Что изучал мартин лютер. Христианская Онлайн Энциклопедия

Что изучал мартин лютер. Христианская Онлайн Энциклопедия

Этот человек знаменит прежде всего тем, что, даже не подозревая об этом, положил начало преобразованию, реформации религиозного мировоззрения германского народа в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Эти шаги привели Мартина Лютера, а именно о нем идет речь, к созданию абсолютно обособленной ветви христианства – протестантизму - которая сегодня исповедуется по всему миру. Будучи крестьянским сыном, он тяжело трудился, потому пошел учиться, но в один переломный момент понял, что его стезя – путь веры. Давайте разберемся, что это был за человек, как сложилась его судьба и какое наследие он оставил после себя потомкам.

Реформатор Мартин Лютер: биография сына крестьянина, ставшего рудокопом

Главный основоположник такого течения, как лютеранство (немецкий протестантизм), с ранних лет был человеком одаренным и творческим. В среде бюргеров (зажиточных жителей города) было принято давать детям образование. Отец будущего священника после изнурительного труда в медных шахтах разжился и стал считаться обеспеченным. Лютер начал светское обучение, которое закончилось для него принятием монашеского пострига (обета). В будущем он не только ревностно осуществлял все свои обязательства перед Господом, но даже получил сан священника. Все это случилось прежде, чем развращённое католичество, во главе с «первым ростовщиком» папой, стало ему глубоко ненавистным.

В возрасте десяти лет сам будущий монах Мартин Лютер, а также его приятели из горного городка Мансфельда, нашли способ не отправляться на шахты, чтобы подзаработать. Обладая чистыми мальчишескими голосами, они устраивали религиозные песнопения под окнами у зажиточных горожан и в имениях аристократов.

Кратко о немецком благословителе Реформации

С ранних лет Лютер понимал, что все его будущее зависит от Всевышнего. Его вера была чиста и непорочна, как первый снег. Именно потому, он выбрал своей стезей не светскую науку, а именно религиозное учение – теологию. Сперва он активно включился в изучение трудов святого Августина в Виттенбергском университете, одновременно стараясь получить степень доктора.

Поворотным моментом в карьере будущего реформатора стала командировка в Рим. Он отправился туда, даже не представляя себе, чем это может закончиться. Католический клир со всей своей развращенностью и стремлению к обогащению предстал перед ним во всей красе. На то время, кто такой Мартин Лютер, не знал еще практически никто, но вскоре его имя прогремело по всему миру.

В семнадцатом году шестнадцатого века папа Лев Х выпустил специальную буллу о продаже индульгенций (грамота с отпущением грехов), чего молодой монах уже не мог вынести. Он открыто выступил с жесткой критикой понтифика. Это вызвало в религиозной верхушке разброд умов, а закончилось преданием ученого анафеме (отлучение от церкви).

Возможно, проведенные в нищете и лишениях годы в ордене Августина, отложились в душе Лютера. Он призывал полностью отказаться от поклонения иконам, реликтам, святым и отверг доктрину Благодати. Более того, он не побоялся откровенно обвинить папу в ереси, за что и схлопотал самое страшное на то время наказание.

Всей своей жизнью этот расстрига-инок (он женился, вопреки обету) оказал такое влияние на христианство в целом, что последствия этого потомки видят сквозь прошедшие годы. Европа разделилась на два лагеря, там возникла альтернатива «загнивающему» католицизму, и это было, как глоток свежего воздуха после затхлых подземелий.

Семья будущего монаха

Отец реформатора, Ганс Лютер, родился в одной из немецких деревенек в семье крестьянина в пятьдесят девятом году пятнадцатого века. Семейство было многодетным и чрезвычайно бедным, потому из двенадцати ребятишек выжил лишь один. Обнищав до крайности, выбившись из сил, его родители решили перебраться в городок Лютерштадт-Айслебен в земле Саксония-Анхальт. Там были старые медные рудники и считалось, что каждый может заработать в шахтах на всю жизнь.

