня такая субличность, которая умеет зарабатывать именно столько денег и не больше. А для того, чтобы я зарабатывал больше, мне нужна принципиально другая субличность, которая умеет зарабатывать больше первой.

Кроме уровней наблюдения и субличностей в структуре сознания человека Стоуны выделяют еще третий уровень – эго . У большинства современных людей эго состоит из первичных субличностей и определяет выбор о способе действия в той или иной ситуации, с которой сталкивается человек в своей жизни. Эго выбирает, каких людей иметь друзьями, а каких врагами, какую профессию выбрать, что одеть, что есть, что пить, что принимать, что отвергать.

Когда у человека есть такой инструмент как эго, ему больше не надо никакого наблюдения и осознания, не нужны те способности и таланты, которые не востребованы сейчас. Поэтому большая часть сознания человека, которая является основой его развития, остается не востребованной. Эго обеспечивает только поддержание привычного образа жизни.

Метод VD позволяет по-новому взглянуть не только на структуру сознания человека, но и на формирование личности человека, на возможности его самосовершенствования.

Зарождение субличностей


Каждый человек видит, слышит, чувствует все то, что происходит вокруг него. Посредством этого он понимает то, что его окружает.

Если обстановка вокруг известна ему, то он знает как реагировать на то, что его окружает. Проблема возникает тогда, когда что-то изменяется, и он не знает, как реагировать на то, что внезапно с ним произошло. При этом у человека возникает сильное внутреннее переживание. Сильное переживание изменяет энергию, которая протекает в теле человека, и рождает что-то наподобие энергетического вихря. Именно в этот момент и рождается новая субличность. Поэтому каждой отдельной субличности соответствует конкретная ситуация в жизни данного человека. С некоторыми субличностями мы рождаемся, другие появляются в течение первых часов жизни, недель и месяцев. Чем более разнообразная жизнь, которую мы ведем, тем больше субличностей мы имеем в своем арсенале. Чем больше мы чему-то в жизни обучаемся, тем больше субличностей мы и имеем в структуре своего сознания.

Путь взросления ребенка


У каждого человека есть сердцевина его личности, с которой он родился, такая часть психики, которая обычно называется душой. Когда ребенок только родился, он практически ничего не знает об окружающем мире, его ничему еще не обучили, но в это время он максимально близок к своей душе, которая связана с беззащитностью, хрупкостью и уязвимостью. Но с такими качествами не прожить ни в семье, ни в обществе. В современном обществе не приветствуются никакие слабости, нужно быть молодым, здоровым, сильным, богатым, сексуальным и красивым. Поэтому семья и общество добиваются того, чтобы развить в каждом человеке те или иные качества, которые защищают, закрывают его слабость. В процессе формирования защиты от слабости можно выделить три основных этапа в жизни человека.

Первые часы, дни, недели новорожденный являет собой образец тотальной беспомощности. Он не может ничего сделать без своих родителей: ни есть, ни пить, ни сесть, ни встать, ни ходить. Родители стремятся как можно быстрее научить и воспитать ребенка, чтобы он мог сидеть, ходить, думать, делать осознанные поступки, чтоб был адаптирован к внешней среде. А ребенок, в свою очередь, стремится, как можно лучше запомнить и делать то, чему его учат родители, чтобы уже не быть таким беспомощным, каким он был некоторое время назад.

Слабость - это, прежде всего, боязнь чего-то не знать. Поэтому первая линия защиты ребенка от мира в современном обществе заключается в том, что он должен быть информированным человеком. Для этого родители, во-первых, заставляют его или кнутом, или пряником выучить то, что необходимо знать, а, во-вторых, они показывают пример своими реальными поступками, навыками, привычками, что такое жизнь в обществе.

Итак, первый уровень защиты от слабости, который формируется у человека – это повышение информированности о том мире, который его окружает.

