А нужен ли массаж? Массаж, как средство реабилитации инвалидов Классический лечебный массаж.

А нужен ли массаж? Массаж, как средство реабилитации инвалидов Классический лечебный массаж.

Профессиональный массаж ребенку в 3 года может назначить лечащий врач. В этом случае процедуры надо проводить курсом у квалифицированного специалиста. Обычно запись к массажистам есть в поликлинике и в платных оздоровительных центрах. При этом часть специалистов делает массаж детям на дому. Кроме того, массаж в домашних условиях ребенку могут делать и родители. Такие сеансы будут несколько менее эффективны. Но и у этого варианта есть свои преимущества. Во-первых, цена вопроса. Услуги массажиста могут быть слишком дороги для вашего бюджета. Самостоятельно делая массаж, вы сэкономите эти деньги. Во-вторых, многие дети с недоверием относятся к чужим людям. Соответственно, массаж детям на дому, выполненный мамой, может пройти в более комфортной атмосфере. А это уже влияет на пользу, которую несет процедура.

Методика массажа ребенку в 3 года

Массаж в домашних условиях ребенку предпочтительно выполнять в вечерние часы, перед ночным сном. Процедура помогает засыпанию. Все приемы массажа могут быть использованы в этом возрасте. Поглаживание, растирание, разминание, вибрация должны последовательно сменять друг друга, оказывая воздействие и на кожный покров, и на мышечную ткань. Сеанс общего массажа для вашего ребенка в 3 года может продолжаться 30-60 минут. Массаж по одному участку тела длится около 20 минут. Вначале процедуры используются приемы поглаживания по ходу лимфатических сосудов. Массировать ручки следует от кистей к подмышкам, ножки – от стоп к паху. Поглаживание выполняется либо всей ладонью, либо только подушечками пальцев. Движения массажиста должны быть очень плавными и легкими. После поглаживания следует перейти к приему растирания. Движения становятся энергичными, воздействие распространяется на глубокие слои мышц. Растирание способствует улучшению кровообращения, лимфооттока. Растирать ткани можно в разных направлениях. Массаж ребенку в 3 года предполагает применение приема разминания. Этот воздействие может быть болезненным для вашего малыша. Будьте особенно осторожны. Во время разминания массажист захватывает ткани всей кистью, выполняет приемы выжимания, сдвигания. Не стоит слишком долго выполнять разминание. Достаточно будет нескольких минут для одной зоны. Далее можно выполнить приемы вибрационного массажа в течение 5-10 минут. Завершает сеанс повторение поглаживания. Чтобы малыш смог расслабиться во время массажа, ласково разговаривайте с ним, улыбайтесь, смотрите прямо в глаза. Массаж детям в 3 года и старше у профессионалов следует проходить курсом по 10-15 процедур через день. Сочетать массаж для общего оздоровления можно с процедурами закаливания и гимнастикой.

Когда надо и когда нельзя делать массаж

Причиной назначения массажа ребенку в 3 года могут стать нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Кроме того, для укрепления мышц, общего оздоровления организма, улучшения координации движений могут быть назначены курсы профилактического массажа. Есть данные медицинских исследований о пользе профилактического сеанса не только для физического здоровья, но и для умственной деятельности и психологического равновесия малыша. От массажа придется отказаться, если у ребенка высокая температура, острое инфекционное заболевание, кожные проблемы, аллергические реакции, расстройства желудочно-кишечного тракта. Массаж детям на дому и в поликлинике лучше не делать, если малыш необычно капризен, плаксив, находится в плохом настроении. Такие проявления негативного настроя сделают процедуру бесполезной и даже вредной для ребенка.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.

К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребенку уделялся много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный «отдых». Но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки; воспитывается осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате, и в этом я убеждаюсь ежедневно, работая с детьми в детском саду и в поликлинике, многие 4-5-6-летние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч и т. д. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (Не бегай! Не шуми! Не мешай!), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребенка, на его общем самочувствии.