Труд был адский, условий никаких, проживать приходилось в бараках, а питаться как придётся, зато платили действительно по-королевски. Вскоре повзрослевший Ганс женился на простой и спокойной девушки Маргарите, которая десятого января 1483 года произвела на свет младенца. Мальчик был назван в честь деда по отцовской линии Мартином, тем более что на следующий день отмечался праздник одноименного святого.

После рождения малыша семейство решило переехать в небольшой, но живописный городок Мансфельд, где Лютер уже считался зажиточным человеком (бюргером). Заработанный собственными руками достаток отложился на самом Гансе, его супруге, а также маленьком Лютере. Праздность никогда не была в чести в этом семействе. Мальчишка, собрав таких же, как и сам сорванцов, ходил петь церковные хоралы для тех, кто готов был расплачиваться звонкой монетой за их ангельские голоса.

Детство и юность немецкого богослова

Ранняя характеристика Мартина Лютера свидетельствует о его склонности интересоваться вопросами религии и веры. В возрасте четырнадцати лет подростка решено было определить в школу, но не куда-нибудь, а в столицу земли Саксонской – город Магдебург. Там он поступил в школу францисканского ордена, который славился своим аскетизмом и воздержанностью. Через четыре года обучение было завершено, но родители настояли, чтобы сын отправился в Тюрингию в город под названием Эрфурт, где базировался университет. Отец желал видеть отпрыска юристом, не беспокоящимся о завтрашнем дне.

Прежде чем получать знания в правоведении, каждый абитуриент должен был пройти так называемый курс семи вольных искусств или наук. Они рассматривались, как подготовительная подоплека для постижения более серьезных дисциплин. Обучение включало в себя логику (диалектику), астрономию, физику, риторику, а также геометрию, и длился ровно четыре года.

К юридическим знаниям удалось подступиться только в пятом году шестнадцатого века. Приблизительно в то же время близкий приятель Лютера, Иоганн фон Штаупиц, стал викарием в Августинском ордене. Это произвело на парня неизгладимое впечатление. К огромному удивлению родителей, вскоре их сын тоже принял монашество, чем разочаровал отца до глубины души. Через год его пожаловали саном священника и окончательно должен был быть потерян для мира.

Конфликт с посредниками Бога: правдивый рассказ про Мартина Лютера

Этому человеку не было свойственно останавливаться на половине пути или возвращаться с намеченной дороги. Он решил посвятить жизнь изучению вопросов религии и веры и выполнил это, даже вопреки воле родителей. В восьмом году молодого священника командировали в Галле-Виттенбергский университет, который сегодня носит его имя, для преподавательской работы. Там он впервые с превеликим интересом ознакомился с трудами того самого святого Августина, в честь которого и был наречен орден. Он преподносил вечные истины студентам, но в то же время учился сам, приобретая новый багаж знаний, а заодно понимание несовершенства мира и собственной греховности.

Стоит узнать

В 1511 году священника, будущего доктора теологических наук и богослова, Мартина Лютера, послали в средоточие веры – древний город Рим. Он отправился туда решить организационные вопросы, но в итоге был просто поражен тем, что увидел. Духовенство высшего «эшелона» погрязло в разврате, чревоугодии, мздоимстве и прочих смертных грехах, да так, что и «макушки иных уже не торчали наружу». Согласно запискам самого Лютера в 95 положениях, все это свидетельствовало о разложении католицизма изнутри.

Индульгенции, суть тезисов и неминуемая анафема

С октября семнадцатого года папа Лев Десятый решил выстроить новый, помпезный и роскошный храм, но средства на это из собственного кармана тратить ему не очень хотелось. Потому он придумал действительно гениальный ход – выпустить специальную буллу (папский указ со свинцовой печатью), в которой разрешает продажу индульгенций (прощение грехов) за деньги. Фактически это было возможно и ранее, но не так откровенно, с дополнительными епитимьями (длительными молитвами, постами).

Это не могло не «взбесить» истинно религиозного персонажа. Что сделал Мартин Лютер, увидев такое вопиющее пренебрежение канонами веры? В октябре того же года он изложил все свои соображения по поводу происходящего на бумаге в 95 тезисах и даже отправил их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а те уже «донесли» папе.

