Упражнение «Слепой и поводырь. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”

Упражнение «Слепой и поводырь. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”

Игры на взаимодействие в парах

Сиамские близнецы

Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Слепой и Поводырь

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Игра «Кенгуру»

Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения : Участники сидят в кругу, лицом друг к другу. Путем перебрасывания мячика каждый участник выбирает себе партнера, и называет один из признаков, по которому они похожи. «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участник, который поймал мячик отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д.

Упражнение «Пара»

Упражнение проводится в паре. Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары – вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим. (трафарет звезды, листочка, облако….).

По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.

Упражнение «Самая дружная пара»

Упражнение проводится в парах. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Упражнение «Газета»

Возьмите двойную газету, разверните ее, положите на пол. Попытайтесь встать на этот «островок». Потом сложите ее вдвое, и снова встаньте. Поэкспериментируйте: какова должна быть минимальная величина «острова», чтобы вы на нем поместились? Но делать это нужно так, чтобы газета не разорвалась.

Упражнение «Слепой автомобиль»

Упражнение в парах. Встаньте друг за другом. Тот, кто сзади – «шофер». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

Когда он нажимает пальцами на позвоночник партнера, это означает, что тот должен «ехать» прямо;

Когда он нажимает на левое плечо, это означает – «поверни на лево»;

Когда он нажимает на правое плечо, это означает – «поверни на право», чем больше при нажатии подается вперед плечо, тем круче должен быть поворот);

Когда «водитель» кладет ладонь на затылок впередистоящего, это означает, что тот должен «подать назад»;

Когда «водитель» убирает руку, и вообще не трогает автомобиль, это значит – «стоп»;

Когда «водитель» усиливает давление, это означает – «быстрее».

Повторите сигналы еще раз. Каждый «водитель» отвечает за безопасность своего «автомобиля».

Упражнение «Статуи»

Образуйте пары, в которых один становится участником «А», а другой – участником «Б». Встаньте друг напротив друга так, чтобы между вами было расстояние примерно в полтора метра. «А» должен закрыть глаза и постоять так примерно одну минуту. В это время «Б» принимает какую-нибудь позу и замирает, превратившись в «статую». А теперь я скажу, что должен делать «А». Не открывая глаз, они осторожно идут вперед и пытаются определить наощупь положение тела своего партнера. (1 минута)

После этого «А» - по – прежнему не открывая глаз – должны вернуться на свое место и скопировать позу партнера. Все это время «статуя - оригинал» стоит, не двигаясь (1 минута).

Упражнение «Фигуры из спичек»

Двое садятся спиной друг к другу. Они получают от ведущего по 12 спичек. Первый выкладывает любую фигуру из спичек, а потом объясняет второму, который не видит, что он выложил, как положить спички, не говоря, что он сделал. После этого контролер проверяет, правильно ли сделана фигура. Потом участники могут поменяться ролями (Данное упражнение можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.)

Упражнение «Яблоко раздора»

Для начала надо забыть все обиды, недопонимания, недовольство и для этого съесть «яблоко раздора». Перед парами взрослый держит на веревочке яблоко, дети должны его съесть без помощи рук.

Упражнение «Совместный рисунок»

Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.

Упражнение «Накормить друг друга йогуртом»

Участникам пары предлагается одновременно накормить друг друга йогуртом.

Упражнение «Пластилин»

Участникам дается 1 кусок пластилина. Каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить. Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?

Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Люлина Т.В.

воспитатель МБДОУ д/с № 68

г. Белгород

Упражнение «Путанка»

Цель: игра на сплочение коллектива.

Число участников: 4-8 человек плюс один.

Условия: Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего – распутать этот клубок не разрывая рук.

Упражнение «Рукавички»

Цель: формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание; научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

Упражнение «Комплимент»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

"Слепой и поводырь"

Цель: опыт доверия к окружающим.

Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую "сторону шоссе" (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку. Трудным может быть для детей объяснение со "слепым" человеком, так как фразы типа: "А теперь ставь ногу вот сюда" - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со "слепым" в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу. Примечание. В этой игре "проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Игра «Добрые волшебники»

Цель: учить помогать сверстникам, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху; научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Ход игры: Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или между родителями и детьми. Одной половине завязываются глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга.

«Рисуем открытку»

Чтобы сделать приятное человеку, ему нужно подарить открытку и поздравить, пожелать что-то доброе. Возьмите небольшие,но плотные листки, предложите ребенку, нарисовать что-то очень красивое, нежное, доброе. Затем на другой стороне со слов ребенка написать пожелание тому, кому он хочет сделать приятно.

