Святой покровитель - какие святые кому покровительствуют.

 Святой покровитель - какие святые кому покровительствуют.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

> икона Пантелеймона целителя

Икона целителя Пантелеймона, покровителя врачей

Перед Вами один из самых распространённых и почитаемых образов в Православной церкви - икона целителя Пантелеймона , небесного покровителя врачей и воинов . На иконе изображён прекрасный светлый юноша, в руках его принадлежности, выдающие в нём целителя: коробочка для лекарств и мерная ложка. Жизнь юного врача оказалась очень короткой, но память о делах его и вере его будет жить всегда, служа напоминанием о том великом подвиге духа и тела, который совершили во имя Христа все великомученики.

При Таинстве соборования, во время помазания елеем тела больного, собор из семи священников обращается с молитвою именно к Святому Пантелеймону, дабы дал он Божию благодать для исцеления страждущего. Образ Пантелеймона Целителя всегда есть в церкви - при освящении воды именно к этому Святому обращаются с молитвою священнослужители.

Иконе Святого Пантелеймона молятся при разных болезнях и недугах - как душевных, так и физических, кроме того образом великомученика вдохновляются и укрепляются представители военных профессий.

Родился Пантелеймон в Никомедии, в семье богатого и знатного язычника. При рождении мальчику дали имя Пантолеон - "Во всём как Лев", благодаря этому икона Целителя Пантелеймона особо почитается воинами, которым в силу своей профессии необходима львиная храбрость и сила.

С ранних лет мальчика отдали в языческую школу, где преподавал знаменитый в то время врач Евфросин, чтобы тот обучился у него искусству врачевания. Талантливый и усердный юноша достиг больших высот в искусстве исцеления, и император Римский Максимиан возжелал видеть Пантолеона при своём дворе в качестве придворного лекаря. После переезда в Рим Пантолеону случилось стал свидетелем смерти маленького ребёнка от укуса змеи. Обладая с рождения неисчерпаемой отзывчивостью и добрым нравом, юноша взмолился к Господу с просьбой о воскрешении малыша, и был услышан. После этого Пантолеон принимает Крещение. Отныне его именем становится Пантелеймон - "Всемилостивый".

После своего крещения юный лекарь перестаёт брать плату за лечение, которое он оказывал, и становится любимцем бедной публики, не всегда имевшей возможность оплатить услуги целителя. Но другие врачи, опасаясь падения своих доходов, донесли на целителя Пантелеймона императору Максимиану. Предметом доноса стало то обстоятельство, что юный лекарь целил именем Христа и оказывал помощь осуждённым за веру христианам. Естественно, для языческого Рима это было недопустимо, и император повелел казнить врача.

В те годы на христиан велись так называемые Диоклетиановские Великие гонения, от которых пострадало огромное количество верующих христиан, ставших Святыми мучениками и великомучениками. Среди них и Святой Георгий Победоносец , и дочь мигдонского правителя Святая великомученица Ирина Македонская . Участи мученика не избежал и Пантелеймон целитель.

Страшные казни одна за другой не могли причинить вреда целителю истово молящемуся Пантелеймону: ни повешение, ни пытка огнём, ни колесование, даже расплавленное олово не смогло обжечь набожного юношу. Тогда Максимиан повелел бросить непокорного врача на растерзание диким зверям, но они лишь подходили к великомученику и смиренно лизали ему ноги.

Разозлившийся император повелел отрубить голову целителю, но юноша продолжал молиться, и меч оставил его в невредимости. Только после того, как сам Святой великомученик, услышав глас с небес, призывающий его в Царствие Небесное, попросил палачей исполнить приказ Максимиана, только после этого римские воины смогли совершить усекновение главы целителя. Из раны на шее Святого потекло молоко, а маслина, к которой он был привязан, мгновенно расцвела и покрылась красивыми плодами. Тело великомученика бросили в костёр, но огонь не тронул тело целителя, оставив его невредимым, и христиане похоронили тело Святого великомученика Пантелеймона.

Православного человека икона сопровождает везде, в том числе на рабочем месте. И нет ничего удивительного, когда неожиданно приходит помощь после молитвы перед иконой святого - покровителя вашей трудовой деятельности.