Это было не в новинку, индульгенции многие критиковали, однако тут священник вменял в вину понтифику не только нарушение законов человечности, но и прямой срыв церковных догм. В своих записях он говорил, что таинство прощения и отпущения грехов не может быть ограничено причастьем, а длится всю человеческую жизнь. Именно этими тезисами он подстегнул скорейший раскол христианства на романский католицизм и германский протестантизм. Реакция не замедлила проявиться – спустя три года папа Лев Х своим высочайшим указом отлучил Лютера от церкви, предав анафеме.

Борьба с папским засильем

Чтобы лучше разобраться, кем был Мартин Лютер, следует выяснить, как он отреагировал на это действительно страшное, а для многих и смертельное событие. Папскую буллу Exsurge Domine он публично сжег, разведя огромный костер во дворе родного Виттенбергского университета. Он откровенно шел на любой диалог, посетил организованный ради него Лейпцигский диспут, а затем и инициированный королем Карлом V Габсбургом Вормсский рейхстаг, где откровенно делился собственными богословскими взглядами.

  • Основными принципами спасения священник считал только Писания, веру и истинную благодать (sola fide, sola gratia et sola Scriptura). Он первым объявил, что человеку для общения с Богом не нужны никакие посредники (епископы, церкви), а также призвал божью благодать и на мирские дела, а не только на религиозные. Главным можно считать посыл, что спасение может быть дано исключительно через веру, но никак не через церковь.
  • После рейхстага у короля, Лютера признали еретиком, но потом, по пути оттуда, его выкрали и заперли в замке Вартбург. Там он начал собственный перевод Библии на немецкий язык, не без помощи друга и соратника Каспара Круцигера. Считается, что мужчинам в этом огромном старинном сооружении являлся (мерещился?) сам Сатана.
  • К этому же и более позднему периоду относится составление немецкого репертуара протестантов для религиозных песнопений. Ведь не важно, на каком языке проводится богослужение, главное, чтобы исходили мотеты (лат. motetus) и хоралы из самых глубин сердца.
  • Регулярно можно было услышать выступления Лютера, идущие вразрез с антагонистами Реформации. К примеру, он часто бывал в Йене. Там весной тридцать второго он произнес горячую речь в храме святого Михаила, адресованную врагам.

Громкий, рокочущий и не терпящий никаких отговорок протест Мартина Лютера, реформатора и подвижника, до неузнаваемости изменил старую Европу, разделив ее на две противоборствующие части. Великий немецкий историк, социолог и философ, мастер политэкономии Максимилиан Карл Эмиль Вебер утверждал, что именно проповедь этого человека дала толчок зарождению капитализма и Нового времени, что стало связующим звеном меж Средневековьем и Новейшей историей.

Примечательно, что, согласно социологическим опросам, именно Лютер стоит на втором месте в рейтинге самых великих немцев, чуть уступив федеральному канцлеру двадцатого века Конраду Аденауэру и слегка обогнав идеолога коммунизма Карла Маркса. Нельзя обойти вниманием и еще один момент – антисемитизм Мартина, который многие нашли в его труде «О евреях и лжи». Некоторые считают, что это было просто веянием времени, но другие, к примеру, известный немецкий писатель и социолог Даниель С. Грубер, называют этого человека чуть ли не теологом Холокоста. Даже Адольф Гитлер печально известную «Ночь разбитых витрин» («Хрустальную ночь») посвятил Мартину Лютеру.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги - это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Мартин Лютер – глава Реформации в Германии, христианский богослов, основоположник лютеранства (немецкого протестантизма); ему принадлежит заслуга перевода на немецкий язык Библии и утверждения норм общенемецкого литературного языка. Появился на свет в Саксонии, г. Айслебен, 10 ноября 1483 г. Отцом его был владелец меднорудных разработок и плавилен, выбившийся «в люди» из рудокопов. В 14 лет Мартин поступил в марбургскую францисканскую школу. Выполняя волю родителей, юноша поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, чтобы получить высшее юридическое образование. Пройдя курс «свободных искусств» и получив в 1505 г. степень магистра, Лютер начинает изучать юриспруденцию, однако гораздо больше его увлекает богословие.

