Зарождение медицины. Возникновение медицины

Зарождение медицины. Возникновение медицины

Медицина – это наука, изучающая здоровье и болезни человека, определяющая нормы этих двух состояний, а также ищущая способы сохранить и укрепить здоровье, излечить заболевание, а также не дать ему распространиться.

История медицины

Медицина существует столько, сколько существует человечество. Как только человек получил одно из тех свойств, которое отличает его от животного – способность к сопереживанию – появилось и желание помочь страдающему близкому. Посредством наблюдений, опытов с окружающими растениями и предметами, люди накапливали информационную базу. Эти полезные знания и навыки стали передаваться избранным членам племени – так появились жрецы.
Имея весьма ограниченные данные (в сравнении с сегодняшним днем), и естественное человеческое желание дать разгадку сути явлений, жрецы объяснили начало заболеваний проникновением в тело больного злых духов. Так, в сплетении мифа и реальных знаний, зарождалась медицина.

Медицина и религиозные учреждения были тесно связаны до 20 столетия.

С возникновением городов жрецы ушли в храмы, людям же требовалась ежедневная – близкая и доступная – помощь. Так возникала светская медицина, а в деревнях и среди низших слоев общества – то направление, которое сейчас принято называть «народной медициной», а именно знахарство.

Больших достижений достигли медики развитых древних культур – Древней Индии и Китая, Египта, Древней Греции и Римской империи. Последовательно перенимая накопленную информацию, медики совершенствовали свои навыки, углубляли знания, передавая опыт в книгах.

Потрясающие факты:
  • Уже в 5 веке до н.э. врачи делали операции под наркозом, проводилось успешное обеззараживание прооперированного пациента.
  • В Древней делали пластические операции: медики могли восстановить поврежденное ухо или нос.
  • В Древнем проводили трепанацию черепа

Средневековье стало шагом назад для медицины. Научные книги уничтожались, народные лекари признавались колдунами и ведьмами. Медицина, ущемленная и забитая, ютилась в монастырях. Однако и в Средние века жажда знаний жила в людях. Гонимые церковью алхимики (например, Парацельс) занимались опытами, многие из которых были медицинскими.

В период Ренессанса научные знания древних стали понемногу возвращаться, многое переняли у арабских врачей, которые в свою очередь стали преемниками древних индусов.

Сегодня медицине оказывается всесторонняя поддержка общества и государства. Впереди решение огромного количества задач, как по лечению болезней, так и по профилактике их возникновения.

Области медицины

Вот только некоторые разделы медицинской науки:

Официальная, нетрадиционная и
народная медицина

Научно доказанные методы лечения относятся к официальной медицине. Однако существует множество способов помощи человеку, испытанные веками, но до сих пор полностью не изученные, а потому, при всем многообразии примеров эффективности, не признанные официальной наукой.

К методам нетрадиционной медицины относятся:

  • акупунктура – воздействие на органы через определенные точки концентрации энергии на теле человека, в т.ч. иглоукалывание, рефлексотерапия;
  • гомеопатия – лечение подобного подобным, принятие в малых дозах препаратов, вызывающих те же симптомы, что имеет болезнь;
  • Натуральная медицина (натуропатия) – лечит природными средствами; включает многие методы, в том числе ароматерапию, лечение пиявками, фитотерапию, грязелечение.

Народную медицину часто относят к нетрадиционной медицине. Её методы и способы лечения – часть народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. К профессионалам народной медицины можно отнести знахарей, к методам – лечение , заговоры, молитвы. Средства народной медицины долгое время сознательно дискредитировались представителями официальной науки, и такая пропаганда была необходима, чтобы победить антинаучные суеверия.

Однако в этой борьбе были утрачены многие рецепты, эффективность которых доказана на сегодняшний день.

Поэтому сейчас мы вновь вспоминаем забытые рецепты травников в поисках замены химически синтезированных лекарств , чтобы снизить медикаментозную нагрузку. В защиту методов народной медицины можно также привести тот факт, что многие «научные» методы, практиковавшиеся именитыми врачами, в последствие оказались вредными, ненужными, опасными.

К примеру, знаменитое лечение кровопусканием, или варварский метод терапии сумасшедших, заключавшийся в долгом раскручивании больного на устройстве типа карусели.