Особую тревогу у меня, как у врача, вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний топорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Часто родители оправдывают свое бездействие тяжелыми условиями современной жизни, занятостью, отсутствием специальных знаний и материальных возможностей. Но физическое воспитание не требует особых условий и подготовки. Научите своего ребенка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, побольше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазать, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребенка активно двигаться, прививать ему интерес и любовь к своему телу.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж - научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (т. е. близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) и т. д. оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека. Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после нее. Однако не следует утомлять ребенка слишком сложными или продолжительными упражнениями т. к. массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм. Широко используются пассивные движения (т. е. движения, выполняемые ребенком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приемов. Применяются все приемы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше - подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, легкие ударные приемы - все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приемов, можно менять характер воздействия.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий. Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приемы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приемов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание --более медленное и глубокое, ударных приемов меньше.

В любом случае массаж должен быть безболезненным. Это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). У ребенка болезненные приемы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создает устойчивую негативную установку.

Главным критерий правильности проведения массажа - настроение ребенка. Если ребенок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным - значит, все сделано хорошо.

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА

Местом проведения массажа может быть любая твердая поверхность, лучше всего - специальный массажный стол, но в домашних условиях подойдет топчан, широкая скамья, стол и т. п. Можно делать массаж на полу или на жестком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие - твердая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребенка, но и на мягкий диван или кровать. Желательно, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той же позе достаточно утомительно). Воздух в комнате должен быть теплым, но свежим, в теплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием.

Массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком. Ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа - это просто опасно, ребенок может подавиться. Если малыш капризничает - значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день. При ухудшении самочувствия ребенка, при возникновении у него неприятных ощущений, время сеанса следует уменьшить или даже временно отменить массаж.

Руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, ногти коротко острижены. Часы, кольца, все, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, руки - открытыми до локтей.

В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк. Лучше всего массировать чистыми руками, т. к. маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приемов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребенка. Кроме того, возможна аллергическая реакция на эти средства. Если ваши руки слишком сухие, смажьте их кремом до массажа, при повышенной потливости ладоней - припудрите небольшим количеством талька.

Во время проведения массажа обязательно разговаривайте с ребенком, поддерживайте у него хорошее настроение.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Правильно проведенный массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методом лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях. Нарушения развития или заболевания костно-мышечной системы, наиболее распространенными из которых являются: плоскостопие, плоско-вальгусные стопы, косолапость, искривление костей нижних конечностей, нарушения осанки, сколиозы, нестабильность суставов, деформации грудной клетки и т. д. Заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмония, бронхиальная астма), органов кровообращения (пороки сердца, вегето-сосудистая дистония), органов пищеварения (дискинезия желчно-выводящих путей, колиты, гастриты), некоторые заболевания почек, ночной энурез, нарушения обменных процессов (ожирение, гипотрофия) и т. д. Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов. Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан.

Противопоказания:

любые острые лихорадочные состояния (сопровождаются повышением температуры тела и симптомами общей интоксикации); острые воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлов, мышц, суставов (проявляются местными реакциями, покраснением, припухлостью, болью, повышением температуры, иногда общим ухудшением состояния) (см. выше); заболевания крови, наклонность к кровотечениям; остеомиелит, туберкулез костей и суставов; активная фаза легочного туберкулеза; заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей; обострения любых хронических заболеваний; врожденные пороки сердца с признаками декомпенсации; сахарный диабет; опухоли любой природы, новообразования на коже; кожные заболевания инфекционной и грибковой природы.

Здесь перечислены основные противопоказания, однако, чтобы не на- вредить своими действиями ребенку - посоветуйтесь с врачом и заручитесь его поддержкой.

ПРИЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА

Техника массажа слагается из множества отдельных приемов, которые можно свести к следующим пяти основным:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • ударные приемы;
  • вибрация.

Кроме указанных основных приемов применяются еще и вспомогательные, которые представляют собой, по существу, варианты перечисленных основных.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Сущность этого приема, как это следует из самого названия, заключается в поглаживании данной области тела, производимом в определенном направлении. С поглаживания чаще всего начинает ся массаж, и им же он обычно заканчивается.

Кроме того, поглаживание выполняется также между другими приема ми массажа.

Поглаживание оказывает значительное воз действие на центральную и периферическую нервную систему, кожу, кровообращение и лимфоток.

При медленном мягком выполнении приема снижается возбудимость нервной системы, т. е. проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект. Такой характер поглаживания позволяет снять или снизить болезненность при травмах и заболеваниях нервно-мышечной системы.

