Заторможенное мышление. Техника переключения внимания с мышления на восприятие, или «торможение мыслей

Заторможенное мышление. Техника переключения внимания с мышления на восприятие, или «торможение мыслей

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность — больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца. Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека. Но, даже осознав цель мышления и не обнаруживая снижения интеллектуального уровня в своей мыслительной деятельности, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает лишь частично и с большим трудом. Замедление мышления одинаково сказывается в затруднениях как формирования цели мышления, так и в достижении этой цели, т. е. в результативности мыслительной деятельности. Замедленное мышлен ие часто входит в структуру бра дипсихизма, включающего замедление и других психических функций — речи, эмоциональной реактивности, психомоторики. Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Классическая кар тина замедленного мышления наблюдается при циркулярной депрессии. Тугоподвижность протекания мышления, моноидеизм, своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (наиболее актуальными представляются больному отрицательно эмоционально окрашенные мысли и неприемлемыми — мысли, противоречащие грустному настроению), что способствует возникновению у больных бредовых идей самообвинения, самоуничижения, греховности. Замедленное, заторможенное мышление наблюдается и при органических поражениях головного мозга, например при некоторых формах эпидемического энцефалита, опухолях головного мозга, в этих случаях оно тесно связано с явлениями брадипсихизма. Причина замедленного мышления в этом случае — общее замедление темпа психических процессов в связи с патологией подкорковых образований лобных отделов и ствола мозга. Замедленное мышление может наблюдаться и при шизофрении, главным образом при мутизме, отмечающемся в дефектных состояниях, при наличии выраженных эмоционально-волевых изменений, бедности побуждений. При этом имеют место как значительная заторможенность мыслительного процесса, так и снижение моторно-речевой деятельности, затруднения вербализации мысли. Е. Bleuler (1920) указывал на то, что мутизм может иметь в своей основе различные причины (негативизм, бредовые переживания, наличие императивных, запрещающих больному разговаривать галлюцинаций). Однако главная его причина — обеднение душевного мира больного шизофренией, безразличие к задаваемым ему вопросам, отсутствие интереса к окружающему. В ряде случаев шизофренический мутизм отражает присущую этому заболеванию парадоксальность протекания психических процессов. Например, в кататоническом ступоре больной не отвечает на обычную речь, но обнаруживает естественную реакцию на тихую, шепотную речь (этот признак трактуется с точки зрения концепции И. П. Павлова о гипноидно-фазовых состояниях и поэтому носит название симптома Павлова). Другим таким симптомом является симптом последнего слова (К. Kleist, 1908) —больной отвечает на вопрос уже после того, как задававший его удалился из комнаты.

Последующие единичные понятия задуманы как вспомогательные понятия для описания и понимания, но ни в коем случае как понятия для того, чтобы разложить больного человека на единичные функции, а для того, чтобы представлять Dasein — а это значит, и становление, — как единое целое. Понятия отвечают такому представлению в том случае, если они употребляются правильно. Правильное представление помогает лучше понять человека, подойти к нему ближе — и, тем самым, является основой терапии.

Ф ормальные нарушения мышления

Под этим обозначением понимаются некоторые часто встречающиеся нарушения процесса протекания мышления. Во многих случаях они нозологически неспецифичны. Их наблюдение помогает точнее представить, что под силу больному (на что способен больной).

1) Задержанное (замедленное) мышление

Совокупное мышление идет замедленно, неравномерно, буксует, затруднено, как бы преодолевает препятствия. Затруднение процесса мышления в отношении темпа, содержания и целенаправленности не может быть преодолено, даже если больной явно прилагает усилие к этому.

Клинически замедленное мышление проявляется в затруднении (вплоть до отсутствия) речевого общения.

Замедление мышления может быть следствием общего снижения влечений (непродуктивность, аспонтанность, мыслительная «пустота») или имеет аффективную природу, или происходит вследствие бредовых препятствий (страх, вина).

2) Персеверация мышления

Мышление «пробуксовывает на месте», в голову приходит постоянно одна и та же мысль (или несколько мыслей), она постоянно повторяется без переработки и завершения.

В ряде случаев описываются «круги мыслей» — депрессивные раздумья, скорбное «штудирование», размышление.

3) «Блокады» мышления

Внезапный обрыв хода мыслей. Больной прекращает разговор, молчит, «теряет нить», после возобновления разговора начинает говорить на другую тему. «Шперрунги» происходят при ясном сознании, их нельзя путать с перерывом мыслительного процесса при абсансах.

