Блок на поле куликовом год написания. Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом

Блок на поле куликовом год написания. Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом

Ларисе Булиновой в память о незакатных зорях нашей юности
4 . Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издал и ... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине . Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем... "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи... 31 июля 1908 Чтобы понять это стихотворение, перечитаем другое - "Забывшие тебя ": ЗАБЫВШИЕ ТЕБЯ В туманную и злую высь. Народ роптал, вожди лишились сил . Их молний сноп дробил. И руки повисали, словно плети, И жены кутались в платки. И я, без сил, отстал, ушел из строя, За мной - толпа сопутников моих, Нам не сияло небо голубое, И солнце - в тучах грозовых. Надеясь отыскать пути... Забывшему Тебя. 1 августа 1908 (...и обратите внимание на даты.) Вот , кто лирический герой четвёртого стихотворения "На поле Куликовом" - забывший Тебя . И он - поставлен в те же декорации, что и герой первого стихотворения цикла : И там "мнут ковыл ь " , и здесь "пригнулись к земле ковыли " . И там " степная кобылица " , и здесь " степных кобылиц табуны " . И там - "тоска безбрежная", и здесь - "вековая тоска". Различие в том, что в первом стихотворении: "ясен долгий путь", а четвёртом : "я... /Не знаю, что делать с собою". И указана причина: если в первом стихотворении "я" и "ты" неразделимы - "я" вообще нет, есть только " мы", то в четвертом: " Ты кличишь меня из дали", "я... не знаю... куда мне лететь за тобой ". То есть " тебя " рядом нет. И еще одно... Это словечко "опять "... Оно показывает, что та, первая битва, осталась в прошлом. Однако на поле Куликовом снова и снова, опять и опять "рокоты сечи, трубные крики татар "... Вот только теперь у нашего героя: "И руки повисали, словно плети, Когда вокруг сжимались кулаки, Грозящие громам, рыдали дети, И жены кутались в платки. И я, без сил, отстал, ушел из строя " Ах да, не так: ... светлые мысли, Сожженные темным огнем... Ему безразличн о идущ ее... недалеко ? рядом? вокруг него? - сражение , котор ое , судя по всему, на этот раз выиграют татары... У него - своя битва, которую он тоже проигрывает: И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! И ещё одна мелочь правописания. В этом, четвёртом стихотворении цикла "На поле Куликовом" герой обращается не к героине предыдущего - третьего : которая "в одежде, свет струящей ", и которая величается торжественно Ты . Здесь молят простую женщину: "куда мне лететь за тобой!" , и здесь ты - с букв ы маленькой . Но молят с той же истовостью: "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Сравните: Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. И есть еще пара строк, которые окончательно уравнивает обеих: Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издал и ... З десь -то в слове "Ты" буковка "Т" заглавная только ли потому, что она в начале строки?! А тогда как же вот это?- И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты ... Как там формулировали христианские богословы? - неслиянны, но неразделимы. P.S. Кстати, о стихотворении "Забывшие Тебя". Поначалу - это было очень длинное стихотворение. Неудивительно, что оно распалось, что из него выкристаллизировались - три: заглавное - мистическое и горькое, не менее горькое, но куда более реалистическое "О доблести, о подвигах, о славе" и третье - одно из самых светлых стихотворений Блока во всём III томе. Но сначала, давайте сравним потерявшего тебя поэта из "О доблести..." и потерявшегося воина из "Забывшего Тебя" : И час настал. Свой плащ скрутило время, И меч блеснул, и стены разошлись. И я пошел с толпой - туда, за всеми, В туманную и злую высь. И: Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Далее: За кручами опять открылись кручи, Народ роптал, вожди лишились сил. Навстречу нам шли грозовые тучи, Их молний сноп дробил. И: Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... Далее: Скитались мы, беспомощно роптали, И прежних хижин не могли найти, И, у ночных костров сходясь, дрожали, Надеясь отыскать пути... И: Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Далее: Напрасный жар! Напрасные скитанья! Мечтали мы, мечтанья разлюбя. Так - суждена безрадостность мечтанья Забывшему Тебя. И: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Вот так... Как в странном, даже не кривом, а каком-то наобротном зеркале Ты отражается в тебе , а предательство воина - в покинутости поэта... Эти два стихотворения в III томе Блока идут подряд, одно за другим, третье - последнее - в книге появится гораздо позже, но я, не удержусь и приведу его полностью: Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли. Ты обо мне, быть может, грезишь в эти Часы. Идут часы походкою столетий, И сны встают в земной дали. И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри: Всё та же ты, какой цвела когда-то, Там, над горой туманной и зубчатой, В лучах немеркнущей зари. 1 августа 1908 Зубчатая гора ... Если из блоковского Шахматово смотреть всторону менделеевского Боблово, то "зубчики" - это еловый (или сосновый?... не помню...) лес. А немеркнущая заря... В Подмосковье не бывает белых ночей. Но, знали бы вы - как это, когда у тебя есть личная богиня!

