Жены адама по библии. Кто вы - потомки Лилит? Как сложилась дальнейшая жизнь Лилит

Жены адама по библии. Кто вы - потомки Лилит? Как сложилась дальнейшая жизнь Лилит

Далеко не все знают, что до сотворения Евы существовала Лилит - первая жена Адама. Согласно древнейшим апокрифам, она была создана Богом из глины. Впоследствии она ушла из рая и стала одним из страшнейших демонов, будучи несправедливо обиженной как мужем, так и своим создателем.

Упоминания о Лилит - первой жене Адама

Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах. Таковыми считались книги, написанные в библейские ветхозаветные времена или при жизни и после смерти Иисуса, которые не принимались официальной церковью в качестве достойных внимания и общепризнанных источников. Таким образом, до сих пор ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не считают факт существования Лилит соответствующим канонам их веры.


В то же самое время сущность Лилит активно была задокументирована в ранних семитских мифах, где она являлась покровительницей злых духов ночи. Она губила женщин и маленьких детей, а также соблазняла мужчин. Более подробно о ее силах и статусе вы можете прочитать в соответствующей статье про демоницу Лилит на нашем сайте. Здесь мы постараемся более подробно рассказать именно об отношениях первой женщины и первого мужчины, а также об источниках этой информации.

Глубже всего образ этой женщины раскрывается в каббале. Согласно этому мистическому иудейскому учению, Лилит символизирует негативное женское начало, равно как Каин - анти-мужское, а демон Самаэль - анти-божественное. Считается, что Лилит воплощает в себе всех адских демонов и является их королевой. Стоит отметить, что иудаизм не отвергает каббалу, а считает ее продолжением религиозной и научной традиции еврейского народа. Именно поэтому первая женщина, созданная из глины, имеет весьма веское право на существование наряду с другими демонами и ангелами.

Адам и Лилит - история совместной жизни

Лилит, согласно апокрифам, была сотворена Богом вместе с Адамом. Для ее создания он использовал простую глину. Таким образом, по праву сотворения они были равными. Однако Бог отдал первую женщину - Лилит, словно вещь, в пользование Адаму. Долгое время они были вместе - временные рамки пребывания людей в райском саду никак не обозначаются в Писании.

Согласно популярной среди феминисток легенд, Лилит была доброй женой и стремилась во всем соответствовать своему мужу. В то же самое время ей претила сама идея неравенства. Основной конфликт между парой самых первых людей возник из-за сексуальных отношений. В один момент Лилит потребовала от мужа, чтобы при занятии любовью она находилась сверху. Адам же отказался подчиняться ей, как она подчинялась ему, и пошел жаловаться Богу на непокорную жену.

Узнав о гневе Господа, Лилит решила бежать из райского сада. Для этого она назвала тайное имя Бога и с помощью его силы поднялась над водой и полетела прочь из Эдема. Однако у Красного моря трое посланных за ней ангелов-преследователей смогли настигнуть ее. Она была жестоко наказана - в сути этого наказания легенды расходятся. По одним мифам считается, что она постоянно чувствует боль сотни умирающих родных детей каждый день. Другие гласят, что она была изуродована. Третьи - что она просто стала бесплодной и могла рожать исключительно демонов.

Считается, что спас ее ангел Самаэль - который впоследствии стал Люцифером или же Сатаной. Их действительно объединяли общие цели и стремления. Именно поэтому образ Лилит часто сопровождается змеями, ведь Змей - это одно из обличий дьявола.

Почему ушла первая жена Адама - Лилит из Библии


Как можно понять из основных мифов о Лилит, сотворенная из глины женщина сбежала из-за нежелания мириться с установленным порядком вещей. Крайне интересную параллель этой притче проводят историки и культурологи. Первые мифы о Лилит возникли как раз в момент перехода человечества от матриархального строя к патриархальному. В то время любые попытки женщин заявить о своих правах воспринимались обществом в штыки. Соответственно, унижение Лилит и ее первенство в мире вполне явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам.

Другой причиной ухода Лилит была гордыню, которая заключалась в неподчинении Господу. Некоторые каббалисты считают, что Лилит действительно любила Адама и таким образом хотела лишь проверить, любят ли её муж и Бог. В итоге она оказалась жестоко наказана. Окончательное уничтожение доброго и светлого материнского начала в первой женщине закрепилось созиданием Евы из ребра Адамова. Сам факт такого происхождения подразумевал подчиненность новой женщины мужу. В итоге, неудивительно, что Ева и Лилит во многом являются антагонистическими друг другу образами.

При этом некоторые толкователи считают, что грех Лилит был намного меньшим, чем грех Евы. Ведь женщина из глины сама ушла из райского сада, а не была изгнана - Господь был готов простить ее. В то время как Ева прямо нарушила господню волю, съев запретный плод.

Дети Лилит и ее пещера

Мифы не сохранили информации о детях Адама и Лилит, хотя сейчас некоторые религиоведы считают, что таковые существовали. Их детьми были хтонические чудовища и великаны - не злая и не добрая сила, являющая собой исключительно земное творение, возникшее не по воле Господа, а сотворенное самой первой из женщин. Именно поэтому упоминания о таковых существах встречаются во всех мировых религиях, кроме авраамических. Иудеи, мусульмане и христиане решили просто убрать из истории всю информацию о подобном противлении Божьей Воли со стороны первой женщины.