Проигнорировав мнение отца, Лютер, оставаясь в том же городе, уходит в монастырь ордена августинцев, где принимается за изучение средневековой мистики. В 1506 г. он становится монахом, в следующем году его посвящают в священники. В 1508 г. Лютер прибывает в Виттенбергский университет для чтения лекций. Чтобы стать доктором теологии, он параллельно учился. Отправленный в Рим по поручению ордена, был сильно впечатлен развращенностью римско-католического клира. В 1512 г. Лютер становится доктором богословия и профессором. Преподавательская деятельность сочеталась с чтением проповедей и выполнением роли смотрителя 11 монастырей.

В 1517 г., 18 октября, выходит папская булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. 31 октября 1517 г. на дверях Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывешивает сочиненные им 95 тезисов, критикующих католическую Церковь, отвергающих ее главные постулаты. Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество, авторитет папских декретов. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против общественного строя, с которым он был единым целым.

Лютера вызвали в Рим на церковный суд, однако, чувствуя общественную поддержку, он не поехал. В 1519 г. в ходе диспута с представителями католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. Лютера предают анафеме; в 1520 г. он во дворе университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело всей нации - борьба с папским засильем. Позднее, в 1520-1521 гг., с изменением политической обстановки, его призывы становятся менее радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу, которая совместима с несвободой телесной.

Поддержку Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 гг. Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке Вартбург. В это время он начинает переводить на родной язык Библию. В 1525 г. Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню, которая родила ему шестерых детей.

Следующий период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний, требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.

Биография из Википедии

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он работал на медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1525 году Ганс завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было купить поместье с землями, лугами и лесом.

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.

В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте.

Есть несколько объяснений этого неожиданного решения. Согласно одному, угнетённое состояние Лютера вследствие «осознания своей греховности». Согласно другому, однажды он попал в сильную грозу, и впоследствии вступил в Августинский орден. За год до этого должность викария Ордена получил Иоганн Штаупиц, впоследствии друг Мартина.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые познакомился с работами Блаженного Августина . Среди его учеников был Эразм Альберус.

Лютер преподавал, а также учился для получения степени доктора теологии.

В 1511 году Лютера послали в [Рим] по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско-католического клира.

В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии. После этого он занял должность преподавателя теологии вместо Штаупитца.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии неопределенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли большую роль в формировании его взглядов. В 1509 году он читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-1515 годах - о псалмах, в 1515-1516 годах - о послании к Римлянам, в 1516-1518 годах - о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию. Он не только преподавал, но и был смотрителем 11 монастырей. Он также проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-1519 годах.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении души, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций.

Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенций рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения.

Слух о тезисах распространяется молниеносно, и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на расправу с Яном Гусом, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда папа Лев X предаёт Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.

Император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума - ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, - совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь». Первые издания речи Лютера содержат также слова: «На сём стою и не могу иначе», но в документальных записях заседания этой фразы не было.

Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург; некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол, но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер.

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.

Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон.

Лютер неоднократно появлялся в Йене. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила. выступая против убеждённых противников Реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви.

Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская Библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города.

Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

В 1546 году курфюрст Иоганн Фридрих I сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта статую для могилы Лютера в Виттенберге. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия была на хранении в замке Веймара. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету.

Богословские взгляды Лютера

Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только верой, только благодатью и только Писанием). Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. 3:11 «Праведный верою жив будет», а также Еф. 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.

Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он выступает против догмата Божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая Божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Согласно Лютеру, «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534).

Историческое значение деятельности Лютера

Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры - реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии (первое место получил Конрад Аденауэр, третье - Карл Маркс).

Лютер не только испытал влияние культуры Возрождения, но в борьбе с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный главным образом Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522-1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка. В этой работе ему помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.