Современные задачи медицины

Сегодня люди хотят не только вылечить заболевание, но и как можно дольше сохранить здоровье. Если в Средние века продолжительность жизни составляла примерно 30 лет, то сейчас мы хотим дожить до 90, при этом ожидая, что мы будем сохранять активность и качество жизни здорового человека.

Современная медицинская наука ищет способы продления жизни, а не только методы лечения заболеваний.

История медицины кратко

Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
Главная
Учебное пособие
Учебник
Медицина в Западной Европе
Феодальный строй установился в различных странах мира в разные исторические сроки. Этот процесс перехода от рабовладения к феодализму протекал в специфических для каждой страны формах. Так, в Китае это произошло около III-II века до н. э., в Индии - в первые столетия нашей эры, в Закавказье и Средней Азии в IV-VI веках, в странах Западной Европы - в V-VI веках, в России - в IX веке.
Падение Западной Римской империи в 476 г. н. э. представляет для Западной Европы историческую грань между рабовладельческой формацией и пришедшей ей на смену новой формацией - феодальной, между так называемой древностью и средними веками. Средневековье-эпоха феодальных, или крепостнических, отношений охватывает 12-13 веков.
При феодализме существовало два основных класса: феодалы и зависимые крепостные крестьяне. Впоследствии с ростом городов усилился слой городских ремесленников и купцов -будущее третье сословие, буржуазия. Между двумя основными классами феодального общества на протяжении всего средневековья шла непрекращающаяся борьба.
Феодальный строй Франции, Германии, Англии прошел три стадии. Первая стадия феодализма (с V по X-XI в.)-раннее средневековьеследовала непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме в результате восстания рабов и вторжения «варваров».
Прогрессивные черты феодального строя сказались не скоро. Новые формы общественной жизни складывались медленно. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с собой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чертами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течение ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма в Западной Европе (приблизительно с XI по XV век) - в развитом средневековье - с ростом производительных сил росли города - центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарноденежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри страны и между странами.
Вся духовная культура средневековья находилась под гнетом церковной идеологии, утверждавшей божественную неизменяемость существую
Привратник средневекового города не разрешает вход «прокаженным».
щего классового порядка и угнетения. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу геологическим... церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя» . Блаженный Августин в IV веке выставил характерное в этом отношении положение: «Авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума». Официальная церковь боролась против ересей - попыток критически относиться к священному писанию и церковным авторитетам. В этих ересях находил отражение социальный протест крестьян и горожан. Для подавления ересей в конце этого периода в католических странах Западной Европы был создан особый орган - инквизиция. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствии с учением церкви.В эпоху средневековья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой.
В X-XII веках доминирующей формой философии в"Западной Европе стала схоластика. В XIII веке схоластика достигла своего расцвета. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Классовое значение схоластики заключалось в оправдании феодальной иерархии и религиозной идеологии в целях жесточайшей эксплуатации трудящихся и удушения прогрессивной мысли.
Схоластика исходила из того положения, что все возможные знаниями уже даны либо в священном писании, либо в творениях отцов церкви..
Философской основой средевековой науки являлось в первую очередь учение Аристотеля, в значительной мере искаженное и поставленное на службу богословию. В средние века Аристотель был канонизирован" схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении! природы». Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для учений богословов. В. И. Ленин говорил об Аристотеле, что.
Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке - в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений
Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность уче ния признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов-Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».
Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, ИбяСины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какогонибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.
В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.
Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.
Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год."В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессортеоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.
В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» ИбнСины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии.
Только в Италии в конце XV- XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением.
Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную роль и менее других испытывали влияние схоластики
Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.
Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в он стал центром передовой медицины.
Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру в подобных размерах, - крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяжелую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века - чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других Документов утверждают, что многие крупные города опустели. Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд Условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей- т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военноколонизационное движение в обратном направлении - так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по "291 г.). Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, описываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очеред сыпной), оспу, дизентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии.
Широкое распространение проказы (под этим названием также скрывался ряд других кожных поражений, в частности сифилис) во время крестовых походов обусловило образование ордена св. Лазаря для призрения прокаженных. Отсюда и убежища для прокаженных получили наименование лазаретов. Наряду с лазаретами возникли убежища и для других заразных больных.
В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах заносились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» - срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые портовые надзиратели - «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила - регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, нюрнберские правила этого рода.
Для борьбы с широко распространенной в средние века «проказой» были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежание соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу».
Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий - в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средневековой Европе санитарных сооружений относятся водопроводы древнерусских городов.
Вслед за первыми больницами на Востоке-Кесарии и др. возникли стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, богаделен, на Западе принадлежали Лионский и Парижский «Отель дье»-дом божий (они были заложены: первый - в VI веке, второй - в VII веке), затем больница Варфоломея в Лондоне (XII век) и др. Чаще всего больницы устраивали пои монастырях.
Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы. Монахам предписывалось оказывать врачебную помощь населению. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная "специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачеймонахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины.
Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики - костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии.
Третья стадия феодализма (XVI-XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка и разложения, сравнительно быстрого развития товарноденежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя переход к следующей общественноэкономической формации-капитализму.