Быстрое и энергичное поглаживание способствует некоторому повыше нию тонуса нервной системы.

Поглаживание очищает кожу от омертвевших клеток эпидермиса, час тиц пыли и микробов. При этом открываются протоки потовых и сальных желез, улучшается их деятельность и кожное дыхание, усиливается кровообращение и питание кожи (она становится более мягкой и эластичной), повышается местная температура.

Поглаживание улучшает отток лимфы и крови (причем не только из сосудов, подвергающихся сдавливанию, но и сосудов смежных областей), что способствует уменьшению застойных явлений и отека тканей.

Разновидности приема: плоскостное поглаживание; обхватывающее поглаживание.

Плоскостное поглаживание.

Плоскостное поглаживание в свою очередь делится на поверхностное поглаживание и давящее (с отягащением).

Движение рук происходит в различных направлениях: продольном, поперечном, круговом, зигзагообразном и т. д.

Обхватывающее поглаживание.

Обхватывающее поглаживание делится на: обхватывающее поверхностное поглаживание; обхватывающее глубокое поглаживание; обхватывающее прерывистое поглаживание.

Обхватывающее прерывистое поглаживание оказывает стимулирующее действие и применяется с целью оживления местного кровообращения в тканях, усиления сократительности мышц, возбуждения сосудистых стенок глубоких сосудов, а также раздражения глубоких нервных стволов.

Особенность выполнения всех разновидностей поглаживания зависит от массируемой области. там где нет возможности использовать основные приемы, применяют вспомогательные. такие как: гребнеобразный (костяшками пальцев, применяется в местах массивной мускулатуры), глажение (тыльной стороной кисти), граблеобразное поглаживание (кончиками расставленных пальцев), щипцеобразное поглаживание (легкое пощипывание).

РАСТИРАНИЕ

Суть приема состоит в смещении или растяжении тканей в различных направлениях. При растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней. Другими словами: растирание - это массаж глубже лежащих тканей через кожу.

Смещение и растяжение тканей приводит к усилению кровообращения за счет расширения сосудов и ускорения кровотока. температура кожи при этом повышается на 1,5 - 3 градуса. К тканям доставляется больше кислорода, питательных и биологически активных веществ, быстрее удаляются продукты обмена, рассасываются затвердения, паталогические отложения и скопления жидкости в тканях.

Это действие растирания широко используется в лечебном и спортивном массаже.

Энергичное растирание повышает сократительную функцию и тонус мышц, увеличивает эластичность, подвижность тканей.

Существует несколько разновидностей приема: растирание подушечками пальцев; растирание основанием ладони; растирание тыльной поверхностью сложенных в кулак пальцев; растирание подушечкой отдельно большого, указательного или среднего пальца; растирание локтевым краем кисти.

К вспомогательным приемам относятся: штрихование, строгание, граблеобразное и гребнеобразное растирание, пиление и пересекание, щипцеобразное растирание.

РАЗМИНАНИЕ

Разминание состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и смещении тканей. Это трудоемкий и технически сложный прием, занимающий много времени почти в любом виде массажа.

Разминание сильнее, чем все другие приемы, воздействует на нервно-мышечный аппарат.

Под влиянием разминания в мышцах значительно увеличивается лимфо- и кровообращение, активизируются окислительно-восстановительные процессы, улучшается питание тканей, ускоряется выведение продуктов обмена, что способствует более быстрому восстановлению работоспособности мышц (особенно уставших). Мышцы становятся более крепкими и эластичными, поэтому разминание можно рассматривать как своеобразную пассивную гимнастику для мышц и эффективно применять с профилактическими целями или для ликвидации атрофии мышечной системы.

При медленном темпе разминания, но сильном и длительном обычно снижаются возбудимость и тонус мышц (расслабляющее действие), и наоборот, при более быстром по темпу, поверхностном и коротком по времени разминании происходит повышение возбудительных процессов и тонуса мышц (тонизирующее действие).

Разновидности приема: поперечное разминание и продольное.

К вспомогательным приемам разминания относят: валяние, накатывание, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное разминание, пощипывание, сжатие.

ВИБРАЦИЯ

Вибрация характеризуется применением быстрых колебательных и толчкообразных движений, вызывающих сотрясение тканей.

