Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования. Мировоззрение, его виды и формы: с какой колокольни мы смотрим на мир

Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования. Мировоззрение, его виды и формы: с какой колокольни мы смотрим на мир

Люди всегда очень активно интересовались процессами обустройства окружающего их мира. Человек стремился определить своё место в нём, разобраться в том, кто ему друг, а кто враг. Благодаря такому мировосприятию удавалось определить для себя самое главное – жизненную позицию, с выделенной линией поведения, а также общим стремлением проявлять какие-то действия.

О мировоззрении человека

Человек способен к мышлению, рассуждению и как следствие к прогнозированию. Мы наверняка знаем, к чему приведут те или иные действия, в процессе реализации своих основных целей. Этим занимается миропонимание, ряд природных инстинктов, в частности практическая деятельности и научная позволяют формировать систему оценок и взглядов и в дальнейшем осуществлять образное представление о мире вокруг нас. Ключевыми функциями мировоззрения можно назвать организацию, осмысление и целенаправленность каждого отдельного человека. Это говорит о том, что мировосприятие определяется во многом жизненной позицией, которую занял человек, убеждения и рядом морально-этических ценностей. Многих волнует вопрос, как же осуществляется формирование мировоззрения?

На самом деле общая картина складывается благодаря воспитанию, процессу обучения, а также социализации в обществе в целом. Можно смело говорить о том, что формирование мировоззрения очень медленный процесс, который включает в себя множество различных ступенек. У молодых людей отсутствует опыт и необходимые знания, поэтому и мировоззрение у них неустойчивое. Это очень лёгкая «добыча» для представителей различных религий, политиков и т.д. Человек по мере своего взросления начинает постепенно интересоваться разными вещами, теориями и в конечном итоге закрепляется его система ценностей, которая также определяет поведение индивида и подталкивает его к активным действиям.

Классификация форм и видов

Можно выделить всего несколько ключевых компонентов, которыми характеризуется мировосприятие:

  • знания. Их делят на две подкатегории: практические и профессиональные. Это фундаментальный и первый элемент любого мировоззрения. Говорят, чем обширнее круг знаний, тем твёрже у человека его жизненна позиция;
  • проявление чувств. Дело в том, что различные виды мировоззрения проявляют себя по-разному и зависит это по большей степени от так называемой субъективной реакции индивида на раздражители. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, либо же нейтральной. Тут особое значение имеет психологическое состояние человека и можно смело выделить особый нравственный вид, под названием долг и ответственность;
  • ряд ценностей. Мировоззрение напрямую связывают с другими ценностями. Они могут быть как полезными, так и вредными, однако сам процесс восприятия происходит через призму интересов человека;
  • совершенные поступки. Их тоже можно поделить на две большие категории, то есть плохие и хорошие. Обычно на практике человек начинает активно проявлять собственные идеи и взгляды продвигать;
  • характер. Он выражаемся в вере, сомнении и воли, и на основании этих трёх китов человек в дальнейшем принимает стратегически важные решения, формируется уверенность в себе, а также уровень самокритичности либо повышается, либо же наоборот, понижается;
  • ряд убеждений. Они могут быть волевыми и твёрдыми. Обычно в это понятие включают как общественные взгляды, так и личностные, которые выступают так называемым двигателем жизни, а также его основой.

О философском мировоззрении

Его называют системно-теоретическим и всё потому, что оно берёт своё начало от мифологического мировосприятия. В основу мифа всегда положены чувства и эмоции, и благодаря философии есть возможность использовать ряд доказательств, а также логику. Эта философия зародилась много столетий назад на территории Греции. Древней Индии и Китая. При этом существует особый тип мировоззрения, который позволяет доказать, что может также существовать нечто вне философии, и сама эта наука формирует мировоззрение. Не зря ведь философское знание принято считать и называть элитарным, и оно не всем доступно, лишь умные люди, способные мыслить могут им увлечься и его понять.

Религиозное мировоззрение

Обычно возникает оно на базе так называемого мифологического и основывается на вере человека в существовании сверхъестественных сил. Дело в том, что по мере развития и появления различных религиозных течений они постепенно уходили в небытие и благодаря своим многочисленным мифологическим чертам остались лишь так называемые жестокие догмы, а также система моральных заповедей. Этот тип включает в себя зависимость от высших сил и в основе его лежит страх перед неизвестным. Целостное оно формировалось исключительно благодаря возникновению непререкаемой системы заповедей, которая определяет святость и греховность различных поступков и умыслов.