История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся

Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального развития его хозяйственной и общественной деятельности, материальной и духовной культуры составляет предмет первобытной истории, или историю первобытного общества. Согласно современным представлениям период формирования и становления человеческого общества - от появления на земле человека до возникновения классового общества - продолжался не менее полутора миллионов лет и завершился не ранее 4-го тысячелетия до н.э. Весь этот период был "бесписьменным", и история первобытного общества реконструируется главным образом на основе данных палеоантропологии, археологии и этнографии. Однако ни один из основных видов источников не отражает прошлого всесторонне. Вещественные памятники первобытной эпохи - археологические и антропологические - не могут дать достаточно полного представления о существовавших обычаях, общественных отношениях и т.п.

В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изготовление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.

Трудовая теория является синтезом социальных и биологических закономерностей в происхождении человека, где социально сведено к одному важнейшему революционизирующему фактору. Ни одно животное не изготовляет орудий труда с заранее намеченной целью, хотя может использовать их для охоты и добычи плодов. Такое целеполагающее изготовление орудий труда является процессом, который определяет созидательный характер труда.

Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида (антропогенез) и становление человеческого общества (социогенез). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о наличии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием " зоологического индивидуализма ". Последнее имело едва ли не решающее значение для коллективов формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов социогенеза, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.

Первая стадия истории первобытного общества завершилась 35-40 тысяч лет назад формированием человека современного вида и родовой общины - первой формы существования человеческого общества. Начальную форму организации первобытных коллективов принято называть " первобытным человеческим стадом. Датировка возникновения первобытного стада окончательно не установлена: если считать древнейшим человеком презинджатропа, оно возникло около 2 млн. лет назад, если архантропов - около 1 млн. лет назад.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архантропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал расселения архантропов был относительно невелик и ограничивался первоначально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего по 20-30 взрослых особей, занимались собирательством, требующим больших затрат времени, но дающим относительно мало пищи и притом чаще всего низкокалорийной.

С возникновением первобытного общества начались становление и развитие социальных отношений и прежде всего первобытного коллективизма. Главной причиной, тормозившей развитие социальных отношений в стаде, был зоологический индивидуализм. Формирование коллективных представлений длительный, а их смена - исключительно сложный процесс. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры, в том числе и медицины, относятся табу, тотемизм, магия, инимизм и фетишизм. По-видимому, одним из наиболее ранних коллективных представлений была система немотивированных и категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их отношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до нового времени у так называемых примитивных народов, получили название "табу". В отличие от законодательных или религиозных или религиозных запретов сила, санкционировавшая "табу" неизвестна, и, следовательно, вольный или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание или покаяние. Возможно, было только очищение, которое допускалось не во всех случаях нарушения "табу". Отсутствие силы, санкционировавшей "табу", не означало, что его нарушение останется безнаказанным. Нарушение "табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии.

Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. В первобытных коллективах существовали половые "табу", пищевые "табу". Эти запреты возникли как средство обуздания животных инстинктов. "Табу возникли стихийно, бессознательно в ходе практической деятельности. Таким образом, " табу" были первыми регуляторами поведения людей в первобытных коллективах, и их отношений к коллективу и друг к другу. В период расцвета родоплеменной организации "табу" регламентировали буквально все стороны жизни и деятельности первобытного человека, в том числе прямо или косвенно относившиеся к медико-гигиеническим вопросам. Так достаточно рано сформировалось "табу" в отношении лиц, оказывающих помощь или ухаживающих за ранеными и больными. В период разложения родоплеменной организации начался кризис института "табу", распад системы запретов, регулировавшей жизнь общества. Основными регуляторами становятся сначала обычаи и религия, а затем религия и право. Многие табу составили основу законодательства регулирующего властные функции, безопасность жизни и имущества людей, брачно-семейные и другие отношения. Законодательство внесло ясность в вопросы наказания, которому уже подвергался только нарушитель законодательного запрета. Таким образом решился вопрос о субъекте, санкционирующем запрет и налагающем наказание за его нарушение. Страх перед неведомой силой уступил место страху перед законом, а самое главное - с общества была юридически снята ответственность за правонарушения отдельных личностей.