Лютер и антисемитизм

Антисемитизм Лютера понимают по-разному. Одни считают, что антисемитизм был личной позицией Лютера, которая не повлияла на его теологию и была всего лишь выражением духа времени. Другие, как, например, Даниэль Грубер, называют Лютера «теологом холокоста», полагая, что мнение основателя конфессии не могло не повлиять на еще достаточно не окрепшие умы верующих и даже могло способствовать распространению нацизма среди лютеран Германии.

В начале проповеднической деятельности Лютер был свободен от антисемитизма. Он даже написал в 1523 году памфлет «Иисус Христос родился евреем».

Лютер осуждал евреев, как носителей иудаизма, за отрицание Троицы. Поэтому он призывал изгнать их и разрушить синагоги, что вызвало симпатии Гитлера и его сторонников. Даже так называемую Хрустальную ночь нацисты называли празднованием дня рождения Лютера.

Лютер и музыка

Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).

Лютер - автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов», выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus. Кто неспособен оценить Божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья». Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.

В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом:

Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор [клириков].

Formula missae

Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии - как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:

Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений <…> и напечатали некоторые из них в этой книжице, <…> но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.

Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера, вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524). В предисловии к нему Лютер писал:

То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. <…> Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. <…> Они положены на четыре голоса потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки (bul lieder und fleyschliche gesenge) и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью.

Хоралы, которые традиция приписывает Лютеру, вошли и в другие первые сборники (одноголосных) церковных песен протестантов, которые были напечатаны в том же 1524 году в Нюрнберге и в Эрфурте.

Автограф знаменитой церковной песни Мартина Лютера «Ein" feste Burg»

Известнейшие хоралы, сочинённые самим Лютером - «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь наш - оплот», сочинён между 1527 и 1529) и «Vom Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»; в 1535 сочинил стихи, подложив их под шпильманскую мелодию «Ich komm’ aus fremden Landen her»; в 1539 сочинил к стихам собственную мелодию).

Всего Лютеру приписывают сочинение около 30 хоралов. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику) - в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил.

Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера, - «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525-1526). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой.

Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа.

Лютер в искусстве

  • «Лютер» (Luther, Германия, 1928);
  • «Мартин Лютер» (Martin Luther, США 1953);
  • «Лютер» (Luther, США-Канада, 1974);
  • «Мартин Лютер» (Martin Luther , Германия, 1983);
  • «Мартин Лютер» (Martin Luther, Великобритания, 2002);
  • «Лютер» (Luther ; в российском прокате «Страсти по Лютеру», ФРГ, 2003). В роли Мартина Лютера - Джозеф Файнс.

В скетче британской комик-труппы «Монти Пайтон» персонаж по имени Мартин Лютер был главным тренером футбольной сборной Германии, игроками которой были представлены другие известные немецкие философы.

Биография Мартина Лютера послужила сюжетом для концептуального альбома музыканта Нила Морза «Sola Scriptura», работающего в стиле прогрессивного рока.

В 2010 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль установил на главной рыночной площади Виттенберга в Германии 800 скульптур Мартина Лютера.

Сочинения

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520), 6 сентября.
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке (перевод на немецкий язык) (1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Издания сочинений Лютера

Tomus secundus omnium operum , 1562

  • Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. 65 Bde. Weimar: Bohlau, 1883-1993 (лучшее издание трудов Лютера, считается нормативным для исследователей наследия Лютера).
  • Luther’s Work. American Edition. 55 vls. St. Louis, 1955-1986 (перевод трудов Лютера на англ. язык; издание не окончено).
  • Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526. - Харьков, 1994.
  • Лютер М. Перевод Библии. 1534. переиздана 1935 (на немецком).
  • Лютер М. Избранные произведения. - СПб., 1994. 2 изд. - СПб., 1997.
  • Лютер М. 95 тезисов. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении Лейбниц, Гегель , К.Фишер о Боге, философии религии и Реформации]. - СПб.: Роза мира, 2002.
  • Лютер, М. О свободе христианина. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении разл. авторы о Лютере и о Реформации в Европе]. - Уфа: ARC, 2013. - 728 с.

(1483-1546) немецкий священник, общественный деятель

Мартин Лютер был немецким священником, который возглавил движение немецких протестантов.