Мифологическое мировоззрение

Данный тип мировоззрения начал сформировываться во времена первобытно общинного строя, когда в основу легло восприятия мира. Дело в том, что сама по себе мифология очень тесно переплетается с языческими верованиями и различными мифами, в которых одухотворяли явления и материальные предметы. Подобное мировоззрение замешано на профальном и сакральном, и в основе его лежит не что иное, как вера. Согласно традициям есть возможность подняться до уровня бога последователю такого интересного мировоззрения. И каждый из сложившихся мифов был полезен с практичной точки действия, так как он побуждал уверенно идти вперёд.

Научное мировоззрение

Данный тип мировоззрения выступает противоположностью религиозному и мифологическому. Благодаря научной картине мира создано было представление о том, что всё вокруг имеет свою закономерность и определяется законом. Основными типами мировоззрения выступает так называемое рациональное и наука активно развивается только благодаря решению практичных задач.

Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.

Как устроен мир?

Каково место человека в мире?

Что такое сознание?

Что есть истина?

Что такое философия?

В чём счастье человека?

Это мировоззренческие вопросы и основные проблемы.

Мировоззрение - это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

Существует три формы Мировоззрения:

1. Мироощущение: - эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.

2. Мировосприятие: - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.

3. Миропонимание: - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики.

Существует три исторических типа мировоззрения - это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

Исторические типы мировоззрения

Обыденное мировоззрение

Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение - это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них - неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения - его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф - т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

Мифологическое мировоззрение

Первой формой мировоззрения исторически считается мифология.

Мифология - (с греческого - предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной, формой мировоззрения.

Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен мир в целом, объяснить различные явления природы, общества в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.

Основные темы мифов:

· космические - попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;

· о происхождении людей - рождении, смерти, испытаниях;

· о культурных достижениях людей - добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.

Таким образом, мифы имели в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств.

Основными функциями мифом считалось, что с их помощью прошлое связывалось с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия ценностей, поощрялись, определённые формы поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф представляет собой не первоначальную форму знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф считается как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании, мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее - с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всём протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И всё-таки надо их знать - они составляют значимый факт культуры.

Религиозное мировоззрение

Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий:

1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель - Будда. В центре - учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории;

2. Христианство - 1 век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;

3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель - Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед - посланник Аллаха. Основные ветви Ислама - суннизм, шиннизм.

Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию. Религиозное мировоззрение более совершенно, чем мифологическое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

В наше время религия играет не малую роль, стало больше открываться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они лояльно относятся друг другу, идут на компромисс. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.

Немецкий теолог Г. Кюнг считает, что религия имеет будущее, ибо:

1) современный мир с его непосредственностью не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом;

2) трудности жизни ставят этические вопросы, перерастающие в религиозные;

3) религия означает развитие отношений к абсолютному смыслу бытия, а это касается каждого человека.

В результате изучения материалов по данной теме «Мировоззрение и его исторические типы» можно сделать следующие выводы:

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Мировоззрение меняется синхронно вместе с окружающим миром, но основные принципы остаются неизменными.

    Как относятся философия и мировоззрение?

Мировоззрение - понятие более широкое, чем философия. Философия - это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.

Платон писал - «Философия - это наука о сущем как таковом». По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г. Гегель).

Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э.

В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), - это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?

Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.

В философии выделяются две сферы деятельности:

· сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);

· сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).

Основные философские вопросы - это

1. что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;

2. вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;

3. познаваем ли мир и если да, то в какой степени.

Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:

· Материализм - первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым - сознание;

· Идеализм - дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется:

1. Субъективный идеализм - мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);

2. Объективный идеализм - Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный «Мировой дух», абсолютная идея.

Последовательный субъективный идеализм неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению - солипсизму.

Солипсизм - это отрицание объективного существования не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное моё ощущение).

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь.

При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:

1. познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:

· Материализм - объективный мир познаваем и это познание безгранично;

· Идеализм - мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».