Правопреемником основных этических "табу" стала религия. Она также внесла ясность в отношении силы, санкционировавшей предписываемые ей нравственные установления и наказания за их нарушения Эта сила, как известно, сверхъестественная, и в этом смысле религиозные запреты ближе к "табу", чем законодательные как понятие "грех" ближе к "табу", чем понятие "преступление". Призванная формировать и поддерживать нравственные устои общества в целом и каждого человека в отдельности, религия играла и продолжает играть важнейшую роль в жизни общества, хотя эффективность ее не столь велика, как хотелось бы.

Почти одновременно с "табу " в европейскую научную литературу вошло еще одно фундаментальное понятие - "тотем" Это понятие первоначально было описано, как свойственный некоторым племенам североамериканских индейцев обычай избирать в качестве символа племени какой-либо вид животных или растений и почитать этот вид как своего родоначальника. Тотем - не божество в строгом смысле этого слова. Он не был персонифицирован, не существовал в единственном числе, ему не поклонялись, не возносили молитв, но считали его "отцом", "старшим братом", покровителем и заступником. Тотемному животному нельзя наносить какой-либо вред, его нельзя убивать, употреблять в пищу, кроме случаев, когда убийство и поедание мяса тотема носили ритуальный характер. Люди ждали от своего тотема защиты, милости и помощи. Тотем посылал своему племени знамения и предостережения, помогал при болезнях и травмах. В условиях развитого тотемизма существовали атрибуты культа: типовые обряды, тотемические мифы, "священный центр" где хранились реликвии - символические предметы, олицетворяющие тотем, с которым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими "зародышах", дающих начало новым жизням. В центре поселения и на его околицах устанавливались столбы с изображением тотема, которые были призваны охранять род. Существовали изолированные небольшие коллективы, и "осознание единства" такого коллектива могло быть достигнуто только через осознание непохожести, какого-либо отличия от других. Тотем и служил этим отличием, символом не только единства но и непохожести. Эта принципиальная характеристика тотемизма, в планах дальнейшего развития имела как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, осознание непохожести, отличия от других коллективов послужило основой для осознания в дальнейшем каждым человеком своей индивидуальности, непохожести на других членов коллектива. С другой стороны, это обернулось внутренней замкнутостью и отчужденностью тотемических групп, враждебностью и конфликтами.

В тотемизм уходят корни и обряды священного брака, призванного обеспечить плодородие земли, животных и людей. Этот обряд, нашедший отражение во всех политеистических религиях, первоначально мог представлять собой зооффилический эксцесс человека с тотемным животным. Тотемные верования и обрядность способствовали не только зоофилии, но и другой значительно более распространенной и живучей формы сексуального поведения - гомосексуализма. Есть основания считать, что ритуальный гомосексуализм имел определенное распространение в тотемных коллективах. Пережитки и последствия магико-тотемической обрядности обнаруживаются не только в сфере сексуального поведения. Так важнейшее место в тотемической обрядности занимали тотемические танцы и охотничьи тотемические пляски. Сущность тотемического танца состояла в уподоблении человека своему тотему. Магическое осмысление этих инсценировок естественного поведения и паводок тотемного животного, охотничьей маскировки и действий во время охоты сделало их сначала непременным атрибутом обряда размножения тотемного вида и обрядовых церемоний перед охотой. Они расценивались как действия, необходимые для получения положительного результата. В дальнейшем они стали отрываться от соответствующих церемоний, приобретая самостоятельное значение при сохранении веры в возможность достижения намеченного результата.