Благодаря упругости тканей механические колебания, возникнув на поверхности, распространяются в виде волн. При этом в зависимости от силы и мощности вибраций волны могут проходить не только по поверхностным тканям и мышцам, а могут проникать вглубь и вызывать вибрацию внутренних органов, глубоколежащих сосудов и нервов.

Легкое сотрясение тканей действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное - возбуждающе. Сотрясение тканей действует обезболивающим действием, что используется при различных травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Вибрация в сочетании с другими массажными приемами способствует лучшему оттоку лимфы, межтканевой жидкости и венозной крови, увеличению сократительной способности мышц. Прием стимулирующе воздействует на функцию коры надпочечников, активизирует восстановление тканей и сокращает сроки образования костной мозоли.

Сотрясения, вызываемые действием вибрации, возбуждающе влияют на функцию внутренних органов (усиление перистальтики кишечника, секреторной функции желудка, печени, бронхов.

Различают точечную и непрерывную вибрации

К вспомогательным приемам непрерывной вибрации относят: потряхивание, сотрясение, встряхивание, подталкивание.

УДАРНЫЕ ПРИЕМЫ

При выполнении ударных приемов ткани тела подвергаются ритмичным и частым ударам, совершаемым различными частями кисти и пальцев массажиста.

При энергичном и быстром проведении ударные приемы тонизирующе действуют на центральную нервную систему и нервно мышечный аппарат и нередко используются только с этой целью. При различных паталогических процессах они способствуют уменьшению и даже прекращению болей, в связи с чем могут применяться как "отвлекающее" средство при массировании тканей, расположенных рядом с болевыми участками.

Разновидности приема: пунктирование; поколачивание; похлопывание; рубление; стегание.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Весьма часто применяются и сочетания массажных приемов, которые называются комбинированными, например:

  • разминание и потряхивание;
  • сдвигание и надавливание;
  • сжатие и растяжение;
  • растяжение и вибрация;
  • надавливание и вибрация;
  • надавливание и растирание;
  • поглаживание и потряхивание.

Сочетание отдельных приемов, суммируя эффекты, производимые отдельными массажными приемами, имеет большое физиологическое значение. Кроме того, объединяя различные приемы и изменяя их последовательность, можно производить смену работающих мышц своих рук и таким образом облегчать выполнение массажа.

Детский церебральный паралич – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола или капсулы мозга.

Пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

Различается по течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать . При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Сегодня, человек, имеющий инвалидность, может вести вполне социально активный образ жизни. Немаловажна в процессе реабилитации, поддержка близких, и, конечно, вовремя оказанная медицинская поддержка. Методы врачебного воздействия могут проявляться в различных формах. В частности, особая роль принадлежит такому методу, как общий массаж. Именно влияние массажа на организм инвалида может оказать ничем невосполнимую помощь.

Лечение массажем активно применяется при всех нарушениях в работе опорно-двигательной системы, в частности, при переломах, растяжениях и ушибах. После перенесённых тяжелейших заболеваний, к которым относятся такие болезни, как инсульт или инфаркт, массаж позволяет остановить процессы, связанные с патологическими изменениями в организме, вызванными состоянием неподвижности. Массаж позволяет нормализовать кровообращение и предотвращает возможные послеоперационные осложнения. Лечебные свойства массажа проявляются и при лечении таких больных, у которых вследствие ампутации различных конечностей, произошли обменные нарушения в организме.

Особое место занимает массаж такой категории инвалидов, как дети. Как правило, у детей-инвалидов нарушены все жизненно важные процессы, поэтому для их восстановления массажные процедуры крайне необходимы. Иногда, массаж позволяет излечить такие случаи, которые даже не поддавались операционным воздействиям. Помимо того, что массаж восстанавливает физическое состояние человека, так ещё и благотворно влияет на психическое здоровье. Особенно это важно для таких людей, которые перенести операцию по ампутации конечностей. Массаж предотвращает развитие депрессии у данной категории больных.

Инвалидность не лишает человека жизненных сил, и даже позволяет в большей степени раскрыться многим потенциалам организма. Безусловно, поддержка близких играет первостепенную роль, только их забота и уход помогают привести человека, получившего инвалидность, в нормальное психологическое и физическое состояние.