По мере того как ребенок растет, как его осведомленность о мире увеличивается, проявляется второй этап, связанный с состоянием его тела. Начало этого этапа можно отнести к 6-7 годам ребенка. Этот период совпадает с ростом тела ребенка. Он должен демонстрировать всему миру свою физическую подготовку, свою физическую силу. Это означает, что каждый ребенок должен хорошо ходить, бегать, прыгать, он должен тренировать свою выносливость, свою физическую подготовку, в конце концов, он просто должен давать отпор, если на него кто-то нападает. Он должен научиться или убегать от сложной ситуации или драться, отстаивая свою позицию, используя не только физическую, но и эмоциональную силу. На этом этапе большое значение имеет формирование эмоциональной сферы человека. Человек начинает осознавать и дифференцировать свои эмоции. В это время в сферу его внимания попадают его взаимоотношения с миром, с людьми, с противоположным полом. Человек делает выбор, какие эмоции он хочет испытывать, а какие – никогда.

В районе 14 лет наступает и третий этаппревращения ребенка в сильного человека, который, как правило, завершается к концу второго десятилетия жизни человека. На этом этапе формируется третий уровень силы – социальный, определяющий положение человека в обществе. Мы все живем в социальной, общественной среде, мы принадлежим какой-то национальности, у нас есть какие-то взаимоотношения с людьми. Мы живем в обществе, которое измеряет людей тем, какая у них профессия или сколько у них денег. В какой-то мере, процессы, происходящие с подростком, а затем и с взрослым человеком на этом этапе, напоминают процессы, в которых оказывается новорожденный, когда он рождается в семье. Вся разница только в том, что семья – это узкий круг людей, которые друг друга знают и формируют маленький мирок, в котором растет человек. А общество, в которое он попадает – это большой мир, в котором очень много людей. Для того чтобы не быть слабым в этом большом мире, населенном множеством людей, нужно знать и уметь очень многое.

Защита от слабости проста и практична для жизни каждого человека – это сила. Но сила имеет большое многозначие аспектов в обществе.

Аспекты силы в обществе


Первое, как это уже указывалось выше, что защищает человека – это информированность об окружающем мире и, как следствие, это возможность человеку объяснить людям, что он имеет в виду. Чем выше способность объяснять себе и людям, что происходит, тем больше надежности, стабильности, уверенности, того, что дает человеку силу. В результате, каждый взрослый человек начинает тренировать свою память. Для этого мы читаем книги, энциклопедии, стараемся запоминать цитаты, факты, формулы. Естественно рациональная защита человека должна опираться на общую рациональность тех людей, в мире которых он живет. Глупо, например, человеку западного мегаполиса хвастать своими знаниями перед папуасами, которые живут в Новой Гвинеи. Другими словами, нужно доказывать свою силу окружающим людям на языке и используя понятия, которые они понимают. Если человек умеет это делать, и окружающие его понимают, то он чувствует себя сильным. Следовательно, первая защита уязвимости у человека – это его рациональность .

Важным силовым аспектом для взрослого человека является власть . Власть это не только мышечная сила. Властью начинает пользоваться еще ребенок. С определенного момента своего развития ребенок улавливает, что если он улыбается, то родители начинают его любить. Он начинает этим осознанно пользоваться. И это власть. Этим же пользуются и взрослые люди.

Проявление власти в обществе многогранно. Управлять человеком можно, например, при помощи физической силы, информации, денег, секса. Власть можно проявлять и через слабость, когда человек демонстрирует окружающим свою абсолютную беззащитность, показывая тем самым, что о нем нужно заботиться. Многим людям, например, выгодно болеть, они используют, чаще неосознанно, власть болезни для управления другими людьми. Когда они болеют, они получают знаки внимания от других людей, какие-то привилегии от общества. Выздоровление таких людей определяется не приемом лекарства, а осознанным отказом от подобного метода управления.

Важнейшим направлением получения силы в обществе является достижение успеха . Достижение успеха может быть разным, в разных сферах жизни: карьерный рост на работе, высокое положение в обществе, хороший счет в банке, владение недвижимостью, это может быть секс, модная одежда или пирсинг. Каждый родитель, когда воспитывает ребенка, говорит, что ему нужно стать человеком. Таким образом, создается предпосылка, чтобы ребенок изменялся в том направлении, в котором его хотят видеть в будущем родители. чтобы он обязательно достиг успеха в этом направлении, в результате чего он будет сильным, еще более адаптированным к жизни. Успех или продвижение к успеху – один из самых главных инструментов в обществе для того, чтобы человек испытывал силу.