Под влиянием отрыва от первоначальной задачи тотемные пляски получили новое переосмысление, они стали рассматриваться как сцены из жизни далеких предков, а в дальнейшем послужили основой для связанных рассказов - повествований о жизни и приключениях тотемических предков. Таким образом, тотемическая обрядность, переосмысливаемая в соответствии с уровнем развития общества, послужила как бы истоком для театрального действа и мифологии. Своим возникновением тотемизму в значительной степени обязаны различные виды изобразительного искусства. Первые реалистические рисунки берут свое начало от магико-тотемической идеи возможности воздействия на тотемное животное через его изображение. С тотемизма берет начало скульптура и не просто изображение тотемного животного, но и подчас сложная символика тотемного знака. Наконец, связь с мифологией определила роль тотемизма в осознании необходимости исторической памяти. В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления о тотемическом цикле рождения и смерти. Умерший становился тотемическим предком, он возвращался при новом рождении, чтобы вновь пройти весь цикл. Рождение есть смерть, а смерть есть рождение. Это положение лежит в основе всех религий и еще в тотемическом цикле начинает проявляться вера в реинкарнацию.

Магия, ее сущность, происхождение

Магия - самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени, феномен, оказавший огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от "рассудочной" деятельности и "знания" животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания - достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи. Магия была, по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, где формирующийся человек получал

уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины - об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.

Возникновение медицины

Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что у первобытного человека была потребность в помощи при болезнях и травмах, однако, нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее удовлетворению подходили сознательно. В помощи при болезнях и травмах нуждались и животные и предлюди. Более того, у животных имеются определенные приемы самопомощи, предполагающие совершение целенаправленных преднамеренных действий. По мере развития производственной деятельности, способности к восприятию и передаче опыта, моральных и нравственных норм происходила трансформация инстинктивных действий по самопомощи в человеческую медико-гигиеническую деятельность. По-видимому, рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от начальных, зачаточных форм медико-гигиенической деятельности, можно считать появление взаимопомощи.

До тех пор, пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и травмах от собственной жизнедеятельности, пока побудительным моментом его действий были лишь собственные ощущения, переживания, господствовал инстинкт самосохранения. С того времени, когда объектом помощи становится другой человек, когда помощь при болезнях и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, видимо, возникает формирующаяся медицина,зарождается медико-гигиеническая деятельность В отличие от других форм общественной практики к числу основных условий возникновения и развития медико-гигиенической деятельности относится и наличие относительно развитой системы моральных, нравственных норм. Условия, необходимые для возникновения формирующейся медицины, по-видимому, появились в середине мустьерского времени в стадах неандертальцев. Недостаток данных не позволяет судить с достоверностью об арсенале средств, приемов методов, которыми располагала формирующая медицина.

Однако не вызывает сомнения, что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, к которым прибегали животные, предлюди и архантропы, но и могли применяться средства животного происхождения. Антропологические данные, фольклорный материал и характер изготавливающихся орудий указывают на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандертальский человек уже владел методами оказания травматологической помощи, в частности примитивными формами иммобилизации конечностей и репозиции костных обломков. Можно предположить, что неандертальцы вскрывали наружные абсцессы, умели накладывать швы на рану, а возможно, овладели и другими хирургическими приемами. В мустьерское время получили развитие и некоторые меры, имеющие важное гигиеническое значение. Судя по мифам, приблизительно в это же время возникли первые установки личной гигиены.


Ещё в древние времена, в самой ранней стадии существования человека, наблюдались знания о врачевании в самых примитивных формах. Тогда же зародились и гигиенические нормы, которые с течением времени постоянно изменялись. В процессе накопления опыта и знаний люда закрепляли медицинские и гигиенические нормы в форме обычаев и традиций, которые способствовали защите от заболеваний и лечению. Впоследствии это область врачевания переросла в народную медицину и .

Изначально, как правило, в процессе врачевания применялись различные силы природы, такие как солнце, вода и ветер, а так же немаловажными оказались эмпирические лекарственные средства как растительного, так и животного происхождения, которые находили в дикой природе.

Всевозможные заболевания изначально представлялись первобытными людьми, как некие злые силы, проникающие в человеческое тело. Подобные мифы возникали из-за беспомощности людей перед силами природы и дикими животными. В связи с подобными теориями о развитии заболеваний были предложены и соответствующие “магические” приёмы их излечения. В качестве лекарственных средств применялись заклинания, молитвы и многое другое. Знахарство и шаманство возникло, как основа психотерапии, способной оказывать благотворное влияние на людей хотя бы потому, что они искренне верили в действенность данных мер.