В случаях, когда больному необходим массаж в лечебных учреждениях, может возникнуть проблема с транспортировкой. Но современная медицина богата специализированной техникой для реабилитации инвалидов. И, конечно, существует такая услуга, как вызов домой профессионального массажиста. И не стоит переживать за качество услуг таких специалистов, так как они работают с современными средствами медицины и по новейшим методикам. Обычно, у врача, выезжающего к больному домой, есть специальный массажный стол, который легко переносится в специальной сумке.

Для тех, у кого позволяют финансовые возможности, есть прекрасная альтернатива массажисту, это прекрасное массажное кресло, которое можно приобрести в специализированных магазинах. На сегодняшний день в магазинах представлены множество вариантов различных кресел для массажа, которые подстраиваются под тело человека, могут измерить его давление, частоту сердцебиения и обладают рядом других полезных функций.

Также есть специальный массажный матрас, который воздействует на всё тело и активизирует процессы в организме человека, предотвращающие застаивание и атрофию мышечной ткани.

Важно помнить, что ни в коем случае не следует использовать массажное оборудование без согласования с врачом. Так, как его применение может отрицательно сказаться на здоровье больного.

Целебные свойства массажа оценили тысячи людей по всему миру благодаря ему каждый день люди снова встают на ноги, у них появляется вера в себя и надежда на светлое будущее.

На вопросы отвечает Елена Анатольевна Бердникова, педагог и массажист из г. Екатеринбурга.

Очень часто детям назначают массаж. Если для здорового ребенка это средство развития, то для ребенка с заболеваниями – это своего рода лекарство. При каких заболеваниях чаще всего врачи назначают массаж?