Икону можно разместить в офисе и обращаться к ней с молитвой в трудных ситуациях, так или иначе происходящих на работе, перед принятием ответственного решения. А святой, изображенный на иконе, незримо поможет в трудный момент.

Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен - например, мореплаватели с давних времен поклонялись святителю Николаю Чудотворцу.

Церковь специально благословляет считать того или иного святого покровителем в деле. Сейчас его обычно объявляет Патриарх Московский и всея Руси. Не так давно патриарх Алексий II благословил горняков, всех работников горнодобывающей отрасли обращаться к святой великомученице Варваре. Но никакого списка или «графика», с какой частотой и для каких профессий (узких специализаций или целых отраслей) назначать святого покровителя, нет.

Если для вашей профессии покровитель пока не определен, вы сами можете прочитать жития святых и найти того, чьи деяния связаны с вашей профессией. Например, официально покровитель Интернета не объявлен, но в результате дискуссий пользователи Интернета сами выбрали себе кто Иоанна Богослова, кто – Иоанна Златоуста.

Еще лучше, если этот святой - ваш местный. Например, был в вашем краю великомученик, исцелявший людей травами, а вы врач - ему и молитесь.

Наше обращение к святым-помощникам в разных нуждах никогда не бывает напрасным. Они своими молитвами оказывают помощь в труде, скорбях, болезнях и печалях, материальных и духовных нуждах, помогают противостоять наветам, ворожбе.

Для успеха ходатайства святых за нас перед Богом необходимо искреннее раскаяние в грехах и молитва перед иконой святого, которому Господь даровал благодать помощи. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.20.22).

Здесь мы приводим краткий перечень святых, которых в православии почитают как покровителей той или иной профессии.

  • покровители торговли, коммерческих директоров, менеджеров по продажам
  • банкиры
  • бухгалтеры, финансисты
  • работники налоговых инспекций, казначейств
  • дипломаты, почтовые работники
  • строители, строительные компании
  • работники горнодобывающей отрасли
  • рыболовы и охотники
  • моряки
  • вооруженные силы, военные
  • ракетчики и артиллеристы
  • врачи, акушерки, фармацевты, аптекари
  • ветеринары
  • земледельцы и скотоводы
  • животноводческие хозяйства, животноводы
  • пчеловоды
  • льноводство
  • виноградари
  • цветоводы и садовники
  • учителя, преподаватели
  • учащиеся, студенты
  • студенты
  • покровители семьи
  • покровитель детей
  • певцы, вокалисты, артисты хора

- святой апостол Матфей , который по своей профессии был мытарем (сборщиком податей для Рима) и обычно изображается со счетами или мешочком золота. Услышав глас Иисуса Христа: “Иди за Мной” (Мф. 9. 9), он бросил собранные налоги в пыль и налегке пошел за Спасителем.

Архангел Гавриил - один из семи главных ангелов, которые «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.

Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия.

Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн.

Моисея, избежавшего руки фараона, он научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему о жизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости.

Пророку Даниилу он объяснил чудесные видения о будущих царях и царствах, сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена вавилонского, а также о времени первого пришествия в мир Христа.

Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: "Анна, Анна! Твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные. Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии".

Также Архангел Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему то же, что и святой Анне: они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Этот великий архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.

Он же явился святому священнику Захарии и возвестил ему о разрешении от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождении святого Иоанна Предтечи Господня, а когда тот не поверил, - связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк.1,5-25). Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылается Им возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.

Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо зачатое в ней - от Духа Святого (Мф. 1,18-21).

А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада свои, и сказал:

– Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, а затем тотчас с множеством небесных воинов воспел: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2,14).

Полагают, что этот ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя Гавриил значит "крепость Божия". Явившийся Архангел Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это – укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве (Лк.22,43; Евр.5,7).

Этот же Ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20): таким образом, будучи благовести и ком зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его Воскресения.

Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестив Ей приближение Ее честного Успения и переселения Ее на небо, и дал Ей светлую райскую ветвь.

Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и новозаветных событий, Архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой - с зеркалом из ясписа. Изображает с зеркалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого или со свечою в фонаре, потому что судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в сердце свое как в отражение слова Божия и своей совести.

- преподобные Зодчие Печерские .

- – отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком и пришел в ярость, узнав, что его дочь - христианка, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы.

В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответ на обращение Русского Охотничьего Клуба благословил написание иконы «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов» , на котором изображены образы Божией матери и святых, имеющих особую благодать помогать всем занимающимся охотой и рыболовством.– апостолы Андрей Первозванный и Петр – два брата, сыновья рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, занимались рыболовством, прежде чем стать учениками Спасителя.

святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Иаков Зеведеев, Андрей Первозванный и Фома, преподобные Никодим Кожеезерский, Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, праведный Прокопий Устюжский и Симеон Верхотурский, великомученики Евстафий Плакида, Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, мученики Трифон и Меркурий, святой страстотерпец царь Николай, благоверный Великий князь Александр Невский, равноапостольный Великий князь Владимир, благоверный князь Димитрий Донской.

- Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец . Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

- , которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

- преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

- святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.

святой великомученик и целитель Пантелеимон - он посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

- преподобный Павел, врач из города Коринфа - в юности он принял постриг в одном из монастырей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником. Однажды преподобный Павел, был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца, как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: "Братия, спросим младенца, кто его отец!". Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: "Вот мой отец, а не Павел монах". Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом.

- преподобный Евфимий Суздальский - богоугодная подвижническая жизнь святого Евфимия была награждена от Господа даром прозорливости и чудес: своими молитвами он исцелял больных; его запрещения трепетали бесы

- преподобный Ипатий Целебник - он всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений возложением рук на болящих. Страдавшие от разных недугов получали исцеление, прибегая к молитвенному заступничеству преподобного Ипатия. На нем исполнились слова преподобного Пимена Многоболезненного: «Равную награду будут иметь болящий и служащий тому».

- новомученица княгиня Елизавета Феодоровна - Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

- святитель Лука (в миру известный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - по окончании медицинского университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

- - Господь даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали - и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

- святые братья Косма и Дамиан Ассийские - не только людей простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные этой заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как только они показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

- святой Великомученик Георгий Победоносец - можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем земледелия и скотоводства, защитником от хищных зверей.

пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн . Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди.

- преподобные Зосима и Савватий - считаются покровителями пчеловодства и хранителями пчел, их также называли "пчельниками".

- равноапостольная царица Елена - в день празднования памяти св. Елены наши предки сеяли лен.

- Святитель Тихон, епископ Амафунтский - один садовник выбросил из виноградника обрезанные сухие ветви. Святой Тихон собрал их, посадил в своем саду и попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялись при жизни святого и после его кончины на вино для совершения таинства Святой Евхаристии.

- мученица Дорофея (Доротея) - когда святую вели на казнь, некий ученый человек, (схоластик) Феофил, с насмешкой сказал ей: "Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха Твоего розовых цветов и яблок". В ответ мученица кивнула ему. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражен, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.

святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий , учителя словенские. Святой Кирилл с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Святой Кирилл с помощью своего брата святого Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы.

- преподобный Сергий Радонежский (ему молятся о просвещении разума, о помощи в трудном учении) - преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

мученица Татьяна – считается покровительницей из-за исторического совпадения - именно 12 (25 по новому стилю) января 1755 года императрица Елизавета утвердила проект Московского университета, представленный ей графом Иваном Шуваловым. И хотя открытие этого первого в России государственного высшего учебного заведения состоялось только 26 апреля того же года, святая великомученица Татьяна тогда же была названа покровительницей Московского университета.

По традиции вот уже почти 250 лет ректор МГУ именно в Татьянин день публично зачитывает отчет о деятельности университета за год. И лишь после того, как в России появились и другие высшие учебные заведения, Татьяна стала считаться покровительницей не только МГУ, но и всего студенчества страны. Президент России В.В.Путин подписал Указ, гласящий о том, что 25 января - День российского студенчества.

- святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония - Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

- святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив - известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся "аще муж безвинно возненавидит жену свою" – они заступники женщины в трудном браке.

- святой младенец-мученик Гавриил Белостокский .

преподобный Роман Сладкопевец - был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

- преподобный Иоанн Кукузель , родом из Диррахии (Болгария), в детстве остался сиротой. Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, избегая вступления в брак, который готовился для него императором, юный Иоанн стал искать пути покинуть столицу и скрыться в отдаленной пустыни. Волею Божией, встретившись с афонским старцем - игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн открыл ему свое намерение и, по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили ему пасти монастырское стадо. Уходя со стадом в далекие святогорские пустыни, юноша мог в уединении беспрепятственно предаваться молитве, Богомыслию и пению Божественных гимнов. Ангельская красота его голоса очаровывала даже животных, которые собирались вокруг пастуха и как завороженные слушали его. По своей скромности и смирению юный певец не открывал братии своего дара. Только однажды трогательное пастушеское пение потрясло одного пустынника, и он известил игумена о дивном певце. Юный Иоанн открылся, что он бывший придворный певец, и слезно умолил игумена оставить его на прежнем пастушеском послушании. Боясь немилости императора, который мог найти своего любимца и вернуть со Святой Горы, игумен сам ездил в Константинополь, рассказал императору всё о судьбе бывшего его подданного и просил не препятствовать молодому иноку идти по избранному им спасительному пути.

С тех пор Иоанн Кукузель по воскресеньям и в другие праздники пел в соборе на правом клиросе. За свое пение святой удостоился великой милости Самой Божией Матери: однажды после акафиста, пропетого перед иконой Богородицы, святому Иоанну в тонком сне явилась Сама Богоматерь и сказала ему: "Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя". При этих словах Она вложила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима. Монета была подвешена к иконе, и с того времени от иконы и монеты стали совершаться чудеса. Икона та, именуемая "Кукузелиса", находится и поныне в Лавре святого Афанасия. Память совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе.

Впоследствии Божия Матерь еще раз явилась святому Иоанну и исцелила его от тяжелой болезни ног, вызванной долгим стоянием в храме. Остаток дней святой Иоанн провел в усиленных аскетических подвигах. Предвидя час кончины, он простился с братией, завещая похоронить себя в созданной им Архангельской церкви. Церковные певчие почитают святого Иоанна Кукузеля своим особым покровителем.

Искусный певец, преподобный Иоанн Кукузель много потрудился и в науке о церковном пении и заслуженно снискал себе звание магистра и доместика: он сам исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей и кондаков и для всей церковной службы; перекладывал тексты песнопений, писал свои тропари. По рукописям известны такие его сочинения: "Книга, обнимающая, при Божием изволении, все последование церковного чина, составленное магистром господином Иоанном Кукузелем". - "Последования, составленные магистром Иоанном Кукузелем, с начала великой вечерни даже до конца Божественной литургии". - "Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения" и др.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

21-й век стал поистине настоящим испытанием, как для культуры православного народа, так и для самих христианских семей, ведь этот кризис имеет одну духовную природу. Духовно истощенная культура негативно влияет на людей, а то поколение, которое вырастает вне своих традиций отталкивают национальную ценность культуры. Поэтому для возрождения обычаев стало все больше появляться семейных празднований, где принято не только дарить подарки, но и восславлять защитников супружества, а вот какая икона покровитель семьи, как помогает, когда проводятся дни памяти и какие молитвы нужно произносить — вы можете узнать из приведенной ниже статьи.

Православные покровители семьи и брака

В христианской религии имеется обычай особого почитания великомучеников, своими подвигами, чудесами и житием снискавших дарование помощи и особенного заступничества перед Всевышним в болезнях, нуждах и других различных благочестивых деяниях.

Вот и у супругов имеются особые божественные благодетели, которые сами снискали святость семейной жизни. С Божией помощью они оказывают помощь по православному устроению брака всем тем, кто воззносит и нуждаются в помощи..