Сила может приобретать разную направленность в зависимости от пола человека. Например, сила женщины может быть в том, что она будет поддерживать свою привлекательность на очень высоком уровне для того, чтобы не испытывать слабость. Для того чтобы такой женщине быть сильной, ей нужно одеваться по последним веяниям моды, использовать соответствующий макияж, иметь модные аксессуары. При этом она будет испытывать прилив сил, уверенность, стабильность и независимость. Для мужчины быть сильным человеком, как правило, означает иметь престижную профессию, карьеру, счет в банке, который можно использовать, по своему усмотрению. Но при этом и молодые мужчины, и молодые женщины хотят только одного, чтобы все окружающие люди видели то, что они демонстрируют, излучают из себя силу, независимость и уверенность.

Сила и слабость в структуре личности человека


Таким образом, в структуре личности человека или его сознания можно выделить две большие части: слабую и сильную. Обе части есть у каждого человека. Вопрос только в том, какая из них превалирует в данный момент времени. При этом слабость – это те состояния, которые знакомы нам с момента рождения, с первых часов, дней и недель нашей жизни. Слабую часть окружает пояс силы, который состоит из тех качеств, при помощи которых мы добиваемся успеха, демонстрируем свою силу. Каждый из нас защищает свою слабость, уязвленность по-разному, индивидуальными способами. Одни защищают при помощи физической силы, другие при помощи ума, третьи при помощи власти, денег, секса и т.д. Любой этот инструмент предназначен только для одного – ни в коем случае не показать окружающему миру свою слабую часть, свою уязвимость.

Слабость или уязвимость монолитная структура, ее на более мелкие части раздробить нельзя, а защиту от слабости можно раздробить на разные качества, которые у каждого из нас проявлены по-разному. Например, одни люди сильные, когда у них есть деньги, другие – когда у них есть дети, третье - когда много ума, четвертые – когда у них есть карьерный рост. Все качества, при помощи которых я защищаю свое внутреннее ядро - слабость или уязвимость, это качества, при помощи которых я защищаюсь вообще от внешнего мира. В результате, чем больше на меня будет оказано воздействие извне, тем больше я буду наращивать защиту в виде определенного качества или нескольких качеств, чтобы никто не понял, что у меня есть слабость. Качества могут перегруппировываться в течение жизни, но они предназначены для одного - уберечь меня от контакта со слабостью, которая находится внутри меня.

В обыденной жизни эти качества мы соотносим с тем, что называем своим «я» и объединяем таким понятием, как характер. И в нашем восприятии это «я» едино, неделимо и неизменно. «Вот такой я, такой у меня характер», - обычно говорим мы.

Субличности


Как субличности соотносятся с теми качествами, которые позволяют человеку защищать его слабую часть личности?

В тот момент, когда ребенок осознает, что он еще ребенок, а не взрослый человек, появляется субличность, которая называется «Просто ребенок» или «Внутренний ребенок» . Внутренний ребенок дает такие качества как: слабость, ранимость, беспомощность, уязвимость, не способный что-либо понять или что-либо сделать. Как только ребенок осознает себя ребенком, у него появляется другая субличность, которая пока отстранена, но он к ней тянется. Именно в этот момент появляется дуальность сознания человека. Внутренний ребенок стремиться вырасти во взрослого, а взрослый – это тот, который всегда себя может защитить. Взрослое состояние имеет такие качества, как: независимость, власть сила, способность настоять на своем и т.д. Путь взросления ребенка связан с наращиванием энергий защиты и независимости. Эти качества вызываются конкретными субличностями, которые вместе формируют эго.

