Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Болезни органов дыхания Урок заболевания органов дыхания и их профилактика

Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Болезни органов дыхания Урок заболевания органов дыхания и их профилактика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Конспект урока биологии в 8 классе:

Заболевания органов дыхания

Составила:

Учитель химии, биологии

Квасова Е. С.

пгт. Троицко-Печорск

2012 г.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;
  3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.

Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер, воздушные шарики

(25 шт), резиновая груша, стеклянная трубка, вата, сигарета, спички

Тип урока : урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
  3. Восприятие нового материала (35 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
  6. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

  1. Мотивация учебной деятельности .

Вы видите на доске парусник, но он без парусов. Он не поплывет, если не надуть паруса. Наша задача с вами – отправить этот кораблик в долгое путешествие по здоровой жизни (На доске прикреплен красочный рисунок парусника без парусов) .

Сегодня на уроке мы познакомимся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой (Слайд 1).

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

  1. Беседа с учащимися

Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Ребята, каким воздухом мы дышим?

- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2) .

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  1. Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
  2. Лондон (декабрь, 1952 г)
  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  1. Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
  2. Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6) . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
  3. Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

  1. Физкультминутка

С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

Спасибо всем, у всех здорово получилось.

  1. Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

  1. Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
  2. Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

Рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

  1. Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

  1. Демонстрация опыта:

К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и выкуривается с помощью груши (можно заменить шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты.

Работа с классом: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как, по-вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

  1. Закрепление полученных знаний

Кроссворд по теме «Дыхание» в программе Excel, работаем фронтально (приложение 2)

  1. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).
  2. Подведение итогов урока

Прикрепление парусов с гигиеническими правилами к паруснику.

- Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).

Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы (по выбору).

Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

Составила учитель биологии МАОУ «СОШ№8»: Зарубина М.Г.

Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни.

Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

    Обучающие:

    актуализировать знания о системе дыхания;

    сформулировать знания о влиянии окружающей среды на органы дыхания и на здоровье человека;

    дать понятие о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания и профилактических мерах;

    актуализировать знания о вреде курения.

    Развивающие:

    развивать умение работать с дополнительной научно – популярной литературой;

    развивать умение работать в поисковой системе Интернет;

    развитие монологической речи и умения вести диалог;

    развитие умения формулировать выводы.

    Воспитательные:

    Способствовать выработке стойкой привычки вести здоровый образ жизни.

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Методы: - словесные

Наглядные

Практические.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

    представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

    Понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

    Установка на здоровый образ жизни;

    Уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

    Способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

Метапредметные результаты:

    способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

    Умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

    Умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

    Умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

    Умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

    Способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Предметные результаты:

    понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

    понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент (2мин)

    приветствие;

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

II . Актуализация знаний (5мин)

Для начала проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

Проверять будете сами.

1.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

2.Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

2.Альвеолы – это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

3.В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

4.При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

5.Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Дети получают задание. Тесты

Самопроверка.

Выставляют в оценочный лист.

III . Формирование новых знаний (28 мин)

Сегодня мы продолжаем разговор о дыхании. Скажите, для чего мы дышим?

Ответ: Ответ учащихся:

Обеспечение организма кислородом.

Удаление углекислого газа.

Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
- Устрашающие цифры, не так ли?

А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

/ предполагаемые высказывания учащихся: алкоголь, наркотики, курение и т.д./

Да, вы правы, но не только алкоголь, наркотики, табак оказывают влияние на здоровье, но и не знание индивидуальных особенностей своего организма, его развития и питания.

Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/

В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.

А теперь скажите, исходя из последних уроков и того о чем мы сейчас обговорили, чему вы должны научится на уроке?
- Запишем тему урока в тетрадь.

Тема сегодняшнего урока –« Заболевания органов дыхания, их предупреждение» Слайд № 2,3

Задачи: На уроке нам предстоит с вами познакомиться с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Мы разделимся на группы:

Экологи

Медики

Валеологи

Физиологи

Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.

Ответ учащихся

(высказывания ребят по данному вопросу)

Дети формируют задачи урока и тему.