Ниже приведен список, где представлены какие святые покровители семьи наиболее почитаемые, которым можно возносить свои молитвы о сотворении хорошей, и что немаловажно, крепкой семьи, а также в процессе ее создания получить ценные уроки:

  • Елисавета и Захария,
  • Авраам и Сара,
  • семейство Василия Великого,
  • Наталья и Адриан,
  • Анна и Иоаким,
  • Петр и Феврония.

Великомученики Елисавета и Захария

Отец с матерью блаженного пророка Предтечи и Господня Крестителя Иоанна. Безгрешные муж с женой потерпали от бесплодия, что в ветхозаветный период причислялось к страшному возмездию Господнему. Ангел предсказал его пожилой супруге рождение дитя, в чем Захария усомнился и был наказан немостью.

Когда у Святой Елисаветы появился на свет сын, она оповестила что наречет дитя Иоаннном, спрося же благочествивого Захарию, он также вписал на дощечку это имя и в сей момент к нему возвратился дар слова. День памяти приходится на 18 сентября.

Авраам и Сара

Это святые покровители семьи и брака. Их повествование схоже с предыдущим. Довольно длительный период Сара не могла произвести на свет младенца, и так продолжалось до тех пор, пока Аврааму не явился Вседержитель в образе трех путников с пророчеством о скором рождение у его супруги сына Исаака. Ежегодно день памяти проводят 22 октября.

Семейство праведника Великого Василия

Матушка праведника, Эмилия была дочкой великомученика, тепло любила супруга и в праведности растила своих десятерых детей. Отец же праведника, Василий был прославленным христианским краснословом, правоведом, а также законоведом. Его матерь с отцом в период гонений Диоклетианова также были подвержены мученическим страданиям.

Полезные статьи:

Стоит заметить, что пятеро из потомков Василия стали священнослужителями и глубоко чтятся православной Церковью – это сам Святой Василий, Петр Севастийский и Григорий Нисский – его братья, а также сестры Феозва и Макрина. День памяти – 14 января.

Великомученики Наталья и Адриан

Святые покровители семьи жили при императоре Максимиане (305-311) в Вифинской Никодимии. Адриан был язычником и занимал пост начальника судебной императорской палаты, а его супруга Наталья в тайне была православной. Андриан, восхищаясь мужеством православных, которые за свою веру страдали, действительно уверовал.

После тюремного заключения, на протяжении которого все время поддерживала Наталья, Андриана, а также других страдальцев подвергли страшным пыткам, а затем убили. Великомученица Наталья умерла на надгробии своего возлюбленного.

Богоотцы Анна и Иоаким

Эти православные покровители семьи являются главными защитниками супружеской жизни, так как своей надеждой на Вседержителя и благочестием переполнили чашу и догодили Ему настолько, что они сподобились чести стать родителями величайшей в православии – Приснодевы Марии и Богоматери.

Анна Иоаким жили безгрешной жизнью, свершали благие деяния, но люди к ним выражали презрение из-за их небогатого жития, которое у израильского народа причислялось к наказанию за греховность. Буду в преклонном возрасте всевышний послал им младенца, и послал известить Гавриила архангела Анне о том, что она произведет на свет девочку. Благочестивая чета назвала дочерь Марией, как им и повелел Божий посланник.

Празднование же Рождества Царицы Небесной считается великим утешением для пар не имеющих детей. День памяти проводится ежегодно 22 сентября.

Петр и Феврония – покровители семьи и брака

Они являются наиболее известными в христианстве. Когда Петр узнал о том, что бояре пытаются разлучить его с возлюбленной женой, он тотчас же отрекся от власти княжеской, а сама супружеская пара отправилась в изгнание. Однако в скором времени в Муроме наступила смута и бояре отправили гонцов дабы возвратить чету обратно. По возвращению княжеская пара, правила счастливо и долго, а достигнув преклонного возраста они приняли в разных монастырях подстриг с именами Ефросиния и Давид.

Чета отошла в мир иной в один и тот же день, в один и тот же час в разных храмах. Несмотря на последнюю просьбу скончавшихся, их тела положили в разных обителях, однако свершилось чудо, и уже на последующие сутки, они вновь соединились воедино.