Например, стремление родителей привить ребенку любовь к успеху имеет два последствия. Во-первых, человек приучается заставлять себя делать то, что считается нужным делать. Не важно нравится ему это или не нравится, а необходимо делать то, что нужно делать, необходимо заставлять себя, стимулировать себя. Во-вторых, у человека формируется установка, что, если он не делает то, что надо делать, то он плохой, слабый человек. В результате этого у человека рождаются две защиты от такой слабости: передвигатель или толкач – такая часть личности, которая заставляет человека что-то делать и внутренний критик , который говорит, что он не достаточно делает что-то для того, чтобы быть успешным. С него начинается восприятие себя, как недостаточно сильного человека, т.е. человека уязвимого, беззащитного и слабого. Благодаря внутреннему критику начинают развиваться все остальные субличности, которые защищают человека. Эти защиты побуждают человека иметь такие качества, которые приведут его к успеху и их надо развивать все больше и больше. И наоборот, те качества, которые мешают достичь успеха, необходимо в себе изживать. Так, если необходимы деньги, то нужно развивать такие способности и только такие, которые помогут иметь много денег. Если достичь успеха могут помочь мышцы, то они должны быть самыми крепкими и большие; если достичь успеха может помочь ум, то нужно его развивать и т.д.

Внутренний критик усиливает каждую субличность, при помощи которой я защищаю себя от слабости. Эта субличность доводит человека до максимума страдания. Внутренний критик знает мои самые слабые места и всегда честен. С ним не возможно что-либо сделать хорошо. Тем не менее, изначально внутренний критик является позитивным началом, он думает о том, что надо улучшить в моей личности, для того, чтобы быть более независимым и более защищенным от кого-то или от чего-то.

Другой пример. Оборотной стороной защиты человека от своей слабости является его контроль, чтобы с ним не произошло ничего плохого. При этом человек контролирует как себя, так и других людей. Для этого ему необходима рациональность , способность все объяснить. Ребенок ничего не понимает, взрослый понимает все, ребенок ничего не может доказать, взрослый может доказать все при помощи системы логических построений. Чем больше развивается рациональная субличность, тем больше она выпячивается и захватывает всю личность, человек начинает себя полностью ассоциировать с ней. Но при этом человек отстраняет субличность, с которой связан страх человека что-то не знать, выглядеть глупым или дураком, что кто-то знает больше его. Он этого боится и не хочет иметь такую форму слабости. Парадокс заключается в том, что чем больше такой рациональный, умный человек накапливает знаний и памяти, тем больше он будет бояться того, что он чего-то не будет знать. Поэтому, как правило, взрослым людям, бывает просто невозможно признаться, что они чего-то не знают или не умеют, Но мир безграничен и бесконечен, поэтому просто не реально все знать. Чем больше разрастается рациональная субличность, тем больше разрастается субличность «Я - дурак» и эта теневая субличность начинает говорить на ухо что, человек чего-то не знает, что у него плохая память, что он тугодум и т.д. Каждый нормальный человек старается эту субличность отодвинуть в тень, для этого мы находим какого-нибудь человека, который явно дурак. На его фоне мы очень умные и мы имеем силу, мы более стабильные и имеем большую ценность, как для себя, так и для общества. Но когда на горизонте появляется человек, который потенциально знает больше нас, тогда мы чувствуем себя не уютно и роли меняются. И я начинаю думать, что этот человек выскочка и зазнайка, ему не место в круге людей, с которыми я общаюсь. Я не могу позволить, чтобы я постоянно испытывал слабость в присутствии этого человека, потому что знаю меньше его.

Есть еще такая важная субличность - законодатель , которая вырабатывает индивидуальные правила для каждого человека, по которым надо обязательно жить. Законодатель знает, каковы права и обязанности и следит за тем, чтобы моя жизнь была в рамках того, как надо и ни в коем случае, чтобы я не поступал как не надо. Например, он может говорить, что надо иметь обязательно эту профессию, а ни какую-то другую. Он говорит, что нельзя повышать голос, знает, что улицу нужно переходить только на зеленый свет, знает, в какой руке держать нож, какое иметь выражение лица с разными людьми, она говорит. Когда мы себя ассоциируем с этой личностью, то для окружающих мы становимся идеальным гражданином или семьянином. Таким людям мы завидуем, потому что они знают, как правильно делать. Но одновременно мы их избегаем, потому что они заставляют окружающих делать как надо и как правильно и не как иначе.