Работа в тетради.

А что же является загрязнителями воздуха?

1 группа Экологи

проект «Загрязнители воздуха»

– Большой проблемой становится загрязненность воздуха.

Мы проводили исследовательскую работу с целью изучить

«Определение запыленности воздуха по снегу» и

« Исследование содержания твердых примесей в воздухе помещений»

Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека: могут вызвать различные легочные заболевания. Нужно следить за чистотой воздуха в помещениях, проветривать их, делать влажную уборку

Слушают, делают записи

Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней

Какие болезни органов дыхания вы знаете?

На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.

2 группа медики

Проект «Инфекционные заболевания органов дыхания».

Задачи:

Инфекционные заболевания

Основные пути заражения.

Возбудители.

Симптомы, очаги поражения.

2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

3.Проветривание, влажная уборка помещения.

Слушают, делают записи

Ребята, не только чистый воздух залог правильной работы дыхательной системы, но и правильное дыхание.

Одним из показателей хорошего состояния дыхательной системы, является жизненная ёмкость лёгких.

3 группа физиологи с проектом

«Как надо дышать»

Жизненная емкость легких

Какое дыхание считается правильным?

Дыхательная гимнастика.

1.Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ

Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.ЖЕЛ зависит от:

    Возраста

    Степени тренированности

    Какой должна быть жел:

    Жел (л) мужчин=2,5*рост (м)

    Жел (л) женщин=1,9*рост (м)

    2,5 и 1,9 - коэффициенты

При тяжелой физической работе, беге, вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания.

Людям с низкой жел приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу.

Развивая дыхательные мышцы мы можем увеличить жел.

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

2.Дыхательная гимнастика.

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.

Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает».

Шарик

Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки» - разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.


Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.
Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.



Делают записи

Выполняют упражнения

Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:

4. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект «Курить – здоровью вредить!»

Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.

1. изучение теории вопроса.

2. формулирование проблемы

3. «Как можно отказаться от предложения покурить?

Форма представления результатов проекта :

1. «Как можно отказаться от предложения покурить?»

2. Презентация.

3. Памятка:

Курение угнетает нервную систему;

Курение поражает легкие и сердце;

Курение обостряет течение всех болезней;

Курящий человек неприятен окружающим;

Здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!

Слушают, делают записи в тетрадях

- Человеку создать идеальные условия невозможно. Наступает момент, когда он заболевает. Первое, что может ему помочь – это травы. Отвары трав оказывают различное воздействие на организм человека: успокаивающее, противовоспалительное отхаркивающее, кровоостанавливающее. При поражении дыхательных путей можно рекомендовать: капли в нос, противовоспалительные, отхаркивающие средства.

Рецепты на столах для каждого ученика.

Может вы знаете, какие-то особые рецепты?

Кроме того, есть еще витаминизированные отвары, например – шиповник. Вот мы вас им, и угощаем (раздают отвар в чашках).

Пьют отвар

IV . Закрепление (7 мин)

V .Домашнее задание

Таким образам, какой нужно вести образ жизни, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье?

Решите биологическую задачу: Почему людям, живущим в городе, не рекомендуется заниматься бегом в жилой и транспортной зоне?

Какие негативные факторы влияют на дыхательную систему?

Расход кислорода усиливается, человек начинает интенсивнее дышать и поглощать при этом пыль и всякие примеси газов, которые оседают в легких.

- Экологическое загрязнение атмосферы

-Уничтожение лесов и загрязнение океанов

-Курение (табачный дым и смолы)

-Неправильное дыхание

-Возбудители инфекционных заболеваний

Ответы учащихся.

V . Итог ( Слайд)

Запишите в тетрадь.

Отказ от вредных привычек – курение;

Проветривать помещение;

Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;

Витаминизированное питание;

Занятие физической культурой и спортом

Ответы учащихся

Записывают в тетрадь

VI . Домашнее задание (2мин) ( Слайд)

Параграф 27.,

Сделать презентацию о здоровом образе жизни

Творческие задачи

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)

Дети записывают в дневник.

VII . Рефлексия (1мин)

Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

Если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Дети пишут на заготовленных листах.

Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель : познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов

дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами

дыхания.

Задачи:

Образовательные:

а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении

органов дыхания и их функциях.

б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы

органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде

и правилами дыхания.

Развивающие:

а) сформировать гигиенические правила дыхания.

б) активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счёт использования новых технологий.

в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную

информацию из интернета.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.

б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным

привычкам.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:

Компьютер, проектор, компьютерные презентации,

обучающий диск, индивидуальная

маска, стеклянные сосуды.

План урока:

    Организационный момент. (1-2 мин)

    Проверка домашнего задания. (10 мин)

    Изучение нового материала (25 мин)

    Закрепление (5 мин)

    Итог урока (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

    приветствие; Здравствуйте ребята! – Садитесь!

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

    Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б ) хрящевые полукольца

    Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б ) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков

    В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге

    При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

    Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея

    Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

Биологический диктант.

1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.

2. Мельчайшие бронхи.

3. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.

4. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.

5. Воздухоносных путь, состоящий из хрящевых полуколец.

6. Часть гортани, защищающая вход в трахею.

7. Пленка, покрывающая легкие?

8. Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с гортанью.

9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?

10. Полость между легкими и грудной клеткой.

Ответы:

1. Носовая полость.

2. Бронхиолы.

3. Гортань.

4. Диафрагма.

5. Трахея.

6.Надгортанник.

7. Плевра.

8. Носоглотка.

9. Легкие.

10.Плевральная.

3. Изучение нового материала.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

    Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

    Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Вопросы к учащимся:

    Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?

    Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – этоострый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу

    Болезни, вызванные курением.

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей)

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит .

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

Пассивное курение.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

Гигиена дыхания

Гигиена дыхания – это простые и понятные правила, которые нужно соблюдать, чтобы дыхание оставалось здоровым.

Гигиена дыхания необходима, во-первых, для сохранения энергичного и работоспособного состояния, во-вторых, как профилактика заболеваний органов дыхания. Правила гигиены дыхания просты и понятны.

1. Дыхание в покое должно быть лёгким и ритмичным, желательно, брюшным и с частотой 8 - 12 вдохов-выдохов в минуту. Во время движения или физической работы обращайте внимание на возникновение прерывистости дыхания или одышки, снижая в этом случае нагрузку или переходя к отдыху.

2. Дышать нужно только через нос, причём нос держите всегда чистым.

3. Дыхательные пути необходимо держать максимально свободными: напряжённая шея, стиснутые зубы, плотно прижатый язык, как и сдавленная грудная клетка, существенно затруднят работу ваших дыхательных механизмов, создадут ненужные напряжения в теле, ухудшат состояние кожи и .

4. Старайтесь часто бывать в местах, где много растений (это не обязательно лес) и, поэтому, воздух там чист и свеж. В таких местах легче всего соблюдать гигиену дыхания, можно заниматься медитацией на дыхании, использовать полное дыхание и т.д.

5. Не курите и не находитесь длительное время в прокуренной комнате.

6. Не бегайте рядом и не ездите на велосипеде по интенсивно используемым дорогам. Загрязнённый воздух и так не соответствует правилам гигиены дыхания, тем более не нужно увеличивать его потребление организмом. После пребывания в таких местах полезно сделать цикл очистительного дыхания.

7. Уровень пыли в помещении, как правило, намного превышает уличный, поэтому помещение, в котором вы находитесь долго, обязательно должно хорошо проветриваться. Не желательно использование в помещении кондиционеров без увлажнения воздуха (увлажнителей или регулярной влажной уборки), так как излишне сухой воздух не менее вреден для дыхания, чем пыль.

8. , старайтесь не допускать хронических заболеваний дыхательных путей и органов дыхания. Не запускайте такие болезни, если у вас они уже есть.

9. В ситуации переохлаждения (например, мокрых ног) старайтесь разогреться движениями или чередующимися статическим напряжением и расслаблением мышц для улучшения кровообращения.

5. Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

    туберкулёз легко вылечивается

    туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

    туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

    причина пневмонии – пыльца растений

    пневмония – это воспаление лёгких

    астма – аллергическое заболевание

    хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

    пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

§41

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Урок закончен. До свидания.

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют болезни органов дыхания. А также поговорим о влиянии курения на дыхательную систему.

Тема: Дыхательная система

Урок: Болезни органов дыхания и их предупреждение

Атмосферный воздух содержит в себе примеси, выдыхание которых в больших концентрациях может привести к нарушениям здоровья (см. Рис. 1, 2, 3).

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Вредные вещества воздуха могут разноситься ветром на многие километры.

Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Он может нанести вред здоровью человека и животных. Наиболее чувствительны к смогу мужчины старше 45 лет и дети.

Если человек здоров - он дышит носом, где воздух очищается, согревается и увлажняется. Но если микроорганизмов много, то они могут проникнуть далее и вызвать различные заболевания.

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем (с микроскопическими капельками слюны, которые больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании) (см. Рис. 4).

Рис. 4.

Для профилактики заболеваний необходимо часто проветривать помещение, в котором находится больной, и ограничить его контакты с другими людьми.

Острый бронхит - это непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов, которое сопровождается кашлем, отделением мокроты и повышением температуры (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Пневмония - это острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы (см. Рис. 6). Часто развивается, как осложнение после острого бронхита.

Рис. 6

Симптомы пневмонии:

1. Высокая температура

4. Боль в грудной клетке

5. Общая слабость

6. Отсутствие аппетита

Туберкулез - хроническое заболевание легких, вызванное действием микобактерии туберкулеза (палочки Коха) (см. Рис. 7). В начале болезни человек может и не знать о своем состоянии. Затем появляются слабость, одышка, кашель, кровь в мокроте.

Рис. 7.

Основной источник туберкулеза - больной человек. Он при кашле и чихании выделяет капельки слюны и мокроты, в которой содержится палочка Коха. С воздухом эти бактерии могут проникать в легкие здоровых людей и вызывать у них заболевания.

Больной человек должен соблюдать правила личной гигиены - иметь отдельное полотенце и посуду.

Бронхиальная астма - это аллергическое заболевание, которое проявляется в приступах удушья, возникающего в результате смыкания бронхиол. Она часто сопровождается сухим кашлем и затруднением при выдохе. Больному необходимо применять бронхорасширяющие препараты (см. Рис. 8).

Рис. 8. Прием бронхорасширяющего препарата

Впервые связь между курением и заболеваниями дыхательной системы была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит около 400 вредных для человека веществ.

Наиболее вредным является никотин. Он имеет сложное химическое строение и обладает отравляющим действием.

Рак легких - злокачественное новообразование (опухоль). В слизистой оболочке легких содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частички табачного дыма (см. Рис. 9). Вместе с ресничным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения.

Рис. 9.

Табакокурение приводит к потере ресничек эпителиальными клетками. Клетки нижнего слоя начинают размножаться, чтоб восстановить функциональность верхнего слоя. В процессе такого деления некоторые из них становятся злокачественными. Так начинается рост опухоли. Симптомы в начале заболевания не проявляются. Потом у человека возникают одышка, кашель, и он сильно худеет.

Пассивные курильщики - люди, которые не курят, но находятся в обществе курящих людей. Они получают такое же количество вредных веществ, как и курящие люди. При курении табака 75% никотина попадает в атмосферу.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

1. Всемирная организация здравоохренения ().

2. Всемирная организация здравоохренения ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 146, задания и вопрос 11.

2. Что такое туберкулез? Какие меры предосторожности необходимо принимать?

3. Что такое пневмония?

4. Подготовьте небольшое сообщение о влиянии никотина на организм человека.