Этюд «Встреча»

Детям предлагается такая ситуация: 2 друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Воспитатель дает задание показать, как встретятся 2 друга после долгой разлуки.

«Давайте познакомимся»

Дети стоят в кругу. Один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя ребенка по имени. Секрет общения: называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

«Живые куклы»

Дети разбиваются на пары. Один - ребенок, а другой – кукла. Кукла будет что-то просить, а хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней (понарошку покормить, погулять, уложить спать)

«Закончи рисунок»

Дети сидят в кругу. Каждый рисует свою картинку. По команде воспитателя дети прерывают рисование и отдают свою незаконченную картинку соседу слева, который продолжает ее рисовать. Картинка должна обойти полный круг и вернуться к своему первоначальному автору.

«День помощника»

Воспитатель с утра собирает всю группу и говорит: сегодня необычный день. Мы будем помогать друг другу. Сейчас я каждому скажу, кому он будет сегодня помогать во всем, не говорите об этом ни кому. Вечером мы с вами соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же сегодня помогал, и поблагодарите его.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост дракона». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тез пор, пока каждый ребенок не побывает в роли «хвоста» и в роли «головы».

«Слепой поводырь»

Дети делятся на пары. Одному из детей взрослый завязывает глаза, он - слепой поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем. Цель поводыря провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы не столкнуться и не упасть, после меняются ролями.


Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Игры и игровые приемы для отработки навыков общения

Другие виды игр для коррекции агрессивного поведения у детей

  • Работа с гневом. См.
  • Обучение самоконтролю. См.
  • Работа с чувствами. См.
  • Конструктивные навыки общения. См.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

5 Цель игры: развитие невербальных способов общения, в том числе

; и управления другими.

Группа разбивается на подгруппы по 5-7 человек, которые встают в колонну, каждый плотно прижимается к находящемуся впереди человеку, держась за его пояс. Стоящий первым - лидер, он должен провести по помещению свою группу, члены которой идут с закрытыми глазами. Лидер подает необходимые команды, обеспечивает «слепым» безопасность, удобство передвижения, даже рассказывает какие-нибудь истории, анекдоты, предлагает группе петь песню и т.п. Каждый участник должен побывать в роли лидера.

По команде ведущего все разбиваются на пары и учатся быть лидером и ведомым уже в парах.

Обсуждение: члены группы обмениваются впечатлениями и отве­чают на вопросы:

Кому было приятнее быть лидером, а кому - ведомым?

Насколько сложно довериться лидеру?

В чем были сложности движения за лидером?

Повлияло ли (и если - да, то как именно) лидерство того или
иного участника на поведение ведомого, когда он сам стат лидером?

Игра «Треугольник власти»

Цель игры: выяснить источник личной власти, определить, что делает человека сильной личностью.

Ведущий говорит о том, как много людей интересуется проблемой власти одного человека над другим. Как в общении возникают власть, влияние, сила? Участникам игры предлагается вспомнить характерные роли в известных кинофильмах, телесериалах и сочинить короткие сценки, где действовали бы соответствующие персонажи

Тренерский стиль- систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и уст­ранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

Нейтральный (либеральный\ попустительский) стиль - с одной стороны, максимум демократии, с другой - минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (к задачам), так и к последователям, к их интересам, потребностям, к индивидуальным особенностям (людей).



Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

Рациональное убеждение - лидер используетлогические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач.

Вдохновляющий призыв- лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соот­ветствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы.

Обращение за советом- лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, к активному проведению изменений и ждет от людей поддержки.

Обмен - лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага.в ответ на их участие в выполнении задачи.

Личный призыв - лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи.

Коалиционирование - лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи.

Легитимизация - лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам.

Принуждение -лидер использует требования, жесткие напомина­ния или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует.

А) Мучитель.

Мире восприятие: «Я в порядке, ты не в порядке. Во всем вино­ваты Вы сами».

Характеристика: Способен добиться краткосрочного успеха. Долгосрочные отношения обычно полны проблем.

Б) Спаситель.

Мировосприятие: «Я в порядке, Вы не в порядке. Люди нуждают­ся в моей помощи».

Характеристика: Часто первым предлагает свою помощь и нередко оказывается отверженным или невознагражденным.

В) Жертва.

Мировосприятие: «Я не в порядке, Вы в порядке. Я не могу исправить положение и нуждаюсь помощи».

Характеристика: Крайне зависим. Недоволен жизнью. Низкая са­мооценка.

Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы: ■

Какую роль в жизни играет власть? "\

Кто имеет власть над участником игры? ?