Протестантами называют тех христиан, которые не относятся ни к католической, ни к православной церкви. Это движение возникло в Германии в 1529 году. Оно выражало недовольство самых разных слоев немецкого общества католической церковью, занимавшей в стране господствующее положение.

Предки Лютера были крестьянами, и от них он унаследовал такие черты характера, как сильная воля и упорство в отстаивании своего мнения. Мартин Лютер не только умел говорить с простыми людьми, но и хорошо писал на языке народа, и его перевод Библии на немецкий язык сразу же стал очень популярным благодаря простоте и доходчивости. Вместе с тем он был одним из образованнейших людей XVI века. Вот почему он сумел найти себе союзников и среди широких народных масс, и среди немецкой аристократии.

Свою деятельность Мартин Лютер начал еще монахом. В 1507 году он стал священником и начал преподавать теологию в университете города Виттенберга в Саксонии. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы, на которых написал 95 возражений против учения католической церкви.

Прежде всего он протестовал против права Папы Римского прощать грехи за деньги. Между тем продажа индульгенций, подтверждающих отпущение грехов, была важной статьей дохода католической церкви. Мартин Лютер также утверждал, что большинство священнослужителей забыли об учении Христа и заботятся только о личном обогащении.

Он также верил, что учение Господа основывается только на Библии и огромное количество богословских книг лишь затуманивает его. Истинный христианин, утверждал Мартин Лютер, должен изучать только Библию, а произносить определенное количество молитв и совершать постоянные церковные обряды вовсе не обязательно. Бог находится внутри каждого человека, и главное - искренне верить в него. Все это означало, что огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имеет особого значения и лишь мешает верующим.

Священник же мог носить обычную одежду, имел право жениться и ничем в принципе не отличался от обычного человека. По мнению Мартина Лютера, пышные одежды священнослужителей, сложные обряды, золотые иконы лишь отвлекают верующих от их главной задачи - общения с богом. Даже само здание церкви должно было выглядеть просто.

Конечно, все это вызвало гнев католического духовенства и навлекло на Лютера неприятности. Вначале его убеждали отречься от своих взглядов, но он стоял на своем. Тогда Папа перешел от слов к делу. В 1520 году Мартин Лютер был отлучен от католической церкви и объявлен еретиком. Но он не подчинился решению Папы и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре.

В следующем году король Карл V распорядился, чтобы Мартин Лютер предстал перед специальным собранием всех немецких кардиналов в Вормсе. Когда он явился в Вормс, от него вновь потребовали отречься от своих взглядов. Но, несмотря на то, что сам император обвинял его, Лютер не отказался от своих убеждений. Император хотел арестовать его, но на защиту Лютера встали рыцари. Тем не менее священник находился в постоянной опасности, над ним нависла угроза смертной казни.

Однако, к счастью для него, курфюрст Саксонии защитил его, к нему присоединились и некоторые другие немецкие кардиналы. В учении Мартина Лютера они увидели путь к достижению независимости от власти не только Папы, но и короля. Вот почему власти Саксонии не только помогли ему бежать, но и укрыли его от преследователей. Находясь в одном из замков курфюрста Саксонии, Лютер перевел на немецкий язык Библию. Остаток жизни он посвятил тому, что преподавал богословие и писал свои сочинения. Впоследствии он женился и создал большую семью.

Выступление Мартина Лютера было началом Реформации - борьбы за переустройство церкви. В этом движении участвовало множество горожан, крестьян, рыцарей и некоторые князья. Они хотели сократить поборы на содержание духовенства, сделать церковь более дешевой. Феодалы же стремились отобрать богатства и земли у монастырей.

Крестьяне и городские бедняки не только поднимались на борьбу с католической церковью, но и хотели избавиться от всех угнетателей. Это была народная Реформация, и она вскоре переросла в крестьянскую войну. Ее возглавил священник Томас Мюнцер. Но Лютер последовательно призывал к миру и подчинению властям. Он считал, что истинно верующие должны подчиняться любой власти.