Дошедшие до наших времен письменные памятники и другое наследие прошлого доказывает тот факт, что деятельность врачевателей была строго регламентирована, что касалось как способов осуществления благотворного воздействия, так и размеров гонораров, которые мог потребовать целитель за свои услуги. Интересным оказывается тот факт, что наряду с мистическими средствами, применялись и достаточно обыденные на сегодняшний день лекарственные травы и целебные средства, которые остаются действенными и даже иногда могут применяться в современной медицине.

Стоит отметить, что ещё в древности существовали общие правила личной гигиены, а так же применяемой гимнастики, водных процедур и массажа. Кроме того в случае сложных заболеваний могла применяться даже трепанация черепа, а так же кесарево сечение в случае сложных родов. Огромное значение имеет народная медицина в Китае, где она и по сей день остаётся, наряду с традиционной, и насчитывает более двух тысяч лекарственных средств. Однако большинство из них сегодня уже не применяется.

Дошедшие до современных историков письмена доказывают наличие обширных знаний лекарей Средней Азии, живших в первом тысячелетии до новой эры. Именно в этот период возникают зачатки знаний в таких областях, как анатомия и физиология человеческого тела. Возникали и многочисленные предписания, которые существуют и в настоящий момент, относительно беременных женщин и кормящих матерей, а так же гигиены и семейной жизни. Основной направленностью древней медицины было предупреждение заболеваний, а не их исцеление.

Возникли домашние врачи, обслуживающие богатых и знатных людей, а так же странствующие и общественные врачи. Последние занимались безвозмездными услугами, направленными на предотвращение вспышек эпидемий. Стоит отметить возникновение таких школ, как:

  1. Кротонская , основным научным трудом основателя которой стало учение о патогенезе. Оно основывалось на лечении, согласно которому противоположное лечили противоположным.
  2. Книдоская , являвшаяся основоположником гуморального врачевания. Представители этой школы считали заболевания нарушением естественного процесса смещения жидкостей в организме.

Наиболее известным является учение Гиппократа, который существенно опередил своё время в понимании гуморального излечения заболеваний. Он обозначил наблюдение больного у постели крайне важным мероприятием, на чём собственно и строил своё понимание медицины. Выделив её, как науку натурфилософии Гиппократ недвусмысленно ставил на первый план в профилактике заболеваний образ жизни и гигиену. Кроме того он обосновал и описал необходимость индивидуального подхода к лечению каждого конкретного больного.

В третьем веке до нашей эры были так же описаны и первые понимания человеческого мозга. В частности Герофил и Эрасистрат привели доказательства, подтверждающие факт работы мозга, как органа мышления. А кроме этого было описано и строение головного мозга, его извилин и желудочков и различия нервов, отвечающих за органы чувств и двигательные функции.

А уже во втором веке новой эры, представитель Малой Азии – Пергама обобщил все имеющиеся сведения относительно каждой, из существовавшей на тот момент области медицины и пониманий о строении человеческого тела. В частности он разбил медицину на такие разделы, как:

  • Анатомия
  • Физиология
  • Патология
  • Фармакология
  • Фармакогнозия
  • Терапия
  • Акушерство
  • Гигиена

Помимо того, что он создал полноценную систему медицинских знаний, он так же очень много в неё привнёс. Он первый начал проводить опыты и исследования на животных, а не на живых людях, что принесло с собой весьма существенные изменения в понимании медицины в целом. Именно Пергам обосновал необходимость знания анатомии и физиологии, как научной основы в диагностики, терапии и хирургии. На протяжении многих веков несколько видоизменённый труд данного автора применялся как основа для всех врачевателей. Стоит отметить, что он даже был признан церковью и священнослужителями.

Своего расцвета медицина достигла в древнем Риме, где создавались акведуки, канализация и бани, а так же зародилась военная медицина. А Византия отличилась созданием крупных больниц, обслуживающих рядовое население. В это же время в Европе возникают карантины, лазареты и монастырские больницы, который объясняются бушующими .

Феодальное древнерусское государство отметилось достаточно широко распространёнными лечебниками, содержащими наставления, согласно которым выполняли свои функции практически все лекари. В частности он подразделял врачей на более узких специалистов, таких как костоправы, бабки-повитухи и другие. В частности существовали врачи, избавляющие от геморроя, венерических заболеваний, а так же от грыж, ревматизма и многого другого.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top