Над кем участник игры имеет власть?

По отношению к каким людям участник игры чувствует егбя
сильным?

По отношению к каким людям участник игры чувствует себя
слабым?

Тест «Лидер ли Вы?»

Предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответа. Отметьте выбранный вариант и с помощью ключа к тесту подсчитайте свои баллы.

1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей зани­
мают более высокое положение в обществе, пользуются большим ува­
жением, чем Вы?

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по общественному
положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мне­
ния, даже когда это необходимо?

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми
Ваших маленьких друзей?

5. Испытываете ли Вы большое удовольствие, когда Еам удастся
убедить кого-либо, кто до этого Вам возражал?

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли Вы с утверждением «Все самое полезное в мире
есть творение небольшого числа выдающихся личностей»"."

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике,
который бы мог направлять Вашу профессиональную активность?

9. Теряете ли Вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

10. Доставляет ли Вам удовольствие, видеть, что окружающие
побаиваются Вас?

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская
компания) стараетесь ли Вы сесть таким образом, чтобы легче всего
было контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое
внимание?

12. Считаете ли Вы, что Ваша внешность производит впечатление
на сверстников?

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

14. Легко ли Вы теряетесь, если окружающие не согласны с Вашим мнением?

15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься органи­
зацией рабочих (спортивных, развлекательных й"т. п.) групп?

16. Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не дает наме­
чавшихся результатов:

а) Вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) Вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение,
которое было принято?

П.КакоеГиздвух мнений приближается к Вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в ме­
лочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем Вы предпочитаете работать, сотрудничать:

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли Вы избегать горячих дискуссий, споров?

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с
властностью Вашего отца или матери?

21. Умеете ли Вы в профессиональной дискуссии уговорить тех,
кто раньше с Вами был не согласен?

22. Представьте себе ситуацию: во время прогулки с друзьями в
лесу вы потеряли дорогу. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее
компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым
в городе». Если бы Вы делали выбор, что бы Вы предпочли?

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли Вы себя человеком, сильно влияющим на других
людей?

25. Может ли неудачный прошлый опыт в определенном вопросе
заставить Вас никогда больше не проявлять значительной личной
инициативы в данном деле?

26. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер?

27. Всегда ли Вы стараетесь входить в положение людей?

28. Соблюдаете ли Вы дисциплину?

29. Какой из двух типов руководителей кажется Вам
предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по Вашему мнению, явля­
ется более благоприятны м для хорошей работы предприятия?

31. Часто ли у Вас бывает впечатление, что другие Вами зло­
употребляют?

32. Какой из двух портретов больше приближается к Вашему
образу?

33. На собрании у Вас одного сложилось мнение, противоположное
мнению других, но Вь: уверены в своей правоте. Как Вы поведете
себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

* 34. Хотя бы иногда называли Вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

35. Если на Вас возлагается очень большая ответственность за какое-
то дело, испытываете ли Вы при этом чувство тревоги?

36. Что Вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Семейная жизнь
удачна там, где важные решения принимаются одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.

38. Случалось ли Вам покупать что-то, в чем Вы не испытывали
нужды, - лишь под влиянием мнения других лиц?

39. Считаете ли Вы, что Ваши организаторские способности вы­
ше средних?

40. Как Вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают, подавляют Вас:

б) трудности заставляют Вас действовать активнее.

41. Часто ли Вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда
они их заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система успешно выдер­
живает напряженность жизни?

43. Если Вам предстоит произвести реорганизацию, то как Вы
поступаете?

а) ввожу изменения немедленно; ,

б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли Вы прервать слишком
болтл и во го собесед н и ка?

45. Согласны ли Вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым,
надо жить незаметно»?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек, благодаря своим
способностям, должен сделать что-то выдающееся?

47. Кем в ранней юности Вам хотелось етать?

а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом;

б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком)

48. Какую музыку Вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли Вы некоторое волнение при встрече с важ­
ными личностями?

50. Часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у
Вас?

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

а X X - X X - X - -XXX-
6--Х--Х-ХХ---Х
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
а-Х- - - -ХХХХХ-Х
6Х-ХХХХ-----Х-
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
а-Х- -ХХХХ- -Х-Х
6X-XX----XX-X-

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

а-ХХХХ-Х-Х--

6Х----Х-Х-ХХ

Баллы: Цх), 0(-).

Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов - лидерство выражено слабо,

26-35 баллов - средняя выраженность лидерства,

36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени,

свыше 40 баллов - склонность к диктату.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top