2. познаваемого пессимизма, из которого вытекают:

· агностицизм - мир полностью или частично не познаваем;

· скептизм - возможность познания объективной действительности сомнительна.

Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно - умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она - царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.

Высказывание Эпикура, из письма к Менекею: «…Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией…»

Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Тест (выбрать правильный ответ)

    Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в …

Б. Греции.

    Что не свойственно мифологическому мировоззрению?

В. Сциентизм

    Французский философ О. Конт выделил три последовательные формы мировоззрения:

В. Теологическую, метафизическую, позитивную(или научную)

    Феномен «сердца» относится к …

В. Научному мировоззрению

    Что не является характеристикой философского мировоззрения?

Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?

Характеристика мировоззрения

Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.

Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

Право на мнение

Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.

Понятие, типы, уровни

Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.

Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности - это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Мировосприятие

Компонент нашего мировосприятия - это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, - совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.

Миропонимание

Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.

Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.

Элементы мировоззрения

В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).

Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.

Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.

Еще одна составляющая формирования мировоззрения - это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика - критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.

Виды мировоззрения

В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.

Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.

Типы мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.

Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, - это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Религиозный тип

Второй тип - это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.

Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.

Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.

Философский тип

Третий тип мировоззрения - философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.

Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.

Можно ли поменять мировоззрение?

Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение - как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.

Мировоззрение в ХІХ веке

После распада СССР многие люди испытали ми ровоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: "Жизнь - удовольствие". Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.

Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения - залог понимания информации.

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира : 1) познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность, получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется. 2) эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) 3) чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) 4) мировоззрение 5) направленность личности.

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения : 1) Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.

2) Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

3)Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость. Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки- К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Мировоззрение - 1) совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения. 2) это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире. 3) система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Субъекты мировоззрения: - отдельный человек; - группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); - общество в целом.

Мировоззрение решает три основных вопроса: - отношение человека к миру в целом - познание и преобразование мира - общество в целом.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, установки, идеи.

Мировоззрение включает компоненты (формы мировоззрения):

  • 1. Мироощущение - эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • 2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) - мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • 3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • 4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • 5. Менталитет - 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности -- родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Типы мировоззрения:

Обыденное.

Мифологическое.

Религиозное.

Философское.

Обыденное (стихийное):

Источник: личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью.

Простейший вид мировоззрения, основа формирования более сложных видов мировоззрения

Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы; (+)

формируется в процессе личной практики (+)

складывается стихийно, на основе жизненного опыта (+)

широко распространено (+)

мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией (-)

неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний (-)

порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей

носитель - средний человек, имеющий стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Часто это человек толпы.

Такое мировоззрение должно служить отправное точкой.

Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения.

По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми.

По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф.

Мифологическое:

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Причины возникновения: 1) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной; 2) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Мифологическое мировоззрение - это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. (Дескриптативность -- стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур -- герои и боги в виде особых людей.)

Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.

Характерная черта - антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т. п.

Важнейшая особенность - отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. (Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.)

Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае, оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность.

Мифологическое мировоззрение - форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним.

Функции мифологического мировоззрения: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа.

Причины возникновения:

  • * недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
  • * развитие способности человека к абстрактному мышлению;
  • * усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм -- религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование (-)

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель -- Будда. В центре -- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство -- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак: вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель -- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед -- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама -- суннизм, шиннизм.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея, сознание.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований: - Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. - Они близки по форме отражения. Они обе - духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты. - Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами).

Основа: рационально обработанный опыт; основывается на современных достижениях научного познания мира.

Причины возникновения: научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д.

Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания:

опирается на достижения науки (+);

включает научную картину мира (+);

обобщает итоги человеческого познания (+);

тесно связано с практической деятельностью людей (+);

реальность содержащихся целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей (+);

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места (-).

Наука мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как:

  • 1. она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения)
  • 2. любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Научное мировоззрение - это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки.

Философское:

Основа: разум, обращенный к самому себе.

Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе.

Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику.

Философия и основанное на ней мировоззрение: 1. несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий, 2. стремится познать истину бытия, 3. благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления.

Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности.

В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать.

Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

Ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Отражение мира в системе понятий

Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

Философский метод познания - это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.

Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира.

мировоззрение философия религия вера




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top