Согласно легенде о Лилит, впоследствии она стала существовать в двух ипостасях. Старшая Лилит стала супругой Самаэля и матерью всех демонов, в то время как Младшая олицетворяла собой похоть и являлась спутницей демона Асмодея. Младшая Лилит жила в пещере и выходила в мир лишь ночью, соблазняя случайных путников и мужчин, которые оставались дома одни. Она же заведовала и сотнями подчиняющихся ей духов - суккубов, инкубов и ночных призраков лилим, которые крали дыхание младенцев. Именно поэтому в ортодоксальных иудейских общинах до сих пор существует традиция, по которой юношам нельзя ночевать в одиночестве, а отец ребенка в последнюю ночь перед обрезанием обязан читать до рассвета над малышом Тору.

В целом, можно сказать, что этот мифический образ действительно существовал у разных народов Междуречья. Но впоследствии любые упоминания о супруге первого человека тщательно искоренялись, ведь история Адама и его первой жены никак не соответствовала устоявшимся патриархальным традициям. Сейчас находится все больше источников, подтверждавших существование и важность этой по-настоящему первой женщины в истоках христианской, мусульманской и иудейской веры.

Лилит. Первая женщина на Земле

Большинство людей на вопрос «Кто был первой женщиной на Земле?» ответят: «Ева, созданная Богом из ребра Адама». И окажутся неправы - первой женщиной была Лилит.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)

О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.

В семитской мифологии и иудаизме, Лилит - первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого "дара" ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.

"Ибо до Евы была Лилит", - гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму "Eden Bower". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.

В течение средних веков она изменилась под влиянием слова "лайил", что на древнееврейском значит "ночь". Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она - ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.

Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.

"- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: "Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
- Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
- Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
- Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
- Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
- Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
- Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.

Алфавит Бен-Сира (23а-b)

Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.

Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.

Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того, как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.

Еврейский миф о Лилит кристаллизуется в источниках времен изгнания. В Талмуде, закрепившем наследие периода еврейской государственности, упоминания о Лилит встречаются как-то рудиментарно. Позднейшее развитие легенда о Лилит получает в «Книге Зоар» (сияние), давшей начало еврейскому мистическому учению Каббала. Заметим, что кодификация Талмуда была завершена около 500 г. н.э. «Алфавит Бен-Сира» написан в эпоху гаонов, где-то в VII -X вв., а «Зоар» появилась в XIII в. Все эти книги написаны за пределами Земли Израиля. Разрушение Иерусалима Навуходонасором, а затем ликвидация еврейской государственности римлянами в 70 г. н.э. выбросили еврейский народ в изгнание, привели к созданию еврейской диаспоры. В течение 2000 лет евреи жили общинами, маргинальными по отношению к социо-экономическим структурам своих стран, к истории, религии, культуре и политике.

«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».

Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.

Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».

Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».

Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.

В Библии рассказывается история создания Земли и начала человечества. В тексте говорится, что человек был создан по образу Бога, а затем, обнаружив, что человек одинок, взял Бог ребро у Адама и создал Еву. Однако, существует предположение, что есть часть истории, о которой не говорится в Библии, и это то, что первой женщиной была Лилит, а не Ева.

Лилит была изгнана Богом за то, что она была более умной.

Лилит, как говорят, была первой женщиной в мире и была создана Богом одновременно с Адамом. Говорят, что Лилит была затем изгнана и отвергнута Богом после того, как было обнаружено, что она была сильнее и умнее, чем Адам и она не подчинялись командам Адама. Персонаж не упоминался в Библии, поскольку, как говорили, Лилит идет против традиции церкви, женщины должны повиноваться мужчине, и они находятся в более низком положении, чем мужчины.

Традиционная Библия прошла через множество религиозных фильтров, чтобы гарантировать, что она скрывает некоторые важные фрагменты. Однако есть часть, которая осталась в ней, из которой можно предположить, что Бог создал не только мужчину, но и женщину одновременно, а не позже, как это описано, когда ребро было взято у Адама.

Доказательство того, что мужчина и женщина были созданы в одно и то же время:

в оригинальном тексте Библии короля Иакова в Бытие 1: 27 говорится: «И создал Бог человека по образу Своему, по образу Божию: мужчину и женщину создал он».

Это заставляет нас поверить, что Бог создал одновременно мужчину и женщину. Говорят, что это самое ясное доказательство того, что оба они были созданы одновременно. Лилит была создана равной Адаму. В то время как у нее были разные репродуктивные органы, в общих чертах, они имели одинаковые силы и характер.

Но куда Лилит исчезла?

Католические церкви подвергли цензуре апокрифические тексты. Лилит была женщиной, у которой был твердый характер, и она была умной и, казалось, превосходила Адама. Однако, Адам был более доминирующим по своему характеру и имел плотский аппетит. В интимности Лилит потребовала то, чего Адам не смог сделать. Это вызвало конфликт и они не общались.

Тогда было только два человека. Предполагается, что она сбежала прямо в объятия дьявола. Говорят, что все существа жили в Эдемском саду, и были демоны. Это были существа, которые имели определенные функции, и им не разрешалось находиться в контакте с каким-либо другим существом. Лилит оставила Адама и отправилась к Самаэлю, одному из демонов, и она родила ему детей.

Говорят, что она тогда произнесла имя Бога, и Бог проклял ее с поколением, которое было рождено от Самаэля.

Лилит была превращена в демона, когда Бог проклял ее и всех ее потомков. Когда Лилит была проклята, Бог понял, что Адам снова одинок и решил сделать ему компаньона. На этот раз, чтобы убедиться, что компаньон будет послушным, он взял один из ребер Адама и создал Еву.

Лилит была первой женщиной, до Евы, но она была более умной и мятежной и обладала твердым характером, чем «должна» иметь женщина, поэтому она была наказана и осуждена.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной...

Лилит была первой женой Адама

В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети... А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания.

Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.


«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

...Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева...




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top