Шперрунги могут также быть следствием внезапно возникшей беспомощности, при испуге, при чувстве внутренней пустоты и т. д. При бывает также «активная» блокада вследствие негативизма.

4) Обрыв мышления

Больной сам ощущает внезапное прерывание своего мыслительного процесса. Обрыв мыслей, как и «шперрунг», можно распознать по внезапному обрыву разговора.

5) «Растянутое» мышление

Под ним понимается континуальное затягивание течения мыслей. Оно распознается по вязкости и торпидности разговора и реагирования больного.

Замедленное мышление часто бывает «растянутым». «Растягивание» мышления встречается при помрачениях сознания, сомноленции, у депрессивных заторможенных больных, при , при злокачественных формах шизофрении.

6) Ускоренное и беглое мышление (скачка идей).

Скорость мышления и речи увеличена. Беглое мышление уже не является строго целенаправленным, напротив, часто меняет цель или теряет ее. Мышление легко отвлекается другими приходящими в голову посторонними мыслями.

В большинстве случаев исследователь еще может следвать за поверхностными и беглыми ассоциациями (в отличие от разорванности мышления и инкогеренции). См. также Тахифазия и логорея.

Сам больной может воспринимать скачку идей и вторжение мыслей как бег идей.

7) Суженное мышление.

Ограничение содержательного объема мышления, тематическое обеднение, фиксация на небольшом количестве представлений, уменьшение «духовной подвижности». При суженном мышлении отсутствует широта кругозора со включением различных точек зрения. В разговоре больной испытывает трудности при переходе с одной темы на другую. Сам больной может воспринимать сужение как неприхождение определенных мыслей, как «круги мыслей» и раздумье.

8) Обстоятельное мышление.

Мышление протекает с многоречивостью или педантично, фиксируя неважные подробности, и протекает нецеленаправленно. Второстепенное не отбрасывается.

Обстоятельное мышление может возникать вследствие снижения способности к абстрагированию, а также вследствие невозможности отграничить важное от неважного, когда первое и второе интеллектуально расцениваются как близкие (педантичность, ананкастность).

9) Неясное мышление.

Отсутствует акцентуация мышления, вследствие чего недостаточно ясно различаются предний и задний план, главное и побочное, и страдает целенаправленность мышления. Мышление во многих случаях может вообще быть нецеленаправленным, ускоренным, беглым и неотчетливым.

10) Паралогическое мышление.

Больные объединяют гетерогенные положения вещей (контаминация), сопрягают многочисленные, не обязательно соответствующие идеи, картины (сгущение, конденсация), заменяют употребляемые здоровыми понятия на другие (субституция) или могут соскальзывать с основной мысли на побочные (соскальзывание), теряют логическую связь, могут совершать мысленные «прыжки» (см. инкогеренция) или иметь заметно жесткое, «одноколейное» мышление.

11) Инкогерентное (бессвязное) мышление.

Мышление (а, соответственно, и речь) больного утрачивает логическую связность и эмоциональную понятность, разорвана вплоть до распада на отдельные случайно связанные отрывки (диссоциированное мышление).

Инкогеренция мышления может быть связана с любым изменением подвижности мышления. Построение предложения может быть нарушенным (параграмматизмы, парасинтаксис)вплоть до непонятного, бессмысленного смешения слов или слогов (). С другой стороны, существует такая бессвязность, при которой больной строит предложения синтаксически правильно, но содержание сказанного не улавливается здоровым человеком.

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления


Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия ». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

Сосудистые патологии . Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.

Паркинсонизм и болезнь Паркинсона . Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.

Эпилепсия . На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.

Шизофрения . Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.

Депрессивные состояния и депрессия . Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.

Гипотиреоз . Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.

Токсические брадипсихии . Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.

Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы.

Лечение

Общие профилактические меры . Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

Сосудистая терапия . Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

Ноотропы и нейропротекторы . Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

До посещения врача пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

Продолжаем раздел « » и подраздел « » статьёй ««. Где поговорим об этой малозаметной, но очень важной связи — уверенность + мышление. Кстати, маленькая загадка: как данные из этой статьи связаны с данными из статьи «Закон смены эмоций «? Ответ — в конце статьи.

Неуверенность замедляет мышление — это проверенный многими факт, о котором можно было бы и не писать, если бы не возможность с этим справиться. Или хотя бы попробовать… Но обо всём по порядку.

Мышление — это процесс, когда человек сравнивает данные из прошлого с данными из настоящего и делает выводы на будущее. Например,

  1. Вася видит яблоню, вспоминает, что яблоки вкусные.
  2. Понимает, что сейчас не против съесть яблочко.
  3. Решает сорвать и съесть.