Икона покровителей семьи и брака является наиболее популярной в православной религии. На ней изображается Святые в иноческих одеждах, хоть при этом супружество и монашество в православных традициях считаются понятиями несовместимыми, а на чудотворном же изображении это лишь подчеркивает глубокую приверженность супругов к христианской вере.

Выглядит следующим образом:

« О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. Исходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков».

Господь всегда с Вами!

НЕБЕСНЫЕ ЗАСТУПНИКИ

(по профессиям).

Проблемы на работе время от времени случаются у каждого. Но иной раз так прижмет, что не знаешь, кому молиться, кого просить о помощи. Надеемся, что наши подсказки выручат вас в трудную минуту.

ТОРГОВЫЕ ЛЮДИ


Все, кто занимается торговлей, продавцы, коммерческие директора и менеджеры по продажам могут просить о помощи архиепископа Николая Мирликийского.

(Николай Чудотворец )

И вот почему.

Когда в Ликии наступил великий голод, архиепископ Николай, чтобы спасти голодающих, сотворил чудо - наслал на торговца, нагрузившего большой хлебом, странный сон. Купец увидел во сне старца, который повелел ему доставить хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил у себя в руке три золотые монеты и понял, что это было повеление свыше. Он привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Когда же купец рассказал горожанам о старце, увиденном во сне, те по описанию узнали в нем своего архиепископа.

МОРЯКИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Архиепископ Николай Мирликийский покровительствует и морякам. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить судно, обреченное на неминуемую гибель и никакие силы не могли предотвратить ее. Погибающие моряки стали горячо молиться, и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять судном и благополучно привел его в гавань.

ДИПЛОМАТЫ И ПОЧТОВЫЕ РАБОТНИКИ,

ФИЛАТЕЛИСТЫ

Их покровитель - архангел Гавриил - небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы рассказать людям о своих планах. Так, архангел Гавриил явился праведной Анне, долгие годы страдавшей бесплодием, и сказал, что молитвы ее услышаны Богом, и вскоре она родит благословенную дочь Марию, через которую мир получит спасение.

Деве Марии он рассказал о том, что она будет матерью сына Божия. Позже Божий представитель разъяснил разгневанному Иосифу, что зачатие Сына Божия произошло от Духа Святого, а его возлюбленная Мария осталась невинной. Ну чем не дипломат…

РЕДАКТОРОВ, ИЗДАТЕЛЕЙ И ПИСАТЕЛЕЙ,

ПЕЧАТНИКОВ И ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

ЖУРНАЛИСТОВ И ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ

…под свое крыло взял апостол Иоанн Богослов , любимый ученик Христа. Иоанн создал свою версию Евангелия, а заодно Апокалипсис. И совершил множество чудес: воскресил из мертвых двести человек, выгнал из языческого замка демона, превратил соленую морскую воду в питьевую. Такой был удивительный человек, что даже пыль с его могилы благоухала и целый год излечивала больных.

И им так же покровительствует Святой Лука .

ИКОНОПИСЦЫ, ХУДОЖНИКИ

Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, Святой Лука в православии считается первым иконописцем и является Небесным покровителем иконописцев, живописцев; так же особую помощь от него получают врачи и фермеры.

ПЕВЦАМ, АРТИСТАМ ХОРА

И ВОКАЛИСТАМ

Преподобный Роман , прозванный “Сладкопевцем ”, был по происхождению греком и усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. На одном из предрождественских богослужений недоброжелатели вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. В присутствии императора и придворной свиты, смущенный и напуганный, своим дрожащим голосом и невнятным пением он всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Дева днесь”, что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

ТАНЦОРАМ

те, кто связаны с танцами и хореографией находятся под защитой Святого мученика Вита . (Мальчика 7-12 лет).

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

По неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин.

СТРОИТЕЛИ


почитают своим помощником Святителя Алексия, митрополита Московского , по инициативе которого были построены первые каменные здания Кремля.

РИЭЛТОРЫ

Покровители риэлторов Преподобные Александр Куштский и Евфимий Сянжемский.