Одержимость определенной субличностью приводит человека к выбору конкретной профессии. Например, люди, у которых развит рациональный ум , выбирают себе профессию, где нужно абстрактно думать. Они становятся философами, писателями, физиками, химиками. Те люди, у которых развита субличность толкача , становятся лидерами, они идут вперед напролом, им важно быть в процессе движения, их меньше волнует сама цель. Это люди, которые постоянно меняют свою профессию или работу, или они постоянно что-то переделывают дома. Вся новизна, которая есть в обществе, появляется благодаря толкачу , который двигается вперед. Модернизированный толкач – это улучшатель .

Есть такие люди, которые с удовольствием идут в адвокаты, прокуроры, судьи – это связано с субличностью законодателя . Вариантом толкача, законодателя, улучшателя является любезник. Эта субличность, которая всем постоянно улыбается, которая сделает так, чтобы этот человек обязательно всем понравился. И все эти процессы начинаются еще с детства.

Заключение


Как показано выше все субличности защищают внутреннего ребенка, и каждая это делает своим способом. Когда они соединяются, то образуют специфическую энергию – эго, задачей которого является защита человека от окружающих условий. Эго у каждого из нас сугубо специфичное, так как каждый из нас более доверяет какой-то одной субличности и качества, которые соответствуют этой субличности, проявляются в большей степени. В результате, мы думаем, что у нас именно такой характер. Но это тоже иллюзия, т.к. наш характер, наши действия определяются качествами субличностей, каждая из которых умеет делать что-то свое.

Мы превращаемся не в свободную личность, а в раба собственных субличностей, из которых сформировано эго. Есть ли возможность стать свободной личностью? Теория и практика VD показывают, что это возможно.

Путь к свободе начинается с признания того факта, что мое «я» не единое целое, которое неделимо, а состоит из множества субличностей.

Следующим шагом на пути к свободе является развитие наблюдения за своими субличностями. При помощи наблюдения без оценки и критики самого себя, что возможно достичь на сессиях VD, можно познакомиться со своими субличностями.

И моментом окончательной свободы для человека является выработка способности осознанного отождествления с любой из субличностей, входящих в структуру сознания. Важно приучать себя к тому, что безопасно находиться не только в первичных субличностях, но и иметь контакт с отстраненными и неразвитыми субличностями. Такой подход создает предпосылки к дальнейшей эволюции сознания человека, к формированию гармоничных отношений человека с собой, с другими людьми и с окружающим миром. Такой подход открывает человеку путь возврата к его душе.

Использованная литература:

1. Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственное «я»: Руководство по Диалогу голосов / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Домино, 2003. – 304 с.

Статьи

Субличность (англ. subpersonality ) — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности "Диалог с голосами" (англ. Voice Dialogue, авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных "я", которые и называются субличностями. (рис.1)

Субличности могут враждовать, разговаривать, договариваться, дружить…

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли. В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т.д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели "Диалога с голосами" выделяют три уровня:

  • Уровень наблюдения, или осознания.
  • Уровень субличностей.
  • Уровень Эго — золотая середина, которая лежит между "первичными Я" (субличности) и "отстранёнными Я" (наблюдение) человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не даёт никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун, субличности, возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты "внутреннего ребёнка" от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей. (рис.2)

Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей. Называние личностных особенностей субличностями даёт возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться… Субличности — это другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек.

В терапевтической практике субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. А именно, по воле психологов и психотерапевтов, субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу "Для того чтобы, а не Потому что…".

"Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определённую совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании".

Роберто Ассаджиоли.

Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.

Использование такой рабочей метафоры, как "субличность", прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и ёмко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьёзное отношение к происходящему и сильнее мотивирует.