В общем-то, всё просто, здесь просто нечему быть медленным. Хочешь — ешь, не хочешь — не ешь. Но когда в дело вступает неуверенность…

Как неуверенность влияет на мышление?

Очень просто. Представьте, тот же Вася, те же яблоки.

  1. Вася видит яблоню. Вспоминает, что яблоки вкусные. Некоторые яблони. Иногда. Но вкусные. Но редко. Но иногда бывает…
  2. Вспоминает, что ему запрещали есть яблоки. Решает съесть назло. Решает, что в этом случае прошлый опыт им управляет, и решает не есть. Потом всё же решает есть.
  3. Вспоминает, что ему очень нравится этот сорт. Или не этот. Тот был как-то ярче. А этот зато крупнее. Но тот был желтее. Зато этот краснее, а красный — цвет добра… Или крови…
  4. Боится милиционера и хозяина яблони. Оглядывается по сторонам.
  5. Видит старушку. Старушка кажется ему подозрительной. А может, и нет. А может, подозрительной. А, может, ведьмой. А может, агентом. А, может…
  6. Вася решает не брать яблоки.
  7. Но потом видит, что старушка уходит, и решает брать.
  8. Но вспоминает, что ему нечем вымыть руки, и решает не брать.
  9. Потом думает, что яблоки червивые, и точно решает не брать.
  10. Но потом урчит живот, и Вася понимает, что не прочь бы поесть. И решает брать.
  11. И так далее.

Видите разницу по сравнению с первым примером? Отгадайте, как быстро Вася сорвёт яблоко во второй раз?

Очень медленно, и в первую очередь потому, что медленно думает. Почему он медленно думает? Потому что не уверен

  • в своих воспоминаниях
  • в своих знаниях, как справиться с проблемами
  • в своих способностях на данный момент.

А теперь фокус: яблоки — не самая критическая ситуация в жизни. Что было бы, если бы Вася попал в катастрофу? Есть, например, печальное, но поучительное событие из прошлого с хорошим концом для некоторых:

В наклонном сзади вперёд туннеле загорелся поезд. Пассажиры выскочили наружу, решают, куда бежать — вперёд, где выход ближе, или назад, где выход дальше. Большая часть побежала вперёд. А меньшая — назад. Все, кто побежали вперёд, сгорели, потому что туннель сработал, как печная труба, увеличивая тягу. Поезд вспыхнул, горячие ядовитые газы пошли туда, где выше — и где большинство людей почти выбежало из туннеля. Лишь немногие, побежавшие назад (и вспомнившие физику), выжили.

Как видите, скорость мышления оказалась критической. Часть, уверенная в своей правоте, выжила. Часть, неуверенная в правоте, повелась на стадность со всеми вытекающими последствиями естественного отбора.

Или другой пример:

В 1977 году над Тенерифе, Канарские острова, ошибка диспетчеров привела к тому, что два огромных пассажирских Боинга 747 столкнулись на летном поле.

Самолет авиакомпании «Pan Am», с 496 пассажирами на борту, стоял на полосе в ожидании пассажиров в непроглядном тумане, а то время как рейс авиакомпании «KLM», с 248 пассажирами на борту, запросил разрешения на взлет на той же взлетно-посадочной полосе.

Туман был настолько густой, что пилоты KLM не могли увидеть другой самолет, причем с диспетчерской вышки не было видно ни одного из самолетов. Пилоты неверно поняли диспетчера и решили, что разрешение на взлет получено. Они стали набирать скорость.

Диспетчеры пытались предупредить их, но помехи радиосвязи искажали их сообщения.Главный пилот KLM увидел второй самолет,когда уже было слишком поздно. Он отчаянно задрал нос самолета вверх, царапая хвостом полосу, однако взлететь ему не удалось. Один самолет врезался в другой на скорости 160 миль в час.

От удара с KLM самолет Pan Am отшвырнуло на 500 футов, после чего он взорвался из-за возгорания топлива. Взрыв был настолько мощный, что потушить пламя удалось только на следующий день. Все, кто были на борту, погибли.

Когда команды спасателей выехали на полосу, они не бросились на спасение выживших на борту Pan Am. Вместо этого они устремились к горящим обломкам KLM. Целых двадцать минут в полном хаосе пожарные и спасатели думали, что им нужно справиться только с одной катастрофой.