Встретившись в глухом лесу, иноки обрадовались друг другу и ради еще большего безмолвия решили обменяться пустынями: Евфимий остался на берегу реки Сянжемы, в келье Александра, а Александр ушел на Кушту, поселившись в обители Евфимия. Оба преподобных отличались удивительным терпением и смирением - качествами, необходимыми любому горожанину, затеявшему решать квартирный вопрос.

РАБОТНИКИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ


Им покровительствует святая великомученица Варвара Илиопольская . Ее отец, язычник Диоскор, узнав о том, что дочь стала христианкой, пришел в неописуемую ярость. Обнажил меч и погнался за девушкой, намереваясь убить ослушницу. Но путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине, с другой стороны которой был выход наверх.

ЭКОНОМИСТЫ


Банкиры, бухгалтера, финансисты, работники налоговых инспекций и казначейств могут считать своим покровителем святого апостола Матфея , который обычно изображается со счетами или мешочком золота. По своей профессии Матфей был сборщиком податей, но услышав глас Христа: «Иди за Мной», - бросил собранные налоги в пыль и налегке пошел за Спасителем.

АВТОМОБИЛИСТАМ, ВОДИТЕЛЯМ И всем, чья деятельность связана с переноской тяжестей ,

покровительствует Святой Христофор . Этим именем был наречен отшельник Оферро, живший у речной переправы. Однажды ему довелось перенести на руках через реку маленького мальчика, который оказался самим Иисусом. В благодарность Иисус крестил Оферро, дав ему имя Христофор, что означает «несущий Христа».

УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ


Ваши святые покровители - Кирилл и Мефодий . Святой Кирилл, получив блестящее образование, в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. С помощью своего брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

УЧЕНИКИ И СТУДЕНТЫ

Ваш покровитель - преподобный Сергий Радонежский . Ему молятся о помощи в трудном учении. Сергия в семилетнем возрасте отдали учиться грамоте, но наука не давалась ему, и мальчик ужасно страдал из-за этого. Однажды в поле он встретил монаха. Подошел к нему и рассказал о своей беде. Выслушав мальчика, старец дал ему часть просфоры и велел съесть. В тот самый миг благодать сошла на отрока. Господь даровал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость.


Мученица Татьяна считается покровительницей из-за исторического совпадения. Именно 25 января (в Татьянин день) императрица Елизавета утвердила проект Московского университета. А великомученица Татьяна была названа его покровительницей.

ВРАЧИ И ФАРМАЦЕВТЫ


У медиков не один, а четыре святых покровителя. Целитель Пантелеимон , посвятивший свою жизнь страждущим, больным и убогим, безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему. В скором времени молва о милостивом враче распространилась повсеместно. Оставив других врачей, люди стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Святой Лука

Евангелист Лука - христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым, его просят об исцелении глазных болезней.

Ипатий Целебник

тоже посвятил себя служению больным и за это получил от Бога дар исцелять людей простым наложением рук.

Братья Косьма и Дамиан

могли исцелять любые болезни, даже самые страшные. Слепые, хромые, бесноватые шли к чудотворцам толпами и никому они не отказывали в помощи. Наоборот, для того, чтобы быть доступнее для больных, они сами искали их, переходя из города в город. И делали это абсолютно безвозмездно, за что в народе их и прозвали бессребрениками.

ВЕТЕРИНАРЫ


Не только людей врачевали Косьма и Дамиан , но и братьев наших меньших. Благодарные животные знали своих благодетелей, а потому иной раз ходили за ними по пятам.

ВОЕННЫЕ


В целом же все военные люди находятся под надежной защитой святого Георгия, которого называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые так и не смогли заставить его отказаться от христианства. Георгий Победоносец прославился и своей чудодейственной помощью людям, находящимся в смертельной опасности.

А так же военные, вооруженные силы под опекой преподобного

Ильи Муромца Печерского.

Святые покровители видов войск:

Внутренние войска (МВД)

Владимир, равноапостольный князь.

Военно-морской флот

Апостол Андрей Первозванный,

Святой праведный Феодор Ушаков.

Воздушно-десантные войска

Илия, пророк.

Войска специального назначения

Александр Невский.

Танковые войска




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top