Работа с субличностями – достаточно популярный и используемый метод в психологии. Понятие субличностей активно вошло в психологическую практику благодаря итальянскому психиатру Р. Ассаджиоли и его теории психосинтеза. Субличности – это такие подструктуры личности, обладающие относительно независимым существованием, которые персонифицируются во внутренние образы и элементы поведения человека.

Самые распространенные субличности связаны с выполнением человеком социальных ролей. Это, например, «жена», «мать», «дочь», «сотрудник», «бабушка», «подруга». Важно не путать их в социальной жизни, ведь даже со взрослой дочкой не всегда можно быть подружкой, иногда нужно включать и «маму». А когда усталый муж приходит с работы, хорошо бы не забывать временно «выключать» «хозяйку» и «включать» «жену».

Но можно выделить субличности, отвечающие за определенное поведение и состояние человека. Например, в одном человеке могут одновременно жить и противоречить друг другу субличность «Вечный Тормоз» и субличность «Шустряк». Или внутри одной отдельно взятой девушки могут конфликтовать «Деловая Женщина» и «Идеальная Хозяйка». Субличностей можно выделить не только две, а гораздо больше.

Задача психолога – выявить наиболее актуальные и конфликтующие на данный момент субличности и заставить их работать сообща. Ведь проблема в том, что все эти внутренние сущности постоянно ссорятся, мешают друг другу, проявляются не там и не тогда. Чтобы прекратить внутренний конфликт, необходимо помирить субличности внутри человека, показать их важность и нужность. Сделать так, чтобы они не мешали, а помогали человеку в реализации его жизни, проявлялись в нужное время в нужном месте, а не тратили всю его энергию на бесполезный внутренний диалог и изнурительную борьбу друг с другом.

Но кто в данной теории должен будет координировать эту внутреннюю толпу неуправляемых индивидуалистов, кто будет управлять «переговорами» субличностей? Эту непростую задачу призвано решить Истинное (или Интегрированное, или Высшее) Я, которое и надо найти в процессе работы с субличностями.

Истинное Я — где ты? – Миссия невыполнима!

Как его найти и какое оно, мое Истинное Я? Где оно находится? И кто из этих странных созданий, живущих внутри меня, имеет к моему Истинному Я хоть какое-то отношение? Теория психосинтеза утверждает, что важно понять, что я – это не мои субличности (для этого разработана техника разотождествления).

Но если Я это не мои субличности, то что же тогда Я?

Теория психосинтеза ответ дает расплывчатый и совсем непонятный:

«"Я" — это вы сами во всей полноте своего потенциала. Это та ваша внутренняя сущность, которая является движущей силой всех ваших действий».

А какова моя внутренняя сущность? Каков мой потенциал? Круг замкнулся: опять те же вопросы, и снова без ответа.

Не субличности, а вектора!

Теория психосинтеза одной из первых в психологии не стала типировать личность, а принялась работать с многообразием проявлений человека, назвав их субличностями. Но причины разнонаправленных желаний внутри одного человека так и остались непонятыми.

Объяснение нашла системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая обнаружила, что психологические проявления человека зависят от набора заданных от рождения свойств и желаний (называемых векторами), которые в зависимости от развития и реализации в каждом отдельном человеке выражаются строго определенным способом. Всего векторов восемь, и каждому из них присущи свои особенности. Человек может оказаться носителем любого количества векторов (в среднем от трех до пяти), и в зависимости от их сочетания, в нем будут проявляться те или иные желания и особенности личности.

Для примера рассмотрим некоторые внутренние противоречия, обусловленные присутствием в человеке разных векторов.

Деловая Женщина и Идеальная Хозяйка

Стремление к карьере, желание заработать – это желания кожного вектора , направленные на достижение имущественного и социального превосходства. Женщине с кожным вектором скучно сидеть дома, ее тянет на работу. У таких женщин отлично получается делать бизнес, они хладнокровны, логичны и расчетливы. И это не всегда вписывается в традиционные понятия «женского поведения».

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Татьяна Сосновская, преподаватель
Раздел:




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top