- Курс массажа назначают деткам при следующих заболеваниях:
Врождённая мышечная кривошея
Врождённый вывих, подвывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава
Врождённая косолапость
Пупочная грыжа
Перинатальное поражение центральной нервной системы(повышение, понижение, ассиметрия мышечного тонуса)
Гипотрофия
Рахит
Плоскостопие
Нарушение осанки
ДЦП
Задержка психического развития
Нарушение речевого развития и т.д.
- Отличается ли по методике проведения массаж, который делается детям с разными заболеваниями? (ДЦП – один вид массажа, проблемы ортопедии – другой)
- Конечно, отличается. У детей с ДЦП мышцы либо напряжены (гипертонус), при массаже их нужно расслаблять, воздействуя медленно и монотонно, либо расслаблены (гипотонус), тогда нужно стимулировать группы мышц.
Массаж очень специфический, часто некомфортный для ребёнка, т.к. во время проведения мышцы малыша «заставляют работать».
Существуют и нетрадиционные методы массажа для таких деток. Вообще работа с такими малышами ведётся в комплексе с лечением у детского невролога, ортопеда (при необходимости используются корригирующие этапные гипсовые повязки, протезно-ортопедическая обувь, стельки), восстановительный массаж, физиотерапия, нетрадиционные методы (иглорефлексотерапия, БАДы).
При ортопедических проблемах массаж сочетается с лечебной гимнастикой, физиотерапией, лечением положением, обязательным наблюдением у ортопеда. И массаж, и гимнастика довольно специфические для каждого заболевания.
- Детям-инвалидам как часто делается массаж в течение года, как часто, если учесть различные заболевания?
- Детям-инвалидам массаж назначает доктор, самодеятельность в этих случаях не всегда бывает полезна для ребёнка. Доктора принимают деток с родителями в специальных центрах для детей-инвалидов, где с ними работает целый штат специалистов. Там же родителей обучают гимнастике и массажу, который они могут делать дома самостоятельно без ущерба для здоровья ребёнка. Желательно проводить не менее 6 курсов массажа в год по 30 процедур.
***Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата массаж также назначает доктор (ортопед). Как правило, назначение даётся после УЗИ-обследования. Это УЗИ тазобедренных суставов при дисплазии, шейного отдела позвоночника при мышечной кривошее и т. д. После курса массажа, результат оценивается в течение месяца. А затем доктор осматривает малыша и даёт следующие рекомендации: либо повторить курс массажа, либо провести курс ЛФК, либо делаются другие назначения.
***При ППЦНС курс массажа назначает невролог, по опыту - не менее 4 курсов за 1 год жизни.
***Гипотрофия и рахит бывают 1, 2 и 3 степени тяжести. 1степень – лёгкая, в данном случае, как правило, проводится общий массаж и гимнастика по возрасту, при 2 (средней тяжести) и 3 степени тяжести (тяжёлые проявления) проводится более лёгкий массаж и гимнастика.
- Частая проблема ДЦП, такому ребенку-инвалиду требуется индивидуальная программа по реабилитации, какое место в ней занимает массаж? И каких результатов можно добиться с помощью массажа?
- ДЦП диагностируется с 4-6-8 месяцев, при оценке развития мышечной активности ребёнка. Действительно, для каждого малыша разрабатывается специальная индивидуальная программа, включающая и массаж. С помощью массажа можно расслабить напряжённые мышцы, снять, или уменьшить гипертонус мышц, в зависимости от степени поражения, либо, наоборот, при мышечном гипотонусе заставить мышцы напрягаться.
В любом случае массаж оказывает положительное регуляторное влияние на деятельность всех физиологических систем организма, посредствам рефлекторного воздействия на центральную нервную систему, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники и приемов может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие. Укрепляет костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную вертикализацию и адекватную работу внутренних органов.
- Может ли мамочка сама проводить массаж, пусть не профессиональный, поддерживающий, между сеансами профессионального массажа? Где этому учат?
- Конечно, мама может, даже должна сама проводить массаж своему малышу. Это в первую очередь нежные поглаживания, растирания малыша, гимнастика по возрасту, развивающие спортивные игры. Исследования подтвердили, что ранние прикосновения мамы к малышу снижают в детском организме уровень гормонов стресса, способствуют набору веса и повышают иммунитет. Но чтобы быть уверенной, лучше предварительно попросить врача показать некоторые приемы. Благодаря прикосновениям мамы у ребенка создается чувство защищенности и любви. Массаж – хороший способ пообщаться с малышом, передать ему свою любовь и заботу, а также зарядиться хорошим настроением, ведь, как известно, контакт с ребенком улучшает психологическое состояние мамы.
Рекомендации по их проведению может дать педиатр, невролог, ортопед, медсестра по ЛФК, массажист. Есть много литературы по детскому массажу, видеокурсов на dvd дисках, на многих интернет-сайтах для родителей, конечно, есть и курсы детского массажа при государственных (мед. колледж) и коммерческих образовательных учреждениях. Когда я работаю с малышом, то обязательно показываю мамочкам комплекс гимнастики и элементарные массажные движения, которые она может проводить с малышом в промежутках между курсами массажа.
- У детей с задержкой психического развития наблюдаются ли изменения к лучшему после массажа?
- Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние.
Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук.
Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам.
Исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.
Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность. Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость.
Безусловно, при надлежащих занятиях, усердии со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей, медиков и педагогов. Одним массажем здесь не обойтись, хотя и массаж даёт свои значимые результаты.
Диагностировать задержку возможно в возрасте 3-4 года. В детских дошкольных учреждениях проходят занятия с малышами, начиная с первых дней поступления их в ДДУ. Часть детей хорошо справляются с образовательной программой, а некоторые детки с трудом овладевают ею. На таких деток обращается особое внимание персонала ДДУ (педагогов, медиков, логопедов, психологов). С ними ведутся дополнительные коррекционные занятия, подключаются к активной работе родители. В некоторых случаях результат очень радует и детей, и родителей, и педагогов, а иногда результаты огорчают. Это зависит от степени задержки, желания родителей помочь своему чаду, квалификации персонала ДДУ.
Чтобы вам не пришлось «выправлять» задержку, занимайтесь с малышом с рождения, старайтесь уделять ему внимание тогда, когда это необходимо вашему чаду, подключайте к воспитанию и развитию всех членов семьи. Массаж приносит пользу ребенку с первых дней жизни, так как он развивает и укрепляет мышцы, способствует тренировке сердечно-сосудистой системы, положительно влияет на нервную систему и способствует лучшему пищеварению. Массаж имеет огромное значение и для эмоционального развития крохи.
Как известно, малыши, которым регулярно делают легкий профилактический массаж, лучше спят, меньше капризничают и бывают более общительными и спокойными, соответственно массаж влияет и на развитие мозговой деятельности, на формирование многих психических функций: логического мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top