Еще при жизни Мартина Лютера его последователи (получившие название лютеране) образовали новую, протестантскую церковь, которая отделилась от католической. Она заняла господствующее положение в Германии, Австрии и странах северной Европы.

В 16 веке назревала в Германии реформационная деятельность. Власть духовенства была подавляющей, она оказывала влияние на все сферы жизни общества и государства. Реформация вылилась в крестьянскую войну 1524 – 1526 годов. В этой обстановке и протекала деятельность Лютера, давшего толчок к началу движения.

Мартин Лютер был выдающимся политиком и богословом своего времени. А основы его учения дали начало германскому протестантизму, расколовшегося впоследствии на еще несколько религиозных ответвлений.

Родился Лютер в Эйслебене в ноябре 1483 года. В 1505 году он заканчивает университет в степени магистра. Затем он уходит в эрфрутский монастырь. Спустя три года, он становится лектором в Виттенбергском университете. А с 1512 Лютер стал доктором богословия.

Тогда он и начинает распространять свое учение. Знамениты в истории протестантства его «95 тезисов». В основу его учения легла идея независимости светского общества и государства от духовенства. Лютер утверждал, что для приближения к Всевышнему не нужен никакой посредник, в качестве которого и выступали церкви. Он отрицал весь существовавший на то время католистический уклад и все его догматы. За духовенством он оставлял лишь роль наставничества, призывая к борьбе против папской тирании. Отрицая необходимость посредничества между Богом и людьми в лице церковнослужителей, он отдавал большую роль мирскому быту, выделяя его как довольно важную сторону христианского существования.

В своем «Обращении к христианскому дворянству», Лютер провозглашает важным делом своей нации борьбу с папской тиранией. Все эти его догмы были восприняты народом как сигнал к действиям против существующего католического строя.

Однако, вскоре Мартин осознает, что движение Реформации вышло за свои пределы. Его вызывают на суд в Рим. Туда появится Лютер отказался. А вскоре сжег прилюдно и папскую бумагу о отречении его от церкви. Потом придется искать ему защиты у дворянства. Какое-то время Лютер скрывался в замке Фридриха Саксонского. Но, теперь он несколько пересмотрел свои радикальные позиции и говорил о том, что все пропагандируемое им ранее должно ограничиваться духовными рамками.

А реформационная деятельность, тем временем, шла своим чередом, вылившись в крестьянские восстания и войну. Лютер призывал к отказу от столь агрессивных действий и во время войны выступал за жесткое наказание бунтарей.

Помимо того, что дано было Лютером начало целого нового религиозного течения и начало Реформации в Германии, не малое он оставил наследие для потомков. Большой его заслугой считается перевод им на немецкий Библии. Также, внес он изменения и в образовательную сферу Германии. Утверждены и обобщены были им литературные языковые нормы.

Ушел из жизни Мартин Лютер 18 февраля 1546 года. Смерть настигла его в том же городе, в котором и появился он на свет.

О его жизни с интересными фактами

Интересные факты и даты из жизни

Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

Происхождение

Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку - вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа. О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние - более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям. А главное - смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

Несостоявшийся юрист

Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

Монах

Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным - человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

Доктор теологии

Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина - христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление - в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

Теория Лютера

С 1515 года он уже не только преподавал - под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла. Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов "первоверховного" апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость - такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу "95 тезисов". Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление "95 тезисов" и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании "95 тезисов" Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное - такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику - это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Вызов католической церкви

Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар - публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. "На сем стою и не могу иначе" - это слова из речи Мартина Лютера.

Перевод Библии

В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского. Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол. А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

Проповеди

В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене - немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

Личная жизнь

Мартин Лютер был личностью неординарной. Много лет он посвятил служению Богу, но полагал, что на продолжение своего рода имеет право каждый. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Они поселились в заброшенном монастыре августинцев. У Лютера было шестеро детей, но об их судьбе ничего не известно.

Роль Мартина Лютера в истории

Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял

Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его "теологом холокоста".

В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал "Иисус Христос родился евреем". Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

Память

Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. "Лютер" - совместный проект США и Германии.

Мартин Лютер Кинг

Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма - общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top