Про самолет «Пан Ам» никто не подумал. Его двигатели все еще работали на полную мощность, так как в момент столкновения пилоты пытались развернуть самолет, но теперь проводка была повреждена и выключить двигатели было невозможно.

От столкновения половину крыши самолета сорвало, а пассажиров засыпало обломками. По салону быстро распространялось пламя, все обволакивал дым. Чтобы выжить, действовать надо было быстро. Надо было расстегнуть ремни безопасности, вылезти на неповрежденное крыло через обломки и спрыгнуть с высоты десять метров.

Вполне реальный план спасения, однако далеко не все сделали хотя бы попытку спастись. Некоторые люди подскочили, выбрались сами, помогли выбраться своим знакомым и другим людям и выбрались из самолета. Большинство же людей оставалось на своих местах в замешательстве.

Вскоре взорвался основной топливный бак, и все, кто находился на борту, погибли – за исключением 60 человек, успевших выбраться из самолета.

Как пишет Аманда Рипли в своей книге «Невероятно» (Unthinkable), последующее расследование показало, что на спасение у выживших была только одна минута, до того как взорвался топливный.бак.

За эту минуту еще несколько десятков людей успело бы спастись с горящего самолета, но они не смогли ничего предпринять, не смогли избавиться от овладевшего ими паралича.

Что это? Опять же — неуверенность. Бежать? Не бежать? Спасут? Не спасут? Это опасно? Не опасно? Это да? Это нет? А может, всё обойдётся? А, может… Бах! И нету Кука.

Что же делать?

Само собой — ускорять мышление.

Как его ускорять? Да легко —

Мышление тем быстрее, чем более уверен человек.

Вы можете сказать: «Уверенность бывает ложной». Да, это так. Но мышление всё равно быстрее. И, само собой, ответственность каждого человека

  • а) ускорить мышление, повысив уверенность
  • б) пользоваться для мышления истинными данными.

Но сейчас мы говорим лишь о повышении уверенности.

Итак, как повысить уверенность и ускорить мышление?

Для этого существуют тысячи методик и сотни направлений. Среди них есть как истинные, так и ложные. Как отличить одни от других?

Критерий один — когда вы работаете над собой, и ваша уверенность растёт — вы на правильном пути. Но если вы всё больше и больше сомневаетесь, всё больше и больше колеблетесь, всё больше «думаете»… Тогда это неправильный путь.

Какие пути существуют?

  • Хороший путь Норбекова — он здорово повышает уверенность, но справляются лишь самые уверенные.
  • Хороший путь гимнастики Белояр — уверенность растёт, но в меньшем количестве областей (только по управлению телом).
  • Есть путь прояснения слов , но сложно самому разобраться (хотя если въехал в тему — не остановить 🙂).
  • Есть путь одитинга. Но здесь нужно РАБОТАТЬ, пахать и отпахивать. Далеко не всем по плечу.
  • Есть путь обучения — когда вы из уверенности сплетаете прочную «кольчугу» соединённых и связанных фактов и законов. Здесь тоже сложно — но проще в том смысле, что вы сами решаете, что с чем сплетать для получения уверенности. Да и источников знаний полно.

Путей множество… Осталось выбрать тот, который подходит именно вам.

А теперь ответ на вопрос в начале статьи:

Как связаны уверенность, мышление и эмоции?

Ответ прост: чем больше уверенность, чем скорее мышление — тем лучше человек себя чувствует. Это энтузиазм, сильный интерес и прочие эмоциональные «вкусняшки».

Чем меньше уверенность, тем медленнее мышление, и тем хуже самоощущение.

  1. Вы злитесь? Значит, есть неуверенность. И вы можете предсказать, как «быстро» вы будете думать по отношению к тому, на что злитесь.
  2. Вы боитесь? Значит, вывод: неуверенности ещё больше, а скорость мышления ещё ниже.
  3. Вам всё безразлично? Неуверенности под потолок. Ещё чуть-чуть, и причина безразличия поглотит человека. О скорости мышления здесь мы вообще не говорим.

Итак, теперь у вас есть критерий оценки скорости мышления и уверенности — эмоция.

  1. Чем выше и лучше эмоция, тем быстрее думает человек, и тем больше он уверен.
  2. Чем более низкая, более разрушительная, более подавляющая эмоция — тем медленнее думает человек и тем меньше уверенности.

Вывод прост: вы чувствуете отрицательную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, у вас есть над чем работать.

Вы чувствуете положительную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, вы можете ещё больше увеличить и знания, и уверенность в этой области.

Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности!

Пишите ваши вопросы и делитесь победами в комментариях!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top