При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический “оптимизм” стихов “На поле Куликовом” двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: “И вечный бой!”, но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX века, продолжающего ощущать себя перед враждебным станом готовым к битве. Исторический оптимизм поэта складывается в признании непобедимости народного рвения “за святое дело мертвым лечь”.

Личное отчаяние, прорывающееся в некоторых стихах А. Блока, да и в его прозаических высказываниях и письмах, в цикле “На поле Куликовом” поглотилось величавостью народного дерзания. Мертвенность покоя, покорности оказалась мнимой, ибо извечный бой завещан нам историей. Отсюда во втором стихотворении цикла вещие строки:

За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

Символически напоминают, что Куликовская битва продолжается, а все стихотворение заканчивается драматической строфой: “Я – не первый воин, не последний… История предстала перед взором поэта в неумолимости своего движения сквозь кровь, горе, в героическом подвиге народа. И это ощущение истории как реальности народной жизни и стало формой приобщения поэта ко всеобщему.

В творчестве А. Блока стихи “На поле Куликовом” имели значение огромное. Поэт неоднократно обращался к исторической трагедии разрыва между народом и интеллигенцией. В этой сложной драматической коллизии он не искал однозначных решений. Он наглядно убеждался, что в условиях социальной нищеты происходит разрыв между народом и культурой, что народ – за неграмотностью – не читает выстраданных им книг, а в этом заключена трагедия не только народа, но и самой интеллигенции. Его собственная душевная мука была отражением этой социальной трагедии. В сложной символике цикла стихов, посвященных реальному событию народной истории, лирический герой приобщается к муке и подвигу народа и тем преодолевает свою роковую отчужденность.

Последнее стихотворение цикла “На поле Куликовом” помечено декабрем 1908 года, а несколько раньше, в октябре, Блок создал стихотворение “Россия”, в котором вновь обращается к символической, столь любимой им гоголевской тройке, несущейся по бескрайним просторам России. Но это уже не “птица-тройка”, – Блок увидел стертые шлеи, вязнущие в расхлябанных колеях расписные спицы колес

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви! Вновь все тот же мотив: “О, Русь моя! Жена моя! До боли. “

Причудливо переплетаясь, проходят тоскливая боль о нищете серых изб и преклонение перед женственной тенью:

А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И заканчивается стихотворение воспоминанием о мгновенном взоре из-под платка и осторожной тоске ямщика, песней погоняющего свою захудалую, увязающую в родимой хляби тройку.

В стихотворении “На железной дороге” героиня Блока приобрела необычайную рельефную демократичность. Прекрасная Дама аристократична, она соизмерялась с неоглядностью космоса, Незнакомка прекрасным, но чуждым видением прошла сквозь низменный быт. А девушка на затерянном полустанке – дитя народа, за ее единичной судьбой – множество демократичных судеб. Девушка “в цветном платке” с затерянного полустанка и ратник XIV века, задумавшийся о судьбе родины на берегу Непрядвы, оказались в общем поэтическом цикле, ибо при всем своем различии выражали демократические устремления поэта.

История как проявление роевой жизни народа приобретала в его глазах непоколебимую несомненность. Народен герой Куликовской битвы, он сам говорит о себе: “Я – не первый воин, не последний”, на его плечи пала судьба родины; народен образ блоков-ской девушки – сестры толстовской Катюши Масловой. На ее плечи также пала железная тоска родины. Оба эти образа воплотили и веру поэта, и его же отчаяние, неприятие им ужаса реального исторического бытия.

Историческая ответственность героя совпала с его демократической природой. Это ощущение нового героя и укрепило “могучую тоску” поэта по освежающей грозе, по новой битве у берегов символической Непрядвы, реки национального освобождения. В неправом мире “не может сердце жить покоем”, но не может оно жить и бороться в одиночку, ибо принадлежит народу, народной рати, только и способной вести битву за родину, за мир – достойный человека.