Тема урока: «Болезни органов дыхания». Никитенко О.Д. Учитель биологии МОУ СОШ № 5

1. Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений; 2. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 3. Обосновать вредное воздействие курения.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0,04 % Мало Выдыхаемый 16,4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. Снижает работоспособность человека. Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Задания группам. Работа по вариантам: 1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит 2 вариант –бронхиальная астма, ОРЗ. 3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений. Название болезни. Причины возникновения. Путь передачи (если имеется). Симптомы, по которым можно определить болезнь. Лечение. Профилактика.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗ Вирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома тичное лечение. Жаропонижающие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

Заболевание вызывается «палочкой Коха», можно заразиться через посуду, мочалку, воздушно-капельным путем. Отмечается кашель с отделением серой мокроты, вечерами поднимается невысокая температура.

У больного отмечается небольшой кашель с мокротой вследствие длительного курения.

Резкое повышение температуры, головокружение, анорексия (потеря аппетита), может быть рвота, иногда - носовое кровотечение.

Можно заразиться воздушно-капельным путем, так как это заболевание носит вирусный характер. Отмечается насморк, боль в горле, повышение температуры.

Сильный кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка, вследствие переохлаждения организма.

Больного мучает упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты; боль в груди; одышка; хрипы в легких; охриплость голоса; упадок сил; потеря аппетита и/или веса;

Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения, дыхание учащается, затрудняется, нередко повышается температура тела.

Озноб, высокая температура, боль в грудной клетке при дыхании, иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой.

Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Заболевания органов дыхания».

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о состоянии воздушной среды.

Сформировать у учащихся понятия о болезнях органов дыхания.

Показать значимость охраны органов дыхания в быту и на производстве.

Развивать у учащихся умения объяснять причины заболеваний органов дыхания.

Научить различать симптомы заболеваний органов дыхания.

Сформировать навыки профилактики воздушно – капельных и пылевых инфекций.

Показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.

Расширить знания о вредном воздействии курения на организм человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Урок по теме

«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект урока по теме

«Болезни органов дыхания» 8 класс.

Цели и задачи:

1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.

2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;

3. Обосновать вредное воздействие курения.

4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – частично- поисковый.

Методы, используемые на уроке : репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование : мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.

Ход урока.

I.

Введение

Вступительное слово . Постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить .

(слайд 1-2)

Кроме того, я расскажу вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирую то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Итак, начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока, которая представлена на слайде (слайд 1).

Слушают рассказ учителя

Записывают тему урока в тетрадь

II.

Изуче

ние

нового материала

III. Закреп

ление изучен

ного.

IV.

Д/З.

Воздушная среда жилых помещений.

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

Болезни органов дыхания, их профилактика.

Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа по вариантам: (слайд 6)

1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит

2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ

3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)

Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.

Кто готов ответить?

По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.

(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).

Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.

(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).

Слайд 20. Советы валеолога:

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Не курите до приема пищи.

Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.

Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.

Выкуривайте только половину сигареты.

Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.

Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.

Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.

Не носите сигарет с собой, спрячьте их.

Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!

Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!

Задумайтесь над своим образом жизни!

Слайды к уроку.

Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.

На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.

Слайды 17-23 .

Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?

Слайд 24.

Слайд 25.

подготовить тест, кроссворд или ребус по теме

«Дыхательная система».

Слушают рассказ учителя

Работа в парах по вариантам

7 минут

Отвечают, придерживаясь плана.

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.


Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.

(Слайд 2). Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».

(Слайд 3). Происхождение слова «табак».

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?

В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.

Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?

На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.

Выращивали как декоративное растение.

Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?

«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».

«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.

Слайд 7. Состав табачного дыма:

400 химических веществ ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.

Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрация курительного аппарата.

Слайд 8. А вы знаете, что?

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Слайд 9. Канцерогены.

При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.

Кислородное голодание тканей.

Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.

Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!

Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.

Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!

Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.

Слайд 1 3. Болезни курильщиков!

У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.

У 20% - заболевания органов дыхания. У 11% - заболевания сердца и кровеносных сосудов.


Слайд 14. Криминальная хроника.

В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.

В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.

Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!

Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.

Слайд 16. Пассивное курение!

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.

Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.

Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?

Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.

Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!

Психологические : любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.

Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.

Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:

класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).

класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).

класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).

класс – 44%(4 человека).

Зачитывают советы валеолога на листовках.

Определяют вид заболевания.

Делают выводы.

Записывают Д/З

Список используемых ресурсов .

Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top