(No Ratings Yet)

Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом”

Другие сочинения по теме:

  1. Цикл “На поле Куликовом” – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей...
  2. У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами,...
  3. Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя...
  4. Блок некогда утверждал, что не будь “Незнакомки” и “Балаганчика”, не было бы написано “Куликово поле”. Кто знает: не будь многолетней...
  5. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды – в 1830-1831 годах было написано “Поле Бородина”, в 1837-м – “Бородино”. Необходимость...
  6. Стихотворение А. А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…”, написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о...
  7. На разных этапах поэтического развития Блока это понятие “лирической величины” изменялось. В стихах “На поле Куликовом” в гениальном озарении предстало...
  8. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
  9. События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Александра Блока. Поэтому был сделан шаг в его движении к народу,...
  10. В цикле “Родина” Блок поместил и стихотворение “На железной дороге” – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной...
  11. “Преображение” – так называется первый послереволюционный сборник поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам автор, но и мир вокруг...

На вопрос Здравствуйте! Помогите пожалуйста найти информацию об истории создания стихотворного цикла А. А. Блока "На поле Куликовом заданный автором Артём лучший ответ это А. А. Блок НАЧАЛ РАБОТУ над циклом «На поле Куликовом» 7 июня 1908 года в ШАХМАТОВЕ. Поэт воспринимает Родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с ним. Он говорит: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой орга¬низм» .
Цикл открывается стихотворением, в котором создан величественный образ России, устремившейся вдаль веков, образ преемственно связанный с необгонимой птицей-тройкой из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»: «Покой нам только снится// Сквозь кровь и пыль… // Летит, летит степная кобылица// И мнет ковыль… // И нет конца! Мелькают версты, кручи…» .
Чуткий слух поэта улавливает рокот грядущего боя, о котором он говорит в пятом стихотворении: «Но узнаю тебя, начало// Высоких и мятежных дней! » Это «начало» заставляет А. А. Блока обращаться к прошлому, в котором он черпает силы для «битвы чудной» за свободу своего отечества. В образе Дмитрия Донского, разгромившего захватчиков, А. А. Блок видит воплощение непобедимости и мужества русского народа, сердце которого закаляется в огне великой битвы: «Над вражьим станом, как бывало, // И плеск и трубы лебедей» .
Куликово поле для А. А. Блока – это конкретное место, где произошло величайшее событие прошлого, и символ, поднимающийся над историческим временем и объемлющий настоящее и будущее России: «И вечный бой! » Отсюда безграничная протяжённость цикла, его временная незавершённость
образ «заката в крови» , - определённый символ, в котором А. А. Блок выразил чувство тревоги о судьбе Рос¬сии: «Долго будет родина больна» .
В 1912 году А. А. Блок СОПРОВОДИЛ стихи этого цикла ПРИМЕЧАНИЕМ, в котором говорилось: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возрождение. Разгадка их ещё впереди».

Ответ от Невролог [новичек]
кто писал тот клитор


Ответ от Георгий Вицин [эксперт]
а вас случайо наизусть учить не заставили А. Блока "На поле Куликовом"?Меня заставили.


Ответ от Выбросить [гуру]
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 годыВ этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведе-ния цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На поле Куликовом".Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла "На поле Куликовом".Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина", например, в стихотворении "Петроградское небо мутилось дождем...":В закатной дали
Были дымные тучи в крови".В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стран


Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение “На поле Куликовом” , в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении “На поле Куликовом” , обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что “долго будет родина больна”, и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: “Я не первый воин, не последний”. При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. “Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар”, – предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. “Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!”, – отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

(No Ratings Yet)

  1. Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле “На поле Куликовом”, написанном в 1908...
  2. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно...
  3. Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка...
  4. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  5. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и...
  6. Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник...
  7. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  8. Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что...
  9. Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
  10. Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его...
  11. Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том,...
  12. Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение “Незнакомка” , написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора....
  13. Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому...
  14. Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников. Блок хотел,...
  15. От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План...
  16. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  17. Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в...
  18. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
  19. Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную...
  20. “Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм...
  21. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая...
  22. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие...
  23. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. БЛОКА Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и...
  24. Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью от того, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в...
  25. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
  26. “Жизнь прожить – не поле перейти”, – говорит народная мудрость. Издавна люди заметили, что не существует тех, кто был бы счастливым во всем. Кто имеет богатство, тот не имеет душевного...
  27. “Родина” или как еще называют это патриотическое произведение “Отчизна”, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году. В этом произведении великий поэт затрагивает тему “Родины”, он не воспевает величие России,...
  28. ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А....
Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее - о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»). Ho содержание его неизмеримо богаче. Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького). Досадное недоразумение! Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого Блока, о соловьевской «вечной женственности».

Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...»

Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется здесь с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ - «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), Ho вот «Ты» здесь:

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

Ho кто же эта загадочная «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Ho бесспорно одно - это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»). В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. «Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:

Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!


He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top